Игры для детей с двигательными нарушениями в начальной школе

Обновлено: 19.05.2024

Содержание 1). Упражнения для развития опорно-двигательного аппарата…………………………………………………..3 2). Упражнения для развития сенсорных ощущений (слуха и зрения) …………………………………………8 3). Упражнения для интеллектуального развития…. 13 4).Упражнения для детей с комплексными (комбинированными) дефектами развития ………….21 5). Упражнения для детей с искаженным (дисгармоничным) развитием ………………………18 6). Упражнения для детей с нарушением речи………20

Содержимое публикации

Комплекс упражнений для детей с нарушением развития

по УД ОП.01 Педагогика

СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Мельниковой Валерии Дмитриевны

Преподаватель педагогики: Великановская Людмила Анатольевна

1). Упражнения для развития опорно-двигательного аппарата…………………………………………………..3

2). Упражнения для развития сенсорных ощущений (слуха и зрения) …………………………………………8

3). Упражнения для интеллектуального развития…. 13

4).Упражнения для детей с комплексными (комбинированными) дефектами развития ………….21

5). Упражнения для детей с искаженным (дисгармоничным) развитием ………………………18

6). Упражнения для детей с нарушением речи………20

Упражнения для развития опорно-двигательного аппарата

Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление мышц позвоночника, верхних и нижних конечностей.

Что за странный колобок

На окошке появился?

Взял и развалился.

И.п.: лечь на спину, а затем сесть, обнимая руками колени. Убрать голову в колени. Прижать колени к плечам и посмотреть на свои ступни ног.

Вот вы все и колобки!

Раз, два, три, четыре, пять —

Развалились все опять.

Вытянуть ноги и лечь на спину.

Цели: укрепление мышц нижних конечностей, участвующих в формировании свода стопы.

Цели: укрепление мышц верхних и нижних конечностей, формирование правильной осанки, улучшение координации движений.

У мишки дом огромный.

У мышки – очень маленький.

В гости к Мишке,

Он же к ней не попадет.

Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох.

Присесть, обхватить руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука (ш).

Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника.

Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника и мышц нижних конечностей.

И.п.: сидя на полу, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Движением ног вперед отбросить мяч сидящему напротив ребенку. Он ловит его руками, а затем ногами резко отбрасывает мяч своему партнеру. (Варианты: ловить отбрасываемый мяч ногами, прокатывать его то одной, то другой ногой, сбивать мячом кегли, которые стоят на равном расстоянии между играющими). После игры ведущий предлагает детям лечь на спину, поднять руки и потянуться. Затем повернуться на живот и снова потянуться (поднять голову и посмотреть вперед).

Упражнения для развития сенсорных ощущений (слуха и зрения)

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Учитель: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук [Э] (А-У-О-Э-У-И-О-Э-Ы-И-А).

•Развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета;

•Развитие умения узнавать и называть цвет;

•Развитие слухового восприятия, зрительной памяти.

Педагог предлагает детям определить цвет ленточек, затем - цвет выемок. Если при выполнении задания у детей возникают затруднения, педагог помогает им.

Затем дети находят цвета ленточек, соответствующие цветам выемок. Если при выполнении этого задания у детей возникают затруднения, педагог помогает детям найти правильные соответствия.

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры. Учитель, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

•Активизация зрительного восприятия;

•Закрепление цвета, формы, величины;

•Развитие мелкой моторики.

Педагог обращает внимание детей на зеркало и краски. Он предлагает детям нарисовать на зеркале: зеленый круг, красный квадрат, оранжевый треугольник и т.д.

При повторении упражнения следует усложнить задачу – нарисовать красный круг, маленький, треугольник зеленый, большой и т.д.

Упражнения для интеллектуального развития"Сходство и различие"

Цель: развитие способности мышления сравнивать между собой разные объекты.

Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия. Для младших школьников это сравнение хорошо знакомых предметов: молоко и вода, корова и лошадь, самолет и поезд, — при этом можно использовать и их изображение. Выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения или тот, кто назвал признак последним.

Цель: Развитие фантазии и мышления.

Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т. д.). У каждого ребёнка наборы фигурок должны быть одинаковыми. Дети должны за 5 – 10 минут пририсовать к фигуркам всё, что угодно так, чтобы получились предметные изображения. Когда ребёнок сдаёт листочек, экспериментатор обязательно спрашивает, как можно назвать каждый из восьми рисунков и подписывает под каждой картинкой её название.

Необходимые приспособления: набор картинок с изображением всевозможных объектов.

Комментарий: необходимо стимулировать детей к поиску нестандартных решений, чтобы в поезд вошли все картинки, предложенные взрослым. Если поиск объединяющих признаков вызывает затруднения, взрослый помогает наводящими вопросами.

Ребенку называют группу слов, три из которых объединены по какому-либо признаку, а четвертое не может быть включено в эту группу (например: кукла, юла, погремушка, молоко; или: сандалии, ботинки, сапоги, кошка). Ребенок должен найти лишнее слово.

Упражнения для детей с комплексными (комбинированными) дефектами развития

Игры и упражнения для развития двигательной активности и речи

Дети становятся вокруг обруча, держатся за него. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение несколько раз. Детям необходимо поднять обруч вверх, опустить вниз под стихи, которые читает учитель.

Утром солнышко встает-

Вечером оно заходит-

Если дети не могут самостоятельно удерживать равновесие с помощью обруча, осуществляется педагогическое сопровождение.

Дети выходят на ковер. Логопед читает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми.

Вот большой стеклянный чайник,

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные бедняжки. Присели, одну руку поставили на пояс

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни- разобьются. Рисуют в воздухе круг.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке. Потянулись, сомкнули руки над головой.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес. Легли, вытянулись.

Упражнения для детей с искаженным (дисгармоничным) развитием

В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

Упражнения для детей с нарушением речи

Попросите ребёнка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо; протяжно, потом отрывисто; высоким голосом – низким.

Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

Детям предлагается повторить за ведущим наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается в прогрессии:

Нажмите, чтобы узнать подробности


Цель: обучение детей выполнению согласованных быстрых коллективных действий.
Количество игроков: 8–20.
Инвентарь: флажок или набивной мяч для обозначения места поворота.
Инструкция. Играют две команды, игроки которых выстраиваются в колонну по одному у стартовой линии. В 15–20 м от нее обозначают место поворота (флажок, набивной мяч). По сигналу направляющие команд бегут к месту поворота, обегают предмет, возвращаются к команде и берут за руку очередного участника. Теперь они бегут вдвоем, держась за руки, обегают поворот, возвращаются, берут за руку третьего, и так продолжается, пока все игроки не будут бежать вместе, держась за руки. Побеждает команда, закончившая бег первой и без нарушения правил.
Методические указания. Игра большой интенсивности, поэтому нужно следить за тем, чтобы дети не перевозбудились.


Цель: воспитание внимания, развитие быстроты и ловкости.
Количество игроков: 10–20.
Инвентарь: флажок или набивной мяч для обозначения места поворота.
Инструкция. Играют две команды, которые выстраиваются в колонну по одному у стартовой линии. В 15 м от нее напротив каждой команды обозначается место поворота. Капитаны распределяют игроков по номерам. Ведущий называет номера. Игроки, услышав свой номер, бегут к точке поворота, обегают ее и возвращаются на место. Прибежавший первым получает очко, вторым – 2 очка. Победившая команда определяется в конце игры по количеству набранных очков.
Методические указания. Игра отличается большой интенсивностью, поэтому необходимо следить за тем, чтобы дети не переутомились.

Цель: развитие быстроты и ловкости, глазомера.
Количество игроков: 6–15.
Инвентарь: обручи по числу играющих.
Инструкция. Для игры обозначают стартовую линию, в 5–6 м от нес – контрольную, а в 8–9 м от стартовой – финишную. Две-три команды выстраиваются у стартовой линии, в руках у каждого игрока – обруч. По первому сигналу стартующие делают замах обручем, по второму – выполняют бросок обруча так, чтобы он катился. Как только обруч достигает контрольной линии, бросивший выбегает и старается догнать обруч, прежде чем тот докатится до финишной линии. Побеждает тот, кто несколько раз был первым

Методические указания. Падение обруча считается ошибкой.

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, быстроты и точности движений.
Количество игроков: 6–15.
Инвентарь: мячи по числу игроков.
Инструкция. Игроки выстраиваются на стартовой линии двумя-тремя командами. Направляющие подбрасывают мяч, бегут вперед (все в одном направлении) как можно дальше, но с таким расчетом, чтобы поймать мяч на обратном пути. Поймав мяч, игрок возвращается на свое место. Побеждает та команда, у которой окажется в сумме наибольшее расстояние от стартовой линии.
Вариант: играющие подбрасывают мяч, садятся, встают и ловят его, после второго подбрасывания выполняют упор лежа, после третьего – бегут вперед до обозначенной линии и ловят мяч.

Методические указания. Учитываются все случаи, когда мяч пойман, отмечается и личный рекорд.

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, выносливости и ловкости.
Количество игроков: 6–15.
Инвентарь: кегли (набивные мячи, стойки).
Инструкция. Для проведения игры обозначают стартовую линию, в 8–10 м от нее – место поворота, затем через каждые 3 м еще три точки поворота (кегли, набивные мячи, стойки). По сигналу ведущего направляющие обеих команд бегут к первой отметке, поворачивают, бегут к линии старта, затем снова – до второй отметки, пока не пробегут все точки поворота. После этого в игру вступают следующие участники команды. Победитель – команда, закончившая бег первой.
Вариант: у каждой команды предметы: флажки, палочки – по количеству поворотов. На каждом повороте бегун оставляет один из предметов, а бегущий за ним поднимает его и передает следующему.
Методические указания. Игра большой интенсивности, поэтому необходимо следить за тем, чтобы играющие не переутомились.

Цель: развитие глазомера, точности движений.
Количество игроков: 5–10.
Инвентарь: 10–12 кеглей, теннисные мячи.
Инструкция. На расстоянии 10 м от линии старта, где шеренгой с теннисными мячами выстраивается команда, размещаются 10–12 городков (кеглей) на расстоянии 50–80 см друг от друга. По сигналу ведущего игроки команды одновременно бросают мячи, стараясь сбить как можно больше городков. По количеству сбитых городков определяется победитель (команда).
Вариант: можно использовать разные по весу и диаметру мячи.
Методические указания. Игра средней интенсивности, может повторяться несколько раз.

Подвижные игры, эстафеты и игровые задания с элементами баскетбола

Цель: развитие точности и улучшение координации движений.
Количество игроков: 5–6.
Инвентарь: баскетбольные мячи, табуретка.
Инструкция. Если нет баскетбольных щитов, то игра может проходить по упрощенным правилам. Площадка размечается условно, вместо щита и баскетбольной корзины на возвышении (табуретке) стоит игрок. Его задача заключается в том, чтобы, не сходя с места, поймать брошенный ему мяч. Игра ведется по упрощенным правилам баскетбола (без аутов). Продолжительность игры – два тайма по 5 минут.
Методические указания:

2)Выигрывает тот, кто сумеет поймать больше мячей.

Цель: развитие точности и быстроты движений.
Количество игроков: 8–16.
Инвентарь: два мяча.
Инструкция. Игроки каждой команды делятся на две группы и строятся в две колонны лицом друг к другу на расстоянии 12–14 м. У направляющих рядом стоящих колонн – по мячу. По команде направляющие выполняют ведение мячей к противоположным колоннам. Обойдя колонну сзади против часовой стрелки, игроки подводят мячи к началу колонны, передают направляющему, а сами становятся в конец колонны.
Выигрывает команда, быстрее поменявшаяся местами в колоннах и правильно выполнившая задание.
Методические указания. За допущенные ошибки игрокам могут начисляться штрафные очки, влияющие на общий результат игры.

Готовимся играть в баскетбол

Цель игровых заданий и эстафет: овладение элементами баскетбола, тренировка умения распределять внимание, развитие точности и быстроты движений. Выбор заданий определяется условиями, количеством и состоянием здоровья участников. Игры могут проводиться в парах, командами, в них могут участвовать все, включая взрослых.

Игроки стоят в колоннах на расстоянии 3 м от стены. Направляющие, выполнив бросок одной рукой от плеча в стену, бегут в конец своей колонны. Второй номер ловит отскочивший мяч и повторяет действие первого и т.д. Выигрывает колонна, первой закончившая упражнение и допустившая меньше ошибок.

Игрок стоит лицом в угол зала на расстоянии 3–4 м от обеих стен и бросает мяч любым способом то в одну, то в другую стену в течение 20 сек. Выигрывает тот, кто за указанное время успеет бросить мяч большее количество раз.

Два игрока встают на расстоянии 4–6 шагов друг от друга, у каждого в руках мяч. По сигналу они подбрасывают мячи вверх (примерно на 3 м) и, поменявшись местами, ловят их без отскока от пола.

Мяч в руках за спиной. По сигналу игроки перебрасывают его через голову и ловят перед собой. Выигрывает тот, кто быстрее сделает упражнение 10 раз без падения мяча.

Двое стоят друг напротив друга на расстоянии 5–6 м и одновременно передают мяч друг другу (например, двумя руками от груди). После передачи они должны сделать два хлопка перед грудью и поймать мяч, летящий от партнера. Выигрывает пара, передавшая мяч большее число раз за 2 мин.

Эстафета: ведение мяча (правой, левой), обводя препятствия слева и справа, бросок в щит, ловля мяча и ведение в обратном направлении. Выигрывает команда, быстрее закончившая упражнение.

Подвижные игры, эстафеты и игровые задания с элементами волейбола

Цель: развитие внимания, координации и точности движений.
Количество игроков: 6–15.
Инвентарь: 2–3 мяча.
Инструкция. Игроки делятся на 2–3 команды и встают каждая в свой круг. По сигналу начинается передача мяча (заранее обусловленным способом) в любом направлении. Игрок, допустивший ошибку, покидает круг. Игра продолжается до тех пор, пока в круге не останется один человек, который считается победителем в своей команде. Затем победители каждой команды играют между собой, выявляя чемпиона.
Вариант: игроки не выбывают, а за ошибки командам, которые они представляют, начисляют штрафные очки. Выигрывает команда, у которой сумма штрафных очков меньше.
Методические указания. Игра большой интенсивности, педагогу (инструктору) следует быть особо внимательным.

Цель: развитие координации, точности движений, внимания.
Количество игроков: 8–16.
Инвентарь: волейбольные мячи.
Инструкция. Игроки делятся на команды и выстраиваются в колонны. Напротив каждой команды на расстоянии 4–5 м стоит капитан, который поочередно посылает мяч игрокам своей команды. После обратной передачи игрок идет в конец колонны. Побеждает команда, игроки которой дольше продержат мяч в воздухе.
Вариант: игроки встают в круг, а капитан – в центр круга. Все передачи идут через капитана. Выигрывает команда, которая сделает меньше ошибок в течение 3 мин.
Методические указания. Эту игру можно повторять несколько раз.

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания, точности, комбинаторики движений.
Количество игроков: 8–16.
Инвентарь: надувные шарики по числу игроков.
Инструкция. Играющие с надувными шариками в руках двумя командами размещаются на площадке. По сигналу ведущего игроки начинают передачу над собой, перемещаясь по своей площадке. При этом они могут передавать шарик партнерам по команде. Задача обеих команд – не допустить, чтобы шарик коснулся пола и вышел за пределы площадки. Игра продолжается 3–5 мин. Побеждает команда, сделавшая меньше ошибок.
Методические указания. Эту игру следует проводить на волейбольной площадке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дубровин В.А. Адаптивно-оздоровительные и развивающие средства физического воспитания младших школьников в условиях Крайнего Севера // Здоровье в ХХI веке – 2010: Материалы Междун. науч. - практ. конф. – Тула, 2010. – С.225-227.

Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерпия): Учебник для студентов ВУЗов. - М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС,1998.-608 с.

Рубцова Н.О. Лечение без лекарств для детей с нарушениями в развитии. – М., 1995. – с.15-19.

Чоговадзе, А.В. Лечебная физическая культура при деформациях и заболеваниях стоп // Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации / под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. – М. : Медицина, 1995. – С. 315-325.

Играющие становятся по кругу. В центре его - ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч любому участнику игры и громко говорит часть какого-нибудь слова. Играющий, которому брошен мяч, должен поймать его и немедленно закончить слово.

Играющие образуют круг, ведущий - в центре круга. Он бросает кому-либо мяч и называет первую букву алфавита. Возвращая мяч, играющий называет вторую букву. Потом ведущий называет третью букву, а поймавший мяч - четвертую и т.д. Тот, кто ошибся, получает штрафное очко.

Среди играющих распределяются буквы алфавита. Если играющих немного, то каждый получает по нескольку букв. Ведущий предлагает составить слова, предложения. Каждый играющий по ходу игры хлопает в ладоши за свою букву. После окончания слова все играющие хлопают дважды. В конце составленного предложения все хлопают в ладоши трижды.

СЛОВА НА ЗАДАННЫЕ БУКВЫ

Ведущий бросает игральную кость и следит за тем, какое выпало число. Например, выпало 3. Тогда он считает "Один, два, три", объявляет тему, предположим, - "Животный мир". Участник игры, на которого покажет ведущий, должен назвать три слова, относящиеся к этой теме и начинающиеся на о, д, т, например, олень, дикобраз, тигр. Затем ведущий снова бросает кубик. Допустим, выпало число 5. Ведущий считает до пяти и называет другую тему: "Географические названия". Играющий, на которого показал ведущий, называет пять слов на буквы о, д, т, ч, п. Тот, кто не сумеет правильно ответить, становится ведущим.

ИГРЫ С ДВИЖЕНИЯМИ

Мы сидели на скамейке, Мы - веселые ребята, Мы - сеселые ребята, Мы все вместе говорили: - Правая рука, левая рука (показываем). Затем повторяем все сначала и добавляем: - Правая нога, левая нога (выставляем попеременно ноги). Снова повторяем слова и постепенно присоединяем: - Правое плечо, левое плечо (показываем). Затем, после повтора слов, присоединяем слово голова с движениями. Потом повторяем все вместе. Примечание: движения руками, ногами, плечами, головой совершаются на протяжении всего текста.

Обращаясь к участникам игры, ведущий говорит: "Указательным пальцем руки дотроньтесь до носа и скажите при этом: "Нос". Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но если я скажу, например, "лоб", вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос-нос-нос-ухо!" (В это время ведущий указывает пальцем на подбородок, и многие невольно делают то же самое). Игра повторяется несколько раз. Важна внимательность, реакция.

"МЫ ОХОТИМСЯ ЗА ЛЬВОМ"

Ведущий говорит первую строчку, все хором повторяют: - Мы охотимся за львом. (Изображают ходьбу на месте.) - Не боимся мы его. - Будем биться насмерть с ним. - И, конечно, победим - чух! - А что же это там? (Всматриваются, подставляя ладонь ребром ко лбу.) - А, это топь (болото, лес, гора)! - Ее не обойдешь. (Показывают рукой как бы обход болота, леса, горы.) - По ней не проползешь. (Показывают рукой снизу вверх.) - Надо напрямик! (Снова повторяют все слова.) - А что же это там? (Всматриваются.) - А, это же нора! - А кто же в ней живет? - Наверно, это лев! (Тихо повторяют все слова.) - А что же это там? - А, это хвост! (Громко.) (Убегают, снова преодолевая, уже в обратном порядке, гору, лес, болото, топь.)

"КУПИМ МЫ С БАБУШКОЙ"

Игра о покупках. А вы любите делать покупки? Вот и помогите. Ведущий: Вы будете повторять за мной слова и делать те же движения, что и я: - Купим мы с бабушкой себе курочку. - Курочка по зернышку - кудах-тах-тах. (Бьем руками по коленям.) - Купим мы с бабушкой себе уточку. - Уточка - утя-тя-тя. (Руки перед собой крест-накрест, извиваются, будто уточка плывет.) Повторяем все сначала и добавляем: - Купим мы с бабушкой себе индюшонка. - Индюшонок - фу ты, ну ты. (Размахиваем руками.) Снова повторяем все сначала и добавляем: - Купим мы с бабушкой себе поросенка. - Поросенок - хрю-ки, хрю-ки. (Крутим кулачками перед носом, создается впечатление пятачка.) Снова перечисляем всех, кого купили с бабушкой, и присоединяем, - Купим мы с бабушкой себе коровенку. Коровенка - му-ки, му-ки. (Бодаемся рогами.) - Купим мы с бабушкой себе лошаденку. - Лошаденка - ну-ки, ну-ки. (Руки вперед, натягиваем "вожжи" на себя.) - Купим мы с бабушкой себе собачонку. - Собачонка - ав-ав. (Руками загребаем "уши".) - Купим мы с бабушкой себе кисоньку. - Кисонька - мяу-мяу. (Движение руками перед носом, как бы кошка умывается.) - Купим мы с бабушкой себе телевизор. (Показываем руками телевизор.) - Телевизор - время - факты. (Время - поднятая рука, факты - опустить руку перед собой.) - Дикторша - ля-ля, ля-ля. (Машем руками у рта.) Нельзя забывать, что после того, как что-то купили, все предыдущие покупки повторяются сначала.

К двум стойкам прикрепляется веревочка, за которую на нитках привязаны призы. Они обертываются в цветную бумагу, чтобы не сразу можно было догадаться, где что находится. Тому, кто хочет получить приз, завязывают глаза и дают в руки ножницы. Он должен подойти к веревке и срезать один из призов.

Играющие встают рядом. Им завязывают глаза и предлагают сделать 3-4 шага вперед, повернуться спиной друг к другу, а затем, отойдя на несколько шагов в разные стороны, повернуться два раза на месте, сделать то же количество шагов обратно и обменяться рукопожатием.

". ПОВЯЖУ Я ШЕЛКОВЫЙ ПЛАТОЧЕК"

На двух стойках, между которыми натянута веревка, висят на нитках 15-20 воздушных шаров, разрисованных под матрешек. У каждого игрока небольшой платок, который необходимо повязать на шар. Побеждает тот, кто быстрее это сделает.

ИГРЫ В ЛЕСУ И НА ПОЛЯНЕ

Играющие образуют два круга: внешний и внутренний. Находящиеся во внутреннем круге берутся за руки, и это - клетка. Внешний круг - это "птицы". "Клетка" под музыку движется вправо, а "птицы" - влево. По сигналу игроки внутреннего круга останавливаются и поднимают руки над головой, не разъединяя их. В это время "птицы" могут свободно вбегать в "клетку" и выбегать из нее. "Клетка" не может задерживать "птиц". По второму сигналу ведущего "клетка" захлопывается, то есть все опускают руки и приседают. Игроки, оставшиеся в круге, считаются пойманными и остаются в центре. Игра продолжается до победителя - последнего игрока из стаи "птиц".

Для проведения игры выбирают участок с небольшими березками. Участники игры разбегаются в разные стороны от водящего, который старается догнать и запятнать кого-нибудь. Спасаясь от погони, играющий может подбежать к березе и прикоснуться к ней. Такого игрока пятнать нельзя. Если водящий хочет продолжать преследование оставшегося у березы игрока, он должен громко сказать: "Раз, два, три, четыре, пять", отступая с каждым счетом на шаг от березы. Прежде чем водящий успеет закончить счет, тот, кто стоит касаясь березы, отбегает от нее, и водящий может продолжать погоню. Тот, кого водящий запятнал, выбывает из игры.

ПОИСКИ ПЕСТРЫХ БАБОЧЕК (ЧЕХИЯ)

Руководитель вырезает из цветной бумаги бабочек и заранее прячет их в траве и кустах. Каждый играющий должен найти как можно больше таких бабочек за определенное время. Время поиска бабочек - 5-10 минут. Начало и конец игры - по сигналу ведущего.

ЧЕГО ЗДЕСЬ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ?

На определенном участке местности к деревьям или кустам прикрепляется что-либо такое, чего там не должно быть. Например, листья и плоды с других растений. Побеждает тот, кто заметит больше несуразностей.

ИГРЫ НА ВОДЕ ДЛЯ НЕ УМЕЮЩИХ ПЛАВАТЬ

Играющие ходят и бегают на глубине по пояс в произвольных направлениях, изображая рыбок. На берегу, спиной к водоему, стоит водящий - "щука". По сигналу "Щука плывет!" ребята останавливаются и погружаются в воду до подбородка или с головой. "Щука" внимательно следит за тем, как "рыбки" спрятались. И "рыбка", сделавшая это неправильно, уходит к "щуке". Игра повторяется несколько раз.

КАТАНИЕ НА КРУГАХ

Играющие садятся и ложатся на надувные резиновые круги и катаются на них, как на лодках, двигаясь на определенное расстояние. Кто быстрее преодолеет это расстояние - тот победитель.

Играющие становятся по пояс в воде в шеренгу или в круг. Когда взрослый скажет, "Поймай воду!" - они должны вытянуть руки вперед, опустить их в воду, соединить кисти рук "лодочкой", зачерпнуть воды и поднять руки над поверхностью. Упражнение повторяется несколько раз.

Играющие становятся в две шеренги, лицом друг к другу, глубина - по пояс. По сигналу руководителя все начинают брызгаться водой друг на друга, стараясь заставить противоположную шеренгу отступить. Выигрывает команда, которая окажется более стойкой, то есть не разбежится и сохранит до конца игры определенный строй. Игрок, коснувшийся руками противника или повернувшийся к нему спиной, выбывает из игры.

Стоя в кругу, игроки берутся за руки и рассчитываются на первый-второй номера. Первые номера остаются стоять и поддерживают за руки вторые номера, которые ложатся на спину ногами внутрь круга и проделывают ими легкие движения вниз-вверх, всплескивая носками воду. Через некоторое время играющие меняются ролями.

ДЛЯ УМЕЮЩИХ ПЛАВАТЬ

ЭСТАФЕТА С ПРЕДМЕТАМИ

Эстафета проводится между двумя командами, которые выстраиваются на берегу реки (бассейна). Игра проходит в три этапа. В первом используется доска из пенопласта, во втором - надувной резиновый круг, в третьем - надувной матрас. Игру начинают первые номера. Они, держась за доску и перебирая ногами, плывут до отметки и обратно. Затем доску принимают вторые номера и т.д. Таким образом действуют и на остальных этапах. Только пользуясь надувным матрасом, игроки ложатся на него и гребут руками. Побеждает команда, скорее других закончившая эстафету на всех трех этапах.

Участники игры стоят в кругу по пояс в воде и рассчитываются на первый-второй. Первые номера принадлежат одной команде, вторые - другой. Водящий, стоя в центре круга, вращает "удочку", то есть веревку, к концу которой привязана камера от волейбольного мяча. Спасаясь от "удочки", ребята погружаются с головой в воду. Игрок, которого задела удочка, получает одно штрафное очко. Играющим запрещается отклоняться от "удочки" и уходить со своего места. "Удочка" должна вращаться с одинаковой скоростью. Игра длится 3-5 минут. Выигрывает команда, набравшая меньше штрафных очков.

ЗА МЯЧОМ В ВОДУ

Двое участников игры подходят к воде. В руках у них резиновые мячи одного размера, но разного цвета. По сигналу они бросают мячи в воду, затем сами сбегают в воду и плывут к мячам. При этом каждый направляется не к своему мячу, а к мячу противника. Достигнув мяча, игрок плывет с ним (ведя его перед собой) обратно и кладет на берег там, откуда бросил мяч.

Команды стоят колоннами на берегу. По сигналу первые номера бегут к доскам, лежащим у воды, берут их и сбегают в воду. Работая только ногами, словно катер, они плывут к обусловленным ориентирам, а затем возвращаются назад. Оставив доски на берегу, первые номера бегут быстрее к своим командам, и каждый ударяет по руке второй номер. После этого в заплыве участвуют вторые номера и т.д. Выигрывают ребята, быстрее закончившие эстафету.

Выберите водящего. Покажите ему предмет, который вы будете прятать. Пусть водящий уйдет из комнаты. Спрячьте этот предмет у кого-нибудь из играющих - в карман, туфли, за воротник и т.п. Зовите водящего и начинайте петь хором какую-нибудь песню. Когда водящий подходит близко к тому, у кого спрятан предмет, пойте громче, уходит дальше - пойте тише, так до тех пор, пока не найдет. Нашел - идет водить другой человек.

Все игроки становятся в круг, в центре которого стоит ведущий с платочком в руках. Играющие хлопают три раза в ладоши, а ведущий в это время бросает платок вверх. Играющие хлопают громче и чаще. Когда ведущий поймал платочек, все игроки прекращают хлопать. Все должны быть внимательны, потому что ведущий не всегда может бросить платочек. Кто невовремя захлопал в ладоши, должен что-нибудь исполнить.

Детский церебральный паралич составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Главный недуг — повышение тонуса мышц, спастика, рассогласованность движений рук и ног, что приводит к нарушению двигательной деятельности — ходьбы и бега. Следствием этого является ограничение возможностей передвижения, что влечет за собой нарушения функций дыхания и кровообращения, быструю утомляемость, ослабление мышечной системы и т.д.

Игры (подвижные и малоподвижные) являются самой приемлемой формой занятий физическими упражнениями с этой категорией детей. Ребенок, включаясь в сюжет игры, становится ее непосредственным участником, веселится и радуется, забывая о своих дефектах. Бесконечное разнообразие движений, из которых состоит подвижная игра, оказывает всестороннее воздействие на психофизическое и эмоциональное состояние ребенка, что создает положительные предпосылки для коррекции.

Цель: развитие внимания, быстроты реакции и точности движений.

Играют от трех пар, состоящих из взрослого и ребенка.

Инвентарь: 6—8 стульев.

Инструкция. Стулья ставят по кругу, плотно один к другому, сиденьями внутрь, на них садятся участники игры. Половина детей — половина взрослых. Водящий встает в середину круга. Его стул свободный. По сигналу водящий старается сесть на этот стул, но сидящие перемещаются вправо или влево и мешают ему найти свободное место. Игрок, не успевший передвинуться на соседний стул, сменяет водящего, и игра продолжается.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может проводиться несколько раз.

Цель: развитие быстроты реакции и движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: два стула, шнур длиною 3,5—4 метра.

Инструкция. Стулья ставят спинками к друг другу на расстоянии 6—8 шагов. На них садится пара играющих. По сигналу оба встают и начинают передвижение вправо (влево), вокруг противоположного стула. Кто первый сядет на свой стул, тот победитель.

1. Игровое задание можно усложнить — написать мелом на полу свое имя, завязать бантик из подвешенной ленточки, бросить мяч в цель, выдернуть первым шнур, протянутый под стульями, и т. д.

2. На каждом стуле может сидеть ребенок вместе с мамой, тогда соревнование проводится пара на пару, и все действия выполняются вдвоем.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может проводиться несколько раз.

Цель: развитие мелкой моторики кисти, быстроты и точности движений.

Количество игроков должно быть четным.

Инвентарь: 6 метров веревки, две палочки, лента.

Инструкция. К двум круглым палочкам привязывают концы шестиметрового шнура. В середине прикрепляют цветную ленту. Одну палку держит первый игрок, другую — второй. По сигналу оба начинают наматывать шнур на свою палочку. Побеждает тот, кто первым накрутит его до середины.

Методические указания. Если играют несколько пар детей, игру можно продолжать до тех пор, пока не будет выявлен один, самый ловкий, игрок.

Цель: развитие внимания и точности движений.

Количество игроков — 5—15.

Инвентарь: волейбольный мяч.

Инструкция. Играющие образуют круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера — одна команда, вторые номера — другая. Два рядом стоящих игрока — капитаны, в руках у них по мячу. По сигналу капитаны передают мяч по кругу игрокам своей команды, то есть через одного. Мяч должен как можно быстрее вернуться к капитану.

Цель: обучение дифференцировке усилий, развитие глазомера, точности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: кегли, кубики, игрушки.

Инструкция. Перед каждым участником на расстоянии 2—3 метров стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предмет, прокатив мяч по полу. Выигрывает тот, кто сбил предметы большее число раз.

Методические указания. Игра малой интенсивности, может повторяться неоднократно.

Цель: та же, что и в предыдущей игре.

Количество игроков может быть любым, но только четным.

Инвентарь: кубик, мяч.

Инструкция. Играют по два участника. Перед каждым из них на расстоянии одного метра стоит небольшой кубик. Необходимо прокатить мяч к кубику так, чтобы тот продвинулся вперед. Игрокам дастся пять попыток. У кого кубик в конце игры будет продвинут дальше, тот и победил.

Методические указания. Такие малоподвижные игры желательно включать после активных игр для восстановления сил.

Цель: формирование вертикальной позы в положении сидя, развитие равновесия, координации движений, внимания.

1. По команде ведущего меняется направление передачи фитбола.

2. При большом количестве играющих в игре используются два фитбола.

Методические указания. Ведущему следует напоминать детям об осанке.

Цель: формирование вертикальной позы в положении сидя, навыка правильной осанки, пространственного ориентирования, речи.

Инструкция. Играют 5—6 человек в исходном положении сидя по-турецки в кругу. Дети, проговаривая стихи про мяч, перекатывают фитбол от одного к другому в произвольном направлении:

Ты катись, веселый мяч,

Быстро-быстро по рукам,

У кого веселый мяч,

Тот исполнит песню нам.

Методические указания. Ведущий должен следить за правильной осанкой детей.

Цель: развитие внимания, координации движений и пространственного ориентирования.

Цель: развитие мелкой моторики, равновесия, координации движений, внимания. Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Дети сидят на фитболах парами, напротив друг друга. По команде педагога то одновременно, то попеременно соприкасаются с ладонями партнера.

Методические указания. Ведущему следует напоминать детям о правильной осанке.

Литература:

1. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А., Соловьева И.Г., Титкова Т.В. Настольная книга педагога – дефектолога.

2. Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В.

Материалы подготовлены учителем-дефектологом ЦПМПК Сидоренко А.Г.

Читайте также: