Кружок школа общения 7 класс

Обновлено: 02.07.2024

Пояснительная записка
Актуальность: общение в жизни детей подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с подростками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения психологических занятий. Подростковый возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.
Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует и потребность благоприятного, доверительного общения со взрослыми. Эта потребность зачастую не получает своего удовлетворения из-за недооценки педагогами возрастных особенностей психического развития детей и неумения соотносить взаимоотношения с методами и формами работы. Все это усугубляется, если и в семье у детей отсутствует благоприятное общение.
Особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушения межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, что формирует у него чувство тревоги, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности.
Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты, агрессивность, стремление обвинить окружающих, нежелание и неумение признать свою вину, доминирование защитных форм поведения и неспособность конструктивно разрешить конфликт.
В основе программы с младшими подростками поставлена задача развития эмоционально-личностной сферы детей и формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.

Основные задачи занятий направлены на:
o обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
o развитие умения слушать других людей;
o обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессии;
o обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;
o формирование позитивной моральной концепции.
Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эффективного общения.

Программа кружка “Психология общения” для детей, обучающихся в 5-7 классах, составлена на основе уроков психологии, написанных школьным психологом и психологом Московского тренинг-центра “Синтон” Юлией Зузенок, а также на основе уроков психологии в средней школе (5-6 классы) Хухлаевой О.В.

Программа рассчитана на 34 учебных часа, включающих в себя как теоретический материал, так и практические упражнения и тренинги.

Модификация данной программы состоит в интеграции двух программ и внесении в программу практической части (тематические и игровые тренинги, самодиагностика и рефлексия), а также в изменении содержания и наполнения тем (новые упражнения, игры, тесты).

  • помочь школьникам освоить коммуникативные умения и навыки;
  • выработать индивидуальный стиль общения;
  • стать более гибкими в общении;
  • научиться адекватно выражать своё внутреннее состояние;
  • стимулировать процесс самосознания и самопонимания.
  • формирование сплоченного доброжелательного коллектива, находясь в котором дети почувствуют себя комфортно и защищено, смогут раскрыться психологически;
  • создание условий для самоанализа учащимися собственного “Я-образа”, развития рефлексии, навыков внимательного отношения к другому человеку, а также повышение уровня самопринятия;
  • создание условий для формирования навыка эффективного общения, умения анализировать конфликтные ситуации и находить их конструктивное решение.
  • в знании прав личности как основы адекватного взаимодействия с окружающими;
  • в обучении умению сотрудничать;
  • в снижении уровня конфликтности;
  • в умении принимать самого себя и других людей, осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;
  • в умении осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков;
  • в понимании необходимости самому делать выбор и нести за него ответственность;
  • в формировании потребности самоизменения и личностном росте.

Ожидаемые результаты

  • корректность речевого поведения;
  • уместность использования несловесных (невербальных) средств общения – жестов, мимики, телодвижений, интонации в устных высказываниях.
  • ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его (на элементарном уровне);
  • уместно использовать словесные и несловесные средства общения.

Вид контроля

Формы промежуточного контроля знаний, умений, навыков: наблюдение; беседа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс разработан на основе книг Коломинского Якова Львовича – доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой общей и детской психологии Минского пединститута им А.М.Горького; Грецова Андрея Геннадьевича – кандидата психологических наук, преподавателя Российского государственного педагогического университета им А.И. Герцена, практического психолога.

Курс содержит психологические знания по искусству общения, социальной адаптации в мире сверстников, в мире взрослых; знания, которые помогут подросткам становится личностями, постигнуть нравственные образы, идеалы, помогут достигнуть успехов.

Речь пойдет о путях личностного и интеллектуального развития, об эмоциях и чувствах, о навыках бесконфликтного общения, о способах психологического влияния и защиты от него.

Курс построен из 4 разделов.

В первой части речь пойдёт о личности, о том как происходит общение подростков, место общения в его жизни, о влиянии общения на него. Чем насыщенней и интересней будет повседневная жизнь, тем больше будет шансов у подростка развиваться и достигать успехов. А чтобы не упустить эти шансы – важно уметь пользоваться своим разумом и волей.

Третья часть курса посвящена психологии привлекательности. От чего зависит взаимопонимание между людьми, что такое конфликт, почему некоторые люди нам нравятся, а некоторые – нет?

В четвёртой, последней, части курса речь пойдёт о том, как люди влияют друг га друга, как управляют чужим поведением. Это влияние может использоваться во благо человеку, а может – во вред. Учащиеся узнают, что такое манипуляция, какими механизмами на нас воздействует реклама, как могут заманить в секту. Познавая всё это, подросток может стать менее восприимчивым к чужому влиянию.

Цель моего курса – дать интересные знания для каждодневной жизни подростков, их общения и самопознания.

Методы ведения занятий выбираются, исходя из их выраженной практической направленности. Перечень методов работы включает, кроме информирования, применение диагностических методик, групповую дискуссию, ролевое проигрывание, беседу, психотехнические приёмы. Курс содержит много прикладной информации: задачи, психологические практикумы, тесты на личностные особенности, упражнения на анализ своих чувств, эмоций.

Каждое занятие содержит лекционную и практическую часть, с выполнением психологических тестов, игровых упражнений, тренинговых заданий, рисуночных тестов. В проведении некоторых занятий будет использоваться и демонстрационный материал - фильмы по общению подростков.

По разработанному курсу нет учебников. Поэтому весь материал готовится (копируется, тиражируется) для групповой или индивидуальной работы.

Учащиеся должны узнать основные понятия, характеристики общения, его функции, особенности и закономерности общения;

уметь анализировать и интерпретировать информацию, применять техники эффективного общения;

владеть навыками :применять теоретические знания для решения практических задач, способов межличностных коммуникаций.

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Читайте также: