Алая лента юхнин краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

с.Черёмуховка, Прилузского района, республики Коми

Составитель – учитель русского языка и литературы Емельяненкова Н.М.

Республика Коми, с. Черёмуховка

Д е кабрь 2015

Исследовательская работа (Заготовка к уроку литературы в 9, 10,11 классах)

Урок планируется провести в системе уроков этнокультурного компонента в старших классах. Содержание исследовательской работы представляет собой богатый материал для внеклассной работы классным руководителям.

Развивающие: развивать практические умения сравнивать два текста, находить общее и сопоставлять факты, обобщать и аргументировать выводы.

Воспитательные : вызвать интерес к произведениям авторов, к чтению и изучению художественных произведений писателей Республики Коми.

Вид урока : ознакомительный.

Содержание работы.

1. Сведения об авторах.

2. Параллельный обзор романов.

а) Коми край - край ссыльных…

б) Природа. Богатства края.

в) Жизнь в деревне. Обычаи и праздники.

г) Отношение к образованному человеку.

д) Воспитание в семье (о сквернословии и девичьей чести)

Домашнее задание : На основе двух романов написать сочинение-рассуждение.

Сведения об авторах.

Сегодня в Занулье открыт дом-музей, где родился и проживал писатель. Ежегодно в районе проходят Юхнинские чтения.

События происходят в совершенно полярных местах: это наш суровый северный край коми и южный цветущий край, Карпаты. Но, несмотря на кажущуюся полярность, много общего у жителей и северной, и южной части страны.

Параллельный обзор двух романов.

Коми край - край ссылки.

В.Юхнин пишет, что заготавливал крестьянин-северянин в начале века, чем питался. «Долго в этом году тянулась осень - теплое, ясное бабье лето. Уже закончили малую молотьбу, выкопали картошку, расстелили на покосах тресту прошлогоднего льна, убрали коноплю. Разве что остались еще в земле брюква-галанка, капуста да в лесу на подсеках, сладкая репа - эти овощи быстрее всего растут именно в осенние темные ночи. (51стр.)

Обоих авторов волнует проблема расхищения леса, проблема загубленной красоты.

Мало что изменилось и в середине столетия, и в конце его. Наталья Дубских пишет о северных лесах Удоры:

- Сейчас другие времена, теперь каждый у нас знает русский язык и нет уже первозданной природы. Понаехали болгары, вырубают самые лучшие леса, каждый день отправляют эшелоны. В Болгарию вывозят не кругляк, а готовые пиломатериалы, чтобы в Болгарии не было отходов от переработки, отходы оставляют здесь, засоряют нашу тайгу и реки. Помнишь, как на Мезени мы ловили семгу? А сейчас мой муж с трудом запасает рыбу на зиму, - сетовала Зарема.

Леса вырубаются везде, по всей стране.

- А эта узкоколейка куда ведет? - В лес, в глухие горы, там вырубают наши вековые деревья… По этой узкоколейке увозят наш лес за границу. ( Из разговора сестер, Наталки и Оленки, в Карпатах)

Жизнь в деревне. Обычаи и праздники .

Церковные праздники почитались и у коми. В каждой деревне в начале века была своя церковь или часовенка. Юхнин описывает, как праздновали в коми деревне Покров день. Люди с утра наряжались в лучшие одежды и посещали церковную службу, а затем принимали гостей и сами ходили в гости. В гостях « говорили обо всем, особенно женщины. У кого и когда овца заболела, у кого сколько яиц курица на стороне снесла, в каком селе у кого девка родила. Да и что еще женщинам в гостях делать, как не судачить! Ведь в праздник у них даже рукоделья с собой не должно быть.

Воспитание в семье ( О сквернословии и чести)

В хозяйстве всем управляли старшие, младшие ( дети) во всем им подчинялись и почитали их. Так было заведено исстари.

Так, Дубская отмечает, как приветствуют друг друга жители Карпат. Она пишет: « Наталку удивили, что при встрече с ними здоровались все знакомые и незнакомые, взрослые и дети.

- Слава Иисусу Христу! - говорили одни.

- Слава навеки Богу! - добавляли другие.

Пока шли к дому, это приветствие звучало много раз. Наталка вспомнила Коми край, где верующих можно было пересчитать по пальцам, и тех власти преследовали …

- Вас за такое приветствие не наказывают? - спросила Наталка. - У нас так здороваются уже несколько веков, и никто нам не сможет это запретить. (Маринка)

В своем романе Дубская не приводит ни одного примера, где бы молодые люди, жители Карпат, были грубы и непочтительны со старшими.

Но каждая девушка ждала своего суженого, и если сваты обходили дом, где жила девушка на выданье, со временем она тоже становилась объектом насмешек.

Приданое невесте, и коми, и украинке, собирали с рождения. Девушки пряли, ткали, вышивали сами и хранили в сундуке.

Отношение к учительскому труду в селе.

В романе Натальи Дубской учитель - образец культуры, образованности и интеллигентности, пример для подражания всем детям Зоси.

Зося работала в школе техничкой и сторожем. Пригласил её работать директор школы, и затем за все годы работы Зося была благодарна ему и учителям за их поддержку в трудную минуту. Директор школы Николай Владимирович помог выяснить место каторги мужа Зоси - Василя. «Она взяла листок с адресом, прижала к груди, низко поклонилась директору:

Мать и дети.

- Мамо, не плачьте. - успокаивал ее Юрко.

- Мамочко, не надо больше расстраиваться, - глотая слезы, проговорила Оленка.

Прошли годы. Зося, Софья Юрьевна, после ссылки вернулась к себе домой, в Карпаты. «Наталка, не отрываясь смотрела на маму. Выглядела она хорошо. Глядя на нее, не скажешь, что она четырнадцать лет была в ссылке, вдали от родины, среди чужих людей. Загорелое лицо, приветливая улыбка, веселый взгляд, легкая походка скрывали ее годы. Наталка обняла маму:

- Мамочка, пока вы живы, мне так хорошо здесь, так радостно на душе, я счастлива, что у меня есть мама, самая красивая, самая лучшая мама на свете!

- А я счастлива, что мои дети такие умные, грамотные, и все живы и здоровы. Я не зря прожила жизнь, если от меня и моего мужа Василя родилось и выросло такое огромное поколение, такое здоровое дерево, которое соответствует нашей фамилии Дубских. На нашем дубе нет ни одной гнилой и уродливой ветки. В нашем роду не было и никогда не будет лентяев, жуликов, хулиганов, пьяниц, потому что мы с мужем Василем прошли на земле такие страдания и муки, которые сравнимы с муками ада. Я горжусь вами, живите так, чтобы и вы гордились своими детьми, - завершила Зося.

Ровно десять лет назад умер Василь Дубский, но память о нем будет жива и будет жить, пока на земле будет жить хотя бы один потомок его рода. Рано он умер, каторжная работа в шахтах Воркутлага преждевременно выбила из него силы.

Умерла Зося, Софья Юрьевна Дубская, в 1991 году, было ей восемьдесят лет. Когда дети приехали на похороны, их мама , нарядно одетая, лежала в гробу. Лицо было спокойное, красивое. Смерть разгладила все ее морщины. Наталке бросились в глаза руки, покойно лежащие на груди, Она и не знала, что у мамы такие красивые руки. Наталка зарыдала и припала к этим рукам, причитая:

- Ваши маленькие руки всю жизнь трудились, не зная отдыха и покоя, мы не замечали красоты ваших рук, потому что они всегда были в движении. Лишь сегодня заметили. Простите нас.

2. В.В. Юхнин. Алая лента. Роман. Коми книжное издательство, Сыктывкар, 1968.

Алая лента, Василий Юхнин - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Классическая и современная проза

О книге

Краткое содержание

Василий Юхнин - один из родоначальников коми советской литературы, автор многих рассказов, очерков, литературоведческих статей, пьес и романов "Алая лента" - самое значительное произведение писателя. В центре повествования - формирование нового революционного мировоззрения деревенского пария Ильи Ошлапова, который предстает в живой атмосфере действительности, в гуще народной жизни, быта, суровой природы.


Юхнин Василий Васильевич. Алöй лента = Алая лента: роман / В.В. Юхнин. — Сыктывкар: Коми небӧг лэдзанiн, 2002. — 463 л. б. с.

В основе сюжета лежит история одного типичного села и обычной семьи. Степан Ошлапов — охотник из села Важгорт, мастер своего дела, семья которого, тем не менее, имеет скромный достаток из-за несправедливого экономического уклада. Младший сын Степана Илья Ошлапов в молодости батрачит на кулака Сирвойтова и мечтает всего лишь о сытой жизни в справной одежде и со звучной гармошкой. Но ссыльный учитель Степанов и доктор Масашвили учат его объяснять происходящие вокруг события с классовой точки зрения. Герой отправляется на заработки на Урал, в Прикамье и сначала участвует в забастовке, а потом и сам организует ее в Важгорте, предлагая подрядчику свои условия работы.

Василий Васильевич Юхнин вошел в историю коми художественного слова как автор крупных эпических произведений.

Вместе с тем, писателю удалось отстоять нравоописательную сюжетную линию. Верность писателя народоведческой задаче обнаруживается на уровне взаимоотношений в семье Ошлаповых, в любовной линии Ильи и Веры, в описаниях промысловой деятельности и воссоздании предметно-пластической среды обитания коми земледельца-охотника (традиционных жилья, одежды, пищи и т. д.). В романе в изобилии присутствуют образцы устного народного творчества, которые вводятся в текст в форме прямых цитаций: герои исполняют песни, рассказывают былички, внутренние монологи пересыпаны пословицами и поговорками. Обилие фольклорного материала, выходящего за пределы сюжетной необходимости, обнажает авторскую задачу составить как можно более полное представление о самобытности народа и его творчества.

Василий Васильевич Юхнин умер 23 ноября 1960 года.

Источник:

Лимерова, В. Василий Васильевич Юхнин / В. Лимерова // Писатели Коми : биобиблиогр. слов. : в 2 т. – Сыктывкар, 2001. - Т. 2 : А - Л. - С. 806 - 812.

Читайте также: