Креативная гимнастика в детском саду

Обновлено: 26.06.2024

Автор: Мишенина Елена Сергеевга
Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учетом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма , овладение ребенком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях в хореографии.

Автор: Мишенина Елена Сергеевга

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 195 города Кемерово

для детей младшего дошкольного возраста

Хореограф Мишенина Елена Сергеевна ,

mobil 86@ mail . ru

1.Пояснительная записка 2.Содержание программы 3.Учебно-тематический план

4.Календарно-тематическое планирование работы с детьми дошкольного возраста 3-4 года 5.Методы и формы образовательной деятельности

6.Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребенка. 7.Список литературы

Программа рассчитана на один учебный год, реализуется в форме кружковой работы, кружок по игроритмике охватывает детей 3-4 лет младшей группы. Содержание программы взаимосвязанно с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. Численный состав групп 15 человек. Режим проведения занятий 2 раза в неделю по 20 – 30 минут. Таким образом, образовательная программа рассчитана на 57 занятий

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

В настоящее время существуют много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных - это танцевально-ритмическая гимнастика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность - в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

Возможности применения упражнений танцевально - ритмической гимнастики довольно широки и под умелым руководством педагога могут быть использованы в дошкольных учреждениях. В этой связи актуальной становится проблема разработки программы по физическому воспитанию для дошкольных учреждений с использованием нетрадиционных эффективных разнообразных форм, средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей.

В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально- ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.

Игротанцы направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость занимающимся. В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и такие танцевальные формы, как историко-бытовой, народный, бальный, современный и ритмический танцы.

Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.

радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Так, в танцевально- ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Раздел креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные задания.

Игровой метод придает учебно - воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Построение занятия. Содержание программы представлено поурочным планированием учебного материала. В большинстве своем каждый урок рассчитан на два занятия, например: 1-2; 3-4; 5-6 и т. д. Уроки составляются согласно педагогическим принципам, по своему содержанию должны соответствовать возрастным особенностям и физическим возможностям занимающихся.

Учебный материал в них распределяется согласно принципу возрастания и чередования нагрузки. Согласно требованиям по физическому и музыкально-ритмическому воспитанию ребенка, уроки с первого по четвертый год обучения в целом составляют единую систему обучения и отвечают современным требованиям к технологии построения и проведения учебных занятий.

Структура уроков по танцевально-игровой гимнастике - общепринятая. Каждый урок состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Деление урока на части относительно. Каждый урок - это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.

Подготовительная часть занятия занимает от 5 до 15% общего времени и зависит от решения основных задач. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка - его центральную нервную систему, различные функции - к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.

Для решения задач подготовительной части занятия в поурочном планировании представлены следующие средства танцевально - игровой гимнастики: игрогимнастика (строевые, общеразвивающие упражнения); игроритмика, музыкально-подвижные игры малой интенсивности,

игры на внимание, игротанцы (танцевальные шаги, элементы хореографии, ритмические танцы – несложные по координации или хорошо изученные), а также упражнения танцевально-ритмической гимнастики, отвечающие задачам подготовительной части урока.

Основная часть занятия длится от 70% до 85% общего времени. В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идет основная

работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливости и др.

На этой стадии дается большой объем знаний, развивающих творческие способности детей, достигается оптимальный уровень физической нагрузки. В основную часть урока могут входить все средства танцевально- игровой гимнастики: ритмические и бальные танцы, игропластика, креативная гимнастика и др.

Заключительная часть занятия длится от 3% до 7% общего времени. В том случае если в основной части занятия имеет место большая физическая нагрузка, время заключительной части увеличивается. Это создает условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей. В заключительной части урока используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, игровой самомассаж. Если урок направлен преимущественно на разучивание нового материала и требует от детей максимального внимания, то необходима эмоциональная разрядка. В этом случае в заключительной части следует проводить музыкально-подвижные игры малой интенсивности (ходьба с речитативом, с песней, полюбившиеся детям ритмические танцы

и другие задания).

Цель: Содействие всестороннему развитию личности средствами танцевально – игровой гимнастики, развитию организма ребёнка, совершенствованию его отдельных органов и систем, укреплению здоровья детей.

способствовать развитию чувства ритма и двигательных способностей ребёнка, позволяющих

красиво и координационно выполнять движения под музыку, соответственно её характеру,


1.2. Актуальность.

Ежегодно в дошкольные учреждения поступает всё больше детей со слабым физическим (а следовательно, и психическим и умственным) развитием.

Ученые доказали, что физическое развитие ребенка – неотъемлемая составляющая развития его личности, в целом, а физическая активность – один из этапов его адаптации к социуму.

Дети младшего дошкольного возраста, ещё не утратившие желание и стремление к двигательной активности, особо нуждаются в правильном руководстве. Этот возраст является наиболее сенситивным к привитию любви и потребности к здоровому образу жизни и физкультуре.

Ведущим видом деятельности в младшем дошкольном возрасте является игра, а лучшим средством не только развития физических качеств, но и укрепления здоровья считается фитнес. Следовательно, данная программа разработана на основе подвижных игр, различных форм детского фитнеса и здоровьесберегающей гимнастики.

Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, отвечающая их жизненно важным потребностям. Игра занимает важнейшее место в жизни малыша и является главным средством воспитания и оздоровления. Подвижные игры благоприятно влияют на весь организм ребёнка в целом. Радость и удовольствие сопровождают интересную, активную и доступную для ребёнка игру, она захватывает малыша, оказывая положительное влияние на общее физическое и умственное развитие.

1.3. Цель и задачи программы

Цель: на основе комплексного использования факторов физического воспитания, заложить фундамент гармоничного физического развития и всестороннего совершенствования физических способностей ребенка; содействовать адаптации дошкольников к детскому саду.

Задачи:

* Развитие творческого воображения и фантазии.

* Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции.

*Развитие физических качеств (быстроты, силы, гибкости, ловкости, выносливости)

* Развитие координации, умения ориентироваться в пространстве.

* Обогащение двигательного опыта

* Воспитание умения сопереживать.

* Воспитание умения вести себя в группе во время движения.

* Формирование чувства такта, культурных привычек в процессе группового общения.

* Развитие мышления, воображения, находчивости и познавательной активности.

Занятия включают в себя:

Игровые упражнения, подражательного характера (под музыку, сказки..)

Нестандартные упражнения, специальные задания, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы

Логоритмика; упражнения на развитие мелкой моторики; дыхательные упражнения; релаксация

Упражнения с фитбол-мячами

1.4. Организация процесса.

Целевая аудитория: программа рассчитана на детей в возрасте от3 до 5 лет.

Продолжительность программы и периодичность занятий: программа рассчитана на один учебный год. Общее количество часов в год – 44 ч. 25 мин. Продолжительность занятий– 45 мин.

Периодичность занятий – 2 раза в неделю после дневного сна.

  1. Подготовительная часть: различного вида ходьба и бег в игровой форме, разученные подвижные и малоподвижные игры.
  2. Основная часть: игровые упражнения, подражательного характера (под музыку, сказки); нестандартные упражнения, специальные задания, направленные на развитие выдумки, творческой инициатив; логоритмика; упражнения на развитие мелкой моторики; фитбол-гимнастика.
  3. Заключительная часть: малоподвижные игры, упражнения на релаксацию; пальчиковая гимнастика; дыхательные упражнения.

Часть занятия проводится по подгруппам (1 подгруппа – дети 3-4 лет, 2 подгруппа – дети 4-5 лет).

Программа включает в себя широкое использование стихов песен и сказок. В процессе занятий дети учатся не просто выполнять задания, построенные на сюжете сказки, песни или стиха, а самостоятельно придумывать движения и обыгрывать сюжеты. Параллельно ребята знакомятся с новыми движениями и закрепляют физические качества, координационные способности, учатся слушать музыку и выполнять в соответствии с текстом и мелодией различные упражнения.

1.5.Принципы программы

Принцип научности предполагает подкрепление всех мероприятий научно обоснованными и практически ап­робированными методиками.

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания пред­полагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особеннос­ти ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствова­ния умений и навыков, построения двигательного режима.

Принцип доступности позволяет исключить вредные послед­ствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

Принцип успешности заключается в том, что ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата физкультурно-оздоровительной работы.

Принцип гуманизма определяет общий характер отношений воспитателя и воспитанников. Ребенок определяется главной ценностью со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями.

Принцип гуманизации включает оказание помощи в становлении личности ребенка, саморазвитии, смягчение напряженности, восстановление экологии человека, его душевного равновесия.

Принцип целостности и единства определяет внутреннюю неразрывность содержания и средств его представления. Человек – целостная система с единством психофизического, социального и духовно-нравственного компонентов, воздействующих друг на друга.

В процессе воспитания здоровой личности как исходные требования необходимо применять также принципы лечебной педагогики: принцип оптимизма, принцип активной жизненной позиции, принцип преемственности, принцип индивидуально-личностного подхода, принцип непрерывности.

1.6. Сведения о программах:

II.Планируемый результат

- открытый показ организованной деятельности по дополнительному

образованию для родителей и педагогов;

- мониторинг достижения детьми планируемых результатов.

2.1.Целевые ориентиры

- появление в двигательном активе детей новых умений и навыков;

- развитие физических качеств;

- повышение уровня координационных способностей и умения ориентироваться в пространстве;

- улучшение качества психических процессов: внимания, быстроты реакции, памяти, воображения, мышления.

- развитие эмоциональной сферы, нравственно-волевых черт, коммуникативных способностей

2.2.Мониторинг

Форма оценивания результатов

- тестирование и наблюдение – проводится 2 раза в год: в начале года (первичное) и итоговое (в конце учебного года). Данные тестирования заносятся в таблицу

Фамилия и имя ребёнка

Фитбол-тест

Разыгрывание сказки

(появление в двигательном активе детей новых умений и навыков, повышение уровня координационных способностей и умения ориентироваться в пространстве; улучшение качества психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления)

Перекладывание карандашей при помощи стопы с пола в коробку

(развитие мелкой моторики, ловкости)

Прохождение полосы препятствий

(пройти по балансировочной дорожке, пробежать змейкой, перепрыгнуть через фишки)

Наблюдение

Удержание равновесия, сидя на мяче

(развитие координационных способностей)

Выполнение базовых элементов на фитболе

(развитие физических качеств, развитие координационных способностей, появление в двигательном активе детей новых умений и навыков;

Фитбол-тест.

Фитбол-тест – удержание равновесия сидя на мяче. Выполняется индивидуально с каждым ребёнком при страховке взрослого. При выполнении теста необходимо следить за сохранением ребёнком правильной осанки.

Высокий уровень – ребёнок, сидя на мяче может оторвать от пола ногу (поочерёдно - правую, а затем левую) и зафиксировать положение на несколько секунд;

Средний уровень – ребёнок может поднять с пола ногу, но не может зафиксировать положение, или фиксирует положение, подняв одну ногу;

Низкий уровень - ребёнок может с пола только одну ногу и не может зафиксировать положение.

Выполнение базовых элементов на фитболе.

Высокий уровень. Ребенок знает и выполняет все упражнения самостоятельно, с интересом, четко и уверенно.

Средний уровень. Ребенок знает и выполняет упражнения, но требуется некоторая помощь взрослого, движения неуверенные, скованные, требуют тренировки.

Низкий уровень. Ребенок плохо ориентируется в базовых упражнениях, выполняет основные элементы только по показу взрослого, движения неуверенные, скованные.

Разыгрывание сказки

Сказка разыгрывается с небольшой группой детей (до 5 человек). Сюжет и движения дети придумывают вместе с руководителем.

Высокий уровень. Ребенок сам предлагает развитие сюжета сказки и новые действия; все движения уверенные; ребёнок хорошо ориентируется в пространстве.

Средний уровень. Ребенок может развить сюжет только при помощи руководителя, новых действий не предлагает – пользуется показанными ранее; движения уверенные; неплохо ориентируется в пространстве.

Низкий уровень. Ребенок может только повторять за руководителем и другими детьми, сам ничего не предлагает; движения неуверенные4 плохо ориентируется в пространстве.

Перекладывание карандашей при помощи стопы с пола в коробку

Необходимо при помощи стопы (зажав карандаш пальцами) переложить 4 карандаша в коробку.

Высокий уровень. Ребенок спокойно перекладывает 3-4 карандаша

Средний уровень. Ребенок спокойно перекладывает 1- 2 карандаша, 3 – с трудом.

Низкий уровень. Ребенок не может переложить ни одного карандаша

Прохождение полосы препятствий

(пройти по балансировочной дорожке, пробежать змейкой, перепрыгнуть через фишки)

Оценивается прохождение каждого этапа полосы препятствий.

Высокий уровень. Ребенок спокойно преодолевает участок.

Средний уровень. Ребенок преодолевает участок с небольшими ошибками

Низкий уровень. Ребенок испытывает трудности при прохождении участка.

Оценка уровня развития в процессе наблюдения

Высокий уровень: ребенок при показе правильно выполняет упражнения, знает их последовательность; движения четкие и правильные; движения рук и ног скоординированы; развито чувство равновесия; изменяет движения в соответствии со сменой темпа музыки; проявляет самостоятельность и творчество (эмоции) при выполнении упражнений;

Средний уровень: ребенок требует повтора показа упражнений несколько раз, делает ошибки в последовательности упражнений; движения недостаточно четкие; делает ошибки в координации рук и ног; иногда теряет чувство равновесия; иногда изменяет движения в соответствии со сменой темпа музыки; иногда проявляет самостоятельность и творчество (эмоции) при выполнении упражнений;

Низкий уровень: ребенок выполняет движения только с помощью взрослого; координация движений рук и ног нарушена; не развито чувство равновесия; не изменяет движения в соответствии со сменой темпа музыки; не проявляет самостоятельность и творчество (эмоции) при выполнении упражнений;

III. Содержательный раздел

2.1.Проектирование образовательного процесса

В работе необходимо использовать следующие методические приемы:

- показ образца выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет;

- выразительное исполнение движений под музыку;

- словесное пояснение выполнения движения;

- внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его

Методические приемы варьируются в зависимости от используемого материала (игра, упражнения, разминка и т.д.), его содержания, этапа разучивания материала, индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы направлены на то, чтобы деятельность малышей была исполнительной и творческой.

Звероаэробика.

Звероаэробика – это упражнения подражательного характера. Занятия, на которых дети имитируют движения животных. В процессе звероаэробики ребята запоминают названия животных, птиц, пресмыкающихся, слышат их голоса – одним словом, расширяют свой кругозор! Звероаэробика – это не просто двигательная активность, но и развитие фантазии, памяти, воображения, речи.

Креативная гимнастика.

Это нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы. благодаря этим упражнениям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощённости.

Фитбол-гимнастика.

Цель: Развивать физические качества и укреплять здоровье детей.

  1. Улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя.
  2. Стимуляция развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности.
  3. Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки.
  4. Улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
  5. Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития.
  1. Развитие двигательных качеств.
  2. Обучение основным двигательным действиям.
  3. Развитие и совершенствование координации движений и равновесия
  1. Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и игах.
  1. Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и расправленные плечи, выпрямленную спину, подтянутый живот.
  2. Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие — либо острые предметы, которые могут повредить ребёнку или мяч.
  3. На детях должна быть удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользкая обувь.
  4. Начинать с простых исходных положений и упражнений, постепенно переходя к более сложным.
  5. Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.
  6. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины.
  7. При выполнении упражнений лёжа на мяче, не задерживать дыхание.
  8. Выполняя на мяче упражнения лёжа на животе или на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию.
  9. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.
  10. Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными возможностями детей.
  11. Следить за техникой выполнения упражнений и учить самостраховке на занятии с мячами.
  12. На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.
  13. Следует обращать особое внимание на признаки физического неблагополучия ребёнка, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или прекратить на время занятие.

Здоровьесберегающая гимнастика.

Направлена на сохранение и укрепление здоровья.

Упражнения на развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика – это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук, но и ног. Это важно для речевого развития, развития осязательных ощущений, координации движений пальцев и рук (ног), творческих способностей.

Дыхательная гимнастика – помогает улучшить мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом; улучшить работу внутренних органов; тренировать дыхательный аппарат; осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания; повысить защитные силы организма.

2.4.Комплексно—тематическое планирование

Сроки

Кол-во занятий

Краткое содержание занятий

1 неделя октября

Знакомство с преподавателем и залом.

2 и 3 недели октября

4 неделя октября 1 и 2 недели ноября

3 и 4 недели ноября

Задания на развитие мелкой моторики.

1-3 недели декабря

4 неделя декабря

Задания на развитие мелкой моторики

1-3 недели марта

1 и 2 недели апреля

П/и малой подвижности

3 и 4 недели апреля

Гимнастические упражнения с короткими лентами,

4.1.Описание материально-технического обеспечения рабочей программы.

Ребенок выполняет физическое упражнение

Воспитание детей


Успех в жизни в значительной мере зависит от умения человека нестандартно мыслить, находить оригинальные пути разрешения проблем и конфликтов, видеть несколько возможных решений и прогнозировать их последствия.

Поэтому, если мы хотим воспитать успешную, счастливую, конкурентоспособную личность, следует с детства развивать ее креативные способности.

Основой полноценного гармоничного развития личности ребенка является его физическое воспитание и общее оздоровление. Специально организованная физкультурно – оздоровительная работа в дошкольном учреждении и семье в определенной мере могут способствовать формированию и развитию творческой личности при условии создания креативности развивающей среды (как в ДОУ, и к и в семье).

Этой цели достигают при взаимодействии взрослого с ребенком: проведение психогимнастики, эмоциональных упражнений; игр для развития воображения, фантазии и тому подобное.

Подвижные игры

Развития креативности в значительной мере способствует игра, поскольку это активная, творческая деятельность, во время которой малыш приобретает опыт, получает много впечатлений, формирует личность. Поэтому следует шире использовать спектр сюжетных игр.

Развивающий потенциал подвижных игр:

  • дают возможность ребенку упражняться в разных видах деятельности – двигательной, игровой, речевой, театрализованной и т.п.;
  • обеспечивают организацию исследовательского поиска;
  • побуждают дошкольников к речевому творчеству,
  • способствуют активизации и развитию логического, образного, абстрактного и креативного мышления.

В то же время подвижные игры дают развивающе – воспитательный эффект только при условии правильного подбора задач согласно возраста детей, уровня их двигательной подготовленности и трудоспособности, времени года, режимного момента (речь идет о ДОУ), соблюдение оптимальных нагрузок.

Пантомимичные игры – импровизации

Развитию детского воображения, наблюдательности, художественной и творческой самодеятельности, креативности способствуют пантомимичные игры – импровизации.

Успех такой игры во многом зависит от способности педагога к творческому сотрудничеству с детьми, его личностных качеств. Взрослый должен взять на себя роль организатора и ведущего и параллельно комментатора игровых действий.

Фольклор во время физического воспитания

Оживить и разнообразить физкультурные занятия, способствовать творчески – двигательной инициативе детей помогает использование фольклора. Это могут быть малые формы фольклорного творчества или же отдельные сюжетные линии, мотивы, персонажи.

Благодаря тому, что образы – персонажи хорошо известны и понятны, детям лучше удается имитировать их движения, поведение, а педагогу, соответственно, организовать упражнения.

Типы фольклорных физкультурных занятий

  • подвижно – творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества;
  • сюжетные физкультурные занятия (в условиях ДОУ);
  • театрализованные физкультурные занятия.

Креативные упражнения для ног

Хождение босиком и разнообразные упражнения для стопы издревле были естественными методами закаливания и оздоровления.

Современные исследователи объясняют это тем, что на стопе находится большое количество нервных окончаний, которые влияют на энергообмен, а тренировки мелкой моторики пальцев ног способствует также развитию соответствующих участков головного мозга.

Для гиперактивных детей, которые нуждаются в большем числе движения, гимнастика для пальцев ног улучшает телесную самоорганизацию.

Подвижная психогимнастика

Упражнения психогимнастики учат управлять своим внутренним состоянием, развивают эмоциональную сферу, вызывают у малышей яркие чувства, способствуют воспитанию эмпатии, побуждая ребенка воссоздать образ предмета или явления в движениях, наделить его определенным характером, чувством, настроением.

Я – солнышко. Я просыпаюсь. Умываюсь. Расчесываю свои лучи и поднимаюсь медленно и торжественно. Я – большой шар. Я наполнено теплом и светом. Я – большое солнышко. Я подарю свое тепло всем: небу, облакам, рекам, деревьям, цветам и людям.

Воспитатель импровизирует движения. Дети повторяют их, фантазируют сами. Необходимо всячески поощрять творческие движения малышей в различных возрастных группах.

Познавательный компонент в физической деятельности

Одним из средств оптимизации процесса физического воспитания и развития творческой личности является активизация познавательного компонента физической деятельности ребенка.

Наиболее эффективно это происходит во время прогулок на лоно природы. Управляемые познавательным процессом и приобретенным двигательным опытом, малыши самостоятельно, согласно сезона, выбирают природный материал для выполнения движений.

Познавательный компонент проявляется и во время несложного экспериментирование, в процессе которого малыши приобретают навыки когнитивного и двигательного опыта общения с объектами и явлениями природы.

Самостоятельная двигательная деятельность детей

Кроме организованных мероприятий нужно создавать условия и выделять время для детской двигательной самодеятельности, в которой полнее раскрываются индивидуальность, склонность малышей к творчеству.

Замечено: бесцельная, на первый взгляд, беготня, бессмысленное бросание предметов является на самом деле способом самовыражения ребенка и подготовки к овладению более сложными движениями.

Благодаря самостоятельным занятиям физическими упражнениями обеспечивают активный двигательный режим дошкольников в течение дня, что способствует развитию такого ценного свойства навыков, как вариативность, то есть гибкость в приспособлении к меняющимся условиям.

Созвучность личности ребенка и взрослого в образовательном процессе является предпосылкой эффективного влияния воспитания на развитие малыша.

Взрослый должен побуждать ребенка к творчеству, создавать соответствующие условия для его личностного развития и самовыражения, а главное – творить вместе с ним.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека креативной гимнастики

Приведенные ниже задания, показывают путь, по которому можно искать и закреплять выразительные приемы создания игрового образа. Взрослый должен внимательно следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении ролей своими друзьями и стремились находить оригинальные движения, мимику.

Дети идут по кругу со словами:

Выбирайте, что хотите.

При проведении игры педагог может предложить одно или несколько заданий:

пройти по камешкам через ручей в качестве любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору;

в качестве любого персонажа подкрадываться к спящему зверю (зайцу, волку, медведю);

ловить бабочку или муху, перевоплотившись в любого персонажа;

изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по – разному.

Выставка картин.

Лучшие картины демонстрируются еще раз, их смотрят все играющие. После этого игра повторяется, но директором и посетителями назначаются другие дети.

Все играющие сидят на стульях по кругу спиной к центру. У водящего стула нет. Среди участников, по желанию, распределяются четыре мелодии: вальс, полька, мазурка и полонез. Звучит одна из выбранных мелодий. Водящая должна двигаться по кругу, воспроизводя мелодию движениями. Следом за ней движутся и выполняют те же движения все, кто выбрал эту мелодию. Мелодия меняется, водящая начинает импровизировать её движениями, и к ней присоединяются те, кто выбрал вторую мелодию, а первые быстро садятся на стулья. Мелодии меняются, а группы поочередно выходят за водящим. Но вот зазвучал марш, под него должны идти все играющие. Вдруг музыка замолкает. Все играющие бегут и занимают стулья. Оставшийся без места становится водящим.

Играющие располагаются по кругу парами в затылок друг к другу (лицом к центру)

Игроки внутри круга- гнезда – ставят руки на пояс,

Игроки наружного круга-птицы – руки на плечи впередистоящим

После этого играющие меняются ролями, и игра начинается сначала.

Выигрывают дети, которые ни разу не были водящими.

Один ребенок волшебник, в руках держит волшебную палочку. Ребенок по очереди подходит к детям и говорит в кого им превратиться. Лучшей фигуре передает волшебную палочку.

Под музыку дети изображают игру со снегом (бросают комочки, катаются на санках, лепят снеговика). При появлении Снежной королевы, дети превращаются в ледяные фигуры.

Читайте также: