Вассерман каспар хаузер краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

У главного героя романа "Каспар Хаузер" был прототип — реально существовавший человек, о котором много писали и говорили во всей Европе. Он объявился вдруг в 1828 г. в Нюрнберге, этот юный незнакомец лет шестнадцати или семнадцати, чье прошлое было окутано тайной и чья недолгая жизнь вскоре была насильственно прервана.

Роман начинается с описания событий в Нюрнберге летом 1828 г. Жители города узнают, что в крепостной башне под стражей содержится юноша лет семнадцати, который ничего не может о себе рассказать, так как говорит не лучше двухлетнего ребенка, принимает от стражников только хлеб и воду и ходит с большим трудом. На листе бумаги он смог написать свое имя: Каспар Хаузер. Некоторые предполагают, что это пещерный человек, другие — что он просто недоразвитый крестьянин. Однако внешность юноши — бархатистая кожа, белые руки, волнистые светло-каштановые волосы — противоречит этим предположениям. При незнакомце нашли письмо, из которого явствует, что в 1815 г. мальчика подкинули в бедняцкий дом, где в течение многих лет он был лишен общения с людьми. Летом 1828 г. его вывели из укрытия и, указав дорогу в город, оставили одного в лесу.

Бургомистр города господин Биндер предполагает, что юноша является жертвой преступления. Интерес к найденышу возрастает, на него приходят посмотреть толпы народа. Особый интерес к нему проявляет учитель Даумер, который часами сидит с ним и, постепенно приучая Каспара понимать человеческий язык, узнает кое-что о его прошлом. Но ответить на вопросы о том, кто его родители и кто держал его в подземелье, молодой человек по-прежнему не может. Учитель Даумер, обобщив все свои наблюдения, публикует в печати статью, особо отмечая чистоту души и сердца Каспара и делая предположение о его благородном происхождении. Выводы, сделанные Даумером, встревожили некоторых членов окружного управления, и магистрат города Нюрнберга во главе с бароном фон Тухером принимает решение обратиться к президенту Апелляционного суда статскому советнику Фейербаху, проживающему в городе Ансбахе, за советом и помощью. По настоянию Фейербаха опекуном Каспара назначают Даумера, который продолжает открывать Каспару мир вещей, цвета, звуков, мир слова. Учитель не устает повторять, что Каспар — это настоящее чудо и что его человеческая природа безгрешна.

Однажды в дом учителя подбрасывают записку с предостережением от возможных неприятностей. Даумер сообщает об этом полиции, полиция — Апелляционному суду. Из окружного управления в магистрат Нюрнберга приходят указания усилить надзор за Каспаром, так как последний вполне может что-то утаивать. Чем больше Каспар узнает о реальном мире, тем чаще ему снятся сны. Однажды Каспар сообщает Даумеру, что он часто видит во сне какую-то прекрасную женщину, дворец и другие вещи, которые его очень волнуют, а когда он вспоминает о них наяву, то ему делается грустно. Он постоянно думает об этой женщине и уверен, что она его мать. Даумер пытается убедить Каспара, что это всего лишь сон, то есть нечто нереальное и не имеющее ничего общего с действительностью. Каспар впервые не верит учителю, и от этого печаль его еще более усиливается.

Даумер и Биндер пишут письмо Фейербаху, где рассказывают о снах юноши и о его чувствах. В ответ Фейербах советует Каспару заняться верховой ездой и чаще бывать на воздухе. При очередной встрече Фейербах дарит юноше прекрасную тетрадь, в которой тот начинает вести дневник. Внимание общества к Каспару не ослабевает, его часто приглашают в гости в знатные семьи. Однажды Даумер, сопровождавший Каспара, знакомится с важным иностранцем по имени Стэнхоп, которому удается заронить сомнение в душу опекуна относительно его подопечного. Даумер после этого разговора начинает внимательно следить за Каспаром, старается уличить его в неискренности или во лжи. Особенно неприятен опекуну категорический отказ Каспара прочитать ему записи из дневника. Каспара не покидает чувство беспокойства, он пребывает в глубокой задумчивости. Однажды, гуляя в саду около дома, он видит незнакомца с закрытым тканью лицом. Незнакомец подходит к Каспару и ударяет его ножом в голову. Преступника, ранившего Каспара, полиция не находит.

Советник Фейербах, собрав воедино все известные ему факты, пишет докладную записку королю, где утверждает, что Каспар Хаузер является отпрыском какого-то знатного рода и что его ребенком устранили из дворца родителей, чтобы в правах наследия утвердился кто-то другой. В этом прямолинейном разоблачении Фейербах прямо указывает на конкретную династию и на некоторые другие подробности. В ответе, присланном из канцелярии короля, Фейербаху предписывается молчать до полного выяснения обстоятельств. Даумер, напуганный покушением на Каспара, добивается разрешения поменять местожительство юноши.

Опекуншей Каспара становится госпожа Бехольд. Взбалмошная и чересчур энергичная, она пытается соблазнить молодого человека. Когда же напуганный Каспар уклоняется от её ласк, она обвиняет его в бестактном поведении по отношению к её дочери. Измученный Каспар мечтает покинуть этот дом. Господин фон Тухер, оценив обстановку и пожалев Каспара, соглашается стать его очередным опекуном. В доме Тухера царят тишина и скука, опекун, будучи человеком строгим и несловоохотливым, общается с Каспаром редко. Каспар грустит, его душа ищет более искренней привязанности, его вновь терзают дурные предчувствия.

Однажды юноше приносят письмо, а вместе с ним — подарок в виде перстня с бриллиантом. Автор письма лорд Генри Стэнхоп вскоре прибывает в город собственной персоной и навещает Каспара. Стэнхоп удивлен радушием Каспара и готовностью вести с ним долгие и откровенные беседы. Каспар рад тому, что Стэнхоп обещает взять его с собой и показать мир. Тот обещает также отвезти Каспара в далекую страну к его матери. Теперь они часто видятся, вместе гуляют, беседуют. Стэнхоп подает прошение в магистрат об опекунстве над Каспаром. В ответ его просят предоставить свидетельство о его благосостоянии. Городские власти постоянно за ним следят, Фейербах приказывает навести о нем справки. Становится известно яркое, но небезупречное прошлое лорда: он был посредником в темных делах, опытным ловцом человеческих душ. Не получив разрешения на опекунство, Стэнхоп уезжает, обещая Каспару вернуться. Он уже успел заронить в душу юноши надежду на его грядущее величие.

Через некоторое время Стэнхоп приезжает в Ансбах и мастерски располагает к себе как городское общество, так и Фейербаха. Он получает письмо, предписывающее ему уничтожить какой-то документ, предварительно сняв с него копию. Стэнхоп начинает волноваться, когда некий лейтенант полиции Кинкель предлагает ему свои услуги и ведет себя так, словно ему все известно о тайной миссии Стэнхопа. Лорду удается убедить Фейербаха перевезти Каспара из Нюрнберга в Ансбах. Юноша стад жить в доме учителя Кванта. Он по-прежнему встречается со Стэнхопом, но не всегда ему легко и приятно с ним: порой в его присутствии Каспар чувствует какой-то страх. Чувство опасности возрастает у него и при появлении Кинкеля, и во время нравоучений агрессивно настроенного Кванта, Фейербах же, не потерявший интереса к Каспару, публикует о нем брошюру, где прямо говорит о криминальном характере истории Каспара. Он планирует организовать тайную поездку с целью отыскать виновника этого преступления. Кинкель, ведя двойную игру, умело располагает к себе советника и получает распоряжение сопровождать его в этой поездке.

Спустя некоторое время у здания суда к Каспару подходит незнакомый господин и говорит ему, что он послан его матерью, и называет его "мой принц". Незнакомец говорит, что завтра он будет ждать юношу в дворцовом саду с экипажем и покажет ему знак от его матери, доказывающий, что он — действительно посланник графини. Сон, полный тревог и символов, который Каспар видит ночью, не может поколебать его решение. В назначенное время он приходит в сад, где ему показывают мешочек, сказав, что там лежит знак от его матери. Пока Каспар развязывает этот мешочек, ему наносят удар ножом в грудь. Смертельно раненный Каспар живет еще несколько дней, но спасти его не удается.

Главный герой романа Якоба Вассермана был написан по реально существующему человеку, о котором часто говорили и писали в Европе. Они внезапно появился в Нюрнберге в 1828 годе, этот молодой незнакомец, ему было шестнадцать или семнадцать лет, прошлое которого было окутано тайной, а жизнь его была прервана вскоре.
В начале романа описываются события, происходящие в 1828 году летом в городе Нюрнберге. Жители Нюрнберга узнали, что в башне крепости под стражей содержат молодого человека лет шестнадцати, который о себе ничего не знает, потому что говорит как ребенок двух лет, от стражей принимает только воду и хлеб и тяжело ходит.

На бумаге он сумел написать своё имя, его звали Каспар Хаузер. Некоторые думали, что он пещерный человек, а другие то, что он немного недоразвитый простолюдин. Но его внешность незнакомца, его бархатная кожа, белоснежные руки, светло-каштановые волнистые волосы - все это противоречило предположениям людей. С незнакомцем было найдено письмо, которое гласит, что в 1815 году, малыша подкинули с бедный дом, где он очень долго не общался с людьми. В 1828 году летом он был выведен из укрытия, его оставили в лесу одного, только лишь указав направление к городу.
Господин Биндер был бургомистром города, он думает, что юноша стал жертвой преступления. Интерес к нему стал расти, на него собираются толпы, чтобы поглазеть. Больше всего к нему проявляет интереса учитель Даумер, он подолгу с ним сидит и приучает его к человеческому языку, узнает о его прошлом. Однако молодой человек все еще не может ответить на вопросы о его родителях, и о том кто держал его в темнице. Учитель Даумер обобщил все наблюдения и после опубликовал статью в печатном издании, там он отметил чистоту сердца и души молодого человека и сделал предположение, что он благородного происхождения. Выводы Даумера встревожили некоторых управленцев и магистрат города Нюрнберга, в том числе и его главу барона фон Тухера, который принимает решение написать президенту Апелляционного суда Фейербаху, который является статским советником и живет в Ансбахе. Даумер просит совета и помощи в письме. По приказу Фейербаха Каспару назначают опекуна Даумера, который все так же продолжает ему открывать мир вещей, звуков, слов, цветов. Учитель вновь и вновь повторяет, что Каспар - настоящее чудо, и его человеческая природа так безгрешна.

Как то в дом Даумера подкинули записку, которой были предосторожности о будущих неприятностях. Учитель испугался и рассказал все в полиции, а та в свою очередь Апелляционному суду. Из управления округа в магистрат города Нюрнберга доходят указания, которые гласят усилить слежку за Каспаром, так как они думают, что юноша что-то скрывает. Каспар в этом время много узнает об окружающем его мире, и он все чаще начинает видеть сны. Как то Каспар рассказал Даумеру, что он очень часто видит во снах красивую женщину, дворец и еще некоторые вещи, которые его волнуют, а когда он начинает думать о них, ему сразу становиться грустно. Он постоянно вспоминает об этой даме, и предполагает, что она его мать. Учитель старается разубедить юношу, что это лишь сон, то есть события в нем не имеют отношения к реальной жизни. Однако Каспар впервые не поверил словам Даумера, и от этого ему стало еще грустнее.

Биндер и Даумер пишут Фейербаху письмо, в котором говорят, что сниться Каспару и что он чувствует. Фейербах пишет в ответе, чтобы юноша стал заниматься верховой ездой и чаще выходить на свежий воздух. При следующей встрече Фейербах дарит красивую тетрадь юноше, в которой тот начинает записывать свои мысли. Общества все так же пристально следит за жизнью Каспара, знатные семья часто зовут его в гости. Однажды учитель сопровождал Каспара при знакомстве с важным иностранным гражданином Стэнхопом, после этой встречи Даумер стал сомневаться в своем ученике. После этой встречи, Даумер стал внимательнее следить за юношей, он всеми силами пытался уличить его во лжи. Очень неприятно было слышать отказ Каспара на просьбу Даумера прочитать свой дневник. Каспар продолжает находиться в печали, он все так же задумчив. Однажды Каспар гулял около дома в саду, там он увидел незнакомца, лицо которого было покрыто тканью. Незнакомец подошел к юноше и ударил его в голову ножом. Полиция так и не нашла этого преступника.

Фейербах собрал все факты воедино, и стал писать докладную для короля, в ней он пишет, что КаспарХаузер является наследником знатных вельмож, но его еще младенцем выкрали из родительского дома, чтобы наследником смог стать другой. В этом разоблачении Фейербах указывает на конкретных людей и пишет о других подробностях дела. В ответ на это письмо, пришедшего из канцелярии короля, Фейербаху приказали молчать, пока все не станет известно полностью. Даумер очень испугался покушения на своего подопечного и добился переезда Каспара.
У Каспара появляется опекунша Бахольд. Она была взбалмошна, слишком энергична, Бахольд пыталась соблазнить юношу. Однако он испуганный уклонился от ее домогательств, она обвинила Каспара в непристойном поведении с ее дочкой. Каспар измучался и мечтает уехать из этого дома. После того как господин фон Тухен оценил сложившуюся ситуацию, он решился стать очередным опекуном Каспара. Дому у Тухера было тихо и скучно, хозяин дома был не разговорчив и очень строг, и поэтому общался с ним очень редко. Каспару грустно, он ищет искренней привязанности, и она снова ощущает дурные предчувствия.

В один из дней Каспару поступило письмо, а с ним подарок в виде дорого кольца с бриллиантом. Письмо было написано лордом Генри Стэпхопом, который скоро приедет в город и зайдет в гости к Каспару. Стэпхоп был удивлен радостным приемом Каспара, мало того юноша хотел по долгу говорить с гостем. Каспар радовался, что Стэпхоп хочет взять его с собой показать мир. Кроме того он собирается отвести юношу к матери в далекую страну. Они стали часто встречаться, разговаривать и гулять. Стэнхоп просит у магистрата назначить его опекуном Каспара. Магистрат в ответ просит предоставить документ, который докажет его благосостояние. Кроме того власти города начинают следить за Стэнхопом, а Фейербах повелевает навести справки о нем. Становиться всеобще известно небезупречное прошлое Стэпхопа, ранее лорд был посредником в нечистых делах, ловцом душ людей. Лорд не получает разрешения быть опекуном, он отбывает, но общается юноше вернуться. За время их общения он успел обнадежить Каспара о его будущем величии.

Стэнхоп прибывает в Ансбах через некоторое время и умело располагает к себе всех членов городского общества и Фейербаха. Ему приходит записка, в которой ему велят сжечь документ, но перед этим снять с него копию. Стэнхоп волнуется, когда полицейский Кинкель предлагает свои услуги в помощь, и ведет себя так, как будто знает, что собирается сделать лорд. Стэнхоп уговаривает Фейербаха перевезти юношу в Ансбах из Нюрнберга. Каспар остановился у учителя Кванта. Он все так же часто встречается со Стэнхопом, однако ему не так же приятно и легко вести с ним беседы: иногда он ощущает страх в его присутствии. Это же чувство возникает при приходе Кинкеля и в то время, когда его агрессивно обучает Квант. Фейербах все так же интересуется юношей и издает о нем небольшую книжку, где напрямую пишет о криминальности в истории юноши. Он собирается тайно отыскать виновника преступления. Кинкель ведет двойную игру, он располагает к себе Фейербаха и ему удается быть рядом с ним во время этой поездки.

Каспар часто бывает у фрау фон Имхоф, она очень хорошо общалась с Фейербахом. Однажды он знакомится там с Кларой Каннавурф, достаточно красивой и молодой женщиной с драматическим прошлым. Когда Кинкель отсутствует, за юношей должен наблюдать другой надзиратель. Солдат выполняет свою работу очень тактично, он проникается к Каспару симпатией. Это все из-за того, что он прочитал книгу о Каспаре. Когда юноша просит его найти графиню Стефанию в каком-то другом княжестве, он тут же соглашается. В это время в Ансбахе узнают о скорой кончине Фейербаха. Его дочь почти уверена, что отца отравили, и это связано с его тайным расследованием. Стэнхоп так же не собирается возвращаться к юноше: он где-то далеко покончил с собой. Клара фон Каннавурф всеми силами пыталась развеселить Каспара, но ей не удавалось. Он начинает в него влюбляться, но понимает, что счастья с ним не построишь, и покидает город.

Через некоторое время к юноше у знания суда подходит незнакомец и говорит, что он от его матери, и обращается к нему "мой принц". Господин сообщает, что завтра он будет ожидать его в саду около дворца с экипажем, там он и собирается показать Каспару знак от матери, который докажет, что он, в самом деле, послан ей. В эту ночь Каспар видит сон, который добавляет тревог юноше, однако он не меняет своего решения. В назначенное время и место он приходит, там его дают мешочек, в котором и находиться знак от матери. Пока юноша развязывает этот мешочек, его ударяю ножом в область сердца. Каспар смертельно ранен, после этого он живет еще несколько дней, а потом умирает.

Каспар Хаузер стал загадкой века, занимавшей умы криминалистов, психологов, социологов, педагогов, журналистов и даже графологов. Существует обширнейшая литература о нем, причем не только на немецком языке. Она возникла вскоре после его первого появления в Нюрнберге, но особенно обогатилась впоследствии.

Уже тогда, хоть главные его произведения еще не были созданы, он был одним из наиболее читаемых современных авторов. Но его не только читали, о нем спорили. Спорили яростно и ожесточенно. Одни называли его духовным великаном, другие – одаренным дилетантом.

Впрочем, об одном ли Вассермане спорили так рьяно на арене немецкого искусства в первые годы двадцатого столетия? К тому времени еще не погасли воспоминания о боях, вызванных литературной революцией, которую произвел в конце ушедшего века натурализм, оставивший столь глубокие следы, но уже одна за другой заявляли о себе новые школы и направления: символизм, импрессионизм, неоромантизм, неоклассицизм и т. п., публиковались манифесты и программы, звучали новые имена.

Еще сравнительно недавно посленатуралистическую эпоху в Германии у нас было принято изображать как пору безраздельного господства реакционной, декадентской литературы, демонстративно отказавшейся от традиций реализма девятнадцатого столетия. Но чем больше проходило времени, тем яснее становилось, что дело не в количестве, а в качестве: в те годы в немецкой литературе явственно проступили контуры течения, которое зародилось на пороге нового века и которому, несмотря на скромные вначале масштабы, суждены были все больший размах, а главное – долговечность. Течение это – критический реализм XX века. Предвестником его был ранний Гауптман, а подлинными основоположниками братья Манн, Томас, и Генрих, решительнее других преодолевшие черты декаданса. На этот же реалистический путь, правда чаще всего не сразу, а ощупью и с импрессионистскими, символистскими и прочими рецидивами, вступили и другие писатели того же поколения. Назовем хотя бы Германа Гессе, Рикарду Хух и Бернгарда Келлермана. Список этот можно было бы продолжить.

Задумав написать книгу о Каспаре Хаузере, Вассерман, однако, не удовлетворился устными преданиями, а обратился к книгам и досконально изучил литературу, посвященную данному вопросу. Трудно сказать точно, когда у писателя окончательно созрел замысел романа. Во всяком случае, если судить по его собственному свидетельству, он снова и снова возвращался к этой теме и над романом работал дольше обычного.

Откуда он пришел, точно сказать невозможно. Был ли он бродягой или Баденским принцем, тоже неизвестно.

СЕАНС - 62

СЕАНС – 62

Лицо у него было круглое — как у ангела. Средневековые художники зачем-то изображали ангелов круглолицыми.


Каспар Хаузер. Иоганн Георг Ламинит,1828

Если пристально всмотреться в его немногочисленные изображения, можно увидеть на них Клейста. У Каспара одно лицо с Генрихом фон Клейстом, круглое.

Может быть, не зря сейчас, глядя на изображение Каспара, я стал извлекать из памяти всех известных мне забитых и заколотых.

Я знал одного юношу, которому подарил лицо Гелиогабал. Он был один в один изваяние римского императора из капитолийского музея. Этот юноша был курд. Он собирал бутылки. Извлекал их из уличных урн и мусорных баков. Но стоило окликнуть его, он поднимал голову и обменивался с тобой взглядом — профиль его мгновенно обретал римские очертания. Позже я узнал, что его нашли на свалке, его забили или закололи какие-то неизвестные так же, как был забит или заколот когда-то восемнадцатилетний Гелиогабал. И как позже был забит, заколот и найден на свалке Пьер Паоло Пазолини. Может быть, не зря сейчас, глядя на изображение Каспара, я стал извлекать из памяти всех известных мне забитых и заколотых.

Он был сделан из снов. Такими бывают гномы, темные эльфы и карлики, и редко, раз в сто лет, таким может явиться человек.

Так же сливаются и их жизни, разные и чем-то одинаковые. Одинаковые в своей разности. Каспара невозможно представить себе за роялем вместе с женщиной, как сидел за роялем Клейст, игравший в четыре руки с больной раком Генриеттой Фогель. Мне трудно представить Каспара в обществе женщины. Впрочем, если пофантазировать, можно представить такую женщину — перебираю в голове все знакомые мне женские образы — Клара Боу! Почему бы и нет. Прекрасная невеста для Баденского принца.


Дочь пьяницы и проститутки, Клара Боу еще маленькой девочкой столкнулась лицом к лицу со смертью и любовью. Она дружила с мальчиком по имени Джонни, который был на несколько лет ее младше, она всюду водила его, защищая от бруклинских сорванцов. Когда Кларе исполнилось десять лет, в квартире Джонни случился пожар. Мальчик сильно обгорел и умер у Клары на руках. Если бы перед Кларой Боу вдруг возник Каспар Хаузер, она наверняка приняла бы его за того самого обгоревшего Джонни, обняла бы его и окунула в свое щедрое тело. Я нашел Каспару женщину, теперь можно двигаться дальше.

Он был сделан из странного материала — не из того, из которого сделаны люди. Среди его современников были те, что сделаны из камня. Были те, что сделаны из глины, из стекла, из дерева, из железа. Теперь только память хранит людей сделанных из этих добротных материалов. Во времена же Каспара их было много. Теперь людей делают только из мяса, и не из чего другого. Явись этот нежный юноша сегодня на улицы всякого города, упоенные важностью своих дел люди из мяса его бы просто не заметили. Однако и своим сделанным из более тонких материалов согражданам этот юноша оказался не по зубам. Он был сделан не из камня, не из дерева и даже не из стекла. В его содержании не было ничего материального. Он был сделан из снов. Такими бывают гномы, темные эльфы и карлики, и редко, раз в сто лет, таким может явиться человек. Этот человек, сделанный из снов, обычно ничего не ведает о делах остальных, тех, кто сделан даже не из камня и не из стекла, а из своих маленьких дел. В свою очередь люди, сделанные из своих маленьких дел, на дух не переносят людей сделанных из снов. Они закидывают их камнями, считают ненормальными и с ухмылкой смотрят на них из маленьких комнатушек своих частных жизней. Эти люди убили Каспара, ударили его ножом в спину, потому что именно таким должен быть человек, сделанный из снов: с ножом в спине.


Убийство Каспара Хаузера в саду Ансбаха

Он хотел быть кавалеристом, он был сделан из снов. Он мечтал иметь коня похожего на волну, потому что все кони похожи на волны. Кони имеют гривы, и, когда ты смотришь на них, тебе грезится море. Вряд ли Каспар Хаузер когда-либо видел настоящее море, но он его знал. Конечно, он предпочел бы знать море так, как знали его Артур Гордон Пим и лорд Джим, но на деле он знал его не хуже. В потайной коморке, в замке Пильзах он хранил деревянную лошадку.


Деревянная лошадка, найденная в потайной каморке в замке Пильзах

Кроме круглого лица в Каспаре была та же утомленность жизнью, что и в Клейсте, та же заведомая утомленность, какая бывает только у молодых людей, когда нет действительной причины, но есть утомленность. Есть заранее, до причины и до всего.

Каспар имел круглое мальчишеское лицо с черными вопрошающими глазами. Опийные глаза — такие бывают только у грезовидцев и летучих мышей. Они направлены внутрь, и со стороны кажутся покрытыми пеленой. Херцог точно угадал Каспара, дав его роль Бруно С.. Какая-то нездешняя болезнь покрыла пеленой его глаза и сделала их опийными. Опиум на греческом означает маковый сок. Почему маки? Задумавшись, я тут же вспомнил, как Мак стоит на земле, хрупкий, не способный удержать свои лепестки. При малейшем дуновении ветра, он их роняет. Остается стебель. Голый, со следами падения лепестков. Почему так легко он их роняет? Почему не держит, не стережет то, что является его лицом? Почему мак так легко теряет лицо? Эта странная готовность при первом дуновении отдать свои лепестки ветру. Вмиг потерять лицо, остаться ни с чем. Мак отдает ветру свой красный цвет, тогда когда Нарцисс так крепко держит свой желтый. И я подумал так: есть время маков и есть время нарциссов. Или нет, всегда время нарциссов…но есть места, где расцветают маки, и где вмиг, не успев отцвести, теряют они свое лицо. Нечто маковое, опийное, увидел я вдруг в этих двух юношах — в Клейсте и в Каспаре Хаузере. Я увидел в их лицах эту исполинскую готовность потерять лицо. Не беречь его, как берегут свои лица добропорядочные граждане, а отдать его чему угодно… позору, смерти, болезни, черту в ступе.

Каспар опал, как опадает мак. Какому-то далекому ветру отдал он свое лицо. Так отдают свои лица строгие юноши, завернувшись, словно в одеяло, в тягость своих пустынь. Другие, пронизанные желтизной нарциссов, ничего не знают об опии их потухших глаз. Они смеются над ними, не замечают их, бьют их в спину ножами.

И тогда приходит время желтых людей. И юношей, сделанных из снов, днем с огнем не сыщешь. Все заняты делом. Бегут, торопятся, обустраивают дома, жизни. Каспар же символ того самого исконно человеческого безделья, и тогда он наверняка Баденский принц. Нежный принц, мечтавший стать кавалеристом и страстно любивший волнистых коней. Дальний родственник Дез Эссента, любителя отделанных драгоценными камнями черепах. Да, их роднит это безделье, ставящее их вне всяких человеческих уделов и дел.

Если долго смотреть на херцоговского Бруно С., на то, как стоит он со злосчастным письмом в руках; если долго и неотрывно смотреть на Каспара и ни о чем не думать, можно потерять вкус ко всяким делам и вырваться враз из всяких человеческих будней. И тогда грезы о волнистых конях покажутся больше всяких человеческих дел. И тогда единственным, чего ты сможешь ждать от людей, будет нож в спину. Так устроена жизнь. Но те, кто грезит о волнистых конях, никогда не узнают о таком ее устройстве.

Читайте также: