Орленок ростан краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Recent Entries · Archive · Friends · Profile

Героическая драма Эдмона Ростана "Орленок" ("L'Aiglon"), посвященная судьбе сына Наполеона I, ныне малоизвестная, была необычайно популярна в начале 20 века. Пьеса была написана специально для Сары Бернар, впервые сыгравшей 20-летнего Орленка, когда ей шел 56-й год. (Великая актриса продолжала играть его почти до своей кончины на 79-м году жизни).

Сара Бернар в роли Орленка.

Премьера спектакля прошла 15 марта 1900 года с оглушительным успехом – 30 вызовов на бис. В России "Орленок" с участием Сары Бернар был показан во время ее гастролей в 1908 г. Пьеса в переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник шла на сцене Петербургского Малого театра, Нового театра Л. Яворской и других театров.

Героическая драма Ростана поразила 9-летнего Шарля де Голля, во многом определив его будущую судьбу. В России на нее откликнулась юная поэтесса Марина Цветаева, буквально влюбившаяся в "мученика Рейхштадтского".

Марина Цветаева, скорее всего, побывала на спектакле "Орленок" с участием прославленной французской актрисы во время гастролей театра Сары Бернар в Москве в декабре 1908 года. (В воспоминаниях А. И. Цветаевой упоминается даже о попытке самоубийства М. Цветаевой на спектакле, но револьвер будто бы дал осечку). Впоследствии М. Цветаева видела "Орленка" (также с С. Бернар в главной роли) весной 1912 года в Париже, во время своего свадебного путешествия.

Марина Цветаева признавалась в 1914 году в письме Василию Розанову: "Шестнадцати лет безумно полюбила Наполеона I и Наполеона II. Целый год жила без людей, одна в своей маленькой комнатке, в своём огромном мире. " (Швейцер В. "Быт и бытие Марины Цветаевой". М.: СП ИНТЕРПРИНТ. С.69).

"Безумная любовь" вылилась в сумасбродный поступок: в киот вместо Богоматери юная Марина Ивановна вставила портрет Бонапарта, глядевшего на горящую Москву, чем привела ужас своего отца, религиозного Ивана Владимировича.

Анастасия Цветаева спустя многие годы, вспоминая сестру, спросит: "Кого из них она любила сильнее - властного отца, победителя стольких стран, или угасшего в юности сына, мечтателя, узника Австрии?"

И ответит: "Любовь к ним Марины была раной, из которой сочилась кровь . Поглощённость Марины судьбой Наполеона была так глубока, что она просто не жила своей жизнью. Полдня запершись в своей низенькой комнатке, увешанной гравюрами и портретами, окружённая французскими книгами, она с головой уходила в иную эпоху, жила среди иных имён . Ни одна из жён Наполеона, ни родная мать его сына, быть может, ни оплакали их обоих с такой страстной горечью, как Марина в 16 лет!" (Цветаева А. Воспоминания. М., 1995. С.300 ).

Пылкая любовь Марины Цветаевой к Наполеону II отразилась во многих юношеских стихотворениях: "Бонапартисты", "Герцог Рейхштадтский", "В Париже", "В Шенбрунне", "Камерата", "Расставание" и т.д.

Длинные кудри склонила к земле,
Словно вдова молчаливо.
Вспомнилось, - там, на гранитной скале,
Тоже плакучая ива.

Бедная ива казалась сестрой
Царскому пленнику в клетке,
И улыбался плененный герой,
Гладя пушистые ветки.

День Аустерлица - обман, волшебство,
Легкая пена прилива.
"Помните, там на могиле Его
Тоже плакучая ива.

С раннего детства я - сплю и не сплю -
Вижу гранитные глыбы".
"Любите? Знаете?" - "Знаю! Люблю!"
"С Ним в заточенье пошли бы?"

"За Императора - сердце и кровь,
Все - за святые знамена!"
Так началась роковая любовь
Именем Наполеона.

Орлёнок (l'Aiglon)… Так французы называют сына Наполеона и Марии-Луизы. Желанного, обожаемого сына, о котором мечтал император! Сына, ради рождения которого Наполеон расторг свой брак с Жозефиной и взял в жёны австрийскую принцессу. Орёл был на гербе Наполеона, Орёл – император, Орлёнок – его сын…

Не совсем понятно недоумение писателя: при игре в бильбоке шарик подбрасывается и ловится на острие палочки или в чашечку. Мне кажется, аллегория действительно ясна: земной шар для Римского короля – всего лишь игрушка.

Описанная сцена в романе Толстого происходит перед Бородинским сражением. Дальнейшие события известны всем. После взятия Парижа союзными войсками и после Ватерлоо Наполеон дважды отрекался от престола в пользу сына, но Римский король корону так и не получил. Находясь на Эльбе, Наполеон мечтал о встрече с сыном, но так и не увидел его…

…Зовет он любезного сына,

Опору в превратной судьбе;

Ему обещает полмира,

А Францию только себе.

Но в цвете надежды и силы

Угас его царственный сын,

И долго, его поджидая,

Стоит император один…

В пьесе юный Франц томится в чуждой ему Австрии. Он рассказывает:

Сражений шум я слышал в мраке ночи,

Лавровый дождь мне упадал на очи,

Мне виделся всё он, всё он, всё он.

Великие победы с шумом, с блеском

Скользили вкруг меня по занавескам

И наполняли мой мятежный сон…

Мне двадцать лет, и ждёт меня корона…

О Боже мой, так это всё не сон?

Мне двадцать лет, я сын Наполеона,

Отец мне завещал свой трон…

Неправда, я не болен… Смерти холод

Уж не коснётся моего чела…

Я император, я здоров, я молод.

Как хорошо. Как эта ночь тепла.

Герцога Рейхштадтский был похоронен в императорском склепе в Вене, однако в 1940 г. Гитлер, стремясь к популярности у французов, приказал перезахоронить сына рядом с отцом, в одной из часовен Собора Инвалидов в Париже (хотя его забальзамированное сердце так и осталось в Австрии); в 1969 г. прах Франца поместили в крипту, рядом с саркофагом Наполеона. Думается, Орлёнок был бы счастлив лежать рядом с Орлом.

КНИГИ 419186 АВТОРЫ 128103 СЕРИИ 43306 ЖАНРЫ 504 ГОРОДА 1139 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16491 ТЕГИ 336272 СТАТЬИ 612

Эдмон Ростан ОРЛЕНОК (перевод Т. Щепкиной-Куперник)

Нельзя себе и вообразить впечатления,

произведенного смертью молодого Наполеона.

Я видел, как плакали даже юные республиканцы.


Генрих Гейне

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Жан-Пьер Серафим Фламбо.

Князь Меттерних.

Император Франц I, австрийский.

Маршал Мармон.

Фридрих фон Гентц.

Офицер французского посольства.

Кавалер фон Прокеш-Остен.

Тибурций де Лорже.

Граф Дитрихштейн, наставник герцога.

Барон фон Обенаус.

Граф де Бомбелль.

Генерал Гартманн.

Граф Седлинский, шеф полиции.

Лорд Ковлей, английский посол.

Фюрстенберг.

Сержант полка герцога Рейхштадтского.

Капитан Форести.

Старый крестьянин.

Виконт Отрантский.

Сандор Скарампи.

Бороковский.

Камердинер герцога.

Мария-Луиза, герцогиня Пармская.

Тереза де Лорже, сестра Тибурция.

Эрцгерцогиня.

Фанни Эльслер.

Гофмейстерина.

Княгиня Гразалькович.

1-я, 2-я, 3-я и 4-я придворные красавицы.

Леди Ковлей.

Старая крестьянка.

Императорская семья.

Штаб герцога Рейхштадтского.

Гвардия императора: стрелки, гвардейцы и пр.

Маски и домино: полишинели, пастушки и пр.

Крестьяне и крестьянки.

Полк герцога Рейхштадтского.

ПЕРВЫЙ АКТ КРЫЛЬЯ КРЕПНУТ


Склон виллы, которую занимает Мария-Луиза. Большая комната. С потолка спускается большой хрустальный шар люстры в стиле Империи. Светлая отделка. Стены зеленого (помпейского) цвета, расписанные фресками. Вокруг потолка фриз из сфинксов.

Налево две двери: на первом плане – ведущая в покои Марии-Луизы; на втором – в апартаменты фрейлин. Направо, на первом плане, другая дверь; на втором, в нише, – огромная фаянсовая печь с тяжеловесными узорами. В глубине, между двумя окнами, большая дверь-окно, в которую видны балюстрады перрона, образующего балкон и спускающегося в сад. Вид – на баденский парк: липы, сосны, глубокие аллеи, фонарики, привешенные на столбах в виде арки. Великолепный день в первых числах сентября. В эту банальную наемную виллу привезена драгоценная меблировка. Налево у окна – зеркало (псише) из лимонного дерева с бронзовыми украшениями. На первом плане – большой стол красного дерева, заваленный бумагами. У стены – стоячая лакированная этажерка с книгами. Направо, в глубине, маленький эраровский клавесин (той эпохи). Арфа. Ниже кушетка-рекамье и стол рядом. Кресла и табуретки в форме икса. Много цветов в вазах на столах, гравюры, портреты царствующего австрийского дома. Портреты императора Франца, герцога Рейхштадтского, – ребенком и т.п.


1. Тереза, Тибурций, Бомбелль, Мария-Луиза, фрейлина.


(При поднятии занавеса в глубине салона группа очень элегантных женщин. Две – у клавесина, спиной к зрителям, играют в четыре руки; одна сидит за арфой. Они разбирают, прерывая игру смехом, ошибаясь и т.д. Лакей вводит с перрона молодую, скромно одетую девушку, которую сопровождает офицер (австрийской кавалерии, великолепный гусар; голубой с серебром). Двое новоприбывших, видя, что их не замечают, останавливаются скромно в углу салона. В это время из правой двери, привлеченный музыкой, показывается граф де Бомбелль. Он направляется к клавесину, отбивая такт, но по дороге замечает молодую девушку, останавливается, улыбается и быстро идет к ней).

Я и мои друзья 02:09 06.01.2010 Фотографий: 53 Эти забавные зверушки 22:14 02.06.2009 Фотографий: 7 Всяко-разно 23:04 07.05.2009 Фотографий: 3

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика

Сара Бернар в пьесе Орленок

 (699x452, 147Kb)

 (487x699, 166Kb)

Героическая драма Эдмона Ростана "Орленок" ("L'Aiglon"), посвященная судьбе сына Наполеона I, ныне малоизвестная, была необычайно популярна в начале 20 века. Он прожил совсем немного - всего 21 год, - но его судьба волнует и по сей день.

 (699x447, 95Kb)

Сразу после рождения, в 1811 году, долгожданный сын Наполеона и Марии-Луизы был провозглашен Римским королем и наследником Французской империи.

 (392x609, 68Kb)

Дважды Наполеон отрекался от престола в пользу сына, но оба раза союзники провозглашали Бонапартов низложенными, а законным монархом Франции - Людовика XVIII.

 (388x609, 78Kb)

В 1815 году четырехлетний Наполеон Франсуа-Жозеф-Шарль был отправлен с матерью в Австрию. Он рос в Вене при дворе своего деда, австрийского императора Франца I.

 (699x463, 103Kb)

Пьеса была написана специально для Сары Бернар, впервые сыгравшей 20-летнего Орленка, когда ей шел 56-й год. (Великая актриса продолжала играть его почти до своей кончины на 79-м году жизни).

 (387x612, 78Kb)

Премьера спектакля прошла 15 марта 1900 года с оглушительным успехом – 30 вызовов на бис.

 (346x538, 60Kb)

В России "Орленок" с участием Сары Бернар был показан во время ее гастролей в 1908 г. Пьеса в переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник шла на сцене Петербургского Малого театра, Нового театра Л. Яворской и других театров.

 (390x612, 57Kb)

Героическая драма Ростана поразила 9-летнего Шарля де Голля, во многом определив его будущую судьбу. В России на нее откликнулась юная поэтесса Марина Цветаева, буквально влюбившаяся в "мученика Рейхштадтского".

 (539x344, 103Kb)

Марина Цветаева признавалась в 1914 году в письме Василию Розанову: "Шестнадцати лет безумно полюбила Наполеона I и Наполеона II. Целый год жила без людей, одна в своей маленькой комнатке, в своём огромном мире. " (Швейцер В. "Быт и бытие Марины Цветаевой". М.: СП ИНТЕРПРИНТ. С.69).

 (344x537, 60Kb)

"Безумная любовь" вылилась в сумасбродный поступок: в киот вместо Богоматери юная Марина Ивановна вставила портрет Бонапарта, глядевшего на горящую Москву, чем привела ужас своего отца, религиозного Ивана Владимировича.

Читайте также: