Маленький трубочист большой театр краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Купили билеты на премьеру этого спектакля (6 декабря 2015), прельстившись фотографиями и отзывами прошлых лет. Но оказалось, что премьера "обновленного" спектакля - это совсем-совсем другая история, нисколько не похожая на прежнюю добрую сказку :(
Ни мне, ни детям не понравилось! Слишком мрачно, пусто, не по-детски совсем, Завидуем тем, кто успел посмотреть старую оперу! Теперь на сцене все черное, нет декораций, только белые проекции на черные стены, все в первом действии тоже в черном - дети, взрослые, хор.
Во втором действии актеры в ярких нелепых костюмах, совсем непонятных детям (особенно няня в юбке, в которой и ходить-то сложно, не то что мыть маленького трубочиста или вещи укладывать. Даже дети одеты очень странно, а все вместе смотрится как винегрет из того, что случайно нашлось в костюмерной от разных опер). Действие неровное, то все бегают-бегают, а то длинные партии, во время которых никакого движения.
Детям было непонятно ни зачем Сэм ходил на четвереньках по простыням, ни зачем его стульями окружали, ни зачем дети ели "игрушки" (это так выглядели большие пряники рождественские, в виде человечков), ни почему дети вдруг начали танцевать. Совсем все как-то сумбурно :(
А в конце дочка (она помладше) даже расстроилась, потому что Сэма упаковали в ящик прямо в комбинезончике и понесли на улицу как будто, а там мороз, зима.
Это что касается детского восприятия. Мне же, как человеку, имеющему музобразование, хоть и полученное в далеком прошлом, было непонятно, почему спектакль такой сырой в плане пения. Солисты еще как-то временами были слышны и понятны (в основном, конечно, взрослые), а хор, такое впечатление, что слова даже не выучил и не во все ноты попадал! В программке было написано, что это обычный школьный хор! Смелый, конечно, эксперимент для оперного театра, но какой-то сомнительный. В общем, подытоживая - разочарованы.


Так случилось, что нужно было после прогулки в центре куда-то сводить детей 4х с половиной и 7ми с половиной лет. А поблизости как раз этот театр и билеты на этот спектакль еще остались сегодня. Решили, что оптимальное решение для нас. Пошли. Дети, до этого с удовольствием смотревшие длительные постановки: мюзиклы, спектакли и цирковые представления, от спектакля в восторг не пришли, скучали. Возможно, в связи с тем, что семья у нас немузыкальная. А может быть и потому, что спектакль либо для детей постарше и обучающихся музыке, либо просто не слишком интересный. Первый акт совсем скучен, т.к. открывает театральное закулисье, почти все актеры в черном, сцена без декораций тоже черная. Даже интерактивность и участие зрителей в репетиции песен не активизировали детского внимания. Второй акт смотрели внимательнее. Костюмы яркие, красивые белые проекции окон, падающего снега на черных кулисах сцены. Но действо тоже, не слишком завораживающее.


Исполняют солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра:
Черный Боб – Антон Перминов
Клэм – Рустам Сагдиев
Сэм, маленький трубочист – Оксана Моторина
Мисс Беггот – Елена Горло
Джульетта – Марина Алешонкова
Джонни – Николай Стацюк
Няня Роуэн – Екатерина Дадайкина

Партия фортепиано: Елена Федоренко и Василий Попов

Авторы и постановщики

Музыка Бенджамина Бриттена
Либретто Эрика Крозье (русский текст И. Масленниковой, текст диалогов О. Эннс)

Музыкальный руководитель – Лариса Гергиева
Режиссер – Василий Заржецкий
Технолог по декорациям – Арина Белокопытова
Технолог по костюмам – Анна Якущенко
Художник по свету – Егор Карташов

Краткое содержание

Рано утром бывалый трубочист Черный Боб отправляется на работу со своим сыном и помощником Клэмом. С ними впервые идет восьмилетний Сэм, вынужденный из-за болезни отца начать работать. Клэм, Боб и плачущий от страха Сэм приходят в Айкен-холл. Встретившая их экономка мисс Бэгготт жалеет мальчика, но трубочисты уверяют ее, что Сэм привыкнет и полюбит свое дело, а щетки скоро заменят ему игрушки. Малыша обвязывают веревкой и отправляют в дымоход.

Дети из Айкен-холла и их гости играют в прятки. Одна из девочек, Джульетта, прячется под простыней, которой накрыто кресло. К ней присоединяется Джонни. Вдруг из камина слышится испуганный голос: Сэм застрял и зовет на помощь. Ребята тянут за веревку, и вскоре маленький трубочист оказывается в комнате. Сэм жалуется, что не хочет чистить трубы, и просит за него заступиться. Для начала решено спрятать его в шкафу. Но чтобы сбить взрослых с толку, мальчика ведут к окну – по дороге он оставляет черные следы, – а затем на руках переносят в шкаф. Трюк удался: мисс Бэгготт и трубочисты решают, что Сэм сбежал, и отправляются на его поиски.

Дети доверяют свой секрет няне Роуэн и просят вымыть и накормить мальчика. Оказывается, няня знает отца Сэма, поскольку они земляки. Она соглашается помочь мальчику сбежать: завтра она с гостями уезжает домой и спрячет Сэма в большом чемодане. Возвращается расстроенная мисс Бэгготт, она просит убрать все игрушки в ящик. Но в нем притаился Сэм! Джульетта вскрикивает и падает, чтобы отвлечь внимание экономки.

На следующее утро Джульетта дарит Сэму деньги. Гостям пора уезжать. Но кучер Том и садовник Альфред никак не могут поднять тяжеленный чемодан и просят распаковать его. Ребята вызываются помочь. Вещи перенесены в карету, гости прощаются и уезжают, а вместе с ними Айкен-холл покидает и маленький Сэм.

О спектакле








Вольфганг Амадей Моцарт



Джан Карло Менотти


Сергей Прокофьев. Морис Равель









Вольфганг Амадей Моцарт






Вольфганг Амадей Моцарт






Бенджамин Бриттен. Камиль Сен-Санс




Вольфганг Амадей Моцарт


Георг Филипп Телеман





Джованни Баттиста Перголези









Вольфганг Амадей Моцарт



Григорий Фрид. Удо Циммерман


Вольфганг Амадей Моцарт


Франц Шуберт — Эдисон Денисов




Карл Мария фон Вебер — Густав Малер







Георг Фридрих Гендель




Георг Фридрих Гендель






В центре сюжета – мальчик Сэм, чья судьба перекликается с жизненными испытаниями, выпадающими на долю героев английской поэзии и романов Чарльза Диккенса. Отец отдал его в подмастерья двум трубочистам. По ходу действия он застревает в дымоходе, но дети спасают его и прячут в своей комнате. Добрая няня Роуэн помогает им накормить и привести в порядок маленького трубочиста. После разнообразных приключений (Сэма приходится прятать, чтобы он не попался на глаза суровой домоправительнице мисс Бэггот) его отправляют в сундуке навстречу новой, свободной и счастливой жизни.

Фото предоставлено пресс-службой Большого театра

Оперный дебют режиссёра Олега Долина состоялся на Камерной сцене Большого театра – он поставил “Маленького трубочиста” Бенджамина Бриттена.

Вообще же сочинение композитора состоит из двух частей и называется “Давайте создадим оперу!” (Let’s Make an Opera!). Первая половина, где зрители, следуя инструкциям композитора, должны сами придумывать музыкальное произведение, режиссёра не заинтересовала. Ему показалась важнее история маленького трубочиста Сэма, которого чудаковатые ровесники стараются спасти от изнурительной работы. Опера исполняется на родном для композитора английском, но диалоги ведутся по-русски (и этим версия Долина отличается от полностью русскоязычного спектакля, сыгранного на этой же сцене Камерного театра Покровского в 1979 году). Субтитры красной строчкой ползут над сценой не высоко и не низко, удобно для детей.

Две куклы – тряпичные чудаковатые птицы – маленькой интермедией предваряют начало спектакля и уходят, чтобы потом, перешучиваясь, появиться снова и сыграть следующие ремарки, кратко поясняя, в каком месте останавливается сюжет.

Мрачновато-мистическая атмосфера создаётся в первой же сцене не только музыкой, но и мизансценой, когда вокруг рядком сидящих детей в полосатых пижамах вороном кружит суровая лысая певица, надзирательница мисс Бэггот (Екатерина Большакова). Даже шуршание её пышного чёрного платья звучит зловеще. Чёрный Боб и Клэм (Александр Колесников и Борислав Молчанов), двое бывалых трубочистов с садистскими замашками, заталкивают проданного им девятилетнего Сэма в дымоход. Роль тощего, несчастного маленького трубочиста с причёской дикобраза играет воспитанник детской студии при Театре Леон Автаев – и он едва ли старше своего героя. Но и он, и другие маленькие артисты исполняют свои не самые простые в мировом детском репертуаре партии с невесомой лёгкостью, явно получая огромное удовольствие от спектакля.

Перепуганный Сэм застревает в трубе странного дома, где дети с разнообразными физиологическими особенностями играют в прятки. Закрытые пансионы, играющие немалую роль в британской культуре, давно стали излюбленными местами действия английских романов “для детей”: от “Гарри Поттера” до “Дома странных детей Мисс Перегрин”. Главные герои таких произведений обычно обладают какими-то неповторимыми чертами. Вот и в “Маленьком трубочисте” на помощь Сэму спешит весёлая компания: девочка, у которой по всему телу растут длинные рыжие волосы, мальчик-пузырь, мальчик-личинка, девушка с крюками вместо рук и двойняшки с неправильным количеством конечностей.

Ребята с азартом тянут за невидимую веревку и от усердия даже отрывают Сэму руку – но тут же невидимыми нитками пришивают её на место. Чтобы злые взрослые не нашли незваного гостя, его прячут в шкаф, а надзирательницу пускают по ложному следу, обозначая сажей чёрную дорожку до окна. Мисс Бэггот, которая, надо сказать, и без того не любит детей, после подобных шалостей и вовсе впадает в ярость.

Дети доверчиво обращаются к единственной известной им добросердечной взрослой, Роуэн (Александра Наношкина). У Бриттена она младшая няня, у Долина, скорее, просто самая взрослая воспитанница – потому как странностями тоже не обделена. Её сердце покоится в прозрачном пузыре, служащем девушке экстравагантной сумкой (художник по костюмам – Евгения Панфилова). Роуэн придумывает план: Сэма можно спрятать в сундуке двойняшек, которых она завтра увозит из пансиона.

Наступает ночь. По детскому хору, распластавшемуся на полу, ползают тени – то ли от облаков, идущих сквозь решётки, то ли от старых узловатых ветвей деревьев, нависших над окнами (художник по свету Нарек Туманян). Песня их – о птицах, что в ночи выглядят совсем не безобидно. Через все двери как через щели вползают ужасающие, гипертрофированных размеров и искаженных пропорций игрушки. Но кошмар заканчивается с наступлением утра. Сэм, зажавший в кулак три золотые монеты, подаренные детьми, спрятан в сундуке. Клоунская пара Том и Альфред никак не могут поднять его, и тайна вот-вот станет явью. Дети бросаются на помощь, и сундук взмывает под потолок. Сэм и двойняшки покидают жутковатый особняк и… оказываются в клетках бродячего цирка. Добрая Роуэн оборачивается корыстной и жестокой: она безжалостно продала уникальных детей.

Мир, созданный Олегом Долиным – детская страшилка, рассказанная темной-темной ночью, растрепанный от жара сон ребенка. В мистической, тревожной музыке Бриттена печальная идея о неискоренимости жесткости проходит подводным течением, проскальзывает из-за нот, но не становится явной. Может быть потому, что написанная в 1949 году опера опиралась на послевоенную надежду на лучшее. Но сейчас её свет поугас. И потому в этой сказке нет хорошего конца.

Читайте также: