Lean startup краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Мы подобрали три кейса российских компаний, которые работают по методологии lean startup – среди них IT-компания, офлайновый бизнес и компания, которая сама не подозревала, что работает по технологиям lean.

LPgenerator

Конструктор лендингов LPgenerator создали в начале 2011 года братья Денис и Артем Кабалкины. С самого начала развития сервиса основатели интуитивно следовали некоторым принципам lean startup, а именно – тестировать гипотезы и продукты до того, как начинать масштабные продажи.

Сначала была запущена тестовая версия сайта LPgenerator, где можно было экспериментировать с дизайном посадочных страниц, использовать различные шаблоны, создать собственную страницу и следить за конверсией. После того, как пользователи создали несколько тысяч лендингов при помощи LPgenerator, владельцы ввели платные аккаунты.

В 2012 году компания имела оборот всего в несколько тысяч долларов в месяц, и Кабалкины для дополнительного финансирования пригласили в LPgenerator третьего соучредителя Максима Плосконосова. Новый партнер обещал помочь значительно увеличить продажи компании. После этого в LPgenerator стали вводить дополнительные услуги и модули – сейчас сервис предоставляет аналитику по источникам трафика и действиям пользователей, собственную CRM-систему по управлению поступившими заявками, возможность интегрировать платежные системы и сервисы email-маркетинга и т.п.

В результате внедрения новых модулей выручка компании составила около 60 млн рублей в 2014 году.

Почему стоит пользоваться методологией lean startup? А у вас нет выбора. В условиях кризиса подходы с большими погрешностями и бездумным расходованием ресурсов могут себе позволить только нерыночные компании. Для всех остальных lean – это, как минимум, модель выживания, а как максимум – модель роста.

В этот период, с августа 2014-го по март 2015-го, меня не интересовало ничего, кроме количества заказов на текущей неделе. Все остальное было на втором плане, нужен был рост. Я просыпался по ночам и обновлял страницу с количеством заказов — в надежде, что кто-то сделает заказ в 3 часа ночи. Иногда такие попадались, я засыпал довольным. Чаще — разочарованным

К счастью, мы росли. Правда, быстрее, чем создавались наши бизнес-процессы. Эффективность, аналитика, контроль за издержками? – Нет, мы нечасто вспоминали об этом. Помню, несколько раз мы забывали взять деньги с клиентов за коробку и случайно обнаруживали это через месяц-другой. Это было неважно, главное – у нас был новый клиент.

– Михаил Перегудов в своем блоге.

Мы постоянно находимся в режиме диалога с нашими клиентами. Обратная связь от клиентов – самая важная причина для запуска нового продукта или для изменения текущего. Хотя и не единственная. Например, есть вещи, до которых клиент не догадается, но когда ему их даешь – он счастлив.

Гипотезы мы тестируем очень быстро. Мы работаем по принципу минимально допустимой готовности продукта. Часто выдаем что-то на суд публики в полусыром состоянии – считаем, что лучше сразу проверить гипотезу, чем потратить на нее уйму времени и денег, а потом выяснить, что это никому не нужно.

Мы можем сегодня на совещании решить сделать новый продукт, а уже через 2-3 недели показывать что-то людям, пустить его в производство, собирать отзывы.

Все метрики по оценке эффективности, естественно, привязываются к главному – к выручке. Мы можем ставить какие-то промежуточные метрики для тех или иных стадий тестирования, но итог один: должна расти выручка.

За основу этой статьи мы взяли подход Эрика Риса Lean Startup - это методика бережливого стартапа.

Основная идея Эрика Риса заключается в том, что традиционный подход к развитию бизнеса не применим к стартапам, потому что стартапы всегда действуют в условиях неопределенности. На ранних этапах развития проекта необходимо постоянно тестировать гипотезы, совершать и устранять ошибки, быть гибкими и быстро принимать решения.

  • Применение классического менеджмента для стартапа: глубинное исследование рынка и долгосрочная стратегия развития. Этот подход не работает в условиях неопределенности.
  • Отсутствие какого-либо менеджмента вообще. Когда становится ясно, что классический менеджмент не подходит, стартап можем вовсе отказаться от менеджмента. Но этот подход также плох, как и первый.

При этом стартапом можно и нужно управлять, для этого и разработан метод Lean Startup.

Задача метода Lean startup — помочь предпринимателю избежать риска траты огромных денег и сил ради создания никому ненужного продукта.

В его основе лежит пять принципов:

Обратная связь, которую получает стартап в процессе своих экспериментов, может быть качественной - какие опции продукта нравятся, а какие нет, или количественной - сколько клиентов пользуется продуктом, количество зарегистрировавшихся.

MVP — это версия продукта, позволяющая запустить цикл „создать-оценить-научиться“ с минимальными усилиями, потратив как можно меньше времени на разработку.

Цель создания MVP — как можно быстрее начать обучение и тестирование на практике. MVP нужен для проверки гипотез предпринимателей, он не должен быть совершенным, он должен быть качественным настолько, чтобы привлекать первых клиентов.

После запуска MVP становится ясно - пользуется продукт спросом или нет. Если нет, нужно совершить вираж - изменить стратегию и создать новую гипотезу, чтобы также ее протестировать.

Вираж требует изменение стратегии с учетом того, какие данные были получены в первом тесте. По сути вираж - это сочетание научного метода проверки гипотез и творческого видения.

Применение метода Lean Startup дает возможность избежать лишних трат за счет быстрого тестирования гипотез без крупных вложений.

Если вы хотите привлечь инвестиции в свой проект и сделать это грамотно, приходите к нам на бесплатный мини-курс, где вы узнаете все тонкости презентации своего проекта и сможете выступить с ним перед инвестором на нашем демо-дне!

Термин "бережливый стартап" стал элементом лексикона предпринимателей, стартаперов и инвесторов благодаря Эрику Рису и Эшу Маурья, описавших эту концепцию в своих книгах. Впоследствии она зарекомендовала себя как гибкий и экономичный способ начать развитие собственного проекта и была применена многими проектами, впоследствии ставшими успешными компаниями. Давайте разберемся, какие принципы лежат в основе концепции бережливого стартапа и какие принципы помогут ее внедрить.

Основная идея

Главную мысль концепции бережливого стартапа можно сформулировать следующим образом. Большинство стартапов проваливаются, несмотря на многочисленные исследования рынка, проработанную бизнес-модель, согласованные бизнес-планы и даже солидные инвестиции. Это происходит из-за того, что стартапам совершенно не подходит традиционный подход к развитию бизнеса.

Такие проекты функционируют в условиях крайней неопределенности, соответственно, на старте им важно быть гибкими, быстро тестировать гипотезы и регулярно собирать обратную связь. Ресурсы должны использоваться максимально экономно и аккуратно, что касается как финансов, так и времени, кадров и усилий.

Почему стартапы терпят крах?

Эрик Рис считает, что проекты проваливаются из-за двух основных причин.

  1. Чрезмерное увлечение традиционным подходом к ведению бизнеса.
  2. Отказ от менеджмента, когда традиционные подходы не работают.

Между этими двумя крайностями и лежит концепция бережливого стартапа.

Главные принципы бережливого стартапа

В основе этой методики развития проекта лежит 5 принципов.

  1. Концепция бережливого стартапа может быть применена в компаниях любого масштаба, даже в крупном бизнесе, вне зависимости от сферы деятельности.
  2. В основе предпринимательства лежит менеджмент. Стартапу нужен особый, гибкий менеджмент, который поможет проекту стартовать в условиях неопределенности.
  3. Подтверждение фактами. Задачи стартапа не ограничиваются производством продуктов и принесением дохода. Проект и команда должны регулярно обучаться на проверенных фактах, результатах тестирования гипотез и мнении потребителей.
  4. Цикл "создать — оценить — научиться". Предлагайте пользователям минимальный продукт без опций, которые могут понравиться потенциальным потребителям, тестируйте его на реальных клиентах, собирайте обратную связь и модернизируйте продукт с учетом полученных данных.
  5. Учет инноваций. Используйте систему критериев и метрик, которые позволят оценить полезность модификаций продукта и динамику стартапа в целом.

Однако проект не спасет ни эффективный менеджмент, ни талантливая команда, если продукт не нужен пользователям. Как без затрат денег, сил и времени понять, чего хочет рынок?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо научиться понимать, что приводит к взаимопониманию между потребителями продукта и его создателями. Не нужно строить гипотезы на домыслах, оптимальный подход — максимально быстро проверять гипотезы на практике и изменять продукт с учетом результатов тестирования.

Концепция бережливого стартапа учит предпринимателей выпускать минимально рабочую версию продукта и "оттачивать" ее на основе реальной обратной связи от клиентов — именно такой подход позволит проекту сэкономить усилия команды, время и денежные ресурсы.

Понравилась статья? Тогда ставьте лайк и подписывайтесь на канал , чтобы не пропускать новые выпуски!

Что такое Lean Startup

Это методология "бережливого" (Lean) запуска бизнеса. Она включает целый ряд инструментов и практик. В числе самых известных: подход Customer Development и модель Lean Canvas.

Зачем нужнен Lean Startup

Большинство стартапов умирает в первый год своего существования. Причина — заканчиваются деньги. Вам нужно быть уверенными в том, что то, что вы делаете, будет востребовано. Lean Startup позволяет снизить риски и повысить вероятность выхода на рынок востребованного продукта.

Как использовать Lean Startup

Проведите Customer Development своей своей целевой аудитории. Создайте Lean Canvas. Провалидируйте вашу идею на людях — проверьте, готовы ли они платить деньги за ваш продукт.

Стартап является инновационным стилем работы

  • своей быстротой;
  • высокой динамикой;
  • быстрым результатом.

Почему так происходит?

Мы видим причину в классике продакт–менеджмента – водопадном подходе. Там всё понятно: сначала известны проблемы, потом становятся известны решения. Результат: переход к следующей стадии (от согласования к реализации, например).

Как устроен процесс производства в Agile?

Реальная жизнь продукта такова:

Проблемы неизвестны – решения неизвестны. Так происходит потому, что нет Владельца продукта. Работа с рынком нулевая: никто ничего не знает о том, кому и как поставлять. Чего же не хватает для успеха? Стремления к результату. А для этого нужно обновлять и улучшать знания о конечном пользователе продукта.

LeanStartup — инновационный подход

Он сочетает в себе исследование пользователей и итеративное производство. Данный способ отлично подходит, как для старта новых продуктов с выходом на рынок, так и старта проектов в in-house.

Это происходит вот так:


Agile–подход позволяет нам быстро получить обратную связь от пользователей за счет потенциально готового продукта в конце каждой итерации. Но разработка даже одной итерации требует времени и сил.

Прекрасный ответ – Flickr. В 2004 году он разрабатывался в виде онлайн–игры с чатами и обменом фото. А потом превратился в полноценный сервис для хранения фотографий и их обсуждения. Позднее стал своеобразной социальной сетью для фотографов.

Как так вышло? При его разработке велось общение с рынком и заказчиками. И разработчики корректировали свой путь. На стадии внедрения они попали в брешь восприятия, осознали, что игра никому не нужна, переосмысли свой продукт, а затем пришли к успеху.


1. Инноваторы – активно используют новую технологию, часто просто из–за интереса к ней, даже в ущерб преимуществам

  1. Ранние пользователи – первые используют технологию из–за даваемых ей преимуществ
  2. Раннее большинство — полагаются на других для получения практических советов
  3. Позднее большинство – не интересуются технологией как таковой, покупают стандарт де факто
  4. Поздние пользователи (отстающие) – не хочет ничего знать о технологии, опасается её и использует, когда не остаётся никакого выбора

Эффективный старт начинается с последователей продукта

  • изучать аудиторию быстрее
  • фокусироваться на разных категориях людей
  • быстрее стать лидером рынка
  • захватить его сегмент за сегментом
  • фокусировать ресурсы

Огромную роль (особенно на старте) играет тестирование идеи (customer development). CustDev фокусируется на облегчении перехода от фазы к фазе и решает проблему при охвате разных типов потребителей/пользователей. Отлично дополняется такими приёмами как Scrum и XP.

Стадии CustDev


Pivot в CustDev (англ. — поворот) – основанное на новых данных изменение гипотезы или бизнес–модели. Чем чаще это будет происходить, тем больше шанс ответить на актуальный вопрос рынка. Такие повороты приводят к скорейшему появлению минимально жизнеспособного продукта (MVP).

Читайте также: