Зачем в школе нужен хор в

Обновлено: 05.07.2024

Самой широкой и массовой школой музыкального воспитания и образования является хоровое пение. Подлинное приобщение к миру хоровой музыки – непременное условие гармоничного развития личности ребенка во все времена.

Д.Б. Кабалевский подчеркивает, что хоровое пение, являясь активной формой музыкального образования, само является предметом искусства, требующим творческой, деловой обстановки и своеобразной хоровой организации учащихся на уроках.

Хоровое пение детей – одно из главных средств школьного музыкального воспитания. Занятия в хоровых коллективах способствуют гармоническому развитию личности школьника. Хоровое пение, как наиболее умственный вид массового музицирования на протяжении столетий, является основной формой музыкального воспитания и просвещения народа. Хоровое искусство имеет огромное воспитательное значение и благотворно сказывается на общем развитии подрастающего поколения.

Хоровые занятия в общеобразовательной школе формируют такие качества, как: эмоциональность, коммуникабельность, инициативность, ответственность, организованность, коллективизм, трудолюбие, креативность. Развиваются познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, воля. Развиваются специальные умения и навыки: сценическая культура, эстетический вкус, творческие способности, певческие навыки.

Занятия хором – комплекс учебных знаний, тесно связанный с другими учебными дисциплинами музыкального, эстетического и общеобразовательного циклов. Хоровое пение – единственный предмет в учебном плане, содержащий в себе такое количество межпредметных связей. Хоровые занятия имеют особое значение, т.к. проявляется коллективная форма занятий. Коллективная форма творчества выступает важной строкой и в духовном, и в нравственном воспитании школьников.

Так же мы принимаем ежегодно участие на фестивале, посвященном Дню славянской письменности (24 мая).

Из опыта работы хочу сказать, что большинство детей посещают занятия хора с удовольствием. После очередного выступления многие дети хотят записаться в хор. Интерес – главный фактор учебного роста детей.

На репетициях хора я использую игровые методы, ударные инструменты для ритмического сопровождения (трещотки).

Музыка – один из прекраснейших видов искусства. Она обладает удивительной силой и властью над нами. Хоровое пение – искусство уникальных возможностей. Задача взрослых - приобщить подростков к хоровому пению. Ведь хоровое пение – это тяга к самовыражению души человека, жаждущего проявить качества лидера. Ребенку можно предоставить возможность быть солистом, сыграть сложный ритм на ударном инструменте, или быть ведущим концерта.

Состав моего хора – 40 человек.

Вокальные упражнения (распевания). Пение упражнений перед началом разучивания и исполнения хоровых произведений служит своеобразной настройкой голоса, помогает привести его в рабочее состояние.

Работа над гласными. Специфика исполнения гласных звуков в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Главной задачей в работе над певческой артикуляцией является выравнивание звучания гласных по тембру, что называется их нейтрализацией.

Работа над согласными. Глухие согласные произносятся твердо. Шипящие согласные произносятся шепотом.

Дикция в хоровом пении. Четкое произношение слов является непременным условием хорошего хорового пения. Условием ясной дикции в хоре является безупречный ритмический ансамбль.

Сольное пение. В процессе занятий формируются основные вокальные навыки, исправляются дефекты речи, развивается слух, чистота интонации, чувство ритма и на основе этого разучиваются и художественно выразительно исполняются музыкальные произведения.

Метод сравнительного анализа. При помощи метода сравнительного анализа дети учатся не только слушать различных певцов, но и оценивать собственное исполнение. Это формирует навыки самоконтроля, столь необходимого для успешного обучения.

Список используемой литературы

Во многих школах учителей по музыке обязуют организовывать занятия по хоровому пению. Для чего? Ну, естественно, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах и прочих мероприятиях поднимают престиж школы. Да и учитель музыки тоже получает блестящие капельки славы и. еще чего-нибудь хорошего и материального, пусть и тоже в капельках.

Как оно чаще всего происходит (критерии отбора)

1) Учитель музыки прямо на уроке просит спеть акапельно куплет известной песни. Нравится пение - прошел. Не нравится - извини, приходи на следующий год.

2) Если "талантливых вокалистов" слишком мало, то в хор берут всех желающих подряд.

3) Если желающих тоже мало, то берут тех, кто есть. Все-таки, не всем дано хорошо петь.

И, выходит так, что основной костяк хора составляют в основном ЖЕЛАЮЩИЕ, а не реально ПОЮЩИЕ.

А надо ли это самим детям?

Обсуждая это со своими воспитанниками, а также вспомнив себя в школьные годы, выявила, какие же преимущества дает участие в школьном хоре самому ребенку.

Талантище

Девочка 10 лет, действительно хорошо поет. Но - она, увы из неполной и небогатой семьи . В музыкальную школу или студию водить некому, да и средств ей с мамой не хватает. А петь и выступать - хочется. Для этого ребенка школьный хор - и отдушина, и шанс показать себя и свой талант.

Веселая компания

Пока идут уроки, у детей слишком мало времени для нормального общения. На уроках разговаривать нельзя, а на переменах всё общение сводится к "дай списать домашку" или к совместным просмотрам роликов из тик-тока. А после уроков напряжение спадает, можно пообщаться на свободные темы. А хоровой класс - удобное место: та же компания, но уже не в строгих рамках учебы. Пение, конечно, уходит на второй план, но учитель музыки и этому рад. Ведь школьные хоры чаще берут количеством, а не качеством. (Напомню, я говорю об обычной средней школе, а не специализированных музыкально-эстетических лицеях).

А один воспитанник, парнишка 13 лет, честно сказал мне, что пошел петь в школьном хоре, потому что там есть девочка, которая ему нравится. Но на уроках эта девочка ведет себя как хмурая бука, а "на хоре" - дружелюбная и общительная. Вот он и ищет удобный момент для общения.

Обоснованный прогул

А большинство детей идут в школьный хор только по одной причине, самой банальной и подленькой: в те дни, когда проходят мероприятия и конкурсы, исполнителей чаще всего снимают с основных занятий для репетиций . Естественно, с согласия администрации. Ведь им выгодно, чтобы хор именно этой школы выступил лучше. А кому не нравится законно прогулять нелюбимый урок, да еще и остаться при этом чистым? Когда я сама училась в 5-6 классе, наш хор состоял практически на 80 процентов из таких участников.

А еще дети очень любят выездные мероприятия, которые объединяют в себе все 3 вышеперечисленных пункта.

А я думаю так:

Если ребенку хочется петь в хоре - почему бы нет. Это не занимает столько времени, как секция или музыкальная школа, и на уровень учебы повлиять не должно. Да и общаться со сверстниками лучше там, чем в подворотне. Но! Всё это я одобряю лишь в тех случаях, если ребенок действительно неплохо поет. А если нет - то и людей смешить не надо.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Хоровое пение: аспекты воспитания и развития,

или зачем нужен хор?

- Зачем же нужен хор, хоровое пение?

И не только. Поддерживает и здоровье.

Таким образом, правильное пение с детства успешно развивает и музыкальный слух, и голос. Голос увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и это дает эмоциональный всплеск, заряжая его жизненной энергией!

Петь можно одному, но лучше петь в хоре.

В хоровом коллективе голоса певцов сливаются, рождая чувство согласия в главном, растворяя мелкие несогласия, которые возникают в жизни. Это чувство единения людей рождает атмосферу творчества и сотрудничества, способность трудиться в команде. Пение в коллективе развивает творческие способности в любой области жизни. Неслучайно многие успешные люди пели в хоре.

Одним из важнейших моментом занятий в хоре, не только для детей, но и для взрослых, является снижение напряженности, вызванной различным социальным положением участников хора.

Например, Большой детский хор им. В.С. Попова.

В коллективе из почти 200 человек практически отсутствует вероятность конфликтов по социальному признаку, хотя участники хора представляют существенно разные слои общества. Ценно то, что ровные и равноправные взаимоотношения между певцами сохраняются практически на всю жизнь. Это заключение подтверждается наблюдениями за взаимоотношениями участников Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения с 1991 и, более чем 35-летними наблюдениями за участниками Большого детского хора).

Интересны и факты, касающиеся не только музыкального развития и воспитания детей, взаимоотношений, возникающих в процессе занятий хоровым пением.

Вот еще пример, касающийся здоровья.

Научный анализ данных по развитию детей, прошедших школу перинатального музыкального воспитания, показал их значительное преимущество по сравнению со сверстниками по многим параметрам. Причем это не столько музыкальные способности, сколько более высокие показатели по многим психическим и физическим параметрам. В процессе проведения 30-летних исследований в области применения СОНАТАЛ-педагогики (автор Михаил Львович Лазарев) были выявлены уникальные резервы хоровой музыки в области оздоровления беременной женщины и ребенка до и после рождения.

Педагоги говорят о том, что пение развивает владение речью, устраняет проблемы логопедии, помогает изучению математики и иностранных языков. Пение может рассматриваться и как один из методов преодоления заикания. Известно, что заикающиеся в повседневной жизни люди практически лишены этой сложности в пении. Этот навык со временем закрепляется и в повседневной речи.

Новейшие научные исследования подтверждают, что хоровое пение оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления. Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, связано с развитием способности нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения, а также других внутренних процессов, протекающих в организме. А эта способность нервной системы лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека.

Занятия хоровым пением способствуют развитию памяти. Это утверждение справедливо и для детей, и для взрослых.

Работа над хоровым произведением происходит как минимум в трех направлениях:

запоминание музыкально-речевой и темповой конструкции.

Это активизирует деятельность мозга, в то же время не перегружая его. Во время пения в кровь поступает б о льшое количество кислорода, что также способствует улучшению работы мозга.

Занятия в хоре тренируют мускулатуру, поддерживающую позвоночник. Во время хоровых занятий одно из требований к певцам – держать спину прямо. При пении сидя желательно, чтобы спина оставалась выпрямленной, а поясница прогнутой. При этом не следует касаться спинки стула, т.к. опора на спинку стула приводит к изменению этого положения и стеснению диафрагмы. Это положение не статично, оно сопровождается глубоким дыханием и активной работой межреберной мускулатуры, мускулатуры брюшной полости и полости спины. Замечено, что хористы, как правило, имеют правильную осанку, и, как следствие – меньше проблем с позвоночником.

Не остается в стороне и эмоциональная сфера. В процессе пения, переживая различные эмоции и взрослые, и дети не только обогащают свою эмоциональную сферу, но и за счет положительных эмоций стимулируют работу всего организма в целом.

Таким образом, занятия в хоре оказывают в целом положительное воздействие, как на детей, так и на взрослых.

способствуют развитию памяти и речи;

улучшают общее состояние здоровья;

способствуют правильному физическому развитию;

способствуют повышению успеваемости по точным наукам, литературе, русскому и иностранным языкам;

способствуют развитию навыков общения, повышают коммуникабельность, умение работать в коллективе;

уберегают от проявления агрессии;

формирует высокую самооценку, уверенность в собственных силах, нацеленность на общий результат;

повышает общий культурный уровень;

способствуют закреплению и сохранению культурных традиций;

уберегают от раннего употребления наркотиков, алкоголизма, курения;

способствуют развитию социальной толерантности, в том числе милосердию.

улучшается общее состояние здоровья, снижается количество дней нетрудоспособности;

способствуют укреплению, а в некоторых случаях восстановлению памяти;

способствуют повышению производительности труда на производстве (это относится и к представителям умственного и физического труда);

снижают социальную напряженность, как в коллективе, так и в обществе в целом;

повышают самооценку, способствует развитию нацеленности на результат;

способствует снижению преступности;

способствует поддержанию культурных традиций;

улучшают семейные отношения, в том числе отношения с детьми.

Конечно, хоровое пение – не единственный вид приобщения к высокой духовности через искусство, но это одна из самых естественных, доступных и любимых детьми форм творческого самовыражения, обладающая как видим, и особыми, только ей присущими достоинствами, а потому наиболее подходящая для эстетически-нравственного воспитания и детей, и взрослых.

Хоровое пение, в отличие от занятий в спортивных секциях, не провоцирует агрессивного стремления к лидерству, не провоцирует, а наоборот, снижает агрессию как таковую. Более того, оно тренирует нацеленность на получение общего результата за счет стремления к наилучшему выполнению собственной задачи.

Вот эти данные из приложения:

Среди детей, стоящих на учете в отделах по работе с несовершеннолетними в нескольких районах г. Москвы из 100 человек опрошенных занимаются:

в музыкальной школе – 1 человек;

в хоровой студии – 0 человек;

в спортивной секции – 22 человека, в т.ч.:

силовыми видами – 3 человека,

единоборствами – 6 человек,

футбол, баскетбол – 10 человек,

гимнастика – 1 человек.

Также по данным, полученным в инициативном порядке путем опроса нескольких адвокатов, ведущих уголовные дела Московской областной коллегии адвокатов, среди клиентов, проходящих по уголовным делам о нанесении телесных повреждений различной степени тяжести, доля выпускников музыкальных школ не превышала 5%. В тоже время доля людей, занимавшихся в спортивных секциях, составляла от 15 до 25%. В этой группе превалировали игровые виды: футбол и баскетбол.

Анонимный опрос, проведенный среди пациентов наркологического диспансера ЗАО г. Москвы показал, что среди опрошенных людей, доля занимавшихся в детстве в музыкальных школах, студиях, кружках и хоровых коллективах не превышает 7%.

Опрос, проведенный среди взрослых в очереди на выставку художника К.А. Коровина:

доля занимавшихся в детстве в музыкальных школах, студиях, кружках и хоровых коллективах составляет 52%;

доля занимающихся в настоящее время в музыкальных коллективах, или самостоятельно музицирующих среди взрослых – около 10%;

доля детей, в этой же очереди до 14 лет, занимающихся в музыкальных коллективах (школы, студии, кружки, хоровые коллективы) – около 70%.

Опрос, проведенный среди студентов и аспирантов московских вузов, занимающихся в академических хоровых коллективах (МГУ, МАИ, РГГУ) показал, что они меньше испытывают в среднем проблем с учебой, чем их коллеги. Они же отмечают меньше проблем в отношениях с преподавателями, равно как и преподаватели отмечают у хористов более высокую коммуникабельность и лучшие навыки общения.

По данным опроса, проведенного в нескольких хоровых коллективах (анонимный опрос проводился с привлечением волонтеров, сверстников хористов):

количество курящих в возрасте до 14 лет - не превышает 1%;

количество курящих в возрасте до 18 лет – не превышает 2%;

количество употребляющих алкоголь регулярно (от 1 раза в месяц до 1 раза в неделю) у детей до 14 лет – не выявлено;

количество употребляющих алкоголь в возрасте 14–18 лет – не превышает 3%;

количество употребляющих наркотики регулярно – не выявлено;

количество пробовавших легкие наркотики – не превышает 2%.

Приведенные выше данные исследований и примеры в большей мере касаются социальных проблем, проблем профилактики и здоровья, проблем воспитания и развития. И касаются, прежде всего, в связи с занятиями музыкой и хоровым пением. Но ведь результаты ошеломляют.

Как и еще один результат.

Список использованной литературы

Алмазов Е.И . О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодежи.//Развитие детского голоса.- М., 1963.

Апраксина О.А . Музыка в школьном учебно-воспитательном процессе.//Музыкальное воспитание в школе. 1982. №15.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., 2009.

Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.

Колтунова, И.А. Формирование духовности средствами музыки / И.А. Колтунова // Начальная школа. – 2002. – № 4. – С. 60–62.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев. 1972.

Турбовской, Я.С. Духовность как объект методологического рассмотрения / Я.С.Турбовской // Педагогика. – 2009. – № 9. – С. 3–13.

Чуйкова Т. А. Влияние репертуара на музыкальное развитие ребенка // Молодой ученый. — 2015. — №22.3. — С. 26-27.

Яковленко Т.В. Музыка и здоровье человека. (Электронный ресурс). - 04.06.2010.

1) ПЕНИЕ ИМЕЕТ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА.
Правильное пение, особенно хоровое, – это в первую очередь правильное дыхание, которое является неотъемлемой частью многих оздоровительных систем и видов спорта. Кроме того, оно влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечнососудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения. Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний, способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов, укрепляет иммунную систему. Внимание, заботливые родители! Пение – это профилактика многих серьезных заболеваний!


2) ХОРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ВОСПИТЫВАЮТ ВОЛЮ И ДИСЦИПЛИНУ: заниматься надо постоянно, регулярно и без перерывов. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, обучаясь в хоре, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку. Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!


3) ЗАНИМАЯСЬ ПЕНИЕМ, МУЗЫКОЙ, РЕБЁНОК РАЗВИВАЕТ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ.

Он пространственно мыслит, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальном произведении как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой, а профессора физики и математики

Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба. Внимание, дальновидные родители будущих математиков, химиков и инженеров! Петь и музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.


4) МУЗЫКА И ЯЗЫК – БЛИЗНЕЦЫ - БРАТЬЯ.

Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Не случайно хоровое пение способствует развитию речи, мышления.

ПОЮЩИЕ И ИГРАЮЩИЕ ЛУЧШЕ ГОВОРЯТ И ПИШУТ, ЛЕГЧЕ ЗАПОМИНАЮТ ИНОСТРАННЫЕ СЛОВА, БЫСТРЕЕ УСВАИВАЮТ ГРАММАТИКУ.

Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Пастернак и Л. Толстой, Ж.-Ж. Руссо и Р. Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку. Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.


5) МУЗЫКА СТРУКТУРНА И ИЕРАРХИЧНА:

крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов.

СТИХИЙНОЕ ПОНИМАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ ОБЛЕГЧАЕТ ПОНИМАНИЕ КОМПЬЮТЕРА, тоже сплошь иерархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по 2 уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.


7) МУЗЫКАНТЫ МЯГКОСЕРДЕЧНЫ И ОДНОВРЕМЕННО МУЖЕСТВЕННЫ.

ХОРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСТВЕ – ЭТО МАКСИМАЛЬНАЯ ВЫДЕРЖКА И АРТИСТИЗМ НА ВСЮ ЖИЗНЬ.

Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа певец, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своем темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер или оператор ЭВМ следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передает информацию по нескольким телефонам.

МУЗЫКА ПРИУЧАЕТ МЫСЛИТЬ И ЖИТЬ В НЕСКОЛЬКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ.

Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.


10) И, наконец, МУЗЫКА – НАИЛУЧШИЙ ПУТЬ К ЖИЗНЕННОМУ УСПЕХУ. Почему?

Смотрите пункты 1–9. Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости: Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене; Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своем ослепительном концертном платье, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом. Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, не пели ли в детском хоре, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру!
(Процитирована статья проректора Российской академии музыки им. Гнесиных, профессора, доктора искусствоведения, доктора психологических наук Кирнарской Д.К.)

Читайте также: