Тест на эмоциональное отношение ребенка к детскому саду

Обновлено: 02.07.2024

Прекрасным средством познания чувственного мира ребенка являются рисовальные тесты (пробы).

Рисунок дает ребенку возможность создать систему информации с использованием графических знаков в период, когда устная речь предоставляет ему гораздо более бедные коммуникативные средства. В силу этого именно посредством детского рисунка можно узнать о внутреннем мире ребенка то, что трудно, практически невозможно, постичь другими способами.

Рисунки удобны для организации исследования; весь необходимый инструментарий - это лист бумаги и карандаш; ребенок как бы сам фиксирует при помощи карандаша движение мысли. Это дает возможность воспитателю-исследователю обращать больше внимания на изменение эмоционального состояния испытуемого, отмечать особенности самого процесса рисования.

В числе рисовальных проб, которые могут быть использованы для диагностики эмоциональной сферы дошкольников,- рисунки "Дорога в детский сад" и "Я иду в школу".

Для графического проекционного тестирования необходимы : лист белой бумаги (21 Х 29 см, набор цветных карандашей, резинка. Ребенку предлагается нарисовать дорогу в детский сад (школу, не уточняя при этом содержания будущего рисунка.

Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут). Процесс тестирования состоит из двух частей - рисования и беседы. На все уточняющие вопросы ребенка следует отвечать, что он может рисовать, как ему хочется. В протоколе отмечается: отношение к заданию; последовательность рисования предметов, деталей; паузы более 15 секунд; стирание деталей; спонтанные комментарии ребенка; эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После окончания рисования воспитатель задает ряд вопросов о рисунке, например: "Что ты нарисовал? А кто еще идет рядом с тобой? Что делают дети? Им весело или скучно? Почему?" и т. д. Нужно попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком, уточнить значение определенных деталей. При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может вызвать тревогу, настороженность ребенка.

Интерпретация рисунка. Анализ структуры рисунка содержит учет количества изображенных на рисунке объектов - как неживых предметов, так и детей, животных. Очень важно изучить расположение их по отношению друг к другу, поскольку рисунок может отражать реальные события (воспринимаемые, желаемые, или то, чего ребенок боится, избегает. Близость ребенка к зданию или к другу, когда дети изображены, взявшись за руки, показывает эмоциональное благополучие. Если же ребенок помещает себя в отдалении от группы детей, здания детского сада, это свидетельствует об отдаленности, отчуждении себя от других, чувстве тревожности по отношению к детскому саду.

Анализ особенностей нарисованных фигур, предметов. Эмоциональное отношение ребенка к другим детям и детскому саду в целом выражается прежде всего в:

1) количестве изображаемых деталей: присутствуют ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, лоб, шея, плечи, руки, пальцы, ступни и т. д. у человека; полностью ли изображено здание - стены, крыша, двери, окна (открыты ли они, крыльцо, занавески, ручки дверей, дорога - булыжник или асфальт, тропинка, посыпанная песком, и т. д;

2) декорировании - детали одежды и украшения: шапка, воротник, банты, портфель, ремень, пуговицы; цветы на окнах; вдоль дороги - цветы, колючки и т. п.

Самых значимых и близких людей ребенок, как правило, изображает большими по величине. Иногда крупная фигура воспитателя, расположенная в центре на листе бумаги, может говорить о его авторитарности, подавлении других.

Значительно меньшими, чем других взрослых и детей, рисуют себя те, кто неуверен, низко оценивает себя, чувствует свою неумелость и требует внимания, заботы, ласки окружающих.

Информативна и абсолютная величина фигуры. Большие фигуры, здания, занимающие целый лист бумаги, рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети. Изображение маленьких фигур нередко связано с тревожностью, чувством небезопасности.

При анализе процесса рисования следует обращать внимание на последовательность изображения деталей, людей, предметов, животных; на возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам; паузы; спонтанные комментарии; цвет.

Интерпретация процесса рисования требует большого опыта и хорошего знания личности ребенка, его окружения. Изображение в первую очередь себя может говорить об эгоцентризме ребенка; если он изображает мать, воспитателя, то они для него особо значимы, эмоционально близки. Если фигура человека декорирована, есть основание полагать, что ребенок хочет быть похож на него. Возвращение к рисованию каких-то деталей может указывать на главное, доминирующее переживание, связанное с определенными деталями рисунка. Паузы перед рисованием чаще всего связаны с напряженными, конфликтными отношениями и являются внешними проявлениями диссонанса мотивов. Ребенок как бы решает: рисовать ему этого человека, объект, предмет или нет. Стирание изображенного, перерисовка может быть связана с негативными эмоциями к человеку или же наоборот, с желанием как можно лучше изобразить предмет или человека. Здесь уже педагог (психолог) судит по конечному результату. Комментарии ребенка проясняют смысл рисуемого, выдают наиболее эмоционально значимое для него.

Положительное эмоциональное отношение к детскому саду (школе, друзьям выражается в ярких чистых тонах рисунка. О негативном отношении ребенка к детскому саду (школе, его отрицательных эмоциях будет свидетельствовать преобладание темных тонов, нелюбимых красок.

Для изучения эмоций и эмоциональных состояний дошкольников часто используют рисуночный тест Бака "Дом. Дерево. Человек". 0н позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.

Как правильно создать развивающую среду в особый период развития ребенка. Сенсорное развитие детей раннего возраста Ранний возраст - особый период развития ребенка. Как же правильно создать для него развивающую среду? Как вести себя с ребенком, чтобы содействовать.

Диагностический инструментарий
для воспитателей (и других педагогов ДОУ)
по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребёнка.

Оценить 4716 0

Диагностический инструментарий

для воспитателей (и других педагогов ДОУ)

по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребёнка.

(г. Жигулёвск, Самарская область)

Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы осознать, проанализировать групповую ситуацию, для чего предлагаются следующие методики изучения оценки психологического климата и эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада (перечень используемых методик – батарея методик – конкретизируется сообразно определенным условиям)

Тест на эмоциональное отношение - выявляется отношение ребенка к различным видам деятельности ребенка в ДОУ, режимным моментам, взаимодействию со сверстниками и/взрослыми (см.Приложение2)

- Обстановка в группе.

- Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.

- Взаимоотношения между детьми.

Методика “Секрет” (”Подарок”) - разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой. Цель: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия (см. Приложение 4)

Методика диагностики форм общения (по М.И. Лисиной), определяющая ведущую форму общения ребенка со взрослым.

Методика исследования межличностных отношений (по Рене Жилю, адаптированный результат)/ребенка с окружающими людьми

Методика исследования эмоционального состояния (по Э.Т.Дорофеевой)

Используемая литература (и другие источники):

Каше Г.В. подготовка к школе детей с недостатками речи. М.

Корнеева Н.Н., Программа "Хочу все знать!" для детей с ограниченными возможностями здоровья

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1993г.

Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М., 1997г.

Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка ребенка со сверстниками и взрослыми. – Л., 1991г.

Создание психологического комфорта в Группах детского сада (семинар –практикум)

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. дети с фонетико – фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно – методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М. 2011г.

Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. С Пб., 2008г.

Чиркина Г.В., Филичева Т.Б.. Основы логопедической работы с детьми. – М., 2010г.

Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М. – Воронеж, 2009г.

Приложение 1А

Цель методики – определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению.

Цветовая диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком: в течение первого месяца посещения детского сада, после трех и шести месяцев нахождения в дошкольном учреждении.

Детям предлагается в игровой форме выбрать один из домиков разного цвета. В методике используются следующие цвета: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, серый, черный.

После выбора домика с ребенком проводится беседа:

- Кате нравится ходить в детский сад?

- Что Катя будет делать в детском саду?

- Что Кате больше всего нравится в детском саду?

- Что Кате не нравится в детском саду?

В ходе диагностики показатели фиксируются и протоколируются.

Типы реагирования на задание:

I . Резко негативная реакция на предложенное задание.

Отказ от участия.

II . Негативная реакция.

1. Ребенок неохотно вступает в игровую ситуацию. Речевое сопровождение практически отсутствует. Отмечается напряженность в поведении. Выбираются дополнительные цвета – коричневый, серый, черный. При ответе на вопросы волнуется. Все сводится к тому, что дома с мамой (или другими членами семьи) лучше.

2. Ребенок достаточно быстро соглашается принять участие в задании. Во время проведения диагностики заметны раздражительность, агрессивность, преобладание негативных эмоций, большая подвижность. Домики выбираются серого, черного или коричневого цветов. Проявляется нежелание общаться с детьми и некоторыми взрослыми. Отмечается большая речевая активность.

III . Безразличная реакция на задание.

Речевое сопровождение практически отсутствует. Отмечаются вялые ответы на вопросы. Ответы больше свидетельствуют о необходимости посещения детского сада, так как родителям надо ходить на работу. Выбор цветов такой же, как и во второй группе (серый, черный, коричневый).

IV . Тревожная реакция.

2. Доброжелательная реакция на игровую ситуацию, но во время проведения диагностики обращает на себя внимание нерешительности, как при выборе цвета домика, так и при ответах на вопросы. В детском саду дошкольники данной группы хотят больше играть с детьми, а также, чтобы взрослые (воспитатели) уделяли им большое внимание. Выбираются зеленый или синий цвет. В начале выполнения задания отмечается почти полное отсутствие речевого сопровождения, к концу методики ребенок использует речь значительно чаще.

V . Позитивная реакция на участие в задании.

Приложение 1 А(продолжение)

Активное и доброжелательное участие в задании. Домики выбираются желтого или красного цвета. В детском саду нравится играть и общаться с детьми и взрослыми. Не нравятся поступки некоторых детей. Выбор домиков и действия детей сопровождаются речью.

На основании полученных данных можно выделить три типа отношений детей к детскому саду:

1. Негативное отношение. Данный тип отношений к детскому саду отмечается у детей с явным преобладанием отрицательных эмоций в ходе проведения диагностики ( I и II группы реагирования).

2. Амбивалентное отношение. В эту категорию отнесены дети, у которых наблюдалась безразличная или тревожная реакция на предложенное задание ( III и IV группы реагирования).

3. Положительное отношение. Данный тип отношений к образовательному учреждению отмечается у детей с явным преобладанием позитивных эмоций в ходе выполнения задания ( V тип реагирования).

Приложение 1Б

Схема наблюдения за поведением ребенка в процессе психологического обследования

Цель:определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению.

Фамилия, имя ребенка ______________________________________________

Дата проведения ___________________________________________________

1. Принятие задания:

негативная реакция (иногда вплоть до отказа от участия в тесте);

безразличная реакция на задание;

быстрое включение в задание;

2. Включенность в ситуацию:

пассивное участие в задании (ребенок неохотно принимает участие в игре, речевое сопровождение практически отсутствует, плохо вступает в контакт с экспериментатором);

активное участие (ребенок охотно и быстро принимает ситуацию, охотно вступает в контакт с экспериментатором)

3. Эмоциональные состояния:

преобладание негативных эмоций;

равное проявление как положительных, так и отрицательных эмоций;

явное преобладание позитивных эмоций

4. Выбор цвета:

выбор темных цветов (черного, коричневого, серого) говорит о преобладании негативных эмоций, связанных с посещением детского сада: чувства тревоги, страха, реакции протеста;

выбор красного и фиолетового цветов говорит о преобладании таких эмоциональных состояний, связанных с посещением детского сада, как раздражительность и агрессия;

выбор зеленого и синего цветов говорит о наличии чувства беспокойства, тревожности;

выбор желтого, красного цветов – о преобладании положительных эмоции

5. Речевое сопровождение:

речевое сопровождение отсутствует; малая речевая активность (ребенок неохотно отвечает на вопросы взрослого, ответы в основном односложные);

нормальная речевая активность (ребенок охотно вступает в контакт с экспериментатором, отвечает на вопросы предложениями, сопровождает речью свои действия;

чрезмерная речевая активность (речь сопровождает действия ребенка, от ответа на вопросы переходит к рассказам из жизни)

Выводыпо определению типа отношения ребенка к детскому саду:

Приложение 2

Тест на эмоциональное отношение.

Материал:лист бумаги, цветные карандаши.

Младшим и средним детям даются готовые карточки с нарисованными 5 кружками. Старшим детям предлагается нарисовать 5 кружков через клетку.

Вопросы можно подобрать самим.

Детей сажают по одному за стол.

1. Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь в детский сад.

2. Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься математикой.

3. Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты играешь.

4. Закрась четвертый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты уходишь домой.

5. Закрась пятый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты ложишься спать.

Проводят до 3 раз.

Обозначение цветов

Красный – возбужденное, восторженное отношение.

Оранжевый – радостное, приятное.

Желтый – теплое, доброжелательное.

Синий – грустное, неудовлетворительное.

Фиолетовый, коричневый – тревожное.

Черный – печаль, уныние.

Если черным цветом постоянно закрашивается один или несколько видов деятельности, то воспитателю надо немедленно обратить внимание на это. Например, на занятиях: пересмотреть структуру, содержание, чтобы ребенку было интересно, и так по каждому виду деятельности.

Приложение 3

Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию с использованием следующей схемы:

Обстановка в группе.

1. Какова атмосфера в моей группе? (Общие впечатления.)

2. Почему я так думаю?

3. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?

4. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные?

Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.

1. С кем из детей у меня хороший контакт?

2. Чем это объясняется?

3. С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?

4. Чем это можно объяснить?

Взаимоотношения между детьми.

1. Между какими детьми существуют хорошие отношения?

2. Чем это вызвано?

3. Какие дети часто ссорятся между собой?

4. Почему это происходит?

5. Каких детей часто обижают?

6. Почему это происходит?

Приложение 4

Диагностическая методика “Секрет” (”Подарок”)

(разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой)

Цель: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.

Эксперимент проводится педагогом-психологом и (или) старшим воспитателем индивидуально с каждым ребенком, желательно в первой половине дня. Дети с воспитателем находятся в групповой комнате. Педагог-психолог приглашает одного из детей группы в спальную комнату (или раздевальную), предлагает сесть за стол, на котором заранее разложены картинки или игрушки в количестве трех предметов.

Инструкция: “Сегодня все дети вашей группы по секрету, чтобы пока никто не знал об этом, дарят друг другу картинки (игрушки). Здесь на столе лежат картинки (игрушки), которые ты можешь подарить. А другие дети подарят тебе, ведь сегодня все друг другу дарят. Ты хочешь подарить картинки (игрушки) детям вашей группы? (Получив положительный ответ, взрослый продолжает). Тогда выбери, пожалуйста, картинку (игрушку), которая тебе больше всех нравится. Кому из детей вашей группы ты хочешь ее подарить? Почему?

(Получив ответ, взрослый предлагает положить подарок под подушку названному сверстнику, если эксперимент проводится в спальне, или в шкафчик, если с ребенком беседуют в раздевальной). Кому из детей ты хочешь подарить вторую картинку (игрушку)? Почему? А третью?”

После того, как все подарки разложены, взрослый задает ребенку вопросы: “Есть в вашей группе такие дети, которым тебе совсем не хочется дарить? Почему? Как ты думаешь, кто из детей тебе подарит? Почему? А кто из детей не захочет тебе дарить? Почему?”

Ответы фиксируются в протоколе. По окончании эксперимента взрослый благодарит ребенка и просит его хранить секрет. Чтобы исключить возможность сговора, ребенка провожают в другое помещение. Когда все дети группы сделают свой выбор, педагог-психолог выявляет детей, которые ничего не получили, и кладет им 1 или 2 картинки (игрушки), а затем приглашает всех в спальную (или раздевальную) комнату, чтобы получить подарки от сверстников. При этом желательно регистрировать поведение и высказывания детей.

Приложение 5

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.

Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы:

1. Ребенок рисует только здание.

2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.

3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Первая группа рисунков – самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и не отождествляется с происходящими там событиями.

Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя: значит, события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается.

Нужно обратить внимание на другие элементы картинки: присутствуют ли на рисунке дети, воспитатель, игровое поле, игрушки. Их наличие говорит о том, что ребенок изобразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений к ним. Игровое поле, например, очень важный элемент.

Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке – положительный момент. Значит, педагог для ребенка – значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку – спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот. Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагог как носителя словесной (вербальной) агрессии.

Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки.

О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).

Насыщенно фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного – о переизбытке эмоциональных стимулов.

Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумага штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.

Примечание.Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы, которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, выполненный на занятии по рисованию.

Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы внести в рисунок.

Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит подарить ему рисунок на память.

Какие-то элементы рисунка могут оказаться для педагога непонятными, а какие-то приведут к ложным выводам. Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность или психический дискомфорт ребенка, связанные, например, с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, или с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т.п.

Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.



Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста я в своей работе выявляю, используя метод наблюдения, а также различные диагностические методики.

Регулярные наблюдения за детьми в естественных ситуациях - в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него, позволяют достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада при взаимодействии с воспитателями, родителями и со сверстниками, в процессе организации деятельности и отдельных режимных моментах.

Более углубленную диагностику по результатам наблюдения или по запросу педагогов, родителей уже провожу используя ту или иную, подходящую в конкретном случае, диагностическую методику.

Представляю комплекс методик,

используемых мною для оценки состояния эмоционально-волевой сферы.


Диагностика эмоциональной сферы дошкольник (Л.П.Стрелкова)

Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров:

- адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;

- дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

- широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;

- адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

(Авторская - Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)



Цель: Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального состояния ребенка

Задачи:

• Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями.

• Развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения.

• Развивать у детей навыки самоконтроля.

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

Методика "Выбери нужное лицо"


Данная методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду.

Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.

Методика «Контурный САТ-Н

(Детский апперцептивный тест

Л. Беллак, О. Беллак)


Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального раз вития ребенка.

Диагностика эмоциональной сферы дошкольников

Определение настроения ребенка на занятиях проводится с помощью цветового теста эмоциональных состояний на основе теста Люшера. Плохое настроение ребенка, сложные взаимоотношения с педагогом или сверстниками могут повлиять на успешность его деятельности.

Для диагностики потребуется 8 цветных квадратиков, которые представленына рисунке.

Ребенку предлагается выбрать квадратик, который похож на его настроение во время занятия, а потом квадратик-настроение во время общения с педагогом. Далее для сравнения вы можете предложить ребенку выбрать цвет, который похож на его настроение дома, в детском саду, когда он общается с мамой, другом и т. д.


Мы предлагаем вам интерпретацию цветовых выборов и цветовых ассоциаций. Безусловно, следует соотнести полученные результаты с вашими наблюдениями за ребенком во время занятий или наблюдениями педагога.

Синий цвет — этот цвет выбирают спокойные, чувствительные дети. Их настроение в целом положительно, хотя присутствует некоторая печаль. У ребенка существует потребность в глубоком, понимающем его собеседнике, в индивидуализированном общении. Занятия, где нет личного контакта с педагогом, им не комфортны, они замыкаются в себе, грустят.

Зеленый цвет — этот цвет выбирают дети с высоким уровнем притязаний. Они испытывают потребность быть первыми, потребность в похвале. Еще для них значимо уважительное к ним отношение со стороны педагога и сверстников, они любят, чтобы их ставили в пример другим.

Красный цвет — этот цвет предпочитают энергичные, активные дети. Им нравится пошуметь, пошалить, могут быть заводилами в играх. Цвет показывает, что на занятиях у ребенка хорошее, активное состояние.

Желтый цвет означает, что ребенок ожидает от занятий только хорошего, склонен слушаться педагога, выполнять его указания.

Фиолетовый цвет — цвет слишком детского поведения, потребность в опеке, похвале. Ребенок может не соблюдать дистанцию в отношениях со взрослыми, в случае слишком строгих, жестких требований может капризничать, закатить истерику. В целом настроение положительное.

Коричневый цвет — цвет тревоги, дискомфорта не только эмоционального, но и физического. У ребенка может болеть голова, живот, его может затошнить. Ребенок может переживать из-за того, что его достижения не соответствуют ожиданиям педагога или родителей.

Черный цвет — этот цвет выбирают дети, которым не нравится то, что происходит на занятиях, они выражают свой протест, бунтуют, не подчиняются требованиям взрослых. Это состояние открытого конфликта с педагогом или сверстниками, или с той деятельностью, которой им приходится заниматься.

Серый цвет — цвет пассивного неприятия. Серое настроение означает, что ребенок скучает на занятиях, что он безразличен к происходящему, не вникает в процесс, пропускает мимо ушей указания педагога. Часто это происходит оттого, что ребенок не видит смысла в занятиях, поскольку у него не получается выполнять требования.

Таким образом, синий, зеленый, красный, желтый и фиолетовый цвета говорят об эмоциональном благополучии ребенка, а коричневый, черный и серый — о неблагополучии. На основе интерпретации цвета и наблюдений за поступками и поведением ребенка вы можете понять, насколько комфортны для него занятия.

Читайте также: