Критон платон краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

События происходит в тюрьме за день перед казнью Скората. К нему пришёл ранним утром его соратник Крион. Богатый человек, его ровесник. Для того чтобы убедить Сократа воспользоваться возможностью побега из под стражи. Критон говорит о готовности многих людей и его самого заплатить деньги за его освобождение. Многие люди которые не знаю их , подумают, что Критон мог спасти его, но не сделал этого, лишь нужно было немного потратиться. Большинство не поверит, что ты сам не захочешь уйти отсюда и что нужно считаться с мнением большинства, так как видно на его примере, оно способно творить великое зло. Сократ парирует, не стоит заботиться о мнении большинства, а лишь о благожелательных людях и если бы это было так, то они были способны творить как великое зло, так и добро, но люди на это не способны, а лишь делать что попало.

Критон не хочет отступать и говорит о том чтобы он не боялся если для его спасителей возможна какая угроза и деньги для его спасения предлагают многие люди и что уехав в другие места, люди также будут любить его, нужно подумать о своих детях, которые останутся сиротами и нужно принимать решение, так как времени уже совсем мало.

Сократ предлагает взглянуть на дело о своей смертной казни с точки зрения справедливости. Справедливо ли будет вопреки мнения Афинян уйти из тюрьмы или несправедливо? А также нужно ли ценить мнение большинства или имеет значение, только мнение хороших и понимающих людей?

Рассуждения Сократа сводятся к тому, что нельзя поступать несправедливо в любом случае, вне зависимости от того отвечаешь ли ты несправедливостью на несправедливость . Справедливо ли уходить из тюрьмы вопреки мнению государства и не причиняет ли он этим несправедливость кому-либо?

Сократ предлагает взглянуть на это сквозь призму законов и государства. Уходя из тюрьмы он уничтожает закон и государство в меру своих сил. Государство и законы воспитали и вырастили его и всю свою долгую жизнь не думал он уезжать в другие города и юрисдикции. Его поступок будет крайне не справедлив по отношению к государству и закону. Значит любой Афинян может попирать законы и государство по своему мнению. Уезжая в другие земли и нарушая правила, как можно будет жить в другой юрисдикции, если уже нарушил законы своего Отечества. И будет ли такая жизнь достойной и справедливой? Критону было нечего сказать на это.

Как нам относиться к мыслям Сократа в 21 веке? В мире так называемых национальных государств, информационных технологий и постиндустриального общества. Где законы пишутся в интересах правящих "элит" и происходит глобальное манипулирование общественным сознанием. Хватит ли духу следовать идеям Сократа? Возможно, есть такие люди, Сократы 21 века, но таких как всегда меньшинство, как и сам он, был один.

Сократ не боится смерти, он не ищет спасения от казни, он принял свою судьбу, поскольку его внутренний голос молчал и не указывал отступиться. Более того – ему приснился вещий сон, в котором ему предсказывают скорую смерть. Однако Критон настроен не столь спокойно и смиренно. Он пытается уговорить Сократа бежать из тюрьмы. Критон боится потерять друга, но помимо этого он боится молвы людей – ведь они не поверят, что Сократ сам не захотел спастись. И это может навлечь дурную славу на учеников философа. Сократ указывает, что не нужно полагаться на мнение большинства. Ведь гораздо ценнее мнение одного понимающего, что справедливо и что несправедливо, (разумного) человека. Только такое мнение является хорошим.

Критон пытается объяснить Сократу, что своим смирением он предаёт самого себя.

Ведь Сократ стремится к тому, чего хотели добиться и добились его враги: к смерти. Помимо этого Сократ оставляет своих учеников сиротами, вместо того, чтобы возрастить и воспитать. И разве является это справедливым?

Дальше Сократ говорит о том, что деяние несправедливости недопустимо. А значит, и на несправедливость нельзя отвечать несправедливостью, на зло нельзя отвечать злом. Это мнение не одобряемо большинством. Однако для философов истина важнее, поэтому они не отступают от этих умозаключений.

Побег из тюрьмы – это свершение несправедливости, зла по отношению к народу. Ведь такое поведение было бы направлено против Законов, принятых в государстве. А значит, подрывало бы основы афинского общества. Но государство воспитало своих граждан, дало им всё необходимое. И было бы несправедливо выступать против Отечества, которое более чем мать и отец.

Сократ мог бы переселиться в другое государство. Однако он остался в этом (оно ему нравилось вплоть до самого приговора, а затем и смерти), а значит, должен ему повиноваться, следовать соглашениям. Сократ мог бы переубедить судей, попросить себе иное наказание, однако он не сделал этого. И теперь единственно верным решением будет покориться приговору.

И даже если решиться на участь изгнанника, то в других городах будешь воспринят как враг государственного порядка. И все будут считать философа губителем законов. И всё учение Сократа превратилось бы в ложь – ведь сам Сократ не последовал бы в действиях своим словам.

Сократ смог убедить Критона в свое правоте. Доказать, что своим смирением поступает справедливо и несёт благо своим друзьям и ученикам.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.


Начало Критона в Кодекс Oxoniensis Clarkianus 39 из библиотеки Бодлеанской (знакомства с примерно 895).

Критон ( древнегреческий : Κρίτων ) - это диалог древнегреческого философа Платона . В нем описывается разговор Сократа и его друга Крито о справедливости , несправедливости и наиболее подходящем способе борьбы с несправедливостью. Сократ утверждает, что с несправедливостью нельзя и не следует бороться с помощью несправедливости, и поэтому отклоняет предложение Критона помочь ему сбежать из тюрьмы. Главные герои задаются вопросом о том, какое значение следует придавать общественному мнению, а также об обязанности подчиняться законам города. Диалог представляет собой примитивную форму теории общественного договора .

Резюме

резюме


Диалог происходит в камере Сократа, где он ожидает казни после вынесения смертного приговора . Его друг Крито навещает его, чтобы сообщить, что он организовал побег и ссылку из Афин. Однако Сократ, похоже, хочет остаться в заключении, чтобы дождаться исполнения приговора, который должен произойти на следующий день, и затем Крито выдвигает ряд аргументов, направленных на то, чтобы убедить Сократа бежать.

Крито утверждает, что смерть Сократа обернется горем и бесчестием для его семьи и друзей, которые будут считаться не пытавшимися спасти его. Кроме того, оставаться в тюрьме в ожидании смерти, пока ему предлагается возможность бежать, было бы равносильно, с одной стороны, выбору лишить своих сыновей отца и, следовательно, вести себя недостойным образом, а с другой стороны. стороны, чтобы согласиться с врагами, которые осудили несправедливо, следовательно, совершить несправедливость сам.

Сначала Сократ отвечает, что общественное мнение непоследовательно и что единственные мнения, которые имеют значение, - это мнения людей, которым небезразлична истина, вследствие чего Крито не должен бояться клеветы, а скорее и только стремиться действовать в соответствии со справедливостью. . Единственный актуальный вопрос для Сократа - это правильно ли попытаться убежать: если это правильно, он последует за Критоном; в противном случае он останется в тюрьме и будет ждать смерти. Во-вторых, чтобы решить поставленную таким образом проблему, Сократ просит Критона представить, что бы ему сказали законы Афин, если бы увидели, что он бежит. Поскольку законы взаимозависимы, нарушение одного из них равносильно нарушению их всех, и тогда Сократ нанесет серьезное оскорбление городу. Обида тем более неприемлема, что законы обязывают граждан точно так же, как родители обязывают детей, а хозяин - раба. Законы, олицетворенные Сократом, представляют права и обязанности гражданина в виде общественного договора: выбирая жить в Афинах, гражданин безоговорочно соглашается подчиняться его законам. Однако Сократ больше, чем любой другой гражданин, должен подписаться под этим договором, так как благодаря ему семьдесят лет он счастливо жил в Афинах.

Если бы Сократ сейчас сбежал, тем самым нарушив законы, которые он так долго и неизменно одобрял, он фактически объявил бы себя вне закона, и ему не было бы места ни в одном цивилизованном городе на всю оставшуюся жизнь. Крито одобряет рассуждения, и диалог заканчивается.

Аргументы Крито

Тронутый неминуемой казнью и столкнувшись с спокойствием Сократа, Крито пытается убедить своего друга бежать из тюрьмы. Для этого он выдвигает ряд эмоциональных аргументов.

Крито настаивает на том, что он мало рискует, помогая Сократу сбежать, поскольку те, кто может осудить его, легко подкупаются. Он добавляет, что у Сократа нет причин опасаться того, что он должен ему однажды в изгнании, потому что несколько других друзей охотно предлагают помощь в финансировании операции. Наконец, Крит утверждает, что Сократ найдет убежище и спокойствие в определенном количестве зарубежных городов, в частности, в Фессалии, где у Критона есть друзья, желающие предоставить ему убежище, и что о его детях будут должным образом позаботиться в его отсутствие.

Ответ Сократа

Сократ указывает на то, что забота его друга является прискорбной, если она не соответствует справедливости, и обязуется ответить на аргументы, выдвинутые Критоном, с помощью разума: «Поэтому мы должны проверить, позволяет ли нам это делать долг. я или нет; потому что не сегодня мой принцип - не прислушиваться к голосу во мне, кроме голоса разума. (46b) Если исследование истины обязательно детализировано, для всего этого нет необходимости выносить суждение в зависимости от конкретных обстоятельств. Сократ настаивает на неизменности своей позиции на протяжении всей жизни и считает нужным не сбиться с пути, когда ему угрожают.

Сократ спрашивает своего друга Крито, хорошо ли он следует рассуждениям Законов и должны ли они наконец принять их заключение. Крито эффективно поддерживает рассуждение о том, что Сократ не должен пытаться сбежать, и диалог заканчивается.

Примечания и ссылки

Смотрите также

Французские переводы

О других проектах Викимедиа:


После сложного диалога "Парменид" я решил повыкладывать конспекты других, более доступных произведений Платона. Их доступность обусловлена тем, что в них повествуется об известных жизненных понятиях, таких как благо, любовь, знание, душа и т.д. Совокупно их можно охарактеризовать как "житейская философия", и хотя в них нет того размаха мысли, что в "Пармениде" и "Тимее", они представляют собой, на мой взгляд, интересное чтение. Интересное, прежде всего, динамикой рассуждений, т.е. тем как в них развиваются и сталкиваются разные положения (в отличие от дидактического стиля изложения Аристотеля о тех же вещах, но это дело вкуса). Надеюсь, эти конспекты послужат пониманию и составлению читателем своей оценки творчества Платона.

КРИТОН

Исходный тезис: на одни мнения нужно обращать внимание, на другие – нет. Вместо того, чтобы любым способом избежать своей казни на следующий день, Сократ хочет разумным способом убедиться, справедливо ли это положение в его ситуации. Он проводит рассуждение следующим образом.

Хорошие мнения – это мнения людей разумных, и их нужно ценить, а плохие – людей неразумных, и их ценить не следует. Если взять, например, гимнаста, то ему дороже мнение одного определённого человека (врача или учителя гимнастики), чем мнение случайного человека (будь то похвала или порицание). Поэтому он радуется похвалам и боится порицаний одного этого человека. Стало быть, он должен действовать, упражнять своё тело, есть и пить только так, как это кажется нужным тому, кто к этому делу приставлен и понимает в нём, а не так, как это кажется нужным всем остальным. А если он не будет слушаться этого человека, не будет ценить его мнения и одобрения, а будет ценить отзывы большинства или тех, кто в этом ничего не понимает, то он нанесёт ущерб своему телу.

Так же и во всём, что касается справедливого и несправедливого, позорного и прекрасного, хорошего и плохого, нужно слушаться и бояться не мнения большинства, а мнения одного человека, кто это понимает и кого должно стыдиться и бояться больше, чем всех остальных, вместе взятых. Если за ним не следовать, то то, что от справедливости становится лучше, а от несправедливости погибает, будет погублено и обезображено. А если следовать мнению невежд, то будет загублено то, что от здорового становится лучше, а от нездорового разрушается (например, наше тело), и едва ли стоит жить после его разрушения. Также едва ли стоит жить, когда разрушено то, чему несправедливость вредит, а справедливость бывает на пользу (а это не менее важно, чем тело, даже более важно). Поэтому, говорит Сократ Критону, мы не должны заботиться о том, что скажет о нас большинство, а должны думать о том, что скажет о нас человек, понимающий, что справедливо и что несправедливо, – он один, да ещё сама истина.

Следующий тезис: больше всего нужно ценить не саму жизнь, но жизнь хорошую. А что хорошее, прекрасное, справедливое – всё это одно и то же. На этом основании, говорит Сократ Критону, рассмотрим, справедливо ли будет мне бежать от казни вопреки воле афинян (и если да, то надо попытаться это сделать) или несправедливо (тогда эту попытку нужно оставить). Что касается соображений насчёт плохих последствий казни (денежные издержки, дурная молва, проблема воспитания детей и т.д.), то это соображения людей, которые произвольно готовы убивать, а потом, если это было бы в их силах, воскрешать; т.е. соображения большинства. Однако, говорит Сократ Критону, в рамках нашего рассуждения следует рассмотреть только то, справедливо ли мы поступим, если заплатим деньги тем, кто меня отсюда выведет, и станем благодарить их, а также если сами выйдем отсюда либо выведем других, – или же мы поистине нарушим справедливость, поступив так.

Прежде всего, ни в коем случае нельзя поступать несправедливо, значит (вопреки мнению большинства) нельзя отвечать несправедливостью на несправедливость, равно как нельзя делать зло и воздавать злом за зло – разницы здесь нет никакой. Соответственно, если ты признал что-то справедливым, это нужно исполнять. Поэтому если мне уйти отсюда без согласия государства, говорит Сократ, этим будет причинено зло и, возможно, тем, кому менее всего следует его причинять; также мы преступим то, что сами признали справедливым. Ведь этим будет нанесён ущерб законам государства, ибо не может оставаться целым и невредимым то государство, в котором судебные приговоры не имеют никакой силы, а становятся недействительными и отменяются по воле частных лиц.

На это, правда, можно ответить, что государство поступило несправедливо и неправильно решило дело. Но законы принимаются, чтобы на их основании выносились судебные решения, вынесенные государством. И если допустить, что Сократ намеревается погубить их действенность, то ему следовало бы помнить, что благодаря им он появился на свет и благодаря им его отец взял в жёны его мать. Также Сократ рос благодаря тем законам, которые относятся к воспитанию и образованию. Поэтому Сократ – порождение законов и их невольник, и его личные права не могут быть равны законному праву, следовательно, он не вправе противодействовать законам. Нельзя быть равноправным с отцом или господином и воздавать им тем же самым за то, что терпишь от них, так почему же это должно быть позволено делать с отечеством и законами? Если они намерены погубить Сократа из соображений справедливости, а Сократ в ответ вознамерится погубить их, говоря, что поступает справедливо, то он изменит своему принципу – заботе о доблести. Но отечество дороже матери, отца и остальных предков; оно более почтенно, свято и имеет больше значения у богов и разумных людей; перед ним надо благоговеть, ему надо покоряться и, если оно разгневано, угождать ему больше, чем родному отцу. Надо либо его переубедить, либо исполнять то, что оно велит, а если оно приговорит к чему-нибудь, то нужно терпеть невозмутимо, ибо в этом справедливость. Учинять же насилие над матерью или над отцом, а тем паче над отечеством – нечестиво.

Любому, кому не нравятся законы, предоставляется возможность взять своё имущество и выселиться, куда ему угодно. Но тот, кто остаётся в государстве, зная, как судят в его судах и ведутся прочие дела, на деле согласился выполнять то, что велят законы. Ослушавшийся законов втройне нарушает справедливость: не повинуется законам как родителям, законам как воспитателям и нарушает своё же согласие повиноваться законам (притом, что это не абсолютное принуждение – всегда даётся возможность обосновать несправедливость самих законов, однако ослушавшийся не делает и этого).

Более того, ослушавшись законов, Сократ будет более виновен, чем другие нарушители, ибо он был более других афинян им привержен как истинный патриот города. У него была возможность потребовать на суде для себя изгнания и сделать с согласия государства то, что теперь обдумывает сделать без его согласия. Тогда он твердил, что предпочитает смерть изгнанию, а теперь он может отказаться от этих слов и бежать как самый негодный раб, ранее давший согласие жить по законам. Но убежав, он во-первых, обречёт своих близких на изгнание или потерю имущества, во-вторых, придёт в другой город в качестве губителя законов и тем самым укрепит местных жителей в правильности решения его судей, ибо губитель законов, скорее всего, также окажется губителем молодёжи и несмышлёных людей. А если Сократ намерен избегать благоустроенных государств и порядочных людей, то о чём он мог бы беседовать с непорядочными людьми? О доблести и справедливости, обычаях и законах? Это было бы недостойно Сократа. Или о том, как ловко ему удалось бежать из тюрьмы? Но тогда о нём говорили бы как о престарелом человеке, который посмел малодушно цепляться за жизнь, преступив главные законы, а он бы не заслуживал этих и других плохих речей о себе. Ему останется лишь заботиться о своём пропитании, заискивая у всякого и прислуживаясь, позабыв про беседы о справедливости и доблести. Что касается детей Сократа, то он мог бы увезти их в этот город, чтобы также заботиться только об их пропитании и воспитании, или оставить их в Афинах, доверив их воспитание и образование его близким – но и то, и другое сделало бы детям лишь хуже.

Поэтому, говорит Сократ, нельзя ставить ничего выше справедливости – ни детей, ни жизни, ни чего-либо другого – тот, кто оправдывается этим, не добьётся благосклонности тех, кто правит в Аиде.

Читайте также: