Критерии поведения в школе рб

Обновлено: 02.07.2024

Тема, которая поднимается ежедневно у той или иной семьи, где ребенок обучается в школе - можно ли ставить оценки за поведение? Кто-то сразу идет разбираться к директору, кто-то сначала ставит в известность классного руководителя, а кто-то прямиком наносит визит учителю-предметнику.

Я работала в трех школах России, и оценки за поведение, к сожалению, ставил тот или иной учитель в каждой. И в школе, входящей в ТОП-500 России, и в той, которая вошла в ТОП-100 школ Подмосковья.

Один, два или три учителя, ставящие оценку за поведение, встречались всегда. Мне, как классному руководителю, приходилось постоянно разбираться в ситуациях, когда ребенку выставлялась оценка за болтовню или неподобающее поведение.

Сразу обращу ваше внимание на природу таких двоек: часто учитель ставит их от безысходности, когда по-другому не может повлиять на ребенка. Это непрофессионализм. А бывает, что учитель может повлиять, но ставит из принципиальности - это отсутствие здорового взгляда на жизнь у учителя, внутренние комплексы и недовольство собой.

Правомерно ли?

Отвечаю: нет. Учитель не имеет права ставить оценку за поведение ученику. За отсутствие домашнего задания - да, за поведение нет. Так как неправильное поведение не является показателем того, что ребенок не знает предмет или не усвоил последнюю тему.

Другое дело, когда учитель спрашивает ученика, а тот молчит, не отвечает по каким-то причинам. А причин, собственно, несколько:

  • Ученик не выучил материал.
  • Ученик не отвечает, так как злится на учителя. Губы его сжаты, а брови сдвинуты. Это внутренний протест, который совсем не говорит о том, что ребенок не знает предмет.
  • Ученик боится. Иногда при особенно строгих или требовательных учителях дети боятся отвечать, они блокируют себя и не могут сказать ни слова.

Не взял учебник - два

Есть еще такая ситуация, которая часто встречается в школах: ученик не принес учебник, ему ставят два. Почему?

"Потому что он не сможет работать без учебника, то есть не сделает упражнение, поэтому я ставлю оценку не за поведение и забывчивость, а за работу на уроке, а без учебника она невозможна!"

Вы не поверите, но там отвечают многие учителя. Причину можете увидеть выше - недовольство своей жизнью выходит на учеников. То есть ребенок не может попросить учебник у других, не может подсесть к кому-то и сделать необходимые задания? Может, а вот если не захочет - тогда работа не сделана, тогда уже можно ставить оценку.

Как вести себя в таком случае учителю?

Но я считаю, что лучший вариант выставления оценки после такой ситуации - это проверочная работа на следующем уроке. Чтоб писали все ученики, а если ребенок не усвоил информацию (и причина совсем не в том, что учебника нет, просто ему это не нужно) - тогда ставить оценку уже за знания.

Ребенок правда забыл

"Ну я правда забыл!" - утверждают они с глазами, как у кота из мультфильма "Шрек". В таком случае лучше предложить задать пару вопросов по теме домашнего задания. Ответит - ждем тетрадь на следующий урок.

Да, учителю бывает тяжело с непослушными учениками, но выставлять оценки за поведение - это не выход. Может быть, завоевать их доверие и начать доверять им какие-то дела, тогда ситуация разрешится.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, если мои мысли откликнулись в вас самих!

Оценки по поведению учащихся в школе выставляются учителем начальных классов, классным руководителем. Поведение учащихся в школе оценивается по четвертям и за год. Результаты проведенной работы обсуждаются на родительских собраниях, педагогических советах.

Оценка поведения учащихся в процессе педагогического взаимодействия представляет собой не только результат воспитания, способ регулирования и стимулирования конструктивных форм поведения учащихся, их саморазвития и самовоспитания, а также показатель эффективности воспитательной работы в школе. Систематическое выявление воспитанности (как формы поведения) учащихся возможно лишь в условиях конкретного класса, конкретной реальной ситуации. Правильно организованный педагогический контроль должен иметь воспитательный эффект и способствовать становлению личности.

Подсвильская ясли-сад - средняя школа

Меню сайта

Методические рекомендации по применению критериев и показателей оценки качества воспитания в учреждениях общего среднего образования

Приложение 4 (для классных руководителей)

Стратегическая цель воспитания обозначена в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи и конкретизирована в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг., ряде нормативных правовых документов. Поскольку цель воспитания на современном этапе – формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося, то именно этот ориентир является своеобразным эталонным показателем сформированности изучаемых свойств объекта. Существует четыре уровня реализации целей воспитания:

цели государственной образовательной политики;

цели воспитания на региональном уровне (конкретизация целей государственной образовательной политики);

цели развития каждого конкретного учреждения образования;

цели как планируемые результаты развития личности школьника.

Определение результативности процесса воспитания показывает, насколько адекватны поставленным целям содержание работы, выбранные методы, средства и формы, насколько учтены психологические условия и др.

Требования к качеству воспитания как составляющей качества образования определяют актуальность всестороннего анализа процесса и результата воспитания личности.

Критерии и показатели оценки качества воспитания в учреждениях общего среднего образования

Выделяют три основные составляющие качества воспитания в учреждениях общего среднего образования: качество результатов воспитания личности учащегося, качество воспитательной системы и качество условий организации процесса воспитания.

Воспитанность определяется как интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, определяющая его отношение к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира.

Многократное комплексное обследование всех учащихся с помощью одного и того же набора диагностических средств через определенные временные интервалы (не чаще двух раз в год) дает возможность своевременно реагировать на происходящие изменения. Мониторинг воспитания – один из способов оценки качества воспитания учащихся, позволяющий с определенной периодичностью отслеживать условия организации и эффективность воспитательного процесса.

Данный подход позволяет сделать процесс развития личности каждого учащегося, коллектива класса и учреждения образования в целом педагогически управляемым; позволяет разрабатывать коррекционные программы, прогнозировать и проектировать определенные результаты.

Критерии качества воспитания конкретизируются в соответствующих показателях, каждый из которых может быть оценен с помощью соответствующих методов.

Критерии и показатели качества воспитания в учреждениях

общего среднего образования

Составляющие качества

воспитания

Критерии

Показатели

Соответствие цели и задач интересам личности, потребностям государства и общества; объективность, реалистичность; уровень конкретизации цели в комплексе воспитательных задач. Согласованность содержания, целей и задач на всех уровнях функционирования воспитательной системы в учреждении образования

Качество содержания процесса воспитания

Знания, умения и навыки деятельности и поведения в рамках личностного развития:

интеллектуального (владение операциями мыслительной деятельности; готовность к совместной творческой деятельности; уровень познавательного развития; уровень креативности и др.)

психологического (уровень работоспособности, утомляемости; стрессоустойчивость; уровень тревожности; уровень саморегуляции и др.);

духовного (гуманность способов взаимодействия, взаимоотношений; культура поведения; проявление конструктивной активности в социальном поведении; наличие конструктивной творческой мотивации; целостность Я-концепции и др.);

Эффективность педагогического сопровождения воспитательного процесса

Технологии организации воспитательной деятельности, в том числе формы, методы, средства педагогического взаимодействия, их согласованность, оптимальный выбор; технологии взаимодействия участников воспитательного процесса.

Общественно значимые традиции в коллективе.

Общественно полезные акции.

Организация информационной работы.

Организация работы музеев, клубов общественно-политической и гражданско-патриотической направленности.

Организация работы объединений по интересам.

Уровень работы первичных организаций БРСМ и пионерских дружин.

Эффективность деятельности органов ученического самоуправления.

Организация культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и туристско-краеведческих мероприятий.

Организация и культура питания учащихся.

Система работы по охране здоровья учащихся.

Эффективность профилактики безнадзорности и правонарушений, зависимого поведения.

Организация общественно полезного труда. Профессиональная ориентация.

Участие в разнообразных видах деятельности по охране окружающей среды

Ценностные ориентации учащихся, выраженные в интересах к различным сферам деятельности (учеба, спорт, творчество, здоровье и т.д.) и общения.

Направленность личности школьника (потребности, мотивы, мировоззрение); принятие идеологии белорусского государства.

Способность к саморегуляции, дисциплинированность. Способность противостоять негативным тенденциям.

Личностные качества (патриотизм и гражданственность, коллективизм, трудолюбие, ответственность, взаимопомощь; честность, уважение, доверие и др. в соответствии с основными составляющими воспитания, выделенными в Концепции).

Операциональные умения (организаторские способности, стремление к сотрудничеству, умение договариваться, распределять обязанности и т.д.).

Уровень культуры отношений в коллективе

Взаимодействие, активность, самоуправление, психологический комфорт.

Уровень культуры предметно-пространственных отношений

Эстетический облик учреждения, наличие символики, традиций.

Мониторинг качества воспитания.

Наличие эффективных механизмов стимулирования творческой деятельности.

Открытость воспитательной системы. Уровень взаимодействия с заинтересованными структурами, коллективами, отдельными людьми в интересах учащихся. Эффективность использования воспитательного пространства социума. Оказание психолого-педагогической, юридической и другой помощи семье, учащемуся, педагогу.

Отношения в процессе педагогического взаимодействия. Гуманное творческое взаимодействие участников воспитательного процесса. Коллектив учреждения образования. Нравственно-психологический климат.

Качество обеспечения процесса воспитания

Нормативное и методическое обеспечение воспитательного процесса. Наличие концептуальных и программных документов, планов воспитательной работы в учреждении образования. Наличие нормативной и методической базы по организации воспитательной работы и эффективность ее использования.

Обеспеченность кадрами воспитательной работы. Уровень профессиональной, психолого-педагогической культуры педагогов, знание теорий и концепций воспитания, современных разработок и теоретических установок в области воспитания и др.; профессиональный рост.

Наличие и эффективность использования материально-технической базы воспитательной работы (помещения для клубов, кружков, комнаты ученического самоуправления, общественных организаций, спортзалы, бассейны, компьютерные классы и т.д.).

Обеспеченность техническими средствами. Состояние библиотечного фонда.

Информационное обеспечение процесса воспитания.

Оценка показателей уровня воспитанности учащихся может быть выражена следующими индикаторами: 1. Показатель не обнаружен. 2. Показатель недостаточно выражен. 3. Показатель выражен. 4. Показатель ярко выражен.

Уровень воспитанности определяется классными руководителями с привлечением педагогов-психологов и педагогов социальных сначала применительно к каждому конкретному учащемуся, затем на уровне класса. Результаты обобщаются на уровне учреждения образования.

Показателемкачества воспитательной системы учреждения образованияслужит ее способность с учетом предоставляемых возможностей обеспечивать удовлетворение потребностей всех субъектов процесса воспитания, создавая соответствующую мотивацию их активной деятельности.

Оценка показателей качества воспитательной системы учреждений образования и условий организации воспитания может осуществляться по десятибалльной шкале.

Неудовлетворительное состояние. Работа не ведется.

Очень низкая оценка. Работа ведется недостаточно.

Низкая оценка. Работа ведется на очень низком уровне. Очень много существенных недочетов.

Удовлетворительная оценка. Существенные недостатки в работе.

Средняя оценка. Работа ведется на относительно приемлемом уровне. Имеются отдельные недостатки.

Средняя оценка. Работа ведется на достаточно хорошем уровне. Недостатки несущественны.

Хорошая оценка. Работа ведется на достаточно высоком уровне. Недостатки малочисленны, несущественны и легко исправимы.

Достаточно высокая. Практически полностью соответствует предъявляемым требованиям.

Высокая. Полностью соответствует предъявляемым требованиям.

Очень высокая. Полностью соответствует предъявляемым требованиям. Рекомендуется использовать опыт для распространения.

Качество воспитательной системы оценивается администрацией учреждения общего среднего образования.

Диагностика эффективности и качества воспитания в учреждениях общего среднего образования

Поскольку воспитание как неотъемлемый компонент педагогической деятельности имеет предмет, цели, задачи, содержание, формы, методы и результаты, то его диагностика является составной частью профессиональной деятельности педагога.

Уровень воспитанности определяется с помощью методов диагностики. Сущность диагностирования состоит в том, чтобы обнаружить изменения существенных характеристик личности; увидеть нормы или отклонения в их развитии; определить степень (уровень) развития; проанализировать полученные факты; установить закономерности, причины, вызывающие эти изменения; выработать план дальнейшей воспитательной работы.

Процедура диагностики воспитанности предполагает следующую последовательность действий:

постановка целей диагностики;

уточнение критериев, показателей воспитанности личности;

отбор и применение методов диагностики;

анализ результатов диагностики;

выделение уровней воспитанности детей;

фиксирование и учет результатов диагностики.

Отбор методов диагностики осуществляется с учетом каждой конкретной ситуации учреждения образования, возраста учащихся и особенностей коллектива класса.

Наиболее информативными являются следующие методы диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы с учащимися, беседы с педагогами, родителями, анализ результатов деятельности, сочинений, обобщение независимых характеристик, ранжирование, недописанный тезис и др.

Одним из условий успешности проведения диагностики в учреждении общего среднего образования является создание атмосферы доверия и доброжелательности.


Методика работы школьного психолога, службы СППС, социального педагога в школах Беларуси (доклады, выступления, семинары)

Педагоги Беларуси получают любой материал, для сайта, совершенно свободно, предварительно отправив запрос по электронной почте . В запросе обязательно указать какой предмет Вы еще преподаете.

исключительно в порядке взаимообмена аналогичными разработками уроков, презентаций, внеклассных мероприятий.

Педагоги Беларуси получают любой материал, для сайта, совершенно свободно, предварительно отправив запрос по электронной почте . В запросе обязательно указать какой предмет Вы еще преподаете.

исключительно в порядке взаимообмена аналогичными разработками уроков, презентаций, внеклассных мероприятий.

Педагоги Беларуси получают любой материал, для сайта, совершенно свободно, предварительно отправив запрос по электронной почте . В запросе обязательно указать какой предмет Вы еще преподаете.

исключительно в порядке взаимообмена аналогичными разработками уроков, презентаций, внеклассных мероприятий.

Педагоги Беларуси получают любой материал, для сайта, совершенно свободно, предварительно отправив запрос по электронной почте . В запросе обязательно указать какой предмет Вы еще преподаете.

исключительно в порядке взаимообмена аналогичными разработками уроков, презентаций, внеклассных мероприятий.

Педагоги Беларуси получают любой материал, для сайта, совершенно свободно, предварительно отправив запрос по электронной почте . В запросе обязательно указать какой предмет Вы еще преподаете.

исключительно в порядке взаимообмена аналогичными разработками уроков, презентаций, внеклассных мероприятий.

Педагоги Беларуси получают любой материал, для сайта, совершенно свободно, предварительно отправив запрос по электронной почте . В запросе обязательно указать какой предмет Вы еще преподаете.

исключительно в порядке взаимообмена аналогичными разработками уроков, презентаций, внеклассных мероприятий.

Читайте также: