Кыз жибек краткое содержание на русском

Обновлено: 05.07.2024

История любви Толегена/Жагалбайлы/ — храброго воина и красавицы Жибек из рода Шекты /Алимулы/ (Мл.Жуз) заканчивается трагически из-за межплеменных распрей. Толеген, боровшийся за руку и сердце Жибек, был предательски убит Бекежаном (батыр, соперник из рода Жибек). Жибек вышла замуж за младшего брата Толегена - Сансызбая через 9 лет после смерти Толегена.

2. История создания

Романтический эпос сложился в начале XVI века, когда впервые из многих степных родов и племен образовывалось Казахское ханство, записан в XIX веке. Впервые издан в 1894 году в Казани. Сегодня известно шестнадцать оригинальных версий эпоса.

3. Мировое значение

В 1970-ом году казахский режиссер Султан-Ахмет Ходжиков снял на Казахфильме одноимённую двухсерийную ленту, роли в фильме исполнили Меруерт Утекешева (Кыз Жибек), Куман Тастанбеков (Толеген), Асанали Ашимов (Бекежан), Кененбай Кожабеков, Мухтар Бахтыгереев, Ануар Молдабеков, Фарида Шарипова, Гульфайрус Исмаилова. Фильм удостоен Государственной премии Казахской ССР за 1972 год.

Любимый фильм, который в детстве казался сказкой о неземной любви. Но по мере взросления в этой красивой легенде я увидел еe истинный смысл. О чем и хочу рассказать в этом посте.

"Кыз-Жибек" считается народной поэмой. Но в силе призыва, проработке сюжета видна рука поэта и опытного воина, разбиравшегося во всех казахских межродовых хитросплетениях. То есть индивидуальности, которая писала эту поэму как призыв к действию. Но по каким-то причинам, решившая остаться неизвестной. Жаль! Гений был!

По моему непрофессиональному мнению, написание поэмы по времени относится к середине 18 века. То есть периоду, когда обозначилось дробление казахов на все более мелкие роды, которые уже не обладали иммунитетом в виде взаимной поддержки против внешнего противника. Юг Казахстана начал постепенное подчинение среднеазитским ханствам. На территорию Западного и Северного Казахстана все чаще стали проникать российские военные и торговые экспедиции. С востока угрожал манчжурский богдыхан (император).


Сюжет разворачивается в 16 веке, вокруг противостояния племени Шекты , претендующего на верховное главенство и родоплеменного объединения Байулы . При этом за борьбой наблюдает древний казахский род Жагалбайлы , который хочет воспользоваться ослаблением обоих противников и захватить верховную власть над всеми казахскими племенами Младшего Жуза (все упомянуты роды и племена относятся к Младшему Жузу) .

Для осуществления замысла по разгрому и Шекты и Байулы был послан сын правителя жагабайлы Базарбая - Тулеген. Но увидев сколько погибло казахов в битве между Шекты и Байулы, он решил прекратить распри и отпустил свое войско.

Его друг акын Шеге говорит на поле брани - Вот лежит казах, который приезжал свататься в наш аул. Вот другой родственник. Здесь лежат одни мертвые казахи

Тулеген смог убедить вождя Шекты - Сарлыбая прекратить междоусобицу и отпустить военноначальника Байулы - Биршимбая.

Для этого он обратился к голосу разума, рассказав, что обнаружил джунгарскую разведку, наблюдавшую за междоусобной битвой. Внешний враг был близко и готов к нападению, а казахи занимались братоубийством.


На доводы Сарлыбая о том, что они должны отомстить за смерть шектинцев от байулинцев Толеген ответил, что продолжающаяся междоусобица будет уносить все больше жизней. А значит противостояние никогда не закончится.

И самое главное, он призвал объединиться всем казахским родам и создать общий для всех Закон, которому подчинялись бы все казахи.

Это было революционное решение для того времени. Казахские роды не имели общей правовой базы и каждый родовой авторитет или батыр став во главе рода творили все, что им заблагорассудится. Создание общего закона для всех казахов смогло бы объединить разрозненные степные племена и дать отпор многочисленным захватчикам.

Такая позиция типична для всех, кто жил за счет казахских междоусобиц и имел с этого навар. Им не нужно было объединение, так как в случае объединения всех казахов в один народ они бы потеряли свою власть и силу.

Слова Тулегена в ответ Бекежану - Разумный батыр поддержит объединение. А чтобы укротить неразумного хватит и 10 воинов


Но главной его опорой стала Кыз-Жибек - дочь Сарлыбая. Наверное не зря, что автор сделал главными героями молодых людей. Именно к ним взывал автор, надеясь что они поймут его посыл и направят свои усилия на объединение казахских родов. Старшее поколение в лице родовых старейшин и военачальников не могло и не хотело общенационального объединения. Им важнее были узкие родовые интересы.

Не случайно выбраны и их роды. Шекты - самый многочисленный род родоплеменного объединения Алимулы. Жагалбайлы - один из древнейших казахских родов, ответления которого под разными именами имеются и у каракалпаков (жагалтай), тувинцев (монгуш), киргизов (жагалмай). У башкиров был союз семи башкирских племен (ети-ру), который возглавлялся жагалбаями (у башкир бурзянами) и в который входили кипчаки (кыпсаки).

Сами жагалбайлинцы пришли с прототюрскими племенами в Южное Приаралье (Каракалпакстан) еще в 5 веке н.э из Ордоса (Западный Китай), считающегося прародиной тюрков. Здесь они были известны как бурджаны. Между прочим этноним совпадает с этнонимом рода Чингисхана - Борджигинами (то есть боре - волк и тайджи - принцесса).

Таким образом жагалбайлинцы были носителями древней тюркской славы. До принятия ислама и прихода к власти Торе они были степной аристократией.

Именно в возможности объединения самых многочисленных родов, олицетворяемых Шекты с древней тюркской аристократией в лице Жагалбайлы видел автор возможность для выживания казахов. Скорее всего он был последователем тенгрианства, которое в 18 веке еще было сильно среди тюрко-монгольских племен.

Также в качестве исторического экскурса следует отметить, что есть два варианта поэмы. Официальная советская, которая была положена в основу оперы и кинофильма и народная, где судьба героев совершенно другая.

Таким образом народная ближе к истине тем, что Бекежан не стал бы стрелять в спину своему противнику. Он был храбрым воином и если бы захотел устранить соперника, то сразился бы в честном бою. Скорее всего автор не видел в Бекежане отрицательного героя, а ввел его в качестве показателя той стихийной силы, которая довлела в менталитете казахов того периода и была направлена на приоритет личного перед общенациональным.

И в завершение хочу написать, что неплохо бы переснять "Кыз-Жибек", сделав его понятным и близким молодому поколению казахстанцев. Но сделать это надо так же красиво, как и в случае первого фильма.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Олег Охман Кыз-Жибек

Кыз-Жибек: краткое содержание, описание и аннотация

Олег Охман: другие книги автора

Кто написал Кыз-Жибек? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Со­сто­ит из 2 час­тей. 1-я часть по­ве­ст­ву­ет о люб­ви кра­са­ви­цы Жи­бек и мо­ло­до­го джи­ги­та То­ле­ге­на, отец ко­то­ро­го пре­пят­ст­ву­ет бра­ку влюб­лён­ных. Джи­гит Бе­ке­жан, влюб­лён­ный в Жи­бек, но от­верг­ну­тый ею, уби­ва­ет То­ле­ге­на; сви­де­те­ли убий­ст­ва, гу­си, из­ве­ща­ют об этом Жи­бек, бра­тья ко­то­рой по её тре­бо­ва­нию уби­ва­ют Бе­ке­жа­на. Во 2-й час­ти рас­ска­зы­ва­ет­ся о даль­ней­шей судь­бе Жи­бек: она вы­хо­дит за­муж за млад­ше­го бра­та по­гиб­ше­го То­ле­ге­на - Сан­сыз­бая, ко­то­рый по­бе­ж­да­ет вра­гов ка­за­хов, уби­вая в по­един­ке джун­гар­ско­го ха­на.

Издания:

Ко­зы-Кор­пеш и Ба­ян-су­лу. Кыз-Жи­бек: Ка­зах­ский ро­ман­ти­че­ский эпос / Под­гот. тек­ста М. Г. Гу­ма­ро­вой, С. А. Кас­ка­ба­со­ва. М., 2003.

Читайте также: