Материал для уголка в школьной библиотеке

Обновлено: 05.07.2024

Оформление школьной библиотеки своими руками в современной школе – это не только колоссальный труд, но и большая ответственность за подрастающее поколение. Детям и подросткам довольно сложно ориентироваться в современном информационном пространстве и где, как ни в библиотеке, им окажут квалифицированную помощь.

От культуры чтения и качества читаемого материала зависит развитие компетентностей и уровня коммуникабельности детей, а это их социализация в дальнейшем. Иными словами ребенку гораздо полезнее провести несколько часов в читальном зале, где ему помогут профессионалы, чем просидеть перед телевизором или компьютером в одиночестве.

Общеизвестно, что сегодняшние отпрыски предпочитают усваивать школьную программу по литературе из фильмов, снятых по произведениям классиков, или читают в сокращении. И это в лучшем случае.

Главной задачей при оформлении школьной библиотеки является привлечение детей к чтению.

Детская библиотека в школе должна стать не просто очередным кабинетом с табличкой на двери, это место должно быть территорией комфорта для детей на перемене и после уроков, сценой для общения, местом, где ни один вопрос не останется без ответа, Храмом Книги, куда хотелось бы прийти.

Современные школьные библиотеки, к сожалению, не всегда являются привлекательными для читателя, но сделать библиотеку местом, которое любят и куда хотят приходить школьники – задача всех школьных библиотекарей. Для этого стоит обратить внимание на оформление её интерьера и дизайн.

Как оформить библиотеку

В данном проекте в первую очередь поможет детский психолог, а именно посоветует с помощью каких интересных сочетаний цветов в элементах оформления можно заинтересовать читателей. Какие именно наглядные приемы рассчитаны на младший, средний и старший школьный возраст.

После рекомендаций психолога, по возможности, задействуйте профессионального дизайнера. Огромное значение имеет правильно подобранный индивидуальный стиль, которому должна соответствовать вся наглядность.

Мобильные стенды будут хорошим решением для того, чтобы проинформировать читателя о новом поступлении или мероприятии. Презентовать сведения нужно в увлекательной форме, с помощью веселых иллюстраций в доступной для юных читателей форме.

Не стоит забывать о том, что наглядность в библиотеке, помимо рекламной информации, должна включать в себя художественные произведения и элементы декоративно-прикладного творчества.

Отлично дополняют интерьер школьной библиотеки керамика, макеты, скульптуры, росписи, витражи, линогравюры, чеканки, вышивка и многое другое, особенно сделанное руками читателей.

Принимая во внимание все вышесказанное, при оформлении библиотеки необходимо учитывать соответствие эстетическим и санитарным нормам, обязательно должна присутствовать мера и художественный вкус.

Современная школьная библиотека не должна напоминать старое книгохранилище, с дефицитом свободного места, кислорода и освещения.

Названия рубрик и экспозиций не могут быть длинными и трудночитаемыми, особенно для младшего школьного возраста. В противном случае, посетителям будет трудно сосредоточить зрительное внимание, а утомляемость повысится.

Оформление стеллажей и зон в детской библиотеке

Оформление библиотеки в школе напрямую связано со всеми участниками учебного процесса, включая родителей, администрацию школы, учителей - предметников и технический персонал. Не обойтись, конечно, без услуг профессионального художника-дизайнера, который поможет грамотно разместить в помещении стенды, промостойки, сритлайны и многое другое.

В создании стендов нужно руководствоваться принципами общей гармонии и подачи информации в комфортной для восприятия форме. Учитывая предназначение и содержание, они могут иметь определенный стиль и цветовую гамму. Возможно, понадобится дополнительное освещение.

Должное внимание нужно уделить уголку младшего школьника. Дети любят фотографироваться с любимыми героями и персонажами. Тамарезки с вырезанными по контуру отверстиями для лица устанавливают сейчас во многих развлекательных заведениях, можно смонтировать их в комнате для малышей. Дети, непременно, оценят присутствие любимых сказочных героев и обязательно захотят вернуться сюда.

Материально-техническое оснащение

Школьная библиотека – это то место, где успешно пересекаются три основные составляющие современного процесса обучения – информация, живое общение и культура.

В связи с этим библиотека должна быть оснащена компьютером, принтером, сканером, ксероксом. В проведении открытых мероприятий и презентаций незаменимым помощником будет мультимедиа проектор.

Наглядность

Предназначением деятельности любой библиотеки является оказание информационной помощи читателю, его развитие и обучение. Работа школьной библиотеки должна отвечать требованиям современности.

Возрастающие потребности и развитие компьютерных технологий вынуждают искать более эффективные методы и способы привлечения детей и подростков к общению с книгой.

Для этого в оформлении школьных библиотек часто используют наглядность, что позволяет сделать посещение библиотеки для читателей более интересным. Наглядность помогает посетителям воспринимать книги образно, а значит, усиливается эмоционально - эстетическое развитие и воспитание детей.

В школьных библиотеках в качестве наглядных средств, иллюстрирующих содержание книги или выставки, можно активно использовать художественные произведения: картины, портреты, керамические скульптуры и статуэтки, альбомы, диаграммы, фото- и изомонтажи, коллажи и многое другое.

Наглядных средств, с помощью которых можно привлечь и заинтересовать школьников книгами - много, главное - выбрать те, которые помогут получить юным читателям художественное и эстетическое удовольствие и стать побуждающим стимулом к чтению литературы.

Выставки

Выставки, которые организуют в школьных библиотеках, призваны обратить внимание читателя на тот или иной печатный материал.

Библиотекари, следуя за разнообразными интересами требовательных читателей, должны стараться организовать необычные выставки: выставки-дискуссии, выставки одной книги, выставки-викторины и др.

Использование информационно-коммуникативных технологий – еще один способ сделать выставки и посещение школьной библиотеки в целом интересным и запоминающимся.

При проведении книжных выставок не следует выставлять большое количество экспонатов, так как это рассеивает внимание зрителя.

Также при организации выставок следует учитывать возрастные и психологические особенности читателей: вытянутые и трудночитаемые слова в названиях вряд ли заинтересуют подростков, а младших школьников, чьей психофизиологической особенностью является способность сосредотачиваться лишь на 3-4 объектах, это утомит и вызовет негативную реакцию, а, следовательно, потерю интереса.

План работы

Обязательно учитывайте план работы школьной библиотеки при оформлении. Он подскажет вам, когда и какие элементы необходимо внести.

Конечно, об особом украшении книжного храма следует позаботится к знаменательным событиям и праздничным датам, особенно дням, посвященным самим книгохранилищам, а их в году два: Международный день школьных библиотек (22 октября) и Всероссийский день библиотек (27 мая).

Художественно-эстетическое оформление школьной библиотеки и школы в целом призвано решать не только воспитательные, развивающие и образовательные задачи, но и несет функцию создания устойчивых взаимосвязей школьников с социумом в целом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Doc1.doc

Выбранный для просмотра документ Doc2.doc

hello_html_25d18789.jpg

Выбранный для просмотра документ Doc3.doc

hello_html_m4bd8b4d.jpg

Выбранный для просмотра документ Заповеди читателя.doc

Прежде чем читать, определи, о каком времени (эпохе) рассказывает книга, а закончив чтение, установи, как долго длились описанные в книге события.

Обращай внимание, где (в каком месте, в какой стране) и с кем происходит всё, о чём рассказано.

Используй книги-справочники и иллюстрации, постарайся представить себе героев и обстановку как можно более наглядно.

Сразу же выделяй всё непонятное, формулируй вопросы и старайся, прежде всего, найти на них ответ самостоятельно, без посторонней помощи.

Если книга объёмная, читай её по частям.

Закрывая книгу, всякий раз (даже прочитав только часть её) обдумывай, что запомнилось, что взволновало (заставило затаить дыхание, испугало, обрадовало, рассердило, поразило) при чтении.

Сравнивай свои впечатления от прочитанного сегодня с тем, что испытал при чтении вчера.

Возвращайся к прочитанному, перечитывай отдельные интересные места, отмечай их закладкой, выписывай.

Дочитав книгу, ещё раз подумай над её содержанием в целом, воспроизведи образы героев книги и постарайся определить, хороша ли книга и чем именно хороша.

Выбранный для просмотра документ Как построена книга.doc

Ты держишь в руках книгу. О чем она?

Опытный читатель, полистав книгу, сразу поймет, интересно ли ему будет ее читать.

Чтобы стать умелым читателем, надо знать, как построена книга, на что нужно обратить внимание. Тогда, даже не начав читать, ты узнаешь, о чем она.

Обложка (или переплет) защищает книгу от повреждений и придает ей нарядный вид. Она подскажет тебе, кто автор книги, как она называется. А если на обложке есть картинка, то можно примерно догадаться, о чем эта книга.

Титульный лист — первая страница книги. На нем обычно написано то же, что на обложке, но более подробно.

Если книга с рисунками, то указана фамилия художника.

А в самом низу напечатано, в каком городе книга вышла в свет, в каком году, и какое издательство над ней работало.

Обычно предисловие бывает коротким, его можно прочитать прямо здесь, у полки. И ты сразу поймешь, нужно тебе читать эту книгу или нет.

Иллюстрация . Это рисунок, фотография, чертеж, если книга про то, как сделать что-нибудь своими руками, или про то, как устроена машина, прибор. Книгу с иллюстрациями читать интереснее, потому что легче представить себе то, о чем рассказывает автор.

Просматривая книгу возле библиотечной полки, по одним только названиям глав или рассказов можно догадаться, о чем она написана.


Красиво оформленная библиотека – это место, которое читателям хочется посещать как можно чаще. Первое, на что падает взгляд посетителя – информационный стенд в библиотеке при входе. Он дает им необходимую информацию и одновременно украшает помещение.

Виды стендов

В библиотеке можно найти следующие разновидности стендов:

1.Информационные (обычно расположены при входе).

2.Тематические (посвящены конкретным событиям).

Что разместить на стенде.

Как правило, на библиотечных информационных стендах расположены сведения, которые могут понадобиться впервые пришедшему сюда человеку.

  • сведения об учреждении;
  • правила поведения в читальном зале;
  • правила получения книг;
  • сведения о сопутствующих (в том числе о платных) услугах;
  • ответственность за порчу или невозврат книги;
  • книжные новинки;
  • фотогалереи;
  • достижения библиотеки, дипломы, грамоты и т.д.

Информационный стенд необходим для продвижения библиотечных ресурсов, продукции и услуг, а также трансляции культуры книги и чтения.

Задачи стенда.

Основными задачами информационного стенда в библиотеке являются:

  • формирование привлекательного имиджа библиотеки у населения и органов власти.
  • стремление сделать потенциального читателя постоянным пользователем услуг, ресурсов и продукции библиотеки;
  • побуждение читателей и организации к сотрудничеству;
  • информирование об услугах;
  • сохранение популярности библиотечных услуг, убеждение читателей пользоваться ими;
  • стимулирование сбыта библиотечной продукции и эксплуатации услуг.

Как оформить стенд.

Информационный стенд размещается на видном месте. Желательно его застеклить. Также следует своевременно обновлять размещенную информацию – устаревших сведений на нем быть не должно.

Требования к содержанию и оформлению библиотечного стенда:

  • полнота представленных сведений;
  • актуальность и оригинальность информации;
  • целенаправленность, конкретность, доходчивость и логичность размещенного текста;
  • художественно-изобразительное решение оформления (шрифты и цвет текстов и полей
  • стенда);
  • наличие иллюстративного ряда;
  • логичная структура стенда;
  • эстетичность;
  • соблюдение правовых, юридических и морально-этических норм и правил.

Правила пользования библиотекой должны располагаться на видном месте и даваться для ознакомления под роспись всем новым читателям. Любые изменения и дополнения, вносимые в дальнейшем в Правила, также подлежат утверждению со стороны дирекции.

Варианты оформления библиотечных стендов.

По опыту, наиболее привлекательными для читателей оказываются следующие варианты оформления стендов:

Принципы размещения информации на библиотечном стенде.

При оформлении стенда следует руководствоваться законами зрительного восприятия.

Закон фигуры и фона.

Суть закона проста – один предмет на стенде всегда будет выделяться на фоне остальных. Такова психология зрительного восприятия, и этот принцип следует использовать для того, чтобы акцентировать внимание читателя на конкретном материале.

Его можно выделить путем использования ярких цветов (рекомендуются красный, желтый, оранжевый оттенки), блестящих или люминесцентных элементов, использования подсветки, размеров информационного носителя или его нестандартной формы.

Сущность этого закона заключается в том, что человеческий глаз в первую очередь видит изображение в центре, и подсознание начинает искать предметы на фоне.

Закон уровня глаз

Лучше всего внимание человека сконцентрировано на уровне глаз - эту особенность человеческого зрения очень часто используют маркетологи для увеличения продаж в супермаркетах.

Если быть точнее, то зона максимальной концентрации внимания расположена в радиусе 20 м от уровня глаз взрослого человека среднего роста или ребенка – также среднего роста. Этот фактор нельзя не учитывать, решая, как оформить информационный стенд в библиотеке.

Суть этого закона в том, что человеческому мозгу проще обрабатывать сгруппированную информацию. Поэтому размещайте материалы по тематическим группам.

Закон переключения внимания.

Человеку необходимо переключать внимание с уже выделенной в зрительном поле фигуры на следующую фигуру на этом же фоне. По этой причине однотипные материалы, даже если они яркие, броские и оригинальные, не стоит размещать в длинную линейку.

Зрительные акценты помогут упростить восприятие, однако здесь главное - не переусердствовать, так как слишком многочисленные и разнообразные формы и цвета произведут обратный эффект, то есть помешают читателю спокойно переключаться с одной информации на другую.

Ученые утверждают, что объем восприятия человека ограничен 5-7 (максимум – 9) предметами одновременно. Поэтому не располагайте в одном ряду больше 5-7 рекламных материалов.

Шаги создания информационного стенда.

Создание информационного стенда в библиотеке (примеры можно найти на интернет-ресурсах) включает в себя следующие этапы:

  • выбор места (стенд располагается в удобном месте, например, при входе в читальный зал);
  • определение размеров и формы (может быть стандартной – квадратной, прямоугольной, или нестандартной);
  • подготовка макета;
  • подбор материалов - текстов и иллюстраций (не рекомендуются длинные и трудночитаемые тексты, лучше максимально использовать наглядные средства);
  • выбор цветовой гаммы и шрифта;
  • выбор сопутствующей атрибутики;
  • оформление;
  • фотографирование и публикация фото стенда на официальном сайте учреждения;
  • составление паспорта информационного стенда в библиотеке (названия также продумываются заранее);
  • подготовка и защита идеи стенда.

Как правило, информационные стенды в библиотеке выполняются из пробки, листов ДВП или фанеры, рамки для них – из пластика, алюминия, дерева. Готовый стенд можно красить или обивать тканью. Прочный и долговечный стенд можно изготовить и самостоятельно с минимальными материальными затратами.

Грамотно оформленный стенд, учитывающий все требования и созданный с учетом законов восприятия информации, позволит читателям лучше ориентироваться в пространстве библиотеки и будет способствовать повышению интереса как к представленной литературе, так и к библиотеке в целом.

Краткое описание, методические рекомендации по использованию: распечатывается, вырезается по контуру книги и прикрепляется к стенду.

Данный ресурс будет полезен как учителям начальных классов, так и библиотекарям.



Предмет: Литературное чтение

Целевая аудитория: для 1 класса

Спасибо за полезный материал для учителей начальных классов. Материалы для стендов, безусловно, помогут учителям в их работе. Спасибо!

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: