Кружок веселая кисточка в школе

Обновлено: 02.07.2024

Педагог дополнительного образования – Плотникова С.Н.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 4 года

ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 5-9 лет

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 3

П.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 10

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ. 11

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. . 13

I. Пояснительная записка

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс:

Необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника – создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.

Дети такие разные, у каждого из них свои привязанности и пред­почтения, свой неповторимый стиль и почерк, но всех их объединяет очень важное качество: язык искусства, техника исполнения, ремесло осваиваются и использу­ются ими, чтобы выразить то, что чувствует их живая душа. Творчество для них это отражение душевной работы; чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Темы и задания, прежде всего обращены к познанию мира природы, к душе ребенка, его нравственному чувству.

Занятия по данной программе способствуют развитию не только знаний о природе и искусстве, но и умений по работе кистью, художественного мышления, чувства композиции.

Значимость природы в жизни человека - главный смысловой стержень программы. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Одной из главных целей преподавания становится задача развития у ребенка интереса к творчеству, способности самореализации. С целью освоения опы­та творческого общения в программу вводятся коллективные задания.

В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.

Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных материалов и способов создания произведения.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития дошкольников. Использование в работе музыкальных и поэтических образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.

2. Цель и задачи программы.

Целью данной программы является создание условий для творческого развития личности ребенка через общение с миром природы, его нравственно-этического самосовершенствования и формирования культуры мышления, развития художественного вкуса и трудовых навыков.

Основные задачи программы:

1. Формировать культуру взаимодействия ребенка с миром природы.

2. Вызвать интерес к изобразительной деятельности.

3. Способствовать становлению творческой личности, дать фундамент единых представлений, лежащих в основе человеческой
деятельности и в искусстве.

4. Способствовать осознанию ребенком того, что созидающая природа и сози­-
дающий человек использует единые принципы, методы и законы творчества.

3. Побудить детей участвовать в коллективной, творческой работе.

Обучающие задачи:

• Научить ребенка приемам и навыкам изобразительной деятельности.

• Развивать творческие способности у детей;

• Развивать художественный вкус, внимание, память, образное мышление;

• Развивать мелкую моторику пальцев рук;

• Развивать конструктивные навыки и умения;

• Развивать способность к самостоятельной работе и анализу проделанной работы.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать у детей бережное отношение к природе, своему труду;

• Воспитывать трудолюбие и усидчивость;

• Побуждать детей участвовать в коллективной работе;

• Предоставить детям возможность самим создавать композиции, новые творческие работы;

3. Отличительные особенности программы:

Чтобы решить основные учебные задачи, используются традиционные методы ведения занятий и новые педагогические технологии, различные типы уроков: комбинированное занятие, групповые занятия, коллективная работа, занятие-игра, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части.

Содержание программы строится как восхождение по ступенькам познания ребёнком (и каждым человеком) огромного и увлекательного мира искусства. Шаг за шагом ребенок постигает образный язык изобразительного искусства и знакомится с возможностями различных художественных материалов. Каждый урок — новый шаг в познании. А познание это происходит как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность ребёнка.

4 года обучения соответствует 4 основным блокам:

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

2 блок «Создание художественного образа животных и птиц (насекомых) в графике и живописи.

4 год обучения

Обучение можно продлить за счет изучения народных промыслов и росписи.

Структура программы.

Рисунок - один из основных предметов в системе обучения изобразительному искусству. Будучи основой реалистического изображения действительности, он является средством художественного образного выражения мыслей, чувств, представления художника, его отношения к миру.

Необходимо с первых уроков научить детей эмоционально воспринимать натуру и посильно изображать ее на плоскости листа различными графическими материалами.

Во всех работах необходимо решать задачу композиционной цельности листа.

Учащиеся должны освоить необходимые первичные знания, научиться сознательно пользоваться этими законами в своём рисунке. Основное место в этом блоке занимают рисунок предметов, пейзажей, упражнения. Необходимо приучать юных художников к законченности каждого задания. Учащиеся овладевают выразительными возможностями рисунка через построения простейших геометрических фигур, линий и их сочетаний.

В дополнение к практическому рисованию приводятся примеры рисунков старых мастеров классического рисунка и живописи. Очень важно в учебных композициях учиться построению фигур человека и животных с правильными пропорциями, передачи характерного движения, выразительности образа.

Живопись является одним из важнейших разделов учебного процесса. Необходимо прививать учащимся любовь к изображению окружающего мира во всем его цветовом богатстве. Для решения этих задач необходимо дать понятие о холодных, теплых, дополнительных и сближенных цветах. Дать понятие о цветовой гармонии, о декоративности цвета, многообразии цветовых оттенков, представления о технических возможностях живописных материалов (гуашь и (или) акварель).

Важным разделом в формировании художественного образного мышления у детей является работа над композицией. В изостудии учащиеся знакомятся с основными закономерностями композиции.

Композиция, развивая образное мышление, приучает учащихся, изображать действительность не пассивно, а творчески. Композиционное решение определяется темой, образным строем, отношением учащихся к изображаемому, индивидуальными особенностями детей. Очень важно дать учащимся понятие композиции, как организации художественного произведения, направленной на создание выразительной гармонии, цельности. Слово "выразительная" сразу связывает композицию с содержанием, как основной целью работы художника. В слово "гармония" заключено и "ритм", и отбор форм и цветов и соподчинение частей композиции в интересах выражения идеи, замысла и конечно "музыкальное" поэтическое звучание целого. Для успешной работы в области композиции надо развивать у учащихся наблюдательность, умение подмечать в жизненных явлениях самое главное и характерное.

3.Азбука народного искусства.

Народная игрушка и лучшие образцы декоративно-прикладного искусства могут стать эффективным материалом в художественном воспитании детей дошкольников. Этот блок учебный программы направлен на формирование у детей любви и понимания культуры родины, своего края, знания и уважения традиций предков. Именно через знакомство с традиционным народным искусством дети смогут по-настоя­щему соприкоснуться с культурным наследием. Народные промыслы донесли до нас многовековой художествен­ный опыт народных мастеров, соприкосновение с которым при соответствующем педагогическом руководстве может способствовать обогащению художественной культуры ребенка, и в частности усилить пластическую, графическую и цветовую выразительность его собственных рисунков. Думается, что не менее важна роль, которую может сыграть знакомство с народным искусством и в воспитании навыков творческого, эмоционального восприятия природы, шедевров мирового искусства.

Структура занятий: введение, раскрывающее в общем виде через рассказ и показ содержание темы дня; упражнения (наброски, эскиз) и творческая работа, чтобы ребенок ощущал себя не пассивным слушателем, а активным творцом, пробующим свои силы в изобразительном искусстве; индивидуальный подход поможет каждому ребенку выбрать особый
вариант задания, доступный его уровню и возрасту;

Программа рассчитана на период обучения - 4 года, но при необходимости и при желании детей период может быть продлен.

4. Особенности возрастной группы детей, которым адресо­вана программа:

Программа рассчитана на детей 5-9. При некоторой корректировке методик и содержания деятельности данная программа может использоваться для детей более младшего или старшего возраста.

Группа формируется без предварительного отбора, из детей разного возраста.

Занятия проводятся в свободное время 2 раз в неделю. Занятия групповые:

Группа - не более 15 чел.

5. Режим занятий:

• общее количество часов в год – 112 ч.;

• количество часов и занятий в неделю - 2 раз в неделю по 2 занятия

(2 блока по 30 минут);

• периодичность занятий – 2 раза в неделю.

Форма занятий - комплексная: сочетание теории и практики.

6. Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учётом уровня развития детей.

Основной принцип обучения учащихся – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству. С этой целью педагог знакомит детей с работами народных мастеров, с шедеврами живописи и графики. На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, игровые. Словесные методы - рассказ и беседа – сопровождаются демонстрацией пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Созданию творческой атмосферы на занятиях способствует итоговый просмотр и обсуждение выполненных изделий.

Критерии определения уровня освоения программы.

А — умение выполнять задание по плану педагога или собственному плану;

В — способность рисовать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения;

С — рисунки выразительны, подход к работе творческий, отсутствие изобразительных штампов, умение украшать свою работу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(общекультурное направление)

Срок реализации программы: 1 год

Руководитель кружка: Раджабова Ирина Вадимовна,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.

Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазию. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования.

Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. И рисование, и лепка имеют большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.

Одной из наиболее сложных задач в рисовании – это умение передавать изображаемыми средствами пространственные соотношения. В лепке, например, легче передавать движение, чем в рисовании, в силу пластичности материала. Когда ребенку трудно сразу представить и изобразить фигуру в нужном положении, он прибегает к лепке, старается прочувствовать форму, и затем полученные знания переносит на бумагу. Такой подход способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.

В результате у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.

На занятиях кружка расширяется кругозор учащихся, повышается общая культура, дети изучают историю изобразительного искусства и традиции декоративно-прикладного творчества, это позволяет выявить способности и таланты учеников.

Цель программы:

Развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи программы:

- ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

- овладение учащимися нетрадиционными техниками рисования;

- овладение учащимися элементарными основами реалистического искусства, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества;

- развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического вкуса и понимания прекрасного,

-формирование творческих способностей, духовной культуры;

- воспитание интереса и любви к искусству;

- воспитание в детях любви к своей родине, к традиционному народному искусству.

Объём программы :

На освоение данной программы отводится 68 часов в год (34 учебных недели, 2 часа в неделю).

Структура программы

Изучение каждой темы завершается выполнением какого-либо творческого задания.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В программу включены следующие разделы:

Работа с акварельными и гуашевыми красками.

Работа в нетрадиционной технике рисования.

Работа с природным материалом.

Декоративно – прикладное искусство.

Дидактический материал:

-журналы, статьи, публикации с описанием техники рисования;

-раздаточный материал, шаблоны, карточки с заданиями.

В результате обучения в кружке учащиеся должны получить знания:

-о различных материалах для изображения,

-о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;

-о видах декоративно- прикладного искусства (лепка, роспись, резьба и.т.п);

-о народных промыслах;

-в области композиции, цветоведения;

-о способах аппликации.

В результате обучения в кружке учащиеся должны получить умения:

-свободно работать гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом;

-работать нужными инструментами и приспособлениями (аппликация);

-последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала для изображения и т.п.)

-лепить из пластилина, и конструировать, декоративно оформлять предметы.

Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы с использованием следующих методов:

1) По источнику передачи и восприятия знаний:

-словесные (рассказ, беседа),

-наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов),

практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)

2) По характеру познавательной деятельности :

-частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);

творческие (творческие задания по видам деятельности).

3) По степени самостоятельности:

-работа под непосредственным руководством педагога;

Основной формой работы являются учебные занятия. Отчёт о работе проходит в форме выставок.

Программа рассчитана на один год обучения.

Планируемые результаты

У учащихся будут сформированы:

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека;

- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- сформированность эстетических потребностей (в общении с искусством, природой), ценностей, чувств;

- развитие эстетических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Учащиеся получат возможность для формирования:

- чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;

- понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

- положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;

- интереса к посещению художественных музеев, выставок;

- представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.

Предметные результаты

В течение учебного года учащиеся должны получить начальные сведения :

-сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения кмир; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

- овладение элементарными умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, худ.конструировании).

К концу учебного года учащиеся должны уметь :

- высказывать суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);

- верно и выразительно передавать в рисунке несложную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме изображаемого предмета;

- определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;

- передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;

- передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних - выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов, сознательно изображать линию горизонта и пользоваться приемом загораживания;

- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно- обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;

- лепить простые объекты (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;

- составлять несложные аппликационные композиции из разных материалов.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащиеся научатся:

· понимать цель выполняемых действий,

· понимать важность планирования работы;

· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;

· осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

· адекватно оценивать правильность выполнения задания;

· осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;

· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

· решать творческую задачу, используя известные средства;

Учащиеся получат возможность научиться:

· продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;

· объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

· различать и соотносить замысел и результат работы;

· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные

Учащиеся научатся:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

· характеризовать персонажей произведения искусства;

· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

· конструировать объекты дизайна.

Учащиеся получат возможность научиться:

· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;

· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

· сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

· уметь слышать, точно реагировать на реплики;

· учитывать мнения других в совместной работе;

· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно- выразительным средствам.

Прогнозируемые результаты:

1) разные приёмы рисования;

2) Гжельскую, Дымковскую, Хохломскую росписи;

4) нетрадиционные техники рисования;

5) воздушную и линейную перспективу.

1) работать в различной технике рисования;

2) пользоваться приёмами стилизации образов и предметов;

3) самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;

4) творчески подходить к выполнению работы.

Методика отслеживания результатов:

выставки; конкурсы; викторины; беседы с детьми и родителями; коллективные творческие работы; наблюдение за детьми в процессе работы; использование методов специальной диагностики, тестирования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие художественно- творческих способностей детей и подростков.

Задачи художественного развития учащихся

-расширение представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве,

-знакомство с историей шрифтового ис­кусства, с особенностями изображения буквиц,

- формирование чувст­ва гармонии шрифтовой композиции,

-знакомство с именами выда­ющихся художников.

Мир шрифтового искусства обширен и многообразен. Знаком­ство с образным миром шрифтового искусства осуществляется че­рез буквицу как наиболее выразительную часть детской, прежде всего сказочной, литературы. В самом общем плане программа зна­комит также с основной исторической линией развития шрифта в контексте отечественной и европейской культуры. Программой предусмотрена сказочно-игровая форма общения с детьми.

Рабочая программа

для первого года обучения

Учитель :Охрименко Екатерина Александровна

Пояснительная записка

художественного образования. С краткими методическими рекомендациями. / редакторы –

Цель программы:

Развитие художественно- творческих способностей детей и подростков.

Задачи художественного развития учащихся

-расширение представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве,

-знакомство с историей шрифтового ис­кусства, с особенностями изображения буквиц,

- формирование чувст­ва гармонии шрифтовой композиции,

-знакомство с именами выда­ющихся художников.

Мир шрифтового искусства обширен и многообразен. Знаком­ство с образным миром шрифтового искусства осуществляется че­рез буквицу как наиболее выразительную часть детской, прежде всего сказочной, литературы. В самом общем плане программа зна­комит также с основной исторической линией развития шрифта в контексте отечественной и европейской культуры. Программой предусмотрена сказочно-игровая форма общения с детьми.

Актуальность данной программы обусловлена ее практиче­ской значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в оформлении школьных праздников, стен­газет, классных уголков, принять участие в оформлении студии изобразительного искусства.

В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию букв-образов. Дети 6—10 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые зада­ния: после рассматривания изображений буквиц, созданных ху­дожниками в разные исторические эпохи, они сочиняют свой оригинальный образ буквы

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное или безобразное в жизни и искусстве:

- развитие понимания неразрывной связанности всей своей жизни с деятельностью

пластических искусств в повседневном ок­ружении, в создании всего предметного мира;

- развитие умения видеть и ценить труд художников, создав­ших неповторимые произведения искусства;

-развитие интереса к восприятию букв.

- развитие эмоциональной сферы ребенка средствами художе­ственной выразительности на основе синтеза: слова и изображения (иллюстрации), дизайна .

Формирование художественно - творческой активности:

-творческое участие детей в создании эскизов букв - образов, эмблем, афиш, этикеток закладок, открыток, книжек, и др.;

-умение видеть творческий вклад художников в создание раз­личных предметов для людей, организации или художественной среды;

-активное участие в организации выставок в классе и школе;

-активное участие в беседах.

Формирование художественных знаний, умений, навыков. Учащиеся должны: -учиться понимать, что в содержании разных книг важную роль играет качество и красо­та разнообразных букв и иллюстраций и красота форм, узоров, конструкций; -учиться использовать написание шрифтов при выполнении своих работ;

-владеть элементарными навыками работы карандашом, фломастером, маркером, гуашевыми и акварельными красками.

, -иметь представление о творчестве художников-иллюстрато­ров детских книг (и некоторые имена: И. Билибин, Ю. Васнецов и др.),

- владеть элементарными приемами пространственного изо­бражения - передавать глубину пространства и величины в про­странстве;

- овладеть навыками конструирования из бумаги:

-учиться передавать элементарные пропорции фигуры чело­века и животных (в рисунке);

-знать, что лучшие произведения искусства хранятся в музеях изобразительных искусств, художественных галереях, музеях при­кладного искусства и музеях под открытым небом, и ознакомиться с некоторыми из них;

-знать, что в создании любой вещи, объекта окружающей нас среды принимали участие Мастера Постройки (конструкция), Изо­бражения (создание в материале, назначение), Украшения (ее оформление);

-запомнить ряд имен мастеров, с работами которых встреча­лись на протяжении учебного года;

-соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

-расписывать готовые изделия согласно эскизу;

-сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, ис­пользовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

-выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;

-навыки анализа художественного произведения (понравилась ли работа, какие чувства вызывает и т. п.).

Место учебного предмета в учебном плане

Изучить содержание Рабочей программы планируется за 74 часа, в соответствии с

расписанием и в соответствии с годовым календарным учебным графиком.

Корректировка Рабочей программы проведена за счёт объединения изучаемых тем уроков, что отражено в календарно-тематическом планировании.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения программы кружка учащиеся должны

иметь представление

- о творчестве художников – иллюстраторов детских книг;

- о искусстве оформления книг

-букве-образе: буква-растение, дом, человек

знать

- разнообразные виды шрифтов;

- что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов,

форм, узоров, конструкций.

уметь

- работать в технике: монотипия, аппликация, коллаж;

- выразительно использовать гуашь, гелевые ручки, фломастеры;

-внимательно относится к природе;

-использовать элементарные приемы изображения пространства; -пропагандировать здоровый образ жизни;- -правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

 восприятия и оценки произведений искусства;

 самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности .

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для кружка являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

Формы и средства контроля знаний, общих учебных умений, навыков и способов деятельности обучающихся .

Формы контроля: фронтальный опрос, опрос в парах, практическая работа, творческая работа.

В процессе реализации программы используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции.

Методы организации занятия:

- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;

- фронтальный, индивидуально-групповой, индивидуальный

В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию слов-образов.

С учётом специфики предмета при оценивании художественной деятельности обучающихся используются:

- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

Требования к оформлению работ для выставки.

Выставочные работы выполняются в любой технике, используя материал по выбору обучающегося. Работа должна сопровождаться табличкой, расположенной в правом нижнем углу, с указанием названия работы, фамилии, имени и отчества автора, руководителя, общеобразовательного учреждения, города.

Размер таблички -5 x10 см, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1.

Содержание программы учебного курса

1. Введение. Веселые буквы. 2 ч

Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика работы художника, оформляющего кни­ги. Детские книги. Буквы-образы. Букварь. Азбука. Алфавит.

2. Искусство оформления книги. Буквица. 2 ч

Книжная графика. Искусство оформления книги. Внешнее оформление (суперобложка, обложка, титульный лист, фронтис­пис). Внутреннее оформление (иллюстрация, заставка, концовка, буквицы, шмуцтитул и др.). Русские народные сказки, былины, иллюстрированные И. Билибиным, В. Васнецовым и т. д.

Создание макета книги представляет собой компоновку гра­фического и текстового материала. Выразительным элементом оформления книги является буквица. Буквица - первая буква, акцентирующая начало главы или абзаца.

Практическая работа: изображение буквицы к любой русской народной сказке (карандаш, акварель или гуашь).

4. Буква-образ. Буква-животное. 4 ч

Практическая работа: изображение буквицы, создание бук­вы-образа, в основу которой положены фантастические или реальные образы животных (цветные карандаши, фломастеры, гуашь или др.).

5. Буква-образ. Буква-растение. 4 ч

Буквицы, украшенные причудливыми растительными узорами, созданные художниками (И. Билибин и др.).

Практическая работа: выполнение буквы, напоминающей образ какого-либо растения: цветка, дерева и т. п. (карандаш, акварель или гуашь или др.).

6. Буква-образ. Буква-дом. 4 ч Формы некоторых букв напоминают образы разных архитек

Практическая работа: изображение буквы-образа, буквы-до­ма, составленной из архитектурных элементов (гелевые ручки или маркер или др.).

7. Буква-образ. Буква-человек. 4 ч

Практическая работа: изображение буквы, по форме напоми нающей фигуру человека в разных движениях и позах (простой и цветные карандаши, фломастеры, гуашь или др.).

8. Буква-шут (клоун, арлекин). Цветовой контраст. 4 ч Очертания формы некоторых букв могут напоминать образы

Цветовой контраст — резкая противоположность цветов, од­но из выразительных средств в изобразительном искусстве. Кон­траст усиливает воздействие цветов на зрителя.

Практическая работа: изображение буквы, по форме напоми­нающей фигуру клоуна или шута (гуашь или цветные флома­стеры).

9. Буква-царь (король). Буква-царица (королева). 4 ч

Образ костюма, архитектуры эпохи барокко и рококо, для которых характерно обилие декора, пышных и причудливых форм.

Практическая работа: разработка и создание эскиза бук­вы-царя (короля) или царицы (королевы) в коронах и нарядных костюмах с использованием элементов декора, характерных для стилей барокко и рококо (пастель или др.).

10. Каллиграфия. Инициал. 2 ч

Практическая работа: упражнения в написании своего имени каллиграфическим почерком, выполнение начальных заглавных букв своего имени, фамилии и отчества (перьевая ручка, тушь или чернила). Возможно изображение рядом с буквами своего портрета (в анфас или в профиль).

11. Вензель. Узор из букв. 2 ч

Практическая работа: выполнение в круге, квадрате или овале эскиза вензеля — переплетенных в узор первых букв свое­го имени и фамилии или имени и отчества; украшение компо­зиции цветным декоративным орнаментом (цветные фломасте­ры или др.).

12. Буква для Снежной королевы. Холодные цвета. 4 ч Цветовое оформление букв может вызывать разные эмоции,

например чувство холода или тепла. Существуют теплые и холод­ные цвета. Выразительные возможности холодных цветов. Хо­лодными называют цвета, напоминающие лед, снег, голубую даль

К холодным цветам относят синий, голубой, фиолетовый, а также оттенки цветов, в состав которых входит белый или си­не-голубой цвет (сине-зеленый, голубовато-зеленый, сине-крас­ный, светло-фиолетовый, светло-рубиновый и др.). Форма бук­вицы может быть необычной, например может напоминать снежинки, льдинки и т. п. Иллюстрации В. Пивоварова к сказ­кам Г.-Х. Андерсена или др.

Практическая работа: изображение буквицы для сказки о Снежной королеве или Снегурочке. Выбранные для украше­ния буквицы цвета должны отражать характер сказочной герои­ни. Для образа Снежной королевы может быть характерно соче­тание контрастных, темных и светлых цветов (например, темно-синего и бледно-голубого, черно-фиолетового и белого, изумрудного и черного и т. п.), а для Снегурочки — сочетание нежных, неконтрастных холодных цветов (например, голубого, бирюзового, бледно-синего, нежно-изумрудного, нежно-фиоле­тового и т. п.). Возможно создание иллюстраций к сказкам, на пример изображение Снежной королевы или Снегурочки (гуашь акварель или др.).

13. Буква-терем для Царя-солнца. Теплые цвета. 4 ч

Практическая работа: изображение буквицы для сказки о Жар-птице, Царе-солнце, Золотой рыбке, Коне-огне и т. п. Выбранные для украшения буквицы цвета должны отражать ха­рактер этих сказочных персонажей. Для образа динамичного Ко­ня-огня может подойти сочетание контрастных светлых и тем­ных теплых цветов (например, оранжевого и темно-красного, желтого и коричневого и т. п.), а для образа добродушного Ца­ря-солнца — нежные, неконтрастные теплые цвета (например, нежно-оранжевого, светло-желтого, желто-оранжевого, свет­ло-охристого, розовато-оранжевого и т. п.). Возможно изображе­ние иллюстраций к сказкам (гуашь, акварель или др.).

14. Буква-робот. Брусковый шрифт. 2 ч

В основе брускового шрифта лежит конструктивно простой элемент — брус, стержень. В зависимости от особенностей пла­катного пера или особым образом заточенной деревянной палоч­ки на листе остается след разного характера. Плакаты разных ху­дожников.

15. Книжная закладка. 2 ч

Функция книжной закладки. Варианты ее украшения. Соче­тание шрифтовой композиции (например, первой буквы своего имени или первой буквы названия книги) с растительным или геометрическим орнаментом.

Растительный орнамент — узор, основанный на ритмически организованных стилизованных изображениях растений (цветов, листьев, трав и т. п.). Геометрический орнамент — узор, основан­ный на ритмически организованных геометрических элементах (линия, круг, овал, квадрат, треугольник и т. п.).

Практическая работа: выполнение отдельной буквы или шрифтовой композиции, украшенной растительным или геомет­рическим орнаментом (карандаш, акварель или др.); характер формы букв и орнамента на закладке отражает содержание книги (например, для учебника математики подойдет геометрический орнамент, для учебника природоведения — растительный и т. п.).

16. Афиша. 4 ч

Афиша — объявление о спектакле, концерте, цирковом пред­ставлении и т. п. Цветовое оформление шрифтовой композиции, образное решение букв отражают содержание и характер пред­ставления.

17. Упаковка. Этикетка. 4 ч

Практическая работа: разработка и выполнение эскиза этикет­ки или упаковки для мороженого, название которого дети приду­мывают сами (художественные материалы по выбору учеников).

18. Эмблема. 2 ч

Практическая работа: разработка эскиза и выполнение эмб­лемы команды КВН (Клуб веселых и находчивых) или др. (худо­жественные материалы по выбору детей).

19. Экслибрис. 2 ч

20. Рисованные шрифты. 2 ч Рисованные шрифты. Шрифты различных детских журналов

21. Поздравительная открытка. 2 ч Открытки к различным праздникам: 8 Марта, Пасха, день рождения и др. Открытки-игрушки.

22. Выставка детского творчества. 2 ч Оформление выполненных в течение года работ. Написание афиши школьной выставки. Подведение итогов года.

24. Защита творческих проектов.1ч. Представить и защитить свой проект. Подведение итогов года

Методическое обеспечение

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.Организационная часть должна обезбечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций.

Практическая часть занимает большую часть времени и явля­ется центральной частью занятия. На основе объяснений педаго­га, а также восприятия фотографий, слайдов или репродукций произведений искусства, образцов книжной графики дети вы­полняют задание, результатом которого становится продукт твор­ческой деятельности (он может стать объектом любования, об­суждения и критики). Как правило, одно задание может быть частично реализовано на первом занятии и продолжено или за­вершено на следующем. В конце каждого занятия проводятся просмотры. Итогом работы года является выставка творческих работ.

Техническое оснащение занятий включает в себя обычный набор оборудования для занятий изобразительным искусством, который дополняется и разнообразится необходимыми для конк­ретного задания материалами и пособиями. Учебно-тематический план

Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течении дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда.

Ребенок не может самостоятельно усвоить данный опыт. Именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений. Сам изобразительный труд способствует разностороннему развитию личности.

Программа актуальна, поскольку способствует развитию художественных способностей ребенка, развитию его творческого потенциала.

Программа предусматривает дифференцированный подход к детям с разным

уровнем развития, представлено многообразие способов передачи впечатлений в

художественной деятельности для раскрытия творческого потенциала каждого

Цель программы :

• Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования;

• Помочь детям освоить технику рисования, способы изображения предметов, природных явлений;

• Научить создавать выразительные образы;

• Развивать в ребенке личность, способную фантазировать, изобретать, умеющую реализовывать творческие замыслы и анализировать их результаты;

• Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, художественный вкус, всесторонне развитую личность.

Основной задачей является содействие развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Решая основную задачу – создаю эстетически развивающую среду на основе различных видах искусства, особого окружения, формирую у детей способность творчески проявлять свои представления об окружающем мире. Программа позволяет обучать навыкам изобразительной грамоты. Методы рисования разнообразны. Доминирует нетрадиционные техники рисования.

Программа построена на следующих принципах:

- систематизация содержания художественного образования детей;

- включение изобразительной деятельности в целостный педагогический процесс;

- соединение обучения с развитием самостоятельности, познавательной активности, эстетической восприимчивости и эмоционального отношения к окружающему миру.

- взаимосвязь художественно – творческой деятельности с общим психическим развития ребенка.

Программа рассчитана на один год обучения. Кружковая работа проводится два раза в неделю по 25 – 30 минут. Основой является игровая мотивация.

• Чем богаче впечатления ребенка, тем содержательнее его рисунки и активнее стремление приобрести изобразительные навыки. Нужно любоваться с ребенком красотой окружающего мира, смотреть видеофильмы, рассматривать иллюстрации, репродукции, посещать музеи. И тогда рисунки малышей будут яркими и образными.

• Поощрять ребенка рисовать по собственному замыслу, фантазируя и экспериментируя с материалом.

• Обязательно обсуждать рисунки малышей. Ребенок – большой фантазер. Он столько расскажет о том, что нарисовал, что только удивляешься его способностям придумывать.

Перспективный план кружковой работы

Цель: Вызвать интерес к этому виду рисования и желание пользоваться им.

Научить детей не бояться краски, уметь экспериментировать, смешивая краски.

Воспитывать устойчивый интерес к новому, неизвестному.

Цель: Познакомить детей с новым видом рисования.

Научить детей печатать рукой, обмакнув всю ладонь или ее часть в краску и оставить на бумаге отпечаток.

Научить детей краску не только видеть, но и чувствовать.

Воспитывать творческое трудолюбие.

Цель: Научить выполнять набрызг с помощью специального приспособления (зубная щетка и стека).

Учить аккуратно выполнять набрызг.

Призывать детей к фантазированию, поощрять неординарные решения.

Воспитывать аккуратность в работе.

Цель: Продолжить знакомство с новым видом рисования.

Учить пользоваться тампонами при создании картин.

Цель: Познакомить с новой техникой.

Воспитывать целеустремленность и усидчивость.

Цель: Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования.

Показать конечный результат и объяснить детям, что такое дорисовка.

Развивать фантазию и желание творить.

Совершенствовать навыки рисования гуашью.

Воспитывать любознательность и желание творить.

Цель: Научить детей рисовать нетрадиционной техникой.

Развивать координацию движений.

Совершенствовать умение видеть красивое во всем, что нас окружает.

Воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Цель: Учить детей самостоятельно готовить холст, обогащать знания детей о свойствах бумаги.

Вызвать интерес, призывать детей к экспериментированию.

Воспитывать умение создавать красоту своими руками.

Цель: Познакомить с игрой кляксами.

Развивать глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.

Виды нетрадиционной техники рисования

возраст обучающихся 4-5 лет
срок реализации: 1 год

Оценить 237 0

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сельниковская начальная школа-детский сад

Протокол №____________ _________________Сафронова Н.В.

Рабочая программа кружка по нетрадиционной

технике рисования в средней группе дошкольного возраста :

возраст обучающихся 4-5 лет

срок реализации: 1 год

Составитель:

Захарова Юлия Алексеевна.

Новизна и оригинальность программы_______________________________3

Цели и задачи программы_________________________________________ 4

Отличительные особенности программы_____________________________4

Организация занятий кружка_______________________________________4

Подходы и методы их реализации___________________________________5

Ожидаемый результат работы кружка_______________________________ 6

Условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста_7

Учебно-тематическое планирование реализация программы____________ 7

Список литературы______________________________________________ 14

В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.

Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.

Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.

Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам нетрадиционных форм художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).

Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному.

Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Художество необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Цель программы: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

Развивать мелкую моторику рук;

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.

Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности; Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.

Организация занятий кружка:

В состав группы входит девять человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

Сроки реализации программы:1 год

Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае.

Всего 32 занятия.

Занятия проводятся один раз в неделю, в четверг, во второй половине дня, продолжительностью 20 минут.

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Подходы и методы их реализации:

Игры, игровые приемы.

Организация и оформление выставок детских работ.

Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа

Методы работы:

- интеграция образовательных областей.

Формы работы с детьми:

- игра сюжетная и театрализованная;

- рассматривание готовых работ;

- рисование под руководством воспитателя;

Рабочие материалы:

- краски гуашь; стаканчики для воды; поролоновые тампоны; салфетки влажные;

трафареты; штампы; трубочки для коктейля; восковые свети, мелки; ватные палочки; альбомные листы.

Форма подведения итогов:

- выставка детских работ;

- презентация- отчёт по работе кружка

- участие в конкурсах.


Ожидаемый результат работы кружка:

Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.

Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.

Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Организация выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в ДОУ.

Условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста:

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей .

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т . д.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтомупятое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

Читайте также: