Алая лента юхнин краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
с.Черёмуховка, Прилузского района, республики Коми
Составитель – учитель русского языка и литературы Емельяненкова Н.М.
Республика Коми, с. Черёмуховка
Д е кабрь 2015
Исследовательская работа (Заготовка к уроку литературы в 9, 10,11 классах)
Урок планируется провести в системе уроков этнокультурного компонента в старших классах. Содержание исследовательской работы представляет собой богатый материал для внеклассной работы классным руководителям.
Развивающие: развивать практические умения сравнивать два текста, находить общее и сопоставлять факты, обобщать и аргументировать выводы.
Воспитательные : вызвать интерес к произведениям авторов, к чтению и изучению художественных произведений писателей Республики Коми.
Вид урока : ознакомительный.
Содержание работы.
1. Сведения об авторах.
2. Параллельный обзор романов.
а) Коми край - край ссыльных…
б) Природа. Богатства края.
в) Жизнь в деревне. Обычаи и праздники.
г) Отношение к образованному человеку.
д) Воспитание в семье (о сквернословии и девичьей чести)
Домашнее задание : На основе двух романов написать сочинение-рассуждение.
Сведения об авторах.
Сегодня в Занулье открыт дом-музей, где родился и проживал писатель. Ежегодно в районе проходят Юхнинские чтения.
События происходят в совершенно полярных местах: это наш суровый северный край коми и южный цветущий край, Карпаты. Но, несмотря на кажущуюся полярность, много общего у жителей и северной, и южной части страны.
Параллельный обзор двух романов.
Коми край - край ссылки.
В.Юхнин пишет, что заготавливал крестьянин-северянин в начале века, чем питался. «Долго в этом году тянулась осень - теплое, ясное бабье лето. Уже закончили малую молотьбу, выкопали картошку, расстелили на покосах тресту прошлогоднего льна, убрали коноплю. Разве что остались еще в земле брюква-галанка, капуста да в лесу на подсеках, сладкая репа - эти овощи быстрее всего растут именно в осенние темные ночи. (51стр.)
Обоих авторов волнует проблема расхищения леса, проблема загубленной красоты.
Мало что изменилось и в середине столетия, и в конце его. Наталья Дубских пишет о северных лесах Удоры:
- Сейчас другие времена, теперь каждый у нас знает русский язык и нет уже первозданной природы. Понаехали болгары, вырубают самые лучшие леса, каждый день отправляют эшелоны. В Болгарию вывозят не кругляк, а готовые пиломатериалы, чтобы в Болгарии не было отходов от переработки, отходы оставляют здесь, засоряют нашу тайгу и реки. Помнишь, как на Мезени мы ловили семгу? А сейчас мой муж с трудом запасает рыбу на зиму, - сетовала Зарема.
Леса вырубаются везде, по всей стране.
- А эта узкоколейка куда ведет? - В лес, в глухие горы, там вырубают наши вековые деревья… По этой узкоколейке увозят наш лес за границу. ( Из разговора сестер, Наталки и Оленки, в Карпатах)
Жизнь в деревне. Обычаи и праздники .
Церковные праздники почитались и у коми. В каждой деревне в начале века была своя церковь или часовенка. Юхнин описывает, как праздновали в коми деревне Покров день. Люди с утра наряжались в лучшие одежды и посещали церковную службу, а затем принимали гостей и сами ходили в гости. В гостях « говорили обо всем, особенно женщины. У кого и когда овца заболела, у кого сколько яиц курица на стороне снесла, в каком селе у кого девка родила. Да и что еще женщинам в гостях делать, как не судачить! Ведь в праздник у них даже рукоделья с собой не должно быть.
Воспитание в семье ( О сквернословии и чести)
В хозяйстве всем управляли старшие, младшие ( дети) во всем им подчинялись и почитали их. Так было заведено исстари.
Так, Дубская отмечает, как приветствуют друг друга жители Карпат. Она пишет: « Наталку удивили, что при встрече с ними здоровались все знакомые и незнакомые, взрослые и дети.
- Слава Иисусу Христу! - говорили одни.
- Слава навеки Богу! - добавляли другие.
Пока шли к дому, это приветствие звучало много раз. Наталка вспомнила Коми край, где верующих можно было пересчитать по пальцам, и тех власти преследовали …
- Вас за такое приветствие не наказывают? - спросила Наталка. - У нас так здороваются уже несколько веков, и никто нам не сможет это запретить. (Маринка)
В своем романе Дубская не приводит ни одного примера, где бы молодые люди, жители Карпат, были грубы и непочтительны со старшими.
Но каждая девушка ждала своего суженого, и если сваты обходили дом, где жила девушка на выданье, со временем она тоже становилась объектом насмешек.
Приданое невесте, и коми, и украинке, собирали с рождения. Девушки пряли, ткали, вышивали сами и хранили в сундуке.
Отношение к учительскому труду в селе.
В романе Натальи Дубской учитель - образец культуры, образованности и интеллигентности, пример для подражания всем детям Зоси.
Зося работала в школе техничкой и сторожем. Пригласил её работать директор школы, и затем за все годы работы Зося была благодарна ему и учителям за их поддержку в трудную минуту. Директор школы Николай Владимирович помог выяснить место каторги мужа Зоси - Василя. «Она взяла листок с адресом, прижала к груди, низко поклонилась директору:
Мать и дети.
- Мамо, не плачьте. - успокаивал ее Юрко.
- Мамочко, не надо больше расстраиваться, - глотая слезы, проговорила Оленка.
Прошли годы. Зося, Софья Юрьевна, после ссылки вернулась к себе домой, в Карпаты. «Наталка, не отрываясь смотрела на маму. Выглядела она хорошо. Глядя на нее, не скажешь, что она четырнадцать лет была в ссылке, вдали от родины, среди чужих людей. Загорелое лицо, приветливая улыбка, веселый взгляд, легкая походка скрывали ее годы. Наталка обняла маму:
- Мамочка, пока вы живы, мне так хорошо здесь, так радостно на душе, я счастлива, что у меня есть мама, самая красивая, самая лучшая мама на свете!
- А я счастлива, что мои дети такие умные, грамотные, и все живы и здоровы. Я не зря прожила жизнь, если от меня и моего мужа Василя родилось и выросло такое огромное поколение, такое здоровое дерево, которое соответствует нашей фамилии Дубских. На нашем дубе нет ни одной гнилой и уродливой ветки. В нашем роду не было и никогда не будет лентяев, жуликов, хулиганов, пьяниц, потому что мы с мужем Василем прошли на земле такие страдания и муки, которые сравнимы с муками ада. Я горжусь вами, живите так, чтобы и вы гордились своими детьми, - завершила Зося.
Ровно десять лет назад умер Василь Дубский, но память о нем будет жива и будет жить, пока на земле будет жить хотя бы один потомок его рода. Рано он умер, каторжная работа в шахтах Воркутлага преждевременно выбила из него силы.
Умерла Зося, Софья Юрьевна Дубская, в 1991 году, было ей восемьдесят лет. Когда дети приехали на похороны, их мама , нарядно одетая, лежала в гробу. Лицо было спокойное, красивое. Смерть разгладила все ее морщины. Наталке бросились в глаза руки, покойно лежащие на груди, Она и не знала, что у мамы такие красивые руки. Наталка зарыдала и припала к этим рукам, причитая:
- Ваши маленькие руки всю жизнь трудились, не зная отдыха и покоя, мы не замечали красоты ваших рук, потому что они всегда были в движении. Лишь сегодня заметили. Простите нас.
2. В.В. Юхнин. Алая лента. Роман. Коми книжное издательство, Сыктывкар, 1968.
Алая лента, Василий Юхнин - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание
Автор:
Категория:
Классическая и современная проза
О книге
Краткое содержание
Василий Юхнин - один из родоначальников коми советской литературы, автор многих рассказов, очерков, литературоведческих статей, пьес и романов "Алая лента" - самое значительное произведение писателя. В центре повествования - формирование нового революционного мировоззрения деревенского пария Ильи Ошлапова, который предстает в живой атмосфере действительности, в гуще народной жизни, быта, суровой природы.
Юхнин Василий Васильевич. Алöй лента = Алая лента: роман / В.В. Юхнин. — Сыктывкар: Коми небӧг лэдзанiн, 2002. — 463 л. б. с.
В основе сюжета лежит история одного типичного села и обычной семьи. Степан Ошлапов — охотник из села Важгорт, мастер своего дела, семья которого, тем не менее, имеет скромный достаток из-за несправедливого экономического уклада. Младший сын Степана Илья Ошлапов в молодости батрачит на кулака Сирвойтова и мечтает всего лишь о сытой жизни в справной одежде и со звучной гармошкой. Но ссыльный учитель Степанов и доктор Масашвили учат его объяснять происходящие вокруг события с классовой точки зрения. Герой отправляется на заработки на Урал, в Прикамье и сначала участвует в забастовке, а потом и сам организует ее в Важгорте, предлагая подрядчику свои условия работы.
Василий Васильевич Юхнин вошел в историю коми художественного слова как автор крупных эпических произведений.
Вместе с тем, писателю удалось отстоять нравоописательную сюжетную линию. Верность писателя народоведческой задаче обнаруживается на уровне взаимоотношений в семье Ошлаповых, в любовной линии Ильи и Веры, в описаниях промысловой деятельности и воссоздании предметно-пластической среды обитания коми земледельца-охотника (традиционных жилья, одежды, пищи и т. д.). В романе в изобилии присутствуют образцы устного народного творчества, которые вводятся в текст в форме прямых цитаций: герои исполняют песни, рассказывают былички, внутренние монологи пересыпаны пословицами и поговорками. Обилие фольклорного материала, выходящего за пределы сюжетной необходимости, обнажает авторскую задачу составить как можно более полное представление о самобытности народа и его творчества.
Василий Васильевич Юхнин умер 23 ноября 1960 года.
Источник:
Лимерова, В. Василий Васильевич Юхнин / В. Лимерова // Писатели Коми : биобиблиогр. слов. : в 2 т. – Сыктывкар, 2001. - Т. 2 : А - Л. - С. 806 - 812.
Читайте также: