Входной промежуточный и итоговый контроль в школе

Обновлено: 08.07.2024

Что нужно знать о контроле? • Вид контроля • Цель • Сроки проведения • Как провести? • Что должно проверяться? Различают следующие основные виды контроля: текущий, периодический (промежуточный) и итоговый. Мы будем говорить об основных нормативных документах, которые регламентируют контрольно-оценочную деятельность преподавателя, которые каждый преподаватель обязан знать и умело применять знания на практике.

Содержимое публикации

НОРМАТИВЫ ТИПОВЫХ ПРАВИЛ

ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ,

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности накоплен большой опыт. Но, по-прежнему, актуальность вопроса оценочной деятельности учащихся на уроке не снижается, по-прежнему эти вопросы остаются сложнейшими педагогическими проблемами.

Что должно проверяться?
Различают следующие основные виды контроля: текущий, периодический (промежуточный) и итоговый. Мы будем говорить об основных нормативных документах, которые регламентируют контрольно-оценочную деятельность преподавателя, которые каждый преподаватель обязан знать и умело применять знания на практике.
Слайд. Основной документ здесь - Типовые Правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования

Слайд. (Приложение 2 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125, с изменениями и дополнениями)

Слайд.Текущий контроль — подразделяется на поурочный и тематический, значимость которого определяется спецификой учебного предмета.

Слайд. Тексты контрольных работ, диктантов, самостоятельных работ, тестовые задания

Здесь мы выставляем оценки в журнал на уроках. В начале учебного года в методкомиссию сдаем график проведения контрольных работ, надо бы, я думаю, и тексты к\ работ сдавать.

Слайд. Промежуточный контроль — проверка степени усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени.

Слайд. Это защита курсовых, отчеты по практике,з ачеты, экзамены

Материалы промежуточной аттестации обучающихся составляются на основе рабочих учебных планов и программ каждой учебной дисциплины и (или) модуля.

В период подготовки к промежуточной аттестации обучающихся проводятся консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

Слайд Для проведения промежуточной аттестации обучающихся в форме экзаменов должны быть подготовлены:

1) экзаменационные билеты (экзаменационные контрольные задания), тестовые задания, ситуационные задачи;

2) наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы и образцы техники, разрешенные к использованию на экзамене;

3) учебные и технологические карты;

4) спортивный зал, оборудование, инвентарь;

5) экзаменационная ведомость.

Какие документы нужны здесь? Зачетный и экзаменационный материалы по дисциплинам, которые мы рассматриваем на заседаниях методкомиссий, они утверждаются затем директором.

Здесь мы заполняем ведомости, оценки тоже ставим в журналы.

Слайд. Итоговый контроль

Итоговая аттестация обучающихся организаций технического и профессионального, послесреднего образования проводится в форме сдачи итоговых экзаменов по общепрофессиональным и специальным дисциплинам и (или) модулям, или выполнение и защита дипломного проекта (работы), или выполнение и защита дипломной работы со сдачей итогового экзамена по одной из специальных дисциплин и (или) модуля.

Итоговые экзамены по дисциплинам и (или) модулям проводятся в соответствии с учебными программами в следующих формах: устно, письменно, в форме комплексных экзаменов, включающих вопросы нескольких специальных дисциплин и (или) профессиональных модулей.

Итоговая аттестация лиц с особыми образовательными потребностями проводится в форме сдачи практической работы по производственному обучению с пояснениями выполняемых действий с обязательным присутствием руководителя. Для защиты практической работы обучающийся выступает с докладом об этапах выполнения работы с продолжительностью не более 15 (пятнадцати) минут.

Слайд Для проведения итоговой аттестации создается аттестационная комиссия

Состав итоговой аттестационной комиссии формируется из числа квалифицированных специалистов предприятий, преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения и представителей коллегиальных органов управления учебного заведения в соотношении 65 % от представителей работодателей и 35 % от представителей организации технического и профессионального, послесреднего образования, включая секретаря комиссии без права голоса

Слайд В комиссию представляются следующие материалы и документы:

1) рабочий учебный план по специальности;

2) приказ руководителя организации технического и профессионального образования о допуске обучающихся к итоговой аттестации;

3) сводные ведомости итоговых оценок обучающихся;

4) комплект экзаменационных билетов и перечень вопросов, выносимых на итоговые экзамены, согласно учебной программе;

5) документы, подтверждающие право обучающегося на перенос сроков итоговой аттестации по состоянию здоровья.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Один из очень важных вопросов, который сегодня поднимается в рамках ФГОС, это выстраивание системы мониторинга внутри образовательного учреждения и её дальнейшее развитие. То есть сегодня мы говорим о внутришкольной системе оценки качества образования, которую мы создаем на уровне своего образовательного учреждения.

Очень кратко о том, что представляет из себя внутришкольная система оценки качества образования и в чем состоит ее основная задача.

Оценка качества образования должна осуществляться по следующим направлениям: 1. Качество образовательных результатов:

предметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики, в том числе ГИА-9 и ЕГЭ);

метапредметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики);

личностные результаты (включая показатели социализации учащихся);

достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;

удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов.

2. Качество реализации образовательного процесса :

основные образовательные программы (соответствие требованиям ФГОС начального и основного общего образования, ФК ГОС среднего общего образования);

дополнительные образовательные программы (соответствие требованиям ФГОС);

качество уроков и индивидуальной работы с учащимися;

качество внеурочной деятельности ;

удовлетворённость учеников и родителей уроками и условиями в школе.

3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс:

информационно-развивающая среда (включая средства ИКТ и учебно-методическоеобеспечение);

санитарно-гигиенические и эстетические условия;

медицинское сопровождение и питание;

психологический климат в школе ;

использование социальной сферы микрорайона и города;

кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научно-методическую деятельность педагогов)

Результаты ВСОКО – основа отчета о самообследовании, подходы к которому регламентированы приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462. Одновременно, сама ВСОКО является предметом самообследования, и в соответствующем отчете приводятся ссылки как на Положение о ВСОКО, так и на дополнительную оценочную информацию, выходящую за рамки критериев эффективности деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию.

Напомним, что существует несколько параметров качества образовательного процесса.

И если выстроить примитивную схему, то можно говорить о том, что первое и самое важное – это качество образования. Необходимо правильно организовать образовательный процесс и только тогда мы можем говорить о качестве образования. При осуществлении образовательного процесса необходимо делать акцент на модельных характеристиках выпускника. Все участники образовательного процесса должны четко представлять, с каким багажом знаний и умений выпускник должен покинуть стены школы, чтобы он мог быть социально успешным и в будущем можно было говорить о качестве жизни выпускника.

Итак, давайте обозначим виды контроля качества образования.

Контроль качества образования можно проводить в следующих формах:

Устный контроль:

Письменный контроль:

Формы традиционного контроля:

- Домашние контрольные работы

Нетрадиционные формы контроля:

- Защита творческих работ и проектов

- Урок творческих заданий

Более подробно мы остановимся на текущем и промежуточном видах контроля . Базовым документом, регламентирующим правила процесса контроля, является Положение о текущем контроле успеваемости обучающихся и промежуточной аттестации. Итак, что представляет из себя текущий контроль?

Текущий контроль предусматривает:

- определение шкалы оценивания;

- определение формы контроля;

- количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля;

В Положении о рабочей программе нашего ОУ указывается на то, что в рабочей программе учителям необходимо отразить виды и формы текущего контроля, его периодичность. Учитель должен четко понимать, что он хочет получить от обучающегося, проведя тот или иной вид контроля. В свою очередь, обучающиеся также должны знать, какие контрольные вопросы будут заложены на выходе той или иной темы, сколько заданий они должны выполнить, чтобы переступить порог темы. Задача администратора в начале учебного года состоит в том, чтобы составить график проведения проверочных работ. Это важно, потому что, к великому сожалению, мы стали забывать основы психологии образования, стали забывать о том, что необходимо разумно выстраивать график контроля. Также не следует забывать о том, что необходимо проводить письменные проверочные работы в середине недели не раннее 2-го урока. Критерии оценивания проверочной работы должны знать и обучающиеся, и их родители. Для этого рекомендуем на родительском собрании в начале учебного года ознакомить родителей с критериями оценивания в рамках отдельных предметов. Завершающим этапом текущего контроля является анализ проведения проверочной работы. Стоит обратить внимание не только на цифровые показатели анализа работы, но и на то, какие типичные ошибки были допущены, ответить на вопрос, почему он были допущены и что сделать для того, чтобы в будущем их избежать.

Следует помнить, что в рамках ВСОКО необходимо проводить и административные контрольные работы, график которых составляется при планировании административного контроля, что находит отражение в локальном акте школы в начале учебного года.

Перед проведением работы учитель дает перечень вопросов и заданий по изученной теме, а администратор составляет варианты работ в рамках курируемых предметов. Кроме того,на сайте школы размещается открытый банк заданий по каждому предмету (аналогичных тем, которые будут в проверочных работах). По итогам проведения работ администратором составляется аналитическая справка, которая обсуждается на заседании предметного МО.

Для целенаправленной и систематической оценки качества образования необходимо наличие контрольно-измерительных материалов, главной задачей которых является проверка уровня обученности ученика по предмету на основе заданий разного уровня сложности.

Поэтому в каждой школе необходимо наличие Положения о КИМах. КИМы обсуждаются на заседаниях предметных МО, согласовываются с администрацией и утверждаются директором школы в начале учебного года.

Промежуточная аттестация обучающихся

Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Согласно Положению, ежегодно решением педсовета школы определяется перечень учебных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию, устанавливается форма и график проведения промежуточной аттестации. Данное решение утверждается директором школы.

К промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся переводных классов. От промежуточной аттестации на основании решения педсовета могут быть освобождены обучающиеся по состоянию здоровья на основании заключения лечебного учреждения, победители муниципального этапа, регионального этапа ВсОШ, обучающиеся, имеющие отличные оценки по всем предметам учебного плана.

Локальным актом утверждается график проведения промежуточной аттестации, состав аттестационных предметных комиссий

Вся эта информация доводится до сведения всех участников образовательного процесса и размещается на сайте школы не позднее, чем за две недели до проведения промежуточной аттестации.

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации разрабатываются учителями –предметниками, рассматриваются на заседаниях предметных МО, согласовываются с заместителем директора по УВР и утверждаются директором школы также за две недели до проведения промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация проводится учителем в присутствии председателя аттестационной комиссии и одного ассистента из числа учителей МО.

Итоги проведения промежуточной аттестации оформляются протоколом, форма которого устанавливается Положением о промежуточной аттестации.

В протоколе указывается состав аттестационной комиссии, дата проведения ПА, время, форма проведения аттестации, количество обучающихся, которые проходили промежуточную аттестацию, их ФИ, фиксируются оценки, которые они получили, подписи всех членов комиссии.

По итогам промежуточной аттестации в учебную часть сдаются также аналитические отчеты учителей-предметников. Форма отчетов устанавливается в соответствии с Положением о промежуточной аттестации.

Одной из форм отчетов может быть следующая:

Количество обучающихся в классе

Количество обучающихся, выполнявших работу

Итоги работы в цифровом и процентном соотношении

Процент качества знаний

Обозначение типичных ошибок

На основании отчетов учителей администратор составляет информационно-аналитическую справку по итогам проведения промежуточной аттестации, которая обсуждается на заседании предметного МО, педсовете по итогам проведения промежуточной аттестации. Аналитические данные по итогам промежуточной аттестации доводятся до сведения всех участников образовательного процесса и размещаются на сайте школы. Итоги промежуточной аттестации оформляются отдельной графой в классных журналах в разделах тех предметов, по которым проводилась промежуточная аттестация.

После проведения промежуточной аттестации в методический кабинет сдаются оформленные материалы по промежуточной аттестации : контрольно-измерительный материал, работы обучающихся, протоколы, аналитические данные. Все это хранится год, согласно Положению школы. Затем протоколы изымаются и подшиваются.

Целью данной работы является исследование проблемы текущего, промежуточного и итогового контроля успешности учебной деятельности обучающихся.

Актуальность исследования обусловлена тем, что проверка и оценка достижений обучающихся является существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности преподавателя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования.

ВложениеРазмер
tekushchiy_i_promezhutochnyy.doc 59.5 КБ
prezentatsiya.ppt 217 КБ

Предварительный просмотр:

Текущий, промежуточный и итоговый контроль успешности

учебной деятельности обучающихся

Целью данной работы является исследование проблемы текущего, промежуточного и итогового контроля успешности учебной деятельности обучающихся.

Актуальность исследования обусловлена тем, что проверка и оценка достижений обучающихся является существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности преподавателя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования.

Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у обучающихся умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Контроль имеет несколько функций:

Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки обучающегося. В ходе контроля проверяется соответствие освоения обучающимися учебной дисциплины, а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия (например, отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо).

Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны преподавателя осуществляется констатация качества усвоения обучащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости; появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

Со стороны обучающегося устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов обучения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки обучающихся.
Правильно организованный контроль и оценка формируют правильные целевые установки у обучающихся , ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.

Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная её особенность - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

Функция управления очень важна для развития самоконтроля обучающегося, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Преподавателю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности ("что я делаю не так. ", "что нужно сделать, чтобы. ") и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.

Стремительность технологических изменений в современном мире убеждает в необходимости развивать новые технологии обучения, цель которых не столько в передаче знаний, сколько в подготовке обучающегося к возможности самостоятельного оперативного овладения знаниями, профессией.

В качестве текущего, промежуточного и итогового контроля успешности учебной деятельности обучающихся мне видится перспективной модульно-рейтинговая система (МРС) контроля знаний. Модульно-рейтинговая система оценки качества учебной работы вводится с целью активизации самостоятельной работы обучающихся и стимулирования ее ритмичности. Использование МРС при организации учебного процесса подтвердило ее положительное влияние на регулярность работы обучающихся при освоении учебных курсов и на повышение объективности оценки знаний студентов преподавателями [1].

Обязательным условием внедрения модульно-рейтинговой системы является обеспечение обучающихся необходимой учебно-методической литературой. И в этом незаменимую роль играют учебно-методические комплексы (УМК) как изданные, так и на электронных носителях [2].

Организация и необходимое методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в рамках конкретного общего или специального курса учебного плана является главной задачей учебно-методических комплексов. Они уже занимают все более важное место в учебном процессе, обеспечивая необходимую подготовку для успешного прохождения текущего, промежуточного и итогового контроля учебной деятельности.

При работе по модульно-рейтинговой системе учебная дисциплина, а также УМК по нему разделяется на крупные блоки (модули), каждый из которых содержит завершенные разделы изучаемого курса. Изучение курса идет поэтапно, в соответствии со структурой УМК по модулям.

В УМК каждый модуль включает в себя лекционный материал, темы и вопросы по практическим или семинарским занятиям с указанием источников и литературы; документы и материалы, которые необходимо изучить обучающимся самостоятельно при подготовке к практическим занятиям; системы тестов по каждому модулю; вопросы для самоконтроля и контроля знаний, проблемные задания. В приложении УМК могут быть приведены образцы билетов для промежуточных экзаменов (зачетов), а также

образец листа успеваемости и контроля за самостоятельной работой студентов по модульно-рейтинговой системе .

Поскольку серьезной проблемой обучающихся является грамотное выражение своих мыслей по обсуждаемой проблеме в качестве текущего контроля учебной деятельности может быть использована оценка выступления каждого обучающегося по теме написанного им эссе перед аудиторией своих согруппников, которые, в свою очередь, также не должны оставаться пассивными слушателями, а задавать вопросы докладчику. При этом степень активности членов аудитории и грамотность задаваемых ими вопросов также должны быть учтены в виде оценки в рамках текущего контроля

По каждому модулю может проводиться промежуточное контролирующее тестирование, а после него во внеаудиторное время, предназначенное для контроля самостоятельной работы – дифференцированный промежуточный зачет письменно, или устно, поскольку система тестирования не предполагает нечетко-логические ответы на вопросы теста [3].

Изменение правил модульной системы в ходе учебного процесса не может допускаться.

Студенты, не набравшие необходимое количество баллов, должны сдавать итоговые семестровые экзамены. Студенты, заработавшие на практических занятиях или за различные виды самостоятельной работы 1–2 балла, а также пропустившие тестирование и модульные экзамены, обязаны сдавать их в течение двух недель во время определенных расписанием индивидуальных консультаций. Только при таком условии они допускаются к сдаче итогового семестрового экзамена (зачета). К студентам, не выполняющим вовремя определенные преподавателем формы работы, могут применяться штрафные санкции (понижающие баллы). Если студент не выполнил все необходимые формы работы и не допущен к сдаче семестрового экзамена, не ликвидировал свою задолженность по формам управляемой самостоятельной работы, то он может быть отчислен.

Модульная система контроля успешности учебной деятельности обязывает обучающихся к регулярной учебной работе (в том числе и прежде всего самостоятельной), повышает заинтересованность в ее результатах. Студенты на первом же занятии по дисциплине знакомятся с условиями модульно-рейтинговой системы, которые не могут меняться в течение всего семестра.

Рейтинговая система дает возможность объективно и развернуто оценить знания студента по изучаемой дисциплине в виде его рейтинга. Рейтинг студентов может быть разных уровней: рейтинг на занятии; рейтинг по каждому модулю; рейтинг по отдельной дисциплине; рейтинг студента по кафедральным дисциплинам, если преподаватели кафедры работают по модульно-рейтинговой системе; общий рейтинг студента. Рейтинг может быть использован при любой аттестации студентов (при начислении стипендии, при распределении на бакалаврскую и магистерскую ступени образования и др.).

Таким образом, переход к модульно-рейтинговой системе организации текущего, промежуточного и итогового контроля позволяет существенно повысить роль и значение управляемой самостоятельной работы студента в учебном процессе.

Система текущего, промежуточного и итогового контроля успешности учебной деятельности обучающихся, таким образом, основывается на взаимодействии преподавателя и студентов по системному овладению знаниями, умениями и навыками. Ее организация и проведение должны представлять собой продуманный алгоритм, который может постоянно совершенствоваться. Только в таком случае система контроля будет эффективна, успешна, приучит студентов к самостоятельному овладению знаниями, умениями и навыками, к творческому труду.

Анализ рейтинговой системы показывает, что данный метод, при условии динамического контроля и гласности, позволяет улучшить структуру успеваемости в целом за счет создания легко контролируемых опор для самоконтроля и самодисциплины у обучающихся.

Студент видит свои реальные успехи (или неудачи) в сопоставлении с коллегами, это оказывает определенное мобилизующее влияние на дальнейшую учебу. Играет определенную роль и демократичность - гласность и открытость системы. Преподаватели, имея объективную информацию об успевающих и отстающих обучающихся, может своевременно вносить определенные коррективы в учебный процесс с целью его оптимизации.

Рейтинговая система обеспечивает систематическую и объективную оценку успехов каждого обучающегося. Рейтинговая система пробуждает в обучающихся дух состязательности, уровень знаний повышается, так как создаются дополнительные стимулы в процессе обучения.

referaty

Процесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений. Разработкой системы контроля занимаются не только учёные – педагоги, издающие различные пособия, но и каждый учитель – предметник в частности. Современные требования к программам обучения предполагают обязательное наличие контрольно – измерительных материалов. Прежде, чем составлять их, необходимо ответить на ряд вопросов:

  • В чем заключаются функции учебного контроля?
  • Какие вид, тип и форма контроля будут уместны в определённой теме?
  • Какой метод контроля будет наиболее подходяще на данном уроке?
  • Какие средства контроля необходимо разработать к занятию?

Функции учебного контроля

Контроль, простыми словами, это проверка соответствия полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. Но его функции не сводятся только к проверке соответствия знаний и компетенций требованиям образовательного стандарта. В современной дидактике выделяются следующие функции:

  • Диагностическая. Учитель получает достоверную информацию о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
  • Контролирующая. В результате устанавливается уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.
  • Обучающая. Выполняя задания и решая задачи, учащиеся совершенствуют свои знания и умения, применяя их в новых ситуациях.
  • Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли усвоены знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.
  • Развивающая. Её сущность заключается в развитии речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учеников, происходящем в процессе выполнения заданий.
  • Ориентирующая. Суть её состоит в выявлении степени изученности темы.
  • Воспитательная. Периодическая проверка способствует формированию чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся.

Составляя контрольно-измерительные материалы, выполняющие перечисленные функции, учитель сможет повысить результативность обучения в несколько раз.

Разнообразие видов контроля

Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют:

При переходе к изучению новой темы или раздела учителю необходимо определить, какими знаниями и умениями обучающийся уже обладает. Особенно это актуально в пятом и десятом классах, так как прибывают ученики с разной степенью подготовленности. К тому, например, на уроках истории концентрическая система предполагает в 10 классе повторное, но более глубокое, научное изучение почти всех тем. Поэтому здесь проведение предварительного контроля особенно важно. Ценность такого вида проверки проявляется в определении вопросов, которым нужно будет уделить повышенное внимание.

Одним из главных условий успешности обучения является постоянное обнаружение существующих пробелов в знаниях для своевременного их устранения. В этом поможет текущий контроль, который, в основном, является частью урока.

В конце учебного года и после окончания определённой ступени обучения ( начальной, основной школы) проводится итоговый контроль. Можно сказать, что все предыдущие виды проверок подготавливают к главной, итоговой проверке. По его результатам определяют степень освоения учебной программы за год или несколько лет.

Формы контроля знаний и умений учащихся.

В школьной практике используется пять основных форм проведения контроля:

  • Фронтальная. Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие ответы с места.
  • Групповая. Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.
  • Индивидуальная. У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей – либо помощи. Данная форма подходит для выяснения знаний и способностей отдельного человека.
  • Комбинированная. Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.

Методы контроля

Методами контроля называют способы, помогающие выявить степень усвоения знаний и овладения требуемыми компетенциями. Также методы контроля позволяют оценить результативность работы учителя. В школе используются такие методы как устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты.

Устный опрос является одним из наиболее распространённых методов проверки. Он может быть проведён как в индивидуальной, так и во фронтальной, и в комбинированных формах. Рассмотрим их отличия.

Письменные работы могут быть предложены в разных формах, в зависимости от предмета: диктанты, сочинения, отчёты, тесты, контрольные работы, графические работы. Диктанты могут применяться не только на уроках русского языка; они могут быть историческими, географическими, математическими и другими. Также сейчас выпускают различные печатные тетради практически по каждому предмету.

Зачеты рекомендуется применят в старших классах. Желательно заранее раздать учащимся вопросы.

В связи с введением ЕГЭ и ОГЭ, в последнее время очень популярен тестовый метод. Он позволяет достаточно быстро проверить знания по одной или нескольких тем. Этот метод не следует применять постоянно, так как он не может проверить творческие возможности, учащиеся могут отвечать наугад; тестовый метод не даёт возможности обучающемуся глубокого анализа темы.

Типы контроля

В зависимости от того, кто производит контроль, разделяют:

  • Внешний контроль. Производится учителем над деятельностью обучающихся.
  • Взаимоконтроль. Осуществляется обучающимися друг над другом.
  • Самоконтроль. Ученик проверяет себя сам по готовым образцам или правильным ответам.

Целесообразно комбинировать различные типы, а не использовать постоянно только один из них.

Средства контроля

Перед педагогом стоит нелёгкая задача выбора подходящих к уроку средств оценивания знаний и умений. Как уже упоминалось выше одним самых распространённых методов в настоящее время является тестовый. Различных тестов по всем предметам сейчас издаётся великое множество. Кроме того, учитель сам может составить тестовые вопросы или поручить это задание обучающимся ( конечно, за отдельную отметку ). Тестовые вопросы могут быть:

Вопросы должны быть точными, не спорными, соответствовать учебной программе и пройденному материалу.

Кроме тестов, для проведения контроля можно использовать раздаточный материал. Сейчас его можно разработать самим, купить или скачать с интернета. Это могут быть карточки с вопросами, карты, схемы и т.д.

Также одним из средств контроля является домашнее задание. Она может проходит в разных формах, но если будет отсутствовать совсем или будет нерегулярной, то сами домашние задания просто обесценятся.

Компьютерные средства оценивания сейчас очень популярны. Их достоинства: не нужно тратить материал для составления, быстрая проверка (осуществляется компьютером), происходит активизация интереса учащихся.

Требования, предъявляемые к контролю в обучении

Контроль даст нужный эффект, если его проведение будет соответствовать следующим требованиям:

  • Систематичность. Проверять знания и умения нужно регулярно. Учащиеся должны знать, что после изучения каждой новой темы будет проверочная работа; домашняя работа проверяется на каждом уроке и т.д.
  • Объективность. Контроль должен реально оценивать способности и знания обучающихся. Какие – либо личные отношения и предпочтения учителя здесь не уместны. Рекомендуется учитывать не только правильный ответ, но и способ его получения: ход рассуждения, способ решения задачи.
  • Педагогическая тактичность. Суть этого требования – сохранение спокойной и деловой атмосферы. При соблюдения этого условия обучающиеся не будут бояться отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
  • Экономичным по временным затратам.
  • Разнообразие используемых методов и форм контроля.

Контроль – необходимое звено любого урока. От его организации, проведения и оценивания зависит эффективность обучения.

Читайте также: