В стенах эрикса краткое содержание

Обновлено: 21.07.2024

Вы можете поделиться своими знаниями, улучшив их ( как? ) Согласно рекомендациям соответствующих проектов .

резюме

История, написанная от первого лица, повествует о жизни и смерти старателя на планете Венера, который, работая на горнодобывающую компанию, становится пленником невидимого лабиринта.

Приключение происходит в ближайшем будущем, поскольку человечество разработало космические путешествия и начинает исследовать Венеру. Там были обнаружены кристаллы, которые оказались источником электричества, охраняемым примитивной расой людей-ящеров.

Рассказчик, Кентон Дж. Стэнфилд, является одним из сотрудников, ответственных за сбор этих кристаллов. Он оснащен устройством, обеспечивающим кислород (атмосфера Венеры непроницаема для дыхания), кожаным костюмом, а также оружием, которое позволяет ему защищаться от людоящеров. Во время обычной миссии рассказчик встречает странную структуру: лабиринт, стены которого невидимы, а у входа находится кристалл необычного размера. Его держит труп другого старателя. Герой, убедившись, что сможет преодолеть этот лабиринт, после взятия кристалла идет в центр и начинает исследовать это строение. Затем он обнаруживает, что недооценил сложность лабиринта и не может найти вход. Таким образом, пленник, рассказчик видит, что его кислород, а также его вода становятся дефицитом, в то время как людоящеры наблюдают за ним и высмеивают его.

Понимая тщетность ситуации, рассказчик начинает понимать значение кристаллов для людей-ящеров и понимает, что лабиринт был спроектирован как ловушка, тем самым показывая, что эти люди-ящеры были умнее, чем люди ранее признавали. В то же время он понимает, что его ждет тот же конец, что и предыдущий старатель.

Показания рассказчика вскоре были найдены рядом с его телом командой, которая отправилась на его поиски. По иронии судьбы, эта команда обнаружила еще один выход в нескольких шагах от того места, где был убит Стэнфилд. Его желание увидеть, как люди покидают Венеру, описывается как безумное, и горнодобывающая компания решает использовать меры, направленные на уничтожение этого вида людей-ящеров.

Перевод на русский: — В. Бернацкая (В стенах Эрикса) ; 1991 г. — 14 изд. — А. Мороз, Г. Кот (В стенах Эрикса) ; 1992 г. — 1 изд. — В. Дорогокупля (В стенах Эрикса) ; 1992 г. — 5 изд. — О. Алякринский (Лабиринт Эрикса) ; 2000 г. — 5 изд.

В поисках энергетического кристалла на венерианском плато Эрикс землянин попадает в невидимый лабиринт. Как найти путь обратно, если стен и коридоров не видно? Стоит ли продолжать добывать кристаллы на Венере, или оставить ей то, что ей принадлежит?

Похожие произведения:

Издания на иностранных языках:

Клован, 2 июня 2019 г.

Идея больно хороша — главенствующая роль зрения в ориентировании. Жаль, что Лавкрафт эту идею лишь озвучил, создал для неё необходимые условия — но, отвлекаясь на не особо существенные детали, так и не раскрыл качественно, до конца.

Стронций 88, 27 ноября 2018 г.

Orion-Seregil, 9 октября 2019 г.

Отличная задумка для фантастического фильма! Смертельный лабиринт — изобретение интеллектуально менее развитых существ, забредший в поисках поживы самоуверенный исследователь, посчитавший, что вот он то точно не заблудится, и медленно таящая надежда на спасение. Хороший рассказ!

wertuoz, 26 сентября 2013 г.

Рассказ очень понравился. Это пока единственная встреченная мной попытка в творчестве Лавкрафта прикоснуться к миру серьезной научной фантастики, попытка немного робкая, так как не совсем уместно в наше время, когда открыты и поняты многие законы физики, составлено представление о других планетах нашей солнечной системы, читать о человеке, который расхаживает по поверхности венеры всего лишь в костюмчике и кислородной маске, но на это с легкостью можно закрыть глаза, ибо если бы планета не была привязана именно к солнечной системе, то претензий не было бы вовсе, это выглядело бы совершенно уместно. Но, опять же, на красочность и интересность сюжета это нисколько не влияет.

Что о самом сюжете, то это еще один редкий случай, когда в созданных условиях окружения, развивается настоящая психологическая драма, изюменкой которой служит действительно блестящая идея о лабиринте с невидимыми стенами. Это ключевая особенность рассказа, где данное сооружение представляется, как некая загадка, о происхождении и материале которого мы может строить только всевозможные теории. И на первый план выходит именно взаимодействие главного героя с данным феноменом, его постепенный проигрыш и неумолимое нарастание угрозы. Настроение героя меняется, начиная от оптимистичного и наплевательского отношения к угрозе в целом, герой постепенно устает и выбивается из сил, он превращается в пессимиста, который понимает, что ему никогда не выбраться из этой западни. В чем-то меняется и его мировоззрение: пренебрежение и предвзятость по отношению к местному населению туземцев, чуждых по строению со строением человека, сменяется пониманием и сочувствием.

В конце мы видим злую иронию над человеческой глупостью и предвзятостью. Это жестокая плата одного человека за все зло и разрушения сотворенные его собратьями на этой чужой для них планете.

Перед нами сильнейший представитель из жанра научной фантастики, с очень продуманным живым миром, населенным уникальной флорой и фауной, соответственно враждебной к герою , совмещенный с настоящей психологической драмой, которая разворачивается, как повествование от лица персонажа, чьей судьбой было оказаться в сложнейшей ситуации, выбраться из которой не представляется возможным. 10 из 10

god54, 14 октября 2019 г.

Получается, что автор стал зачинателем целой серии произведений, посвященных выживанию в лабиринте. Это, то место, где происходит проверка способности человека найти выход из крайне сложной ситуации, которая является не просто проверкой, но и наказанием для представителей человечества, разрушающих первоначальный быт иной планеты. Сюжет увлекателен, текст привлекателен, а в итоге вполне неординарное произведение.

amak2508, 13 ноября 2015 г.

Одно из тех немногих произведений автора, которое достойно выглядит перед читателем и сегодня, спустя почти 80 лет после его создания.

Конечно же, герой в лабиринте — сегодня это уже банальность. Конечно же, суперлабиринт, который не способны создать даже земляне, не говоря уже об аборигенах, на пустом месте, посреди обширнейшего поля жидкой грязи — это по меньшей мере очень странно. Но все это мелочи — всего лишь не очень удачные сопутствующие моменты. А главное — трагедия человека, неожиданно и глупо попавшего в беду, его эмоции и психологическое состояние, выписаны очень и очень неплохо: всему этому веришь (разве что ежедневно вести дневник, находясь в таком положении, дело несколько сомнительное). Да и сам процесс непрекращающихся попыток выбраться из лабиринта выглядит с точки зрения читателя достаточно увлекательным.

Без сомнения, что любой современный любитель фантастики, не задумываясь, назавет несколько произведений, действие в которых так или иначе связано с лабиринтом. Только вот, почти наверняка окажется, что написаны они все уже после лавкрафтовского рассказа. Не первооткрывателем ли темы оказался он в этом случае?

an2001, 18 апреля 2018 г.

Наверное, для таких авторов внимание нужно обращать только на основную идею произведения, ибо все прочие детали описаны и проработаны кое-как: ну в данном случае, например, потребление питательных таблеток через дырки в масках для дыхания и пр. и пр. Так вот, если абстрагироваться от мелочей (ну с точки зрения авторской), то здесь предлагают идею о прозрачном, да ещё самоперестраивающемся лабиринте. Забавно, хотя в конце концов, трагический исход рассказа не позволяет, наверное, говорить в таких вот выражениях. И это, возможно, всё что можно вынести из текста, ибо красивости в описаниях не могут отвлечь от мелких, но постоянных шероховатостей в деталях.

Не так, чтобы я много читал Лавкрафта, но автор явно не мой, да и воздать должное ему я никак не могу.

Илориан, 7 июля 2014 г.

Оригинальным является смысловой намёк финала: человек видит только то, что впереди, не видя того, что сзади — последствий своих поступков. А, между прочим, зря.

Легкокрыл, 14 августа 2015 г.

Неожиданно приятный своим литературным мастерством рассказ. Сразу видно, как возрос уровень Лавкрафта от первых юношеских поделок до зрелых текстов много поработавшего профессионала. Вообще, как я посмотрю, история Лавкрафта — это история человека, превратившего свою потребность в упорядочивании собственной психики путём написания бредовых фантазий в какую-никакую, но профессию.

Рассказ последовательный, вдумчивый, некоторые детали из самого начала (например, тон и интонация главгероя, его сварливые замечания) становятся очень даже понятны, когда узнаёшь, в каких условиях он это пишет. )) Опять же, интересно, как язык официального отчёта постепенно уступает место другой эмоции.

jansson, 15 марта 2015 г.

Нехватка воды и кислорода, нервное истощение, блуждание часами вдоль невидимых стен и проникающая безысходность.

и никаких откровений во снах. И ведь получилось так же захватывающе, даже без выскакивающих из табакерки чертиков.

Лабиринт как идея, конечно, рулит. Он остается неразгадываемым и непредсказуемым. В лабиринте можно спрятать чудищ или превратить коридоры в бесконечные восьмерки, а то и вовсе свести с ума, разместив саму концепцию в чертогах разума. Но дядя Говард говорит: иногда лабиринт – это просто лабиринт, а люди жадные да глупые – так им и надо.

Zangezi, 2 мая 2013 г.

Достаточно простая идея — прозрачный лабиринт — реализована Лавкрафтом с великолепной психологической достоверностью. Действительно, ведь неосторожно увязнуть в невидимом лабиринте гораздо проще, чем в видимом. Герои рассказа тысячу раз подумали бы, прежде чем заходить в темную, со множеством неизвестно куда ведущих лазов и ходов пещеру, а тут — все вроде бы на виду, все просто. Но это кажущаяся простота — подобно ловушке на мух. Человеку всегда нужно помнить о том, что есть те, для кого он — не более чем муха, которую можно машинально прихлопнуть. Эта генеральная для Лавкрафта идея и находит свое оригинальное воплощение в этом небольшом рассказе.

Екклизиаст, 11 декабря 2013 г.

Реалистичный, доверительный, проникающий рассказ.

Автору удалось позволить читателю почувствовать себя на месте главного героя, удалось не перешагнуть грань фантастичности, за которой она уже не воспринимается как реальность, напротив, у читателя есть возможность в своем воображении пройти как будто бок о бок с героем, как будто видеть всё из-за его плеча.

В лучших традициях лавкрафтовского хоррора пугают не какие-то события, а атмосфера происходящего в целом, страх неопределенности.

Читать его нужно в спокойном состоянии духа, желательно в одиночестве и сумраке.

Vanilla_Wave, 22 сентября 2010 г.

Очень понравилась задумка, да и вообще рассказ в целом, хоть и написан в нетрадиционном для автора жанре. Довольно ярко описаны переживания героя, так что буквально вживаешься в его образ и испытываешь отчаяние и страх от постоянных неудач. Очень живо и атмосферно.

Ну и мысль о людях, которые встречают такую преграду на ровной местности, не могут ее преодолеть и умирают в нескольких шагах от спасения, мягко говоря, ужасает. Особенно, если представить на их месте себя.

Рэндольф, 31 июля 2010 г.

Рассказ неплохой, в основном психологический. Однако идея невидимого лабиринта принадлежит не Лавкрафту, а соавтору этого рассказа — Кеннету Дж. Стерлингу. В то время он ещё учился в школе, поэтому немудрено, что рассказ вышел фантастическим, всё-таки детское воображение. Лавкрафт же большую часть переработал, добавил что-то от себя, и получился такой интересный рассказ.

vot_vot, 27 августа 2009 г.

Сама идея, оказаться запертым посреди лабиринта и при этом быть в чистом поле — впечатляет. Особенно, когда тебе видны тела тех, кто уже попался до тебя. Отчаянье в такой момент просто зашкаливает. Мой любимый рассказ у автора.

libking

Говард Лавкрафт - В стенах Эрикса краткое содержание

Мучительная смерть ждет любого, кто, желая обладать чудо-кристаллом, зайдет в лабиринт Эрикса.

В стенах Эрикса - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

В стенах Эрикса

Прежде чем попытаться уснуть, я должен сделать кое-какие записи, предваряющие мой официальный отчет обо всем происшедшем. Явление, с которым мне довелось столкнуться, кажется настолько своеобразным и настолько противоречащим нашему прошлому опыту и нашим видам на будущее, что несомненно заслуживает самого подробного описания.

Детектор кристаллов функционировал исправно, все время указывая

Я надеялся на этот раз миновать полосу венерианских джунглей, не встретив на своем пути туземцев с их проклятыми дротиками. В былые времена, до того, как мы начали охотиться за кристаллами, такая встреча могла закончиться вполне мирно, однако в последнее время эти мерзавцы превратились в сущее бедствие — нападения на людей, а то и перерезание наших водопроводных линий стали вполне обычным явлением. Я все больше убеждаюсь в наличии у них особого чутья на кристаллы — в этом смысле они не уступают самым точным нашим приборам. Никто не помнит случая, чтобы они нападали на человека, который не имел при себе кристаллов — не считая, конечно, обстрелов с дальних дистанций.

Около часа пополудни сильно пущенный дротик едва не сбил шлем с моей головы, в первую секунду мне даже показалось, что повреждена одна из кислородных трубок. Хитрые твари подкрадывались абсолютно бесшумно и благодаря своей окраске были неразличимы на фоне джунглей, но, резко крутнувшись на каблуках и целясь по шевелящимся растениям, я все же достал троих из лучевого пистолета. Один из убитых оказался ростом в добрые восемь футов, с головой, чем-то напоминающей морду тапира. Двое других особей были обычного семифутового роста. Они всегда нападают группами, стараясь взять верх числом, — один полк солдат с лучевым оружием мог бы преподать хороший урок несметной орде таких горе-вояк. Удивительно, как они вообще сумели стать господствующим видом на планете. Впрочем, здесь нет каких-либо иных живых существ, превышающих по уровню развития змеевидных акманов и скорахов или летающих туканов с другого континента — если, конечно, в пещерах Дионейского плато не скрывается что-нибудь, пока еще неизвестное науке.

В стенах Эрикса

Прежде чем попытаться уснуть, я должен сделать кое-какие записи, предваряющие мой официальный отчет обо всем происшедшем. Явление, с которым мне довелось столкнуться, кажется настолько своеобразным и настолько противоречащим нашему прошлому опыту и нашим видам на будущее, что несомненно заслуживает самого подробного описания.

Детектор кристаллов функционировал исправно, все время указывая

Я надеялся на этот раз миновать полосу венерианских джунглей, не встретив на своем пути туземцев с их проклятыми дротиками. В былые времена, до того, как мы начали охотиться за кристаллами, такая встреча могла закончиться вполне мирно, однако в последнее время эти мерзавцы превратились в сущее бедствие — нападения на людей, а то и перерезание наших водопроводных линий стали вполне обычным явлением. Я все больше убеждаюсь в наличии у них особого чутья на кристаллы — в этом смысле они не уступают самым точным нашим приборам. Никто не помнит случая, чтобы они нападали на человека, который не имел при себе кристаллов — не считая, конечно, обстрелов с дальних дистанций.

Около часа пополудни сильно пущенный дротик едва не сбил шлем с моей головы, в первую секунду мне даже показалось, что повреждена одна из кислородных трубок. Хитрые твари подкрадывались абсолютно бесшумно и благодаря своей окраске были неразличимы на фоне джунглей, но, резко крутнувшись на каблуках и целясь по шевелящимся растениям, я все же достал троих из лучевого пистолета. Один из убитых оказался ростом в добрые восемь футов, с головой, чем-то напоминающей морду тапира. Двое других особей были обычного семифутового роста. Они всегда нападают группами, стараясь взять верх числом, — один полк солдат с лучевым оружием мог бы преподать хороший урок несметной орде таких горе-вояк. Удивительно, как они вообще сумели стать господствующим видом на планете. Впрочем, здесь нет каких-либо иных живых существ, превышающих по уровню развития змеевидных акманов и скорахов или летающих туканов с другого континента — если, конечно, в пещерах Дионейского плато не скрывается что-нибудь, пока еще неизвестное науке.

Приблизительно в половине четвертого я остановился пообедать — если, конечно, пропихивание пищевых таблеток через щель в маске можно назвать обедом. Продолжив путь, я очень скоро обратил внимание на разительную перемену в окружающем пейзаже — со всех сторон ко мне подступали огромные ядовито-яркие цветы, которые непрерывно меняли свою окраску, исчезая и вновь проступая в невообразимой радужной круговерти оттенков и полутонов. Очертания предметов то расплывались, то становились отчетливо резкими, ритмически мерцая в странном согласии с медленно танцующими здесь и там пятнами света. Казалось, сама атмосферная температура колеблется в том же устойчивом однообразном ритме.

Постепенно все вокруг было охвачено размеренной мощной пульсацией, заполнявшей собой каждую точку пространства и проходившей через каждую клетку моего тела и мозга. Я почти полностью утратил чувство равновесия и едва мог держаться на ногах; попытка избавиться от наваждения, плотно зажмурив глаза и закрыв ладонями уши, не привела ни к чему. Однако сознание мое оставалось достаточно ясным, и несколько минут спустя я сообразил, что именно произошло.

Я встретился с одним из тех удивительных, вызывающих миражи растений, о которых ходит немало историй в среде изыскателей. Андерсон предупреждал меня об этой опасности, он же дал мне точное описание растения — ворсистый стебель, остроконечные листьяь испещренные крапинками цветы, чьи эфирные выделения как раз и являются причиной галлюцинаций, свободно проникая сквозь любую из существующих защитных масок.

Читайте также: