Критерии оценки школьных музеев
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
(Методический материал для руководителей школьных музеев)
Мельникова Елена Георгиевна
2. Создание школьного музея…………………………………………………….. 5-7
3. Руководство и планирование школьного музея………………………………..7-9
4. Музейная терминология. Основные понятия…………………………………9-10
5. Руководство работой музея…………………………………………………. 10-11
6. Особенности методики подготовки и проведения музейной экскурсии…..11-15
Пояснительная записка
Не зная прошлого,
невозможно понять подлинный смысл
настоящего и цели будущего
(М.Горький)
В условиях модернизации отечественного образования возросла значимость совершенствования воспитательного пространства школы, неотъемлемой частью которого является школьный музей. Школьные музеи традиционно относят к негосударственным музеям, работающим на общественных началах, которые выполняют те же функции, что и государственные. Прежде всего, это хранилище подлинных памятников истории и культуры, природы и техники. В настоящее время музей является и просветительным учреждением, осуществляющим комплектование, учёт, хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры, в которой основой для формирования духовных потребностей служат предметные результаты человеческой деятельности и объекты природы.
Школьный музей – прежде всего действенное средство повышения эффективности обучения и воспитания школьников, образования культурой, средство комплексного формирования всесторонне развитой личности. Но для оптимального использования возможностей школьного музея в учебно-воспитательном процессе необходимо заниматься всеми видами музейной деятельности, обладать знаниями по музееведению, музейной педагогике.
Цель школьного музея – развитие коммуникативной компетентности, исследовательской культуры учащихся, их познавательного интереса и творческих способностей, повышение социальной активности.
Для обеспечения качественной реализации ведущих функций музея, углубления музейно-педагогической деятельности школьного музея необходимо совершенствовать профессиональную компетентность руководителя школьного музея, в целом школьного актива. В данном контексте большое значение имеют изучение теоретических основ музееведения, практическое владение ключевыми музееведческими компетенциями, знание передового музейно-педагогического опыта.
Музей даёт возможность реализовать источниковедческое, информационное сопровождение исследовательской деятельности школьников.
Практико-ориентировочный материал, представленный в пособии, значительно расширит методическое обеспечение функционирования музея, явится основой для подготовки школьного музейного актива, может быть использован в работе кружков на базе музея, при интеграции краеведения и музейной педагогики.
В настоящее время музейную педагогику можно использовать как в пространстве школы, так и в пространстве музея. Это расширяет социальную активность учащихся, усиливает постижение национальных, региональных культурных ценностей.
2. Создание школьного музея.
Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.
Созданию школьного музея предшествует поисково-собирательская работа, оформление собранного материала в тематические выставки и краеведческие уголки, освоение многообразных форм и методов краеведческой и музейной работы, накопление большого фактического и информационного материала, позволяющих, в конечном счёте, создать музей.
Деятельность школьных музеев, так же как и государственных, включает фондовую, экспозиционно-выставочную, массовую и просветительную работу. Однако специфика школьного музея заключается в том, что в его деятельности преобладают образовательно-воспитательные функции. Следует помнить, что без комплектования фондов, без обеспечения сохранности собранной коллекции невозможно построить экспозицию музея, подготовить лекцию или экскурсию, музейный урок.
Музей – это средство формирования духовно-ориентированных потребностей личности в условиях интеграции образования и культуры. Но для эффективного использования возможностей музея в воспитательном пространстве школы необходимо качественно реализовать все виды музейной деятельности, совершенствовать знания по музееведению, музейной педагогике.
Школьные музеи создаются в процессе краеведческой деятельности коллективов педагогов и учащихся в образовательных учреждениях. Созданию школьных музеев обычно предшествует образование краеведческих кабинетов, уголков, комнат и т.п. Школьный музей может рассматриваться как самостоятельная форма организации туристско-краеведческой деятельности
в учреждениях образования, так и в структуре иных творческих объединений: научное общество учащихся, поисково-собирательский клуб и др.
Совет музея на своих заседаниях решает вопросы включения памятников истории, культуры и природы в фонды музея, поступивших в процессе комплектования, при участии в этой работе специалистов из государственных музеев, архивов и других научных учреждений, рассматривает и утверждает перспективные и календарные планы работы, тематико-экспозиционные планы, заслушивает отчёты поисковых групп, обсуждает основные вопросы деятельности музея. Он организует подготовку экскурсоводов, лекторов, учёбу актива.
Важным моментом в создании музея является определение его профиля. Он зависит от социального заказа (потребности социума), от педагогических
традиций коллектива, от Программы развития образовательного учреждения; от уровня профессионализма кадров, наличия материальной базы.
Большинство музееведов, педагогов, руководителей школьных музеев подчёркивают:
должны остаться критерии оценки его деятельности и сегодня;
2) школьный музей актуален тогда, когда он не стремится походить на классическое музейное учреждение. В этом музее ценность музейного предмета определяется его образовательным назначением;
4) его специфика в том, что он входит в структуру школы, отвечает её потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются, во-первых, степенью включённости в его работу учащихся той или иной школы (по возможности – всех учащихся, а не только членов актива музея) и, во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе (не только учителями-энтузиастами, а всем педагогическим коллективом).
Полноценное функционирование школьного музея возможно при наличии:
нормативно-правовых документов (Положение о музее, Устав музея);
отдельного помещения, в котором обеспечена сохранность предметов от порчи и хищения;
актива учащихся, способных осуществлять систематическую поисковую, экспозиционную, фондовую, культурно-образовательную работу;
руководителя-педагога, имеющего музейно-педагогический стаж;
экспозиции, отвечающей по содержанию и оформлению, современным требованиям;
помощи администрации, коллектива школы, Совета музея.
3. Руководство и планирование школьного музея.
Профиль школьного музея определяется характером имеющихся коллекций, памятников истории, культуры и природы.
Школьные музеи могут иметь профили: исторический (музеи боевой славы, трудовой славы, истории школы, села, интернациональной дружбы, этнографические, археологические и т. д.), комплексный краеведческий, естественнонаучный, музыкальный, театральный и др.
Школьные музеи, создаваемые в память о выдающемся событии или лице, расположенные на месте события или в памятном здании, независимо от профиля, являются мемориальными.
Весь собранный материал составляет фонды музея и учитывается в инвентарной книге, заверенной управлением образования.
Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники истории, культуры и природы) и вспомогательный (схемы, диаграммы, копии, муляжи и т. п.).
Ответственность за организацию сохранности фондов музея несет директор образовательного учреждения, в котором функционирует музей (приказ Министерства Образования Российской Федерации от 12.03 2003, пункт 6.3).
Памятники истории и культуры, имеющие особое научно-историческое или художественное значение, включая ордена и медали, а также предметы, сохранность которых не может быть обеспечена школьным музеем, должны быть переданы на хранение в соответствующий государственный музей, либо вообще не могут быть включены в фонды музея. (Хранение взрывоопасных предметов в школьных музеях категорически запрещается).
В случае прекращения деятельности школьного музея вопрос о передаче его фондов как в государственные, так и в общественные музеи решается органами управления образованием и органами культуры и оформляется соответствующим приказом.
4. Музейная терминология. Основные понятия.
Школьный музей – обобщающее название формирований музейного типа, функционирующих в образовательных учреждениях Российской Федерации независимо от формы собственности и являющихся их структурными подразделениями.
Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, видом науки или искусства.
Комплектование музейных фондов – направление музейной деятельности, включающее в себя комплекс мероприятий по разработке и реализации конкретных программ сбора музейных материалов.
Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.
Фонд музея – организационная совокупность музейных предметов (коллекций), зафиксированная в инвентарной книге музея.
Экспонат музея – музейный предмет, выставленный на обозрение в экспозиции музея.
Экспозиция музея – коллекция музейных предметов (экспонатов), организованная с помощью архитектурно-художественных средств и выставленная на обозрение в музее.
Музейная выставка – экспозиция по материалам музея, имеющая, как правило, временный характер или периодически сменяющийся состав экспонатов.
Исследовательская работа – направление краеведческой и иной деятельности, заключающееся в получении новых знаний и конкретных материалов в соответствии с профилем и тематикой музея.
Методическая работа – направление музейной деятельности, связанное с разработкой, выявлением, описанием и внедрением методов и приемов, направленных на использование материалов музея в образовательном процессе и культурно-просветительной деятельности.
Просветительная работа – направление музейной деятельности, предусматривающее реализацию образовательной функции в ходе работы с различными категориями посетителей как в самом музее, так и за его пределами.
Издательская деятельность – направление музейной деятельности, связанное с подготовкой и распространением печатной и сувенирной продукции музея.
5. Руководство работой музея.
Работа школьного музея организуется на основе самоуправления. Руководит ею совет, избираемый на собрании актива музея. Его количественный состав определяется характером и объемом работы школьного музея. Педагогическое руководство работой актива музея осуществляет учитель, назначенный приказом директора образовательного учреждения.
Совет музея на своих заседаниях решает вопросы включения в фонды музея поступивших в процессе комплектования памятников истории, культуры и природы при участии в этой работе специалистов из государственных музеев, архивов и других научных учреждений, рассматривает и утверждает перспективные и календарные планы работы, тематико-экспозиционные планы, заслушивает отчеты поисковых групп, обсуждает основные вопросы деятельности музея. Он организует подготовку экскурсоводов, лекторов, учебу актива.
В целях организации работы музея из числа его активистов могут создаваться группы во главе с членами совета музея: поисковая, переписки, фондовая (по обработке фондов), экскурсионная, лекторская, экспозиционная или художественно-оформительская и др.
В помощь музею может быть создан совет содействия. В его состав входят учителя, представители государственных музеев, архивов, местных отделений обществ охраны памятников истории и культуры, охраны природы, ветераны войны и труда, родители и др.
Общее руководство и контроль за деятельностью школьных музеев осуществляют районные (городские) методические кабинеты, внешкольные учреждения. Учет школьных музеев ведут Станции и Центры детского и юношеского туризма.
Методическую помощь школьным музеям оказывают государственные музеи, архивы, Станции и Центры детского и юношеского туризма.
6. Особенности методики подготовки и проведения музейной экскурсии.
Главными этапами в подготовке музейной экскурсии являются ознакомление с экспозициями и фондами музеев по теме, отбор и детальное изучение объектов экскурсионного показа и источников, составление маршрута, написание контрольного текста и методической разработки, определение методических приемов.
Цель музейной экскурсии должна быть достаточно узкой, но конкретной и достижимой ("вызвать интерес…", "содействовать воспитанию…", "сообщить знания…").
В музейной практике экскурсии также подразделяются на обзорные, тематические и специализированные.
Обзорные экскурсии - дают общее представление о музее и сведения об истории музея .
Тематические экскурсии, как правило, имеют ряд вариантов:
- на темы, охватывающие несколько исторических периодов (или залов, соответствующих основным проблемам экспозиции);
- на темы об отдельных исторических периодах или событиях, дающие характеристику жизни и деятельности отдельного лица, коллектива.
Специализированные экскурсии строятся на материале исторических экспозиций для освещения тем и проблем других дисциплин. Например, искусствоведческие, литературные экскурсии в историческом музее (исторический фон литературных произведений, литературные герои и их исторические прототипы). Такие экскурсии увеличивают масштаб деятельности музея, привлекают к нему новые контингенты посетителей.
Тема музейной экскурсии , являясь стержнем, который соединяет все объекты показа в единое целое, предопределяется профилем музея, в других случаях - может зависеть от общей темы городской экскурсии (когда музей или его раздел - часть такой экскурсии).
При подготовке экскурсии по музею необходимо исходить из того, насколько доходчива и универсальна экспозиция. Музейной экспозицией называют целенаправленный показ не предметов самих по себе, а предметов "музеефицированных", дающих экскурсанту разнообразную информацию, предметов, "конструирующих" контакт с отраженными в них событиями, явлениями. В основе музейной экспозиции должна лежать концепция определяющая содержание экспозиции, принципы отбора предметов и их группировку, композицию, интерпретацию и обосновывать требования к художественным решениям оформления. На экскурсии нельзя нарушать логику построения композиции показом второстепенных предметов. Поэтому, при подготовке
экскурсии надо обязательно узнать и изучить метод построения экспозиции, зафиксировать внимание на группировке материалов (предметов). Так как часто, выставленные в музее предметы как бы вступают во взаимодействие, все вместе способствуя выявлению заключенной в них информации.
Содержание музейной экспозиции, от которой зависит структура и объем экскурсии, выбор методических приемов, оказывает прямое влияние на ход подготовки экскурсии.
Отбор и изучение объектов показа - узловой момент подготовки музейной экскурсии. Задача членов творческой группы облегчается тем, что объекты показа - предметы экспозиции - уже изучены и оценены с научной точки зрения. Поэтому при отборе объектов показа рекомендуются следующие показатели:
- познавательная ценность , то есть связь объекта с конкретным историческим событием, историческим деятелем;
- известность (популярность) объекта , его необычность или уникальность;
- выразительность объекта , то есть его взаимодействие с фоном, окружающей его музейной средой.
В целом музейным экспонатам свойственна та особенность, что они оторваны от места своего естественного нахождения и изолированно помещены в музейный зал.
Маршрут музейной экскурсии имеет свою своеобразную заданность, свои стандарты. Он должен отвечать основной идее композиции, проходить по ее "фарватеру", не выходя на второстепенные линии.
Применение "портфеля экскурсовода" в музейной экскурсии почти утрачивает надобность, зато ее результативность находится в прямой зависимости от использования методических приемов показа и рассказа.
Основными приемами рассказа экскурсовода в музейной экскурсии являются приемы реконструкции и комментирования . Это объясняется тем, что музейные предметы помещены в залах вне их естественной среды.
Прием реконструкции требует от экскурсовода мастерского изложения фактов, посредством его надо добиваться, чтобы экскурсанты "увидели" эпоху, события. Экскурсовод должен и сам "видеть" то событие, которое он описывает, иначе его рассказ будет напоминать неуместную на экскурсии декламацию, а не яркую, насыщенную красками картину. Большое значение в рассказе - реконструкции имеет привлечение "немых" свидетелей событий - деталей объекта (экспоната), оживляют речь короткие цитаты.
Комментирование используется в качестве пояснений к экспонатам.
Из приемов показа на музейных экскурсиях наиболее успешно применение предварительного и самостоятельного осмотра, паузы . Пауза обычно применяется при показе подлинников, когда объект (экспонат) сохранен в первозданном виде или имеет эстетические достоинства. Закончив показ и рассказ, целесообразно предоставить экскурсантам 2-3 мин для самостоятельного осмотра.
Правильное соотношение показа и рассказа, а также их приемов, как и в любой экскурсии, является условием высокой эффективности экскурсии в музее.
Требования к контрольному тексту и методической разработке музейной экскурсии традиционны, и останавливаться на них еще раз не имеет смысла.
Исходя из вышеизложенного, в методике подготовки и проведения музейных экскурсий можно выделить следующие особенности:
1. Насыщенность экскурсий изученными и атрибутированными объектами показа
2. Особое воздействие музейной среды на познавательные интересы экскурсантов, способствующей на всестороннее их развитие.
3. Выстраивание экскурсии в основном на источниковой базе музея (экспозиции, фонды, литература).
4. Отсутствие, как правило, "портфеля экскурсовода" на экскурсии.
5. Активное использование движения как методического приема, позволяющего выявить наиболее характерные стороны и детали экспозиции и отдельных экспонатов.
[i] О/Д – О – обязательный критерий; Д – дополнительный критерий.
[ii] - С – документация/деятельность необходимая для сертификации.
[iii] - А – документация/деятельность, учитывающая при аттестации педагога-организатора по портфолио.
Дополнение к содержанию аттестации музейных работников.
С целью отступить от формального отношения к должностным инструкциям руководителя музея предлагаем:
2. Учитывать количество задействованных в работе с посетителями музея форм культуры.
3. Работать с анкетой освоенных и необходимых к освоению ценностей.
4. Кроме того, необходимо разработать критерии для саморазвития педагога с использованием учебно-методических материалов, учебных семинаров и курсов.
Количество посетителей экспозиций и выставок по результатам Ежемесячный доклад руководителю учреждения в форме таблицы.
С 1 сентября по 1 декабря
До 50 человек -5 баллов
От 50-70 – 6 баллов
От 70 до 100 – 7 баллов
Количество вновь поступивших,музейных предметов, прошедших регистрацию в инвентарных книгах фондов.
1 предмет – 5 баллов.
Непрерывный стаж работы в должности
От 2 до 5 лет 1балл
От 6 до 10 лет 2 балла
От 11 до 20 лет 3 балла
Свыше 20 лет 4 балла
Качественное ведение документации, своевременное
предоставление отчетов и т.п.
Наличие благодарностей, грамот за отчетный период 3 балла
Обучение, курсы, семинары 3 балла
Обучение согласно плана повышения квалификации 2 балла
Проведение мастер - классов, открытых уроков,
выступления на конференциях, семинарах.
Проведение мастер-классов, открытых уроков на
городском уровне 5 балла
Проведение мастер-классов, открытых уроков на
школьном уровне 3 балла
Выступления на педсоветах, семинарах 2 балла
Наличие плана работы с обучающимися и его
Успешность реализации плана работы 7 баллов
Создание электронной базы данных предметов музея.
Наличие и обновление информации о работе музея на официальном сайте школы.
Сотрудничество с другими музеями.
Экскурсии – 3 балла
Посещение музея школы № 60 учениками из других учреждений – 10 баллов.
Ремонтные работы в имузее.
Проверил ____________________________________ Дата _________________________
Читайте также: