Кровавый бандурист краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

Краткие сведения о произведении

Главные герои повести

  • Иван — храбрый казак, смелый воин, бескорыстный человек, ценящий дружбу, но мстительный, за что лишился Царствия Небесного.
  • Пётр — названый брат Ивана, подлый, завистливый, жестокий человек.

Другие персонажи

  • Данило Бурульбаш — храбрый казак, не побоявшийся могущественного колдуна.
  • Катерина — красивая молодая женщина с чистой и доверчивой душой. Верная, преданная жена Данилы и хорошая мать.
  • Есаул Горобець — названый брат Бурульбаша.
  • Отец Катерины — колдун, жестокий убийца. Этот образ собрал в себе все отрицательные человеческие черты.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Во время свадьбы сына есаул Горобець вынес для благословения молодых иконы. Один из гостей вдруг превратился в страшного урода, и люди поняли, что это колдун. Его изгнали со свадьбы с помощью икон.

До этого события к жене названого брата есаула, Данилы Бурульбаша, Катерине, приехал отец, которого она не видела с детства. Он всегда был мрачен, отказывался от многих казацких кушаний и пил тёмную жидкость из своей бутылки. Катерине приснился сон, что колдун, который показался на свадьбе, — её отец.

Как-то Бурульбаш увидел, что тесть отправился в старый замок, стоявший недалеко от его хутора. Забрался пан Данило на дуб, чтобы заглянуть в окна неприступного замка, и увидел, что тесть своим колдовством вызвал душу Катерины. Понял пан Данило, что сны жены были вещими.

Вернувшись на хутор, Бурульбаш нашёл способ посадить колдуна в глубокий подвал, но тому удалось освободиться, уговорив дочь открыть дверь. Колдун исчез, и когда на хутор напали ляхи, пан Данило, сражаясь с ними, приметил среди врагов тестя. Метким выстрелом колдун смертельно ранил Бурульбаша.

Катерине колдун явился во сне и потребовал выйти за него замуж. За отказ он убил её маленького сына. От всех этих потрясений Катерина сошла с ума. Однажды в хутор пришёл гость, в котором она узнала отца-колдуна, кинулась на него с ножом, но тот его вырвал и убил свою дочь.

За Киевом явилась чудное видение: вдруг стали видны Карпаты, а на одной из гор стоял конный рыцарь с закрытыми очами. В ужасе колдун вскочил на своего коня и помчался прочь. Явившись в пещеру схимника, попросил он молиться за его погибшую душу. Схимник увидел, что грехи этого человека слишком велики, и отказался молиться за такого небывалого грешника. В бешенстве убил колдун святого схимника.

Скакал колдун на коне, но все дороги приводили его к Карпатам. Очутился он перед всадником из видения. Схватил всадник колдуна за шею, тот вмиг умер и был сброшен в пропасть.

В конце повести рассказывается, как пел бандурист о давнем деле. Жили два казака, названые братья, Петро да Иван. За поимку турецкого паши король обещал большую награду. Братья, решив поймать пашу, поехали в разные стороны. Иван поймал пашу и, взяв награду, разделил её с другом. Но позавидовал Петро, что Иван получил от короля такую честь, и затаил злобу.

Поехали они на жалованные королём земли. На узкой горной тропе столкнул Петро своего названого брата в пропасть.

Так всё и свершилось, но и сам Иван, по велению Бога, был лишён Царствия Небесного и должен вечно сидеть на коне и чувствовать, как лежащий под землёй Петро в страшных муках трясёт всю землю.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

I

В Киеве праздновал есаул Горобець свадьбу своего сына. Приехало много гостей, среди них был Данило Бурульбаш с женой Катериной и годовалым сыном. Гости были удивлены, что не приехал на свадьбу отец пани Катерины, который пропадал где-то без вести более 20 лет, а год назад вернулся к дочери, когда она родила сына Ивана.

Старый есаул вынес иконы для благословления молодых и хотел произнести молитву. В это время народ попятился, указывая на одного казака, лицо которого страшно преобразилось, когда есаул поднял иконы. Стал казак страшным горбатым стариком.

Старые люди стали говорить, что будет беда, и рассказывали истории про этого колдуна. Но некоторое время спустя веселье возобновилось, пир продолжался до поздней ночи.

II

Тихой ночью плыл по Днепру чёлн — это возвращался к себе на хутор, что был на другом берегу реки, Бурульбаш с женой и сыном. Два гребца не пели и не разговаривали, их пан задумался, а Катерина качала на руках дитя. Спросил пан Данило жену, почему она печальная. Катерина ответила, что страшно ей от рассказов про колдуна.

Когда чёлн поравнялся с кладбищем на берегу, послышались крики о помощи. Зашатался крест, поднялся из могилы мертвец, простонал, что ему душно и ушёл под землю. Также случилось со второй и третьей могилой. И вдруг всё пропало…

Бурульбаш сказал, что это колдун устрашает, чтобы люди не добрались до его нечистого гнезда. Затем сказал Катерине, что ему кажется, что её отец не хочет жить с ними в ладу — приехал суровый, угрюмый, всегда сердится.

III

Наутро поздно проснулся пан Данило и стал натачивать новую саблю, а Катерина принялась вышивать. Вдруг пришёл её отец и стал сердито спрашивать дочь, почему поздно вернулась домой. Пан Данило сказал, что про это надо не её спрашивать, а его, так как здесь водится, что муж отвечает, а не жена. Слово за слово, разругались пан Данило и тесть и стали биться на саблях. Когда клинки отлетели, взялись за мушкеты. Данило, выстрелив, не попал, а тесть ранил его в руку. Хотел пан Данило взять висевший на стене турецкий пистолет, но жена кинулась ему в ноги и умалила не продолжать битву. Сказала Катерина, что если муж будет убит, бросится она в Днепр, а сын останется сиротой, и никто не защитит его от нечестивых ляхов.

Пан Данило одумался. Помирился с тестем, попросив у него прощения. Тот простил, но не подал руки, и Данило подумал, что не по-казацки он сделал, попросив прощения, будучи ни в чём не виноват.

IV

Наутро проснулась Катерина и рассказала мужу, что снился ей сон, будто её отец — это урод, которого они видели на свадьбе. Во сне говорил он, что будет ей славным мужем. Данило сказал, что он до сих пор не может понять, что за человек её отец, что, наверно, много грехов наделал он на чужбине, поэтому такой хмурый и сердитый.

Вечером Данило увидел в окно, как блеснул огонёк в старом замке на мысе, затем увидел лодку, а в замке снова что-то блеснуло. Собрался он со своими казаками посмотреть те места, всё ли там спокойно. Увидели казаки, как тесть их пана прошёл к замку, и направились туда. Пан Данило залез на высокий дуб перед засветившимся окошком и увидел, что в комнате светло без свечей, на стенах — чудные знаки. Дверь отворилась, в комнату вошёл отец Катерины, поставил на стол горшок и стал кидать в него травы. Облик тестя стал меняться и превратился он в колдуна, которого видели на свадьбе.

Появилась перед колдуном женщина, как бы вытканная из воздуха, узнал в ней Данило свою жену. Спросил колдун, где теперь её пани. Та ответила, что пани Катерина сейчас спит. Из дельнейшего их разговора Данило понял, что это душа его жены и что колдун хочет сделать так, чтобы Катерина стала его женой.

V

Вернувшись домой, узнал Данило, что Катерине приснилось то же, что он видел наяву в замке. Данило сообщил, что её отец антихрист, и Катерина отреклась от отца.

VI

За то, что хотел продать украинский народ католикам и сжечь христианские церкви, заковали колдуна в цепи и посадили в подвал. Завтра должны были казнить его.

Увидев из окна подвала Катерину, колдун подозвал её и сказал, что если она выпустит его, он покается, уйдёт в пещеры и будет молиться Богу день и ночь. Катерина сказала, что она не сможет расковать цепей, но колдун, оказывается, напустил в глаза казаков туман, и они вместо его рук заковали сухое дерево. Сказал, что и через стены бы прошёл, но здесь этого не может, так как строил их святой схимник. Уверил он Катерину, что покается, открыла она замки, попрощался колдун и исчез.

VII


Когда пан Данило узнал, что колдун сбежал, то подумал, что его выпустил чёрт, так как вместо колдуна осталось закованное в железо бревно.

VIII

IX

Сидел Данило в своей светлице и думал. Сказал он жене, что смерть его близка и чтобы не оставляла она сына, когда его не будет.

Вошёл в хату казак и сообщил, что идёт на хутор войско ляхов. Скомандовал Данило седлать коней, взять оружие и как надо встретить незваных гостей. Несколько часов бились в горах казаки с ляхами, начали враги разбегаться, но тут увидел Данило тестя, стоящего на горе и целящегося в него из мушкета. Погнал Данило коня прямо к нему, но грянул выстрел, колдун исчез за горой, а пан Данило свалился с коня, и вылетела его душа из тела.

Горевала Катерина по мужу, плакала, убивалась, а из Киева на помощь скакал есаул Горобець.

X

Лодка плыла по Днепру и причалила к берегу. Вышел из неё огорчённый разгромом ляхов колдун. Спустился в свою землянку, стал там в горшок бросать травы, творить заклинании. Появилось посреди хаты белое облако, в котором светилось чудное лицо и смотрело на колдуна неподвижными очами. Ужас обуял колдуна, вскрикнул он, опрокинул горшок, и видение пропало.

XI


Катерина была уже 10 дней в Киеве в семье старого есаула, но и здесь нет ей покоя от колдуна. Видела она во сне, что он угрожал зарубить её дитя, если не выйдет за него замуж. Успокаивали Катерину и Горобець, и сын его, и молодая жена сына, но она была неутешна, что сама выпустила колдуна.

Договорились ночевать все вместе, уснули все, и вдруг Катерина, проснувшись, увидела, что сын её зарезан. Все словно окаменели от неслыханного злодейства.

XII

Вдали от Украинского края, за Польшей стоят большие горы. Там под ними, над озёрами едет ночью на огромном вороном коне богатырь громадного роста. Очи его закрыты — он спит, а сзади держится за богатыря спящий младенец.

Много ночей ехал сонный богатырь по горам. Приехал на самую высокую гору, остановился конь, а всадник заснул ещё крепче, и его не стало видно из-за туч.

XIII

От горя Катерина стала безумной, танцевала, пела, но все песни у неё перемешивались. Уединилась бедная пани в своём хуторе и чуралась людей. По ночам бегала с ножом по лесу, искала своего отца.

Однажды утром приехал гость, узнал о смерти хозяина хутора и, заплакав, рассказал, что он его боевой друг. Пани Катерина не спускала с него очей и слушала, как разумная. Гость рассказал, что пан Данило однажды попросил его, если погибнет, взять к себе Катерину и жениться на ней. Тут пани посмотрела на него и, вскричав, что это отец, кинулась с ножом на гостя. Тот вырвал нож и убил свою безумную дочь. Хотели казаки поймать его, но колдун вскочил на коня и умчался.

XIV


Показалось за Киевом чудо: вдруг стало видно вдали Чёрное море, Крым, а в другой стороне — землю Галичскую, Карпатские горы, а на высокой горе стоял конный рыцарь с закрытыми очами.

Колдун, увидев это чудо, перепугался, так как узнал лицо рыцаря, явившееся ему во время ворожбы. Вскочил колдун на коня и помчался домой, чтобы узнать у нечистой силы, что такое диво значит. Вдруг конь остановился, повернул к колдуну морду и рассмеялся. В ужасе погнал колдун коня обратно к Киеву, к святым местам.

XV

В пещере перед лампадкой сидел схимник, который уже много лет затворился от мира. Вдруг вбежал в пещеру человек страшного вида и отчаянно закричал, чтобы схимник молился о погибшей душе. Тот перекрестился, раскрыл святую книгу и, ужаснувшись, вымолвил, что не может молиться за такого грешника, какого ещё не бывало в мире. На это ему указали святые буквы, налившиеся кровью. Колдун в бешенстве кинулся к схимнику и убил его.

Вскочил колдун на коня и направился в Крым к татарам, сам не зная для чего. Но по дороге заблудился, и как будто кто-то привёл его в Карпатские горы. На высокой вершине увидел колдун всадника, который открыв очи и увидев колдуна, засмеялся.

Ухватил этот рыцарь колдуна, поднял в воздух, и тут умер колдун. Уже мёртвый открыл он глаза и увидел мертвецов, схожих с ним лицом, которые поднялись от Киева, земли Галичской и Карпата. Встали они вокруг рыцаря, а тот засмеялся и кинул колдуна в пропасть. Мертвецы кинулись туда же, подхватили его и вонзили в него зубы. Один из них, всех выше и страшнее, не смог подняться из земли, так как вырос в земле неимоверно. Только немного смог он подвинуться, и от этого пошло по всей земле трясение, много опрокинулось хат, много народу погибло.

XVI

Раз объявил король Степан, что за поимку турецкого паши даёт столько жалования смельчаку, сколько даёт целому войску. Решили названые братья поймать пашу и разъехались в разные стороны.

Взять в плен пашу удалось Ивану, привёл он пленника к королю. Похвалил тот казака и велел выдать ему обещанное жалование. В тот же день Иван разделил награду пополам между собой и Петром. Тот взял, но позавидовал, что Иван удостоился такой чести у короля, и затаил в душе месть.

Поехали оба казака за Карпат, на землю, которую пожаловал король. Иван посадил своего сына на коня и привязал его к себе. На узкой дороге Петро толкнул задремавшего названого брата в пропасть.

Ухватился Иван за сук, а конь полетел на дно провала. Стал казак с сыном за плечами карабкаться вверх, поднял глаза и увидел, что Петро наставил на него пику, чтобы столкнуть. Попросил Иван помиловать хотя бы безвинного младенца, но Петро засмеялся, толкнул их в пропасть. Всё добро забрал себе он и стал очень богат.

Когда умер Петро, призвал души обоих братьев Бог на суд. Сказал он, чтобы Иван сам выбрал казнь своему брату. После долгого раздумья Иван сказал, что этот человек предал его и лишил потомства.

Попросил он Бога, чтобы всё потомство этого грешника не было счастливо и чтобы последний в его роду был такой лютый злодей, какого ещё не было. Чтобы от каждого его дела предки его поднимались из могил, терпя муку. А Петро чтобы не мог подняться и терпел ещё большую муку.

Ответил Бог, что страшна казнь, выдуманная Иваном, но всё же пусть будет так. Сказал Бог также, что и Ивану не будет Царствия Небесного, будет он вечно сидеть на своём коне на вершине горы.

Заключение к краткому пересказу

  • месть;
  • родовое проклятие;
  • грех и наказание за него.


Идея произведения состоит в том, что если, противореча христианской морали, мстить, накладывать родовое проклятие, то можно погубить свою душу (поэтому Бог лишил Ивана Царствия Небесного и обрёк его на своеобразное наказание).

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

В повести сочетаются реалистичные картины эпохи, романтизм и открытая сатира. В ней отражены события времён борьбы запорожских казаков против Турции и Речи Посполитой.


Место и время действия

События повести происходят в XVII веке на хуторе под Киевом.

Главные герои

  • Данило Бурульбаш – молодой мужчина, храбрый казак.
  • Катерина – любимая жена Данилы, красивая и добрая молодая женщина.
  • Отец Катерины – колдун, жестокий, коварный старик.

Другие персонажи

  • Есаул Горобец – названый брат Бурульбаша, добрый, храбрый казак.
  • Иван и Петро – родные братья, погубившие свои души в желании отомстить друг другу.

для самых нетерпеливых -

Краткое содержание

Глава 1

Глава 2

Глава3

На следующее утро Данило крепко поссорился с отцом Катерины, который вел себя совсем не как христианин и честный казак. В пылу ссоры мужчины схватились за оружие, и старику удалось ранить зятя в руку. Катерина принялась умолять мужа помириться с отцом, и тот нехотя согласился ради сына.

Глава 4

Глава 5

Глава 6

Глава 7

Опасаясь лютого нрава мужа, Катерина не нашла в себе сил признаться в том, что это именно она освободила колдуна. Бурульбаш же не сомневался, что тот скрылся благодаря магии.

Глава 8

Глава 9

Данило поделился с женой предчувствием скорой смерти. В хату вбежал казак Стецько и сообщил о приближении ляхов. Разгорелась страшная битва, в которой Данило пал мертвым от рук колдуна. На подмогу прискакал есаул Горобец, но было уже слишком поздно.

Глава 10

Глава 11

Катерина с сыном поселилась в доме есаула, но и там ее душа не могла найти долгожданный покой. Она вновь видела страшный сон, в котором колдун грозился убить ее ребенка, если она не станет его женой. Катерина рассказала обо всем есаулу, и тот с казаками всю следующую ночь стоял на страже. Проснувшись, Катерина увидела в люльке мертвого сына.

Глава 12

Глава 13

Глава 14

Глава 15

Колдун прибежал в пещеру к схимнику и попросил помолиться о нем. Увидев в своей книге налитые кровью буквы, святой старец отказался сделать это. В гневе колдун убил его и бросился прочь. Он попытался уехать как можно дальше от Карпат, но все дороги вели его к загадочному всаднику. Увидев колдуна, исполин схватил его, громко засмеялся и бросил в глубокую пропасть. Тотчас же сбежались все мертвецы, чтобы вонзить в его тело свои зубы.

Глава 16

В одном городке бандурист развлекал зевак стародавними историями. Он рассказал, что в старину жили два брата – Иван и Петро, которые делили поровну промеж собой и радость, и горе. Однажды король, воевавший с турками, пообещал большую награду тому, кто возьмет в плен турецкого пашу. Братья решили попытать удачу и разъехались в разные стороны.

Бог согласился со столь страшной местью, но и Ивану приказал вечно стоять на горе и взирать на муки своего брата и его потомков.

Заключение

В произведении автор сделал акцент на том, что любое зло, причиненное другому человеку, рано или поздно непременно возвратится бумерангом. За каждый свой поступок придется держать ответ.

Краткое содержание

В Киеве есаул Горобец праздновал свадьбу своего сына, по случаю которой сюда съехалось множество гостей. Среди них — названый брат есаула Данило Бурульбаш и его красивая жена Катерина с годовалым сыном. С ними мог приехать и старый отец Катерины, который двадцать лет пропадал в чужих землях и только год назад вернулся к дочери на Заднепровье, но отчего-то он не явился. Вдруг на свадьбе один из казаков превратился в жуткого колдуна. Но есаул выставил против него иконы, после чего тот исчез. Пир продолжился.

Бурульбаш и казаки отправились домой на лодке через Днепр

Вскоре Бурульбаши и казаки отправились домой на лодке через Днепр. Катерина была испугана рассказами о колдуне, но её муж больше волновался о врагах — ляхах, собирающихся перекрыть им путь к запорожцам. В это время они стали проплывать мимо страшного замка колдуна и кладбища за ним.

Вдруг кресты зашатались, а из могил начали выбираться мертвецы — один другого выше и страшнее. Они кричали и снова уходили под землю. Все, кто находились в лодке, очень испугались и вздрогнули, гребцы уронили шапки в воду, а ребёнок Катерины заплакал. Однако всё же они проплыли мимо этого места и добрались до дома.

Наутро пан Данило в своей хате сел точить саблю, а Катерина — вышивать рушник. Но в хату зашёл отец Катерины. Бурульбаш недолюбливал его, считая, что тот, так долго живший в чужих землях, теперь ведёт себя не как казак и христианин, а сам старик был вздорным и действительно вёл себя странно. Между Данилой и тестем завязалась перепалка, они начали биться на саблях, а затем схватились за мушкеты. Бурульбаш был ранен в руку. Только слёзы Катерины остановили их и заставили согласиться на перемирие.

В другой день Катерина рассказала мужу свой сон: ей приснилось, что её отец — это и есть тот колдун со свадьбы. Во сне он говорил ей страшные слова, прося её выйти за него замуж. Скоро Бурульбаш заметил из окна, что в замке колдуна горит окошко, и решил узнать, что там происходит. Туда же тайно направился и его тесть.

Казак Бурульбаш и отец катерины

Не имея возможности попасть в замок, Данило забрался на дерево напротив окна. Он увидел, что в замке старик превратился в того самого колдуна и с помощью заклинаний вызвал душу Катерины. Он снова просил её выйти за него замуж, но она говорила, что он никогда не увидит её в качестве своей жены.

Выяснилось, что, когда отец Катерины призывал её душу, сама она думала, что ей снится такой странный сон. Но она не знала и части того, что знала её душа. Также Бурульбашу стало известно, что Катеринин отец зарезал её мать. За его деяния, а также за сговор с ляхами Данило заковал его в железные цепи и посадил в подвал, а Катерина отреклась от отца.

Старик ждал жестокой казни и не мог выбраться из подвала с помощью своего колдовства, так как раньше здесь была келья святого схимника. Но вот мимо прошла Катерина, и старик обманом уговорил её выпустить его, поклявшись, что раскаялся в своих грехах. Добрая девушка помогла ему, только после его побега поняв, что не должна была этого делать.

Пан Данило был в гневе, узнав о побеге колдуна. Но Катерина никогда не решилась бы сказать ему, что это она выпустила старика. Тем временем ляхи и их ксендз пировали, задумывали недоброе и говорили про хутор пана Данило и красавицу жену его.

А скоро ляхи нападают на хутор. Начинается славная битва. Незадолго до неё Данило чувствовал, что скоро ему придётся найти свою смерть, и эти предчувствия оказались правдивыми: среди врагов оказался колдун, который и убил Бурульбаша, после чего скрылся. Катерина с ужасом и плачем бросилась к мёртвому телу мужа.

Совершив убийство пана, колдун переплыл Днепр и поселился в своей тайной вырытой землянке. Он был невесел. Он снова начал ворожить, чтобы в очередной раз вызвать душу Катерины, но вместо неё в облаке дыма появились незнакомые черты, отчего-то его испугавшие. Он опрокинул горшок, с помощью которого ворожил, и видение исчезло.

Катерина находит ребенка мертвым

Катерина же теперь находилась под присмотром есаула Горобца, его сына и невестки, у которых она поселилась после смерти мужа. Они относились к ней как к сестре. Но она не могла найти покой и винила себя в том, что выпустила старика на свободу: если бы она этого не сделала, её муж был бы жив. В очередном сне колдун пригрозил, что убьёт её ребёнка, если она опять откажется выйти за него замуж. И как бы она ни старалась обезопасить младенца, утром в колыбели она увидела его мёртвым.

В это время в Карпатах появился исполинский таинственный всадник в латах, с пикой и саблей, его глаза закрыты, а за спиной у него — спящий ребёнок. Он ехал на коне через горы, а опустившиеся тучи закрывали его от людских глаз.

После смерти своего сына Катерина сошла с ума: пела песни, танцевала, считала, что её сын просто спит, а муж похоронен живым. Вскоре приехал какой-то гость, статный человек в красном жупане, начал спрашивать о пане Даниле, говорил, что они с ним были как братья и вместе воевали. Но Катерина разглядела в этом человеке отца и кинулась на него с ножом. Тот вырвал нож у неё из рук и убил её, после чего скрылся из виду.

Но кара уже шла за колдуном по пятам — в лице рыцаря на коне, в латах и с ребёнком за спиной. Именно его черты видел старик, когда ворожил. Теперь ему стало страшно из-за этого, ему казалось, что даже деревья хотят обступить и задушить его. Чувствуя, как сильно он грешен и как близка расплата, он бросился в Киев к святым местам.

Добравшись до кельи схимника, трясущийся от страха колдун попросил его молиться о погибшей душе. Но схимник увидел, что даже буквы в святой книге налились кровью, никогда ещё не было на свете такого грешника. Поэтому он отказался читать молитву о нём: никто не мог снимать с него столь тяжкие грехи. Тогда колдун в гневе убил его.

После этого он уже ничего не чувствовал. Но куда бы он ни пошёл, все равно против воли всё ближе подходил к Карпатским горам и рыцарю на вершине. В итоге всадник схватил его и бросил в пропасть. Колдун умер. Тотчас добрались до него вставшие из земли мертвецы, которые начали грызть его, и только последний, самый высокий и страшный мертвец, не мог подняться из земли, а от его безуспешных потуг тряслось все вокруг.

Старый бандурист рассказал своим слушателям историю

В городе Глухове старый бандурист рассказал своим слушателям историю, произошедшую в давние времена. Жили тогда два казака — Иван и Петро. Они были друг другу как братья и поклялись, что всё будут делить пополам: и горе, и радость, и богатство. Но однажды король Степан объявил, что нужно поймать турецкого пашу и тот, кто его изловит, получит большую награду. Ивану удалось поймать его, за что он и получил золото. Он разделил его с Петром, но тот не мог вынести, что Иван удостоился такой чести, и затаил на брата обиду.

Как-то раз шли братья на конях мимо глубокой пропасти. Петро столкнул туда Ивана вместе с его маленьким сыном, который на тот момент находился на коне у него за спиной. После этого Петро спокойно завладел всем его богатством.

Когда же Иван оказался перед Богом, тот предложил ему придумать кару для своего обидчика. Иван придумал слишком страшную месть: чтобы все потомки Петро грешили, не имели счастья и терпели после смерти ужасные муки, а последний в роду был бы самым жутким грешником, какого ещё ни видывал свет. Чтобы, когда он умрёт, Иван низверг бы его в бездну, а остальные грешники стали бы его грызть, и только сам Петро не мог бы подняться из земли, мучаясь ещё сильнее, не в силах отомстить.

Бог согласился исполнить эту идею, но и самого Ивана лишил Царствия Небесного, навеки оставив его сидеть на коне в качестве всадника, чтобы он наблюдал за тем, как мертвецы грызут мертвеца. Так всё и сбылось.

План для пересказа

План для пересказа

  1. Свадьба и появление колдуна.
  2. Возвращение и мертвецы, восстающие из могил.
  3. Ссора между паном Данилой и отцом Катерины.
  4. Страшное действо в старом замке.
  5. Колдун в неволе.
  6. Освобождение.
  7. Гнев пана Данилы.
  8. Пир ляхов.
  9. Битва с врагом и смерть пана Данилы.
  10. Видение.
  11. Смерть младенца.
  12. Загадочный всадник.
  13. Сумасшествие и трагическая гибель Катерины.
  14. Страх колдуна.
  15. Последнее злодеяние и кара.
  16. Древняя легенда.

Главные герои

В произведении несколько главных героев. Их полное описание и характеристика:

Старик Колдун

Катерина — молодая красивая женщина

В легенде, рассказанной старцем-бандуристом, есть два героя:

  • Иван — лихой казак, добрый и честный, поклявшийся делить со своим братом Петром всё нажитое добро. Ему удаётся поймать турецкого пашу и получить от короля награду. Предательство брата становится для него страшным ударом. Он заботится только о своём сыне, поэтому просит смилостивиться хотя бы над безвинным ребёнком, но получает от Петра отказ. Однако его месть, придуманная для предателя, даже Богу кажется слишком жестокой.
  • Петро — подлый и бесчестный человек, предавший своего брата ради золота и почестей. Он завистлив и лицемерен. Столкнув Ивана с обрыва, не хочет пожалеть даже его ребёнка. Впоследствии становится самым богатым человеком в крае. Ни у кого не было таких табунов, стольких овец и баранов. Но всё же после смерти его ждала страшная казнь за содеянное.

Анализ и основная мысль

Анализ и основная мысль произведения

Также в повести затронуты такие темы, как:

  • природа человеческой мести;
  • мотив родового проклятия, традиционный для фольклора;
  • тема греха и наказания за него.

Но уникально то, что история о братьях Иване и Петре, воспетая старым бандуристом, композиционно является финальной частью, хотя по смыслу предшествует всему сюжету повести. Лишь прочитав её, можно многое понять и переосмыслить.

Важной мыслью является то, что мстительность не является хорошим качеством. Иван, ставший жертвой подлого предательства, всё равно не является светлым, положительным героем. Если поначалу ему и хочется сочувствовать, то потом, когда он придумывает для своего обидчика изощрённую месть, это желание пропадает.

Гоголь пишет книгу

Художественные образы создаются автором благодаря эпитетам, сравнениям, красивым иллюстрациям пейзажей родной земли. Как и в других повестях своего сборника, Гоголь использует в тексте украинские слова, которые поддерживают неповторимый колорит и простую народную речь. Произведение позволяет увидеть быт того времени, жизнь типичной казацкой семьи и стандарты поведения мужа и жены, а также некоторые исторические события, например, сражения с ляхами, которые в произведениях Гоголя часто являются теми, кто связан с нечистой силой.

В 1543 году, в начале весны, ночью, тишина маленького городка Лукомья была смущена отрядом коронных войск. Они везли пленника, привязанного к седлу. На голове его была железная решётка.

Похожие произведения:

Электронные издания:

Издания на иностранных языках:

ivan2543, 15 октября 2011 г.

Помню, что первый раз мне попался этот текст совершенно случайно, лет восемь назад. В студенческом общежитии, скучая, открыл один из томов собрания сочинений (пятитомного, с красной обложкой) и обнаружил отрывки из неоконченных произведений. Заинтересовался, так как все значимые произведения классика мною были на тот момент прочитаны, и хотелось чего-нибудь еще – по Гоголю я фанател еще с младших классов.

Впрочем, неудивительно – современники сочли концовку столь жуткой, что ее не пропустила цензура, и в первозданном виде отрывок был издан только в 1917 году. Удивляет другое – как автору удалось подобрать такие средства для воплощения образа, что он воспринимается так сильно? Здесь и странная, необычная ритмика, музыкальность текста, и сильное переживание автором ситуации, им же самим смоделированной, что позволяет избежать ложной пафосности. Словом, Гоголь – это Гоголь.

Кстати, прочитав первый раз отрывок, я не понял мистической природы несчастного и подумал, что в подземелье умирал казненный, отчего было еще страшнее. Потом стало понятно, что ему там неоткуда было взяться.

действительно страшный отрывок;

очень сильная и жуткая атмосфера;

язык произведения (это же Гоголь);

яркие образы и четкая проработка деталей.

самостоятельным произведением, в общем-то, не является и законченного общего смысла не имеет.

Lost, 14 июня 2007 г.

Рассказ ОЧЕНЬ неприятный. Произвел в свое время неизгладимое впечатление на детский ум:gigi:

Читайте также: