Стальной скок прокофьев краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

За 90 лет саратовский театр оказался первым, осмелившимся взять в работу столь сложный материал.

Гениальная музыка, надо сказать, для балетных артистов оказалась довольно сложной, как и вся поставленная задача в целом. Танцевать без конкретных эмоциональных образов оказалось непросто. В столицах, в Европе и Америке к бессюжетному балету давно привыкли и артисты, и зрители. В российской глубинке все совсем не так. Кирилл Симонов рассказал, что в Петрозаводске пять лет приучал публику к современному балету.

В итоге в постановке все же появился намек на сюжет, по словам балетмейстера, ставший компромиссом артистам и публике. Впрочем, компромиссом единственным – из балетной труппы провинциального театра Кирилл Симонов выжал максимум возможного и сам отметил качественный рывок для многих исполнителей. Хотя неоклассическая хореография, вобравшая в себя черты классической, народной и джаз-модерна, тоже оказалась непростой.

Выглядит все происходящее на сцене очень красиво: от созданной Сергеем Болдыревым сценографии до танца. Оформление сцены объединяет символы природы и офисного пространства. Знаком тяжелого рока над площадкой завис разбитый автомобиль – виновник смерти одной из героинь действия. Впечатляют и костюмы: главная героиня в исполнении Натальи Колосовой половину спектакля танцует в узком черном платье и жакете, а мужская группа – в классических брюках и пиджаках на голое тело.

Все знают основные балеты С. Прокофьева это "Ромео и Джульетта", "Золушка", "Каменный цветок", но мало кто знает о его самых первых спектаклях.

Этот балет примечателен тем, что был от начала до конца поставлен художником-авангардистом Михаилом Ларионовым. Такой эксперимент, когда хореографию балета сочиняет художник, был осуществлен впервые на балетной сцене.

Особенностью костюмов стала имитированная тяжеловесность, достигавшаяся за счет объема и структуры ткани. Громоздкие костюмы, ограничивая свободу исполнителей, диктовали ограниченный набор движений, тем самым определяя пластическое решение роли. В этом заключался парадокс, такие костюмы мешали артистам исполнять хореографию, которую поставил сам художник. В этом балете художник пытался оживить персонажей своих станковых работ.

Новаторство балета "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" не было оценено парижской публикой. Спектакль прошел всего несколько раз и исчез из репертуара. Прокофьев по опыту с неудачной постановкой "Ала и Лоллий", также создает сюиту из балета "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего".

В 2011 году "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" была восстановлена хореографом Алексеем Мирошниченко в Пермском театре оперы и балета. Балетмейстер попытался максимально сохранить эстетику балета, сценографию, костюмы, однако хореографический текст был сочинен заново.

Долго происходили поиски хореографа балета. Дягилев обращался и к Мейерхольду, и к Голейзовскому, в итоге хореографом балета был назначен Мясин. Как пишет Прокофьев в своих дневниках, Мясин изобретает фабрично-машинное движение.

Балет с успехом шел в репертуаре труппы до смерти Дягилева в 1929 году. Попытки Прокофьева перенести балет в Россию не увенчались успехом. Балет увидел сцену уже после смерти композитора.

В 2015 году балетмейстер Кирилл Симонов создал новую редукцию "Стального скока" в Саратовском театре оперы и балета. Хореограф намеренно отходит от либретто Прокофьева, перенеся действие в современность. Новая версия "Стального скока" Симонова сохраняет от оригинальной постановки только название и музыку.

И четвертым балетом Прокофьева в антрепризе Дягилева стал "Блудный сын", поставленный в 1929 году по либретто Бориса Кохно. В качестве хореографа выступил Баланчин. Эффектное оформление принадлежало Жоржу Руо. Балет был поставлен на сюжет евангелической притчи о Блудном сыне. Блудного сына исполнял Серж Лифарь, а Сирену – Фелия Дубровская. Постановка балета протекала не совсем мирно. В ходе работы, судя по воспоминаниям очевидцев, все были недовольны друг другом. Прежде всего, Прокофьев был недоволен постановкой Баланчина. Прокофьеву она казалась слишком формальной.

Премьерные показы балета сопровождались большим успехом и хорошими отзывами в прессе. Возможно этот балет мог бы знаменовать новый этап в антрепризе, но через три месяца после премьеры "Блудного сына" Дягилев умер в Венеции и балетная труппа распалась.

А вы знали об этих балетах Прокофьева? Поделитесь в комментариях.

[1] Березкин В. И . Искусство сценографии мирового театра: в 2 кн. М., Эдиториал УРСС, 1997. Кн. 1. С. 311.

Стальной скок

фотографии

Стальной скок

Стальной скок

Стальной скок

Стальной скок

Стальной скок

Стальной скок

Стальной скок

Стальной скок

Стальной скок

обсуждение >>

В Саратовском театре оперы и балета в сороковые годы пел Иванов Макарий Георгиевич, солист, лирико-драматический тенор. Это родной брат моего деда. В архивах Петербурга я нашла документы, мне их оцифровали. читать далее>>

ДУБОВИК Владимир Михайлович (род. 1917). Заслуженный артист РСФСР (6.04.1963). Солист оперы Саратовского театра оперы и балета. читать далее>>

ну вот,вставили видно Яковлеву жаль без фото.А она красивая тогда была помню была и в Ленинграде так у очарованного партнёра аж голос перехватывало. читать далее>>

Просто удивительно, как плохо сохраняется история моего родного театра. В моей памяти остались звучать прекрасные голоса моих партнёров в спектаклях. За 42 года их было много. Некоторые уехали. читать далее>>



Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.


Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

По окончании спектакля зал аплодировал вежливо. Выходя, многие зрители делились своей трактовкой увиденного, выдвигая самые невероятные версии сюжета.

Читайте также: