Кружок друзья природы в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

В настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В это время у ребёнка формируется отношение к миру людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, которое является фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.

Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы.

- формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

- непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);

– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

2. Совместная деятельность:

– наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;

– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки, рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;

– рассматривание картин из жизни диких животных;

– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;

– беседы и разговоры с детьми на экологические темы;

сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр. ;

– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;

– экологические тропы;

– игры (подвижные, дидактические, театрализованные);

– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;

– работа с календарями природы;

– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).

Задачи развития экологических представлений у детей средней группы

1. Образовательные: Формировать представления детей о многообразии живой и неживой природы. Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники, рыбы, птицы, звери и т. д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.

2. Развивающие: Формировать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Формировать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.

3. Воспитательные : Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому.

Перспективное планирование кружка представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 20 минут.

План работы кружка

2. Дать понятие живая, не живая природа.

5. Внести календарь природы.

2. Беседа о сливе.

3. Чтение письма от сливки. Что можно приготовить из слив?

«Комнатные растения" Формировать представления о различных потребностях комнатных растений во влаге: одним растениям – с мягкими, тонкими листьями – требуется много влаги, их надо чаще поливать, другие – с плотными, толстыми листьями, стеблями – они родом из засушливых мест, поэтому их следует поливать реже. 1. Рассматривание комнатных растений в уголке природы.

2. Беседа о пользе комнатных растений для человека.

3. Рисование комнатных растений.

2. Рассматривание картин, иллюстраций об уборке урожая осенью.

2. Рассматривание березы.

3. Беседа о сезонных изменениях в природе.

4. Работа с календарём природы.

Воспитывать у детей любовь к природе. 1. Что такое лес?

2. Рассказ о том, что растёт в лесу и кто там живёт.

4. Собирание гербария.

2. Рассказ воспитателя о грибах.

Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. 1. Рассмотреть иллюстрации птиц.

2. Рассмотреть землю и глину. Чем они отличаются.

3. Совместно с детьми посадить в землю цветок (комнатное растение).

Наблюдение за ним.

1. Беседа о свойствах глины.

2. Просмотр иллюстраций.

Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее. 1. Рассмотреть иллюстрацию зимнего пейзажа.

3. Наблюдение за деревьями.

1. Дать понятие хвойные деревья.

2. Беседа о сосне.

3. Рассмотреть шишки

(внести в познавательно – исследовательский уголок).

2. Рассказ о жизни птиц зимой.

Воспитывать любовь и сочувствие к животным.

2. Рассказать о жизни диких животных в лесу (чем питаются животные зимой, способы передвижения, места обитания).

3. Наблюдения на прогулке, работа с календарём природы.

Воспитывать бережное отношение к воде. 1. Просмотр иллюстраций

2. Рассказ о значении воды в нашей жизни, о необходимости бережного

отношения к ней.

Обратить внимание на внешние особенности.

1. Наблюдение за морозными узорами на стекле. Что будет, если дотронуться ладошкой до окон с узорами?

2. Беседа о защитных свойствах снега.

Формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. 1. Познакомить детей с воздухом и его свойствами,

способами его обнаружения.

2. Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого.

2. Наблюдение за ветром (использование вертушек).

3. Сравнение признаков зимы и весны.

2. Посадить лук, петрушку.

3. Дальнейшее наблюдение и уход.

На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

1. Рассмотреть иллюстрации.

2. Рассказ о том, какую пользу приносят насекомые.

1. Наблюдение за деревьями.

2. Вспомнить названия

некоторых деревьев и кустарников.

3. Работа с календарём природы.

1. Рассмотреть иллюстрации птиц. Вспомнить их названия.

2. Загадать загадки про птиц.

4. Игра с бумажными птицами.

1. Рассмотреть энциклопедию «Тело

2. Рассказ воспитателя о некоторых органах человека.

(цветением). Продолжать устанавливать связи между изменениями условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства. 1. Наблюдение за яблоней.

3. Работа с календарём природы.

2. Назвать их свойства и особенности.

Приблизить детей к природе, учить общаться с ней, любить ее. Уточнять, имеющиеся знания об окружающей природе.

1. Чтение стихотворения

2. Целевая прогулка по экологической тропе.

3. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Педагогическое общество России, Москва 2005.

4. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

5. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М. : ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.

7. Интернет – источники.

Образовательная среда по экологическому воспитанию в ДОО

Образовательная среда по экологическому воспитанию в ДОО Одно из требований ФГОС ДО - правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда. Уголок природы в групповой комнате.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Куженерского муниципального района Республики Марий Эл

«Рассмотрено

Руководитель ШМО:

____/ Яковлева Л. В./

Протокол № 1 от

Заместитель

директора по УВР

_____/Михеева Т. А./

Директор школы:

______ /Петров Е. В./

Приказ № ___ от

Рабочая программа

деятельности

Направление: социальное, общеинтеллектуальное,

учитель начальных классов

1. Пояснительная записка.

Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования.

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки. Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне её. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работе, как в школе, так и во внеучебной деятельности, во внеклассной работе по предмету (с помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, при формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.

Кружковая работа является оптимальной формой работы по формированию экологической культуры младших школьников. Система работы с учащимися начальных классов значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость. Кружковая работа формирует практические умения и знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе.

Кружковая работа по экологии в начальной школе требует от ребёнка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 6,5 - 11 лет.

Сроки реализации программы:4 года

Режим занятий: Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с продолжительностью 35 мин каждое. Количество аудиторных занятий не превышает 50 % от общего количества занятий.

Место проведения занятий – учебные кабинеты, живой уголок школы и пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки, природные объекты села, лаборатории кабинетов химии, физики, биологии.

Цели программы:

Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;

Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;

Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране.

дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

научиться применять на практике полученные знания.

формировать представления о краеведческой работе.

развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге;

развивать творческую деятельность.

прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

воспитывать потребность в общении с природой;

способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

Методы обучения:

К изучаемым темам указаны практические работы, экскурсии, фенологические наблюдения, практическая деятельность, которым должно уделяться самое серьезное внимание. Только на основе наблюдений, исследований (проектов) и практической деятельности возможно осуществление экологического воспитания.

Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка школьного возраста с природой той местности, на которой он проживает. По этому, один из важнейших принципов организации работы кружка — краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные и региональные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий включена информация о состоянии природы родного города и области.

Программа работы кружка строится таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, т.е. предполагает наличие таких направлений, как познавательного, познавательно-развлекательного, практического, исследовательского.

Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это ( тетрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологи-ческие игры, игры-путешествия.

Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках

следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:

к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;

к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение;

к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру .

Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.

Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).

Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей).

Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.

Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).

Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).

Принцип ориентации на успех.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).

Принцип связи обучения с жизнью.

Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен образец рабочей программы по Внеурочной Деятельности естественно-научного напраления.

1.Пояснительная записка 3-5

2.Учебно-тематический план 6- 9

3.Содержание программы 10-13

4. Обеспечение программы 14-15

4.1 Методическое обеспечение

5. Информацинные ресурсы 15-16

6. Приложения 17

Пояснительная записка.

Структура программы разработана с учётом возрастной психологии детей и их интересов.

Программа включает теоретические занятия, практическую работу, экскурсии и наблюдения в природе, природоохранную деятельность.

Актуальностьвыбранного направления в том, что вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно всё более глубокое познание мира, открытие в нём все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рождённые требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Основная ведущая идея программы – содействие формированию у воспитанников ценностных отношений к природе через приобщение их к экологической потребности защиты окружающей среды, расширение природоведческого кругозора, личностно – ориентированную направленность каждого ребёнка к предмету.

Программа рассчитана на получение дополнительных теоретических знаний, практических навыков с учётом основных, полученных в школе, развитие творческого потенциала детей. В учебно-воспитательном процессе всё шире используется проектная деятельность, которая является способом активизации познавательной деятельности детей. Исследование обладает широким спектром воспитательных возможностей. Составление проектов формирует умение добывать знания, перерабатывать полученную информацию, действовать по намеченному плану. Проектная деятельность развивает внимание, наблюдательность, память, развивает интерес к своему краю, месту в котором живёт ребёнок.

Цель, задачи обучения

Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).

Образовательные:

Учить детей быть ответственными за свои поступки.

Формировать культуру поведения в природе.

Обогащать представления об окружающем мире.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.

Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).

Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Планируемые результаты

-адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель);

-осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

-(логические) анализ объектов с целью выделения признаков;

-способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

-поиск и выделение необходимой информации.

-стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности;

-принимать позицию учащегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности.

-строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя;

-слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания;

-учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя.

-исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе;

-адекватная мотивация внеучебной деятельности;

-учебные и познавательные мотивы;

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

установление причинно-следственных связей.

К концу обучения учащиеся должны знать:

Основы экологической культуры.

Некоторые особенности природы своего края.

Значение природы для человека.

Группы растений и животных.

Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

Правила поведения в природе.

Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

должны уметь:

Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

Различать изученные растения, животных.

Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.

Подкармливать птиц в простейших кормушках.

Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка

Формы и режим занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа в школе. Количество детей в учебной группе составляет 15 человек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Друзья природы" разработана для обучающихся 5-6 классов, посещающих экологический кружок. В рамках программы дети узнают новое о живой и неживой природе своего Родного края, а так же учатся беречь ее и помогать в трудную минуту.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

на 1 год обучения

11-13 лет (5 -6 класс)

Алынина Екатерина Александровна

Пояснительная записка

Программа предусматривает рассмотрение закономерностей взаимоотношений растительных и животных организмов, человека с окружающей средой, специфики механизмов, обеспечивающих устойчивость природных сообществ. Кроме того, программа предполагает изучение взаимодействия между обществом и природой, принципов и перспектив их осуществления и оптимального развития.

формирование единства интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды;

практическая деятельность по улучшению качества окружающей природной среды;

расширение краеведческого кругозора и творческих способностей учащихся;

взаимосвязь глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек – природа – общество;

выявление и привлечение в работу кружка одарённых детей;

создание доступной образовательной среды, обеспечивающей возможность заниматься в кружке лиц с ограниченными возможностями здоровья.

сформировать осознанное, ответственное, экологически грамотное отношение обучающихся к природе; экологическую культуру, любовь к природе родного края, в частности.

Обучающие задачи:

научить кружковцев наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить цель, находить пути решения и делать выводы.

сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

расширить знания по зоологии, познакомить детей с условиями жизни животных в естественных условиях, с охраняемыми животными, вошедшими в Красную книгу России и своего региона;

познакомить детей с окружающим растительным миром, ролью растений в жизни людей, с разнообразием цветочно-декоративных растений, занесенных в Красную книгу России и своего региона;

познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека;

научить учащихся пользоваться научной литературой, Интернет-ресурсами;

познакомить детей с технологией изготовления поделок из природного материала;

научить применять полученные знания на практике и в повседневной жизни.

Развивающие задачи:

развивать потребности общения с природой;

продолжать развивать познавательный интерес учащихся, творческую активность.

развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;

развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

развивать умения выполнять учебно-исследовательские работы экологической направленности.

Воспитывающие задачи:

воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;

воспитывать у детей своевременное, аккуратное и тщательное выполнение и соблюдение всех правил ТБ в кружке.

Содержание программы соответствует индивидуальными и возрастными особенностями учащихся 5- 6-х классов. Количество человек в кружке – 15.

Сроки реализации программы: 1 год. На реализацию программы отводится 3 часа в неделю (три занятия в неделю по 40 мин), всего 136 часов в год в 5 классе.

Формы и методы обучения определены в соответствии с возрастом учащихся. На занятиях кружка используются компьютеры с установленной программной средой, проектор, принтер, сканер, интерактивная доска SMARTBOARD, компьютерная сеть с выходом в Интернет. Теоретическая работа чередуется с практической деятельностью, используются интерактивные формы обучения.

Формы проведения занятий: экскурсии, беседы, игры, практические занятия, акции, выставки, трудовые десанты, самостоятельная работа, викторины и проекты.

Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для развития у ребят навыков самостоятельной постановки задач и выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи.

Планируется использование следующих педагогических технологий:

технология развивающего обучения;

технологии уровневой дифференциации .

Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Программа реализуется на основе следующих экологических принципов:

принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства окружающего мира;

принцип межпредметных связей, раскрывающий единство окружающего мира;

принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;

принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению детей в практическую деятельность;

принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой;

практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации;

принцип развивающего обучения- обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области экологии, географии и биологии, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.

Требования к результатам обучения.

Личностные результаты:

принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

развитие морально-этического сознания;

получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель УД;

совместно с учителем выдвигать версии, составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать вою деятельность;

выбирать средства достижения цели из предложенных, а так же искать их самостоятельно;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;

анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

пользоваться источниками справочной информации (словарями, энциклопедиями, атласами);

преобразовывать информацию из одного вила в другой;

осуществлять анализ, синтез, сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических задач;

устанавливать причинно-следственные связи;

овладеть начальными формами исследовательской деятельности;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

Предметные результаты:

интерес к познанию мира природы;

потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

осознание места и роли человека в биосфере;

по результатам наблюдений умение находить и формулировать зависимости и закономерности;

преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

В результате учебной деятельности для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения:

Локальная сеть, выход в Интернет.

Операционная система: Windows

Периферийные устройства: сканер, принтер, проектор.

Учебно-методическое обеспечения курса внеурочной деятельности:

Рабочая программа курса.

Разработки игр, викторин.

Календарно-тематический план:

Количество часов

Вводное занятие. Правила заготовки природного материала.

Ощущение присутствия природы.

Красная книга – сигнал опасности.

Нормы поведения человека в природе

Экология нашей местности

Птицы нашего края

Природа нашего города

Виды экологических мониторингов

Богатство растительного мира родного края

Животные в природе нашего края

Экологические проблемы. Причины и пути их решения

Город, в котором хотел бы я жить

Мы – друзья природы

Глобальные и региональные экологические проблемы.

Биогеография ХМАО – Югры.

Неживая природа ХМАО - Югры: вода.

Неживая природа ХМАО - Югры: воздух, почва

Живая природа ХМАО - Югры: растения

Живая природа: животные

Памятники природы ХМАО - Югры.

Природа и человек

Природа и наука

Природа как единое целое

1. Вводное занятие.

2.Ощущение присутствия природы.

3. Заповедные территории

4. Красная книга – сигнал опасности

5. Нормы поведения человека в природе

6. Экологические знаки

7. Экология нашей местности

8. Птицы нашего края

9. Природа нашего города

10. Экологическое лото

Теоретические занятия – живая природа. Редкие исчезающие виды животных. Практические занятия – настольная игра. Форма организации занятий - игра.

11.Виды экологических мониторингов

Теоретические занятия – понятие мониторинг, мониторинг водной среды, почвенный, мониторинг воздушной среды, мониторинг в быту. Практические занятия – определение активной реакции воды. Изучение степени запылённости воздуха в различных участках пришкольной территории. Форма организации занятий – беседа, игра, викторина, задание и отчёт о проделанной работе

12. Богатство растительного мира родного края

Теоретические занятия – беседа «Богатый и разнообразный мир растений. Практические занятия – озеленение класса и школы, оформление гербария. Форма организации занятий – беседа, защита творческих проектов

13. Животные в природе нашего края

14. Экологические проблемы. Причины и пути их решения

15. Город, в котором хотел бы я жить

Практические занятия – подготовка материалов для экологического проекта, отчет об экскурсиях. Форма организации занятий - беседы, экскурсии, защита творческих проектов.

19. Неживая природа ХМАО - Югры: вода

20. Неживая природа ХМАО - Югры: воздух, почва

21. Живая природа ХМАО - Югры: растения

22. Живая природа ХМАО - Югры: животные

23 .Памятники природы ХМАО.

24.Природа и человек

25. Природа и наука

26.Природа как единое целое

Читайте также: