Проблемы преподавания литературы в средней школе под ред т ф курдюмовой м 1985
Обновлено: 05.07.2024
Книга "Технологии и методики обучения литературе. Учебное пособие"
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
7. Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я. Рез. – М., 1985.
8. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана: В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 1994.
9. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1971.
10. Проблемы преподавания литературы в средней школе: Пособие для учителя / Т.Ф. Курдюмова, И.С. Збарский, В.П. Полухина и др.; Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Просвещение, 1985.
11. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.
12. Чертов В.Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. – М.: МПГУ им. В.И. Ленина, 1994.
2.3. Технологизация современного образования
Основное противоречие мировой системы образования конца XX – начала XXI века – противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала и перейти к новому идеалу – максимальному развитию способностей человека к самореализации (или самообразованию).
При этом необходимо обеспечить каждому обучающемуся право на выбор собственной образовательной траектории, наиболее соответствующей его индивидуальным способностям. Это означает введение достаточно ранней дифференциации и индивидуализации обучения, а также необходимость поиска методов и технологий, обеспечивающих решение этой задачи.
Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.
В.М. Монахов выделяет два основных момента, отличающих технологию от методики – это гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебного процесса.
Историческая справка
В 1970—1980-е годы педагогические технологии охватили практически все страны, получив признание ЮНЕСКО.
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. По лат. – М.: Академия, 2000.
2. Педагогические технологии / Под общ. ред. B.C. Кукушина. – Ростов н/Д, 2002.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
Процесс школьного литературного образования
3.1. Сущность и компоненты процесса школьного литературного образования
Новые понятия: образовательный процесс, процесс литературного образования, компоненты процесса литературного образования, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный компонент.
КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ
2. Структура процесса литературного образования.
ПОЛЕЗНЫЕ ЦИТАТЫ
ГЛАВА VI ЧТЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ИХ РОДОВОЙ СПЕЦИФИКЕ (окончание)
Что ми шумить, что ми звонить давеча рано предъ зорями? Сл. о Пл. Игор. |
Холодеет ночь перед зарею,
Смутно травы шепчутся сухие, —
Сладкий сон их нарушает ветер.
Опускаясь низко над полями,
По курганам, по могилам сонным,
Нависает в темных балках сумрак.
Бледный день над сумраком забрезжил,
И рассвет ненастный задымился.
Что шумит-звенит перед зарею?
Что колышет ветер в темном поле?
Холодеет ночь перед зарею,
Серой мглой подернулися балки.
Или это ратный стан белеет?
Или снова веет вольный ветер
Над глубоко спящими полками?
Не ковыль ли старый и сонливый,
Он качает, клонит и качает,
Вежи половецкие колышет
И бежит-звенит старинной былью?
II
Ненастный день. Дорога прихотливо
Уходит вдаль. Кругом все степь да степь.
Шумит трава дремотно и лениво,
Немых могил сторожевая цепь
Среди хлебов загадочно синеет,
Кричат орлы, пустынный ветер веет
В задумчивых, тоскующих полях,
Да день от туч кочующих темнеет.
А путь бежит. Не тот ли это шлях,
Где Игоря обозы проходили
На синий Дон? Не в этих ли местах,
В глухую ночь в яругах волки выли,
А днем орлы на медленных крылах
Его в степи безбрежной провожали
И клектом псов на кости созывали,
Грозя ему великою бедой?
— Гей, отзовись, степной орел седой!
Ответь мне, ветер, буйный и тоскливый!
Не тот ли это шлях, Где Игоря обозы проходили На синий Дон? |
. Безмолвна степь. Один ковыль сонливый Шуршит, склоняясь ровной чередой. |
На высоте, где небеса так сини,
Где радостно сияет зимний свет,
Глядело только солнце, как стилет,
Чертил мой стих на изумрудной льдине.
Ледяная ночь, мистраль. (Он еще не стих. ) Вижу в окна блеск и даль Гор, холмов нагих. Золотой недвижный свет До постели лег. Никого в подлунной нет, Только я и Бог. Знает только Он мою Мертвую печаль, То, что я от всех таю. Холод, блеск, мистраль. |
Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Каковы особенности уроков лирики в школе? 2. В какой мере методика анализа лирического текста может опираться на своеобразие рода произведения? 3. Какие особенности восприятия лирического произведения учащимися следует учитывать в процессе анализа? 4. Какова роль выразительного чтения на уроках лирики?
Литература Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе / Под ред. О. Ю Богдановой. – М., 1984. Мадер Р. Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. – М., 1979. Поэтика художественного текста на уроках литературы / Отв. ред. Богданова О. Ю. – М., 1997. Проблемы преподавания литературы в средней школе / Под ред. Т. Ф . Курдюмовой. – М., 1985. Рез З. Я. Изучение лирики в школе. IV-VII классы. – Л., 1968. Тодоров Л. В. Работа над стихом в школе. – М., 1965.
Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два, |
Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым Отечества нам сладок и приятен. |
Я только нес их для доклада Что в ход нельзя пустить без справок, без иных, Противуречья есть, и многое не дельно. |
Грибоедов как бы предоставляет возможность читателю самому судить, насколько верна характеристика, данная ему Софьей в этом же явлении:
Вдруг милый человек, один из тех, кого мы Увидим — будто век знакомы, Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен, Но робок. |
Вся сцена вызывает отвращение у Чацкого и, очевидно, умиление у Софьи, ибо Чацкий с желчью и нескрываемой досадой говорит:
Молчалин! Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит! Там в пору карточку вотрет! |
В последнем действии Молчалин верен себе. Перед Лизой он раскрывает и свою пустую душонку, и низость, и подлость, а заодно дает читателю понять, как же формировался его характер:
Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. |
И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека. И, наконец: Пойдем любовь делить плачевной нашей крали. Дай обниму тебя от сердца полноты. |
Чацкий Пустейший человек из самых бестолковых (6 стоп) Молчалин Как можно. Слог его здесь ставят в образец. Читали вы (6 стоп) Чацкий Я глупостей не чтец, (3 стопы) А пуще образцовых (3 стопы) |
Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.
Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
• В нашей компании купить скейтборд ребенку на лучших условиях.
• Ищите качественный штанговый замок - у нас доступная цена и возможности доставки.
Программа по литературе под ред. Т. Ф. КУРДЮМОВОЙ
для средних общеобразовательных школ
Эта программа наиболее распространена в российских школах.
Цель литературного образования авторы программы видят в том, чтобы способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Достижение этой цели, по мнению составителей, может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь читателю в осознании окружающего мира.
Эта программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.
Авторы выделяют следующие этапы литературного образования (помимо начальных классов), их задачи и особенности:
(Модель структуры курса каждого из средних классов - литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.)
Особенностью программы под ред. Курдюмовой является небольшое количество зарубежных произведений.
Каждая тема в программе включает список произведений для изучения, краткую аннотацию, и те теоретические понятия, которые должны быть отработаны.
Программа оснащена учебными хрестоматиями (для средних классов). В начале каждого раздела помещена очень краткая теоретическая статья, подготавливающая к восприятию текстов и сообщающая необходимые сведения по биографии того или иного автора, по теории литературы. В этих учебниках помимо вводных статей к каждому разделу, текстов, вопросов и иллюстраций, мы обнаруживаем и краткие словари литературоведческих терминов.
1. Каковы особенности уроков лирики в школе?
2. В какой мере методика анализа лирического текста может опираться на своеобразие рода произведения?
3. Какие особенности восприятия лирического произведения учащимися следует учитывать в процессе анализа?
4. Какова роль выразительного чтения на уроках лирики?
1. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе / Под ред. О.Ю Богдановой - М., 1984.
2. Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. - М., 1979.
3. Поэтика художественного текста на уроках литературы / Отв. ред. Богданова О.Ю. - М., 1997.
4. Проблемы преподавания литературы в средней школе / Под ред. Т.Ф .Курдюмовой. - М., 1985.
Читайте также: