Курган в степи кубановедение 5 класс краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Прочитайте рассказ и подготовьте ответы на вопросы:

1.Как называлась речка, на которой работала экспедиция? (Понура)

2.Какова была высота слоя земли над погребенным? (10 см)

3.В виде чего были бляшки на груди? (В виде фантастических зверей)

4.Как выглядело копье? (Массивное, с длинным древком и железным острием)

5.Как выглядел шлем? (серо – серебристый, с мощным назатыльников, с четырьмя человеческими личинами в таких же шлемах, с бронзовыми головками остророгих туров на нащечниках.

6.Когда было совершено погребение воина? (во 2 веке до н. э.)

7.Как можно было определить дату погребения? (по форме удил, наконечников стрел, копья).

8.Как звали царя, о котором идет речь (Гатал)

9.Что находилось в повозках, которые сопровождали отряд? (утварь, упряжь для коней, продовольствие, трофеи)

10.Как звали погребенного воина? (Зорсин)

11.Чем украсили парадный кафтан Зорсина? (Золотыми бляхами в виде сказочных грифонов)

12.Что такое гривна (Знак власти вождя племени)

13.Кому принадлежал шлем (Кельтам)

14.Кто молил богов о милости к погибшему воину? (Царь).

15. Что положили вместе с Зорсином? (Шлем, любимую чашу и узду коня)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: подчеркните в тексте, какие вещи были найдены вместе с останками воина. ЗАПИШИТЕ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: подчеркните описание шлема. ЗАПИШИТЕ.

ПРОЧИТАЙТЕ ДРУГ ДРУГУ ЗАПИСИ

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 354 человека из 64 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 282 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 03.04.2017 2267
  • DOCX 53.3 кбайт
  • 39 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Жигулева Ирина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В Курганской области дистанционный режим для школьников продлили до конца февраля

Время чтения: 1 минута

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения подключит студотряды к обновлению школьной инфраструктуры

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: Кубановедение

- продолжить знакомство с историей освоения Кубани ;

- развивать навык работы с источниками информации: умение находить и анализировать полученную информацию.

- воспитание интереса к заселению северо-восточной части Кубани, истории населённых пунктов.

1.Организационный момент

Приветствие обучающихся, настрой на рабочий лад, проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний

- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке

- В каком веке происходил переход от эпохи бронзы к раннему железному веку?

- Назовите период раннего железного века

- С 8 века до н. э. по 4 век н. э.

- Кто такие киммерийцы? Скифы? Сарматы?

- Племена, жившие на Кубани в период раннего железного века

- В какие периоды эти племена проживали на Кубани?

Обучающиеся называют периоды проживания данных племён на территории Кубани.

- Вспомните и назовите орудия труда, которые были у племен

Обучающиеся перечисляют орудия труда скифов и сарматов

3.Работа по теме урока

-Как люди в современном мире узнают о жизни людей в прошлом?

- С помощью кино, книг

- А можно ли узнать о жизни людей в прошлом, сходив в музей или на выставку?

- А как в музеи попадают вещи из прошлого?

- Верно, орудия труда, посуду, украшения и многое другое раскапывают археологи

- А кто такие археологи?

- Это вы узнаете с помощью словаря Ожегова.

Значение слова Археология по Ожегову: Археология - Наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам

4.Закрепление пройденного материала

- Поразмышляйте, как археологам удаётся восстанавливать картины прошлого по найденным украшениям, оружию, доспехам.

Цель: Познакомить учащихся с особенностями захоронения племен, населявшими Кубань в эпоху раннего железа.

УУД: Сравнивать занятия, вооружение и обряды захоронения скифов, сарматов, меотов.

1 читает стихотворение.

А) Челбас Б) Понура В) Кубань

А) инструмент археолога;

Б) земляно – транспортная машина с ковшом, применяемая для выравнивания поверхности;

В) погребение скифов.

3. На правой руке погребённого археологи обнаружили:

А) Браслет из золотой трубки Б) Застёжка из золотой проволоки В) Золотая бляшка.

4. Что лежало в колчане?

А) Меч Б) Шлем В) Стрелы с железными наконечниками.

5. Примерное время захоронения:

А) II в.до н.э. Б) I в. до н.э. В) III в. до н.э.

6. Дружиной воинов руководил царь:

А) Зорсин Б) Сократ В) Гатал.

А) Знак власти вождя, Б) Деньги В) Сказочное животное.

8. В ноги умершего воина положили:

А) Золотой кубок, Б) уздечку В) шлем.

9. Шлем достался Зорсину 20 лет назад в сражении с … :

А) Киммерийцами, Б) сарматами, В) кельтами.

10. Когда засыпали могилу воина?

А) Когда солнце опустилось за горизонт,

Б) Когда солнце опустилось в снежную. тучу у самого горизонта,

В) Холодной ночью.

ОТВЕТЫ: 1 – Б, 2 - Б, 3 - А, 4 – В, 5 – А, 6 – В, 7 – А, 8 – Б, 9 - В , 10 – Б.

Отвечают на вопросы теста.

3. Первичное закрепление.

Задание: (Работа с текстом)

  1. Составьте описание вооружения сарматского воина по тексту учебника.
  2. Что входило в состав доспехов и одежды воинов.?
  3. Нарисовать рисунок.
  4. Обозначить на к.к. места обитания скифов и сарматов.

На уроке мне было…

1. На какой реке археологи работали?

А) Челбас Б) Понура В) Кубань

А) инструмент археолога;

Б) земляно – транспортная машина с ковшом, применяемая для выравнивания поверхности;

В) погребение скифов.

3. На правой руке погребённого археологи обнаружили:

А) Браслет из золотой трубки Б) Застёжка из золотой проволоки В) Золотая бляшка.

4. Что лежало в колчане?

А ) Меч Б) Шлем В) Стрелы с железными наконечниками .

5. Примерное время захоронения:

А) II в.до н.э. Б) I в. до н.э. В) III в. до н.э.

6. Дружиной воинов руководил царь:

А) Зорсин Б) Сократ В) Гатал.

А) Знак власти вождя, Б) Деньги В) Сказочное животное.

8. В ноги умершего воина положили:

А) Золотой кубок, Б) уздечку В) шлем.

9. Шлем достался Зорсину 20 лет назад в сражении с … :

А) Киммерийцами, Б) сарматами, В) кельтами.

10. Когда засыпали могилу воина?

А) Когда солнце опустилось за горизонт,

Б) Когда солнце опустилось в снежную тучу у самого горизонта, В) Холодной ночью.

1. На какой реке археологи работали?

А) Челбас Б) Понура В) Кубань

А) инструмент археолога;

Б) земляно – транспортная машина с ковшом, применяемая для выравнивания поверхности;

В) погребение скифов.

3. На правой руке погребённого археологи обнаружили:

А) Браслет из золотой трубки Б) Застёжка из золотой проволоки В) Золотая бляшка.

4. Что лежало в колчане?

А ) Меч Б) Шлем В) Стрелы с железными наконечниками .

5. Примерное время захоронения:

А) II в.до н.э. Б) I в. до н.э. В) III в. до н.э.

6. Дружиной воинов руководил царь:

А) Зорсин Б) Сократ В) Гатал.

А) Знак власти вождя, Б) Деньги В) Сказочное животное.

8. В ноги умершего воина положили:

А) Золотой кубок, Б) уздечку В) шлем.

9. Шлем достался Зорсину 20 лет назад в сражении с … :

А) Киммерийцами, Б) сарматами, В) кельтами.

10. Когда засыпали могилу воина?

А) Когда солнце опустилось за горизонт,

Б) Когда солнце опустилось в снежную тучу у самого горизонта, В) Холодной ночью

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Контрольная работа для 7 класса по теме "Работа, энергия, мощность, КПД" 8 вариантов.

Контрольная работа для 7 класса на проверку умения решать расчётные задачи по теме "Работа, энергия, мощность, КПД" из 8 вариантов по 5 задач в каждом варианте.



Разбор основных событий урока.

Контрольная работа для 10 класса по теме: Работа. Законы сохранения.

Контрольная работа представлена в двух вариантах различных уровнях сложности ( А1-А4 базовый, А5-А6, В1 повышенный, С1 сложный) с поэлементным анализом работы.



Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн.

Контрольная работа физика 7 класс по теме "Работа и мощность"

Контрольная работа взята из ФГОС УМК О.И.Громцева Контрольные и самостоятельные работы по физике. К учебнику А.В. Перышкина "Физика 7 класс".

Степи Евразии, протянувшиеся широким поясом от центрально-азиатского плато Ордос на востоке континента до Дуная на западе, на протяжении всей человеческой истории были населены многочисленными племенами и народами. Яркие и часто единственные свидетельства их самобытной и выразительной культуры, дошедшие до наших дней, – погребальные комплексы, или, как их обычно называют, курганы. Расположенные большими или малыми группами, они являются самыми многочисленными археологическими памятниками на континенте и за прошедшие тысячелетия превратились в неотъемлемую часть степного ландшафта. Однако за последние два столетия множество этих уникальных погребальных архитектурных сооружений было безвозвратно утрачено

Вверху: большой курган Байкара (Северный Казахстан). Внизу: золотая бляшка в форме хищной птицы и каменные грузила для сети, найденные на краю могильной ямы скифского времени. Курган Байкара (Северный Казахстан)

После включения в состав Российского государства все эти территории были вовлечены в активную хозяй­ственную деятельность, в ходе которой шло разрушение курганных памятников. Ко второй половине прошлого века этот процесс принял огромные масштабы: десятки тысяч курганов были снесены, сровнены с землей и распаханы. В Сибири, Казахстане, на Северном Кавказе, Украине, в Молдавии и других регионах разрушение курганов шло при так называемом освоении целинных земель или во время гигантских мелиоративных строек. Повсеместно сносились курганы и при строительстве больших и малых водохранилищ, дорог и т. п.

Безусловно, попытки по спасению степных курганов предпринимались, и неоднократно. Благодаря самоотверженным усилиям археологов удалось предотвратить уничтожение большого числа этих бесценных свидетельств человеческой культуры, в том числе ярких, выразительных курганных комплексов, находки из которых стали гордостью многих музеев. Но все-таки нужно честно признать, что масштабы спасенного и навсегда утраченного, к сожалению, не сопоставимы.

Курган – не просто насыпь

Первое научное исследование курганов связано с именем Д. Г. Мессершмидта, известного немецкого ученого на русской службе, который в 1722 г. во время экспедиции в Сибирь раскопал несколько курганов в Минусинской котловине. За прошедшие с тех пор три века археологи раскопали в степях Евразии множество курганов, артефакты, обнаруженные в них, стали основным, а часто и единственным фактическим материалом для изучения различных исторических эпох.

Большой курган Барсучий Лог (Средний Енисей). Внешний вид, результаты геофизической разведки и трехмерная модель кургана

Такие совместные исследования сегодня ведутся с использованием мультидисциплинарного подхода: в полевых работах принимают участие не только археологи, но и геофизики, почвоведы, палеоботаники, палеозоологи, антропологи и генетики, а также представители других наук. В результате объем и качество научной информации, получаемой при раскопке курганов, неизмеримо возрастает.

Одним из первых больших курганов, при изучении которого наиболее полно использовались возможности современной науки, а само курганное сооружение было детально изучено в ходе раскопок, стал большой курган Байкара в Северном Казахстане. Это действительно один из самых крупных курганов северо-казахстанской лесостепи: его диаметр на начало раскопок достигал 85 м, а высота – 7 м.

Построенный в V в. до н.э., большой курган Байкара оказался сложным архитектурным сооружением, для создания которого использовались различные строительные материалы (камень, дерево, глина), но в первую очередь – пласты дерна. Так строились курганы по всей степи, в том числе большие курганы Украины, Северного Кавказа, Филипповские курганы на Южном Урале и др. Размеры кургана, сложность и тщательность его конструкций свидетельствуют, что его строительство потребовало не только огромных затрат материалов и труда, но и продуманного планирования и руководства строительством, за которыми стоят традиции и большой опыт возведения подобных сооружений.

Большой курган Барсучий Лог в Минусинской котловине (Средний Енисей), построенный примерно в то же время, что и Байкара, внешне значительно от него отличается. До раскопок Барсучий Лог представлял собой пирамиду с прямоугольной каменной оградой (эта местная архитектурная традиция характерна только для Среднего Енисея), а круглый, с каменным панцирем Байкара был окружен рвом. Но оба они были построены из кусков дерна по общей древней традиции: три крутых и один пологий склоны, плоская вершина. Курганы раскапывались по одной методике: параллельными разрезами, с сохранением семи стратиграфических бровок, что позволило детально проследить всю кон­струкцию сооружения, а также выявить на его площади следы ритуальных действий, сопровождавших каждый из четырех этапов его строительства.

Внутреннее ядро кургана Барсучий Лог, представлявшее собой прямоугольную платформу, было сложено с применением раствора из хорошо промятой голубовато-серой глины с большим количеством речного ила. В курганах раннего железного века Евразии подобную технологию удалось зафиксировать впервые, и этот факт заставляет по-новому оценить уровень развития строительного дела у ранних кочевников.

Тризна у подножия

В бассейне Енисея, в долине р. Уюк расположен грандиозный курганный некрополь, в который входит цепь из четырех больших круглых каменных платформ. Самая западная из них – курган Аржан, самый древний памятник сакско-скифского времени, датируемый концом IX–началом VIII вв. до н. э. Раскопки 1970-х гг. показали, что этот курган диаметром около 120 м и высотой до 4 м представлял собой сложную деревянную конструкцию из радиально расположенных погребальных камер, перекрытую массивной кладкой из каменных плит, где находились человеческие и конские захоронения.

Курган Аржан 2 – крайняя с востока каменная платформа диаметром до 80 м и высотой до 2 м, был раскопан совместной экспедицией Герман­ского археологического Института (Берлин) и Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) при активном участии специалистов Института археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск). До начала раскопок на этом кургане были проведены геодезические и геофизические работы, показавшие, что платформа является центральной частью сложного комплекса.

Сама платформа была построена из плит песчаника в четыре этапа и укреплена по краям массивным каменным валом. В центральной могиле находилось парное захоронение представителей высшей кочевой знати, а также большое число так называемых сопроводительных могил – мужских, жен­ских и детских. Часть таких могил с большим количеством инвентаря, в том числе оружия и золотых украшений, находилась под каменным валом, что свидетельствует, что эти люди были захоронены там еще до строительства платформы. Очевидно, большая часть погребенных были убиты, скорее всего, в ходе кровавого ритуала, предписываемого религиозными воззрениями. Кроме того, в кургане были погребены 14 коней, а также клады с вооружением и конским снаряжением.

С трех сторон платформу окружали многочисленные каменные кольца разного размера, внутри которых было обнаружено много кусочков древесного угля и пепла, оплавленные металлические детали конской сбруи, а также фрагменты сожженных костей лошадей и крупного и мелкого рогатого скота (подобные каменные кольцевые конструкции были ранее обнаружены на кургане Аржан). Интересно, что само сожжение происходило в другом месте, а в каменные кольца были помещены лишь несгоревшие остатки. С южной стороны комплекс ограничивался невысокими округлыми каменными постройками. Судя по большому количеству найденных фрагментов костей крупного и мелкого рогатого скота, они неоднократно служили для проведения тризны, заключительного этапа погребального обряда, сопровождаемого поминальным пиршеством. Все эти находки свидетельствуют о длительном культовом функционировании комплекса.

Раскопки кургана Аржан 2 окончательно доказали, что его нужно рассматривать как сложный археологический памятник, в состав которого входят не только могилы и построенное над ними сооружение, но и примыкающая к ним территория, содержащая культурные остатки, связанные как со строительством объекта, так и с проводившимися на нем ритуальными действиями. Все эти свидетельства не всегда видны на поверхности, но исключить их присутствие заведомо нельзя, особенно в случае больших курганов.

В этом плане весьма показательна ситуация с Александропольским курганом (Луговая могила) на Украине, первым большим курганом на европейской части степей Евразии, который был полностью раскопан с научной целью в 1852—1856 гг. Исследования его периферии, проведенные лишь в последние годы, выявили за рвом, окружающим курган, участки с остатками от нескольких тризн. В самом большом из них, охватывающим курган широкой полосой на протяжении около 110 м, были найдены фрагменты около двухсот амфор, бронзовые, железные и золотые изделия, а также 11 могил, погребенные в которых были насильственно умерщвлены.

Результаты геофизической разведки курганного могильника Тёрт-Оба (Западный Казахстан). Хорошо видна насыщенная объектами периферия кургана. Слева: один из ритуальных комплексов периферии курганного могильника Тёрт-Оба

В 2011 г. благодаря геомагнитной разведке была также обнаружена насыщенная культурными остатками периферия у курганного могильника Тёрт-Оба (Западный Казахстан), которая не имела никаких видимых глазом проявлений. Однако и здесь был обнаружен настоящий жертвенный комплекс с захоронениями коней и людей. В этой связи нельзя не вспомнить и расположенные недалеко от Тёрт-Обы большие курганы у д. Филипповка (Оренбургская обл.), раскопки которых в 2004—2007 гг. дали уникальные находки. Рядом с курганными сооружениями там были найдены фрагменты бронзовых котлов и бронзовые навершия, однако курганная периферия, к сожалению, так и не была исследована.

Колоссы из глины

Одним из исключений стал могильник Жоан Тобе, основной курган которого имеет высоту 11 м и диаметр 113 м. Геофизические исследования выявили вокруг кургана большое количество каменных округлых сооружений, под которыми потом были обнаружены могилы. Вся эта прикурганная территория была окружена мощеной камнем дорогой, построенной, скорее всего, в ритуальных целях. Подобная конструкция в курганах раннего железного века Евразии ранее не встречалась. Более того, это вообще первое свидетельство наличия в среднеазиатском регионе в столь раннее время (V в. до н. э.) техники дорожного строительства. Техники достаточно высокоразвитой: трасса дороги была сначала выровнена, утрамбована и вымощена средней величины камнями, на которые позже был нанесен и утрамбован слой глины, перемешанной с мелким щебнем. Аналогов такого высокоразвитого строительного уровня пока не известно. Трудно представить, что столь развитая техника применялась только для строительства ритуальных комплексов, но это уже другая тема, требующая специальных исследований.

С подобной строительной техникой мы столкнулись и при раскопках курганов гунно-сарматского времени в Аксуате (Восточный Казахстан), где глинобитные курганные сооружения известны уже для ранескифского времени. Такими же были и раскопанные в Чиликтинской долине курганы, датируемые VII в. до н. э.

Совместные российско-германские исследования последних лет значительно расширили и изменили наши представления о курганах. Принципиально новый, мультидисциплинарный подход к их изучению позволил наконец дать точное определение этим археологическим памятникам. Итак, курган является погребально-ритуальным комплексом, состоящим из связанных в единое целое трех частей: захоронений, кладов, жертвенных комплексов; построенных над ними сооружений, порой сложных и монументальных, являющихся памятниками своеобразной архитектуры; территории, прилегающей к сооружению или курганной периферии, где содержатся рвы, поминальные комплексы, могилы, артефакты и культурные остатки, связанные как со строительством комплекса, так и с проводившимися здесь ритуальными действами.

О. С. Хохлова (Институт физико-химических и
биологических проблем почвоведения РАН, Пущино),
А. А. Хохлов (Институт биофизики клетки РАН, Пущино)

Акишев К. А. Курган Иссык. М., 1978.

Акишев К. А. Древнее золото Казахстана. Алма-Ата, 1983.

Алексеев А. Ю., Мурзин В. Ю., Ролле Р. Чертомлык, скифский царский курган IV века до н. э. Киев, 1991.

Молодин В. И., Парцингер Г., Цэвээндорж Д. Замерзшие погребальные комплексы пазырыкской культуры на южных склонах Сайлюгема (Монгольский Алтай). М., 2012.

Мыльников В. П., Парцингер Г., Наглер А. Элитное погребальное сооружение из дерева в Туве //Проблемы архео­логии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2002. Т. 8. С. 396—402.

Парцингер Г., Наглер А., Чугунов K. В. Аржан 2. Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск, 2009. 124 с.

Полосьмак Н. В. Всадники Укока. Новосибирск: Инфолио, 2001. 336 с.

Руденко С. И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.; Л., 1960.

Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. Москва, 1989.

Степная полоса азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1992.

Чугунов К. В., Парцингер Г., Наглер А. Непотревоженное элитное погребение эпохи ранних кочевников в Туве. //Археология, этнография и антропология Евразии. 2002. № 2 (10). С. 115–126.

Наглер А. Погребальные сооружения раннего железного века степей Евразии //Научное обозрение Саяно-Алтая. 2013. № 1 (5). С. 222—232.

Čugunov K., Nagler A., Parzinger H., Der Fürst von Aržan. Ausgrabungen im skythischen Fürstengrabhügel Aržan 2 in der südsibirischen Republik Tuva // Antike Welt. 2001. Bd. 32. N. 6. S. 607—614.

Čugunov K., Parzinger H., Nagler A. Der skythische Fürstengrabhügel von Aržan 2 in Tuva. Vorbericht der russisch-deutschen Ausgrabungen 2000—2002 // Eurasia Antiqua. 2003. Bd. 9. S. 113—162.

Čugunov K. V., Parzinger H., Nagler A. Der Goldschatz von Aržan. Ein Fürstengrab der Skythenzeit in der südsibirischen Steppe. München, 2006. 144 S.

Čugunov K. V., Parzinger H., Nagler A. Der skythenzeitliche Fürstenkurgan Arzan 2 in Tuva // Arheologie in Eurasien. 2010. N. 26.

Čugunov K. V., Parzinger H., Nagler A. Der Fürstenkurgan Aržan 2. Im Zeichen des goldenen Greifen. Königsgräber der Skythen / Menghin, H. Parzinger, A. Nagler, M. Nawroth (Hrsg.). München, 2007. S. 69—82.

Gold der Steppe. Archäologie der Ukraine. Münster, 1991.

Parzinger H., Zajbert V., Nagler A., Plešakov A. Der großeKurgan von Bajkara. Studien zu einem skythischen Heiligtum //Archäologie in Eurasien. 2003. N. 16.

Parzinger H., Nagler A., Gotlib A. Der tagarzeitliche GroßeKurgan von Barsučij Log in Chakassien. Ergebnisse der deutsch-russischen Ausgrabungen 2004—2006 // Eurasia Antiqua. 2010. Bd. 16. S. 169—282.

Nagler A., Samasev Z., Parzinger H., Nawroth M. Süd-Kazachstan: Kurgane Asy Zaga, Kegen und Zoan Tobe // Archäologische Forschungen in Kazachstan, Tadschikistan, Turkmenistan und Usbekistan. Berlin, 2010. S. 49—54.

Nagler A., Samasev Z. Skythenzeitliche Kurgane in Ostkazachstan: Kurgan-Nekropole Aksuat // Archäologische Forschungen in Kazachstan, Tadschikistan, Turkmenistan und Usbekistan. Berlin, 2010. S. 47—48.

Nagler А. Grabanlagen der frühen Nomaden in der eurasischen Steppe im 1. Jahrtausend v. Chr. // Unbekanntes Kazachstan. Archäologie im Herzen Asiens. Bochum, 2013. Bd. 2, S. 609—620.

Читайте также: