Мастер класс по профориентации в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Каждый ученик рано или поздно сталкивается с проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эту проблему решить довольно сложно, так как активной позиции в этом отношении у многих пока не сформировалось. Для обучающихся вопросы профориентации знакомы, но с какой стороны подойти к сознательному их решению, не все представляют. Уже в начальной школе важно не упустить ни минуты и вовремя заинтересовать детей предстоящим выбором профессии. Хорошим подспорьем станет большое количество кружков, дополнительные занятия по интересам.

Цель профориентации в начальной школе — расширение знаний о мире профессий и создание интереса к знаниям и миру труда.

• Повышение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослыми.

• Знакомство детей с различными профессиями;

• Развитие мотивацию к работе через систему активных методов познавательной и профориентационной игры.

• Развитие творческих возможностей ребенка, интереса к различным профессиям.

Профориентация по предметам

Исходя из возрастных и психологических особенностей младших школьников, с первого класса необходимо провести работу по расширению кругозора детей о трудовой жизни, ознакомить с наиболее актуальными профессиями в промышленности, в сельском хозяйстве, в сфере обслуживания.

В начальной школе можно развивать интерес младших школьников к работе над взрослыми через учебные предметы.

На уроках русского языка дети узнают название профессии и ее значение: врач, директор, библиотекарь и т.д., учащиеся знакомятся с различными видами профессий. Они используют пословицы о профессиях: что посеешь, то и пожнешь. У врага лечись, а у много учись. Пастуху дремать, так стада не видать.

На уроках математики проводятся короткие беседы о профессии, в рамках ознакомления со смыслом задачи, а также демонстрации роли и важности этой профессии в жизни и деятельности людей.

На уроках технологии при изучении разделов: человек — человека, человек — информация, человек — природа знакомились с профессиями: строитель, плотник, инженер, портной, модельер, кулинарный специалист, повар, официант. Они выполняли различные проекты, связанные с ценностями профессий.

Внеурочная профориентационная работа.

Классные часы

Поездки учащихся на предприятия, фермы, заводы, музеи. Посещая музеи, картинные галереи, библиотеки, театры младшие школьники не только приобщаются к миру прекрасного, но и имеют возможность получить информацию о профессии экскурсовода.

Деятельность по профориентации должна включать ролевые игры и комплексные игры, сочетающие в себе элементы театра, инсценировки, цель которых — способствовать расширению и углублению знаний младших школьников о профессиях. Например: "На какую букву профессий больше?", Кому принадлежат вещи? "

На неаудиторных мероприятиях учащиеся узнают о новых профессиях, пробуют себя в роли представителей различных специальностей, играют ролевые сцены, участвуют в конкурсах и проектах.

Мастер – классы

В начальной школе организуем встречи с родителями, профессионалами в разных сферах работы — специалистами ГИБДД (дорожная полиция рассказывает учащимся о своей работе и проводит с ними беседу о важности соблюдения Правил дорожного движения.), сотрудник МЧС (сотрудники службы не только рассказывают о своей работе, но и проводят практическую часть), медицинский работник (медсестра рассказывает, как оказывать первую помощь при различных заболеваниях, травмах, отвечает за качество приготовленной пищи в нашей школьной столовой, организует прививки детей, ежегодные профилактические осмотры как детей, так и учителей)

Каковы нововведения в работе по профориентации с младшими школьниками?

Виртуальный кабинет профориентации — одна из форм инновационной организации работы профессиональной ориентации, она создана на сайте общеобразовательной организации как форма интерактивного общения и является электронным информационным ресурсом.

Виртуальный кабинет профориентации поможет ученику познакомиться с миром профессий; получить информацию об учебных заведениях; пройти профориентацию и психологическое тестирование; получать консультации по их индивидуальным психологическим характеристикам и тому, как их учитывать при формировании профессиональной карьеры.

Веб-квест – это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого необходимы информационные ресурсы сети Интернет. Веб-квест (webquest) в педагогике — проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Это означает, что учитель, составляя задания, подбирает информацию в Интернете, где можно найти необходимые материалы, давая учащимся соответствующие гиперссылки.

Чем с большим количеством профессий будет знаком ребёнок, чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе профессионального выбора. Веб-квест можно использовать как на уроках, так и для организации неаудиторной, внеурочной и индивидуальной работы, при дистанционном обучении учеников.

Обучающиеся могут выполнять задания веб-квеста дома, работая в группе, в паре, а также пробовать себя в различных социальных ролях. Важно показать ученикам возможность многочисленных решений одной проблемной ситуации с точки зрения разных профессий. Задания веб-квеста обычно располагаются на сайте в сети Интернет, который можно создать как на личном сайте, так и используя современные Интернет-сервисы.

Выбираем нужную тему. Попадаем на страничку веб- квеста. Здесь дан план работы, и ученик должен выбрать из предложенных профессий одну- роль. Например: профессию историка.Далее попадаем на страницу с заданиями. Здесь дана инструкция, вопросы, ссылка на ресурс с информацией. После изучения темы и информации по теме, должен быть ответ или защита работы: это может быть презентация, газета, агитационный лист и т.д.

Геймификация — использование игровых элементов в процессе обучения. Геймификация отличается от других игровых практик тем, что игровые установки включены в систему действий субъекта с этой реальностью. По ходу игры ученик выполняет как образовательные, так и игровые задания. Например, образовательная задача — выучить таблицу умножения, игровая задача — заработать 10 баллов за выполнение письменных заданий и прохождение тестов для перехода на следующий уровень. При этом образовательные цели остаются приоритетными, а игровые цели призваны сохранить внутреннюю мотивацию к выполнению образовательных задач.

Из вышесказанного можно сделать вывод: чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора.

Цель: закрепить знания детей о многообразном мире профессий, их особенностей, назначения и важностью каждой из них; развивать любознательность, расширять кругозор; побуждать к осознанному профессиональному выбору в будущем; воспитывать уважительное отношение к труду; повышать мотивацию обучения.

Форма работы: групповая

Материалы и оборудование: презентация, карточки с названиями профессий и предметы/инструменты; карточки со слова.

Ход занятия:

Педагог социальный: - Добрый день! Мы рады видеть вас на нашем занятии. Какое у вас сейчас настроение? Поднимите смайл, который соответствует вашему настроению.

Труд строителей всем нужен

Нужен всем и вкусный ужин.

Доктор, чтобы всех лечил.

И учитель, чтоб учил.

Летчик нужен, чтоб летать

Ну а ты кем хочешь стать?

Скажите, о ком вы услышали в стихотворении? А что их объединяет? (Профессия).

А кем вы мечтаете стать? (отв. детей). Уже сейчас вы можете наметить себе цель для будущего, т. е. задуматься над тем, кем бы вы хотели работать, когда вырастете. В мире много профессий. И надо не ошибиться при выборе той профессии, которая была бы интересной вам. Мы с вами сегодня совершим путешествие в город Профессий, но для того, чтобы туда попасть, нам нужно проверить, сможете ли вы угадать профессию по набору картинок.

Дети должны отгадать по картинке, о какой профессии идет речь.

Педагог социальный: вот мы попали в город Профессий. Здесь все жители имеют различные профессии, занимаются любимым делом. Предлагаю Вам погулять по городу, а чтобы было вам интересней, мы с вами выполним занимательные игры и интересные задания. Ну что поиграем? (ответы детей)

Педагог социальный: В бюро находок поступило много вещей. Как вы думаете, кто их потерял?

кисть сантиметровая лента

калькулятор гаечный ключ

Повар – готовит, печёт, придумывает новые рецепты блюд, общается с клиентами, режет, моет, считает, взвешивает и пр.

Швея – шьёт, зашивает, ремонтирует, придумывает новый дизайн одежды, общается с клиентами, советует, измеряет, кроит и пр.

Водитель – водит, ремонтирует, внимательно следит, считает, заправляет, моет, ухаживает, общается с клиентами и пр.

Журналист – пишет, считает, придумывает, общается, читает, изучает и пр.

Следователь – допрашивает, следит, раскрывает преступления, составляет протокол, исследует, доказывает и пр.

Пожарный – тушит, спасает, защищает и пр.

Социальный педагог: обратите внимание, сколько действий выполняет специалист каждой профессии. Сколько прикладывает сил. Именно своим трудом красив и славен человек.

Педагог социальный: Мир не стоит на месте, появляются новые профессии. Давайте с ними познакомимся. (11-14 слайд)

Педагог социальный: Мы попали с вами в местный театр. Сейчас мы предлагаем вам небольшую разминку. Попробуйте обыграть профессию без слов, только жестами и мимикой.

Дети вытягивают карточку с названием профессии и должен изобразить ее без слов. Остальные отгадывают, какую профессию изобразил участник (врач, учитель, повар, строитель, полицейский, водитель, модель, продавец, парикмахер)

Педагог социальный: В любой профессии необходимо хорошо и старательно выполнять свои обязанности, т. е. трудиться. Вам пока необходимо хорошо учиться, чтобы в дальнейшем стать прекрасным специалистом, и не лениться. Что будет, если будет лениться пожарный?. (ответ детей) будет лениться водитель? … (ответ детей) и т. д.

-Скажите, что делал герой сказки благодаря лени?

-Как вы думаете, чем же опасна лень?

- Я этим стихотворение хотим призвать, чтобы если у вас есть хоть немного лени спрятать ее далеко, далеко, чтобы она не мешала вам добиваться поставленных целей.

Заключительная часть. - Молодцы ребята! Вы сегодня все свои знания и умения показали, о профессиях разных много рассказали. Нам пора возвращаться домой. – 17 слайд

-Давайте вспомним, какая была тема нашего занятия?

-Что нового вы сегодня узнали? О каких профессиях вы услышали впервые?

-Что вас удивило? Важно ли вам сейчас уже думать о профессиях?

-Какое настроение у вас после нашего занятия? (показывают карточки со смайлами) слайд 18

Жил – был ленивый человек,

Лениво дни листая.

Не знал еще наш быстрый век

Бывало, ляжет на кровать

И спит часов по двадцать:

Ему уж неохота спать,

Да лень, брат, просыпаться.

А если этот индивид

Опустит в кресло чресла,

То так весь день и просидит:

Лень подниматься с кресла.

А ежели, осилив лень,

Он встанет честь по чести,

То так и простоит, как пень,

Не двигаясь на месте.

Но как-то раз, с большим трудом

Пошел лентяй погожим днем

Пройтись вдоль по дороге.

Он час идет, и три, и пять…

Уж солнышко садится…

Лентяй уже устал шагать,

Да лень остановиться!

Ему бы повернуть домой,

Да лень шагать обратно.

И вдоль ушел он по прямой,

И где он – непонятно!

Найти беднягу нелегко…

И тут сказать удобно,

Что очень, очень далеко

Лень завести способна

Школьники в форме работников различных профессий

Цели и задачи профориентации младших школьников

Как уже упоминалось, одна из задач учебно-воспитательного процесса для школьников 1-4 классов, согласно ФГОС, – подготовка учащихся к осознанному выбору профессии. Качественные знания о видах деятельности должны даваться в доступном формате. При этом важно учитывать возрастные особенности: не допускать назойливости и подавать информацию в адекватных формах (игры, просмотр тематических мультфильмов, детские книги и так далее).

Цели ранней профориентации школьников 1-4 классов:

  • расширить первоначальные представления о месте труда в жизни каждого человека;
  • детализировать базовые понятия о разных профессиях;
  • предоставить возможность погружения в различные виды деятельности посредством игры и прочих методов.

Качественная профориентационная работа в начальной школе позволяет решать такие задачи:

  • воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся физическим трудом, а также ко всем профессиям без исключения;
  • формировать понимание важности труда для человека;
  • знакомить с разнообразием современных видов деятельности;
  • приучать выполнять свою работу качественно;
  • мотивировать к учебе и труду посредством применения познавательных и профориентационных методик;
  • развивать творческие способности ребенка в ходе ознакомления с профессиями.

Формы профориентационной работы в 1-4 классах

В начальной школе профориентационная работа ведется непосредственно на уроках и во внеурочное время. Среди множества форм внеклассных мероприятий для нее лучше всего подходят:

  • классный час;
  • экскурсия;
  • беседа;
  • проект;
  • конкурс;
  • игра.

Эффективность воспитания интереса к труду повышается, если учитель внедряет информацию о разных профессиях в учебный процесс. Уроки в начальной школе можно разнообразить, например, профориентационными играми. Применение такого метода позволяет оживить даже самый неинтересный предмет и достичь желаемой цели.

На внеклассных мероприятиях школьники знакомятся с новыми профессиями, перевоплощаются в их представителей, играют в сценках, соревнуются на конкурсах и готовят тематические проекты. Родителям рекомендуется тоже подключаться к активному участию в социально-профессиональном самоопределении личности младшего школьника. Не стоит отказываться от приглашения учителя посетить классный час и рассказать детям о своей работе.

Экскурсии на различные предприятия, в спасательные службы, встречи с людьми, которые там работают, – все это помогает успешно решать задачи профессиональной ориентации в начальной школе. Чем больше профессий знает младшеклассник и чем более обширны эти знания, тем меньше у него будет риск совершить ошибку при выборе учебного заведения в старших классах и дальнейшем трудоустройстве.

Элементы профориентации на уроках

В 1-4 классах воспитывать у школьников интерес ко взрослому труду можно на любом учебном предмете. Кроме того, для профориентации годится почти каждая тема урока. Для наглядности приведем несколько примеров.

Внеурочные занятия и мероприятия

Внеклассные занятия можно посвящать профориентации полностью или фрагментарно. Конечно, первый вариант предпочтительнее. Традиционно в начальных классах проводятся такие мероприятия:

Перечисленные мероприятия успешно проводятся в 1-4 классах. Детям они нравятся не только потому, что дают возможность проявить себя, но и потому, что в них также могут принять участие и их родители.

Учителю на заметку: в качестве темы для классного часа или внеклассного занятия можно выбрать любой профессиональный праздник (например, 19 сентября в России отмечается День оружейника).

Игры вызывают у ребенка целый спектр положительных эмоций и оставляют продолжительно сохраняющиеся впечатления. Поэтому их активно применяют в качестве метода профориентации в начальной школе.

Для профессиональной ориентации младшеклассников лучше всего использовать такие ролевые игры:

Беседы с приглашенными специалистами

Представитель любой профессии, приглашенный в качестве спикера на профориентационное занятие, должен учитывать возраст аудитории – в данном случае 7-10 лет. Желательно заранее объяснить ему, как подготовиться к беседе с учениками начальных классов.

Прежде всего учитель просит принять участие в таком внеклассном мероприятии родителей учащихся, так как с ними уже налажен контакт. Однако надо понимать, что не у всякой мамы и каждого папы есть опыт публичных выступлений, поэтому они могут стесняться и не знать, с чего начать и что говорить. Чтобы упростить задачу, стоит предложить список вопросов-ориентиров, опираясь на которые гость будет строить связный рассказ о своем виде деятельности:

  1. Какой тип труда предполагает Ваша профессия (в основном физический либо интеллектуальный, креативный или строго по протоколу)?
  2. Сложности и непредвиденные обстоятельства, возникающие на работе.
  3. Какие черты характера и качества личности нужны для того, чем Вы занимаетесь (усидчивость, стрессоустойчивость, вежливость, смелость, внимательность, активность, настойчивость, любознательность, дисциплинированность, порядочность, трудолюбие, честность, отзывчивость, чувство юмора и так далее)?
  4. Надо ли для выполнения Ваших обязанностей обладать ловкостью рук, хорошей координацией, физической выносливостью и высокой скоростью реагирования?
  5. Какие требования ко вниманию предъявляются в Вашей профессии (распределять, постоянно переключать или, наоборот, концентрировать)?
  6. Какой тип мышления должен преобладать (образный, наглядно-действенный, аналитический, абстрактно-логический)?
  7. Каким типом памяти чаще всего приходится пользоваться на работе (двигательным, слуховым, зрительным, обонятельным, осязательным или вкусовым)?
  8. Какое влияние оказывает на Вас профессия (совершенствование характера, развитие врожденных способностей, обогащение личности, повышение уровня культуры и интеллекта).

Рисунки

Метод рисования для профориентационной работы можно использовать уже в 1-2 классах. Дети в этом возрасте еще не очень уверенно и быстро пишут, поэтому рисуночные методики – оптимальный вариант для них.

Чтобы понять, насколько ученики усвоили рассказанное им о профессии, можно попросить их нарисовать, как выглядит человек, который выполняет эту работу. Пусть каждый ребенок возьмет чистый лист формата А4 и разделит его на 2 части вертикальной линией. В самом начале занятия нужно сообщить детям, о какой профессии будет идти речь, и дать задание: нарисовать слева ее представителя. Для этого вполне хватит 4-5 минут. За 10 минут до конца урока надо повторить это же задание, только новый рисунок должен быть выполнен учеником уже в правой части листа. Сравнив оба изображения, можно оценить, насколько эффективным оказалось занятие.

Профессиографическое исследование

Методы профессиографии созданы для уже работающего человека. На их основе кандидатом педагогических наук Н. Войткевич была разработана методика профессиографических исследований для старшеклассников. А учитель начальных классов СОШ №1 (г. Шумихи Курганской области) Лариса Шелковникова переработала ее, адаптировав для учащихся 4 классов.

В рамках подготовки профессиографического проекта школьники самостоятельно занимаются сбором доступной информации о выбранной профессии (читают тематическую литературу, ищут статьи на веб-сайтах, общаются с ее представителями), по возможности подбирают наглядные пособия (орудия труда), погружаются в изучение содержания вида деятельности, условий работы и системы образовательной подготовки. Результаты исследования оформляются в виде реферата, доклада или электронной презентации.

Профессиональная проба

Наряду с профессиографическим исследованием в работе с младшеклассниками Лариса Шелковникова применяет метод профессиональной пробы. Учитель считает его уникальной возможностью практического знакомства с профессией. Ведь, как говорится, не попробовав, не узнаешь.

Предлагаем ознакомиться в качестве наглядного примера с несколькими формами реализации метода профпробы в 4 классе.

Прочие формы

Профориентационная работа с учащимися 1-4 классов не ограничивается описанными выше формами и методами. Среди других, которые также часто используются учителями, можно выделить:

Детская литература о профессиях

Отличное подспорье для беседы о профессиях с учениками младшего школьного возраста – качественная детская литература: сборники маленьких рассказов в прозе и стихах, комиксы, ярко иллюстрированные тематические энциклопедии. В качестве примера приведем несколько книг и их серий, которые могут понравиться школьникам.

Подводя итоги

Цель профессиональной ориентации в 1-4 классах – подготовить учеников к осмысленному выбору будущей профессии, научить их согласовывать личные интересы, потребности и возможности. Для ее реализации подходят как ежедневные уроки (разные учебные предметы), так и внеклассные мероприятия. На эффективность влияют систематичность, планомерность и, в первую очередь, увлекательность.

На сегодняшний день разработано множество различных форм и методик проведения профориентационных занятий с учащимися начальной школы. В основе каждого из них лежит игровая мотивация, которая плавно перетекает в учебную. Учителя, перепробовавшие в своей практике все формы такой работы, пришли к выводу, что самый высокий интерес у учеников вызывают ролевые игры и театрализованные сценки. Они помогают детям раскрыть свой потенциал, дают им возможность адаптироваться в социуме и впервые задуматься о том, кем стать в будущем.

Так много разных профессий, и все они очень интересные. Так кем же стать? Какую профессию выбрать? Такой вопрос дети задают себе уже в начальных классах.

Все ли дети так колеблются при выборе профессии? И когда уже надо окончательно ориентироваться?

  1. Определился ли ты с выбором профессии?
  2. В каком возрасте ты сделал этот выбор?
  3. Кто повлиял на твой выбор?

И вот какую картину мы увидели. Из 32-х опрошенных учащихся 20 человек определились с выбором профессии, причем 13 из них сделали этот выбор еще в детстве, мечтали об этой профессии, целенаправленно шли к ней.

По мнению психологов, если человек сделал свой выбор год назад, то есть вероятность, что через год он опять может поменять свое мнение, а если человек определился с профессией достаточно давно, в раннем детстве, то это уже свидетельствует о его постоянстве. Увы, но результаты нашего анкетирования таковы:

Всего 3 – 5 лет 6 – 10 лет 10 – 13 лет 14 – 16 лет
32 2 4 7 19
  • Экскурсии – 10%
  • Учителя – 18%
  • Не знаю – 39%

С раннего детства лелеют свою мечту о будущей профессии лишь 6%, а 75% учеников сделали свой выбор год назад, полгода назад или всего месяц назад.

Результаты исследования подтолкнули меня к тому, что если профориентационную работу начинать с начальных классов, то детям в старшем звене будет намного легче выбрать свой жизненный путь, профессию на всю жизнь.

Я разработала примерное планирование занятий по профориентационной работе.

1 класс.

Сентябрь Экскурсия на школьный участок. Беседа “Труд людей осенью”.
Октябрь Экскурсия по городу.
Ноябрь Экскурсия на строительную площадку жилого дома. Встреча со строителями
Декабрь Экскурсия на почту. Знакомство с работниками почтового отделения.
Январь Экскурсия в школьный кабинет технологии.

2 класс.

Сентябрь Беседа “Труд людей осенью”. Беседы о профессиях тракториста, шофера, комбайнера, овощевода.
Октябрь Лес. Работники лесничества.
Ноябрь Работа автоинспектора. Беседа “Будь внимателен на улице”.
Декабрь Знакомство с профессией портнихи.
Январь Работа технического персонала школы. Оказание помощи в уборке.
Февраль Профессии наших пап.
Март Знакомство с профессиями наших мам.
Апрель Экскурсия в библиотеку. Беседа о характере работы библиотекаря.
Май “Защита профессий” внеклассное мероприятие.

3 класс.

Сентябрь Работа на пришкольном участке. Профессия цветовода.
Октябрь Беседы о профессиях каменщика, штукатура, маляра, плотника.
Ноябрь Экскурсия в школьную мастерскую. Профессии слесаря, токаря, шлифовщика.
Декабрь Телеурок “Будь осторожен с огнем”. Беседа о профессии пожарного.
Январь Наши магазины. Работники магазина. Экскурсия в магазин.
Февраль Я – мастер. Сделай своими руками подарки папам.
Март Профессии наших мам. “Мамы всякие нужны, мамы всякие важны”.
Апрель Знакомство с профессией повара.
Май КВН “Мир профессий”.

4 класс.

Сентябрь Мир глазами астронома.
Октябрь Мир глазами географа.
Ноябрь Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессией повара.
Декабрь Экскурсия в медицинский пункт. Знакомство с профессиями здравоохранения.
Январь Мир глазами историка.
Февраль Профессия моих родителей (встречи, беседы).
Март Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца, кассира.
Апрель Телеурок “Весенние работы в саду, в поле, на огороде”.
Май Беседа “Чем я могу помочь дома”. Творческая работа “Все работы хороши - выбирай на вкус. ”.

Подготовка по профориентации в начальных классах направлена на расширение кругозора учащихся, формирование у детей ценностного отношения к труду.

Необходимо начинать профориентационную работу с детьми с 1 класса.

Вот такая работа проводится по каждой профессии:

  • что я знаю, об этой профессии;
  • что должны уметь люди, занимающиеся данной профессией;
  • какие учебные предметы помогают обрести эту профессию;
  • что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, книг и телепередач.

Второй шаг - экскурсия, иногда бывают виртуальные, после которой проводится анкетирование, на котором видно как меняются интересы детей. К концу 2 класса ребята начинают отдавать предпочтение именно той профессии, которая им нравится.

Третий шаг: дети выполняют творческие работы (рисунки о новых профессиях, мини-сочинения), проводятся игры, беседы с родителями, выпуск газет “Наши родители на работе”.

Четвёртый шаг: совместный труд родителей и детей на приусадебном участке, на пришкольном участке, в огороде. Происходит гармонизация отношений со старшим поколением, возможность участия ребенка в различных посильных делах по дому, хозяйству и формирования у него реалистического взгляда на необходимость и значимость труда для человека.

Профориентационную работу надо начинать с начальных классов, детям в старшем звене будет намного легче выбрать свой жизненный путь, профессию на всю жизнь.

  1. Профориентационная работа, начатая с 1 класса, выводит младших школьников на более высокий уровень развития.
  2. Разработанная мной система работы, решает проблему по профориентации.

Если профориентационная работа ведется с начальных классов, то к окончанию школы выпускник сможет сделать осознанный выбор своей будущей профессии.

Читайте также: