А к толстой канут краткое содержание
Обновлено: 02.07.2024
1
Две вести ко князю Кануту пришли:
Одну, при богатом помине,
Шлёт сват его Магнус; из русской земли
Другая пришла от княгини.
2
С певцом своим Магнус словесную весть
Без грамоты шлёт харатейной:
Он просит Канута, в услугу и в честь,
Приехать на съезд на семейный;
3
Княгиня ж ко грамоте тайной печать
Под многим привесила страхом,
И вслух её строки Канут прочитать
Велит двум досужим монахам.
4
Читают монахи: «Супруг мой и князь!
Привиделось мне сновиденье:
Поехал в Роскильду, в багрец нарядясь,
На Магнуса ты приглашенье;
5
6
7
8
И берегом в путь выезжает морским
Канут, без щита и без брони,
Три отрока едут поодаль за ним,
Их весело топают кони.
9
Певец, что посылан его пригласить,
С ним едет по берегу рядом;
Тяжёлую тайну клялся он хранить,
С опущенным едет он взглядом.
10
Дыханием тёплым у моря весна
Чуть гривы коней их шевелит,
На мокрый песок набегает волна
И пену им под ноги стелет.
11
12
13
К болоту тропа, загибаясь, ведёт,
Над ним, куда око ни глянет,
Вечерний туман свои нити прядет
И сизые полосы тянет.
14
15
16
Въезжают они во трепещущий бор,
Весь полный весеннего крика;
Гремит соловьиный в шиповнике хор,
Звездится в траве земляника;
17
18
Украдкой певец на него посмотрел,
И жалость его охватила:
Так весел Канут, так доверчив и смел,
Кипит в нём так молодо сила;
19
Ужели сегодня во гроб ему лечь,
Погибнуть в подводе жестоком?
И хочется князя ему остеречь,
Спасти околичным намёком.
20
Былину старинную он затянул;
В зелёном, пустынном просторе
С припевом дубравный сливается гул:
«Ой море, ой синее море!
21
К царевичу славному тёща и тесть
Коварной исполнены злости;
Изменой хотят они зятя известь.
Зовут его ласково в гости.
22
Но морю, что, мир обтекая, шумит,
Известно о их заговоре;
Не езди, царевич, оно говорит —
Ой море, ой синее море!
23
На верную смерть ты пускаешься в путь,
Твой тесть погубить тебя хочет,
Тот меч, что он завтра вонзит тебе в грудь,
Сегодня уж он его точит!
24
Страшению моря царевич не внял,
Не внял на великое горе,
Спускает ладью он на пенистый вал —
Ой море, ой синее море!
25
26
Певец в ожидании песню прервал,
Украдкой глядит на Канута;
Беспечно тот едет себе вперевал,
Рвёт ветки с черёмухи гнутой;
27
Значение песни ему невдомёк,
Он весел, как был и с почину,
И, видя, как он от догадки далёк,
Певец продолжает былину:
28
«В ладье не вернулся царевич домой,
Наследную вотчину вскоре
Сватья разделили его меж собой —
Ой море, ой синее море!
29
У берега холм погребальный стоит,
Никем не почтён, не сторожен,
В холме том убитый царевич лежит,
В ладью расписную положен;
30
31
Вновь очи певец на Канута поднял:
Тот свежими клёна листами
Гремучую сбрую коня разубрал,
Утыкал очёлок цветами;
32
33
34
Его не спасти! Ему смерть суждена!
Влечёт его тёмная сила!
Дыханьем своим молодая весна,
Знать, разум его опьянила!
35
Певец замолчал. Что свершится, о том
Ясней намекнуть он не смеет,
Поют соловьи, заливаясь, кругом,
Шиповник пахучий алеет;
36
Не чует погибели близкой Канут,
Он едет к беде неминучей,
Кругом соловьи, заливаясь, поют,
Шиповник алеет пахучий…
Это довольно большое стихотворение, но если кратко, то так. Князь Канут получил две весточки: сват Магнус приглашал его на семейный совет, а княгиня-жена просила не ехать, т. к. была уверена, что это смертельная ловушка. Канут не поверил предостережениям жены и отправился в путь без охраны. Даже потеря подковы с ноги коня не остановила Канута и он продолжал путь. Темный лес, полный тумана, так же не повлиял на путешественника. И тогда певец, что скакал рядом, придумал хитрость: через песню предупредить Канута о грозящей опасности. Но и печальный конец песни не остановил князя и он продолжал путь к Магнусу: навстречу своей неминуемой смерти.
Ответ:
Белогорская крепость находилась вдалеке от тогдашних культурных и политических центров, однако и до нее докатилась волна пугачевского бунта. Небольшой гарнизон принял неравный бой. Крепость пала. Емельян Пугачев учиняет свой "императорский" суд, то есть безжалостно расправляется с безоружными людьми. Именно этот момент в повести является ключевым для сравнительной характеристики двух героев "Капитанской дочки" — Гринева и Швабрина.
Гринев получил воспитание в семье отставного военного и сам стал офицером. Петруша — мягкий и совестливый юноша, исполненный самых радужных мечтаний. Для него верх человеческого благополучия — служба в гвардии. Однако сама жизнь рассеивает его иллюзии. После карточного проигрыша Зурину Гринев испытывает стыд. Последовавшая вскоре встреча с вожатым показывает, что Петруша — хороший человек. Несмотря на увещевание Савельича, Гринев дарит вожатому заячий тулупчик со своего плеча. Служба в Белогорской крепости оказалась необременительной, Петруша влюбляется в дочь коменданта Машу Миронову. Влюбленность делает Гринева поэтом. Своими стихотворными пробами Петруша делится с Алексеем Швабриным — молодым офицером, сосланным в крепость за участие в дуэли. Оказывается, Шваб-рин тоже был влюблен в Машу, но получил отказ. Швабрин пытается очернить девушку в глазах Гринева, и тот вызывает его на дуэль. Петруша получает от своего бывшего друга легкую рану. Но даже и после этого Швабрин продолжает завидовать Гриневу, ведь Маша и ее родители заботливо ухаживают за раненым юношей. Однако вскоре Швабрин получает возможность отомстить.
Пугачев звал всех желающих присоединиться к своему мятежному войску. Швабрин с радостью соглашается: он присягает на верность самозванцу. Гринев же, невзирая на смертельную опасность, не изменяет воинской присяге и осмеливается вступиться за осиротевшую Машу Миронову. Таким образом, соперники в любви и противники на дуэли встают по разные стороны баррикад. Положение Швабрина все-таки менее выгодно: присоединившись к Пугачеву, он тем самым раз и навсегда поставил себя вне закона. Гринев, которого Пугачев помнит по встрече в пути, рассказывает самозванцу правду о своей возлюбленной, надеясь на снисхождение со стороны предводителя. Этот психологический бой Гринев выигрывает, спасая себя и Машу.
Два офицера российской армии — Петр Гринев и Алексей Швабрин ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин — носители двух принципиально различных мировоззрений. Именно такими их изображает автор повести "Капитанская дочка".
Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище Санкт-Петербурга[2].
В балладе "Канут" рассказывается о молодом князе Кануте. Однажды ему пришли два письма-от жены его-княгини и от свата его-Магнуса. Сват звал князя в гости, а жена предупреждала, чтобы он не ходил к Магнусу, потому что он замышляет его убить. Канут не послушал совета княгини и отправился к Магнусу. Отроки его пытаются его отговорить. Бесполезно. И тогда певец пытается песней намекнуть ему на коварство и злой замысел свата, но глупый князь стал даже подпевать ему. Теперь всем стала ясна его печальная участь. Природа - фон. Все расцветает, жизнь продолжается
эм, тебе тоже самое можно сказать, ибо ты написал это сидя за компьютером, при этом даже не ответил на вопрос.
А. К. Толстой был просто влюблен в историю домонгольской Руси, он писал в 1869 году:
И, как всегда в таких случаях, порой он слегка увлекается и оказывается пристрастным.
X–XI века действительно являются очень интересным периодом истории нашей страны. Молодое русское государство быстро набирало силы и увеличивалось в размерах. Разделение церквей на католическую и православную произошло только в 1054 году, и ещё долгие десятилетия после него люди на Востоке и Западе считали себя единоверцами. Знакомые нам имена встречаются в западноевропейских и византийских источниках того времени, а некоторые русские князья являются героями скандинавских саг. По мнению А. К. Толстого, этот период нашей истории резко контрастирует даже с началом царствования Романовых. Ко всему иноземному тогда относились подозрительно и русские цари мыли руки после общения с иностранными послами.
Н. Дмитриев-Оренбургский. Обряд омовения рук после приёма иноземных посольств Московскими царями
Итак, давайте подробнее поговорим о некоторых балладах Алексея Толстого.
В этой балладе говорится о пророческой песне татарского певца, которую тот спел на пиру у князя Владимира:
Интересно, что в данной балладе, как и в русских былинах, образ Владимира синтетический. В князе Владимире-Красно Солнышко, как известно, слились образы Владимира Святославича и его правнука Владимира Мономаха.
Вернёмся к балладе А. Толстого.
И в конце баллады А. Толстой устами своего героя произносит замечательную фразу, которую следовало бы печатать в качестве эпиграфа на каждом учебнике истории.
Отвечая на мрачное пророчество Тугарина, Владимир говорит:
В этой балладе А. К. Толстой показывает Ивана IV глазами киевского богатыря, проспавшего полтысячи лет:
Иван IV, миниатюра из Казанской летописи
В этой балладе А. Толстой ещё раз обращается к образу Ивана IV.
Курбского в его бегстве сопровождали 12 человек, в том числе и герой баллады:
И как же отблагодарил предатель человека, вероятно, спасшего ему жизнь?
Курбский посылает Шиванова к Ивану IV с оскорбительным письмом, прекрасно понимая, что отправляет его на смерть. Беспрекословная верность Шиванова удивляет даже царя:
В некоторых балладах А. Толстого рассказывает и об истории западных славян.
Речь идёт об одном из эпизодов так называемого Вендского крестового похода 1147 года (совершен в рамках Второго крестового похода). Папой римским Евгением III и Бернаром Клервосским война против славян была благословлена наравне с экспедицией в Палестину. На земли полабских славян – ободритов и лютичей, двинулись армии саксонских, датских и польских рыцарей. К ним примкнули отряды немецких епископов и моравских князей.
Одна из крестоносных армий действовала против лютичей и поморян. То обстоятельство, что князь лютичей Ратибор, его окружение и часть подданных уже успели принять христианство, никого не смущало. Лидерами этой части крестоносцев были маркграф Бранденбурга Альбрехт Медведь и магдебургский архиепископ Конрад I.
Другая армия должна была сокрушить силы племенного союза ободритов. Ее руководителями были герцог Саксонии Генрих Лев, герцог Конрад Бургундский и архиепископ Бременский Адальберт. На соединение с этой армией спешили датчане, которых вели Свен III, правитель Зеландии, и Кнут V, владевший Ютландией – троюродные братья и непримиримые соперники.
Пора вернуться к балладе А. Толстого:
Рёскильдского епископа на самом деле звали Аскер. А правителя Ютландии Кнута все же трудно назвать викингом.
Сопротивление крестоносцам возглавил ободритский князь Никлот, который нанес упреждающий удар по гавани Любека, уничтожив там много кораблей.
Князь Никлот, статуя в Шверинском замке
После этого Никлот отступил к крепости Добин, где его осадили крестоносцы. В это время подошли и датчане.
А. К. Толстой – о прибытии Свена, Кнута и Аскера:
(к осажденному крестоносцами городу Добин).
А на помощь к ободритам пришли воинственные славяне острова Руян (Рюген), которые в морском сражении разбили датский флот:
Командовавший эскадрой Свена рёскильдский епископ Аскер (А. Толстой упорно называет его Эриком) в самом начале сражения покинул свой военный корабль и укрылся на торговом судне. Саксон Грамматик утверждает, что епископ
Другая ошибка Толстого – участие в этой битве кораблей Кнута.
На самом деле с руянами сражались только зеландцы: Кнут не отправил свои суда на помощь брату-сопернику. Так или иначе, руяне тогда захватили множество кораблей. После этого датчане ушли от Добина.
Взять эту крепость крестоносцы так и не смогли. Они ушли от него, заручившись обещанием Никлота крестить свой народ. Неудачными были действия и другой армии, которой не удалось овладеть Деммином и Штеттином.
В финале баллады Толстого вождь руян Боривой (видимо, Борил-вой) обещает отомстить крестоносцам:
В 1152 году славянские дружины атаковали Данию и разорили её.
Хронист Гельмольд из Босау свидетельствует:
В следующих статьях мы проведём исторический анализ текста некоторых баллад А. К. Толстого, в которых рассказывается о реальных событиях, происходивших на территории русских княжеств.
Читайте также: