Особенности псковской школы зодчества

Обновлено: 05.07.2024

Церкви Псковской архитектурной школы расположены в историческом центре города Псков, на берегу реки Великая на северо-западе России. Объект включает в себя десять архитектурных религиозных памятников – церквей и соборов, а также в некоторых случаях часть окружающих их монастырских сооружений, которые представляют архитектурный стиль и декоративные элементы, созданные Псковской архитектурной школой между XII в. и началом XVII в. Псковская архитектурная школа является одной из наиболее влиятельных русских архитектурных школ, которая содействовала непрерывному обмену идеями и отражала эволюцию архитектурных стилей в России на протяжении пяти веков, что привело к созданию характерных архитектурных и декоративных образцов, известных под названием Псковской архитектурной школы.

Физические характеристики, являющиеся отличительными для произведений Псковской архитектурной школы, среди прочего, включают: архитектурные элементы, созданные под влиянием византийской традиции, которая была воспринята благодаря более древней Новгородской школе; использование местных строительных материалов; прагматичные каменные сооружения, отвечающие в своем убранстве пуристскому и минималистичному подходам, которые характеризуются сдержанностью форм и декоративных элементов. Школа использовала ограниченный набор декоративных техник и архитектурных элементов, иллюстрирующих синтез народного стиля, привнесенного в городской и монументальный контекст: кубические объемы, купола, барабаны, боковые приделы, паперти, притворы и звонницы, а также другие декоративные приемы. Десять церквей и соборов этого серийного объекта узнаются благодаря их историческому архитектурному облику и их непосредственному окружению: подъездным дорогам, садам, стенами и оградами, а также элементам растительности. Все вместе они создают традиционную атмосферу этих духовных обителей и свидетельствуют о стремлении Псковской архитектурной школы вписать архитектурные памятники в окружающую их природную среду.

Критерий (ii): Псковская архитектурная школа появилась под влиянием византийских и новгородских традиций и достигла своего расцвета в XV-XVI вв., в тот период, когда она оказывала значительное влияние на обширные территории Русского государства, а ее стилистические и декоративные особенности в значительной степени служили образцами. Несмотря на то, что псковские архитекторы работали над памятниками по всей России, включая Москву, Казань и Свияжск, именно десять псковских церквей являются иллюстрацией местного представления о ранних принципах строительства, последующих экспериментальных основах и образцах технического мастерства Псковской архитектурной школы.

Храмы Псковской архитектурной школы в большинстве своем защищены от серьезных непосредственных угроз. Все десять компонентов сохранили свое первоначальное расположение в структуре городской застройки. Будучи рассмотренными как ансамбль, они свидетельствуют о целостности, представляя собой примеры, относящиеся ко всем историческим этапам развития Псковской архитектурной школы, начиная с раннего периода ее формирования в XII в. и до расцвета в XV-XVI вв. Некоторые компоненты серийного объекта были затронуты во периоды войн, в особенности во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. Однако они были отреставрированы с мастерством такого уровня, что делает их достоверными образцами эпохи творчества Псковской школы.

Ансамбль десяти церквей и соборов сохранил достаточный уровень подлинности с точки зрения стиля, декоративных особенностей, замысла, исполнения, атмосферы и, за единственным исключениям, использования и функции. Что касается физического состояния сооружений, церквям в той или иной степени были нанесены повреждения, причинённые различными социальными факторами на протяжении многих веков. Однако этот ансамбль культовых сооружений сохранился благодаря реставрационным работам, которые оставались верными основным архитектурным и декоративным характеристикам Псковской архитектурной школы. Необходимые ремонтные и консервационные работы предпринимались с использованием подлинных материалов, традиционных технологий и руководствовались явной целью сохранения исторической и культурной ценности объекта.

Традиционное использование церквей и соборов в качестве мест отправления культа, а также в некоторых случаях в качестве частей монастырских построек однозначно усиливает подлинность объекта, а сообщество пользователей должно быть тесно и явным образом вовлечено в процессы управления с тем, чтобы и в будущем обеспечивать передачу подлинности в том, что касается функции и способов использования объекта.

Требования к управлению и охране

Храмы Псковской архитектурной школы защищены как памятники архитектуры государственного значения в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 №1327. Границы территорий каждого из компонентов были установлены и уточнены Комитетом в период между 2010-2019 гг. По распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.09.2016 № 1975-р все компоненты объекта были включены в Свод особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации. Также обеспечивается традиционная защита силами пользователей, которое занимается поддержанием состояния объекта в соответствии с установленными требованиями.

Управление объектом всемирного наследия координируется Комитетом Псковской области по охране объектов культурного наследия и осуществляется в тесном сотрудничестве с Псковской епархией Русской Православной Церкви, Псково-Изборским объединенным музеем заповедником. План управления был разработан параллельно с подготовкой номинационного досье и официально утвержден губернатором Псковской области и Министром культуры Российской Федерации. План управления представляет собой комплексный четырехлетний план мероприятий (2017-2020 гг.) и содержит собственный алгоритм оценки, в соответствии с которым по окончании начального периода рассмотрены достижения и проведена корректировка необходимых планов мероприятий. В рамках пересмотра плана управления уделено больше внимания аспектам, связанным с управлением рисками, в особенности в том, что касается антропогенной и транспортной нагрузки, а также с защитой окружения и традиционным использованием культовых построек.


15:42 / 8 мая 2017

Но всегда ли оценка феномена Пскова, и, в первую очередь, его главного достояния – градостроительного ансамбля и храмов – была столь однозначно превосходной и насколько эта оценка укоренилась даже не в широком народном сознании, но во мнении профессионалов-архитекторов? Насколько практика сегодняшних архитекторов, обратившихся к новому для постсоветской России высокому делу возведения храмов, соотносится с их суждениями о феномене зодчества Пскова?

В попытке найти некоторые ответы на данные вопросы возник этот небольшой аналитический этюд. Исследование вопроса псковской школы церковного зодчества имеет почти двухсотлетнюю историю. Архитектуру – этот мощный носитель информации об обществе и о времени – учёные расшифровывали постепенно, и понимание псковской церковной архитектуры в учёных кругах менялось.

4. Более того, с приверженцами этой теории приходилось бороться уже в послевоенное время Ю. П. Спегальскому и многим другим блестящим учёным. Тогда панновгордизм, будучи изжитым в науке, до сегодняшнего дня задержался в широком обыденном сознании, и не редкость встретить его приверженцев как среди экскурсоводов, так и в текстах новомодных путеводителей.

Однако именно Грабарь, знаменитый живописец, искусствовед, реставратор, наблюдая и описывая псковский храм, приводит к выводам, противоречащим заимствованной теории. По всей его работе рассыпаны чудесно-точные описания:

Итак, плодом всего дореволюционного развития архитектурный мысли было движение от осознания своеобычности Пскова до понимания высокой его роли в зодчестве России.

Программную, изысканную стилизацию древнепсковского зодчества А. В. Щусев осуществил и в самом Пскове, построив в 1911 году часовню святой Анастасии на берегу реки Великой. В ней – образ Пскова, не горделиво-величественного, но скромно-чистого и изысканно-простого. (Шулакова, 2011: 27). Фрески интерьера расписаны по эскизам Н. К. Рериха, в творчестве которого образы памятников псковской старины занимают особое место. Памятникам псковского зодчества XV–XVII веков Рерих посвятил ряд своих этюдов, создал несколько больших картин с видами Пскова и всю жизнь оставался под огромным впечатлением родной старины псковской.

Особенно много сделал для родного города Ю. П. Спегальский. Учёный, архитектор, реставратор, художник, каменщик, основатель самого дела научной реставрации в Пскове, Юрий Павлович был знаком с псковскими мастеровыми и их технологией не только теоретически, но и сам учился у них, знал каждого. Спегальским детально исследованы, обмерены, изучены и просто спасены от гибели многие памятники Пскова.

Замечателен вывод всей жизни и творчества Спегальского о том, что псковская школа есть самое творческое явление среди искусства всех русских княжеств.

Учёный одним из первых в России выступил с глубоко оригинальным проектом комплексной реставрации, с идеей создания архитектурных заповедников, куда входили бы целые улицы, сохраняющие старинное направление и конфигурацию. Эти разработки легли в основу дальнейших проектов охраны памятников и развития города.

Замечательный современный искусствовед Е. Н. Морозкина уделяет большое внимание градостроительному аспекту; расцвет псковской архитектуры относит к XVI в., в этом веке её интересуют именно ансамбли крупных загородных монастырей (Морозкина, 2007).

А. И. Комеч даёт великолепное описание художественного Образа Псковского Храма, его артистической художественной концепции, организации пространства и особенно – сакральной атмосферы интерьеров. «Интерьеры псковских церквей представляются драгоценнейшим достоянием русского искусства: по строгости и сосредоточенности религиозного чувства, покою, чистоте и доверительности, по выверенности форм. Это высокое искусство, и хотелось бы думать, что трактовка его как близкого бытовому, житейскому, как простого и милого останется пройденным этапом наших суждений.

Автор фактически подводит итоги общего изучения и псковской культуры, и архитектуры, давая высочайшую оценку зодчеству Пскова. Наконец, обратимся к только что опубликованной (февраль 2012 г.) статье Б. Винникова, в которой даются следующие характеристики псковских зодчих:

Параллельно с отечественным западный опыт, но не теории, а практики храмостроительства XX века, даёт поразительные факты. Преклонение крупных русских художников и зодчих перед Псковом привлекло внимание западных мастеров. Слава Пскова достигла Парижа: выдающийся зодчий XX века Ле Корбюзье приезжал за вдохновением из столицы Франции к храму Богоявления с Запсковья (XV век); после чего создал знаменитую, прославившую его, капеллу во французском местечке Роншан (1950–1955 гг.).

Важное событие в 2005 году свершилось в Лондоне: здесь освящён первый русский православный храм в честь Успения Богородицы и Святых Царственных Мучеников (архитектор Дуглас Норвуд). Достойный восхищения проект храма выполнил незадолго до смерти выдающийся псковский реставратор, знаток псковской старины Михаил Иванович Семёнов, запечатлевший в камне дух подлинного псковского зодчества и представивший его в центре западного мира.

В 2007 году король Иордании передал Русской православной церкви в бессрочное, безвозмездное пользование участок земли на восточном берегу реки Иордан размером в один гектар. Это первый случай после 1917 года, когда Россия получает в дар землю на Святой Земле. Совсем недавно, в феврале 2012 года, на этом месте завершилось строительство храма при Странноприимном доме на Месте Крещения Иисуса Христа. На создание столь важного для всей России образа храма на Святой Земле архитектора А. Р. Воронцова вдохновила также именно псковская архитектура…

IV. Архитекторы современности о Пскове. Теория и практика

Архитекторы российских столиц о Пскове

Примечательно, что интерес к Пскову в среде современных архитекторов носит не только теоретический, но прикладной характер. Среди московских зодчих нынешнего дня наиболее заметным, на наш взгляд, является Андрей Альбертович Анисимов – церковный архитектор, член-корреспондент Академии архитектурного наследия, руководитель архитектурно-строительной мастерской, построивший немало храмов в разных районах страны. Предлагаем здесь несколько суждений А. А. Анисимова:

«С одной стороны, быстрое возведение по всей стране новых храмов не может не радовать, с другой – открытыми остаются вопросы преемственности художественных традиций, соблюдения стиля, канона, да и хотя бы просто чувства меры… Главная проблема в том, что церковная архитектура – молодая специальность, и очень часто неопытны не только заказчики, но и сами архитекторы… Церковных архитекторов с опытом в принципе очень мало, а в провинции тем более… Храмовая архитектура – это колоссальная отдельная сфера, для работы в которой необходимо обладать очень серьёзными знаниями.

«Я не знаю, существует ли в России современная светская архитектура, но в любом случае могу сказать точно, что её законы не применимы к храмостроительству. Мы не можем использовать в ней современные приёмы, тот же хай-тек. Ведь храмовая архитектура построена на символике. Задачи у неё другие. Поэтому для меня как для архитектора нет смысла искать необыкновенные новаторские приёмы, которые бы порывали с традициями. …В своих вкусах я опираюсь на древние образцы. Я, например, не буду строить церковь в стиле классицизма или барокко. Какой стиль господствует в современном храмостроительстве?

Скорее всего, никакого. Часто это самовыражение архитекторов или заказчиков, не имеющее отношения к церковной традиции… Если появляются знания, практический опыт, да ещё если и сам архитектор воцерковляется, он уже начинает жить в этой традиции… Если мы посмотрим на византийский храм, мы не найдём в архитектуре ничего лишнего – всё подчинено определённой символике… В любом церковном искусстве главное – это пропорция, потому что пропорции подчёркивают красоту формы.

Ведь церковное здание должно быть красивым. Оно может быть простым, но при этом оно должно быть красивым… Для меня не очень понятны огромные городские храмы вместимостью в 1,5 тысячи человек. Ясно, если это кафедральный собор. Но церковную жизнь организовать в нём, создать общину – трудно. Люди пришли и ушли, и священник не в состоянии пообщаться с каждым. Это будут уже не прихожане, а захожане… А вот наполнить Москву огромным количеством маленьких храмов – это было бы прекрасно. Там батюшка сможет организовать небольшую, но общину, сможет каждого прихожанина окормить.

Иногда в Москве такая городская современная архитектура, что в ней жить-то не хочется, а не то что впихивать в неё здание храма, да ещё подгонять его стиль под неё. Наоборот, я считаю, что церковное сооружение должно выглядеть как райский сад посреди всего этого. То есть храм должен не подделываться под индустриальный пейзаж, а быть контрапунктом… То есть все архитектурные изыски должны подчеркнуть, а не затемнить символический образ храма и прилегающей к нему территории…

Стиль модерн, в котором, например, построена Марфо-Мариинская обитель в Москве и к которому принадлежат А. В. Щусев и И. Е. Бондаренко, – это образец прекрасной церковной архитектуры.

В нашем экскурсе назовём имя ещё одного известного церковного зодчего из Санкт-Петербурга – Александра Петровича Егорова, члена союза архитекторов России, руководителя творческой архитектурной мастерской, автора храмов и иконостасов Санкт-Петербургской епархии, Валаамского монастыря и Успенского подворья Оптиной Пустыни.

Суждения петербургского мастера звучат в унисон с московским, оба определяют слабые места современного храмостроительства:

«В первую очередь возникает ощущение несамостоятельности нашей церковной архитектуры. К сожалению, копируются не лучшие образы, а более поздние, XIX века. В худшем случае мы имеем дело с эклектикой, когда собирается всё, что известно о церковной архитектуре: блеск, кресты, кокошники, закомары, даже тогда, когда сводов нет. Так возникает элемент иронии, который в отношении храмового строительства считаю недопустимым…

Путь ученического копирования, который мы до сих пор проходим, считаю исторически обусловлен, однако хочется, чтобы для этого выбирались образцы, художественно более значимые. К примеру – древние храмы Пскова и Новгорода. Да и само копирование, перестав быть чисто внешним, должно пониматься всё-таки не как цель, а как этап на пути к самостоятельности…

Известно, что один из величайших зодчих минувшего столетия Ле Корбюзье изучал и ценил церковную архитектуру Пскова и Новгорода, после чего построил изумительную капеллу в Роншане. Это произведение я считаю примером того, как надо подходить к проектированию современного храма: честно и смело, не прикрывать духовную пустоту бессмысленными украшениями, а искать сначала внутреннее содержание, а затем его адекватный и правдивый архитектурный образ.

В первую очередь в согласии с названными здесь архитекторами живут их храмы, созданные с тонким знанием псковско-новгородской – исконно-русской традиции.

Архитекторы современного Пскова: слова и дела

Казалось бы, мы встречаемся с полным единодушием архитектурного сообщества, столичного и местного…

Известный псковский архитектор Владимир Николаевич Шуляковский прекрасно формулирует градостроительные константы в новом проекте набережной Псковы:

Однако это не так: в XVIII–XIX вв. и особенно в XX–XXI вв. прежние и нынешние коллеги В. Н. Шуляковского успели нарушить и давно нарушают этот блистательный архитектурный ансамбль. Поэтому наш автор, противореча себе, заявляет в том же интервью:

1. Часовня святой Ольги, 2000 г. (Архитектор А. А. Красильников. Византия+ домонгольский Новгород+ Владимиро-Суздальская школа +?

3. Первый проект храма свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Крестах, 2010 год. Московская школа зодчества, шатровые храмы XVI века.

4. Проект храма в посёлке Родина (дипломный проект Ю. Гавриловой, март 2011 год). По мнению автора, псковская школа /?/, творчество К. А. Тона / XIX век / и Ле Корбюзье.

5. Четвёртый проект храма свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Крестах, 2012 год. Архитектор Ю. М. Ширяев, Псков XV–XVI вв.

Думается, выводы вполне очевидны:

Итак, диагноз: для нас всё ещё необычайно справедливы слова Н. К. Рериха: «Но нам ли искать красивое? До того мы ленивы и нелюбопытны, что даже близкий нам, красивый Псков и то мало знаем. Никого не тянет посидеть на берегу Великой перед лицом седого Детинца; многим ли говорит что-нибудь название Мирожского монастыря, куда следует съездить хотя бы для одних изображений Спаса и Архангела в приделах. Старинные башни, рынок под Детинцем, паруса и цветные мачты торговых ладей, как всё это красиво, как всё это близко от столицы. Как хороши старинные домики со стильными крылечками и оконцами… И как мало всё это известно большинству. Ведь стыд сказать: местная администрация, местные власти часто понятия не имеют об окружающей их старине. Не с гордостью укажут они на памятники, близ которых их бросила судьба и которыми они могут наслаждаться; нет, они, подобно захудалому мужичонке, будут стараться скорее отделаться от скучных расспросов о вещах, их пониманию недоступных, и карты и сплетни куда важнее для них всей старины, вместе взятой. Откуда же тут возьмётся здоровая почва? Откуда сюда придёт самосознание?

Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь

Актуальные для всех нас выводы: учиться, учиться и учиться, и поклониться прежде всего самому маленькому великому граду Пскову!

Литература

1. О. К. Аршакуни, Гражданская архитектура Пскова (по материалам исследований Ю. П. Спегальского). Л., 1975.

2. В. Д. Белецкий, Довмонтов город. Архитектура и монументальная живопись XIV века. Л., 1986.

3. В. Г. Власов, Стили в искусстве. Словарь (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура) В 3-х тт. СПб., 1995.

4. Н. Н. Воронин, У истоков русского национального зодчества (Из истории зодчества периода феодальной раздробленности XI–XV вв.). // Ежегодник института истории искусства. – М., 1952.

5. И. Э. Грабарь, Церковное зодчество Пскова // История русского искусства. – М., 1910. Т. I, вып. 2. С. 237-279.

6. А. И. Комеч, Каменная летопись Пскова XII – начала XVI в. – М., 1993.

7. Л. И. Лившиц, Очерки истории живописи древнего Пскова. Середина XIII – начало XV века (Становление местной художественной традиции). М., 2004.

8. П. Н. Максимов, Архитектура Новгорода и Пскова конца XIII–начала XVI в. // Всеобщая история архитектуры. – М., 1968. Т. 6. С. 22-33.

9. Г. Я. Мокеев, Города Псковской земли // Русское градостроительное искусство. В 4-х тт. Т. 2: Древнерусское градостроительство X–XV веков / Под общей ред. Н. Ф. Гуляницкого. – М., 1993. С. 153-165.

10. Г. Я. Мокеев, Дом Святой Троицы православной Руси. Проблема восстановления // Псков в российской и европейской истории: Международная научная конференция. (К 1100-летию летописного упоминания). В 2-х тт. – М., 2003. Т. 2. С. 394-404.

11. А. И. Некрасов, Древний Псков и его художественная жизнь. – М., 1923

12. Е. Н. Морозкина, Церковное зодчество древнего Пскова. В двух томах. Том 1. – М.: Северный паломник, 2007.

13. П. П. Покрышкин, Церкви псковского типа XV–XVI столетий по восточному побережью Чудского озера и реке Нарове. – СПб., 1907. (Известия Императорской археологической комиссии; Вып. 22).

14. В. А. Прохоров, О новгородских и псковских церквах // Христианские древности и археология. Руси древности / под ред. В. Прохорова. – СПб., 1872. Кн. I.

15. К. К. Романов, Псков, Новгород и Москва в их историко-культурных взаимоотношениях // Известия Российской Академии истории материальной культуры. – Л., 1925. Т. 4. С. 209-241.

16. Вл. В. Седов, Псковская архитектура XIV–XV вв. Происхождение и становление традиции. // Архив архитектуры. Вып. 3. – М., 1992.

17. Вл. В. Седов, Псковская архитектура XVI века. // Архив архитектуры. Вып. 8. – М., 1996. В. В. Суслов, Материалы к истории древней новгородско-псковской архитектуры. – Спб., 1888.

18. Ю. П. Спегальский, Псков. Художественные памятники. Л. –М., 1963.

19. Ю. П. Спегальский, Псков. Л., 1978.

20. Т. В. Шулакова, Храмы Пскова. Проблема сохранения великой традиции древнего зодчества. Псков. 2007.

Древний Псков разговаривает с нами на языке своего зодчества, не всегда понятном современному человеку. Но стоит лишь обратить внимание на создания наших предков, как они становятся ближе и вызывают воспоминания, дремлющие в генах каждого русского человека.

Оборонное зодчество

Самым важным для поколений псковичей была надежда на защиту своего дома и своей земли от чужих посягательств. В образах церквей, крепостных сооружений и жилищ, созданных своими руками, древние псковичи выразили свое понимание мира, жажду жизни и продолжения рода. Географическое расположение Псковских земель и самого города на рубежах Руси, постоянная готовность к войнам и смерти, вырастили чувство национального самосознания, духовной и политической зрелости.

Троицкий собор

Все древние сооружения Пскова, независимо от их назначения, построены из местного известнякового камня, добываемого в карьерах на берегах реки Великой, в пригородах Изборске и Порхове. Эти слоистые плиты разных размеров слегка обтесывались и составляли основной массив каменной кладки, скрепленной известковым раствором. Там, где толщина стен превышала 2 метра , между слоями лицевой кладки засыпалась плита с булыжными камнями, пролитая раствором и таким образом создавалось монолитное тело стены. Все здания и сооружения обязательно обмазывались известковым раствором и белились. Особенностью обмазки было то, что она подчеркивала неровности кладки, так как псковичи никогда не стремились к имитации геометрически ровных стен.

Другая особенность древней архитектуры Пскова - ее видимая сила и мощь. Впечатление устойчивости и долговечности зданий создается за счет большого запаса прочности, толщины стен, несущих груз сводов и арок. Псковским зодчим были известны системы различных сводчатых конструкций, но их исполнение в местном материале, без расчетов, требовало большой наблюдательности, опыта и таланта. Трудом зодчих возведены свободные, как дыхание, своды жилых палат, ими очерчены точные линии ступенчатых арок и светлых окон в храмах, они расставляли боевые башни, направляя бойницы в сторону вражеского приступа. И здесь мастерство становилось высоким искусством, сочетающим мысль, материал и форму в бессмертные произведения архитектуры древнего Пскова.

Псковский музей-заповедник

В Пскове сохранилась линия каменных крепостных стен и башен Большого Окольного города длиной в 9 км .(XVI в.), восстановлены стены и башни Кремля и Довмонтова Города (XIV-XVII вв.). В Пскове и ближайших пригородах как прежде возвышаются 38 храмов (XV-XVI вв.), во многих отправляются службы. Возрождены два древнейших монастыря - Мирожский и Снетогорский. 14 крупных комплексов гражданских зданий XVII века расположены во всех районах исторического центра Пскова. Многие из них еще не изучены в должной мере, но уже более ста лет оцениваются как великое достояние русского народа.

Псковская школа зодчества прослеживается не только в Пскове, но и по всей области. Во многих древних городах-форпостах сохранились крепостные стены, хранящие память о трудном героическом прошлом.

Культовая архитектура

Псков наполнен древними церквами. Их беленые стены воспринимает все оттенки природных красок: из утренних туманов храмы выступают плотными угловатыми объемами, которые в вечерних сумерках кажутся невесомыми, а днем - четким контрастным рисунком света и тени останавливают взгляд среди примелькавшихся жилых домов. Всегда необычно это слившееся с природой и временами года, драгоценное наследие псковичей.

Культовая архитектура

Строительство первых храмов, деревянных и каменных, велось по греко-византийским образцам новгородскими мастерами, у которых обучались псковичи. Техника их возведения и архитектурные формы характерны для Русской земли - местный тесаный камень-известняк перемежался с рядами крупного кирпича - плинфы на известковом растворе, смешанном с мелкой керамической крошкой. Кубический объем храма - четверик, был завершен плавными очертаниями сводов, над которыми высился барабан, увенчанным шлемовидной главой с крестом. Древнейшие соборы Пскова XII - начала XIV столетий: Спасо-Преображенский в Мирожском монастыре, Иоанно-Предтеченский в Ивановском монастыре и Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре донесли эту архитектуру до нашего времени.

Самостоятельная школа псковского церковного зодчества сложилась к концу XIV века, когда Псков почувствовал свою экономическую свободу, политическую мощь и снискал уважение "старшего брата" Новгорода, а также многих западных врагов. Из псковских летописей известно, что за короткий период на небольшой территории Среднего города, защищенной крепостными стенами, было построено более 38 церквей и основано 27 монастырей, часть из них находилась за городскими стенами. Храмы этого времени не сохранились в первозданном виде, но известно, что некоторые были расписаны фресками, и это положило начало псковскому иконописанию.

Непрерывный труд и архитектурные эксперименты последующих двух столетий принесли псковским мастерам опыт храмостроения и известность за пределами своей земли. В XV столетии они славились как лучшие строители Руси и наряду с итальянскими зодчими были приглашены в Москву для возведения великокняжеских храмов Кремля - Благовещенского собора, Ризоположенской церкви и позднее - знаменитого храма Василия Блаженного. Торжественные, царские традиции московского белокаменного зодчества и псковской школы, сложившейся в суровых условиях жизни порубежного города, отражены в лучших образцах городских и монастырских храмов.

Культовая архитектура

Псков стремился сохранить свою духовную чистоту, честь и достоинство созданием множества храмов. На иконах XVII века (Псковский музей-заповедник) выписан образ города-предстоятеля, всеми своими церквами утверждающего божественное покровительство над псковичами. Каждый псковский храм - это символ совершенства мира и возможности самосовершенствования человека в этом мире. Поэтому так чисты архитектурные формы внутри храмов - мощные стены и столбы поднимаются арками и сводами к центру освещенного барабана.

Естественная неровность поверхности стен, обработанных штукатурной лопаткой, и кремовый, желтоватый или слегка розоватый естественный цвет штукатурки, покрытой известковой побелкой, — великолепно использовались в их натуральном виде. И, нужно отметить, что старая псковская штукатурка была не только наиболее легко исполнимой и дешевой, — одновременно она была и наиболее красивой штукатуркой.

Декоративное убранство храмов скромное. Наиболее характерными деталями являются: поребрик, бегунец - на апсидах и барабанах, бровки - над оконными проемами, валики и другие.

Устойчивость мироздания, отраженная зодчими, отзывается в душе человека чувством защиты. Свет из алтаря, мерцание свечей перед иконами, охватывают теплом и покоем. Фасады храмов строги и скупы на украшения: резной крест над луковичной главой, треугольные скаты кровель, белые стены четверика, прорезанные узкими окнами, священный пояс-оберег из треугольных впадинок - только на барабане и алтарных апсидах, арки киотов, иногда - вкладные каменные кресты в стенах - вот основные черты псковского храма. К его стенам пристраивали маленькие зимние приделы, повторявшие форму главного храма и своими галереями охватившие его.

Особое сооружение - звонницу для подвески колоколов, выносили на стену или ставили над главным входом в церковь. При церквах Богоявления, Успения от Парома, Козьмы и Дамиана с Примостья звонницы - мощные ярусные постройки, со сводчатыми палатами и поставленными на них, как на постамент, арочными аркадами с колоколами.

Церкви такого типа, всегда разные по композиции, строились в дальних монастырях и укрепленных пригородах, как знак принадлежности к Псковской земле. В стенах храмов получали благословение воины перед походами, здесь давали присягу верности - "крестное целование" политические деятели средневековья, именем дома Святой Троицы, дома Святого Николы в Изборске и Порхове вставали на защиту городов их граждане.

Уже в XVII столетии псковская школа церковного зодчества постепенно вливалась в рамки общерусских традиций. Развитие города продолжалось освоением внутренних территорий в границах существующих крепостных стен Большого Окольного города, который был насыщен храмами. Новых церковных зданий в Пскове почти не возводили (к немногим исключениям относится храм Александра Невского), обновляли лишь старые, увеличивая их приделами и притворами. Устойчивая атмосфера древнерусского средневекового города, поддержанная многими храмами, сохраняется в Пскове до наших дней. Замечательными образцами являются церкви Николы со Усохи и Богоявления с Запсковья.


Церкви Псковской архитектурной школы расположены в историческом центре города Пскова, на берегу реки Великой на северо-западе России. Объект включает в себя десять архитектурных религиозных памятников – церквей и соборов, а также в некоторых случаях часть окружающих их монастырских сооружений, которые представляют архитектурный стиль и декоративные элементы, созданные Псковской архитектурной школой между XII в. и началом XVII в. Псковская архитектурная школа является одной из наиболее влиятельных русских архитектурных школ, которая содействовала непрерывному обмену идеями и отражала эволюцию архитектурных стилей в России на протяжении пяти веков, что привело к созданию характерных архитектурных и декоративных образцов, известных под названием Псковской архитектурной школы.

Физические характеристики, являющиеся отличительными для произведений Псковской архитектурной школы, среди прочего, включают: архитектурные элементы, созданные под влиянием византийской традиции, которая была воспринята благодаря более древней Новгородской школе; использование местных строительных материалов; прагматичные каменные сооружения, отвечающие в своем убранстве пуристскому и минималистичному подходам, которые характеризуются сдержанностью форм и декоративных элементов. Школа использовала ограниченный набор декоративных техник и архитектурных элементов, иллюстрирующих синтез народного стиля, привнесенного в городской и монументальный контекст: кубические объемы, купола, барабаны, боковые приделы, паперти, притворы и звонницы, а также другие декоративные приемы. Десять церквей и соборов этого серийного объекта узнаются благодаря их историческому архитектурному облику и их непосредственному окружению: подъездным дорогам, садам, стенами и оградами, а также элементам растительности. Все вместе они создают традиционную атмосферу этих духовных обителей и свидетельствуют о стремлении Псковской архитектурной школы вписать архитектурные памятники в окружающую их природную среду.

Критерий (ii): Псковская архитектурная школа появилась под влиянием византийских и новгородских традиций и достигла своего расцвета в XV-XVI вв., в тот период, когда она оказывала значительное влияние на обширные территории Русского государства, а ее стилистические и декоративные особенности в значительной степени служили образцами. Несмотря на то, что псковские архитекторы работали над памятниками по всей России, включая Москву, Казань и Свияжск, именно десять псковских церквей являются иллюстрацией местного представления о ранних принципах строительства, последующих экспериментальных основах и образцах технического мастерства Псковской архитектурной школы.

Храмы Псковской архитектурной школы в большинстве своем защищены от серьезных непосредственных угроз. Все десять компонентов сохранили свое первоначальное расположение в структуре городской застройки. Будучи рассмотренными как ансамбль, они свидетельствуют о целостности, представляя собой примеры, относящиеся ко всем историческим этапам развития Псковской архитектурной школы, начиная с раннего периода ее формирования в XII в. и до расцвета в XV-XVI вв. Некоторые компоненты серийного объекта были затронуты во периоды войн, в особенности во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. Однако они были отреставрированы с мастерством такого уровня, что делает их достоверными образцами эпохи творчества Псковской школы.

Ансамбль десяти церквей и соборов сохранил достаточный уровень подлинности с точки зрения стиля, декоративных особенностей, замысла, исполнения, атмосферы и, за единственным исключениям, использования и функции. Что касается физического состояния сооружений, церквям в той или иной степени были нанесены повреждения, причинённые различными социальными факторами на протяжении многих веков. Однако этот ансамбль культовых сооружений сохранился благодаря реставрационным работам, которые оставались верными основным архитектурным и декоративным характеристикам Псковской архитектурной школы. Необходимые ремонтные и консервационные работы предпринимались с использованием подлинных материалов, традиционных технологий и руководствовались явной целью сохранения исторической и культурной ценности объекта.

Традиционное использование церквей и соборов в качестве мест отправления культа, а также в некоторых случаях в качестве частей монастырских построек однозначно усиливает подлинность объекта, а сообщество пользователей должно быть тесно и явным образом вовлечено в процессы управления с тем, чтобы и в будущем обеспечивать передачу подлинности в том, что касается функции и способов использования объекта.

Читайте также: