Порядок реагирования на факты безвестного отсутствия подростков в школе

Обновлено: 04.07.2024

Предоставленный сам себе ребенок может попасть под опасное влияние или втянут в преступные, антиобщественные (аморальные) действия, но самая главная опасность, что ребенок может стать жертвой преступления. Но большинство детей, в силу возраста, не понимают, какими тяжелыми могут быть последствия.

Некоторые родители не осознают, какой опасности подвергают жизнь и здоровье своего ребенка, НЕСВОЕВРЕМЕННО обращаясь в полицию о розыске. Кто-то думает, что заявление в полицию можно подать только через 3 дня, кто-то пытается искать своими силами, боясь огласки внутрисемейных проблем, кто-то вообще решил, что ребенок погуляет и вернется сам.

Если в течение 3-х часов с момента безвестного отсутствия ребенка, родитель не обратился в полицию с заявлением о его розыске, то существуют все основания привлечь родителя к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка, так как бездействие родителя подвергает опасности жизнь и здоровье ребенка.

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по каждому факту самовольного ухода проводятся проверки, с целью выяснения причин и условий уходов, а также предотвращения повторных инцидентов. Бывают случаи, когда несовершеннолетний просто загулялся, телефон разрядился или были другие причины, когда родители не могли установить, где же находится их ребенок, и обращались в полицию. По результатам проверки устанавливается, что подобные случаи не являются самовольным уходом. Если же факт самовольного ухода ребенка подтвержден, дети и их родители приглашаются на заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. И хотя самовольный уход сам по себе не квалифицируется как противоправный поступок, он является основанием постановки ребенка, а иногда и семьи, на профилактический учет, для проведения различных мер с целью предупреждения безнадзорности и беспризорности ребенка.

Каковы же причины ухода детей из дома?

* В большинстве случаев - это реакция ребенка на какие-то неблагоприятные обстоятельства его жизни. Чаще всего это конфликтные ситуации в семье. Стремление убежать из дома в знак протеста наиболее часто проявляется в возрасте 10-14 лет. Ребенок стремится уйти от проблем, поддаваясь эмоциям и не осознавая, что вместо решения проблемы он порождает массу других.
* Другой распространенной причиной является семейное неблагополучие, злоупотребление родителями спиртными напитками. Отрицательное поведение родителей порождает нежелание ребенка возвращаться в семью. Некоторые дети убегают из дома из-за невыносимой домашней обстановки, постоянного физического, сексуального или эмоционального насилия, совершаемого над ними.
* Уходы из внешне благополучных семей могут быть связаны с занятостью родителей на работе. Подросток предоставлен в течение дня сам себе, что способствует его привыканию к бродяжничеству на улицах города, общению детьми, ведущий подобный образ жизни. Поэтому очень важно, чтобы ребенок был занят организованной формой досуга во внеурочное время.
* Есть случаи ухода подростков из семей, где наоборот существует очень жесткий контроль за поведением ребенка, в этом случае побег вызван стремлением детей выйти из под контроля родителей, самоутвердиться и жить самостоятельно.
* Проявления девиантных форм поведения: некоторые подростки не любят учиться, не хотят работать или заниматься чем-либо полезным, хотя в настоящее время существуют и возможности, и ресурсы для их трудоустройства или продолжения обучения в самых доступных формах в целях получения полного среднего образования. В некоторых случаях склонность к бродяжничеству может быть обусловлена отклонениями в психическом развитии.

Под самовольным уходом ребенка понимается отсутствие информации о его местонахождении в течение 3-х часов, в возрасте до семи лет - в течение 1-ого часа.

Предоставленный сам себе ребенок может попасть под опасное влияние или втянут в преступные, антиобщественные (аморальные) действия, но самая главная опасность, что ребенок может стать жертвой преступления. Но большинство детей, в силу возраста, не понимают, какими тяжелыми могут быть последствия.

Некоторые родители не осознают, какой опасности подвергают жизнь и здоровье своего ребенка, несвоевременно обращаясь в полицию о розыске. Кто-то думает, что заявление в полицию можно подать только через 3 дня, кто-то пытается искать своими силами, боясь огласки внутрисемейных проблем, кто-то вообще решил, что ребенок погуляет и вернется сам.

Самовольные уходы – это добровольное, самовольное оставление дома. Безвестное отсутствие несовершеннолетнего в течение некоторого времени с момента факта его отсутствия или с момента наступления времени, условленного для возвращения.

Предоставленный сам себе ребенок может попасть под опасное влияние или втянут в преступные, антиобщественные (аморальные) действия, но самая главная опасность, что ребенок может стать жертвой преступления. Но большинство детей, в силу возраста, не понимают, какими тяжелыми могут быть последствия.

Некоторые родители не осознают, какой опасности подвергают жизнь и здоровье своего ребенка, НЕСВОЕВРЕМЕННО обращаясь в полицию о розыске. Кто-то думает, что заявление в полицию можно подать только через 3 дня, кто-то пытается искать своими силами, боясь огласки внутрисемейных проблем, кто-то вообще решил, что ребенок погуляет и вернется сам.

Что делать родителям, если ребенок потерялся:

1. В случае исчезновения ребенка следует незамедлительно обратиться в отдел полиции.

2. Чем меньше прошло времени с момента его исчезновения, тем быстрее ребенок будет разыскан.

3. При обращении в отдел полиции возьмите с собой документы, содержащие сведения о пропавшем ребенке с его фотографией.

4. При описании пропавшего ребенка обязательно укажите его основные приметы, опишите его одежду.

5. Дежурный по отделу полиции не имеет права отказывать в приеме заявлений о пропаже несовершеннолетних, и обязан принять их незамедлительно. При обращении в отдел полиции гражданин лишь констатирует факт исчезновения несовершеннолетнего

Если родитель не обратился, либо обратился несвоевременно в полицию с заявлением о его розыске, то существуют все основания привлечь родителя к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка, так как бездействие родителя подвергает опасности жизнь и здоровье ребенка.

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по каждому факту самовольного ухода проводятся проверки, с целью выяснения причин и условий уходов, а также предотвращения повторных инцидентов. Бывают случаи, когда несовершеннолетний просто загулялся, телефон разрядился или были другие причины, когда родители не могли установить, где же находится их ребенок, и обращались в полицию. По результатам проверки устанавливается, что подобные случаи не являются самовольным уходом. Если же факт самовольного ухода ребенка подтвержден, дети и их родители приглашаются на заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. И хотя самовольный уход сам по себе не квалифицируется как противоправный поступок, он является основанием постановки ребенка, а иногда и семьи, на профилактический учет, для проведения различных мер с целью предупреждения безнадзорности и беспризорности ребенка.

Каковы же причины ухода детей из дома?

* В большинстве случаев - это реакция ребенка на какие-то неблагоприятные обстоятельства его жизни. Чаще всего это конфликтные ситуации в семье. Стремление убежать из дома в знак протеста наиболее часто проявляется в возрасте 10-14 лет. Ребенок стремится уйти от проблем, поддаваясь эмоциям и не осознавая, что вместо решения проблемы он порождает массу других.

* Другой распространенной причиной является семейное неблагополучие, злоупотребление родителями спиртными напитками. Отрицательное поведение родителей порождает нежелание ребенка возвращаться в семью. Некоторые дети убегают из дома из-за невыносимой домашней обстановки, постоянного физического, сексуального или эмоционального насилия, совершаемого над ними.

* Уходы из внешне благополучных семей могут быть связаны с занятостью родителей на работе. Подросток предоставлен в течение дня сам себе, что способствует его привыканию к бродяжничеству на улицах города, общению детьми, ведущий подобный образ жизни. Поэтому очень важно, чтобы ребенок был занят организованной формой досуга во внеурочное время.

* Есть случаи ухода подростков из семей, где наоборот существует очень жесткий контроль за поведением ребенка, в этом случае побег вызван стремлением детей выйти из под контроля родителей, самоутвердиться и жить самостоятельно.

* Проявления девиантных форм поведения: некоторые подростки не любят учиться, не хотят работать или заниматься чем-либо полезным, хотя в настоящее время существуют и возможности, и ресурсы для их трудоустройства или продолжения обучения в самых доступных формах в целях получения полного среднего образования. В некоторых случаях склонность к бродяжничеству может быть обусловлена отклонениями в психическом развитии.

Первый самовольный уход прорывает психологический барьер ребенка и нарушает его связь с семьей. Поведение ребенка является зеркальным отражением ситуации в семье. Не пытайтесь просто навязывать детям свою волю, свой контроль, детей нужно понять и принять. Будьте мудрее!

В случае ухода вспомните все, о чем говорил ваш ребенок в последнее время. Обзвоните друзей и знакомых подростка, учителей. Проверьте, вел ли он дневник (в письменном или в электронном варианте). Проверьте, не взял ли ребенок из дома деньги, ценности, теплые вещи, документы.

Если проверка собранных сведений не дала никаких результатов и ребенок не найден, незамедлительно сообщите об этом

в дежурную часть, ОДН и ОУУП ОМВД России по месту жительства, в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в образовательное учреждение, где обучается ребенок.​

1.1. Ежедневно осуществляют контроль посещаемости занятий учащимися с целью предупреждения самовольных уходов несовершеннолетних из семей и образовательных учреждений, их безвестного отсутствия.

1.2. Осуществляют внутришкольный учет несовершеннолетних, склонных к бродяжничеству и самовольным уходам.

1.3. Проводят индивидуальную профилактическую работу с детьми из семей СОП, и находящихся в трудной жизненной ситуации, а также не посещающими учреждение образования по неуважительным причинам, принимают меры по продолжению их обучения.

1.4. Организуют проведение мероприятий, направленных на профилактику самовольных уходов, безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, а также направленных на повышение статуса семьи и формирование законопослушного поведения учащихся.

1.5. При выявлении фактов ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению детей направляют информацию в КДН администрации по территориальности о принятии к родителям мер воздействия в соответствии с законодательством.

2.Действия при установлении фактов самовольного ухода несовершеннолетних и организации их розыска.

2.1. В случае получения сведений о факте самовольного ухода

несовершеннолетнего из семьи или учреждения незамедлительно

информируют руководителя учреждения образования и заместителя по учебно-воспитательной работе.

2.2. При обращении законного представителя несовершеннолетнего по факту самовольного ухода ребёнка из семьи оказывают ему помощь в написании заявления в Речицкий РОВД.

3. Действия после возвращения несовершеннолетнего в семью.

3.1. По каждому факту самовольного ухода учащегося проводят

педагогическое расследование с целью выяснения и устранения причин и условий, способствующих его совершению, и оформляют результаты

педагогического расследования в виде заключения.

3.2. В течение 7 рабочих дней направляют в отдел образования, спорта и туризма, КДН заключение по результатам педагогического расследования, а также информацию о первичных мероприятиях по его реабилитации и предупреждению повторного самовольного ухода.

3.3. Осуществляют индивидуальную профилактическую работу с

несовершеннолетним, совершившим самовольный уход, и его семьей.

Настоящий алгоритм определяет порядок действий органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в случаях самовольного ухода несовершеннолетнего из учреждений образования или из семьи.

I. Порядок действий должностных лиц учреждения образования при установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего

1.1. Сотрудник учреждения образования при обнаружении факта самовольного ухода несовершеннолетнего незамедлительно должен принять меры по самостоятельному розыску несовершеннолетнего.

В случае если принятые меры по розыску не дали положительных результатов, сотрудник обязан немедленно поставить в известность руководителя учреждения образования.

Руководитель в течение 30 минут с момента установления самовольного ухода по телефону сообщает в дежурную часть территориального РОВД, после чего лично обращается с письменным заявлением.

После регистрации письменного заявления о розыске несовершеннолетнего в отделе внутренних дел необходимо получить от дежурного, принявшего заявление, подтверждение о регистрации заявления.

1.2. в течение 2-х часов руководитель учреждения образования информирует отдел образования, спорта и туризма о самовольном уходе воспитанника;

1.3. руководители учреждений незамедлительно сообщают в отдел внутренних дел об открывшихся новых обстоятельствах розыска, о поступлении информации от родителей несовершеннолетних, самовольно покинувших семью, учреждение и т.д.;

1.4. при установлении несовершеннолетнего, при необходимости, ему оказывается психологическая помощь;

1.5. по каждому факту самовольного ухода проводится социальное расследование;

1.6. при необходимости (наличии оснований) готовится служебная записка на имя директора учреждения по устранению причин самовольных уходов и принятию мер дисциплинарного взыскания к сотрудникам, допустившим упущения в работе, способствовавших самовольному уходу несовершеннолетнего;

1.7. вопрос о самовольном уходе и причинах послуживших рассматриваются на заседании совета профилактики, при необходимости принимается решение о постановке несовершеннолетнего на внутриучрежденческий контроль, либо о признании несовершеннолетнего, находящимся в социально опасном положении.

1.8. при повторном уходе несовершеннолетнего из семьи, учреждения образования следует проинформировать врача – психиатра учреждения здравоохранения.

1.9. учреждение образования ежемесячно (не позднее 02 числа месяца, следующего за отчетным) представляют в отдел образования, спорта и туризма информацию о самовольных уходах несовершеннолетних, анализ их причин и принятых мер;

1.10. отдел образования, спорта и туризма анализирует поступившую информацию о самовольных уходах несовершеннолетних из учреждений образования и ежеквартально (не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным) направляют сведения в главное управление образования облисполкома с комплексом профилактических мер.

II. Порядок действий должностных лиц органов внутренних дел при установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего

2.1.розыскные мероприятия осуществляются сотрудниками органами внутренних дел в соответствии ведомственными нормативными документами;

2.2. сотрудник правоохранительных органов территориальных РОВД не позднее 05 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют в комиссию по делам несовершеннолетних (далее – КДН) ежеквартальную информацию о самовольных уходах несовершеннолетних и их причинах, а также о принятых мерах по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних;

2.3. при выявлении ненадлежащего выполнения или невыполнении родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних обращаются в отдел образования, спорта и туризма с ходатайством о признании ребенка, находящимся в социально опасном положении;

2.4. сотрудник органа внутренних дел в течение 10 суток направляет в КДН по месту проживания ребенка копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела либо информацию, материалы проверок в отношении несовершеннолетних, допустивших факты самовольных уходов, а также материалы проверок по фактам безвестного исчезновения несовершеннолетних для проведения с ними профилактической работы с целью недопущения фактов самовольного ухода в дальнейшем;

2.5. сотрудник правоохранительных органов территориальных РОВД, проводивший проверку по материалу безвестного исчезновения ребенка, в обязательном порядке направляет по месту учебы несовершеннолетнего предложения об устранении причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетним правонарушений;

2.6. в случае выявления фактов семейного неблагополучия, жестокого обращения с ребенком, нанесения телесных повреждений сотрудник правоохранительных органов территориальных РОВД документирует данные факты, докладывает руководству ОВД, при необходимости привлекает родителей (и иных лиц) к ответственности, в соответствии с законодательством;

2.7. сотрудники правоохранительных органов территориальных РУ-ГО-РОВД ежеквартально информируют отделы образования, спорта и туризма районных (Речицкого городского) исполнительных комитетов о подростках, безвестно исчезнувших, в том числе о совершении ими противоправных деяний, для проведения индивидуально профилактической работы;

2.8. УОПП УВД Миноблисполкома ежеквартально информирует управление образования облисполкома о подростках, безвестно исчезнувших, для организации подведомственного контроля за проведением профилактической работы на местах и КДН облисполкома для обеспечения координации государственных органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику правонарушений несовершеннолетних.

III. Порядок действий должностных лиц комиссии по делам несовершеннолетних при установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего

3.1. сотрудник КДН регистрирует материал с предложениями, поступивший из территориальных РУ-ГО-РОВД;

3.2. КДН рассматривает постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, и устанавливает причины и условия совершения самовольного ухода, проводят анализ результативности предупредительной работы. При необходимости принимают меры воздействия к несовершеннолетнему, самовольно ушедшему из семьи, учреждения образования, и к родителям, допустившим самовольный уход;

3.3. КДН принимает постановление (решение) о проведении индивидуально-профилактической работы с самовольно ушедшим несовершеннолетним и направляют соответствующие решение (постановление) для исполнения субъектам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3.4. КДН рассматривает на заседании информацию о недостатках в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, препятствующих предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних, поступившую от органов внутренних дел, руководителей учреждений образования;

3.5. в случае повторного ухода несовершеннолетнего, а также совершения им после ухода административных правонарушений или уголовных преступлений, рассматривает на заседании КДН вопрос об эффективности организации индивидуально-профилактической работы с данным несовершеннолетним, при необходимости вносит органам системы профилактики представление об устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

Самовольные уходы – это добровольное, самовольное оставление дома, безвестное отсутствие несовершеннолетнего в течение некоторого времени с момента факта его отсутствия или с момента наступления времени, условленного для возвращения. Предоставленный сам себе несовершеннолетний может попасть под опасное влияние или втянут в преступные, антиобщественные (аморальные) действия, но самая главная опасность, что он может стать жертвой преступления. Но большинство несовершеннолетних, в силу возраста, не понимают, какими тяжелыми могут быть последствия.

1. В случае исчезновения несовершеннолетнего следует незамедлительно обратиться в отдел полиции.
2. Чем меньше прошло времени с момента его исчезновения, тем быстрее подросток будет найден.
3. При обращении в отдел полиции возьмите с собой документы, содержащие сведения о пропавшем подростке с его фотографией.
4. При описании пропавшего обязательно укажите его основные приметы, опишите его одежду.
5. Дежурный по отделу полиции не имеет права отказывать в приеме заявлений о пропаже несовершеннолетних, и обязан принять их незамедлительно. При обращении в отдел полиции гражданин лишь констатирует факт исчезновения несовершеннолетнего.
Если родитель не обратился, либо обратился несвоевременно в полицию с заявлением о его розыске, то существуют все основания привлечь родителя к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка, так как бездействие родителя подвергает опасности жизнь и здоровье ребенка.
Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по каждому факту самовольного ухода проводятся проверки, с целью выяснения причин и условий уходов, а также предотвращения повторных инцидентов. Бывают случаи, когда несовершеннолетний просто загулялся, телефон разрядился или были другие причины, когда родители не могли установить, где же находится их ребенок, и обращались в полицию. По результатам проверки устанавливается, что подобные случаи не являются самовольным уходом. Если же факт самовольного ухода ребенка подтвержден, дети и их родители приглашаются на заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. И хотя самовольный уход сам по себе не квалифицируется как противоправный поступок, он является основанием постановки ребенка, а иногда и семьи, на профилактический учет, для проведения различных мер с целью предупреждения безнадзорности и беспризорности ребенка.

Каковы же причины ухода подростков из дома?
* В большинстве случаев - это реакция подростка на какие-то неблагоприятные обстоятельства его жизни. Чаще всего это конфликтные ситуации в семье. Стремление убежать из дома в знак протеста наиболее часто проявляется в возрасте 10-14 лет. Ребенок стремится уйти от проблем, поддаваясь эмоциям и не осознавая, что вместо решения проблемы он порождает массу других.
* Другой распространенной причиной является семейное неблагополучие, злоупотребление родителями спиртными напитками. Отрицательное поведение родителей порождает нежелание ребенка возвращаться в семью. Некоторые дети убегают из дома из-за невыносимой домашней обстановки, постоянного физического, сексуального или эмоционального насилия, совершаемого над ними.
* Уходы из внешне благополучных семей могут быть связаны с занятостью родителей на работе. Подросток предоставлен в течение дня сам себе, что способствует его привыканию к бродяжничеству на улицах города, общению детьми, ведущий подобный образ жизни. Поэтому очень важно, чтобы ребенок был занят организованной формой досуга во внеурочное время.
* Есть случаи ухода подростков из семей, где наоборот существует очень жесткий контроль за поведением ребенка, в этом случае побег вызван стремлением детей выйти из под контроля родителей, самоутвердиться и жить самостоятельно.
* Проявления девиантных форм поведения: некоторые подростки не любят учиться, не хотят работать или заниматься чем-либо полезным, хотя в настоящее время существуют и возможности, и ресурсы для их трудоустройства или продолжения обучения в самых доступных формах в целях получения полного среднего образования. В некоторых случаях склонность к бродяжничеству может быть обусловлена отклонениями в психическом развитии.

Первый самовольный уход прорывает психологический барьер ребенка и нарушает его связь с семьей. Поведение ребенка является зеркальным отражением ситуации в семье. Не пытайтесь просто навязывать детям свою волю, свой контроль, детей нужно понять и принять. Будьте мудрее!
В случае ухода вспомните все, о чем говорил ваш ребенок в последнее время. Обзвоните друзей и знакомых подростка, учителей. Проверьте, вел ли он дневник (в письменном или в электронном варианте). Проверьте, не взял ли подросток из дома деньги, ценности, теплые вещи, документы.
Если проверка собранных сведений не дала никаких результатов и ребенок не найден, незамедлительно сообщите об этом в дежурную часть, ОДН и ОУУП ОМВД России по месту жительства, в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в образовательное учреждение, где обучается ребенок.​

Читайте также: