Мастера вознесенский краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Ключевые слова:романтизм, романтическое мировоззрение, Я, Не-Я, Андрей Вознесенский, поэма, романтический код, гностицизм, миф, романтический герой.

K.N. Ankudinov
Philologist faculty
Adugion Governmental University
Cathedra Literature and Journalistic
Pervomayskaia str., 208, Maykop, Adugeia, Russia, 385000

ROMANTICISM CODE IN THE POEM ANDRE VOZNESENSKI “MASTERS”

The article says about romanticism narrative in the short poem famous Russian Soviet poet Andre Voznesenski “Masters” by the base romanticism code. Modernistic poem “Masters” is compare in the realistic poem Russian Soviet poet Dmitry Kedrin “Architects” in the analogical historic fable. Result: poem Andre Voznesenski “Masters” is authors myth, go in the history and in the present times.

Key words:Romanticism, romantic narrative, “I”, “non-I”, Andre Voznesenski, poem, romanticism code, Gnosticism, myth, romantic hero.

На основании наработок предшественников — исследователей XIX—XX вв. представляется возможность выделить три основополагающие черты романти­ческого мировоззрения (формирующего романтические тексты).

Вам,
Художники
Всех времен! [4. С. 67].

Ваш молот не колонны
И статуи тесал —
Сбивал со лбов короны
И троны сотрясал.

Художник первородный —
Всегда трибун.
В нем дух переворота
И вечно — бунт. [4. С. 67—68]

Романтический бунт Я против Не-Я во все времена приводил к трагической гибели носителей Я, бунтарей, художников:

Вас в стены муровали,
Сжигали на кострах.
Монахи муравьями
Плясали на костях. [4. С. 68]

Искусство воскресало
Из казней и из пыток
И било, как кресало,
О камни Моабитов.

Кровавые мозоли.
Зола и пот.
И Музу, точно Зою,
Вели на эшафот.

И нет противоядья
Ее святым словам. [4. С. 68]

Вам,
Варвары
Всех времен!

Цари, тираны,
В тиарах яйцевидных,
В пожарищах-сутанах
И с жерлами цилиндров! [4. С. 69]

Империи и кассы
Страхуя от огня,
Вы видели в Пегасе
Троянского коня. [4. С. 70]

Чтоб царя сторожил,
Чтоб народ страшил.
[4. С. 71—72]

Наверно, с моря синего
Или откуда с севера.

Где Ладуга, луга,
Где радуга-дуга. [4. С. 73]

Холод, хохот, конский топот да собачий звонкий лай,
Мы, как дьяволы (курсив мой — К.А.), работали, а сегодня —
пей, гуляй!
Гуляй!
Девкам юбки заголяй! [4. С. 81]

Не памяти юродивой
Вы возводили храм,
А богу плодородия,
Его земным дарам. [4. С. 76]

Сквозь кожуру мишурную
Глядело с завитков,
Что чудилось Мичурину
Шестнадцатых веков. [4. С. 76]

И причины трагического исхода сюжетной коллизии с зодчими мотивированы в поэмах Д. Кедрина и А. Вознесенского совершенно по-разному.

И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова! [5. С. 134]

Этой теме посвящена пятая глава центральной части поэмы Вознесенского, в которой действуют негативные персонажи (носители Не-Я), отрицательно оце­нивающие результаты работы мастеров (при этом степень отемнения интерпрета­ций данной работы возрастает с появлением каждого из персонажей-экспертов).

Сплошные перламутры —
Сойдешь с ума.
Уж больно баламутны
Их сурик и сурьма. [4. С. 78]

— Ишь, надругательство,
Хула и украшательство. [4. С. 78]

У них не кисти,
А кистени.
Семь городов, антихристы,
Задумали они.

Им наша жизнь — кабальная,
Им Русь — не мать. [4. С. 79]

И присовокупляет к ним донос на грех младшего мастера против сексуального запрета (т.е. на осквернение этических, религиозных и государственно-иерархи­ческих предписаний):

А младший у кабатчика
Все похвалялся, тать,
Как в ночь перед заутреней,
Охальник и бахвал,
Царевне целомудренной
Он груди целовал. [4. С. 79]

И дьяки присные,
Как крысы по углам,
В ладони прыснули:
— Не храм, а срам.
[4. С. 79]

так и объективной:

. А храм пылал вполнеба,
Как лозунг к мятежам,
Как пламя гнева —
Крамольный
храм!
[4. С. 79]

Узорчатым башням в тумане не плыть.
Ни солнцу, ни пашням, ни соснам — не быть.

Ни белым, ни синим — не быть, не бывать.
И выйдет насильник губить-убивать,

И женщины будут в оврагах рожать,
И кони без всадников — мчаться и ржать.

Сквозь белый фундамент трава прорастет.
И мрак, словно мамонт, на землю сойдет [4. С. 84].

Фактически Андрей Вознесенский приравнивает присутствие Не-Я-начала (и отсутствие Я-начала) к черному заклинанию.

А затем данная кошмарная альтернатива отменяется мгновенным актом лич­ной авторской идентификации с Я-началом и торжественной клятвой воссоздать (а также продолжить) достижения погубленных носителей Я-начала:

Врете,
врете —
Будут города!

. Над ширью вселенской
В лесах золотых
Я,
Вознесенский,
Воздвигну их!

Я — парень с Калужской,
Я явно не промах.
В фуфайке колючей,
С хрустящим дипломом.

Я той же артели,
Что семь молодцов.
Бушуйте в артериях,
Двадцать веков!

Я тысячерукий —
руками вашими,
Я тысячеокий —
очами вашими,
Я осуществлю в стекле и металле,
О чем вы мечтали,
о чем — не мечтали.
[4. С. 85—86]

Имеют те же
тезисы
Мои мечты.

И завтра ночью тряскою,
В 0.45,
Я еду в Братскую,
Чтоб их осуществлять!

И вслед мне из ночи
Окон из бойниц
Уставились очи
Безглазых глазниц.
[4. С. 87—88]

Ваш молот не колонны и
статуи тесал –
сбивал со лбов короны
и троны сотрясал.
А. Вознесенский
Андрей Вознесенский буквально ворвался в поэзию в шестидесятые годы. Для него характерны были молодой задор, удивление и восхищение этим прекрасным миром, в котором ему суждено было жить и творить.
Поэма “Мастера” сразу выдвинула Вознесенского в разряд популярных и неординарных авторов. В произведении было столько молодой страсти, поэтической энергии, ритм его был так стремителен, а живопись броска, неожиданна, что о поэте

сразу заговорили и заспорили.
Колокола, гудошники…
Звон, звон…
Вам,
Художники
Всех времен.
Ваш молот не колонны
И статуи тесал –
Сбивал со лбов короны
И троны сотрясал.
Эта поэма проникнута идеей бессмертия подлинного искусства. Ничто над ним не властно, даже безжалостное время.
Художник первородный –
Всегда трибун.
В нем дух переворота
И вечно – бунт.
Вас в стены муровали.
Сжигали на кострах.
Монахи муравьями
Плясали на кострах.
Искусство воскресало
Из казней и из пыток
И било, как кресало,
О камни Моабитов.
Для сюжета Вознесенский

берет драматическую легенду о мастерах, построивших чудо-храм – Покровский собор, известный в народе больше под названием храм Василия Блаженного, и об ослеплении мастеров, дабы не сотворили еще лучше храма где бы то ни было.
Их было смелых – семеро,
Их было сильных – семеро,
Наверно, с моря синего
Или откуда с севера,
Где Ладога, луга,
Где радуга – дуга.
Они ложили кладку
Вдоль белых берегов,
Чтоб взвились, точно радуга.
Семь разных городов.
Поэма написана звучным, ярким языком. От главы к главе меняется ритм от “железного” скрежета и четкости в первой главе до бесшабашной скоморошьей песни во второй и третьей.
Кудри – стружки,
Руки – на рубанки.
Яростные, русские,
Красные рубахи…
Холод, хохот, конский топот да собачий звонкий лай.
Мы, как дьяволы, работали, а сегодня – пей, гуляй?
Поэт как бы соединил два времени. С молодым задором, безбоязненно он описывает далекое прошлое, не старается стилизовать свой язык под древнерусскую речь, а говорит на привычном ему и читателям языке.
..А храм пылал в полнеба,
Как лозунг к мятежам,
Как пламя гнева
Крамольный храм!
Тема творчества и мастерства всегда актуальна, во все вре-I мена. Кроме этого, в поэме поставлен вопрос о власти и творце. Они вечно противостоят друг другу. Власть всегда видит угрозу и крамолу в творчестве, стараясь удушить творца.

Но убить искусство невозможно, оно будет существовать до тех пор, пока будут жить люди.
Не быть, не быть, не быть городам!
Узорчатым башням в тумане не плыть.
Ни солнцу, ни пашням, ни соснам – не быть!
Ни белым, ни синим – не быть, не бывать.
И выйдет насильник губить – убивать…
Врете,
сволочи,
Будут города!
Над ширью вселенской
В лесах золотых
Я,
Вознесенский,
Воздвигну их!
Таким образом, осуществилась связь времен. Поэт чувствует себя наследником отцов и дедов, продолжателем их идей:
Я той же артели,
Что семь мастеров.
Бушуйте в артелях,
Двадцать веков!
Я тысячерукий –
руками вашими,
я тысячеокий –
очами вашими.
Я осуществляю
в стекле и металле,
О чем вы
мечтали,
О чем –
не мечтали…

История создания

Сам Андрей Вознесенский говорил, что стихотворение пришло ему во сне. Также существует версия, что произведение написано поэтом после разлуки с возлюбленной, актрисой Татьяной Лавровой. Во время их романа у каждого из них были законные супруги, но этот факт не остановил никого из них. Расставание их было также взаимным, так как сильное чувство, одолевшее их, стало со временем мучить.

Жанр, направление, размер

Нельзя не заметить, что название произведения тоже является литературным жанром. Сага – это повествование событий достаточно большого отрезка времени, с точной хронологией происшествий, с большим количеством героев, с подробным описанием некоторых из них. Что немаловажно, сага – это прозаический жанр.

Кроме того, еще один жанр произведения – в его названии, так как сагой называется произведение, в котором охватывается очень длинный промежуток времени. В произведении хронологически точно и последовательно приводятся события, имеется много персонажей, которые детально описаны. Сага относится к прозе.

Считается, что автор решил назвать свое произведение сагой потому, что заострил внимание на правдивости. Саги обычно пишут по прошедшим событиям, в правдивости которых сомневаться не приходится, но есть и саги, содержание которых несколько фантастическое.

Композиция

Две последних строфы – это размышления о вечности! Лирический герой абстрагируется от происходящего, рассуждая о мелочности нынешних событий, проблем и горестей по отношению к бесконечности, по отношению к жизни в целом.

Образы и символы

Первая строфа, а точнее первые две строки являются описательными в отношении главного образа – возлюбленной.

Она смиренна, сильна духом, кротка.

Вода – это неоднозначный символ. Вода – это символ женского начала, а также вода – это вечность. Перекладывая данную символику на разбираемое стихотворение, можно предположить, что поэт этими строками говорит о вечности люби, о её многогранности и постоянстве.

Вишня – символ доброты, символ надежды, символ женской красоты. Сравнение глаз любимой женщины именно с этим плодом неслучайно, хотя, возможно, что автор употребил данную метафору лишь из-за внешнего сходства глаз с вишней. В любом случае, данное сравнение очень красивое и глубокое.

Следующая строка написана автором будто в утешение, для поднятия настроения себе, возлюбленной, читателю, она написана в оправдание действий лирического героя.

Дальше поэт немного отчаянно, но в то же время смиренно пишет, что, даже если они возродятся, то всё равно им не суждено быть вместе, они расстанутся.

Последующие две строфы отдалены от происходящих событий, они абстрагированы. Автор пишет о будущем. Когда тяжело в настоящем пережить какое-то событие, смириться с чем-то, обычно думаешь о том, как ты будешь смотреть на данное событие потом, в будущем, через время…Становится немного легче. Быть может, поэт написал два последних четверостишия именно из этих соображений.

А. А. Вознесенский родился в 1933 году. В 50-е годы XX века в литературу вступило новое поколение поэтов, чье детство совпало с войной, а юность пришлась на послевоенные годы. Это пополнение нашей поэзии развивалось в условиях бурных перемен в жизни, растущего самосознания народа. Вместе с поэтами старшего и среднего поколений молодые авторы стремились чутко улавливать запросы развивающейся жизни и литературы и в меру сил отвечать на них. В. Соколов и Р. Рождественский, Е. Евтушенко и А. Вознесенский и многие другие в своих темах и жанрах, образах и интонациях, обращаясь к разным художественным традициям, стремились воплотить черты духовного облика современного человека, его тягу к напряженному раздумью, творческому поиску, активному действию.

Творчество Андрея Вознесенского развивалось сложным путем. Незаурядный талант поэта, поиски им новых возможностей поэтического слова сразу привлекли внимание читателей и критики. В его лучших произведениях 50-х годов, таких как поэма “Мастера” (1959), стихи “Из сибирского блокнота”, “Репортаж с открытия ГЭС”, передана радость работы, оптимистическое жизнеощущение человека-творца. Лирический герой Вознесенского полон жажды действовать, творить:

В творчестве Вознесенского заметно усиливаются нравственно-этические искания. Поэт сам ощущает острую необходимость обновления прежде всего духовного содержания поэзии. И выводом из этих раздумий становятся следующие строки о жизненном назначении искусства:

Реакция поэта насовременное, жизненно важное — мгновенна, безотлагательна, скорая помощь и пожарная команда его слова — круглосуточны и безотказны. Болевое, человечное, пронзительное решительно и отчетливо характеризует творчество поэта.

Стихи Вознесенского полны звуковой энергией. Звуки льются легко, непринужденно и — что всего важнее — осмысленно. Это не бездумная игра в словеса, а постоянный молодой прорыв к смыслу, к сути…

Поэма “Мастера” сразу выдвинула Вознесенского в разряд популярных и неординарных авторов. В произведении было столько молодой страсти, поэтической энергии, ритм его был так стремителен, а живопись броска, неожиданна, что о поэте сразу заговорили и заспорили. Эта поэма проникнута идеей бессмертия подлинного искусства. Ничто над ним не властно, даже безжалостное время. Для сюжета Вознесенский берет драматическую легенду о мастерах, построивших чудо-храм — Покровский собор, известный в народе больше под названием храм Василия Блаженного, и об ослеплении мастеров, дабы не сотворили еще лучше храма где бы то ни было. Поэма написана звучным, ярким языком. От главы к главе меняется ритм от “железного” скрежета и четкости в первой главе до бесшабашной скоморошьей песни во второй и третьей. Поэт как бы соединил два времени. С молодым задором, безбоязненно он описывает далекое прошлое, не старается стилизовать свой язык под древнерусскую речь, а говорит на привычном ему и читателям языке. Тема творчества и мастерства всегда актуальна, во все вре-I мена. Кроме этого, в поэме поставлен вопрос о власти и творце. Они вечно противостоят друг другу. Власть всегда видит угрозу и крамолу в творчестве, стараясь удушить творца. Но убить искусство невозможно, оно будет существовать до тех пор, пока будут жить люди.

Трудно найти в мире литературу, в которой уделялось бы столько внимания теме: человек и природа. Имена почти всех писателей связаны с живописными местами. Пушкин не отделим от Михайловского, Толстой — от Ясной Поляны.

Отношение человека к природе — одна из наиболее злободневных проблем современности. Писатели, экономисты, ученые бьют тревогу: природа в опасности, она нуждается в спасении. Сейчас нельзя сказать, что человек — царь природы. Покорение природы обернулось для нас уничтожением ее богатств, борьба с ней — нравственным саморазрушением. Оказавшись на пороге экологической катастрофы, мы видим свою причастность, начинаем размышлять в месте природы в нашей жизни.

В семидесятые годы Виктор Астафьев написал “Последний поклон” и “Царь-рыбу”. Речь в рассказах “Царь-рыбы” идет о браконьерах, нарушающих запреты на охоту и рыбную ловлю. Астафьев уверен: “Тайна на земле и звезды на небе были тысячи лет до нас. Звезды потухали иль разбивались на осколки, взамен их расцветали на небе другие. И деревья в тайге умирали и рождались, одно дерево сжигало молнией, подмывало рекой, другое сорило семена в воду, на ветру”. Писатель говорит о том, что мы сделали с тайгой: “Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнем. Но страху, смятенности своей не смогли ей передать, не привили и враждебности, как ни старались”.

В главе “Царь-рыба” образ царь-рыбы символизирует саму природу. В этой главе вступает в борьбу с осетром огромных размеров человек. Поединок заканчивается в пользу природы. Утратив совесть, человек терпит поражение, а волшебная царь-рыба уплывает на дно Енисея.

В своих произведениях Валентин Распутин пишет о защите природы. В повести “Прощание сМатерой” он показывает страдания людей, которые покидают свою родину. Мне кажется, что вместе с людьми плачет, страдает и природа. На острове есть дерево, его пытались срубить, спилить, поджечь. Люди ничего не могут сделать с ним. Природа тоже противостоит людям. Но выдержит ли она эту борьбу? Когда мы боремся с природой, мы уничтожаем самих себя.

В повести “Пожар” поднимается та же проблема. “Лес вырубать — не хлеб сеять”, — говорит главный герой повести “А лес выбрали — до нового десятки и десятки лет. Вырубают же его при нынешней технике в годы. А потом что? Потом голод, нищета”. Ведь вместе с природой гибнет и человек.

Современные писатели учат нас задумываться над тем, что мы делаем с природой. Слишком много горя и страданий приносит нам технический прогресс. Он наносит удары по природе, а значит, наносит смертельные удары и нам. Такое отношение к природе приводит к катастрофам, сотрясающим весь мир. Вспоминаю слова Пришвина: “Охранять природу — значит охранять Родину”.

Темы, проблемы, настроение

Основная идея

Главная мысль стихотворения – обратная сторона любви. Конечно, не всегда отношения заканчиваются расставанием, но бывает и так… Спокойствие, смирение, мужество героев поражают читателя, удивляют. Ни каждый может расстаться с необходимым и желанным так спокойно, достойно.

Исповедь автора устами мастера витражных дел. Это рассуждение о чувствах, истории, и настоящем времени. У людей давно нет искренности, все они как будто ненастоящие.

За минуту

Книга – взволнованный разговор поэта о высоких чувствах и нравственных ценностях: честности, любви, трудолюбии. Стихи соединили в себе историю и современность, личный опыт поэта и знания всего народа.

История начинается со знакомства с мастером. Он ставит книги на чужие полки, пользуется чужой продукции, но вокруг него полно света. Поэтому он делает витражи. Автор открыто скучает по настоящему, душевному, а вокруг все пластиковое и искусственное. Устами своего героя автор говорит то, о чем думает сам. Некоторые части посвящены жене поэта.

Вознесенский описывает, как человек надевает трусы, сверху слой за слоем: часы, пальто, автомобиль, тесный гараж, двор, границу государства. Параллельно пишет об искусстве, вдохновении, творчестве.

Читайте также: