Услышать и понять майкл соренсен краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024


Введение

Помните: каждый, кого вы встречаете, чего-то боится, что-то любит и что-то потерял.

– Ты отсюда родом?

– Я выросла в Калифорнии, но живу здесь уже пятнадцать лет. А ты?

Мы сели в машину и отправились в местное кафе на первое свидание. У моей спутницы выдался тяжелый день на работе, и я решил ограничиться непродолжительной встречей: посидим полчаса, получше познакомимся, и если все сложится хорошо, договоримся встретиться в выходные.

Мы болтали о пустяках, но я сразу же почувствовал, что собеседнице дискомфортно. Это было нечто большее, чем просто равнодушие, – она словно замкнулась внутри себя. Сутулилась, отвечала кратко и едва слышным голосом, оглядывалась по сторонам, словно пытаясь найти часы или повод уйти.

Неделю назад, во время знакомства, она показалась мне дружелюбной, общительной и поразительно жизнерадостной. Но девушка, что сидела сейчас напротив меня, казалась полной противоположностью. Ее словно не интересовали мои слова и вопросы. Она ясно давала понять, что не настроена беседовать.

– Мои родители разводятся, – призналась она.

– Ого… – пробормотал я, и меня внезапно захлестнула волна сочувствия. – Мне очень жаль.

– Все хорошо, – неуверенно ответила девушка. – Я в порядке.

– Да, на самом деле ты прав, – быстро согласилась она, перестав притворяться. – Вдобавок я только что узнала, что папа женится на другой женщине и даже не пригласил меня на свадьбу. А ведь он расстался с мамой всего месяц назад!

– Да уж… – только и мог сказать я. Меня охватили потрясение, гнев и грусть одновременно.

Девушка делилась своими переживаниями еще несколько минут. Неожиданно она стала очень откровенной. После небольшой паузы я признался:

– Рейчел, мне очень жаль. Если честно, не представляю, каково тебе. Мои родители по-прежнему вместе. Наверное, тебе очень больно.

Девушка ничего не ответила, но я заметил, что ей стало легче.

– Как будто это поможет! – с сарказмом и сочувствием сказал я и покачал головой.

– Это очень грустно, – согласился я. – Когда твоя жизнь разваливается на куски, подобные советы успокаивают меньше всего.

– Да, – со вздохом согласилась она.

Мы целый час просидели в машине. Рейчел не могла остановиться. Помимо развода родителей, пару недель назад она попала в серьезную аварию (к счастью, отделавшись лишь испугом), а ее младшей сестре диагностировали рак. Развод, разбитая машина, рак сестры – и все это в течение одного месяца! Я почувствовал, что Рейчел впервые открыто делилась своими трудностями с другим человеком.

Наконец Рейчел замолчала.

– Спасибо, – сказала она через минуту. – Прости, что вывалила все на тебя. Не думала, что смогу поговорить об этом с другим человеком. Мне впервые за долгое время полегчало.

Я поблагодарил Рейчел за открытость и проводил ее до дома. На обратном пути я обдумал произошедшее. Свидание, которое поначалу показалось мне неловким и односторонним, обернулось удивительно сближающим опытом. Рейчел почувствовала, что может поделиться со мной самым важным. Я же ощутил настоящую любовь, заботу и сострадание. И все это лишь за час! Я говорю не о романтической любви, а о чувстве, когда ты понимаешь и заботишься о человеке на глубоком уровне. Тем же вечером я записал в своем дневнике:

Это было прекрасно – видеть, как в безопасной среде Рейчел раскрывается. Надеюсь, она ощутила мою любовь к ней после того, как я признал ее эмоции. Это было похоже на глоток свежего воздуха. Она наконец-то смогла вдохнуть. Она почувствовала, что ее услышали и поняли.

Мой момент озарения

То свидание изменило мою жизнь. Я понял, как важно признать и принять чувства чужого человека, – и это привело меня в восторг.

О валидации – способе признать эмоции другого человека, чтобы он почувствовал себя услышанным и понятым, – я впервые узнал от своего психолога и коуча. Мы встречались дважды в неделю как наедине, так и на групповых занятиях. Мы проработали все, начиная от конфликтов на работе, проблем в отношениях и заканчивая стрессом в повседневной жизни. В своей работе психолог старалась помочь людям жить искренне, насыщенно и глубоко. (Кстати, теперь я считаю, что каждому нужен хороший психолог. Я не шучу. Поверьте, это изменит многое.) Я быстро перенял принципы и практики, которые разительно отличались от правил жизни большинства людей. Чем чаще я применял их, тем увереннее и гармоничнее себя чувствовал. Возможно, вы уже догадались, что среди этих практик была валидация.

К моменту нашей встречи с Рейчел я уже многое знал о валидации. Я мог определить, что человек нуждается в ней, и практиковал ее для своих эмоций. Но я не подозревал, что она так необходима людям! Когда стены гнева, разочарования и обиды Рейчел обрушились как по волшебству, у меня буквально открылись глаза.

В последующие месяцы я практиковал валидацию в общении с членами семьи, друзьями и коллегами. Темы варьировались от свиданий и браков до серьезных бизнес-решений, и во многих разговорах мне удавалось поддержать связь с собеседником.

Я рассказываю об этом не с целью потешить самолюбие, а чтобы доказать следующее: 1) у валидации есть заметные и широкие положительные последствия; 2) этим навыком может овладеть каждый. Я тоже не получил его при рождении, а научился, и люди это отметили. Я считаю, это очень ценно. Валидация улучшила практически каждую сферу моей жизни: личные и дружеские связи, контакты с коллегами и начальником, отношения с членами семьи и даже общение с незнакомыми людьми. И я хочу поделиться новым опытом.

В интернете не нашлось ни одной серьезной работы, кроме нескольких коротких статей о валидации. Люди пишут тома о том, как эффективно ругаться и как создавать поделки из кошачьей шерсти (я не шучу), но многосторонности и силе валидации посвящено на удивление мало книг!

Спустя полгода после свидания с Рейчел мне позвонил брат. Он переживал тяжелые времена и хотел посоветоваться. Рассказав о ситуации, он замолчал в ожидании ответа. Я по привычке хотел тут же подсказать решение, но вспомнил о последнем опыте валидации, то есть более эффективном подходе. По этой причине я удержался от советов и просто сказал:

– Знаешь, мне очень жаль. Представляю, как тебе нелегко. У меня произошло нечто подобное в прошлом месяце. Да… Тяжело.

Простые слова успокоили брата: я сразу понял это по его голосу. Брат рассказал, что думает о случившемся, и поделился возможными вариантами действий. В том числе и тем, который я собирался предложить. Похоже, он звонил ради поддержки, а не совета. Мы еще немного поговорили, пока брат не признался, что ему полегчало.

Однако мысль меня не покидала. Может, это и странно, но я был уверен, что должен написать об этом. Разве можно не поделиться с людьми принципами, которые так улучшили мою жизнь.

Может быть, и не прислушаются. Но все равно мысль о книге не выходила из головы. Я должен попробовать! И если мой труд принесет пользу хотя бы одному человеку, затея себя оправдает. Наконец одним субботним утром я открыл ноутбук и начал писать.

Чего ожидать от этой книги

Как я уже говорил, я не психолог. Я никогда не консультировал звезд или CEO крупных компаний. У меня нет ученых степеней в области медицины. Если честно, я вряд ли чем-то выгодно отличаюсь от вас с точки зрения интеллекта, таланта и способностей. Но я собираюсь поделиться знаниями, накопленными за четыре года психотерапии и коучинга. Я собрал выводы и лучшие практики более чем из 10 книг на схожую тему, сформулировал принципы более чем из 500 часов записей интервью с дипломированными профессионалами, а еще практиковал и дорабатывал эти подходы тысячу раз. Возможно, вам придется поверить мне на слово, пока вы не ощутите их выгоду сами. Поверьте, вы не пожалеете!

Вы наверняка заметили, что книга небольшая. Я хотел написать дополнительные (считай, ненужные) главы и истории, чтобы расширить ее. Все-таки на полках магазинов толстые книжки выглядят внушительнее. Но лично мне вряд ли бы понравилось читать 300-страничный труд о том, что можно уместить в 50 страниц. Поверьте, эта книга не страдает подобным недостатком.

Я сразу перейду к делу, чтобы вы могли приступить. Единственный способ проверить эффективность новых идей – опробовать на практике. Сделайте это. Начните применять их в своем общении. Я добавил истории и исследования в тех местах, где мне показалось это важным. Я очень хотел, чтобы эту книгу можно было прочитать быстро, например за выходные, и при необходимости возвращаться к ней.

Прежде чем вы погрузитесь в чтение, я хочу кое о чем предупредить вас. А именно: описанные принципы не решат всех жизненных проблем, не излечат от болезней и не сделают вас привлекательнее. Но они помогут наладить отношения, найти выход из эмоционально напряженных ситуаций, повысят вероятность того, что окружающие прислушаются к вашим советам и укрепят способность поддерживать знакомых в беде. Волшебное действие этих принципов я увидел и на себе, и на примере других людей. Со временем эти принципы станут частью и вашей жизни. Отнеситесь к ним серьезно – и вы не пожалеете!

Часть 1. Сила валидации

Глава 1. Почему валидация стоит вашего времени

Ричард Карлсон[2] 2
Ричард Карлсон (1961–2006) – американский писатель, психотерапевт и мотивационный оратор. Прим. ред.

Возникает вопрос: как показать человеку, что вы слышите его? Здесь-то и начинается самое интересное. Лучшие слушатели не просто слушают. Они пытаются понять, а затем признают услышанное. Весь смысл в третьем пункте – это главный ингредиент успеха.

Не молчите – скажите что-нибудь!

Мое терпение лопнуло, когда однажды вечером я поделился с ней какой-то радостью. Закончив рассказ (и немного успокоившись, потому что обычно я не сдерживаю эмоций в общении), я посмотрел на девушку и увидел все то же безразличное выражение на ее лице.

– Классно! – заявила она.

И больше ничего.

Она снова посмотрела на меня с безучастным выражением лица (стоит признать, красивого лица) и наконец спросила:

В смысле: что произошло? В ее понимании она ведь внимательно выслушала меня и даже ответила, пусть и одним словом. Чего мне еще нужно?

На том этапе отношений с ней я рассчитывал, а точнее буквально мечтал получить валидацию. Мне хотелось видеть, что она поняла и разделила мой восторг. Я рассказал ей историю не потому, что люблю трепать языком. Я надеялся, что она разделит радость со мной. И что совместно пережитое чувство сблизит нас.

В статье говорилось об исследованиях психолога Джона Готтмана[3] 3
Джон Готтман (род. 1942) – американский профессор психологии, автор уникального метода выявления стабильности брака. Прим. ред.

Пары, которые не развелись в указанный срок, принимали приглашение в 87 % случаев. Почти в девяти случаях из десяти счастливые супруги удовлетворяли эмоциональные потребности своих партнеров.

А теперь самое главное: наблюдая за разными видами взаимодействия, Готтман мог предсказать с точностью до 94 %, какие пары расстанутся, какие будут жить вместе, но несчастливо, а какие – вместе и счастливо спустя несколько лет. Возраст, сексуальная ориентация и материальный достаток не имели значения.

Когда я прочитал эту статью, меня осенило. Я словно почувствовал, что меня поняли. Вот чего не хватало в моих отношениях! Я ежедневно посылал своей девушке запросы на связь, но она почти всегда игнорировала их.

К тому времени я уже был знаком с понятием валидации и предлагал ее людям. Но я еще не научился определять, когда сам нуждаюсь в ней. Прочитав статью, я понял, что принятие приглашения, о котором говорил Готтман, – та же самая валидация: проявление интереса и признание значимости слов, просьб и эмоций человека. У меня раскрылись глаза: валидация необходима для здоровых и приятных отношений. Причем для любых, а не только романтических. Таким образом, главная идея этой книги: если вы хотите научиться слушать, то должны овладеть навыком валидации.

Универсальный навык общения

Пару лет назад я обедал со своим другом. Мы обсудили последние события из жизни и вспомнили хорошие моменты, пережитые вместе. Наконец мы перешли к теме валидации. Я поделился с ним своими выводами на эту тему еще пару месяцев назад, поэтому мы оба успели опробовать ее в деле. Мы обсудили случаи ее применения, обнаружили общие черты и удивились тому, каким эффективным оказался этот навык. Всего неделю назад я воспользовался методом четырех шагов (речь о нем пойдет во второй части этой книги), чтобы разрядить напряженный разговор на работе. Раньше подобные ситуации оборачивались долгими спорами и лишь расстраивали всех. Благодаря новому подходу я решил проблему за полчаса, и все стороны почувствовали себя выслушанными и понятыми. Описав этот случай другу, я рассмеялся, покачал головой и воскликнул:

– Да это же суперспособность!

Знаю, звучит банально, но но метод четырех шагов приносит отличные результаты. Стараясь выслушать и понять своих собеседников, я осознал, как люди этого жаждут. Учитывая, что мало кто знаком с понятием валидации, – вы поймете, почему я назвал ее суперспособностью.

Благодаря принципам, инструментам и техникам, описанным в этой книге, вы научитесь нескольким вещам:

• Снижать (а порой даже устранять) тревоги, страхи и неуверенность других. Это особенно полезно, когда вы утешаете близкого человека, имеете дело с разгневанными клиентами и коллегами или пытаетесь найти общий язык с маленькими детьми.

• Подпитывать восторг и счастье других. Это лучшее, что можно сделать для человека. Исследования показали, что валидация позитивных ощущений значительно укрепляет связь и удовлетворенность в отношениях.

• Поддерживать людей, даже если вы не знаете, как решить их проблему. Вы станете увереннее, убедившись, что способны помочь человеку независимо от своего опыта и навыков.

• Более открыто проявлять любовь, понимание и сострадание в близких отношениях. Исследования (и здравый смысл) показывают, что этот навык необходим для долгого и счастливого общения.

• Показывать другим, что они могут довериться вам. Это укрепит и углубит отношения, а также сблизит вас.

• Избегать споров или быстро улаживать конфликты. Зная, как успокоить человека и донести до него свою точку зрения, вы сэкономите время, избавите себя от разочарований и головной боли.

• Давать полезные советы. Когда вы понимаете и признаете других, они начинают прислушиваться к вашему совету, даваемой вами обратной связи или оказываемой поддержке.

Кроме того, когда собеседник почувствует себя услышанным и понятым, он проникнется к вам симпатией. Люди отчаянно нуждаются в одобрении и внимании. Удовлетворив их потребность, вы станете любимым и уважаемым.

Другими словами, валидация прекрасна. Она применима практически ко всем отношениям в вашей жизни. Если у вас есть коллеги, друзья, братья и сестры, родители, дети, соседи, супруг или супруга, молодой человек или девушка, постоянный парикмахер, начальник, арендодатель или личный водитель, валидация поможет укрепить отношения с этими людьми.

Глава 1: выводы

Мы хотим (и нуждаемся) не только в том, чтобы нас выслушали. Мы хотим, чтобы нас поняли. Чтобы приняли и поддержали. Таким образом, хорошие слушатели не только слушают – они признают слова и эмоции собеседника.

Валидация может изменить семейную или романтическую жизнь. Исследования показывают, что пары, практикующие валидацию и умеющие поддерживать друг друга, состоят в более счастливых и долгих браках.

Валидация многогранна и полезна. Вы сможете развеять страх или разочарование, усилить восторг или счастье собеседника, убедить его выслушать вашу точку зрения, углубить отношения, быстро разрешить спор и стать более приятным человеком.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

I Hear You. The Surprisingly Simple Skill Behind Extraordinary Relationships

Майкл Соренсен - Услышать и понять. Основа доверительных отношений обложка книги

22 %

Аннотация к книге "Услышать и понять. Основа доверительных отношений"

Как научиться слушать людей и улучшить благодаря этому все сферы своей жизни. Эта книга не об активном слушании. Автор Майкл Соренсен предлагает эффективный и доступный способ признания эмоций собеседника - валидацию. Он проанализировал тысячи успешных практик и свел их к четырем простым шагам.
Каждый из нас не раз делился своими переживаниями, а в ответ в лучшем случае слышал лишь обычное "угу". Между тем о том, чтобы его не только выслушали, а услышали, мечтает каждый человек. Автор просто и доступно рассказывает о базовой потребности принятия и о том, как валидация - навык признания эмоций собеседника - поможет улучшить взаимоотношения. Вы узнаете, какую роль играет эмпатия и эмоциональное понимание, чем валидация отличается от рефлексивного слушания, и освоите простую пошаговую методику валидации.

Фишки книги
- Простота. Автор - не ученый, а фанат саморазвития, как многие из нас, поэтому его книга получилась такой доступной и легкой.
- Структурированность.

Как научиться слушать людей и улучшить благодаря этому все сферы своей жизни. Эта книга не об активном слушании. Автор Майкл Соренсен предлагает эффективный и доступный способ признания эмоций собеседника - валидацию. Он проанализировал тысячи успешных практик и свел их к четырем простым шагам.
Каждый из нас не раз делился своими переживаниями, а в ответ в лучшем случае слышал лишь обычное "угу". Между тем о том, чтобы его не только выслушали, а услышали, мечтает каждый человек. Автор просто и доступно рассказывает о базовой потребности принятия и о том, как валидация - навык признания эмоций собеседника - поможет улучшить взаимоотношения. Вы узнаете, какую роль играет эмпатия и эмоциональное понимание, чем валидация отличается от рефлексивного слушания, и освоите простую пошаговую методику валидации.

Фишки книги
- Простота. Автор - не ученый, а фанат саморазвития, как многие из нас, поэтому его книга получилась такой доступной и легкой.
- Структурированность. Каждому элементу пошаговой методики посвящена отдельная глава.
- Есть выводы после каждой главы.
- Понятные примеры, которые можно легко применить в своей личной и профессиональной жизни.

От автора
Я впервые узнал о валидации - способе признать эмоции другого человека, чтобы он почувствовал себя услышанным и понятым - от своего психолога и коуча. Мы встречались дважды в неделю как наедине, так и на групповых занятиях, и проработали все, начиная от конфликтов на работе и проблемах в отношениях и заканчивая стрессом в повседневной жизни.
Навыком валидации может овладеть каждый. Люди заметили во мне новую способность, а не что-то, что было у меня с рождения. Навык валидации улучшил практически каждую сферу моей жизни - дружеские отношения, общение с коллегами и начальником, личную жизнь, отношения с членами семьи и даже общение с незнакомыми людьми. Я понял, что просто обязан поделиться новым опытом.
В интернете есть несколько коротких статей о валидации, но ни одной серьезной работы, которая помогла бы разобраться в этом навыке. Люди пишут книги о том, как эффективно ругаться и как создавать поделки из кошачьей шерсти (я не шучу), но так мало книг посвящено многосторонности и силе валидации. Я не мог не поделиться своим богатством с людьми.

Для кого эта книга
Для всех, кто интересуется темой эмоционального интеллекта, кто хочет научиться лучше понимать людей и выработать навыки активного слушания.

Вы можете стать одним из первых, кто напишет рецензию на эту книгу, и получить бонус — до 15 рублей на баланс в Лабиринте! Или оставьте заявку, чтобы кто-то другой написал ее скорее.

Общаться с людьми. Как?

Общаться с людьми. Как?

Книга о том как слушать, слышать и правильно реагировать на услышанное. И если Юлия Гиппенрейтер учит общаться с детьми, то Майкл Соренсен предлагает использовать технологию 4-ех шагов значительно шире. Так можно общаться со всеми. Тут и друзья, и коллеги, и родственники, и малознакомые люди, и, конечно, наши дети.

Автор называет предложенный способ общения – валидацией. Он состоит из 4-ех шагов:
1. Слушать с эмпатией.
2. Признать эмоцию человека.
3. Поддержать человека или дать совет при необходимости и разрешении.
4. Снова признать эмоцию.

И в финале еще раз признайте эмоции человека и его уязвимость, если это уместно. Делиться чем-то важным и личным всегда очень сложно. Говорить о таких вещах непросто, спасибо, что рассказал, я благодарна тебе за открытость…

Автор предлагает использовать эти шаги и оказывать поддержку не только в разговорах о каких-то грустных и трудных событиях, но и в радостных и приятных. Только не забывайте, что на первом месте стоит искренность, внимание и заинтересованность в разговоре. А уж потом все приемы и правила, о которых рассказывалось выше.

Услышать и понять

Чтобы подарить книгу, измените количество списываемых фишек. Стоимость книги не может быть меньше 1 .


О книге

Как научиться слушать людей и улучшить благодаря этому все сферы своей жизни.

Эта книга не об активном слушании. Автор Майкл Соренсен предлагает эффективный и доступный способ признания эмоций собеседника — валидацию. Он проанализировал тысячи успешных практик и свел их к четырем простым шагам.

Фишки книги

— Простота. Автор — не ученый, а фанат саморазвития, как многие из нас, поэтому его книга получилась такой доступной и легкой.

— Структурированность. Каждому элементу пошаговой методики посвящена отдельная глава.

— Есть выводы после каждой главы.

— Понятные примеры, которые можно легко применить в своей личной и профессиональной жизни.

От автора

Я впервые узнал о валидации — способе признать эмоции другого человека, чтобы он

почувствовал себя услышанным и понятым — от своего психолога и коуча. Мы встречались дважды в неделю как наедине, так и на групповых занятиях, и проработали все, начиная от конфликтов на работе и проблемах в отношениях и заканчивая стрессом в повседневной жизни.

Навыком валидации может овладеть каждый. Люди заметили во мне новую способность, а не что-то, что было у меня с рождения. Навык валидации улучшил практически каждую сферу моей жизни — дружеские отношения, общение с коллегами и начальником, личную жизнь, отношения с членами семьи и даже общение с незнакомыми людьми. Я понял, что просто обязан поделиться новым опытом.

В интернете есть несколько коротких статей о валидации, но ни одной серьезной работы, которая помогла бы разобраться в этом навыке. Люди пишут книги о том, как эффективно ругаться и как создавать поделки из кошачьей шерсти (я не шучу), но так мало книг посвящено многосторонности и силе валидации. Я не мог не поделиться своим богатством с людьми.

Для кого эта книга

Для всех, кто интересуется темой эмоционального интеллекта, кто хочет научиться лучше понимать людей и выработать навыки активного слушания.

Об авторе

Майкл Соренсен — специалист в области маркетинга днем и увлеченный читатель, исследователь и фанат саморазвития ночью. Он ищет лучшие принципы и практики для обретения насыщенной, приятной и полноценной жизни. Майкл постоянно экспериментирует с новыми идеями, чтобы определить самые эффективные из них. После нескольких лет работы с коучами, психологами и руководителями (а также прочтения множества мудрых книг о личностном росте) он решил поделиться с другими своими находками, знаниями и открытиями.

Цитаты из книги

Что такое валидация

Результат

Эмоции — это просто эмоции

Посмотреть на человека

Остановитесь на секунду, отпустите любые мысли и постарайтесь увидеть человека перед собой. Поддерживайте зрительный контакт. Признайте, что ваш собеседник — обычный человек со страхами, надеждами, неуверенностью, болью и радостью. Признайте, что его жизнь может быть гораздо сложнее, чем вы думаете.

Пример валидации

Как дела?

Еще

Как научиться слушать людей и улучшить благодаря этому все сферы своей жизни.

Эта книга не об активном слушании.

Между тем о том, чтобы его не только выслушали, а услышали, мечтает каждый человек.

Автор просто и доступно рассказывает о базовой потребности принятия и о том, как валидация — навык признания эмоций собеседника — поможет улучшить взаимоотношения.

Вы узнаете, какую роль играет эмпатия и эмоциональное понимание, чем валидация отличается от рефлексивного слушания, и освоите простую пошаговую методику валидации.

Научиться слушать других и признавать их эмоции — ключевой навык гармоничной жизни, который делает отношения доверительными, а людей вокруг счастливыми. И этот навык нетрудно развить — поможет емкая методика Майкла Соренсена, основанная на сотнях успешных психологических практик.

Три причины познакомиться с обзором:

  • Легко находить выход из эмоционально напряженных ситуаций.
  • Овладеть приемами, помогающими снижать тревогу и вселять чувство уверенности.
  • Научиться признавать эмоции — и окружающих, и собственные.

8 главных мыслей обзора.

2. Нет хороших и плохих чувств — есть только наши интерпретации.

3. Сочувствие дороже советов.

4. Почаще проявляйте любопытство к другим людям.

5. Заведите привычку несколько раз в день ловить себя на настроении и уточнять его.

7. Будьте снисходительны к себе: самосострадание — единственная основа крепких отношений с кем бы то ни было.

8. Валидации много не бывает. Воодушевите собеседника доброй признающей репликой в конце сложного разговора.

Что такое валидация.

Быть услышанным — важнейшее желание каждого из нас.

Оно заложено на самом глубоком, биологическом уровне: социальный IQ отличает людей от других существ, именно способность к коммуникации сформировала человеческий разум.

Стремление понимать, что чувствуют другие люди, — ключевой навык человека как вида.

Психологу достаточно понаблюдать за супружеской парой несколько часов, чтобы с точностью до 94% вынести вердикт о том, сохранится ли брак.

Эти реплики нужны не столько для того, чтобы поговорить о машине или погоде, сколько для того, чтобы почаще чувствовать эмоциональный отклик партнера.

партнеры, которые в скором времени расстались, откликались на такие реплики всего в 33% случаев.

Партнеры же, сохранившие брак, откликались на запросы в 87% случаев.

Поддержание общего эмоционального поляоказалось куда более важным условием крепкого брака, чем возраст и достаток.

Важно также попытаться понять, а потом признать услышанное. В этом — секрет продуктивного общения, и это называется валидацией.

Реагировать на слова собеседника можно двояко.

Допустим, ваш приятель беспокоится насчет предстоящего экзамена. Сравните два ответа:

Оба ли ответа возымеют должную реакцию? Отнюдь. Первый ответ — не что иное, как игнорирование чувств собеседника: вы просто отмахиваетесь от его переживаний. Этот ответ — непризнающий.

В повседневном общении непризнающие и признающие ответы перемешаны, но их полезно различать:

одна проблема с непризнающими ответами:

Но в том, что касается эмоциональной жизни, нет хороших и плохих чувств — есть только наши интерпретации. И уж тем более здесь не работают высказанные в шуточной форме приказы взять себя в руки.

Признающие же ответы дают зеленый свет всем эмоциям. Они позволяют человеку чувствовать то, что он чувствует. Это определяет тактику разговора на сложную тему: тому, кто отважился поделиться с вами наболевшим, важно, чтобы вы просто признали его чувства, — в большинстве случаев это куда важнее конкретного совета. Признающий ответ оказывается тут как нельзя кстати.

(Развиваем эмпатию).

Валидация основана на эмпатии — способности понять и разделить эмоции собеседника.

Некоторым трудно проявлять эмпатию. К счастью, этот навык можно развить с помощью простых приемов.

  • Почаще проявляйте любопытство к другим людям. Что на самом деле произошло в жизни этого человека? Что так повлияло на его реакцию в этом разговоре? Что, если бы это произошло с вами?
  • Посмотрите на собеседника. Звучит слишком просто, но на самом деле большую часть разговора мы устремлены в себя, захвачены собственными переживаниями и очень невнимательны к реакциям собеседника. Всмотритесь в него, обратите внимание на позу, взгляд. Что он может испытывать в данный момент? О чем думает?
  • Вообразите, что ваш собеседник — маленький ребенок. Это не так сложно, в глубине души каждый остается немного ребенком, детские впечатления часто определяют взрослые поступки. Вообразив собеседника четырехлетним малышом, куда легче почувствовать его уязвимость и снизить градус агрессии в сложном разговоре.
  • Больше внимания собственным эмоциям. Распознавать чужие эмоции непросто, если вы не отдаете отчета собственным. Прислушайтесь к себе прямо сейчас: как настроение?

Заведите привычку несколько раз в день ловить себя на настроении и уточнять его.

Признайте, что такие эмоции вполне оправданны.

Чем чаще вы признаете и оправдываете свои эмоции, тем проще будет это делать по отношению к другим.


Мифы про валидацию.

Миф 1. Валидация — только для негативных переживаний.

Равнодушие к позитивным эмоциям близких разрушает отношения еще быстрее, чем открытый негатив.

Всегда ищите возможности похвалить, поддержать успешные начинания добрым словом, и ваши отношения с окружающими улучшатся волшебным образом.

Миф 2. Если я не согласен с собеседником, валидация бесполезна.

Понимать чувства собеседника — не значит разделять его точку зрения.

Если коллега жалуется, что начальник в очередной раз его не повысил, а вы невысокого мнения о способностях коллеги, вы по меньшей мере можете понять его досаду, принять во внимание его опасения, страхи, надежды. Никто из нас не обладает всей полнотой информации по поводу случающихся событий, так что реакция окружающих может быть куда более оправданной, чем кажется на первый взгляд.

Скажите что-то вроде:

Да и убедить собеседника, чтобы он прислушался к вашим словам, можно, только пойдя ему навстречу. Особенно ценна такая тактика на сложных переговорах и при улаживании споров.

Миф 3. Просто повторяйте слова собеседника.

Многие практики осознанного слушания рекомендуют такой прием: если вы будете повторять формулировки собеседника, немного их перефразируя, то добьетесь расположения к себе.

Но расстроенному собеседнику важно быть понятым!

Словом, при валидации требуются более тонкие языковые приемы, и о них рассказывает метод четырех шагов.

Четыре шага к доверительным отношениям.

Этот метод универсален. Последовательность действий не займет больше минуты и может быть быстро доведена до автоматизма.


Шаг 1. Слушайте эмпатически.

Цель такого слушания — в любом диалоге выйти за пределы слов к эмоциям, которые они обозначают. Помогут вышеперечисленные советы по развитию эмпатии: проявляйте любопытство к ситуации, будьте внимательны к собеседнику. Добавьте к ним базовые принципы эмпатического общения.

  • В ходе диалога уточняйте, верно ли вы все понимаете:
  • Ваша заинтересованность в беседе должна быть очевидной.

Исследования показывают: качество разговора, один из участников которого брал в руки телефон или даже просто оставлял его на столе, значительно ухудшалось по сравнению с разговорами, участники которых вовсе не трогали свои телефоны.

  • Будьте на одной волне с собеседником: разделяйте его радость, проявляйте уважение к его печали и волнению. Пассивная реакция на искренние чувства ранит не меньше намеренной критики.
  • Не спешите вмешиваться в ситуацию. Не давайте совета, пока вас об этом не попросят. Как правило, человек хочет выговориться не потому, что ждет конкретной рекомендации, а потому, что нуждается в сочувствующем собеседнике.
  • Не представляйте ситуацию в более негативном ключе, но и не приукрашивайте обстоятельства.


Шаг 2. Признайте чувства собеседника.

Помните про две стороны валидации:

1) вы признаете эмоцию;
2) оправдываете ее.

Они усиливают эффект друг друга.

Если же ситуация вам незнакома, признайте и это — тем самым проявите искренность и уважение к чужим обстоятельствам.

Шаг 3. Предлагайте поддержку, но осторожно.

Как понять, готов ли собеседник получить обратную связь, а не просто хочет поплакаться в жилетку?

  • Прямо спросите, чем вы можете помочь.
  • Спросите, можете ли вы поделиться своим мнением по поводу описанной ситуации.

Обратная связь не должна ранить:


Шаг 4. Вновь признайте чувства собеседника.

Валидации много не бывает.

Какими бы эмоциями человек с вами ни поделился, он решился на нечто важное — открыться вам, и финальный признающий комментарий убедит его в правильности этого решения.

Закончите разговор фразой вроде

Собеседник поймет: теперь он может довериться вам без риска натолкнуться на пренебрежение или равнодушие.


Важный совет напоследок вам самому.

А что, если вы сами нуждаетесь в валидации?

Попросите о ней напрямую!

Разумеется, выбирать в собеседники лучше того, кто знаком с такой практикой общения и склонен к эмпатии.

Кроме того, перечисленные навыки развития эмпатии со временем научат меньше прибегать к внешней валидации и больше полагаться на внутреннюю — признавать свои эмоции и одергивать внутреннего критика, который порой более жесток, чем окружающие.

Самосострадание — именно с этого начинаются здоровые крепкие отношения с кем бы то ни было.

Читайте также: