Малиновский рассуждение о мире и войне краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

К стандартным оправданиям войны Василий Федорович Малиновский относит несколько положений: война, как универсальная панацея от перенаселения, как путь для реализации героизма, как способ экспансии государства, как фактическая часть менталитета, как метод борьбы за истинную веру. Все эти попытки реабилитировать вооруженные конфликты Малиновский разбивает серьезными аргументами.

Автор подчеркивает, что война несет за собой нескончаемое количество бед: огромные людские потери, невероятные затраты, которые приводят к упадку во всех отраслях производства и ввергают в кризис экономику, значительные ухудшения в рамках политической ситуации. А вот мир, напротив, лишь усиливает благоденствие народов, в частности, уменьшая налоговое бремя и позволяя правителям больше заботиться о проблемах внутренних, нежели о проблемах внешних.[7]

Таким образом, полностью разбивая все аргументы в поддержку военных конфликтов, демонстрируя их несостоятельность и наглядно показывая все те негативные последствия, которые влечет любая война, В.Ф. Малиновский приходит к выводу о необходимости закрепления международного мира через державный союз. Такое объединение, по мнению автора, должно основываться на мирном договоре между уважающими друг друга государствами и зиждиться на принципе суверенитета стран и соблюдения общих норм.

Таким образом, можно сказать, что идея всеобщего мира в рассмотрении Малиновского являет собой некоторый синтез представлений о международном мире, сложившихся на период конца XVIII века.

Характеристика основных идей и теорий В. Малиновского. Идея международного мира в трудах и трактатах зарубежных авторов. История развития идеи Европейской интеграции. Влияние идей Малиновского на развитие международного права, реализация его предложений.

Рубрика История и исторические личности
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 16.10.2017
Размер файла 51,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

Кафедра теории и истории права и государства

Студент группы № 314

Семёнова Елизавета Алексеевна

Волков Александр Константинович,

кандидат юридических наук

мир война малиновский

Неутихающие локальные и региональные конфликты, беспорядки, разгорающиеся во всем мире сегодня на почве политических или религиозных воззрений - все эти события заставляют задуматься о вопросах государственной безопасности и отказа от войн среди государств и народов в целом.

Целью курсовой работы является рассмотрение идей В.Ф. Малиновского и выявление их влияния на дальнейшее развитие международного права. Исходя из указанной цели, можно выделить задачи, поставленные в данной курсовой работе:

- изучить концепцию международного мира, описанную в трудах В.Ф. Малиновского,

Объектом данной курсовой работы является международное право в целом.

I. Характеристика основных идей и теорий В.Ф. Малиновского

1.1 Предпосылки зарождения идей В.Ф. Малиновского

К стандартным оправданиям войны Василий Федорович Малиновский относит несколько положений: война, как универсальная панацея от перенаселения, как путь для реализации героизма, как способ экспансии государства, как фактическая часть менталитета, как метод борьбы за истинную веру. Все эти попытки реабилитировать вооруженные конфликты Малиновский разбивает серьезными аргументами.

Автор подчеркивает, что война несет за собой нескончаемое количество бед: огромные людские потери, невероятные затраты, которые приводят к упадку во всех отраслях производства и ввергают в кризис экономику, значительные ухудшения в рамках политической ситуации. А вот мир, напротив, лишь усиливает благоденствие народов, в частности, уменьшая налоговое бремя и позволяя правителям больше заботиться о проблемах внутренних, нежели о проблемах внешних. Малиновский В.Ф. Избранные общественно-политические сочинения. С. 59-64.

Таким образом, полностью разбивая все аргументы в поддержку военных конфликтов, демонстрируя их несостоятельность и наглядно показывая все те негативные последствия, которые влечет любая война, В.Ф. Малиновский приходит к выводу о необходимости закрепления международного мира через державный союз. Такое объединение, по мнению автора, должно основываться на мирном договоре между уважающими друг друга государствами и зиждиться на принципе суверенитета стран и соблюдения общих норм.

Таким образом, можно сказать, что идея всеобщего мира в рассмотрении Малиновского являет собой некоторый синтез представлений о международном мире, сложившихся на период конца XVIII века.

1.3 Проект учреждения Европейского Союза В.Ф. Малиновского

В.Ф. Малиновский, как философ и теоретик права, заинтересованный в развитии идеи международного мира, видел в качестве одного из способов приблизиться к реализации данной концепции в объединении, прежде всего, стран Европы, упразднив тем самым войны внутри этой части мира.

Используя исторические примеры, автор демонстрирует, что страны Европы, находящиеся в состоянии постоянных политических интриг и военных конфликтов, своими действиями наносят непоправимый ущерб обществу в угоду притязаниям своих правителей и подчеркивает предпочтительность объединения для европейцев.

II. Альтернативы идеям В.Ф. Малиновского зарубежных философов и правоведов

2.1 Идея международного мира в трудах и трактатах зарубежных авторов

Среди других французских просветителей, которых не оставила равнодушными идея полного отказа от вооруженной агрессии, наложил свой отпечаток на историю развития концепции борьбы с военными действиями и Дени Дидро, который, подобно Василию Федоровичу Малиновскому, связывал военную политику с усилением деспотизма, и видел решение проблемы войн в ограничении монаршей власти через республиканский строй правления. Дидро Д. Собрание сочинений. В т. 7. М, 1939. С. 247.

Идея вечного мира развивалась на протяжении многих веков, и лучшие мыслители каждой эпохи дополняли эту концепцию, пытаясь найти новые решения проблемы войн. Но особенно ярко замысел международного мира был представлен в проектах учреждения Европейского Союза, которые развивались параллельно с идей всеобщего мира и представляют наибольший интерес для международного права как фактически реализованные в той или иной мере.

2.2 История развития идеи Европейской интеграции

Как правило, рассуждая о концепциях международного отказа от войн, ученые упоминают не только работы философов, ратовавших за объединение всего мира в целом, но и произведения, содержащие в себе предложения о создании союза стран Европы в виду имеющихся предпосылок в виде территориальных, культурных, экономических связей между ними. Однако в рамках данной курсовой работы кажется уместным разделить данные проекты, выделив концепции, посвященные созданию Европейского Союза, в отдельную часть.

Количество проектов, посвященных теме объединения Европейских государств, поражает воображение. Удивительно, почему мысль, развивавшаяся на протяжении такого долго периода времени сумела воплотиться в жизнь лишь в современном мире, несмотря на столь подробные планы и проекты ее реализации. Тем не менее, проводя сравнительный анализ между работами зарубежных авторов и проектом В.Ф. Малиновского можно также прийти к выводу о некотором синтетическом характере произведения этого русского просветителя, чьи воззрения подверглись влиянию проектов своих предшественников.

III. Влияние идей В.Ф. Малиновского на развитие международного права

3.1 Реализация практических предложений В.Ф. Малиновского

3.2 Перспективы развития идеи международного мира

Кроме того, утверждение всеобщего мира сопряжено и с другими проблемами. Страны могут иметь некоторые общие черты, однако объединение подразумевает куда более значимую общность. Различное географическое положение, политические режимы, климатические и экономические условия, культурные и религиозные ценности - все эти факторы как таковые усложняют саму идею глобализации как таковую. Довольно трудно представить сотрудничество крупного монархического государства южной Африки с сильной экономикой, основанной на сырье и европейской демократической страны с населением в восемьдесят тысяч человек и экономикой, базирующейся на туризме.

На сегодняшний день разумным и возможным кажется объединение общества на почве культурных связей. Интеграция с целью понять ценности, ментальность других государств есть первый шаг на пути к созданию вечного мира, к абсолютному отказу от вооруженных конфликтов. Агрессия, в первую очередь, рождается на почве непонимания, и, искоренив его, можно стать ближе к тому самому идеалу всеобщего мира, который проповедовали философы и ученые на протяжении многих веков.

Идея вечного мира - как теоретический аспект идей В.Ф. Малиновского - на сегодняшний день кажется все менее эфемерной. Уже в 1813 году, после разгрома армии Наполеона, В.Ф. Малиновский верил в то, что вечный мир может быть достигнут и видел для этого все возможности в начале XIX века, поэтому разумным кажется предположение о том, что современное человечество обладает куда более широким и инновационным арсеналом средств для претворения данной идеи в жизнь.

Covenant of the League of Nations of 28 June 1919, Paris.

United Nations Charter of 26 June 1945, San-Francisco.

Аристотель. Политика. М., 1911.

Большая советская энциклопедия. / гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1969--1978. в т. 15.

Вересаев В.В. Пушкин в жизни. Спутники Пушкина. М.: Московский рабочий, 1984.

Дидро Д. Собрание сочинений. В т. 7. М, 1939.

Камаровский Л.А. О международном суде. М.: Зерцало, 2007. С. 25.

Малиновский В.Ф. Избранные общественно-политические сочинения. М.: Издательство академии наук СССР, 1958.

Платон. Законы. I. 630. В т. XIII. Пг., 1923.

Роттердамский Э. Жалоба мира // Трактаты о вечном мире. М., 1963.

Фонтэн П. Европа в 12 уроках. Брюссель, 2010.

Чубарьян О.А. Российский Европеизм. М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2005

Abbe de Saint-Pierre. Abrege du Projet de Paix perpetuelle. Rotterdam, 1729.

Comenius J. A. The Angel of Peace, English-latin Edition. New York, 1945.

Cooper J.M. Breaking the Heart of the World: Woodrow Wilson and the Fight for the League of Nations. Cambridge, 2001.

Fasulo L.M. An Insider's Guide to the UN, New-York, 2005.

Frank S. Kriegbiichlein des Friedens. Mьnchen, 1953.

Indra M.A. Ideology of War and Peace in ancient India. Hoshiapur, 1957.

Kant I. Zur Geschichtsphilosophie. Berlin, 1946.

Stivachtis Y.A., Price C., Habegger M. The European Union as a Peace Actor // Review of European Studies. Vol. 5. No. 3, 2013.

Vitoria Francisco de. Reelecciones de Indies у del Derecho de la Gerra. Edition academka. Madrid, 1928.

Voltaire F. M. De la paix perpetuelle // Collection complete des oeuvres. T. 28. Paris, 2012.

Woods T. E. How the Catholic Church Built Western Civilization. Washington, 2012.

Подобные документы

Биография Дважды Героя Советского Союза, Маршала Родиона Яковлевича Малиновского. Ранние годы жизни, военная карьера, участие в Первой мировой и Гражданской войнах, в Великой Отечественной войне. Деятельность Малиновского на посту министра обороны.

презентация [2,7 M], добавлен 16.01.2013

Формирование идей философии права. Жизненный путь Б.Н. Чичерина и формирование идей философии права в его творчестве. Основные концепции философии Б.Н. Чичерина. Правовые взгляды ученого и коллег, идея свободы, воля человека и принципы справедливости.

реферат [33,9 K], добавлен 22.02.2010

Эволюция представлений о власти на Руси с XI-XV вв. Ключевые идеи византийской политической мысли. Разработка идей власти в церковных текстах Древней Руси. "Слово" Иллариона как памятник древнерусской литературы. Влияние византийских идей на общество.

контрольная работа [31,3 K], добавлен 03.09.2016

Предпосылки, обусловившие формирование и динамику международных научных связей АН БССР. Этапы в развитии системы международного сотрудничества академической науки. Формы и направления международного сотрудничества белорусских учёных в 1950-х–1960-е гг.

автореферат [36,3 K], добавлен 24.03.2009

Общая характеристика социализма как идеи и ее развитие в России. Деятельность М. Петрашевского и его печатно-пропагандистские замыслы. Характеристика кружка петрашевцев и социалистических идей его членов. Разгром самодержавной властью кружка петрашевцев.

Одновременно с планом международной организации И. Бентама подобный проект выдвинул русский просветитель Василий Федорович Малиновский (1765-1814), бывший директором Царскосельского лицея (с 1811 г.). В возрасте 25 лет он опубликовал "Рассуждение о мире и войне".
Исследователь проблемы мира и войны в политико-правовых учениях Нового времени В. В. Ермошин оценивает этот труд как "один из наиболее глубоких проектов решения" этой проблемы . Обличение своекорыстия правителей и дипломатов, убежденность во взаимообусловленности благоденствия народов, демократические взгляды на права народов "судить свое правительство" в международных конфликтах, осуждение невежества и суеверия, способствующих вражде народов - все эти элементы рассуждений В. Ф. Малиновского близки или совпадают с политической философией И. Бентама.
Вместе с тем русский просветитель следовал гроцианской традиции международного права, считая, что государства должны соблюдать общие нормы и придерживаться правового понимания международной политики. В вопросах поддержания мира он отвергал оговорку rebus sic stantibus (неизмененность обстоятельств) и выдвинул принцип императивного обязательства соблюдения договоров. Как и его предшественники - искатели "вечного мира" - В. Ф. Малиновский поддерживал идею постоянной международной организации во главе с Советом и совместными вооруженными силами, чтобы "сохранять общую безопасность и собственность".


В. Ф. Малиновский. Неизвестный художник.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е . Т. 15. Ломбард – Мезитол. – М., Советская энциклопедия. – 1974.

Русский дипломат

Малиновский, Василий Фёдорович (1765-1814) - русский дипломат, учёный. Окончив Московский университет, Малиновский работал в коллегии иностранных дел; состоял при Лондонской миссии в качестве переводчика. Принимал участие в переговорах о заключении Ясского мирного договора 1792 года (. ). В 1803 году в Петербурге была издана его работа "Рассуждение о войне и мире", написанная в 1790-1798 годы, но задержанная цензурой. Эта работа, а также статья "Вечный мир" являются одними из самых первых русских сочинений, относящихся к области международного права. Малиновский выступал решительным противником войны и защитником международного мира. Он проводил мысль о необходимости использовать все мирные средства, прежде чем начать войну. "Независимая держава, подобно частному человеку, не имеет права начать ссору без всякого посредничества и суда". Для обеспечения международного мира Малиновский предлагал создать общеевропейский совет, состоящий из представителей союзных народов, задачей которого явилась бы охрана общей безопасности, предупреждение всякого нарушения мира и разрешение международных споров.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Царскосельский лицей

Малиновский и Пушкин

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 21.

Социальный мыслитель, теоретик международного права

Малиновский Василий Федорович (1765, Москва – 23 марта (4 апреля) 1814, Петербург) – социальный мыслитель, теоретик международного права. Происходил из семьи священника. После окончания философского факультета Московского университета в 1781 и до 1811 года служил в архиве Коллегии иностранных дел, находился на дипломатической службе в русской миссии в Лондоне. С 1811 года – первый директор Царскосельского лицея.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 484-485.

Просветитель

П. С. Шкуринов, Н. Г. Самсонова

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 360-361.

Сочинения: Избр. общественно-политические соч. М., 1958.

Литература: Араб-Оглы Э. А. Выдающийся русский просветитель-демократ // Вопросы философии. 1954. № 2; Каменский 3. А. Философские идеи русского просвещения. М., 1971; Достян И. С. Европейская утопия В. Ф. Малиновского // Вопросы истории, 1979. № 6; Шкуринов П. С. Философия России XVIII в, М., 1992. С. 215-220.

Разработал один из первых проектов отмены крепостного права

Малиновский Василий Федорович (1765 - 23.III.1814) - русский публицист, просветитель-демократ. Родился в семье священника. Окончил Московский университет (1781). Был на дипломатической службе. В 1811 году назначен первым директором Царскосельского лицея. Создав в лицее атмосферу свободолюбия, содействовал воспитанию прогрессивных писателей и политических деятелей. Из произведений Малиновского наиболее значительное "Рассуждение о мире и войне", написанное в 1790-1798 годы (ч. 1-2, 1803; последнее изд. в кн. "Трактаты о вечном мире", 1963), в котором Малиновский осуждает завоевательную политику, пропагандирует общий и справедливый мир между народами. В ряде работ и издававшемся Малиновским журнал "Осенние вечера" (1803, No 1-8) развивались идеи патриотизма, народоправства, равенства всех людей и народов. Малиновский доказывал необходимость промышленного и культурного развития России. Разделял планы государственных преобразований М. M. Сперанского. В записке "Об освобождении рабов" (1802, опубл. 1958) разработал один из первых проектов отмены крепостного права. Резко критиковал официальную православную церковь. Социально-историческая ограниченность Малиновского проявилась в увлечении религиозно-мистическими идеями. Личный архив Малиновского хранится в ЦГАЛИ в Москве.

E. P. Грекулов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Сочинения: Избр. обществ.-политич. соч., М., 1958.

Литература: Семевский В., Размышление В. Ф. Малиновского о преобразовании государственного устройства России, "ГМ", 1915, кн. 10; Мейлах Б., Пушкин и его эпоха, "Звезда", 1949, No 1-3; Араб-Оглы Э. A., Выдающийся рус. просветитель-демократ, "ВФ", 1954, No 2.

Была связующим звеном между просвещением 18 века и декабристами

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Избр. обществ.-политич. соч., М., 1958; Рассуждение о мире и войне, ч. 3 (рукопись), ЦГАДА, ф. 1261, д. 2825 и АВПР, ф. Канцелярия, д. 7869.

Зять о тесте:

Примечания

46) В 1789—1791 гг. В. Ф. Малиновский состоял переводчиком при русской миссии в Лондоне; в 1791 г. был в Турции. Данных о пребывании его в Германии и во Франции нет.

47) См.: Малиновский В. Ф. Избранные общественно-политические сочинения. М., 1958.

48) В 1801 г. В. Ф. Малиновский был назначен генеральным консулом в Молдавии и Валахии. В Яссах он пробыл около двух лет и в 1802 г. возвратился в Петербург. Грек — это К. К. Родофиникин, управляющий азиатским департаментом Министерства иностранных дел.

51) Смущение В. Ф. Малиновского объясняется тем, что он вынужден был читать не свою речь, забракованную министром просвещения, а речь, специально для него сочиненную.

Розен А.Е. Записки декабриста. Иркутск Восточно-Сибирское книжное издательство 1984. сс. 101-102.

Далее читайте:

Розен Андрей Евгеньевич, барон (1799-1884). Поручик л.-гв. Финляндского полка, зять В.Ф. Малиновского.

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), поэт, выпускник Царскосельского лицея.

польск. szkatulka с латин.]. Небольшой ящик для мелких, обычно ценных вещей. (Толковый словарь русского языка Ушакова).

Шкатулка




Посему очередной день рождения Александра Сергеевича отмечу я краткой (относительно :-))) заметкой о его первом директоре и о его главном творении. Эта тема подходит и к 100-летию Отечественной войны 1812 года.

При таком разнообразии оценок самое умное, что мы можем сделать — это обратиться к сочинению Василия Федоровича непосредственно. Чтение это приятное, но, на мой взгляд, не совсем легкое. Слишком оно благонамеренно и поучительно. Иногда у меня бывало впечатление, что меня вознесли в облачный замок, и там я катаюсь на коврах, увязая в мягком и пушистом. Автора все время хочется обвинить в наивности, но понимание важности причин, сподвигших его сесть за труд и его привлекательная добросовестность удерживают от желания спора. Предвзятого и вышедшего из лицейского возраста читателя Малиновский может рассмешить, но он же способен и растрогать.

Проектов создания объединения европейских государств в союз, сделавший бы навсегда невозможными войны между ними, предлагалось множество, все — со своими особенностями, и В. Ф. Малиновский не знал всех тех, которые сейчас знаю я. 🙂 Но в этом собрании он сказал свое слово, и оно прозвучало, чтобы быть услышанным многими (а не только мной).

Ход рассуждений Василия Федоровича основывается на нескольких отправных мыслях, которые надо отлавливать по всему тексту работы. Мы постарались их отловить и сформулировать.

1. Разум есть сила положительная. Страсти, владеющие человеком, — напротив, отрицательная. Именно последствием власти над человеком пагубных страстей является война. Следовательно, ей должно противопоставить правосудие, как орудие разума, обуздавшего страсти.

2. Личная польза должна быть подчинена общей.

3. Любые, какие могут быть предложены, оправдания войны — позиция устаревшая и варварская. В старые времена она еще могла как-то объясняться историческими причинами, но ныне совершенно несовместима с достижениями Просвещения. Разум требует отказаться от войны, каковая, по мнению В.Ф.Малиновского, зиждется лишь на привычке и ложной убежденности в ее необходимости.

4. Важный фактор общественной жизни и общественного спокойствия — нравственность человека, его совесть и способность отвечать за свои поступки перед собою лично. Но даже если человеку на свою совесть наплевать, общество, к которому он принадлежит, может все-таки повлиять на него и так, если он опасен, уменьшить исходящую от него опасность.

5. Народы Европы тесно между собою связаны. Самоутверждение за счет других непременно будет пагубно для того, кто попробует так самоутвердиться. Отсюда следуют осуждение завоевательной политики и необходимость гарантии суверенных прав.

6. Основой человеческой жизни должен быть христианский закон любви к ближнему — как в отношениях между личностями, так и международных.

Рассуждая так, В.Ф. малиновский постепенно приходит к определению главного принципа своего проекта. Принцип этот — как можно догадаться — совсем простой. Международные отношения должны регулироваться такими же правилами, как и внутригосударственные. Если в отношениях между людьми убивать — это преступление, против которого борется и за которое наказывает государство, то почему в отношениях с другими государствами оно не руководствуется тем же и разрешает себе воевать, то есть — убивать?

Среди других мер по организации сообщества предлагались:

1) замена договоров между государствами на общенародные законы, смысл которых В.ф. Малиновский видел в том, чтобы обуздывать пагубные страсти. Эти законы должны были гарантировать нерушимость границ, а также поощрять торговлю — торговля способствует сближению между народами;

… Глядя на портрет Василия Федоровича Малиновского, я думаю: до чего же похож этот человек на свой текст! Как соответствует мое впечатление от портрета автора моему впечатлению от его прочитанного произведения! Такой же спокойный, мечтательный, умиротворяющий. Человек пастельных тонов — и такие же его мысль и слово.


Когда народы, распри позабыв, / В великую семью соединятся...(часто цитируемое, 1834 г.)


Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

(Не менее часто цитируемое, 1823 г.)

Читайте также: