Цель ору в школе

Обновлено: 07.07.2024

ОРУ или общеразвивающие упражнения – движения телом и его частями, а также их различные сочетания, выполняемые с разной скоростью, напряжением и гимнастическими снарядами с целью оздоровления. Простота и возможность постепенного усложнения дозировки физических упражнений делают их доступными для людей любого возраста и подготовленности.

Комплексы ОРУ бывают разными, в зависимости от поставленной цели. В школе, как правило, учителя подбирают упражнения, направленные на развитие всех групп мышц с усилением нагрузки с возрастом учащихся. Уроки физкультуры строятся таким образом, чтобы систематическое выполнение общеразвивающих упражнений способствовало повышению уровня здоровья школьников, укреплению опорно-двигательного аппарата, формированию правильной осанки.

Некоторые школьники идут на урок физкультуры, как на каторгу. Подростки не осознают всю важность данного предмета в будущем. Для этого учителям и родителям рекомендуется проводить уроки-беседы, рассказывая, что спорт – это красивая фигура и здоровье в дальнейшем. Как правило, увлекать занятиями физ-рой - задача родителей. Делать это нужно еще в детстве, показывать своим личным примером, как важны общеукрепляющие упражнения для человека, тем более, что любой комплекс упражнений по физкультуре не требует предварительной подготовки.

Так же комплекс ОРУ можно составлять самостоятельно индивидуально для себя, а можно найти в сети Интернет.

Сегодня для занятий спортом требуется разрешение от врача о возможной нагрузке организма.

Почему? Все просто!

Любой школьный комплекс упражнений по физкультуре заставляет сердце ребенка биться чаще, усиливает нагрузку на весь организм. Чтобы избежать проблем, школьнику необходимо принести справку от врача. В школах работа с учащимися специальной медицинской группы (СМГ) осуществляется разработанным положением учреждения. Для учащихся, отнесенным к специальной медицинской группе, предусмотрено обязательное посещение уроков физической культуры, где они получают индивидуальные задания от преподавателя. Организация и контроль за работой СМГ зависит от профессиональной готовности учителя физкультуры.

Больше всего нагрузка на сердце приходится во время бега, прыжков со скакалкой и прыжков в длину и высоту. Также физрукам приходится обучать детей основам растяжки, повышая пластичность: кувырки, полушпагат, мостик, бабочка, сгибания и др. Труднее всего выполнять силовые упражнения: отжимания от пола, приседания, подъем таза из положения лежа и др.

Любой общеразвивающий комплекс ОРУ по физической культуре необходимо начинать с разминки: повороты и наклоны головы; махи руками и ногами, наклоны туловища вперед и назад, а также ходьба и бег на месте.

Комплексы упражнений по физкультуре 1-9 класс

Каждый комплекс упражнений по физической культуре с 1-9 класс включает в себя повторяющиеся ОРУ с усложнением по мере взросления детей: без предметов, с флажками, с обручем, с кубиками, с мячом, в движении, на гимнастической стенке, с отягощением, со скакалкой, с гимнастической палкой.

Целью ОРУ является физическое развитие и подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными действиями.

Задачи ОРУ.

1. Формирование правильной осанки.

Нормальное функционирование важнейших органов и систем организма во многом определяет правильная осанка, поэтому эта задача относится к числу основных задач, решаемых в области физического воспитания детей и подростков.

2. Укрепление сердечно-сосудистой системы.

ОРУ положительно влияют на функции сердца, так как при этом нагрузка увеличивается постепенно, четко дозируется, напряжение ритмично чередуется с расслаблением или паузами отдыха. В результате сердечная мышца становится сильной, ровнее и реже ритм, точнее осуществляется перестройка работы в связи с меняющейся нагрузкой.

3. Укрепление и развитие дыхательной мускулатуры.

Движение легких при вдохе и выдохе производится определенными дыхательными мышцами. Укреплять их можно дыхательными упражнениями, наиболее эффективными являются глубокое, нечастое, ненапряженное дыхание. При выполнении ОРУ очень важно следить за вдохом и выдохом.

4. Развитие двигательных способностей (силы, гибкости, быстроты, координации движений, выносливости, равновесия).

5. Формирование умения сознательного напряжения отдельных мышечных групп и таким образом способствовать формированию свободного экономного движения.

Упражнения на расслабление используются в качестве отвлекающих, восстанавливающих силы, в особенности после упражнений выполняемых с сильным напряжением.

6. Совершенствование центральной нервной системы и свойств психики, внимания, двигательной памяти, ориентировке в пространстве, во времени.

7. Развитие опорно-двигательного аппарата (мышечной системы и костно-связочного аппарата) и активизация обменных процессов.

8. Содействие гармоничному развитию личности, нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию.

Проработка мышечно-связочного аппарата в комплексе сверху вниз (руки, плечевой пояс, шея, туловище, тазовой пояс, ноги).

Аналогично предыдущему, только наоборот: ноги, таз, пояс, туловище, шея, плечевой пояс.

Переход от движений в мелких суставах к движениям в более крупных (кисти, стопы, локти-колени, плечи-таз, позвоночник).

ТИПОВАЯ СХЕМА ОРУ

Следует иметь в виду, что данная схема условна, т.к. раз и навсегда установленных правил быть не может, потому что очень обширен круг задач, решаемых с применением ОРУ.

V. Проведение ОРУ.

Раздельный способ характеризуется наличием пауз между отдельными упражнениями, а также относительным постоянством места действия занимающихся. Преподаватель называет упражнение, указывает на его назначение, показывает, если это необходимо, а затем подает команду для выполнения.

Поточный способ предусматривает выполнение упражнений непрерывно, одно за другим в виде комплекса, что значительно повышает плотность занятий, активизирует деятельность ЦНС и внимание учащихся. В него включаются хорошо знакомые занимающиеся и простые по технике исполнения упражнения. Каждое из них повторяется заданное преподавателем количество раз. При музыкальном сопровождении расчет количества повторений ведется на одну музыкальную фразу. Переход от одного упражнения к другому осуществляется путем краткого названия и показа нового исходного положения для выполнения очередного упражнения.

Разновидностью поточного способа проведения упражнений может быть серийно-поточный способ, при котором поточно проводятся серии из нескольких упражнений, после чего дается пауза перед началом следующего. Движения каждого последующего упражнения серии базируются на предыдущем, а за счет изменения направлений движения, амплитуды, взаимного расположения звеньев тела достигается качественная проработка мышечно-суставного аппарата.

При проходном способе упражнения выполняются на ходу или со значительными перемещениями занимающихся. Существует два варианта этого способа. При первом варианте, выполняя упражнения, занимающиеся передвигаются по периметру зала, площадки или по кругу в колонне по одному. Во втором варианте, выполняя упражнения, занимающиеся передвигаются поочередно шеренгами, используя всю рабочую площадь зала.

ии движений и умения слушать педагога.

Игровой способ проведения ОРУ применяется для закрепления пройденных упражнений, для стимуляции активности занимающихся, увеличения физической нагрузки, эмоциональной окраски занятий.

Методы развития силы

Метод повторных усилий.

Метод больших усилий.

Метод динамических усилий.

Метод изометрических усилий.

Комбинированный метод развития силы

Три режима работы мышц

  • статический
  • преодолевающий
  • уступающий

Методы развития гибкости

  • метод пассивных движений
  • метод активных движений
  • комбинированный метод

Упражнения на расслабление хорошо снимают напряжение, возникшее в результате большой физической нагрузки.

Это упражнение и все остальные выполнять 3-4 раза.

Поставить ноги на ширине плеч. Руки свободно опущены. Туловище наклонить вперед. Встряхнуть расслабленные кисти.

Поставить ноги на ширине плеч. Руки опущены. Раскачивать расслабленные руки вправо и влево.

Поставить ноги на ширине плеч. Руки опущены. Туловище слегка наклонить вперед. Покачать расслабленными руками

Правая нога опорная согнута в колене, левая отведена в сторону. Правая рука опирается на спинку стула. Расслаблено покачать левой ногой. То же самое повторить , стоя на другой ноге.

Поставить ноги на ширине плеч. Наклониться вперед и расслабленно присесть. Руки расслаблены. В момент наклона положить руки на колени.

Упражнение 7.Прыжок невысокий на левой ноге, правая расслабляется, прыжок на правой ноге- левая расслабляется. При прыжке встряхнуть кисти рук

Упражнения в расслаблении

При всяком движении исполненном технически правильно, не только сокращаются отдельные мышечные группы, но и выклячается напряжение тех мышц, которые в данном движении не участвуют.

Чтобы научить занимающихся сознательно выключать напряжениеотдельных мышечных групп и таким образом способствовать формированию свободного, экономного движения нужно применять упражнения на расслабление. Упражнения на расслабление используются в качестве отвлекающих упражнений в особенности после упражнений, выполняемых с силовым напряжением.

Хорошее кровообращение в мышце и ее питание лучше обеспечивают в расслабленной мышцы, поэтому нужно обязательно чередовать динамические и статические напряжения с упражнениями на расслабление

Применяя упражнения на расслабление очень важно научиться сознательно и произвольно расслаблять отдельные мышечные группы. Такое умение формируется в ходе выполнения большого количества упражнений, позволяющих воспринимать разную степень мышечного напряжения, а в дальнейшем произвольно ее регулировать. Для приобретения этого умения можно придерживаться следующий последовательности:

1. научиться различать ощущения напряженного и расслабленного состояния мышц

2. формировать умения расслаблять одни мышцы при одновременном напряжение других

3. формировать умение поддерживать движение расслабленной части тела по инерциипутем использования активных движений других частей тела

4. научиться самостоятельно определять в цикле движений фазы отдыха и в соответствиисними расслабляться

К наиболее простым упражнениям на расслабление относятсяте, в составе которых используютсявес отдельных частей тела: та или иния часть тела поднятая вверх, при расслаблении мышц под влиянием силы тяжести пассивно падает вниз.

Поссегментные расслабления, в которых пассивное падение части тела происходит при переходе из одного положения в другое, так же можно использовать упражнения на расслабление без движения (лежа на полу, расслабить мышцы).

К более сложным упражнениям на расслабление можно отнести пассивные раскачивания какой либо расслабленной частью тела, за счет активных перемещений главным образом туловища: различные встряхивающие движения руками и ногами.

ЛЕКЦИЯ

Общеразвивающие упражнения

Сайкина Е.Г.

I. Характеристика и классификация общеразвивающих упражнений (ОРУ)

Среди разнообразных средств гимнастики наиболее широкое применение имеют общеразвивающие упражнения (ОРУ).

ОРУ – это любые технически несложные упражнения, составленные из одиночных, или совмещенных движений головой, туловищем, руками и ногами, выполненные индивидуально, или с использованием действий партнера, гимнастических снарядов и различных предметов.

Они могут выполняться по определенным направлениям, с разной амплитудой, быстротой, степенью мышечного напряжения и расслабления, резко и плавно, с различным согласованием движений звеньями тела, кратковременно и продолжительно и т.д.

Количество ОРУ огромно. Их двигательная структура разнообразна. Само название указывает на то, что они решают преимущественно задачу общего физического развития и подготовки занимающихся к овладению более сложными двигательными действиями. В основе ОРУ лежат анатомически возможные движения в различных суставах тела, т.е. ОРУ – аналитическим путем создаваемые упражнения, включающие движения отдельных частей тела или их сочетания и оказывающие всестороннее воздействие на организм. Широта использования ОРУ обусловлена их особенностями. ОРУ просты по своей структуре, поэтому им не сложно обучать, и они доступны всем категориям занимающихся. Любое из упражнений многофункционально и располагает возможностями избирательного и регламентированного воздействия на функции разных органов и систем организма, двигательные и психические особенности и др. Аналитический характер многих из этих упражнений удобно использовать для целенаправленного воздействия на отдельные группы мышц, сердечно-сосудистую, дыхательную, сенсорные системы, психические и личностные свойства занимающихся, что создает условия для всестороннего и гармоничного развития личности. Особенность ОРУ заключается и в возможности строго дозировать нагрузку, определяя содержание упражнений; их количество; количество повторений каждого; интервалы дыхания; темп; характер выполнения упражнений; вес отягощений; исходные положения.

При подборе упражнений учитываются условия их проведения, состав занимающихся и поставленные задачи, т.е. упражнения подбираются с учетом возраста, пола, состояния здоровья, уровня физической подготовленности обучаемых по педагогическому принципу: для развития силы, быстроты, координации движений, гибкости, памяти на движения, свойств внимания и др.

Для целенаправленного применения упражнений и удобства ориентирования в их многообразии, ОРУ можно классифицировать по различным признакам на несколько групп, имеющих практическое значение:

1. Классификация ОРУ по анатомическому признаку.

В зависимости от работы тех или иных мышечных групп ОРУ делятся на:

- упражнения для рук и плечевого пояса;

- упражнения для туловища и шеи;

- упражнения для ног и тазового пояса;

- упражнения для всего тела.

Классификация предусматривает и дальнейшее дробление с выделением упражнений для конкретных мышечных групп и отдельных мышц.

2. Классификация по признаку подбора упражнений преимущественного воздействия или работы мышц в определенном режиме.

Общеразвивающие упражнения делятся:

- упражнения на силу;

- упражнения на растягивание (гибкость);

- упражнения скоростно-силового характера;

- упражнения с преимущественной быстротой движений;

- упражнения на выносливость и другие двигательные способности.

3. Классификация по признаку методологической значимости упражнений.

- упражнения, способствующие развитие координации движений;

- упражнения, формирующие правильную осанку;

4. Классификация по признаку использования предметов и снарядов.

ОРУ могут выполняться без предметов; с предметами (палки, гантели, набивные и резиновые мячи, скакалки и т.д.); на гимнастических снарядах и со снарядами (гимнастическая стенка, скамейка, стул и др.); с использованием тренажеров и других приспособлений.

5. Классификация по признаку организации группы.

ОРУ можно разделить на одиночные упражнения; упражнения вдвоем; втроем; упражнения, выполняемые в кругу, в сцеплении, в сомкнутых колоннах и шеренгах; упражнения в движении.

6. Классификация по признаку исходных положений.

В зависимости от исходных положений, из которых начинаются ОРУ, их можно разделить на:

- упражнения, выполняемые из стоек;

- упражнения из приседов;

- упражнения, выполняемые из положений сидя и лежа;

- упражнения из упоров;

- упражнения, выполняемые из висов и т.д.

Резюме: ОРУ могут выполняться с использованием всех классификационных групп.

II. Цель и задачи ОРУ.

Целью ОРУ является физическое развитие и подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными действиями.

Задачи ОРУ.

1. Формирование правильной осанки.

Нормальное функционирование важнейших органов и систем организма во многом определяет правильная осанка, поэтому эта задача относится к числу основных задач, решаемых в области физического воспитания детей и подростков.

2. Укрепление сердечно-сосудистой системы.

ОРУ положительно влияют на функции сердца, так как при этом нагрузка увеличивается постепенно, четко дозируется, напряжение ритмично чередуется с расслаблением или паузами отдыха. В результате сердечная мышца становится сильной, ровнее и реже ритм, точнее осуществляется перестройка работы в связи с меняющейся нагрузкой.

3. Укрепление и развитие дыхательной мускулатуры.

Движение легких при вдохе и выдохе производится определенными дыхательными мышцами. Укреплять их можно дыхательными упражнениями, наиболее эффективными являются глубокое, нечастое, ненапряженное дыхание. При выполнении ОРУ очень важно следить за вдохом и выдохом.

4. Развитие двигательных способностей (силы, гибкости, быстроты, координации движений, выносливости, равновесия).

5. Формирование умения сознательного напряжения отдельных мышечных групп и таким образом способствовать формированию свободного экономного движения.

Упражнения на расслабление используются в качестве отвлекающих, восстанавливающих силы, в особенности после упражнений выполняемых с сильным напряжением.

6. Совершенствование центральной нервной системы и свойств психики, внимания, двигательной памяти, ориентировке в пространстве, во времени.

7. Развитие опорно-двигательного аппарата (мышечной системы и костно-связочного аппарата) и активизация обменных процессов.

8. Содействие гармоничному развитию личности, нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию.


1- руки в стороны, 2- руки вверх, 3- руки в стороны, 4- И.п.

2. И.п.- стойка, ноги вместе руки в замок перед грудью. 1- выпрямить руки вперед,2- И.п.3 – выпрямить руки вверх, 4 – И.п.

3. И.п.- правая рука вверху, левая внизу. 1,2- отведение прямых рук назад, со сменой положения, 3,4 – то же левая вверху.

4. И.п.- стойка, ноги вместе, руки к плечам. 1-4 - разноименные круговые

вращения руками в одну сторону, 5-8 – разноименные круговые вращения руками в другую сторону.

5. И.п.- стойка, ноги врозь, руки перед грудью в замок. 1,2 –повороты туловища вправо, 3,4 – повороты туловища влево.

6. И.п.- стойка, ноги врозь, руки на поясе 1,2 – наклоны вправо, 3,4 – наклоны влево.

7. И.п.- стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1,2,3 – наклоны вперед, 4 – И.п.

8. И.п.- стойка, ноги врозь, руки в стороны. 1- наклон вперёд с поворотом вправо, касаясь правой рукой левой ноги. 2- И.п. 3- наклон вперёд с поворотом влево, касаясь левой рукой правой ноги. 4 – И.п.

9. И.п.- присед на правой ноге, левая в сторону прямая. 1-3- наклон вперёд к прямой ноге, 4 – перенос центра тяжести на левую ногу.

10. И.п.- выпад правой ногой вперёд, руки за спину, спина прямая. 1-3- пружинистые покачивания, 4 – смена положения ног прыжком.

11.И.п.-стойка, ноги врозь, руки вперёд, немного в стороны. 1- мах правой ногой к левой ноге, 2 – И.п, 3 – мах левой ногой к правой ноге, 4 – И.П.

12.И.п.- стойка ноги врозь, руки внизу. 1,3- прыжок, хлопок над головой, 2,4 –прыжок, руки в исходное положение.

Комплекс ОРУ №1

1. И. п. — о. с., на счет 1 — 2 — 3 — 4 руки в стороны, вверх, вперед, вниз. 4 раза.

2. И. п. — ноги врозь, руки в стороны. 1 — наклон вперед, хлопок ладонями за левым коленом, выдох; 2 — и. п., вдох; 3 — наклон вперед, хлопок за правым коленом, выдох; 4 — и. п., вдох. 4 раза.

3. И. п. — то же. 1 — руки на пояс, поворот направо; 2 — и. п.; 3 — 4 — то же налево. 4 раза.

4. И. п. — о. с., I — присесть, руки на колени, выдох; 2 — и. п.; 3 — присесть, обхватить колени руками, выдох; 4 — и. п., вдох 4 раза.

5. И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — поднять согнутые в коленях ноги; 2 — выпрямить; 3 — согнуть; 4 — и. п.4 раза.

7. И. п. — лежа на спине, ладони положить на живот в об­ласть подреберья. 1 — 3 — выдох, легко надавливая ладонями на живот; 4 — пауза; 5 — 7 — вдох, выпячивая живот; 7 — пауза. 3

8. И. п. — ноги врозь руки па пояс, 1 — наклон влево, руки вверх; 2- 3 — то же вправо. 4 раза.

9. И. п. — о. с., руки на пояс, поднять правую ногу, согнутую в колене; 2 — и. п.; 3—4 — то же другой ногой. 4 раза.

Комплекс ОРУ на месте (в колоннах) №1

И.п. – стоя в колоннах, руки на плечах впереди стоящего. 1- руки в стороны, 2,4 - И.п., 3- руки вверх.

И.п. – стоя в колоннах, руки на плечах впереди стоящего. 1-3 отведение прямых рук назад, 4 –И.п

И.п. – стоя в шеренгах, взявшись за руки, руки внизу. 1- руки вверх, правую ногу назад на носок, 2,4- И.п., 3- руки вверх, левую ногу назад на носок.

И.п. – стоя в шеренгах, взявшись за руки, руки внизу. 1-3 наклон вперед, руки отводить назад , 4- И.п.

И.п. – стоя в шеренгах, взявшись за руки, руки внизу. 1- руки вверх, прогнуться, 2- наклон вперед, 3- присед, 4 – встать.

И.п. – стоя в шеренгах, руки на плечах рядом стоящего. 10 наклонов вперед под собственный счет.

И.п. – стоя в колоннах, руки на плечах впереди стоящего. 1,2 – наклон вправо, 3,4 – наклон влево.

И.п. – стоя в колоннах, руки на плечах впереди стоящего. 1 – выпад вправо, 2,4 –И.п., 3 – выпад влево.

И.п. –стоя в шеренгах, взявшись за руки, руки внизу. 1 – выпад вперед правой ногой, руки вперед, 2,4 –И.п., 3 –выпад вперед левой ногой.

И.п. – стоя в шеренгах, в выпаде правой ногой вперед, руки на плечах рядом стоящего. 20 прыжков со сменой положения ног в выпаде, под собственный счет.

И.п. – стоя в шеренгах, руки на плечах рядом стоящего. 12 приседаний под собственный счет.

И.п. – стоя в шеренгах, взявшись за руки, руки внизу. 1-3 – подскоки на месте, 4 - поворот на 90, 180 градусов.

Комплекс ОРУ в движении №2

Комплекс ОРУ с мячами №3

1. И. п.— глубокий присед, мяч в руках на полу. 1—2 — встать, мяч вверх, правую ногу назад на носок, потянуться, вдох; 3—4 — и. п., выдох. То же, но левую ногу назад. 6—8 раз.

2. И. п.— широкая стойка, руки в стороны, мяч в правой руке. 1 — поворот туловища направо, мяч в левую руку, вы­дох; 2 — поворот туловища в и. п., левую руку с мячом в сто­рону, вдох; 3—4 — то же, но поворот налево. 8—10 раз.

3. И. л.—стойка ноги вместе, мяч в руках внизу. 1—3 — наклониться вперед и прокатить мяч по полу вокруг ног, вы­дох; 4 — взять мяч, вернуться в и. п., вдох. Выполнять с пря­мыми ногами. Мяч перекатывать по замкнутому кругу один раз влево, другой раз — вправо. 6—8 раз в каждую сторону.

4. И. п.— стойка ноги вместе, мяч в руках внизу.1 — дугой влево мяч вверх и наклон туловища вправо, правую ногу в сто­рону на носок, выдох; 2—выпрямиться, приставить правую но­гу, дугой влево мяч вниз, вдох; 3—4—-то же в другую сторону. Выполнять слитно, мяч внизу не задерживать. 8—10 раз.

5. И. п.— лежа на спине, мяч между стоп. 1—2 — поднять прямые ноги с мячом вперед, вдох; 3—4 — выдох. В дальней­шем упражнение можно несколько ускорить, делая все движе­ния на два счета. 12—15 раз.

6. И. п.— стойка ноги вместе, прямые руки с мячом вперед. Развести руки, выпустить мяч, быстро присесть и, не давая мячу упасть на пол, поймать его двумя руками внизу. Ширину разведения рук следует постепенно увеличить. 6—8 раз.

7. Дыхательное упражнение. 3—4 раза.

8. И. п.— ноги на ширине ступни, мяч у плеча на ладони согнутой руки. Бросок мяча вверх и ловля его двумя руками. По 8—10 раз каждой рукой. Ходьба на месте или с продвиже­нием вперед, ударяя мячом о пол левой рукой и ловя его правой и наоборот. Дыхание равномерное (20—30 с).

Комплекс ОРУ в парах №4

1. И.п. – стоя спиной друг к другу, взявшись за руки, руки внизу.

1- руки в стороны, 2- руки вверх, встать на носки, 3- руки в стороны, опуститься на пятки, 4- и.п.

2. И.п. – стоя спиной друг к другу, взявшись за руки, руки вверх. 1,3 - первый партнер выполняет наклон вперёд. 2,4 – второй партнёр выполняет наклон .

3. И.п.- стоя спиной друг к другу взявшись под руки. 1,3 – первый партнёр выполняет наклон вперед, 2,4 – второй партнер выполняет наклон вперёд.

4. И.п.- стоя спиной друг к другу, взявшись за руки, руки вверху.1,3 – наклон вправо, 2,4 - наклон влево.

5.И.п.- стоя в наклоне лицом друг к другу, ноги врозь, руки на плечах партнера. Наклоны вперед с помощью партнера.

6.И.п.- стоя лицом друг к другу, взявшись за руки, руки внизу.

Круговые вращения с поворотами.

7.И.п.- стоя в наклоне лицом друг к другу, ноги вместе, руки на плечах партнера. Наклоны вперед с помощью партнера.

8.И.п.- стоя лицом друг к другу, взявшись за предплечья партнера.

Круговые вращения с поворотами.

9.И.п.- стоя в наклоне лицом друг к другу, ноги в широкой стойке, руки в стороны, сцеплены в замок.

Повороты туловища вправо, влево.

10.И.п.- стоя лицом друг к другу, взявшись за локти партнёра.

Круговые вращения с поворотами.

11.И.п.- стоя спиной друг к другу, взявшись за руки, руки вверху. 1, 3- выпад вперед правой ногой, 2,4 – выпад вперед левой ногой.

12.И.п. – присед на правой, левая в сторону, лицом друг к другу, взявшись за руки.

Перенос центра тяжести с одной стороны в другую.

13.И.п.- правая (левая) рука одного партнера в руке второго.

Повороты с имитацией метания мяча, с шага левой (правой) ногой в сторону метания.

Комплекс ОРУ со скакалками №5

И. п. — о. с, скакалка, сложенная вчетверо, внизу. 1-2 — натягивая скакалку, руки вверх, потянуться — вдох; 3-4 — и. п. — выдох.

И. п. — о. с, на скакалке, сложенной вдвое, держать за свободные концы. 1-2 — присед, натягивая скакалку вперед — вдох; 3-4 — и. п. — выдох.

И. п. — стойка ноги врозь на скакалке, руки вперед, скакалка натянута. 1-2 — отводя руки в стороны, наклон вперед — выдох; 3-4 — и. п. — вдох.

И. п. — о. с, скакалка, сложенная вчетверо, внизу. 1-4 — перешагнуть через скакалку поочередно левой и правой ногой, выпрямиться, скакалка сзади; 5-8 — перешагнуть назад в и. п.

И. п. — широкая стойка ноги врозь, скакалка, сложенная вдвое, внизу. 1 — поднимая скакалку вперед — в стороны и натягивая ее, поворот туловища направо — вдох; 2 — и. п. — выдох.

И. п. — о. с, скакалка сзади. Прыжки на двух, вращая скакалку вперед (40-50 прыжков).

Комплекс ОРУ со скакалками №5

И. п. — стойка ноги врозь, скакалка, сложенная вдвое, внизу. 1-2 — натягивая скакалку, дугами вперед руки вверх — в стороны, прогнуться — вдох; 3-4 — и. п. — выдох.

И. п. — стойка ноги врозь на скакалке, концы скакалки закручены на руки. 1-2 — глубокий присед, руки в стороны — выдох; 3-4 — и. п. — вдох. Приседать на всей ступне, туловище вертикально.

И. п. — стойка ноги врозь, скакалка, сложенная вчетверо, внизу сзади. 1 — наклон вперед, натянутую скакалку назад; 2 — и. п.

И. п. — о. с, сложенную вчетверо скакалку вверх. 1 — мах правой, скакалку вперед, коснуться скакалкой носка ноги; 2 — и. п.; 3-4 — то же левой ногой.

И. п. — о.с. ноги врозь, скакалка, сложенная вчетверо, за головой.1 — поворот туловища направо; 2 — и. п.; 3-4 — то же налево.

И. п. — о. с, скакалка внизу сзади. Бег на месте, вращая скакалку вперед, перешагивая поочередно правой и левой ногой (60-70 прыжков).

Комплекс ОРУ со скакалками №5

И. п. — о. с, скакалка, сложенная вчетверо, за головой. 1-2 — натягивая скакалку, руки вверх, прогнуться — вдох; 3-4 — и. п. — выдох.

И. п. — о. с, скакалка, сложенная вчетверо, внизу. 1 — присед, скакалкой обхватить голени; 2 — усилием рук наклонить туловище к коленям, голову наклонить — выдох; 3-4 — и. п. — вдох.

И. п. — то же. 1 — отставляя левую ногу назад и сгибая правую, — выпад, скакалку на колено; 2-3 — пружинящие покачивания в выпаде; 4 — и. п.; 5-8 — то же правой ногой.

И. п. — о. с, скакалка, сложенная вдвое, внизу. 1 — наклон и встать на скакалку; 2-3 — натягивая скакалку, пружинящие наклоны к прямым ногам; 4 — и. п. Стараться головой коснуться выпрямленных коленей.

И. п. — сед, скакалка, сложенная вчетверо, на коленях. 1-4 — сгибая ноги, перемах ногами в сед; 5-8 — перемах назад.

И. п. — о. с, скакалка, сложенная вчетверо, на шее. 1-2 — натягивая скакалку, руки вверх, правую ногу в сторону на носок, наклон вправо — вдох; 3-4 — и. п. — выдох; 5-8 — то же влево.

И. п. — о. с, скакалка спереди. Прыжки на двух, вращая скакалку назад.

Комплекс ОРУ с гимнастической палкой №6

1. И. п.— стойка ноги вместе, палка внизу. 1—2—палку вверх, подняться на носки и потянуться, вдох; 3—4 — и. п., вы­дох. 6—8 раз.

2. И. п.— стойка ноги врозь, палка внизу. 1 — наклон впе­ред, руками коснуться пола, выдох; 2—и. п., вдох. Во время наклона ноги прямые, задание усложняется изменением ши­рины хвата. 12—15 раз.

3. И. п.— стойка ноги врозь, палка впереди, хват шире плеч. 1 — поворот туловища направо; 2—и. п.; 3—4 —то же в левую сторону. При поворотах плечевой пояс закрепить, но­ги с места не сдвигать. Дыхание равномерное. 10—12 раз.

4. И. п.— стойка ноги вместе, палка внизу. 1—4 — подни­мая палку вперед, сесть на пол и вытянуть ноги; 5—8—встать, не касаясь руками и палкой пола. 10—15 раз.

5. И. п.— стойка ноги вместе, палка горизонтально вверху. 1— правую ногу в сторону на носок, наклон вправо; 2 — и. п.; 3—4 — то же в левую сторону. При наклоне — выдох, при вы­прямлении— вдох. 10—12 раз.

6. И. п.— лежа на груди, палка вверху (руки свободно ле­жат на полу). 1 — 2 — прогнуться, поднимая палку повыше, вдох; 3—4 — и. п., выдох. Ширину хвата можно менять, по­степенно уменьшая расстояние между руками. 6—8 раз.

7. И. п.— лежа на спине, палка внизу, хват на ширине плеч. 1—2 — сгибая ногу вперед, провести ее между руками и пал­кой, выпрямить и опустить вниз (палка между ног); 3—4 — и. п. Упражнение выполнять поочередно левой и правой ногой. Дыхание произвольное, не задерживать. 10—12 раз.

8. И. п.— о. с., палка на полу справа. Прыжки боком через палку, чередуя их с одним промежуточным прыжком на месте. Прыгать мягко, на носках. Прыжки через палку делать по­выше, помогая движением рук. Дыхание равномерное. После прыжков перейти на ходьбу (20—30 с).

Комплекс ОРУ с обручем №7

1. И. п.—о. с., обруч держать внизу, 1 — поднять обруч впе­ред, посмотреть в него; 2—и. п. 6—8 раз.

2. И. п.— ноги врозь, обруч держать у груди согнутыми ру­ками. 1 — поворот влево, выпрямить руки, отвести обруч влево; 2 — и. п.; 3—4 — то же в другую сторону. 6—8 раз.

3. И. п.— ноги врозь, обруч оставить перед собой. 1 —-на­клон вперед, положить обруч на пол, выдох; 2—выпрямиться, вдох; 3 — наклон вперед, взять обруч; 4 —и. п. 6—8 раз.

4. И. п.— о. с., обруч держать внизу, изнутри. 1 — обруч вверх; 2 — опустить обруч за спину; 3 — поднять вверх, 4 — и. п. 6—8 раз.

5. И. п.— о. с., обруч держать впереди. 1— опуская обруч вниз-назад, перешагнуть левой ногой внутрь обруча; 2 — пере­шагнуть правой; 8 — опуская обруч вниз-вперед, перешагнуть из обруча левой ногой назад; 4 — то же правой. 4—6 раз.

6. И. п,— ноги врозь, обруч вверх. 1 — наклон влево; 2 — и. п.; 3—4 — то же вправо. 6 раз.

7. И. п.— ноги врозь, обруч держать за спиной в опущенных руках. 1 — наклон вперед, прогибаясь, обруч отвести назад; 2 —и. п. 6 раз.

8. И. п.— о. с. в центре обруча, лежащего на полу. 1 — при­сесть, взять обруч двумя руками, выдох; 2 — встать, поднять обруч двумя руками, вдох; 3 —присесть, положить обруч; 4 — и. п. 6—8 раз.

9. И. п.— о. с., руки с обручем вперед. 1 — мах левой ногой, коснуться обруча; 2 — и. п.; 3—4 —то же правой ногой. 6— 8 раз.

10. И. п.— о. с., обруч вертикально на полу, руки хватом сверху, кисти держать рядом. 1 — мах левой ногой назад, про­гнуться; 2 — и. п.; 3—4 —то же правой ногой. 6—8 раз.

11. И. п. — лежа на полу, обруч на полу за головой, дер­жать двумя руками. 1— поднять прямые ноги и обруч вперед, коснуться верхней части обруча; 2—3 —держать; 4 — и. п. 6— 8 раз.

12. И. п. — лежа на полу, обруч впереди держать согнуты­ми руками. 1—2 — поднять обруч, выпятить живот вперед, вдох; 3—4 —и. п.— втянуть живот в себя, выдох. 3—5 раз.

Комплекс ОРУ с флажками №8

1. И. п.— о. с., руки с флажками внизу. 1—2—3 руки в сто­роны, вверх, вперед; 4 — и. п. 4 раза.

2. И. п.— о. с., руки с флажками в стороны. 1 — выпад пра­вой вперед, поставить флажки на колено; 2 — и. п.; 3—4 то же другой ногой. 6 раз.

3. И. п.— ноги- врозь, руки с флажками вверх. 1 — наклон вперед, руки с флажками вниз, выдох; 2 — и. п., вдох. 6 раз.

4. И. п.— о. с., руки с флажками вниз. 1— присесть, руки вперед; 2-й. п. 6—8 раз.

5. И. п. — ноги врозь, руки с флажками вперед. 1 — поворот налево, левую руку с флажком в сторону, посмотреть на фла­жок; 2 —и. п. — то же в другую сторону. 6 раз.

6. И. п.— о. с. 1 — шаг левой вперед, руки с флажками впе­ред-вверх, прогнуться; 2 — и. п.; 3—4 — то же другой ногой. 6 раз.

7. И. п.— ноги врозь, руки с флажками в стороны. 1 — мах левой ногой вперед, руки с флажками вниз; 2 — и. п.; 3—4 — то же другой ногой. 6 раз.

8. И. п. — сидя ноги врозь, руки с флажками вверх. 1— на­клон вперед, коснуться флажками левой ноги; 2 — и. п.; 3 — то же к другой ноге. 6 раз.

9. И. п.— лежа на спине, руки с флажками в стороны. 1 — поднять левую ногу вперед, флажками коснуться носка; 2 — и. п.; 3—4 — то же другой ногой. 6 раз.

10. И. п. — о. с., руки с флажками внизу. 1— левую руку в сторону; 2 — правую руку в сторону; 3 — левую руку вниз; 4 — правую руку вниз. 4—6 раз.

1. Ходьба на месте с махами руками.

2. В стойке ноги врозь пружинящие полуприседы с различными положениями рук.

3. Наклоны туловища в стороны, вперед, назад, руки на пояс.

4. Круговые движения руками вперед, назад.

5. Поочередные выпады вперед, руки в стороны.

6. Прыжки со сменой положения ног из стойки ноги врозь правой с разноименными движениями рук.


-75%

Комплексы ОРУ с предметами и без для 1-4 классов

ВТОРОЙ КЛАСС

1-ый комплекс:

1. И. п. — о. с., руки на пояс, поднять правую ногу, согнутую в колене; 2 — и. п.; 3—4 — то же другой ногой. 4 раза.

3. И. п.— о. с., руки согнуты перед грудью. 1 — руки в стороны, прогнуться; 2 — и. п. 6—8 раз.

4. И. п.— ноги врозь, руки на пояс. 1— наклон влево; 2 — и. п.; 3—4 то же вправо. 6—8 раз.

2-ой комплекс:

1. И. п.— то же. 1 — наклон вперед, коснуться руками левого носка, выдох; 2 — и. п., вдох; 3—4 — то же к правой ноге. 6—8 раз.

2. И. п.—о. с., руки на пояс. 1 — присесть, руки вперед, выдох; 2 — и. п. 8 раз.

3. И. п.— ноги врозь, руки за голову. 1 — поворот налево; 2 — и. п.; 3—4 — то же направо. 8 раз.

4. И. п.— о. с., руки в стороны. 1 — мах левой ногой вперед, хлопок под ней; 2 — и. п.; 3—4 — то же правой ногой.

ТРЕТИЙ КЛАСС

1-ый комплекс:

1. И. п. — ноги врозь. 1—2 — руки вниз и скрестно встряхнуть расслабленными кистями, сделать полный выдох; 3—4 — руки через стороны вверх, глубокий вдох. 3—4 раза.

2. И. п.— сидя на полу. 1 — поворот налево, согнуть руки за голову; 2 — и. п.; 3—4- то же вправо. 6—8 раз.

3. И. п.— лежа на спине, руки за головой. 1 — поднять левую ногу вперед; 2 — и. п.; 3—4 — то же левой ногой; 5 — поднять обе ноги вперед; 6 — и. п.; 7—8 — то же. 4 раза.

4. И. п.— стоя в упоре на коленях. 1 — прогнуть спину, поднять голову, посмотреть вверх, согнуть спину, опустить голову. 8 раз.

2-ой комплекс:

1. И. п.— стоя на коленях, руки на пояс. 1 — сесть на левое бедро (слева от ног на пол); 2 —и. п.; 3—4 — то же вправо. 4-6 раз.

2. И. п.—о. с., руки на пояс. 1—4 — 4 прыжка на двух ногах; 5—8 — 4 месте. 4—6 раз. Перейти на ходьбу на месте. Замедляя темп, 3—4 дыхательных упражнения.

3. И. п.— о. с. 1 — отвести левую ногу назад на носок, руки вверх, прогнуться, посмотреть на руки; 2—и. п.; 3—4 — то же правой ногой. 8 раз.

4. И. п.— о. с., руки перед грудью. 1 — поворот налево, руки в стороны; 2-—и. п.; 3—4 — то же направо. 8 раз.

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС

1-ый комплекс:

1. И. п.— ноги врозь, руки за голову. 1 — наклон вперед, руками коснуться пола; 2 — и. п. 8 раз.

3. И. п.— о. с. 1—2 — руки через стороны вниз, выдох; 3—4 — подняться на носки, руки через стороны вверх, вдох. 3 — 4 раза.

2-ой комплекс:

1. И. п.— то же. 1 — согнуть колени, обхватить их руками, прижаться головой к коленям, выдох; 2 — и. п., вдох. 6 раз.

2. И. п.— сидя на полу, руки скрестно на груди. Лечь на спину, а затем снова сесть. Темп произвольный. 4—6 раз.

3. И. п.— сидя на полу, руки в стороны. 1 — согнуть ноги, обхватить колени руками и подтянуть их к груди, выдох; 2 — и. п. 4—6 раз.

4. И. п.— ноги врозь, руки на пояс. 1 — наклон влево, левую ногу в сторону на носок; 2 — и. п.; 3—4 — то же вправо;

5 — мах левой ногой, руки в стороны; 6 — и. п.; 7—8 — то же правой ногой. 6 раз.

5. И. п.— о. с., руки на пояс. Прыжки: 4 на левой, 4 на правой, 4 на обеих ногах; 4 шага на месте. 3 раза.

Комплексы ОРУ с предметами

ПЕРВЫЙ КЛАСС

1-ый комплекс с флажками:

1. И. п.— о. с., руки с флажками внизу. 1—2—3 руки в стороны, вверх, вперед; 4 — и. п. 4 раза.

2. И. п.— о. с., руки с флажками в стороны. 1 — выпад правой вперед, поставить флажки на колено; 2 — и. п.; 3—4 то же другой ногой. 6 раз.

3. И. п.— ноги - врозь, руки с флажками вверх. 1 — наклон вперед, руки с флажками вниз, выдох; 2 — и. п., вдох. 6 раз.

4. И. п.— о. с., руки с флажками вниз. 1 — присесть, руки вперед; 2 - и. п. 6—8 раз.

5. И. п. — ноги врозь, руки с флажками вперед. 1 — поворот налево, левую руку с флажком в сторону, посмотреть на флажок; 2 —и. п. — то же в другую сторону. 6 раз.
2-ой комплекс с гимнастической палкой:
1.И. п. — стойка ноги врозь, палку вниз. 1-2 — палку вверх, потянуться — вдох; 3-4 — и. п. — выдох.

2.И. п. — о. с, палка вертикально впереди на полу, руки на палке сверху. 1-2 — присесть — выдох; 3-4 — встать, и. п. — вдох.

3.И. п. — о. с, палку вниз. 1 — наклон, палкой коснуться носков ног — выдох; 2 — и. п. — вдох.

4.И. п. — то же. 1-4 — перешагнуть через палку правой и левой ногой, выпрямиться; 5-8 — то же в обратном направлении.

5.И. п. — стойка ноги врозь, палку на лопатки. 1 — поворот туловища направо; 2 — и. п.; 3-4 — то же налево.

6.И. п. — стойка ноги врозь, руки на пояс, палку на пол поперек, ближним концом на уровне носков. 1-4 — передвижение вперед прыжками ноги врозь над палкой до противоположного конца; 5-8 — передвижение назад в и. п.

ВТОРОЙ КЛАСС

1-ый комплекс с гимнастической калкой:

1.И. п. — стойка ноги врозь, палку на лопатки. 1-2 — палку вверх, потянуться, посмотреть на палку — вдох; 3-4 — и. п. — выдох.

2.И. п. — узкая стойка ноги врозь, палку вниз. 1-2 — глубокий присед на всей ступне, палку вперед — выдох; 3-4 — и. п. — вдох.

3.И. п. — стойка ноги врозь, палку вниз сзади. 1-2 — наклон вперед, палку назад, смотреть вперед — выдох; 3-4 — и. п. — вдох.

4.И. п. — сед, палку на колени. 1-4 — поочередно сгибая правую и левую ноги, перемах ими в сед, палку под ноги; 5-8 — обратными перемахами в и. п.

5.И. п. — стойка ноги врозь, палку на лопатки. 1 — поворот туловища направо; 2 — и. п.; 3-4 — то же налево.

6.И. п. — о. с, палку на пол поперек. 1-8 — передвижение прыжками на правой вокруг лежащей палки; 9-16 — шаги на месте с высоким подниманием бедра; 17-32 — то же, начиная с левой ноги.

2-ой комплекс с набивным мячом:

1.И. п. — о. с. мяч вниз. 1-2 — мяч вверх, прогнуться; 3-4 — и. п.

2.И. п. — о. с, мяч на голове. 1-2 — присед; 3-4 — и. п.

3.И. п. — то же. 1 — наклон вперед прогнувшись, мяч вверх; 2 — мяч на лопатки; 3 — мяч вверх; 4 — и. п.

4.И. п. — о. с, мяч на лопатках. 1-2 — мяч вверх, прогнуться; 3-4 — выпрямиться, и. п.

5.И. п. — о. с, мяч вперед. 1 — положить мяч на правую руку и развести руки в стороны; 2 — и. п.; 3-4 — то же левой рукой.

6.И. п. — стойка ноги врозь, мяч за головой. 1-4 — круговые вращения туловищем вправо; 5-8 — то же влево.

7.И. п. — о. с, мяч впереди у стоп. 1 — прыжок через мяч, руки на пояс; 2 — прыжок на месте с поворотом кругом; 3-4 — повторить.

ТРЕТИЙ КЛАСС

1-ый комплекс с набивным мячом:

1.И. п. — о. с, мяч вниз. 1 — шагом левой вперед, мяч вверх, прогнуться; 2 — приставляя левую, и. п.; 3 — бросить мяч вверх; 4 -поймать мяч, и. п.

2.И. п. — о. с, мяч сзади. 1 — выпад правой, мяч назад; 2 — и. п.; 3-4 — то же левой.

3.И. п. — наклон вперед, мяч в прямых руках. 1-2 — выпрямляясь, подбросить мяч вверх; 3-4 — поймать мяч и в и. п.
4.И. п. — о. с, мяч вверх. 1 — мяч вперед, мах левой вперед; 2 — и. п.; 3 — наклон, коснуться мячом пола; 4 — и. п.; 5-8 — то же махом правой.

5.И. п. — упор сидя сзади, мяч зажат между ступнями. 1 — согнуть ноги; 2 — разогнуть ноги в сед углом; 3 — согнуть ноги; 4 — и. п.

6.И. п. — упор присев, руки на мяч. 1 — упор лежа; 2 — мах левой назад; 3 — упор лежа; 4 — и. п.; 5-8 — то же махом правой.

7.И. п. — стойка ноги врозь, мяч за головой, локти вертикально вверх. 1 — не отпуская локти вперед, мяч вверх; 2 — и. п.

8.И. п. — стойка ноги врозь, мяч вниз. 1-2 — с поворотом туловища налево присед и положить мяч сзади на пол; 3-4 — встать, руки на пояс;5-6 — с поворотом туловища налево присед и взять мяч; 7-8 — и. п.; 9-16 — то же в другую сторону.

9.И. п. — о. с, мяч вниз. 1 — прыжок ноги врозь, мяч вперед; 2 — прыжок правая скрестно, мяч на грудь; 3 — прыжок ноги врозь, мяч вперед; 4 — прыжок, и. п.; 5-8 — то же, но прыжком левая скрестно.

2-ой комплекс со скакалками:

1.И. п. — стойка ноги врозь, скакалка, сложенная вдвое, внизу. 1-2 — натягивая скакалку, дугами вперед руки вверх — в стороны, прогнуться — вдох; 3-4 — и. п. — выдох.

2.И. п. — стойка ноги врозь на скакалке, концы скакалки за кручены на руки. 1-2 — глубокий присед, руки в стороны — выдох; 3-4 — и. п. — вдох. Приседать на всей ступне, туловище вертикально.

3.И. п. — стойка ноги врозь, скакалка, сложенная вчетверо, внизу сзади. 1 — наклон вперед, натянутую скакалку назад; 2 — и. п.

4.И. п. — о. с, сложенную вчетверо скакалку вверх. 1 — мах правой, скакалку вперед, коснуться скакалкой носка ноги; 2 — и. п.; 3-4 — то же левой ногой.

5.И. п. — сед ноги врозь, скакалка, сложенная вчетверо, за головой. 1 — поворот туловища направо; 2 — и. п.; 3-4 — то же налево.

6.И. п. — о. с, скакалка внизу сзади. Бег на месте, вращая скакалку вперед, перешагивая поочередно правой и левой ногой (60-70 прыжков).

7.И. п. — о. с, скакалка, сложенная вчетверо, за головой. 1-2 — натягивая скакалку, руки вверх, прогнуться — вдох; 3-4 — и. п. — выдох.

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС

1-ый комплекс с обручем:

1. И. п. — стойка ноги врозь, обруч вертикально на полу. 1-2 — обруч вверх — вдох; 3-4 — и. п. — выдох.

2. И. п. — о. с, обруч спереди вертикально, держаться сверху. 1-2 — присед, слегка опираясь на обруч — выдох; 3-4 — и. п.

3. И. п. — стойка ноги врозь, обруч вверх горизонтально. 1-2 — наклон вперед до касания краем обруча пола;.3- 4 — и. п.

4. И. п. — о. с, обруч спереди вертикально хватом изнутри. 1-4 — поднимая обруч вверх, выкрут вперед и опустить назад вниз; 5-8 — выкрутом назад в и. п.

5. И. п. — о. с, обруч вверх, горизонтально. 1-2 — правую в сторону на носок, наклон вправо; 3-4 — и. п.

6. И. п. — о. с, руки на пояс, обруч спереди на полу. 1 — прыжок внутрь обруча; 2 — прыжок вперед за обруч; 3 — прыжок на месте с поворотом кругом; 4 — прыжок на месте.

2-ой комплекс с использованием гимнастических скамеек:

1.И. п. — стойка ноги врозь, скамейка между ног. 1-2 — дугами наружу руки вверх — вдох; 3-4 — и. п. — выдох.

2.И. п. — о. с, руки на пояс, скамейка впереди. 1-2 — присед, руки на край скамейки — выдох; 3-4 — встать, и. п. — вдох.

3.И. п. — о. с, руки за голову, скамейка впереди. 1 — наклон, ладони на скамейку; 2-3 — сгибая руки, пружинящие наклоны; 4 — и. п.

4.И. п. — сед продольно, держась руками за дальний край скамейки. 1-2 — сгибая ноги, стараться пятками коснуться переднего края скамейки; 3-4 — и. п.

5.И. п. — сед поперек, ноги врозь, руки на пояс. 1 — поворот туловища направо; 2 — и. п.; 3-4 — то же, поворот налево.

6.И. п. — левая нога на скамейке, руки на пояс. 1-7 — прыжки на правой; 8 — прыжком сменить положение ног; 9-16 — то же на левой ноге.

Читайте также: