Красногорск история города для детей краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Красного́рск — город в России, административный центр Красногорского района Московской области. Вместе с деревнями Гольёво и Ивановское составляет муниципальное образование Городское поселение Красногорск.

Население — 132 036 чел. (2014).

Город расположен на реке Москве и её притоке реке Баньке, в 22 км от центра Москвы (в 2 км от МКАД), непосредственно примыкая к Москве с северо-запада.

Городской праздник — День города Красногорска — традиционно отмечается в начале сентября.

История города Красногорск

Во второй половине XIX века изменилось направление и название бывшей Большой Воскресенской дороги, которая прошла не через Пенягино, а рядом с Павшино и далее через Губайлово (то есть по территории нынешнего Красногорска) и была переименована в Волоколамскую. В 1901 году через Павшино прошла Московско-Виндавская железная дорога, но станция здесь появилась только несколькими годами позже, а в 1908 году выстроен вокзал (в 1996 году здание было снесено).

После 1917 года

После Октябрьской революции предприятия Поляковых, как и другие окрестные мануфактуры, были национализированы. Ткацкие и красильные производства местечка Баньки хирели, пока в 1923 и вовсе не были закрыты, а рабочие были направлены в Москву на Краснохолмскую ману­фактуру и красильную фабрику в Ростокино. В 1922 году село Павшино получило статус посёлка городского типа, в состав которого вошли также посёлок Баньки и усадьба Знаменское-Губайлово, но после переезда предприятий население посёлка сильно сократилось.

В 1926—1927 годах в Баньки был переведён Подольский механический завод (изначально он был основан в 1905 году в Риге как филиал немецкой оптической фирмы Carl Zeiss). В 1931 году был утверждён генеральный план строительства крупнейшего в СССР оптического завода и города Оптикогорска, но от этого названия уже вскоре отказались.

7 октября 1940 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Красногорск был преобразован в город. На тот момент численность жителей Красногорска составляла около 20 тыс. человек.

Великая Отечественная война

С началом Великой Отечественной войны в Красногорске были сформированы батальон народного ополчения, истребительный батальон, трудовые отряды, работавшие на строительстве укреплений на подступах к Москве. В начале зимы 1941 года тяжёлые бои шли в нескольких километрах от окраины города — у деревень Козино и Нефедьево. После того, как враг был отброшен, в феврале 1942 года в корпусах эвакуированного оптического завода началось возрождение производства.

В начале 1945 года был электрифицирован участок железной дороги Рижского направления Москва-Рижская — Нахабино, в Нахабино выстроено электродепо. 5 марта 1945 года через станцию Павшино прошёл первый электропоезд.

Послевоенные годы

После войны Красногорск активно развивался. В связи с тем, что остро стояла жилищная проблема, постепенно активизировалось жилищное строительство, появлялись новые микрорайоны: Брусчатый посёлок (частично строился пленными гитлеровцами), Райцентр, Губайлово, Чернево. Возводились школы, детские сады. Во второй половине 1940-х годов в городе силами военнопленных было возведено здание архивохранилища ГУПВИ МВД СССР (в 1953 году туда из Москвы переехал Государственный архив кинофотодокументов).

После распада СССР

28 октября 2004 года в состав Красногорска был включён дачный посёлок Опалиха, а также село Ново-Никольское, посёлок Ткацкой фабрики, деревни Аникеевка, Гореносово и Анино.

В ходе муниципальной реформы законом Московской области № 70/2005-ОЗ от 28.02.2005 года на территории города образовано самостоятельное муниципальное образование — городское поселение Красногорск, в состав которого помимо города включены деревни Гольево и Ивановское, а также прилегающие территории, общая площадь поселения составила 6635 гектаров. Не включены в черту города, но присоединены к поселению восточные территории Мякининской поймы за Москва-рекой, где расположены Дом Правительства Московской области, здание Московского областного суда, торговый центр Крокус-Сити, а также станция метро Мякинино.

Митинг против градостроительной и экологической политики муниципальных властей Красногорска 21 апреля 2013

В 1996 году был принят генеральный план развития города до 2010 года, на 2006 год он считался выполненным. В 2006 году общественности был представлен новый генеральный план Красногорска, разработанный ГУП НИиПИ генплана Москвы. Согласно новому генплану, намечено дальнейшее развитие города вдоль существующих планировочных осей — Волоколамского и Ильинского шоссе. Проектом предусматривалась массированная высотная высокоплотная застройка территории города жилыми домами, за счёт чего численность населения Красногорска должна вырасти к 2020 году до 176 тыс. человек. Также предполагалось увеличение территории города почти вдвое, до 5390 га, в том числе за счёт присоединения близлежащих лесных массивов. Ряд мер, согласно новому генплану, должен был осуществиться для решения транспортной проблемы: строительство новых дорог и развязок. Впрочем, данный генеральный план города принят не был, и в конце 2000-х годов была начата разработка генерального плана городского поселения Красногорск, который должен быть представлен на обсуждение общественности в 2011 году.

Население

Численность населения
1939 1959 1967 1970 1973 1976 1979 1982 1986 1989
18 000 ↗35 183 ↗50 000 ↗62 690 ↗67 000 ↗72 000 ↗77 370 ↗82 000 ↗87 000 ↗90 477
1992 1996 1998 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
↗91 700 ↘91 300 ↘91 000 ↘90 600 ↘90 200 ↗92 000 ↗92 500 ↗93 000 ↗99 100 ↗99 475
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
↘98 900 ↗99 500 ↗101 000 ↗116 896 ↗116 900 ↗122 790 ↗127 600 ↗132 036

Красногорск — молодой город : на месте города ещё в начале XX века находилось несколько посёлков и деревень Хорошё вской волости Московского уезда Московской губернии: Баньки, Павшино, Чернево, Знаменское-Губайлово и др. Вместе с тем, археологические находки на территории Красногорского района свидетельствуют о том, что эти земли были заселены ещё много тысячелетий назад; на землях нынешнего города ещё не так давно высились древние курганы.

Во второй половине XIX века изменилось направление и название бывшей Большой Воскресенской дороги, которая прошла не через Пенягино, а рядом с Павшино и далее через Губайлово (то есть по территории нынешнего Красногорска) и была переименована в Волоколамскую. В 1901 году через Павшино прошла Московско-Виндавская железная дорога, но станция здесь появилась только несколькими годами позже, а в 1908 году выстроен вокзал (в 1996 году здание было снесено).

После 1917 года

После Октябрьской революции предприятия Поляковых, как и другие окрестные мануфактуры, были национализированы. Ткацкие и красильные производства местечка Баньки хирели, пока в 1923 и вовсе не были закрыты, а рабочие были направлены в Москву на Краснохолмскую мануфактуру и красильную фабрику в Ростокино. В 1922 году село Павшино получило статус посёлка городского типа, в состав которого вошли также посёлок Баньки и усадьба Знаменское-Губайлово, но после переезда предприятий население посёлка сильно сократилось.

В 1926—1927 годах в Баньки был переведён Подольский механический завод (изначально он был основан в 1905 году в Риге как филиал немецкой оптической фирмы Carl Zeiss). В 1931 году был утверждён генеральный план строительства крупнейшего в СССР оптического завода и города Оптикогорска, но от этого названия уже вскоре отказались.

7 октября 1940 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Красногорск был преобразован в город. На тот момент численность жителей Красногорска составляла около 20 тыс. человек.

Великая Отечественная война

С началом Великой Отечественной войны в Красногорске были сформированы батальон народного ополчения, истребительный батальон, трудовые отряды, работавшие на строительстве укреплений на подступах к Москве. В начале зимы 1941 года тяжёлые бои шли в нескольких километрах от окраины города — у деревень Козино и Нефедьево. После того, как враг был отброшен, в феврале 1942 года в корпусах эвакуированного оптического завода началось возрождение производства.

В начале 1945 года был электрифицирован участок железной дороги Рижского направления Москва-Рижская — Нахабино, в Нахабино выстроено электродепо. 5 марта 1945 года через станцию Павшино прошёл первый электропоезд.

После войны Красногорск активно развивался. В связи с тем, что остро стояла жилищная проблема, постепенно активизировалось жилищное строительство, появлялись новые микрорайоны: Брусчатый посёлок (частично строился пленными гитлеровцами, Райцентр, Губайлово, Чернево. Возводились школы, детские сады. Во второй половине 1940-х годов в городе силами военнопленных было возведено здание архивохранилища ГУПВИ МВД СССР (в 1953 году туда из Москвы переехал Государственный архив кинофотодокументов).

После распада СССР

28 октября 2004 года в состав Красногорска был включён дачный посёлок Опалиха, а также село Ново-Никольское, посёлок Ткацкой фабрики, деревни Аникеевка, Гореносово и Анино.

В ходе муниципальной реформы законом Московской области № 70/2005-ОЗ от 28.02.2005 года на территории города образовано самостоятельное муниципальное образование — городское поселение Красногорск, в состав которого помимо города включены деревни Гольево и Ивановское, а также прилегающие территории, общая площадь поселения составила 6635 гектаров. Не включены в черту города, но присоединены к поселению восточные территории Мякининской поймы за Москва-рекой, где расположены Дом Правительства Московской области, здание Московского областного суда, торговый центр Крокус-Сити, а также станция метро Мякинино.

Митинг против градостроительной и экологической политики муниципальных властей Красногорска 21 апреля 2013

В 1996 году был принят генеральный план развития города до 2010 года, на 2006 год он считался выполненным. В 2006 году общественности был представлен новый генеральный план Красногорска, разработанный ГУП НИиПИ генплана Москвы. Согласно новому генплану, намечено дальнейшее развитие города вдоль существующих планировочных осей — Волоколамского и Ильинского шоссе. Проектом предусматривалась массированная высотная высокоплотная застройка территории города жилыми домами, за счёт чего численность населения Красногорска должна вырасти к 2020 году до 176 тыс. человек. Также предполагалось увеличение территории города почти вдвое, до 5390 га, в том числе за счёт присоединения близлежащих лесных массивов. Ряд мер, согласно новому генплану, должен был осуществиться для решения транспортной проблемы: строительство новых дорог и развязок. Впрочем, данный генеральный план города принят не был, и в конце 2000-х годов была начата разработка генерального плана городского поселения Красногорск, который должен быть представлен на обсуждение общественности в 2011 году.

1939 1959 1967 1970 1973 1976 1979 1982 1986 1989

18 000 35 183 50 000 62 690 67 000 72 000 77 370 82 000 87 000 90 477

1992 1996 1998 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

91 700 91 300 91 000 90 600 90 200 92 000 92 500 93 000 99 100 99 475

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

98 900 99 500 101 000 116 896 116 900 122 790 127 600 132 036

Российский город Красногорск находится недалеко от Москвы и является административным центром Красногорского района, относящимся к Московской области. Собственно разделяет Красногорск и Москву только МКАД. Стоит город на левом притоке реки Москвы – Баньке.

Кратко об историческом прошлом

Несмотря на то, что Красногорск город сравнительно молодой история его возникновения довольно длинная. Там, где сейчас построен Красногорск были расположены древнейшие курганы. О них говорят произведенные археологические исследования. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что эта земля была заселена много веков тому назад.

Действительно впервые о дворцовом имении, находящимся в деревне Павшине, которая вместе с другими поселками и деревнями находилась там, где сегодня возвышается город Красногорск, упоминается в завещании, написанным князем Василием Темным в 1462 году. Построенная здесь усадьба с 17 по 18 век входит в перечень достопримечательностей города.

К началу 20 века на территории современного Красногорска располагались несколько деревень, относящихся к Московской губернии. Среди них была деревня Баньки, ставшая в 1850 году фабричным поселком.

Через десять лет после прихода к власти большевиков в поселок Баньки из города Подольска перевели механический завод, который был филиалом немецкой компании Carl Zeiss. Данная компания специализировалась на производстве оптики и точной механики.

В 1931 году Советским правительством утверждается план на строительство завода по производству оптических приборов. Он по замыслу должен был стать крупнейшим в стране. Поселок же Баньки должен был вырасти до города с названием - Оптикогорск. Однако от этого названия впоследствии отказались.

Баньки переименовали в Красногорск в апреле 1932 года, но вначале Красногорск был просто рабочим поселком, а не городом. Статус города он получил значительно позднее – в октябре 1940 года. Его население составило к тому времени примерно 20 тысяч.

Красногорск начал стремительно расти после войны, так в то время особенно остро обострилась проблема жилья. Поэтому его строительство резко активизировалось. Наряду с возведением жилых домов активно строились детские сады и школы, магазины, учреждения общепита, то есть все то, что необходимо для нормальной жизни города.

В 1985 году в Красногорске открылся музей, посвященный тем, кто попал в плен во время Великой Отечественной войны. Музея с такой тематикой в России больше нет.

Красногорск современный

Современный Красногорск город красивый и зеленый. В нем наравне с высотными зданиями уютно чувствуют себя и милые сердцу деревянные строения. В городе немало достопримечательностей, есть даже свой Версаль. Так в народе прозвали музей-усадьбу Архангельское.

Усадьба представляет собой архитектурно-парковый ансамбль. В ее строительстве принимали участие князья Голицыны и Юсуповы. Вообще в городе имеется много замечательных церквей, памятников, например начинающему фотографу, который посвящен работникам Красногорского завода, выпускающего оптико-электронные и оптические приборы. Интересен также памятник водопроводчикам, посвященный пятидесятилетию ОАО Водоканалу города.

Красногорск город быстрорастущий. Здесь построено много современных зданий и сооружений. Среди них:


От Красной горки до Красногорска


Красногорск стал городом не так давно – этот статус он получил в 1940 году. Несколькими годами ранее, в 1932 году, из нескольких населенных пунктов – Красная горка, Баньки, Павшино и других – сформировали поселок Красногорск, а вслед за этим и Красногорский район.

Красногорск создавался как город оптиков. В 1926-1927 годах в Баньки был переведен Подольский механический завод, ставший основой для крупнейшего в СССР оптического завода. Предприятие стало градообразующим. Город даже хотели назвать Оптикогорск, но название не прижилось.

Оба предприятия пережили реорганизацию, сменили названия и действуют по сей день.

Подвиг танкиста


Важная и трагичная веха в истории Красногорска, как и всей страны, – Великая Отечественная война. В первые же дни войны в городе сформировали истребительный батальон и батальоны народного ополчения, также красногорцы принимали участие в строительстве укреплений на подступах к Москве.

Читайте также: