Краткое содержание 16 параграфа по истории 6 класс агибалова крестовые походы

Обновлено: 30.06.2024

Церковь оказывала огромное влияние на жизнь средневековой Европы. Она определяла мораль и правила поведения, говорила, какие мысли, утверждения и деяния были угодны Богу, а какие нет. Церковь давала прощение и карала за вольнодумство. Римские папы боролись за абсолютную власть не только в религиозной сфере, но и в светской жизни. По указанию церкви люди шли в крестовые походы, умирали за веру. По обвинениям церкви еретиков сжигали на кострах. Церковь ведала образованием и наукой, с одной стороны распространяя знания, а с другой – сдерживая их развитие. Любой человек мог быть осужден за свои взгляды, если они противоречили мнению церкви.

МОГУЩЕСТВО ПАПСКОЙ ВЛАСТИ. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕРЕТИКИ

Вопросы в тексте параграфа

Какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья?

Христианская церковь играла огромную роль в средневековом обществе. Достаточно сказать, что церковь владела умами людей. Из этого вытекали все остальные ее действия. Церковь управляла не только религиозной жизнью общества, но и вмешивалась в светские дела государств. Она обладала огромными богатствами, землями, зависимыми крестьянами. Со временем церковь стала владеть не только умами, но и жизнями людей. По указанию руководителей церкви совершались крестовые походы во имя освобождения гроба господня, а также разорялись целые города и области, которые церковь признавала подверженными ереси. Тысячи и сотни тысяч людей были принесены в жертву ради амбиций священнослужителей: погибли во время крестовых походов, обречены на смерть как еретики, замучены в подвалах инквизиций, сожжены на кострах как ведьмы и приспешники дьявола.

Конечно же, церковь делала и добрые дела. Часть своих доходов церковь тратила на помощь нищим, больным и обездоленным. Церковь раздавала продукты во времена голода, содержала больницы для бедняков, приюты для сирот и престарелых, ночлежки для бездомных. Так пастух пасет своих овец, проявляет заботу, но приучает кнутом к послушанию.

Как христианская церковь на Западе стала крупным землевладельцем?

Мы уже рассказывали о том, что христианская церковь приобрела влияние в Западной Европе только благодаря большой лжи и сговору со светской властью. Давайте вспомним, после падения Западной Римской империи Римская церковь ничего собой не представляла, она не имела власти, не имела богатств. Римское общество было разделено, а варвары принесли собственные представления о вере. Большим достижением церкви можно было считать крещение самых влиятельных правителей варварских государств.

Когда и при каких обстоятельствах образовалось государство пап римских – Папская область?

Как вы считаете, на чьей стороне симпатии автора рисунка – еретиков или католической церкви?

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 16

Естественно, автор данного рисунка полностью находится на стороне церкви. Однако, он не столько осуждает еретиков, сколько смиренно сожалеет об их заблуждениях. Если бы автор осуждал еретиков, на рисунке они изображались бы страшными, с искаженными лицами, страдающими.

Почему казни еретиков проходили публично?

Казнь еретика это не только наказание за его отступничество, это назидательный процесс, демонстрирующий всем, как церковь борется с инакомыслием. Смерть на костре – это жестокая и очень мучительная смерть. Однако и эту жестокость церковь переворачивала в свою пользу. Считалось, что это милость церкви – быть умерщвленным без крови. Полагаю, осужденные на смерть так не считали.

Работаем с документом

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 16

1. Выразите в одном-двух предложениях суть этого документа.

Суть документа очень проста. Папа римский Григорий VII провозгласил себя самым главным религиозным и светским правителем. Этим документом он поставил в подчинение себе императоров и феодалов, а также сказал, что может быть только одно правильное мнение – мнение римской церкви и папы римского. Естественно, это стало поводом многовековой борьбы за власть между папами и императорами.

2. Что позволило главе католической церкви к XI веку приобрести такое могущество?

К сожалению, этот учебник не дает даже самого малого представления о реальных событиях, которые стали причиной усиления церковной власти в европейском Средневековье. Из текста учебника может сложиться мнение, что церковь стала сильной, потому что папой стал сильный и властный религиозный фанатик Григорий VII. Но это далеко не самые важные причины. Поэтому нам придется немного углубиться в историю и рассказать, что же произошло на самом деле.

Как мы знаем, западная церковь была, по сути, спасена императорами франков для того, чтобы она была послушным инструментом управления народом в их руках. Карл Великий полностью подчинил себе церковь, он имел право назначать епископов, а следовательно, назначать тех, кто был бы ему лоялен. После смерти Карла Великого и распада его империи римская церковь потеряла поддержку светских властей и стала игрушкой в руках римской аристократии. Римские богачи по собственному усмотрению ставили своих представителей на папский престол. Эти люди зачастую даже не имели церковного сана. Естественно, в таких условиях римская церковь утратила обретенное при Карле Великом влияние.

В середине X века папа римский находился в таком же положении, как и во времена распада Римской империи. Однако на развалинах империи Карла Великого зарождалась новая политическая сила – Священная Римская империя. Германский правитель Оттон I, избавив Западную Европу от угрозы венгерских набегов, сильно укрепил собственную власть, подчинив себе многих германских герцогов. Для усиления своего авторитета Оттон I установил особые отношения с церковью. Он освободил папский престол от притязаний римской аристократии. Оттон совершил несколько походов в Италию, разгромил врагов папы римского и принял титул короля Италии. Он даровал церкви многие льготы, но, как и Карл Великий, присвоил себе право утверждать епископов. Церковь перешла из-под власти папы римского под власть короля. В 962 году папа короновал Оттона императорской короной. Естественно, Оттон I тоже рассматривал церковь как инструмент по управлению людьми.

Однако подчинение церкви светской власти еще больше навредило ее авторитету. Некоторые священнослужители стремились изменить ситуацию. Именно они стали инициаторами клюнийской реформы. Эти реформы на первый взгляд были направлены на повышение авторитета церкви и были поддержаны германскими императорами. Конечно, зачем императорам нужен инструмент, который не способен эффективно управлять умами людей. Реформы предполагали реформирование монастырей, введение в них сурового устава, основанного на принципах аскетизма, нестяжательства и послушания, священнослужителям запрещалось жениться, запрещалась торговля церковными постами и благодатями. Император Генрих III не увидел в ней ничего страшного для собственной власти. А должен был. Ведь эта реформа выводила из светского и регионального религиозного подчинения монастыри и подчиняла их непосредственно папе римскому. Очень быстро в распоряжении папы римского оказались тысячи монастырей – армия из сотен тысяч монахов. Клюнийская реформа подняла авторитет церкви и стала фундаментом для последующей Григорианской реформы.

Таким образом, мы видим, что свое могущество папы получили благодаря ошибке германских императоров, в результате церковных реформ и как следствие непомерных амбиций.

Кстати, на Руси тоже был такой же период, когда шла борьба между религиозными группировками нестяжателей и иосифлян. Если бы русский царь поддержал бы нестяжателей, то у нас было бы то же самое, что и в Западной Европе – непомерное усиление церкви и ее борьба за власть с царями. А нет ничего более страшного, чем религиозные войны. Этому есть пример – истребление староверов в России.

3. Какие из помещенных здесь утверждений были обращены прежде всего к светским правителям Европы того времени? Почему?

  • Он один вправе распоряжаться знаками императорского достоинства
  • Одному папе все князья лобызают ноги.
  • Он может низлагать императоров.
  • Никто не смеет отменить его решения, а он сам отменяет чьи угодно.
  • Никто ему не судья.
  • Подданных он может освобождать от присяги неугодным владыкам.

Обобщение информации параграфа

1. Какие представления об устройстве общества, об образцовом поведении, о бедности и богатстве утверждала церковь? Следовала ли сама церковь этим утверждениям?

Церковное представление об устройстве мира было крайне примитивным. Они считали, что Богом даны разные сословия – есть те, кто молится, есть те, кто сражается, а есть те, которые работают. Каждый был должен выполнять отведенную ему Богом роль. Это считалось образцовым поведением. Священнослужители должны говорить с Богом и спасать людские души, феодалы и рыцари должны защищать веру и заботиться о самом низшем сословии – крестьянах, ремесленниках, которые в свою очередь должны были обеспечивать всем необходимым высшие сословия. Церковь проповедовала аскетичный образ жизни, смирение и любовь, однако сама далеко не всегда следовала своим проповедям.

2. Что было главной причиной разделения церквей?

Можно, конечно, сказать, что главной причиной церковного раскола были неуемные амбиции пап римских и их стремление получить верховную власть над всей христианской церковью. Кстати, сами православные и католические священнослужители утверждают, что причиной раскола являются различия в обрядах. Однако, это будет далеко не полным ответом. Раскол в христианской церкви возник задолго до 1054 года. Еще в IX веке желание папы распространить свое влияние на епархии Балканского полуострова встретили сопротивление со стороны Византийского патриархата. С течением времени личный конфликт между двумя иерархами только усиливался. В XI веке нормандцы из Нормандского герцогства в северной Франции вторглись на юг Италии, находившийся под протекторатом Византии, и стали менять существовавший там греческий обряд на латинский. Это послужило поводом к закрытию в Константинополе всех храмов латинского обряда в 1053 году и осуждению самого латинского обряда.

3. Приведите факты, которые свидетельствуют о том, что при Иннокентии III власть папы достигла наивысшего могущества.

Власть папы Иннокентия III в начале XIII века действительно достигла наивысшего могущества. Причиной стало его опекунство над малолетним германским королем Фридрихом II Швабским, которое досталось ему по счастливой для него случайности после смерти предыдущей опекунши короля, вдовы Генриха VI Констанции Сицилийской. Опекунство над королем означало, что Иннокентий получал огромную власть. Так, он восстановил папские права на Сицилии и подчинил себе это королевство.

В это время из-за малолетства германского короля Фридриха II в империи началась смута. В этой смуте римский папа Иннокентий III умело поддерживал то одну сторону, то другую и в результате присоединил к Папской области, а по сути, захватил земли, ранее принадлежавшие империи. Также он, пользуясь предоставившимся случаем, издал указ, в котором в очередной раз определил собственную главенствующую роль в утверждении императоров, определении, насколько претенденты достойны быть императорами и т.д. Но нет никаких свидетельств того, что кто-либо из будущих германских императоров вообще воспринял этот указ всерьез, поскольку борьба за влияние между германскими императорами и папами на этом не закончилась.

Также еще одним сомнительным свидетельством могущества папской власти стали вассальные клятвы папскому престолу королей Болгарии, Арагона (север Испании), Португалии, а также английского короля Иоанна Безземельного. Если вассалитет первых трех королевств еще можно понять – они не представляли никакой силы в Европейской политике, то с королем Англии вообще ситуация вышла очень забавная. Иоанн Безземельный был настолько плохим правителем, что именем Иоанн больше не называли ни одного младенца правящих английских династий. Иоанн Безземельный, будучи братом знаменитого английского правителя Ричарда Львиное Сердце попытался захватить власть в государстве, пока Ричард был в крестовом походе. Узнав, что возвращавшийся из похода Ричард был захвачен в плен германским императором, Иоанн попросил того как можно дольше не выпускать Ричарда и попытался захватить власть. За это Иоанн стал прообразом главного злодея в легенде о Робин Гуде. Когда же Иоанн все-таки стал королем Англии после смерти Ричарда, он умудрился потерять доверие английских феодалов, и рассориться с папским престолом.

4. Что проповедовали еретики?

5. Как католическая церковь боролась с еретиками?

Поскольку еретики представляли угрозу власти церкви, она преследовала и жестоко расправлялась с ними. Еретиков отлучали от церкви, объявляли их вне закона, чтобы ни один верующий не имел права им помогать и давать приют. В области, считавшиеся еретическими, организовывались военные походы, в ходе которых вырезались целые города.

6. Что такое нищенствующие ордены?

7. Какой из монашеских орденов особенно помогал папе римскому в борьбе с ересями? В чем это выражалось?

Источники богатства церкви:

  1. Десятина.
  2. Платы за церковные обряды.
  3. Завещания, дары со стороны людей.
  4. Продажа индульгенций (это незаконное действие и даже в самой церкви считалось злоупотреблением и не могло быть официальным источником дохода церкви, но в учебнике этот источник денежных средств указан как основной).

1. При Григории VII католическому духовенству было запрещено вступать в брак. Предположите, ради чего было введено безбрачие духовенства. Выясните, сохранился ли этот обычай в наши дни.

Конечно, можно было бы ответить, что обет безбрачия предписывает соблюдение целомудрия, нарушение которого рассматривается как святотатство, да и монахи раннего средневековья принимали обет безбрачия, чтобы полностью посвятить себя служению Богу. Но такое понимание целибата принимается далеко не всеми христианскими церквями. Даже сами святые апостолы Петр, Павел, Филипп были женаты. А уж им то ставить в вину несоблюдение обета безбрачия как-то совсем неправильно. Поэтому такой ответ на вопрос будет далек от правильного. Понятие целибата намного сложнее и истоки его лежат за пределами религиозных и нравственных обычаев.

Для того, чтобы понять целибат нужно вспомнить, что одной из причин борьбы римских пап и германских императоров за власть было право назначать епископов. Была распространена практика передачи поста епископов светскими сеньорами в качестве феодального и наследственного лена. Это подразумевало, что, принимая этот лен, епископ вступал в отношения феодал-вассал, т.е. становился вассалом светского лица. Такое положение дел не устраивало папу Григория VII, и он сделал обязательным существовавший монашеский обычай безбрачия. Но это сделано было не по религиозным или моральным, а по политическим мотивам, как средство борьбы со светской властью за влияние.

Мера эта была направлена к тому, чтобы освободить католическую церковь из-под опеки светской власти, устранить материальную зависимость священников от феодалов, конфисковать и сгруппировать под власть церкви все, принадлежавшие священникам угодья и имущество и, таким образом, превратить епископов и аббатов в послушных рабов папы. Устанавливая безбрачие священников, церковь, как послушное орудие в руках папы, руководилась чисто материальной стороной дела и отнюдь не какими-то духовными соображениями и желаниями, продиктованными Священным Писанием.

Само духовенство весьма неохотно подчинилось этой смелой и строгой папской реформе. В некоторых епархиях клирики восстали против папских легатов, выгоняли их, избивали, отказывались расстаться с женами и семьями.

В наши дни обычай целибата сохранился. Однако в православии брак допускается, если его заключение предшествовало посвящению в сан. В протестантстве всем священникам разрешается вступать в брак. В католицизме сегодня идут активные дискуссии по отмене обязательного целибата для немонашествующего духовенства. Правда современные римские папы пока против этого.

3. Почему торговля индульгенциями вызывала возмущение истинно верующих людей?

4. Согласно легенде, Иннокентий III учредил орден францисканцев, когда увидел во сне, будто Франциск подпирает плечом шатающийся главный собор Рима. Объясните, как понял смысл своего сна папа римский.

Это только легенда, да и то непонятно, к кому имел отношение этот сон. Францисканцы утверждают, что праведник, поддержавший Латеранскую базилику во сне папы, был Святым Франциском. Доминиканцы считаю, что это был Святой Доминик. Есть и другие легенды, в которых говорится, что папа Иннокентий III с недоверием отнесся к Франциску и отослал его чистить свинарник, и лишь увидев, что тот буквально исполнил его требование, смягчился и утвердил устав нового ордена. Как было на самом деле, мы уже не узнаем. Тем не менее смысл сна папы Иннокентия III очень прост – предполагается, что святой орден поддержит церковь и не даст ей упасть.

5. Почему еретиков, веривших в Христа и почитавших Евангелие, католическая церковь подчас преследовала с большей жестокостью и непримиримостью, чем язычников, мусульман и иудеев?

Еретики в отличие от язычников, мусульман и иудеев представляли непосредственную угрозу церкви. Они оспаривали ее власть и подрывали ее влияние среди народа. Язычники добиться таких результатов не могли, да и не ставили перед собой таких целей. Именно поэтому еретиков представляли отступниками и предателями и преследовали с гораздо большей жестокостью.

6. Составьте в паре с одноклассником диалог папы римского и императора о том, кто из них должен обладать высшей властью на Земле. Продумайте аргументы обоих собеседников.

Покорив мусульманские области Ближнего Востока, сельджуки (названные так по имени своего вождя Сельджука) не остановились и вторглись на византийские территории. В Византии вспыхнула паника. Её император Роман IV попытался остановить завоевателей, но в 1071 г., в битве при городе Манцикерте, византийское войско потерпело сокрушительное поражение, а сам он попал в плен. После этого у византийцев уже не было сил сопротивляться. Сельджуки, постепенно продвигаясь на запад, отняли у Византии почти всю Малую Азию.

Хлынув в огромном количестве на христианские города и деревни, сельджуки нещадно их грабили, разоряли и жгли. Пылали и рушились церкви и монастыри. Завоеватели оскверняли христианские святыни, подвергали изощренным пыткам, а затем убивали священников и монахов, принуждали местное население принимать ислам, истребляя тех, кто сопротивлялся. В 1071 г. в руки сельджуков перешёл Иерусалим, город Христа, со всеми главными святынями христиан.

В ответ на просьбу о помощи со стороны византийского императора Алексея I Комнина против турок, папа Урбан II выступил на церковном соборе в г. Клермон с призывом освободить гроб Господень в Иерусалиме, обещав всем участникам похода отпущение грехов, богатую добычу, а павшим в бою райское блаженство (1095). Папа Урбан II определил экономическую причину крестовых походов: европейская земля не в состоянии прокормить людей, поэтому для сохранения христианского населения необходимо завоевание богатых земель на Востоке. Религиозная причина касалась недопустимости хранения святынь христианства, прежде всего Гроба Господня, в руках неверных.

I Крестовый поход (1096-1099)

Было принято решение о выступлении Христова воинства в поход 15 августа 1096 г. Вдохновленные призывами папы, многотысячные толпы простого народа не стали дожидаться установленного срока и устремились в поход. До Константинополя дошли жалкие остатки всего ополчения. Основная масса пилигримов погибла в пути от лишений и эпидемий. Турки без особых усилий расправились с оставшимися.

В назначенное время в поход вышло основное войско, и к весне 1097 г. оно оказалось в Малой Азии. Военное преимущество крестоносцев, которым противостояли разобщенные войска сельджуков, было очевидным. Приняли участие рыцари Франции, Германии и Италии. Крестоносцы захватили города Никею (1097), Эдессу (1098), Иерусалим (1099). Было создано государство Триполи, княжество Антиохское, графство Эдесское, Иерусалимское королевство. Туземное население попало в крепостную зависимость. Последствием первого похода явилось значительное усиление позиций католической церкви.

Постоянной военной силой, защищающей Святую землю, стали духовно-рыцарские ордена:

  • орден госпитальеров (рыцари Мальтийского креста);
  • орден тамплиеров (храмовники);
  • Тевтонский орден.

II Крестовый поход (1147-1149)

Причиной его явился захват эмиром Мосула Эдессы. Поход возглавили Людовик VII Французский и германский император Конрад III. Крестоносцы потерпели полную неудачу.

III Крестовый поход (1189-1192).

Султан Египта Саладин нанес поражение крестоносцам около Тивериадского озера, затем изгнал их из Иерусалима (1187). Целью похода был возврат Иерусалима. Поход возглавили германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август, английский король Ричард I Львиное сердце. Поход успеха не имел.

IV Крестовый поход (1202-1204).

V Крестовый поход (1217-1221) против Египта закончился поражением крестоносцев.

VIII Крестовый поход (1270). Людовик IX попытался захватить Тунис, но сам он и большая часть его войска погибли во время эпидемии чумы.

К концу XIII в. крестоносцы утратили свои владения на Востоке.

Последствия крестовых походов:

  • укрепление позиции европейских купцов в Средиземноморье, развитие торговли;
  • распад Византийской империи;
  • приобщение к восточной культуре — технические изобретения (ветряные мельницы), особенности быта (горячие бани), использование новых сельскохозяйственных культур (рис, грс чиха, лимон, абрикосы и т.д.).



Причины и повод крестовых походов

Палестину, принадлежавшую Византии, в 637 году завоевали арабы. Она стала местом паломничества и христиан, и мусульман. Ситуация изменилась с приходом турок-сельджуков. В 1071 они прервали паломнические пути. Византийский император Алексей Комнин в 1095 обратился за помощью к Западу. Это стало поводом к организации похода.

Причинами, побудившими людей участвовать в опасном мероприятии, были:

  • стремление католической церкви распространить влияние на Восток и увеличить богатства;
  • желание монархов и знати расширить территории;
  • надежды крестьян на получение земли и свободы;
  • стремление купцов установить новые торговые связи со странами Востока;
  • религиозный подъем.

В 1095 году на Клермонском соборе Папа Римский Урбан II призвал освобождать святые земли из-под ига сарацинов (арабов и турок-сельджуков). Многие рыцари сразу приняли крест и провозгласили себя воинственными пилигримами. Позже определились и руководители похода.

Призыв Папы Урбана II к крестоносцам

Рис. 1. Призыв Папы Урбана II к крестоносцам.

Участники крестовых походов

В крестовых походах можно выделить группу основных участников:

которые читают вместе с этой





  • крупные феодалы;
  • мелкие европейские рыцари;
  • купцы;
  • ремесленники-мещане;
  • крестьяне.

Первый эшелон крестоносцев составила беднота во главе с проповедником Петром Амьенским. В 1096 году они прибыли в Константинополь и, не дожидаясь рыцарей, переправились в Малую Азию. Последствия были печальны. Плохо вооруженное и необученное крестьянское ополчение турки разбили без труда.

Начало крестовых походов

Нацеленных на мусульманские страны крестовых походов было несколько. В первый крестоносцы выступили летом 1096 года. Весной 1097 они переправились в Малую Азию и захватили Никею, Антиохию, Эдессу. В июле 1099 года крестоносцы вступили в Иерусалим, устроив здесь жестокую резню мусульман.

На захваченных землях европейцы создали свои государства. К 30-м гг. XII в. крестоносцы потеряли несколько городов и территорий. Иерусалимский король обратился за помощью к Папе, а тот призвал европейских монархов к новому крестовому походу.

Основные походы

В систематизации информации поможет таблица “Крестовые походы”

Поход

Участники и организаторы

Основные цели и результаты

1 крестовый поход (1096 – 1099 гг.)

Организатор – папа Урбан II. Рыцари из Франции, Германии, Италии

Желание римских пап распространить свою власть на новые страны, западных феодалов – приобрести новые владения и увеличить доходы. Освобождение Никеи (1097 г.), захват Эдессы (1098 г.), овладение Иерусалимом (1099 г.). Создание государства Триполи, княжества Антиохского, графства Эдесского, Иерусалимского королевства

2 крестовый поход (1147 – 1149 гг.)

Возглавляли Людовиг VII Французский и германский император Конрад III

Потеря крестоносцами Эдессы (1144 г.). Полная неудача крестоносцев

3 крестовый поход (1189 – 1192 гг.)

Возглавляли германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце

Цель похода – вернуть Иерусалим, захваченный мусульманами, потерпели неудачу.

4 крестовый поход (1202 – 1204 гг.)

Организатор – папа Иннокентий III. Французские, итальянские, германские феодалы

Жестокое разграбление христианского Константинополя. Распад Византийской империи: греческие государства – Эпирское царство, Никейская и Трапезундская империи. Крестоносцы создали Латинскую империю

Тысячи детей погибли или были проданы в рабство

5 крестовый поход (1217 – 1221 гг.)

Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II, и другие

Был организован поход в Палестину и Египет. Потерпели провал наступления в Египте и в переговорах по Иерусалиму из-за того что отсутствовало единство в руководстве.

6 крестовый поход (1228 – 1229 гг.)

Германский король и император Римской империи Фридрих II Штауфен

18 марта 1229 года Иерусалим в результате заключения договора с египетским султаном, но в 1244 году город снова перешел к мусульманам.

7 крестовый поход (1248 – 1254 гг.)

Французкий король Людовик IX Святой.

Поход на Египет. Поражение крестоносцев, взятие в плен короля с последующим выкупом и возвращением домой.

8 крестовый поход (1270-1291 гг.)

Последний и неудачный. Рыцари потеряли все владения на Востоке, кроме о. Кипр. Разорение стран Восточного Средиземноморья

Крестоносцы

Рис. 2. Крестоносцы.

Второй поход состоялся в 1147—1149 гг. Им руководили немецкий император Конрад III Штауфен и французский король Людовик VII. В 1187 султан Саладин разбил крестоносцев и захватил Иерусалим, отбивать который отправились в третий поход король Франции Филипп II Август, король Германии Фридрих I Барбаросса и король Англии Ричард I Львиное Сердце.

После доклада Папе Римскому о борьбе с ересью катаров в области Лангедок с 1209 по 1229 год прошла серия военных кампаний. Это Альбигойский или Катарский крестовый поход.

Крестовые походы Руси

Идеи крестовых походов проникли и на территорию Руси. Одно из направлений внешней политики её князей – войны с некрещёнными соседями. Поход Владимира Мономаха 1111 года на половцев, часто нападавших на Русь, называли крестовым. В XIII веке князья воевали с прибалтийскими племенами, монголами.

Последствия походов

Завоеванные земли крестоносцы разделили на несколько государств:

  • Иерусалимское королевство;
  • королевство Антиохия;
  • графство Эдесса;
  • графство Триполи.

В государствах крестоносцы установили феодальные порядки по образцу Европы. Для защиты своих владений на востоке строили замки и основали духовно-рыцарские ордена:

Ордена имели важное значение в защите Святой Земли.

Что мы узнали?

Из статьи по истории мы узнали хронологические рамки походов, причины и повод к началу, основной состав их участников. Выяснили, чем закончились основные военные кампании, каковы их последствия. По степени влияния на дальнейшую судьбу европейских держав походы крестоносцев можно сравнить с развернувшейся позже Столетней войной.

Какие походы против еретиков организовывала католическая церковь?

Каково было положение немусульман в Арабском халифате?


Битва крестоносцев с турками-сельджуками. Витраж собора Сен-Дени во Франции. XIII в.

Чем различаются вооружение и доспехи обеих сторон?

Феодалы были наслышаны от купцов и паломников о несметных сокровищах восточных стран. Они надеялись захватить там богатую добычу и создать новые владения. 1

Главную силу Крестовых походов на Восток составили рыцари. В XI веке в Западной Европе появилось много безземельных рыцарей — младших сыновей феодалов, не получавших в наследство ничего, кроме коня и доспехов. Разбогатеть за счёт грабежей и приобрести земли было для них желанной мечтой.

2. Крестовый поход бедноты. Раньше всех двинулись к Иерусалиму бедные крестьяне. Весной 1096 года вверх по течению Рейна, а потом вниз по Дунаю потянулись нестройные толпы бедняков и нищих.

Из выступления валы Урбана II в Кпермоне

От пределов иерусалимских и из града Константинополя пришло к нам важное известие, что народ Персидского царства, упорный и мятежный, неверный Богу, вторгся в земли этих христиан, опустошил их грабежами, огнём, а церкви Божьи либо срыл до основания, либо приспособил для своих обрядов. Особенно же пусть побуждает вас святой Гроб Господень, Спасителя нашего, которым ныне владеют нечестивые.

Земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, она стеснена вашей многочисленностью и едва прокармливает тех, кто её обрабатывает. Иерусалим - край, плодоноснейший по сравнению с другими, земля эта словно второй рай. И этот царственный град жаждет освобождения, он не прекращает молить о том, чтобы вы пришли ему на выручку.

Пусть богатые помогут беднякам и на свои средства поведут с собою пригодных к войне.

3. Крестовый поход феодалов. Осенью 1096 года из Франции, Германии и Италии разными путями двинулись на Восток отряды рыцарей под руководством крупных феодалов. Они запаслись деньгами и были хорошо вооружены.

Сойдясь в столице Византии, крестоносцы переправились в Малую Азию и вскоре в решающем сражении разбили сельджуков. По пути крестоносцы захватывали и грабили города, не раз дрались между собой из-за добычи. После длительной, тяжёлой осады крестоносцы овладели городом Антиохия. Здесь и в богатом армянском городе Эдессе были образованы княжества крестоносцев.


Погрузка рыцарей-крестоносцев на корабли. Миниатюра XIV в.

По каким деталям можно узнать, что на рисунке изображён поход рыцарей?


Рыцарь XI—XIII вв.

После трёхлетнего похода, в 1099 году, лишь пятая часть крестоносцев подошла к Иерусалиму. Многие погибли в пути или обосновались в захваченных землях, немало вернулось на родину. Осада затянулась на месяц. Взяв укреплённый город после ожесточённого штурма, рыцари учинили страшную резню мусульман.

На узкой полосе земли вдоль морского побережья Сирии и Палестины крестоносцы создали свои государства. Главным из них считалось Иерусалимское королевство. Правители остальных владений крестоносцев были вассалами иерусалимского короля.

Завоеватели установили там феодальные порядки. Местных жителей — мусульман и христиан — они насильно превращали в лично зависимых; взимали с крестьян от одной трети до половины урожая зерна, олив и винограда. Кроме того, покорённое население обязали платить налоги королю и десятину католической церкви.

4. Духовно-рыцарские ордены. Для обороны и расширения владений крестоносцев вскоре после Первого Крестового похода в Палестине были созданы духовно рыцаре кие ордены 1 2 : тамплиеров (храмовники), госпитальеров, а позднее возник и Тевтонский орден 2 объединивший немецких рыцарей. Члены орденов были одновременно и монахами, и рыцарями.

1 Духовно-рыцарский орден — организация воинов-рыцарей, давших монашеские обеты (клятвенные обещания).

2 Тевтоны один из союзов германских племен в древности.


Первый Крестовый поход

С помощью текста учебника проследите путь бедняков к Иерусалиму. Из каких государств шли рыцари-крестоносцы, через какие земли они проходили? Какие европейские страны не примяли участие в Первом Крестовом походе? В чём были выгоды расположения государств крестоносцев, а в чём неудобства?


Первый Крестовый поход

С помощью текста учебника проследите путь бедняков к Иерусалиму. Из каких государств шли рыцари-крестоносцы, через какие земли они проходили? Какие европейские страны не примяли участие в Первом Крестовом походе? В чём были выгоды расположения государств крестоносцев, а в чём неудобства?

Ордены подчинялись только папе и не зависели от местных властей. Их возглавляли великие магистры. Чтобы ничто не отвлекало рыцарей от исполнения долга, им были запрещены брак, своё имущество и накопительство, а также светские развлечения: соколиная охота, игра в кости, лишние разговоры и громкий смех. Главным делом братьев — рыцарей ордена была борьба за веру.

Ордены освобождались от уплаты десятины. Со всех сторон к ним поступали щедрые пожертвования. Ордены накопили огромные богатства, владели обширными землями на Востоке, а затем в Европе, участвовали в торговых и денежных сделках. Они были наиболее сплочённой силой рыцарей.

5. Борьба народов Ближнего Востока против крестоносцев. Владения крестоносцев были разбросаны вдоль всего восточного побережья Средиземного моря. Приток свежих сил из Европы был невелик:

для раздачи рыцарям феодов здесь не хватало земли. Местные жители не раз восставали против рыцарей, которым было тревожно в чужой, враждебной стране. Точно огромные скалы среди пустыни, возвышались воздвигнутые ими на холмах крепости.


Штурм Иерусалима крестоносцами. Миниатюр XV в.


Осада крестоносцами мусульманской крепости. Рисунок в заглавной букве из рукописи

Государства крестоносцев враждовали между собой.

С востока и юга их теснили мусульманские княжества.

Мусульмане овладели Эдессой. В ответ на это папа призвал европейцев к новому походу на Восток. Но Второй Крестовый поход в середине XII века, который возглавили короли Франции и Германии, закончился полным крахом.

Салах ад-Дин окружил и разгромил в сражении крупные силы крестоносцев. Множество знатных феодалов во главе с королём иерусалимским и великим магистром ордена тамплиеров попали в плен.

В 1187 году после шестидневной осады сдался Иерусалим. Салах ад-Дин обошёлся мягко с жителями-христианами. В течение 40 дней им разрешалось, уплатив выкуп, покинуть город. Тамплиеры и госпитальеры выкупили не только себя, но и часть бедняков. Всё же около 15 тысяч христиан было продано в рабство.


Рыцарь на коне

Пытаясь вернуть Иерусалим, феодалы Западной Европы организовали Третий Крестовый поход (1189—1192). Первыми выступили немецкие рыцари. Их возглавил 60-летний император Фридрих I Барбаросса (Рыжебородый) — воинственный государь, который провёл в войнах в Европе большую часть жизни. Но в события вмешался случай: при переправе через горную речку в Малой Азии Барбаросса утонул, и часть немецкого войска вернулась домой.

Английские и французские рыцари выступили в поход лишь через год. Они морем прибыли в Сицилию, а оттуда направились в Сирию. По пути англичане захватили остров Кипр, с того времени он стал опорной базой крестоносцев. Но французский король Филипп II Август, рассорившись со своим английским союзником, в самый разгар военных действий вернулся во Францию.

Получив из Англии плохие вести, Ричард поспешил домой, но попал в плен к своим врагам и два года провёл в заточении у германского императора. Его освободили только тогда, когда он принёс вассальную присягу императору и уплатил большой выкуп.


Четвёртый Крестовый поход

Как изменились владения крестоносцев на Востоке после Первого и Третьего Крестовых походов? Какой город стал конечным пунктом Четвёртого похода? Почему? К каким последствиям привёл Четвёртый Крестовый поход?


Взятие Константинополя крестоносцами в 1204 г. Миниатюра XV в.

Разграбив богатейший и крупнейший город Европы, рыцари не пошли на Иерусалим, а обосновались на территории Византии. Они создали государство со столицей в Константинополе — Латинскую империю. Более 50 лет шла борьба против завоевателей. В 1261 году Латинская империя пала. Византия была восстановлена, но она уже никогда не достигла прежнего могущества.

8. Конец Крестовых походов на Восток и их последствия. Крестоносцы постепенно теряли свои владения в Сирии и Палестине. Папы и короли организовывали новые походы, но желавших участвовать в них становилось всё меньше. Войны с мусульманами были слишком тяжелы и опасны. С укреплением королевской власти для рыцарей появилось дело у себя дома — выгодная служба в наёмном войске.

Крестовые походы детей

Ещё в конце XII века многие бродячие проповедники - и среди них Франциск Ассизский - стали говорить о том, что не сильные и гордые, а слабые и безгрешные смогут освободить Иерусалим - не силой оружия, а лишь с Божьей помощью.

В 1212 году тысячи немецких ребятишек толпами устремились на юг, перешли через Альпы и добрались до Генуи. По дороге многие умерли от голода и жажды. В Генуе и Марселе купцы погрузили детей на корабли, чтобы доставить их в Палестину. Некоторые корабли, попав в бурю, затонули, а остальные пристали к берегам Северной Африки. Здесь уцелевшие дети были проданы в рабство.

В Северной Франции 12-летний пастушок объявил себя Божьим посланцем. К нему толпами стекались бедняки, в том числе дети. С пением церковных гимнов, держа в руках флаги, кресты и свечи, они направились к Парижу. Но король Филипп II Август, посчитавший эту затею бессмысленной, приказал им разойтись по домам.


Рыцарские шлемы и щиты с гербами

И народам восточных стран, и европейцам Крестовые походы стоили огромных жертв. И всё же Крестовые походы на Восток не прошли бесследно для Европы. Ещё более оживилась торговля на Средиземном море. Первенство в этой торговле перешло к городам Северной Италии — Венеции и Генуе. Итальянские купцы завладели целыми кварталами в портовых городах Сирии и Палестины. Их торговые поселения появились и на побережье Чёрного моря — в Крыму и на Кавказе.

Живя в восточных странах, европейцы позаимствовали новые земледельческие культуры: рис, гречиху, лимоны, абрикосы, арбузы; стал использоваться в пищу тростниковый сахар. Ветряные мельницы, появившиеся в то время в Европе, тоже были заимствованы на Востоке. Европейцы научились изготавливать шёлк и стеклянные зеркала, лучше обрабатывать металлы. Было усовершенствовано строительство замков. В моду вошли богатые восточные ткани и мусульманский головной убор — тюрбан. Появились горячие бани, на Западе стали мыть руки перед едой.

Крестовые походы с благословения или по прямому указанию пап римских совершались в Европе практически до конца Средних веков. Так, в ходе северных Крестовых походов (XII—XIV века) часть территории финнов и карел была присоединена к Швеции, жителей насильно окрестили.

Первый Крестовый поход

Третий Крестовый поход

Четвёртый Крестовый поход

Подведём итоги

• средневековое общество было разделено на сословия, первым из которых считалось духовенство;

• в середине XI века произошло разделение христианской церкви на католическую и православную;

• в XI—XIII веках католическая церковь достигла большого могущества и обладала огромными богатствами;

• папская власть вела борьбу с еретиками путём отлучения от церкви, военных походов и суда инквизиции;

• в XI XIII веках церковь организовала несколько Крестовых походов в Святую землю;

• в XII —XIII веках были созданы монашеские организации — нищенствующие ордены и военно-рыцарские ордены.

Вопросы и задания к главе VI

1. Что такое сословие? Чем различалось положение разных сословий и что в них было общего? 2. Когда и почему произошёл раскол христианской церкви на католическую и православную? 3. Почему рост богатств католической церкви стал угрожать её авторитету? Какими средствами папы римские восстанавливали своё положение в обществе? 4. Сравните отношения между церковью и светской властью в Западной Европе и в Византии 5. Кого называли еретиком? Как церковь боролась с еретиками? 6. Какие цели ставили перед собой участники Крестовых походов? Добились ли они их? 7. Какие изменения в отношения Востока и Запада внесли Крестовые походы? 8. Какой из Крестовых походов вы считаете важнейшим по своему значению и историческим последствиям? 9. Расположите в хронологической последовательности события, связанные с историей: а) образование духовно-рыцарских орденов; б) Крестовый поход детей; в) речь папы Урбана II в Клермоне; г) разгром крестоносцами Константинополя. 10. Что было свойственно католической церкви в отличие от православной (выберите правильные ответы): а) богослужение велось на латинском языке; б) священникам можно было жениться; в) церковь возглавлял папа римский; г) священники не брили бороды?

Творческие работы и проекты

2) Напишите от лица крестьянина или рыцаря воспоминание о подвигах и приключениях но дороге в Палестину, в арабских землях. Не забудьте объяснить, о каком походе идёт речь. Постарайтесь рассказать о местных жителях мусульманах.

Читайте также: