М водопьянов на полюс краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Современная молодежь наверное и не знает, кто такой Водопьянов. Это известный летчик. Он был Героем Советского Союза. Он появился на свет в никому не известном селе Студенки в ноябре 1899 года. Он начал работать с 9 лет. И кем он только не был - помощником печника, подвозил камни на металлургический завод, был пахарем. После революции он пришел служить в Красную Армию. Но он всегда мечтал быть летчиком. Михаил делал все, чтобы осуществить свою мечту. После многих трудов он попал в Липецкую авиачасть.

Конечно в самолет его никто не пустил. Он подвозил к самолетам бензин. И был счастлив оттого, что имеет возможность находиться рядом с ними, на летном поле. Затем он стал помогать авиамеханику. Он изучил причины неисправностей, строение самолетов и мог легко ремонтировать их. Полетом в небо его наградили за хорошую работу. Правда, только в качестве пассажира. Но это был его первый полет! Его мечта осуществилась!

Во время гражданской войны он участвовал в боях. Был помощником механика. После войны он живет в Москве, работает шофером. Но небо не отпускает его. Водопьянов устраивается в " Добролет " мотористом. В его обязанности входил ремонт моторов. Он блестяще справляется с этой работой.

За отличную работу летчик А. Томашевский взял его в свой полет. И самое главное - ему удалось посидеть за штурвалом! Затем он устраивается в гражданскую авиацию бортмехаником. Самолетов было мало, а пилотов для них хватало. Но он не сдавался. Он заметил нерабочий учебный самолет. Михаил отремонтировал его. Это был его первый учебный самолет.

Через пару лет он стал летчиком пассажирской авиации. В 1929 году ему поручили очень важную миссию - открывать маршрут из Хабаровска на остров Сахалин. Это было было очень опасное дело. В то время полеты на Севере считались очень рискованными. Не каждый бывалый летчик соглашался на них.

Новый маршрут из Хабаровска на остров Сахалин была открыт. Первое время Михаил был на ней единственным летчиком. Затем начинаются его трудовые будни в транспортной авиации. Опыт позволял ему участвовать в рискованных акциях. Например, спасение людей с корабля " Челюскин ". Этот корабль отправился на Север с патриотической целью, но замерз во льдах. Потом он начал тонуть. Экипаж перебрался на льдину. Несколько летчиков на самолетах полетели за ними. Летчики нашли и спасли 100 человек. Среди них был и Водопьянов.

Этого подвига в жизни Водопьянова могло бы и не быть. Незадолго до спасения он получил тяжелые травмы при крушении самолета над озером Байкал. Медики запретили ему летать. Тогда его спасло хорошее здоровье и советская медицина. С трудом врачи поставили Михаила на ноги.

В 1933 году Водопьянову приказали опробовать самолет П - 5. Он пролетел от Москвы до Петропавловска - на - Камчатке. Озеро Байкал было очень опасным участком. От переутомления он забылся и самолет начал падать. Когда Водопьянов очнулся, то попытался выровнять машину, но было уже поздно.

Когда его выписали из госпиталя, он не сказал начальству, что врачи запретили ему летать. Иначе он не смог бы помочь челюскинцам. Полет Водопьянова для спасения челюскинцев был для того времени делом выдающимся. Людям стало очевидно, что полеты в Арктике возможны. Это открывало большие возможности для освоения просторов Арктики.

Когда летчики приехали в Москву, их встречали как героев. Звание Героя СССР учредили в 1934 году. Самыми первыми его удостоились 7 человек. И М. Водопьянов был в их числе. Значение подвига русских летчиков было огромным. Прежде всего для страны.

Дальнейшие его полеты также были связаны с Севером. Много раз он делал перелеты на Северный полюс. Самая первая экспедиция отправилась на Землю Франца - Иосифа. С большими трудностями, но они добрались до цели. Этот перелет был первым в истории.

Далее была экспедиция уже на Северный полюс. В ней участвовали 5 самолетов. Добирались туда 2 месяца. Салиться пришлось на льдину. Нужно было выбрать подходящую. Они сели на Северный полюс в мае 1937 года. Именно там организовали первая во всем мире дрейфующую станцию.

Освоение Северных территорий прервала война. На всех участниках экспедиции была бронь. Но они хотели на фронт. Они вернулись в Москву без разрешения. Михаил добился личной встречи со Сталиным. И он разрешил всем добровольцам идти на войну. Водопьянов получает назначение командира авиационной дивизии.

Летом 1941 года 18 самолетов П - 8 вылетели на Берлин. Надо было лететь большой высоте, чтобы их не засекли. Над Берлином сбросили 4 тонны бомб с каждого самолета. Немцы были уверены, что небо Берлина закрыто. Мы показали, что это не так. На обратном пути в самолете Водопьянова остановились все 4 двигателя. Немцы пробили бак с горючим. Садились на густой лес, подальше от дорог. Не все самолеты вернулись из того боя, но Михаил и его экипаж остались живы.

День Победы он встретил в Берлине. Последний полет Водопьянов совершил на льдину, где находилась станция Северный полюс - 4.

Михаил Водопьянов имеет множество орденов и медалей. В 1946 году Водопьянов вышел в отставку. Ему исполнилось 55 лет. После этого он пишет книги и организует экспедиции. Умер в 1980 году. Водопьянов написал много книг. Он писал о дружбе, взаимовыручке, самопожертвовании. Эти произведения стали хорошим уроком для потомков.

Михаил Водопьянов — полярный летчик, один из первых Героев Советского Союза, командир дивизии тяжелых бомбардировщиков ТБ-7 в начальный период Великой Отечественной войны, участник бомбардировки Берлина в 1941 году.


В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Семь раз попадал в серьезные аварии. Несколько раз чудом оставался жив. В феврале 1933 года Михаил Водопьянов (вместе с бортмехаником Серегиным) на одномоторном самолете Р-5 предпринял попытку совершить перелет Москва — Камчатка. Над озером Байкал самолет попал в сильную пургу и ударился о лед. Бортмеханик погиб, а Михаила Васильевича нашли (окровавленного и обмороженного) только через три часа после катастрофы. Трое суток он пролежал в Верхнеудинской больнице без сознания. В результате аварии Водопьянов получил тяжелое сотрясение мозга, несколько рваных ран на голове, перелом челюсти, лишился семи зубов. Врачи наложили ему на лицо 36 швов. Пять месяцев Водопьянов лечился.

СПАСЕНИЕ ЧЕЛЮСКИНЦЕВ

В ПОЛЯРНОЙ АВИАЦИИ

В 1935 году Михаил Водопьянов совершил на самолете П-5 сверхдальний перелет по маршруту Москва — Свердловск — Омск — Красноярск — Иркутск — Чита — Хабаровск — Николаевск-на-Амуре — Охотск — бухта Нагаева — Гижига — Анадырь — Уэллен и обратно, преодолев по воздуху более 20 тыс. км. В 1936 году на двух Р-5 вместе с летчиком В. М. Махоткиным совершил перелет на Землю Франца-Иосифа.

ЗИМНЯЯ ВОЙНА

НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

После начала Великой Отечественной войны Водопьянов — командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии (с июля 1941-го). В ночь с 10 на 11 августа 1941 года лично участвовал во втором налете на город Берлин. Но небо над гитлеровской Германией значительно отличалось от неба над маннергеймовской Финляндией. У немцев оказалась мощнейшая противовоздушная оборона (ПВО) и современные радиолокационные станции. При возвращении тяжелый бомбардировщик Водопьянова ТБ-7 (Пе-8) был подбит зенитками и совершил вынужденную посадку в лесу на территории, занятой противником. Экипаж успешно перешел линию фронта и без потерь вернулся к своим, но потеря самолета была не последней неприятностью для Водопьянова. Дизельные двигатели ТБ-7 (М-40Ф) регулярно отказывали на высотах более 8000 м. И с еще большей регулярностью советские стратегические бомбардировщики попадали под обстрел советской же ПВО (которая просто не знала о наличии в ВВС РККА таких мощных самолетов). К тому же четырехмоторные тяжелые ТБ-7 часто посылали бомбить цели в прифронтовой полосе с малых высот (днем и без истребительного прикрытия). В результате из-за больших потерь 17 августа 1941 года комбриг Водопьянов был отстранен от командования дивизией тяжелых бомбардировщиков, но по своей личной просьбе остался в дивизии рядовым летчиком. Он продолжил совершать боевые вылеты и был награжден третьим орденом Ленина (1945).

ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Скончался Михаил Васильевич Водопьянов 11 августа 1980 года в возрасте 80 лет и был похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Михаил Водопьянов.

Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнев… Шестым в этом списке шел Михаил Васильевич Водопьянов. Популярность Водопьянова в свое время не уступала популярности Валерия Чкалова. Его жизнь получилась невероятно насыщенной, вместила в себя несколько войн, покорение Севера и даже секретную миссию по подготовке атомного удара по США.

Крестьянский сын Миша Водопьянов, родившийся 18 ноября 1899 года в селе Большие Студенки Тамбовской губернии, в детстве о славе не мечтал. На роду ему, как и предкам, был написан тяжелый сельский труд. Три класса деревенской школы, вот и все образование.

Октябрь 1917 года все изменил. Водопьянов был в числе тех, кто пошел за большевиками, веря, что для всех вокруг, и для него самого, настает новая жизнь.

Демобилизовавшись из армии в 1922 году, Михаил устроился в мастерскую по ремонту самолетных моторов Гражданского Воздушного Флота. Освоив профессию авиационного моториста, в 1925 году Водопьянов в составе авиаотряда отправился на работы по опылению полей на Северном Кавказе и в Казахстане. Там-то, в свободное от борьбы с саранчой время, моторист с коллегами довел до ума старый учебный самолет, за штурвалом которого стал постигать науку пилотирования.

В 1928 году Михаил Водопьянов сдал экзамены на звание пилота 3-го класса в лётной школе общества "Добролёт", получив право работать летчиком Гражданского Воздушного флота. Годом позже он окончил Московскую лётно-техническую школу.

Валерий Чкалов (1904-1938)(слева) и Михаил Водопьянов (1899-1980) - летчики, Герои Советского Союза.

Спасение челюскинцев

Аварий в его биографии было много. Несовершенство техники и работа на грани возможного не раз ставили пилота на край гибели.

В феврале 1933 года на самолете Р-5 вместе с бортмехаником Серегиным Водопьянов предпринял попытку совершить дальний перелет Москва - Камчатка. В условиях сильнейшего снегопада самолет разбился на льду озера Байкал. Бортмеханик погиб, а самого Водопьянова, тяжелораненого и обмороженного, спустя несколько часов нашли железнодорожники. Сотрясение мозга, рваные раны головы, сломанная челюсть, семь выбитых зубов. Только на лице врачи ему наложили 36 швов. Лечился Водопьянов более пяти месяцев.

20 апреля 1934 года Михаилу Водопьянову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

Первая посадка на полюсе

Он продолжал летать по сложнейшим северным маршрутам, добираясь от Москвы до Чукотки, покоряя Землю Франца-Иосифа.

Но 21 мая 1937 года в 11 часов 35 минут Водопьянов блестяще совершил посадку 23-тонной машины на лед в непосредственной близости от Северного полюса, доставив членов экспедиции.

Позже Водопьянов вспоминал – Иван Папанин, руководитель зимовки, выйдя из самолета, решил попробовать на прочность лед, потопав по нему ногой. А в этот момент у него за спиной спокойно стояла 23-тонная машина… Вслед за Водопьяновым на лед успешно сели и другие самолеты авиаотряда. Дрейфующая станция была укомплектована всем необходимым.

Вместе с полярниками летчики оставались до 6 июня, после чего благополучно улетели на Большую Землю.

За этот подвиг Михаил Водопьянов получил орден Ленина. Более высокой награды быть не могло – звания дважды Героя Советского Союза тогда еще не было.

Летчик, Герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов перед полетом в Арктику. 1936 г.

Две войны

Когда в августе 1937 года пропал самолет Сигизмунда Леваневского, совершавший перелет в США, Водопьянов в поисках заходил дальше других, улетая за Северный полюс и там разыскивая следы коллеги. Но даже ему не удалось раскрыть эту тайну.

Во время советско-финской войны 1939-1940 годов Водопьянов решил вернуться в армию. В рапорте он писал, что в тех условиях, в каких идет война, жизненно необходимо использовать опыт летчиков, работавших за Полярным кругом. Ему пошли навстречу, и Михаил Водопьянов стал вылетать на боевые задания в должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3.

За успешное их выполнение летчик был награжден орденом Красного Знамени. После окончания войны Михаил Водопьянов вернулся к работе в гражданской авиации, но ненадолго.

В ночь с 10 на 11 августа бомбовый удар по Берлину был нанесен. Но все пошло не так, как задумывалось. Из-за технических проблем на Берлин ушли лишь 10 машин, бомбовый удар по цели нанесли только шесть, а вернулись на аэродром всего две. Среди них не было самолета Михаила Водопьянова. Сначала его едва не сбили свои же истребители И-16, потом серьезно потрепали гитлеровские зенитки. На обратном пути бомбардировщик стал терять высоту и совершил вынужденную посадку на территории Эстонии, занятой гитлеровцами. Каким-то чудом экипажу удалось прорваться к своим.

Первые Герои Советского Союза (сидят лева направо): Михаил Васильевич Водопьянов, Маврикий Трофимович Слепнев, Николай Петрович Каманин, Анатолий Васильевич Ляпидевский, Василий Сергеевич Молоков в гостях у летчиков-космонавтов СССР, Героев Советского Союза.

Звание генерала за боевые заслуги

За налет на Берлин Водопьянов получил благодарность от Сталина, и тут же был снят с должности командира дивизии ввиду больших потерь. Командование дивизией принял полковник Александр Голованов, в будущем маршал авиации и командующий авиацией дальнего действия (АДД) Ставки Верховного Главнокомандования. А Водопьянов остался в дивизии в качестве рядового летчика. Это было его собственным решением – он хотел сражаться с врагом в любом качестве.

Закончились боевые вылеты Героя Советского Союза после довольно нелепой аварии – бортовой техник на взлете убрал шасси раньше времени. Водопьянов получил серьезные травмы и четыре месяца лечился в госпитали. После этого приказом командования он был направлен в Казани военпредом, где ему предстояло принимать новые бомбардировщики.

Водопьянов работал на совесть, но однажды обратился Голованову, тогда уже генералу, с вопросом – должен ли он иметь воинское звание?

На приполярном аэродроме перед вылетом на Северный полюс.

За участие в данных испытательных полетах он был отмечен четвертым орденом Ленина.

Завершив летную карьеру, Михаил Васильевич увлекся литературой. Его книги и пьесы были посвящены, разумеется, авиации, летчикам, механикам, авиаконструкторам.

В 2013 году на Ходынском поле, на территории бывшего Центрального автодрома имени М. В. Фрунзе был открыт памятник Михаилу Водопьянову – человеку, который всю свою жизнь раздвигал границы возможного.

Великий Майкл Флэтли и его "Lord of the 14.08.2012 --> Смотрели: 147 (11) 30 Seconds to Mars - "А Beautiful Lie" 01.04.2012 --> Смотрели: 429 (0) Kingdom Come - "What Love Can Be" 01.04.2012 --> Смотрели: 173 (0) Muse - "New born" 31.03.2012 --> Смотрели: 121 (4) "Агата Кристи" 25.03.2012 --> Смотрели: 141 (10)

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

Идею высадить человека на Северном полюсе без переходов на собачьих упряжках или лыжах удалось осуществить после того, как в 1935 году в СССР было создано Управление полярной авиации, куда пригласили Михаила Водопьянова . Ему предложили облететь Землю Франца-Иосифа и провести ледовую разведку в Карском и Баренцовом морях.

Человек-легенда Водопьянов Михаил Васильевич. Одна жизнь, две войны

Трижды в течение двух сезонов летал Водопьянов через самый северный в мире архипелаг в сторону полюса, прежде чем не уверился в возможности посадить самолет на макушку земли. Было много противников этой затеи, считавших, что льды в районе полюса не выдержат веса самолета.

За этот подвиг Водопьянов был награжден орденом Ленина, поскольку звания дважды Героя Советского Союза еще не существовало.

Михаил Водопьянов 1937 год , fastmarksman.ru

В предвоенные годы Водопьянов продолжает летать в Заполярье. На войну с Финляндией он уходит добровольцем. Фронту нужны летчики, умеющие летать днем и ночью при любой погоде. В качестве командира тяжелого бомбардировщика ТБ-3 Водопьянов совершил немало боевых вылетов. С войны вернулся с орденом Красного Знамени.

И вновь он летает на Севере. Для проводки судов по Северному морскому пути требуется постоянная ледовая разведка.

21 июня 1941 года самолет под командованием Водопьянова вылетел на очередную разведку. Полет был очень продолжительным, 25 часов они находились в воздухе, а когда сели, узнали о начале войны.

Весь экипаж тут же написал заявления об отправке на фронт, но им отказали, нужно было бесперебойное снабжение армии по Северному морскому пути, что невозможно без ледовой авиационной разведки.

М. Водопьянов стал командиром 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. Название дивизии говорило само за себя.

И вот в ночь на 11 августа 1941 года с аэродрома под Ленинградом в воздух поднялись 10 бомбардировщиков с бомбовым грузом и направились в сторону Германии. Их цель – Берлин.

Вот на таких самолетах летали летчики из дивизии Водопьянова , olymp.aviaschool.net

Немцы не ожидали такой наглости, город был хорошо освещен и бомбы попали в цель. Около 10 тонн смертоносного груза разорвалось в столице рейха. При возвращении у самолета Водопьянова отказали двигатели. Летчик посадил машину в лесу, никто из экипажа не пострадал, но самолет разбился. Произошло это еще за линией фронта, их сочли погибшими, но через три дня они вернулись к своим.

Решение было двояким. Водопьянова наградили орденом Ленина, но сняли с должности командира дивизии. Сорокадвухлетнему легендарному пилоту предоставили право решить, чем заниматься дальше. Возраст у него был запредельный для летчика, и он мог уйти на преподавательскую работу, опыта для передачи молодежи у него хватало.

Его решение было парадоксальным. Комбриг попросил, чтобы ему разрешили летать простым пилотом в дивизии, которой он недавно командовал. Просьбу удовлетворили, и он каждую ночь вылетал на боевые задания. Он бомбил военные объекты в Кенигсберге и Данциге, в основном это были заводы, железнодорожные узлы, электростанции и, разумеется, аэродромы противника.

 Генерал-майор авиации Михаил Васильевич Водопьянов , img0.liveinternet.ru

В 1942 году его назначили командиром другой дивизии, в обязанности которой входила, помимо бомбардировки важнейших немецких военно-промышленных целей, помощь советским партизанам. Он лично неоднократно летал в глубокий немецкий тыл в партизанские отряды, вывозя раненых и доставляя туда боеприпасы и продовольствие.

В 1943 году Водопьянову присвоили звание генерал-майора авиации.

Вскоре он попал в автомобильную аварию, после чего с множественными переломами ребер и различными травмами 4 месяца провел в госпитале. С боевыми вылетами пришлось закончить, и он продолжил воинскую службу военпредом на Казанском авиационном заводе. Его опыт, знания и уникальная интуиция требовались для выпуска бомбардировщиков с высочайшими летно-техническими данными.

Следует добавить, что у Михаила Васильевича семеро детей, некоторые из них пошли по его стопам.

Памятник Михаилу Васильевичу Водопьянову на Троекуровском кладбище в Москве , cemeterys.ru

Имя Михаила Водопьянова носят самый большой пассажирский самолет в нашей стране Ил-96-300, самый первый Sukhoi Superjet 100, стратегический бомбардировщик Ту-160, самолет Ил-76, а также улицы в ряде городов страны и многое другое.

Вот такой он был – человек-легенда Водопьянов Михаил Васильевич.

Читайте также: