Пособия для слабовидящих детей в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дидактические пособия для формирования речи слабовидящих и незрячих детей.

Подготовила: Н.Е Кадетова

Детям с нарушениями зрения свойственны как снижение темпа и качества приема и переработки информации, так и ограниченность и неполнота формирования образов и понятий. Поэтому в процессе формирования у таких детей образа предмета или явления следует задействовать как можно больше источников информации разных модальностей.

Список используемой литературы
1. Кулагин ЮЛ. Осязательное восприятие предметов слепыми детьми. М., 1954.
2. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. М.: Город, 1998.
3. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М.: Полиграфсервис, 1998.
4. Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей): ясли-сад-начальная школа. Ч. 1. Детский сад. М.: Город, 2003.
5. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Солнцевой и В.З. Денискиной. М.: Налоговый вестник, 2004.
Орехова Т. Развитие осязательного восприятия и тактильной чувствительности. Использование новых технологий // Дошкольное воспитание, 2013. № 1. С. 84-91

В познании окружающего мира дошкоиками с нарушенным зрением осязание играет особую роль.

Посредством осязания ребенок получает основную информацию о форме, структуре и поверхности предметов. Осязание, иначе — прием и переработка информации, появляющейся в результате активного взаимодействия с окружающей средой, носит активный познавательный характер.

Одновременное использование осязания и неполноценного зрения дает большую полноту восприятия, а также уменьшает время для опознания уже знакомых объектов и создания представлений о незнакомых объектах внешнего мира (Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева).

Исследования (Л.И. Плаксина, B.C. Изотова) показывают также, что включение осязания в зрительное восприятие объектов внешнего мира и поврежденного зрительного анализатора в их осязательное опознание увеличивает правильность узнавания и называния.

Т. ОРЕХОВА, учитель-дефектолог (тифлопедагог), ГОУ-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением зрения № 1125, Москва.

Развитие осязательного восприятия и тактильной чувствительности

Детям с нарушениями зрения свойственны как снижение темпа и качества приема и переработки информации, так и ограниченность и неполнота формирования образов и понятий. Поэтому в процессе формирования у таких детей образа предмета или явления следует задействовать как можно больше источников информации разных модальностей.

Задача тифлопедагога заключается в уточнении и обогащении представлений, формировании целостных, адекватных действительности образов. Он должен научить детей с нарушениями зрения анализировать получаемую от всех анализаторов информацию и объединять ее в единый образ.

С целью развития осязания и мелкой моторики проводятся специальные занятия, часть времени других занятий также используется для организации упражнений или игровых заданий на развитие осязания. Работа строится на основании программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) под редакцией Л.И. Плаксиной [4].

В нашем детском саду в процессе коррекционной работы с дошкольниками с нарушениями зрения вот уже на протяжении более двух лет активно используются игровые пособия, которые помогают подавать материал в оригинальной форме, активизировать умственные и творческие силы воспитанников, оптимизировать воспитательно-образовательный процесс.

Для более эффективного их использования были разработаны и апробированы разнообразные варианты игр, предложены инструкции, доступные детям дошкольного возраста. Работа с каждым пособием строится по принципу от простого к сложному. С каждым новым вариантом содержание игры усложняется, требования к уровню выполнения заданий повышаются, а количество материала увеличивается.

Предлагаем вниманию читателей описание пособий и вариантов тактильных игр с ними.

Пособие 'Пощупай рукой, определи ногой!'

Цель. Развивать осязание, тактильную чувствительность и тактильную память; учить словесно обозначать качественные признаки поверхностей.

Описание пособия. Состоит из семи больших напольных досок с разными поверхностями, десяти деревянных коробок с прямоугольными отверстиями вместо одной из боковой сторон (внутри каждой коробки расположен образец поверхности), десяти круглых вкладышей с аналогичными поверхностями (располагают в углублениях на верхней поверхности коробок) (см. фото 1).

Работа с пособием

пособие для детей с ослабленным зрением

На следующем занятии педагог предлагает ребенку самостоятельно показать гладкую и шершавую поверхность; еще раз проводится осязательное обследование. На третьем занятии обследование и узнавание поверхностей проходят без участия зрения (глаза ребенку закрывают тканевыми очками или повязкой).

Педагог предлагает потрогать поверхность и сказать, какая она на ощупь. Постепенно добавляются новые поверхности. Аналогичным образом строится работа по узнаванию и различению поверхностей ногами. После того как все доски обследованы руками и ногами, вводятся упражнения на соотнесение тактильных ощущений рук и ног.

В младшей группе даются четыре контрастные поверхности: гладкая, шершавая, пушистая, колючая. С детьми этого возраста мы работаем только с большими досками. В средней группе к предыдущим доскам добавляются три оставшиеся и в работу вводятся деревянные коробки с аналогичными поверхностями. В старшей и подготовительной к школе группах для увеличения количества разных поверхностей используем не только семь больших досок, но и десять круглых вкладышей. Вводятся названия поверхностей (меховая, металлическая, пластмассовая, резиновая, поролоновая и т.д.), температурных ощущений (Обе поверхности гладкие, одна теплая на ощупь, а другая холодная).

Пособие 'Определи на ощупь!'

Цель. Развивать осязание, тактильную чувствительность и тактильную память.

Описание пособия. Состоит из шести мешочков (в каждом шесть пар тактильных пластинок-образцов), прямоугольного деревянного ящика (верхняя сторона открывается, одна из боковых поворачивается вокруг своей оси и является наборной панелью, в которую вставляются пластинки-образцы) (см. фото 2).

пособие для слабовидящих детей

Работа с пособием. Можно начинать со средней группы. Детям этого возраста предлагаются пластинки с поверхностями из разных материалов. В старшей группе добавляются наборы с поверхностями из разных тканей и с геометрическими фигурами. В подготовительной к школе группе в работу вводятся металлические решетки, наждачная бумага, числовые карточки.

Пособие 'Что это?'

Цель. Развивать осязание, взаимодействие зрительного и тактильного анализаторов, тактильную память, мелкую моторику, ориентировку в микропространстве, навыки произвольного поведения; учить взаимодействовать друг с другом.

Описание пособия. Оно представляет собой деревянную коробку с низкими стенками, крышка которой сделана в виде рамки с эластичным тканевым экраном. В комплект входят семь фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, человечек, утка, дерево). Чтобы разнообразить и усложнить игру, можно добавлять другие фигуры (см. фото 3).

Работа с пособием

Игра предлагается детям старшей группы. Начинаем работу со зрительно-тактильного обследования фигур, которое проводится следующим образом: симметричные фигуры — обеими руками начиная от верхней средней точки, асимметричные-левой рукой фиксируют начало обследования предмета, правой обводят весь предмет, выделяя его части.

крывает ее экраном и предлагает ребенку рассказать, где расположены фигуры. Игра может проводиться с двумя детьми: один расставляет фигуры, другой ощупывает их и рассказывает, как они расположены.

Пособие 'Пощупай и угадай!'

Цель. Развивать осязание, тактильную чувствительность, тактильную память; учить словесно обозначать качественные признаки поверхностей; развивать навыки взаимодействия.

Описание пособия. Пособие состоит из четырех подставок, на каждую крепятся по девять блоков с различными поверхностями (см. фото 4).

Работа с пособием

развитие тактильной чувствительности

Знакомство с пособием начинается в средней группе. Детям предлагаются четыре поверхности (мягкая, гладкая, шершавая, ребристая). В старшей группе постепенно вводятся остальные блоки.

Пособие 'Подбери пару!'

Цель. Развивать осязание, учить словесно обозначать качественные признаки поверхностей.

Описание пособия. Включает в себя прямоугольную деревянную панель с пятью углублениями для круглых фишек и таким же количеством штырьков для прямоугольных фишек; восемь пар круглых и прямоугольных фишек с разными тактильными поверхностями (см. фото 5).

Работа с пособием

Пособие 'Тактильные таблички'

Цель. Развивать осязание, тактильную чувствительность и тактильную память; учить на ощупь дифференцировать сходные по форме рельефные изображения предметов; формировать навыки сочетанных движений обеих рук.

Описание пособия. Пособие включает в себя десять деревянных табличек, на которые нанесены рельефные изображения предметов. Таблички составляют пары, изображения на которых похожи и окрашены в одинаковый цвет (зонт-гриб, бабочка- рыбка, цветок-солнце, елка-домик, корабль- автомобиль) (см. рис. 6).

Работа с пособием

тактильные таблички

Игра вводится в средней группе. Дети учатся узнавать на ощупь несколько рельефных силуэтных изображений из комплекта. Их (гриб, солнце, елку) легко отличить друг от друга. В старшей группе постепенно в игру вводятся все таблички. Начиная работать с этим пособием, педагог знакомит детей с алгоритмом осязательного обследования рельефных изображений: обеими руками (кончиками пальцев) обвести контур картинки; ладонью провести по всей картинке для закрепления целостного образа и уточнения деталей (например, окошко у корабля, круглое отверстие в середине цветка). Первое знакомство с табличками происходит с участием зрения и при активной помощи педагога.

Пособие 'Зоопарк из Тарамбуко'

Цель. Развивать осязательное и зрительное восприятие, тактильную и зрительную память, умение на ощупь находить одинаковые объекты и соотносить их с соответствующими прорезями.

Описание пособия. Игра состоит из двадцати четырех фигурок различных животных, двенадцати деревянных домиков и двенадцати деревянных крыш. В каждом домике есть прорезь, соответствующая форме одного из животных (см. фото 7).

Работа с пособием

зрительное восприятие

Играть с ним начинают в младшей группе. Малыши разглядывают животных, подбирают им цветную или белую пару, называют цвет. Следующий этап - найти домик для каждого животного и вложить его в прорезь. Ребенок учится зрительно соотносить фигурку с соответствующей прорезью, при необходимости совершать ее разворот, так чтобы она вошла в прорезь. Для этой работы задействуем всех животных, входящих в комплект.

Для тактильного опознания детям младшего возраста предлагаются легкоузнаваемые o6v екты (например, ежик - у него зигзагообразная спинка, колючки; черепаха - гладкая выгнутая спинка-панцирь, слон - длинный хобот, кит - раздвоенный на конце хвост и т.д.). Количество животных для детей младшей группы - шесть-семь.

Для детей среднего дошкольного возраста количество объектов для тактильного узнавания увеличивается до десяти и вводятся три- четыре домика для животных. Фигурки должны быть контрастными, чтобы ребенок справился с узнаванием прорези в домике (например, черепаха, еж, заяц, слон).

Со старшей группы постепенно вводятся домики для всех животных, входящих в комплект.

Пособие 'Мягкие и жесткие кирпичики'

Цель. Развивать кинестетические ощущения; учить определять механические свойства объектов (упругость, твердость), различать и сравнивать мышечные ощущения от взаимодействия с объектами разной степени упругости.

кинестетические ощущения

Описание пособия. В набор входят поролоновые бруски разной степени твердости (упругости), покрытые съемными матерчатыми чехлами красного цвета.

Работа с пособием

Обследовать кирпичики дети могут разными частями тела: руками, ногами, локтями и др. (см. фото 8).

Применение вышеописанных пособий позволяет педагогу решить задачу развития осязания и тактильного восприятия и повышает мотивацию детей. В результате проводимой нами работы представления детей об объектах и предметах окружающего мира уточняются и обогащаются, речь, образная память, ассоциативное мышление развиваются. Они учатся активно взаимодействовать друге другом, проявлять инициативу, самостоятельность.

Предлагаемые игры также развивают у дошкольников с нарушением зрения компенсаторные механизмы, которые позволяют им создавать более полный образ предметов на основе взаимодействия нарушенного зрения и осязания. Наряду с этим дети начинают активно включать осязательное обследование в самостоятельную познавательную деятельность, овладевают эффективным способом обследования предметов - бимануальным (выполняется двумя руками) и повышают культуру процесса осязания.

Большинство наших выпускников обучаются в массовых общеобразовательных школах и гимназиях. Они успешно адаптировались к новым условиям, научились находить общий язык со сверстниками, по уровню своих знаний и представлений об окружающем мире они ни в чем не уступают нормально видящим одноклассникам, а в некоторых случаях и опережают их.

Рекомендуемая литература

  1. 1. Кулагин ЮЛ. Осязательное восприятие предметов слепыми детьми. М., 1954.
  2. 2. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. М.: Город, 1998.
  3. 3. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М.: Полиграфсервис, 1998.
  4. 4. Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей): ясли-сад-начальная школа. Ч. 1. Детский сад. М.: Город, 2003.
  5. 5. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Солнцевой и В.З. Денискиной. М.: Налоговый вестник, 2004.

Орехова Т. Развитие осязательного восприятия и тактильной чувствительности. Использование новых технологий // Дошкольное воспитание, 2013. № 1. С. 84-91.

ВложениеРазмер
Дидактические пособия, игры, тренажёры и оборудование для детей с ОВЗ по зрению 2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Зрительная гимнастика Цель: улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышение эластичности и тонуса глазных мышц и глазодвигательных нервов, снятие переутомления зрительного аппарата, развитие способности к концентрации взгляда на ближних объектах, коррекция функциональных дефектов зрения. Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми является зрительная гимнастика. Зрительная гимнастика проводится не менее 3 раз в день в течение 3-5 минут перед приемом пищи. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. Виды зрительной гимнастики: • по использованию художественного слова гимнастику для глаз можно разделить на 2 вида: по словесным указаниям без стихотворного сопровождения и в стихотворной форме • по использованию дополнительных атрибутов можно выделить 4 вида: - без атрибутов (оборудование не используется ); - с предметами (например, с игрушками или расположенными на стенах картинками ); - с использованием специальных полей (на плакатах изображаются какие-либо цветные фигуры или причудливо перекрещенные линии разных цветов); - с использованием ИКТ (специальные программы, мультимедийные презентации).

Оборудование для групповой и индивидуальной работы с детьми , имеющими ограниченные возможности по зрению - Планшеты для демонстрации дидактических пособий и схем, -фоновые доски для индивидуальной и групповой работы с детьми, имеющими сходящееся и расходящееся косоглазие, - иллюстративный материал для детей с нарушением зрения, -крестовины для демонстрации иллюстративного материала, -подставки , лупы .

Одной из важных потребностей развития ребенка с нарушением зрения является получение им как можно большего количества информации из окружающего мира при помощи всех сохранных органов чувств. Именно через остаточное зрение, слух, осязание, обоняние и вкус ребенок создает себе фундамент для дальнейшего развития – физического и умственного, поэтому наши педагоги ведут целенаправленную работу в этом направлении .

Развитие зрительного восприятия Организация игровой деятельности по развитию зрительного восприятия у детей направлено на активизацию сенсорно-перцептивных, селективных, мнемотических и мыслительных процессов. В процессе выполнения заданий дети анализируют, опознают, описывают , сравнивают изображения, выделяют в них сходные и различительные признаки. Для развития зрительного восприятия используются различные изображения: черно-белые, цветные, контурные, силуэтные, штриховые, зашумлённые.


Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) начальной школы-детского сада для слабовидящих и поздно ослепших детей № 76 города Тюмени

Разепиной Натальи Владимировны

Стаж работы учителем-дефектологом 12 лет


Пособие можно использовать в работе с детьми от 4 лет, имеющими различные нарушения зрения. Оно состоит из отдельных страниц с разнообразными красочными заданиями на развитие мелкой моторики рук и осязания, тактильной чувствительности, цветовосприятия, и соединенных между собой тесьмой. Развязав страницы книги, их можно использовать одновременно с несколькими детьми. На каждую цифру предусмотрено соответствующее количество аналогичных заданий. Все карточки с цифрами на страницах съемные, выполнены из бархатной бумаги на кожаном фоне. Их можно открепить и наощупь изучать или угадывать, перемешать и найти потом место в соответствии с количеством деталей на страницах. Рядом с карточками написаны цифры шрифтом Брайля.

Одна застежка-молния (разъемная).

Цель: учиться застегивать - расстегивать молнию.

Два детских кистевых эспандера (прикреплены на застежках-липучках и привязаны атласными ленточками).

Цель: тренировка мышечного тонуса кисти рук эспандерами, учиться завязывать-развязывать бантики, пользоваться застежками-липучками.

Сжать кольцо поможет нам сила с волей пополам,

Станут пальчики сильнее, а головушка умнее.


Три шнуровки (дом, кораблик, яблоко).

Цель: учиться шнуровать, завязывать шнурки бантиком, наощупь определять фигуру по контуру, считать до 3.


Четыре цветка. Цветы и листья сделаны из разного по фактуре материала (атлас, капрон, вельвет, флис, плюш).

Цель: учиться различать свойства материала наощупь, завязывать-развязывать бантики, считать до 4.


Пять тактильных мешочков (съемных), наполненных горохом, фасолью среднего размера, гречкой, морским песком, бисером.

Цель: учиться определять наощупь и различать содержимое мешочков, пользоваться застежками-липучками, считать до 5, развивать тактильную чувствительность


Шесть геометрических фигур (съемных). Фигуры имеют твердую основу и обтянуты разными по фактуре тканями: джинс, парча, замша, бархат, атлас, фетр.

Цель: развитие тактильной чувствительности, умения определять форму геометрической фигуры и свойства поверхности с помощью осязания, учиться считать до 6.


Семь цветных ребристых карандашей (2М) – 7 цветов радуги. Карандаши вставляются в симметричные отделения (как в школьных пеналах).

Цель: развитие цветовосприятия, координации движений и мелкой моторики, умения пользоваться карандашами (правильный захват, умеренный нажим), учиться выполнять самомассаж пальцев и кистей рук с помощью ребристых предметов (палочек, карандашей), считать до 7.


Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

Восемь лучиков у солнца (сделано из фольги и флиса, прикреплено к странице за середину).

Цель: учиться пользоваться бельевыми прищепками, развивать тактильную чувствительность, различая свойства поверхности с помощью осязания, учиться считать до 8.


Девять дождинок (прикреплены за кольца на плательные крючки). Тучки и дождинки выполнены из двух разных материалов: флис, атлас, и имеют разную длину.

Цель: учиться пользоваться крючками, различать и определять свойства поверхности с помощью осязания, различать детали по длине, учиться считать до 9.


Десять пуговиц (елочных игрушек).

Цель: учиться застегивать и расстегивать пуговицы, считать до 10, развитие цветовосприятия.


  • Найти цифры от 0 до 9.
  • Найти цифры от 9 до 0.
  • Угадать цифру наощупь.
  • Изучить цифру осязательно.


Книга застегивается на пластмассовые карабины.


В пособии максимально использованы виды застежек, с которыми встречаются дети в повседневной жизни: молния, пуговицы, шнурки, липучки, карабины.

К пособию прилагается аннотация и сборник стихов про цифры по Брайлю (для слепых и слабовидящих, умеющих читать).

Ручки учатся считать.

Нам придётся постараться,
Чтобы в цифрах разобраться.
Будем цифры изучать,
А потом начнём считать

Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.

Похожа единица на крючок,
А может, на обломанный сучок.

А вот это цифра два

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

А вот это, посмотри,

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков –

Состоит из двух крючков

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

Ставим стульчик вверх ногами,
И. "четверка" перед нами!

А потом пошла плясать

по бумаге цифра пять.

Руку вправо потянула,

ножку круто изогнула.

Цифра 6 - дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Эта цифра - акробатка:

То шестёрка, то девятка.

Похожа цифра семь на клюшку,

У хоккеиста или старушки.

У восьмёрки два кольца

Без начала и конца.

Мы два бублика сложили,
Цифру "восемь" получили!

Девятка - убедитесь сами-

Похожа на 6 вверх ногами,

Цифра шесть перевернулась
И девяткой обернулась.

Ноль катился по странице

И не значил ничего.

Рядом встала единица.

Сделав 10 из него.

Десять. Это же число!
Ты зачем сюда пришло?
Мы здесь цифры изучали
И тебя совсем не звали!
Есть в тебе один и ноль –
Всё понятно нам с тобой.

И вот все цифры нам знакомы

Теперь ты знаешь? Молодец!

Сочти все пальцы по порядку –

И счёту нашему конец.

Ps: Педагог приняла участие в VIII Всероссийском конкурсе в номинации по изготовлению тактильных ручных изданий для слепых и слабовидящих детей. Ее книга отмечена Почетной грамотой Министерства культуры РФ – РГБС, 2013г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Читайте также: