Проблемы преподавания литературы в средней школе под ред т ф курдюмовой м 1985

Обновлено: 05.07.2024

Книга "Технологии и методики обучения литературе. Учебное пособие"

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

7. Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я. Рез. – М., 1985.

8. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана: В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 1994.

9. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1971.

10. Проблемы преподавания литературы в средней школе: Пособие для учителя / Т.Ф. Курдюмова, И.С. Збарский, В.П. Полухина и др.; Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Просвещение, 1985.

11. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.

12. Чертов В.Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. – М.: МПГУ им. В.И. Ленина, 1994.

2.3. Технологизация современного образования

Основное противоречие мировой системы образования конца XX – начала XXI века – противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала и перейти к новому идеалу – максимальному развитию способностей человека к самореализации (или самообразованию).

При этом необходимо обеспечить каждому обучающемуся право на выбор собственной образовательной траектории, наиболее соответствующей его индивидуальным способностям. Это означает введение достаточно ранней дифференциации и индивидуализации обучения, а также необходимость поиска методов и технологий, обеспечивающих решение этой задачи.

Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.

В.М. Монахов выделяет два основных момента, отличающих технологию от методики – это гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебного процесса.

Историческая справка

В 1970—1980-е годы педагогические технологии охватили практически все страны, получив признание ЮНЕСКО.

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. По лат. – М.: Академия, 2000.

2. Педагогические технологии / Под общ. ред. B.C. Кукушина. – Ростов н/Д, 2002.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

Процесс школьного литературного образования

3.1. Сущность и компоненты процесса школьного литературного образования

Новые понятия: образовательный процесс, процесс литературного образования, компоненты процесса литературного образования, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный компонент.

КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ

2. Структура процесса литературного образования.

ПОЛЕЗНЫЕ ЦИТАТЫ

ГЛАВА VI ЧТЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ИХ РОДОВОЙ СПЕЦИФИКЕ (окончание)

Что ми шумить, что ми звонить
давеча рано предъ зорями?
Сл. о Пл. Игор.

Холодеет ночь перед зарею,
Смутно травы шепчутся сухие, —
Сладкий сон их нарушает ветер.
Опускаясь низко над полями,
По курганам, по могилам сонным,
Нависает в темных балках сумрак.
Бледный день над сумраком забрезжил,
И рассвет ненастный задымился.

Что шумит-звенит перед зарею?
Что колышет ветер в темном поле?
Холодеет ночь перед зарею,
Серой мглой подернулися балки.
Или это ратный стан белеет?
Или снова веет вольный ветер
Над глубоко спящими полками?
Не ковыль ли старый и сонливый,
Он качает, клонит и качает,
Вежи половецкие колышет
И бежит-звенит старинной былью?

II
Ненастный день. Дорога прихотливо
Уходит вдаль. Кругом все степь да степь.
Шумит трава дремотно и лениво,
Немых могил сторожевая цепь
Среди хлебов загадочно синеет,
Кричат орлы, пустынный ветер веет
В задумчивых, тоскующих полях,
Да день от туч кочующих темнеет.
А путь бежит. Не тот ли это шлях,
Где Игоря обозы проходили
На синий Дон? Не в этих ли местах,
В глухую ночь в яругах волки выли,
А днем орлы на медленных крылах
Его в степи безбрежной провожали
И клектом псов на кости созывали,
Грозя ему великою бедой?
— Гей, отзовись, степной орел седой!
Ответь мне, ветер, буйный и тоскливый!

Не тот ли это шлях,
Где Игоря обозы проходили
На синий Дон?
. Безмолвна степь. Один ковыль сонливый
Шуршит, склоняясь ровной чередой.

На высоте, где небеса так сини,
Где радостно сияет зимний свет,
Глядело только солнце, как стилет,
Чертил мой стих на изумрудной льдине.

Ледяная ночь, мистраль.
(Он еще не стих. )
Вижу в окна блеск и даль
Гор, холмов нагих.
Золотой недвижный свет
До постели лег.
Никого в подлунной нет,
Только я и Бог.
Знает только Он мою
Мертвую печаль,
То, что я от всех таю.
Холод, блеск, мистраль.

Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Каковы особенности уроков лирики в школе? 2. В какой мере методика анализа лирического текста может опираться на своеобразие рода произведения? 3. Какие особенности восприятия лирического произведения учащимися следует учитывать в процессе анализа? 4. Какова роль выразительного чтения на уроках лирики?

Литература Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе / Под ред. О. Ю Богдановой. – М., 1984. Мадер Р. Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. – М., 1979. Поэтика художественного текста на уроках литературы / Отв. ред. Богданова О. Ю. – М., 1997. Проблемы преподавания литературы в средней школе / Под ред. Т. Ф . Курдюмовой. – М., 1985. Рез З. Я. Изучение лирики в школе. IV-VII классы. – Л., 1968. Тодоров Л. В. Работа над стихом в школе. – М., 1965.

Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два,
Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен.
Я только нес их для доклада
Что в ход нельзя пустить без справок, без иных,
Противуречья есть, и многое не дельно.

Грибоедов как бы предоставляет возможность читателю самому судить, насколько верна характеристика, данная ему Софьей в этом же явлении:

Вдруг милый человек, один из тех, кого мы
Увидим — будто век знакомы,
Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,
Но робок.

Вся сцена вызывает отвращение у Чацкого и, очевидно, умиление у Софьи, ибо Чацкий с желчью и нескрываемой досадой говорит:

Молчалин! Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит!
Там в пору карточку вотрет!

В последнем действии Молчалин верен себе. Перед Лизой он раскрывает и свою пустую душонку, и низость, и подлость, а заодно дает читателю понять, как же формировался его характер:

Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека.
И, наконец:
Пойдем любовь делить плачевной нашей крали.
Дай обниму тебя от сердца полноты.
Чацкий
Пустейший человек из самых бестолковых (6 стоп)
Молчалин
Как можно. Слог его здесь ставят в образец. Читали вы (6 стоп)
Чацкий
Я глупостей не чтец, (3 стопы)
А пуще образцовых (3 стопы)

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.


• В нашей компании купить скейтборд ребенку на лучших условиях.

• Ищите качественный штанговый замок - у нас доступная цена и возможности доставки.

Программа по литературе под ред. Т. Ф. КУРДЮМОВОЙ
для средних общеобразовательных школ

Эта программа наиболее распространена в российских школах.

Цель литературного образования авторы программы видят в том, чтобы способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Достижение этой цели, по мнению составителей, может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь читателю в осознании окружающего мира.

Эта программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.

Авторы выделяют следующие этапы литературного образования (помимо начальных классов), их задачи и особенности:

(Модель структуры курса каждого из средних классов - литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.)

Особенностью программы под ред. Курдюмовой является небольшое количество зарубежных произведений.

Каждая тема в программе включает список произведений для изучения, краткую аннотацию, и те теоретические понятия, которые должны быть отработаны.

Программа оснащена учебными хрестоматиями (для средних классов). В начале каждого раздела помещена очень краткая теоретическая статья, подготавливающая к восприятию текстов и сообщающая необходимые сведения по биографии того или иного автора, по теории литературы. В этих учебниках помимо вводных статей к каждому разделу, текстов, вопросов и иллюстраций, мы обнаруживаем и краткие словари литературоведческих терминов.

1. Каковы особенности уроков лирики в школе?

2. В какой мере методика анализа лирического текста может опираться на своеобразие рода произведения?

3. Какие особенности восприятия лирического произведения учащимися следует учитывать в процессе анализа?

4. Какова роль выразительного чтения на уроках лирики?

1. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе / Под ред. О.Ю Богдановой - М., 1984.

2. Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. - М., 1979.

3. Поэтика художественного текста на уроках литературы / Отв. ред. Богданова О.Ю. - М., 1997.

4. Проблемы преподавания литературы в средней школе / Под ред. Т.Ф .Курдюмовой. - М., 1985.

Читайте также: