Математические компоненты 2 класс школа россии

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вершинина Ирина Валентиновна

учитель начальных классов

План-конспект урока по учебнику

Авторы: М.И.Моро, М.А.Бантова

Название компонентов и результата действия умножения

*познакомить с новой математической терминологией (компоненты и результат действия умножения);

* применять полученные знания в учебной ситуации

* формулировать цель урока, делать выводы и обобщения, высказывать гипотезы и проверять их истинность;

*закреплять умения заменять сложение одинаковых слагаемых умножением и наоборот.

учащиеся научатся называть компоненты и результат действия умножения, применять имеющиеся знания в нестандартной учебной ситуации , будут закреплять умения заменять сложение одинаковых слагаемых умножением и наоборот, повторят прием умножения с 1, пополнят опыт групповой работы.

Знаки арифметических действий и сравнения.

Название компонентов и результатов арифметических действий при сложении, вычитании, умножении.

Задача и решение задачи.

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь, информационно-образовательные ресурсы

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

1. Организационный этап

Вот звенит для вас звонок

Ровно встали, подтянулись

И друг другу улыбнулись

- Проверьте готовность своего рабочего места к уроку.

- Сегодня вместе с вами мы проведём урок математики. Мы предлагаем вам поучаствовать в работе малой научно-исследовательской лаборатории. Вы – младшие научные сотрудники МНИЛ, мы – научные руководители МНИЛ. А задания вам будет давать Ум Умыч, доктор математических наук.

2. Целеполагание.

- Как вы думаете, что мы будем делать в нашей научной математической лаборатории?

(считать, решать, писать, рассуждать, думать, делать выводы, добывать новые знания)

3.Актуализация опорных знаний.

-Итак, начинаем работу нашей лаборатории.

-Прочитайте вопрос от Ум Умыча. Что это такое? (Знаки)

-Назовите эти знаки.

-На какие две группы они разделены? (Знаки арифметических действий и знаки сравнения)

-Назови знаки арифметических действий.

-Назови знаки сравнения.

-Для чего в математике нужны эти знаки? (Записывать математические выражения)

-Возьмите и положите перед собой Карточку №1.

-Прочитайте задание от Ум Умыча.

90-36 =66 30-6-5 9×2

49-18 5 ×2=13 83+15=95

7+53 40-8 45+6+4

(примеры, числовые выражения)

-Разбейте эти выражения на группы по общим признакам. (*в 1 и 2 действия, *со скобками и без скобок, *с найденным значением и без значения, правильные и неправильные, *на сложение и вычитание и умножение)

-Исправьте ошибки и найдите значение всех числовых выражений.

-Сверьте свои ответы с ответами Ум Умыча. (на слайде 5 появляются правильные ответы)

-Поднимите руку, у кого совпали все ответы, поставьте плюс.

-Кто допустил ошибку? Как ты рассуждал?

-Давайте сделаем научное обобщение.

В математике есть числовые…….

Числовые выражения можно классифицировать по разным …..

У каждого числового выражения можно найти его……

4. Открытие нового знания.

-Задание от Ум Умыча: прочитайте числовые выражения, назовите компоненты и результаты выражений.

59+10=69 20-15=5 3×4=12

(называют, не могут назвать компоненты при умножении)

-Вы наверное уже догадались, над какой проблемой мы будем работать сегодня в нашей научной лаборатории. Озвучьте её. Это наша цель.

Название компонентов и результата действия умножения.

- У нас научная проблема. Мы не знаем, как называются компоненты и результаты действия умножения.

-Давайте предположим, как могут называться числа при умножении.

Выдвигайте свои гипотезы. (Дети высказываются)

-Что вам поможет проверить свою гипотезу? (Учебник)

-Найдите в учебнике страницу 54 и ознакомьтесь с правилом в учебнике.

-Чья гипотеза подтвердилась? (дети поднимают руки)

-Возьмите и положите перед собой карточку №2.

-Пользуясь полученными знаниями, дополните опорную таблицу.

Название компонентов и результат действий

-Проверьте правильность написания орфограмм в словах.

Давайте сделаем научное обобщение.

Компоненты при умножении называются ………

Результат умножения называется…………

Числовое выражение можно прочитать 3 * 2=6

5. Первичное закрепление знаний.

- Дальнейшую работу наша лаборатория будет строить по следующему плану:

Чтение примеров на умножение каждым сотрудником МНИЛ. (Лото)

Замена умножения сложением одинаковых слагаемых и наоборот. (с.54 №1)

Сравнение результата умножения и сложения. (с.54 №2)

Решение текстовой задачи. (с.54 №3)

-Положите перед собой карточку №3. Сейчас в нашей лаборатории мы исследуем карточку №3. Работаем в паре.

Закройте фишками примеры на сложение.

Закройте фишками примеры на вычитание.

Я пройду и проверю правильность выполнения работы.

Прочитайте оставшиеся выражения. (как ещё можно прочитать эти выражения) Вы правильно выполнили задание. Поставьте себе +

6. Применение знаний и способов действий.

-Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.

-Переходим ко второму этапу нашего плана. С.54 №1.

Вычисли произведения, заменяя умножение сложением одинаковых слагаемых.

9*2 2*3 1*5 0*4 12*2

-Прочитайте задание. Что нужно выполнить в этом задании.

(Работа у доски. Спросить все примеры)

-Переходим к третьему этапу нашего плана. С.54 №2. Прочитайте задание. --Выполните его самостоятельно.

-Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения работы.

-Кто справился без ошибок? Кто допустил ошибки? Как ты рассуждал?

-Если вы справились без ошибок, поставьте себе +

Ум Умыч горько плачет.

-Решаем задачу. С.54 №3.

В каждой бутылке по 2л лимонада. Сколько литров лимонада в четырёх бутылках? В трёх?

-О чём говорится в задаче? ( о лимонаде)

-Что сказано про лимонад? ( в одной бутылке 2л лимонада)

-Что нужно узнать? (сколько литров лимонада в четырёх бутылках)

-Как это можно узнать?

Записываем решение задачи и ответ вместе.

-Прочитайте второй вопрос. Запишите решение задачи и ответ самостоятельно.

-Если вы справились с работой без ошибок, поставьте себе +

-Как ты записал решение. Кто с ним согласен?

-Наша лаборатория заканчивает свою работу и я как научный руководитель даю вам домашнее задание. С.54 №4 №7. Посмотрите задание в учебнике. -Задайте мне вопросы по выполнению домашнего задания.

7. Рефлексия учебной деятельности. (Итог урока)

Давайте подведём итоги работы нашей лаборатории.

*Мне понравилось (не понравилось)…..

Посчитайте, сколько плюсов вы набрали в течение урока и

оцените свою работу с помощью смайликов.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 201 человек из 52 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 589 650 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.11.2015 9297
  • DOCX 25.2 кбайт
  • 204 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Вершинина Ирина Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В России действуют более 3,5 тысячи студенческих отрядов

Время чтения: 2 минуты

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Только 23 февраля!
Получите новую
специальность
по низкой цене

Цена от 1220 740 руб. Промокод на скидку Промокод скопирован в буфер обмена ПП2302 Выбрать курс Все курсы профессиональной переподготовки

Умножение – математическое действие, посредством которого из двух чисел получается новое число, которое содержит слагаемым первое число столько раз, сколько единиц во втором.

Произведение – это результат умножения.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. –
  1. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М.А.Бантова –

7-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – с.46.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Составьте выражения к рисункам:

2 3

Учимся рассуждать. Числа разные: 2 и 3.

К данному рисунку можем составить выражение на сложение: 2 + 3 = 5

Числа одинаковые: 2, 2, 2. К данному рисунку можем составить выражение на умножение:

Компоненты каждого математического действия имеют название.

Компоненты сложения указывают на производимое действие – сложение: первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.


Компоненты вычитания указывают на производимое действие - вычитание: уменьшаемое, вычитаемое, разность.


Компоненты умножения указывают на производимое действие - умножение.

Названия носят города и реки,

Вам от рождения фамилия дана.

И каждому числу при умножении

Особенные дали имена.

Так же, как и при сложении и вычитании, числа при умножении тоже имеют свое название.

Первое число при умножении называется первый множитель. Второе число при умножении называется второй множитель. Результат умножения называют произведение.


Зная, как называются числа при умножении, можно использовать эти термины при чтении выражений.

Равенство 5 · 2 = 10 можно прочитать несколькими способами:

- Первый множитель – пять, второй множитель – два, произведение – десять.

- Произведение пяти и двух равно десяти.

- Пять умножить на два, равняется десять.

Рассмотрим задание: слагаемое 12 повторяется 4 раза. Запишите такую сумму в виде произведения.

Назовите первый множитель этого произведения. Что он обозначает?

Первый множитель этого произведения обозначает слагаемое.

Слагаемое 12 повторяется 4 раза.

Назовите второй множитель этого произведения. Что он обозначает? Второй множитель этого произведения обозначает количество слагаемых.

Слагаемое 12 повторяется 4 раза.

Получилась запись: 12+12+12+12=12·4

Помните, что заменить сложение умножением можно там, где находятся суммы одинаковых слагаемых.

Технологическая карта урока

Предмет: Математика

Класс: 2

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема урока: Названия компонентов и результата умножения.

Цель урока: Создать условия для формирования знаний о компонентах и результата умножения, умения решать задачи на нахождение произведения.

Планируемые результаты

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказы¬вать своё предположение; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности ; осуществлять контроль и коррекцию результатов деятельности

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; построение логической цепи рассуждений; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник; сравнивать; выделять необходимую информацию; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, положительное отношение к учебной деятельности;

Формы организации познавательной деятельности учащихся: Фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, в группах.

Методы обучения: проблемный,частично-поисковый ,словесно-логический ,метод самостоятельной работы учащихся

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, аудиозапись, тетрадь, книга,жетоны для рефлексии.

Содержимое публикации

Конспект открытого урока

по математике по теме

Учитель начальных классов

Познавательная: создать условия для ознакомления с названием компонентов и результатом действия деления, расширить представление о конкретном смысле действия деления через решение задач на деление по содержанию и на равные части.

Коммуникативная: создать условия для формирования умения работать в парах, группах; воспитание доброжелательного отношения друг к другу; воспитывать у учащихся взаимопомощь, взаимовыручку.

Регулятивная: создать условия для формирования планировать учебную задачу, выстраивать последовательность необходимых операций, корректировать свою деятельность.

Личностная: создать условия для развития вычислительных навыков, логического мышления, интереса к математике, формирования познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Планируемые результаты:

- личностные:

формирование познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся; формирование ценностных отношений друг к другу;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений ;

формирование умений воспринимать, перерабатывать полученную информацию, выделять основное содержание.

-метапредметные:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

организация учебной деятельности, планирования,

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты.

Оборудование: учебник, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы каждого обучающегося, светофоры, индивидуальные полоски-стикеры(средства обратной связи), компьютер, проектор, экран.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словесные, исследовательские, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

I этап.Организация класса. Включение в учебную деятельность с помощью доброй беседы, девиза.

Прозвенел долгожданный звонок, начинается урок.

Ребята, сегодня у нас на уроке гости, давайте поприветствуем их.

Очень трудная наука математика для вас.

Но учиться в наше время нужно каждому из нас.

Вы готовы преодолевать трудности на пути к знаниям? А для того, чтобы вы справились с любыми трудностями, которые будут вам встречаться на сегодняшнем уроке, мне бы очень хотелось, чтобы вашими спутниками, я бы даже сказала помощниками, были внимание , активность, смекалка , терпение , аккуратность. Ну и конечно же дисциплина.

-Давайте ребята учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните дети, без точного счета

Не сдвинется с места любая работа

II этап.Устная работа:

-Что такое умножение?

- Как называются числа при умножении?

-На что указывает первый множитель?

- Как называются числа при сложении ?

- Что значит уменьшить число на несколько единиц?

- Как называются числа при вычитании ?

- Что значит увеличить число на несколько единиц?

- Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого?

-Как найти неизвестное слагаемое, если известна сумма и другое слагаемое?

-Как найти уменьшаемое, если известна разность и вычитаемое?

Математический диктант: (дети записывают значения выражений в строчку, 1 человек за доской).

- Ребята, а сейчас арифметический диктант.

-Значения математических выражений, которые я буду говорить, вы, будете записывать в строчку. (1 человек за доской)

-1 множитель5, 2 множитель 2, найти произведение(5х2=10)

- 20 уменьшить на 7(20-7=13)

-1 слагаемое 9, 2 слагаемое 2, найти сумму(9+2=11)

-уменьшаемое 24, вычитаемое 10, найти разность(24-10=14)

-10 увеличть на 2(10+2=12)

-по 5 взять 3 раза(5х3-15)

-разность 33и 20(33-20=13)

10, 13, 11, 14, 12, 15,13,16, 14, 17, 15

(Каждый раз дети зеленымсигналом светофора показывают, если у них такой же ответ, как на доске, красным, если другой ответ)

-Я проверю потом объективность ваших оценок и если буду согласна обведу в кружочек красной пастой, если не буду согласна- поставлю свою оценку.

- Возвращайте тетради соседу по парте.

- Можно ли данные числа объединить в одну группу? По какому признаку (они все двузначные).

-Докажите. Назовите разряды, из которых состоят двузначные числа? (единицы десятки)

- Какое число лишнее? (10- в разряде единиц стоит 0, 11- в этом числе одинаковое число единиц и десятков)

- Посмотрите, пожалуйста, на данный ряд чисел и попытайтесь найти закономерность в записи данного ряда чисел (уменьшается на 3, затем увеличивается на 2)

-Продолжим ряд чисел по этому же правилу

III .Готовность к новому способу действия: актуализация опорных знаний (коллективная и индивидуальная формы работы).

Учитель на слайде высвечивает обучающимся математические равенства (слайд 2)

6х2=12 6+2=8 6-2=4 6:2=3

-Чем похожи данные математические равенства? (При записи их компонентов используются одинаковые числа)

-Чем отличаются? (Знаками действий и числами, которые используются для записи результатов данных выражений)

-Прочитайте, данные равенства , используя названия их компонентов и результатов:

6х2=12( 1 множитель6 2 множитель 2, произведение 12)

6+2=8 (1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма)

6-2=4(уменьшаемое, вычитаемое, разность)

VI .Выявление места и причины затруднения, постановка учебной задачи

-С каким новым математическим действием мы с вами недавно познакомились? (делением)

-А можете ли вы прочитать данное математическое равенство, используя название чисел при делении?

6:2=3 ( выключить экран)

-Хотите научиться? Значит, что нового вы должны сегодня узнать на уроке? (Узнать, как называются компоненты и результат действия деления)

- Ребята , как вы думаете, как может называться число, которое мы делим? (Вывешивается карточка со словом делимое )

- Число, которое на которое мы делим? (Вывешивается карточка со словом делитель )

- Результат действия деления?

(Вывешивается карточка со словом частное )

Итак, повторяем еще раз:

- Число, на которое мы делим получило в математике название делитель

-Результат действия деления получил название-частное.

-Само выражение при делении получило название- частное

-Прочитайте равенство , используя названия компонентов и результата действия деления( Делимое 6, делитель 2, частное равно 3)

-Прочитайте равентво, используя названия выражения и результата действия деления(Частное 6и 2 равно3)

Физкультминутка (смотреть по времени)

Солнце стало пригревать,
Стали капельки стучать,
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!

VI .Первичное закрепление на стандартных примерах с проговариванием алгоритма вслух.

Читаем объяснение по учебнику.

№1 1 человек у доски, остальные в тетради .

1) Делимое 6, делитель 3 .Найти частное.(1 множитель 6, 2 множитнль 3, частное равно 2)

2) Найти частное чисел 12 и 6.

Нарисовать рисунок, записать и прочитать по-разному (1.Используя названия компонентов и результата действия деления. –Например 1 множитель 6, 2 множитель 3, частное равно 2, аналогично 2 равенство)

2. Используя названия выражения и результата действия, деления- например, Частное 6 и 3 равно 2

000/000 000000/000000

VII . Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

-Прочитаем вслух обе задачи.

1)Юля посадила 18 луковиц, в 3 ряда поровну. Сколько луковиц в каждом ряду?

2)Вера посадила 18 луковиц, по 3 луковицы в ряд. Сколько получилось рядов?

-Чем они похожи? (Здесь говорится о луковицах, числовые данные одинаковые)

-Чем они отличаются? (Условия и вопросы разные)

-Выполним рисунок к первой задаче

000000000000000000

-Как он их сажал? (В 3 ряда)

000000 /000000/000000

-Что нужно узнать? (Сколько луковиц в одном ряду)

-Выполним рисунок ко второй задаче.

000000000000000000

-Как он их сажал? ( По 3 луковицы в ряд)

000/000/000/000/000/000

-Что надо узнать? (Сколько получилось рядов)

VIII .Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Запишите решение задачи самостоятельно, в скобках обязательно пишите наименование. Задание выполняем в парах (на больших листочках, затем листочки вывесить на доску) - смотреть по времени

18:3=6(л.) – в каждом ряду 18:3=6(р.)-получилось

(Проверка на доске -вывешиваются листочки А4).

-Прочитайте равенства, используя названия компонентов и результата действия деления(Делимое 18, делитель 3, частное равно 6)

-Прочитайте равентва, используя названия выражения и результата действия деления(Частное 18и 3 равно 6)

-Что новое сегодня вы узнаете на уроке?

-В первом и во втором число3.( В первом 3 ряда, во втором по 3 луковицы в ряд посадили).

-В первом и во втором число6(В первом количество луковиц в каждом ряду)

-Ребята, что вы заметили при решении задач?(Условия задач и вопросы разные, а решения одинаковые)

VIII : Включение знаний в систему знаний и повторение Составьте 2 задачи по их решению, похожие на предыдущие:12:2

-Прочитайте равенства, используя названия компонентов и результата действия деления(Делимое 12, делитель 2, частное нужно найти-Прочитайте равентва, используя названия выражения и результата действия деления(Частное12и 2)

-Я предлагаю вам решить по вариантам следующие задачи(слайд5)

1) Ребята посадили 12 саженцев вишни, в 2 ряда поровну. Сколько саженцев в каждом в каждом ряду?(12:2=6(С.))

2)Ребята посадили12 саженцев вишни, по 2 саженца в ряд. Сколько получилось рядов?(12:2=6(р.))

-Чем похожи и чем отличаются задачи? (Условия задач и вопросы разные, а решения одинаковые)

-Ваши сверстники вот как решили уравнения:

-Что нужно было узнать в 1 уравнении?(уменьшаемое)

-Как его найти?( к разности + вычитаемое)

-Что нужно было узнать во 2 уравнении?(неизвестное 1 слагаемое)

-Как его найти?( Из суммы вычесть известное слагаемое)

IX . Итог урока

Учитель: - что нового узнали сегодня на уроке? Давайте каждый из вас попытается подвести итог урока, используя следующие фразы( на доске:

- Вы все очень хорошо работали, молодцы! Но особенно мне хотелось бы отметить:

X .Домашнее задание:

№ 3 страница 62, страница 62 правило.

XI . Рефлексия: Возьмите стикеры и приклейте их на ту ступеньку, на которой в данный момент по вашему мнению каждый из вас находится по умению выполнять письменные вычисления примеров нового вида.

Читайте также: