Кратность воздухообмена в школах по санпин и снип

Обновлено: 02.07.2024

При разработке проектов Вентиляции очень часто приходится пользоваться таблицами кратности воздухообмена.

Решил собрать их все на одной странице. Так будет удобнее искать кратность воздухообмена в нужном помещении по названию.

Таблицы буду постоянно дополнять. Если вам встретилась ошибка или неточность, то сообщите мне пожалуйста

Кратность воздухообмена в помещении предприятий розничной торговли (магазинов)

Кратность воздухообмена в помещениях предприятий общественного питания

Примечания: 1. Указанные в таблице температуры воздуха в помещениях (кроме охлаждаемых камер) являются расчетными при проектировании систем отопления.

2. В буфетах, барах, коктейль-холлах, банкетных залах, размещаемых в отдельных помещениях, принимается кратность воздуха минус 3.

3. Указанные в таблице температуры воздуха в охлаждаемых камерах поддерживаются круглосуточно в течение всего года. В камерах для одновременного хранения мяса и рыбы или мясных, рыбных полуфабрикатов принимать температуры ±0 °С; для овощных полуфабрикатов +2 °С; для хранения всех продуктов (1 камера в предприятии) ±2 °C.

Расходы воздуха по модулированному оборудованию

ОборудованиеМаркакВтКоличество воздуха, м3/ч
ВытяжногоПриточного
1Плита электрическаяПЭ-0,174250200
2 ПЭ-0,17-014250200
3Плита электрическаяПЭ-0,5112750400
4 ПЭ-0,51-0112750400
5Шкаф жарочныйШЖЭ-0,518400-
6 ШЖЭ-0,51-018400-
7 ШЖЭ-0,8512500-
8 ШЖЭ-0,85-112500-
9Устройство электрическое, варочноеУЭВ-609,45650400
10Котел передвижнойКП-60---
11ФритюрницаФЭ-207,5350200
12Котел пищеварочный вместимостью, л:
100КЭ-10018,9550400
160КЭ-16024650400
250КЭ-25030750400
13Аппарат пароварочныйАПЭ-0,23А7,5650400
АПЭ-0,23А-017,5650400
14Сковорода электрическаяСЭ-0,225450400
СЭ-0,22-015450400
СЭ-0,4511,5700400
СЭ-0,45-0111,5700400
15МармитМСЭ-0,842,5300200
МСЭ-0,84-012,5300200
16Мармит передвижнойМП-280,63--

Источник: "Проектирование предприятий общественного питания" Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89

Кратность воздухообмена в помещениях физкультурно-оздоровительных учреждений

Кратность воздухообмена в помещениях кредитно-финансового учреждения

Кратность воздухообмена в административных и бытовых зданиях

Источник: Административные и бытовые здания СНиП 2.09.04—87*

Кратность воздухообмена в учреждениях здравоохранения

Источник: Пособие по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89)

Кратность воздухообмена в помещении детских дошкольных организаций

Помещения t° (С)-не ниже Кратность обмена воздуха в 1 час
В IА, Б, Г климатических районах В других климатических районах
приток вытяжка приток вытяжка
Приемные, игровые ясельных групповых ячеек 22-24 2,5 1,5 - 1,5
Приемные, игровые младшей, средней, старшей групповых ячеек 21-23 2,5 1,5 - 1,5
Спальни всех групповых ячеек 19-20 2,5 1,5 - 1,5
Туалетные ясельных групп 22-24 - 1,5 - 1,5
Туалетные дошкольных групп 19-20 2,5 1,5 - 1,5
Помещения медицинского назначения 22-24 2,5 1,5 - 1,5
Залы для муз. и гимнастических занятий 19-20 2,5 1,5 - 1,5
Прогулочные веранды не менее 12 по расчету, но не менее 20 м 3 на 1 ребенка
Зал с ванной бассейна не менее 29
Раздевалка с душевой бассейна 25-26
Отапливаемые переходы не менее 15

Источник: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13. Приложение 3

Ссылки, сноски и условные обозначения

Создание качественной вентиляции в школе – ответственная задача, от выполнения которой зависит не только эффективность учебного процесса, но и самочувствие учеников. К климатической системе в школах и дошкольных заведениях предъявляются особые требования, соблюдение которые налаживает некоторые ограничения на тип и оснащение помещений. В этой статье мы рассмотрим самые распространенные виды вентиляционных систем в школах, а также нормы и требования к их обустройству.

Вентиляция в школе

Особенности вентиляции учебных заведений

При создании рабочего проекта вентиляции дошкольных, школьных и других учебных учреждений важно учитывать большое количество помещений различного предназначения, каждое из которых нуждается в постоянном воздухообмене. В зависимости от типа помещений, будь то учебный класс, спортзал, учительская или мастерская, предъявляется ряд отличительных требований, учитывающих следующие параметры:

  • качество воздуха – регулярный поток свежего воздуха улучшает обучаемость, а также поддерживает самочувствие учащихся на оптимальном уровне;
  • уровень рабочего шума – не секрет, что шум отвлекает от учебного процесса, мешая сконцентрироваться на материале, поэтому важно добиться наименьшего уровня рабочего шума системы;
  • удобство пребывания в помещении – ключевой критерий с учетом того, что ученики пребывают большую часть времени в помещении с минимальным передвижением, поэтому нуждаются в повышенной дозе свежего воздуха.

Кроме того, важным фактором при проектировании климатической системы является наполняемость помещений, которая изменяется в течение рабочего дня в зависимости от типа помещения и его конструктивных условий. Именно поэтому проектирование считается ключевым моментом в создании качественной, эффективной и надежной климатизации для поддержания учебного процесса и здоровья учеников.

Нормы СНиП вентиляции в школе

Согласно нормативной базе СНиП 41-01-2003 и СНиП П-Л 65-73-31-06-2009, государственные учебные заведения школьного типа должны соответствовать следующим обобщенным требованиям:

  • норма воздухообмена на 1 ученика – 20 м3\ч для учебных классов и столовых, 80 м3\ч – для спортивных залов;
  • допустимый диапазон температур – от +16 до +22 градусов;
  • уровень шума – 110 дБ;
  • нормы влажности – 30-65%;
  • допустимая концентрация СО2 – до 1 л. на 1 м\куб.

Это общепринятые нормы для всех школ, независимо от площади, типа и конструкции. Они считаются наиболее комфортными для длительного пребывания учеников в учебных помещениях. Кроме того, соблюдение указанных условий позволяет избежать преждевременной порчи учебных материалов, а также конструкций, задействованных при строительстве и отделке помещений. Нарушение или несоблюдение указанных норм чревато сонливостью, головокружением, снижением умственной активности и когнитивных способностей, а также развитию грибка и плесени в учебных аудиториях.

Требования СНиП для вентиляции разных помещений

Требования СНиП устанавливают обязательные нормы для дошкольных, школьных и высших учебных заведений, обеспечивающие комфорт пребывания в помещениях на протяжении всего учебного процесса. Эти нормы устанавливают объемы чистого воздуха, необходимого для поступления в классы для ассимиляции теплопоступлений и влаги. Нормами СНиП 21-01 и П-Л 65-73 ограничивается объем загрязненного воздуха, превышение которого чревато ухудшением самочувствия.

Воздухообмен в школах устанавливается согласно нормам СанПИН и СНиПа 31-06, которые также предусматривают соблюдение следующих параметров:

  • объем помещения;
  • количество оборудования;
  • температура воздуха;
  • относительная влажность;
  • норма воздушного обмена на 1 учащегося.

Стоит отметить, что указанные нормы зависят от типа класса и могут варьироваться исходя из соображений санитарно-гигиенических норм определенного типа учебного помещения. Согласно нормам, норма воздухообмена для пищеблоков составляет 20 м3\ч на 1 человека. Вытяжка загрязненного воздуха осуществляется через кухню, которая должна обязательным образом оборудоваться вытяжной вентиляцией механического типа. Лаборатории, как наиболее загрязненные не только природным, но и химически-принудительным способом помещения, должны оборудоваться специальным вытяжным шкафом, а норма воздуха санузлов колеблется от 50 м3\ч для 1 унитаза и 25 м3\ч – для 1 писсуара.

Варианты схем вентиляции для учебных заведений

При строительстве школ проектирование вентиляционных систем осуществляется в соответствии с принятыми стандартами и нормативами для данного типа объектов. Так, одним из распространенных вариантов климатизации учебных классов является оснащение их отверстиями, которые создаются в стеклах или стенах. Они помогают регулировать объем воздушного потока, осуществляют его фильтрацию при минимальном уровне шума. При обустройстве описанной схема важно создание механической системы выхлопов, которая должна работать регулярно без выключения.

Вытяжная система с вентиляторами обеспечивает поддержание оптимальных температурных условий, а также имеет дополнительную функцию подогрева воздуха. Обогрев помещений осуществляется за счет рекуператора тепла, который отвечает за тепловой обмен приточного и вытяжного воздуха. Приточно-вытяжная система с рекуперацией – еще один распространенный вариант схем для школьных учреждений. Такая система обладает энергосберегающей функцией, которая позволяет сократить расход на отопление и фильтрацию воздушных масс до 80%.

Разновидности

Существует множество вариантов для создания эффективной вентиляции в школе. Рассмотрим самые распространенные виды систем, соответствующие требованиям СНиП.

Вытяжная вентиляция с естественным притоком

Подразумевает монтаж мощной силовой установки по типу вытяжки. От этой системы к каждому помещению проводятся индивидуальные воздуховоды, а подача воздуха осуществляется природным способом через окна или приточные клапаны. Система достаточно дешевая, но малоэффективная в силу низких объемов воздуха из оконных отверстий. Кроме того, такую систему невыгодно использовать в осенне-зимний период из-за возникновения холодных потоков и ухудшения самочувствия учеников.

Вытяжная вентиляция с естественным притоком

Централизованные приточно-вытяжные системы

Стандартная система школьных заведений, решающая проблемы недостатка свежего воздуха. Установка полномасштабной приточно-вытяжной системы с подводом к отдельным классам, обеспечивает регулярное поступление чистого воздуха и качественную его фильтрацию.

Такая система решает одновременно несколько задач:

  • поддержание оптимального температурного режима;
  • нормализацию уровня влажности;
  • фильтрацию от загрязнений.

Считается стандартом для многих учебных заведений. Зачастую монтируется совместно с рекуператорами, однако установка такой системы чревата проблемами строительного характера.

Локальная рекуперация

В сравнении с другими вентиляционными системами, локальная рекуперация обладает одним ярким преимуществом – такую систему легко подстроить к существующим зданиям без изменения их конструкции. В силу этого локальная рекуперация стала нормой для множества школьных учебных учреждений. Такая система представляет собой приточно-вытяжную конструкцию с возможностью переноса тепла от исходящего потока на входящий. Локальные рекуператоры могут становиться частью централизованной вентиляции или применяться индивидуально в виде локальных блоков, установленных в стене или в окнах учебных классов.

Вентиляция по помещениям

К различным помещениям учебного заведения предъявляются разные требования воздухообмена и санитарные нормы, зависящие от частоты применения зала, его специфики, количества учеников и других индивидуальных особенностей. Рассмотрим нормативы вентилирования некоторых учебных помещений.

Специализированные аудитории

К вентиляции нестандартных помещений предъявляются особые требования, поскольку специфика таких помещений обуславливает высокие потребности в свежем воздухе. К ним относятся: лаборатории, мастерские, пищеблоки и т.д. В зависимости от типа помещения, СНиП предусматривает различные нормы для климатизации специализированных школьных аудиторий, однако в каждом таком помещении должна устанавливаться механическая вытяжная система.

Согласно государственным требованиям, норма воздуха для пищеблоков составляет 20 м3\ч, при кратности обмена воздуха – 2 л\ч, тогда как для лабораторий – 6-10 л\ч. Показатели воздухообмена для мастерских – 20 м3\ч. Для снижения загрязнения воздуха в мастерских, каждый станок должен оборудоваться вытяжным клапаном.

Спортивные залы

В силу скопления большого количества испарений, а также усиленного потребления кислорода, требования к обустройству спортивных залов и раздевалок повышены. Кроме того, регулярное выполнение физических упражнений является причиной выделения большого количества СО2, который необходимо вовремя фильтровать. Поэтому такие помещения целесообразно оборудовать мощными вытяжными установками для увеличенного притока воздуха с обязательной функцией подогрева. Нормой воздухообмена указанных помещений считается 80 м3\ч.

Санитарный узел

К санитарному узлу, как части специализированых школьных помещений, предъявляются особые требования по воздухообмену. Согласно общепринятым правилам, норма воздушного обмена должна быть равносильна 50 м3\ч на каждый унитаз и 25 м3\ч – на каждый писсуар. Для таких помещений рекомендуется устанавливать индивидуальную вентиляционную систему, чтобы избежать распространения неприятных запахов в учебные аудитории.

Столовые/буфеты

Показатели для школьных столовых и буфетов рассчитываются согласно общепринятым нормам общепита. Главным условием для обустройства вентиляции этих помещений является обязательная установка механических вытяжных систем, которые обеспечат качественное очищение воздуха от запахов кухни. Столовые и буфеты школ разделяются на две функциональные зоны – гостевой зал с воздухообменом 20м3\ч и кухню с воздухообменом 30-100 м3\ч. Для кухонных помещений, санузлов и моечных предусматривается монтаж индивидуальной системы.

Вентиляция актовых залов

В силу нерегулярного скопления большого количества людей, актовые залы отличаются повышенной нуждой в регулировании чистого воздуха и обязательной установкой отопления. Норма воздуха в таких помещениях должна равняться 20 м3\ч на каждого человека. Помещения подобного типа оборудуются стандартными системами климатизации. Если в зимний период температура региона расположения школы падает ниже -20 градусов, актовый зал должен быть оборудован воздушно-тепловой завесой на входе.

Устройство и проектирование вентиляции

Особенности устройства и проектирования вентиляции в школе зависит от ее площади, конструктивных и климатических особенностей, а также числа учащихся. Если численность учеников в школьном учреждении больше 200, здание обязательно оборудуется системой механического притока воздуха. Подобные системы целесообразно устанавливать в помещениях со скоплением большого количества СО2, пыли, загрязнений и неприятных испарений.

Устройство и проектирование вентиляции

Важными критериями для проектирования являются:

  • расположение здание по отношению сторон света;
  • ученический и преподавательский состав;
  • общая численность людей в здании;
  • наличие особого оборудования;
  • тип и предназначение аудитории (уроки, лабораторные опыты, спортивные занятия);
  • конфигурации освещения.

При обустройстве и проектировании климатизации в школах важно запомнить главное правило – для каждого типа помещения своя вентиляционная система.

Воздуховоды в школах – самые распространенные типы оборудования

Отличия типа, площади и особенностей школьных зданий обеспечивают разнообразие вентиляционного оборудования, применяемого для климатизации. Однако существует некоторые разновидности воздуховодов, которые чаще всего можно встретить в школьных стенах. Рассмотрим самые распространенные из них.

Металлические воздухораспределители

Классические жесткие воздуховоды применяются для вентиляции школьных заведений в сочетании с другими типами оборудования. Зачастую такие устройства устанавливаются с расчетом на естественную вентиляцию помещений. Воздухораспределители из нержавеющей стали имеют немало преимуществ. Они долговечны, надежны, обеспечивают качественную вытяжку загрязненного воздуха, но их цена достаточно высока, а металлический материал со временем имеет свойства накапливать пыль и конденсат, что приводит к развитию грибка и прочих микробов.

Металлические воздухораспределители

Системы центрального отопления

Лучшее решение для отопления целого школьного здания – установка центрального отопления. Централизованное водяное отопление низкого давления, представленное в виде стандартных настенных радиаторов. Такая система экономична, позволяет легко поддерживать и контролировать температурный режим в классах, при этом не нуждается в дорогостоящем обслуживании.

Текстильные воздуховоды

Воздуховоды из ткани являются лучшей альтернативой устаревшим системам из металла. Высокая эластичность позволяет монтировать эти системы в помещениях любого типа и в самых разных конфигурациях. Мягкая гипоаллергенная ткань диффузора не скапливает пыль и не образует конденсат, что исключает возможность размножения патогенных микроорганизмов. Кроме того, стоимость таких систем порядком ниже металлических.

Воздуховоды Prihoda – качество и чистота в одном устройстве

Текстильная продукция Prihoda славится своим качеством и инновационным подходом и именно это обеспечивает ее популярность. Тканевые диффузоры марки являются выгодным решением для многолюдных общественных объектом, в том числе школ и дошкольных заведений.

Благодаря инновационным технологиям компании удалось создать продукцию, сочетающую в себе только положительные качества:

  • гипоаллергенность;
  • прочность;
  • антибактериальность и защиту от конденсации;
  • мягкость и эластичность;
  • равномерное распределение воздуха в помещении;
  • простой уход и очистку;
  • быстрый монтаж под любым углом;
  • привлекательный внешний вид.

С решениями от Prihoda вы забудете о громоздких стальных коробах, утяжеляющих внешний вид помещений. Большой модельный ряд текстильных воздуховодов позволит подобрать продукт, который не только выполняет свою прямую функцию, но и станет привлекательным дополнением общего дизайна помещения.

Также в разделе FAQ вы можете найти ответы на интересующие Вас вопросы, такие как:

Системы вентиляции для учебных учреждений не без оснований относят к наиболее ответственным элементам инфраструктуры зданий, поскольку в долгосрочной перспективе они прямым образом влияют на здоровье всего населения страны. Ввиду чего, проект вентиляции школы должен не только соответствовать формальным требованиям СНиП, но и учитывать все нюансы современной архитектуры зданий.

Основной проблемой в проектах такого типа является то, что их разработка должна производиться с учётом противоположных критериев: нормативов воздухообмена и требований к энергетической эффективности здания.

Если ещё учесть повсеместную замену старых оконных блоков на металлопластиковые стеклопакеты, то согласовать необходимую структуру вентиляции с доступным бюджетом становится крайне сложно, что надо учитывать при составлении технического задания.

"ИНТЕХ-Климат" готова реализовать профессиональные решения по климатическому и другому инженерному оборудованию. Выполним полный цикл работ "под ключ": проектирование, подбор, поставка, монтаж и обслуживание.

Звоните сейчас: . Отправьте заявку

Особенности систем вентиляции для школ и вузов

Изначально проектирование воздухообмена для зданий учебных учреждений производилось по той же схеме, что и для обычных жилых помещений: с притоком воздуха за счёт инфильтрации через окна и естественной вытяжкой через санузлы и рекреационные зоны.

Очевидно, что на практике подобный норматив не соблюдался, а фактическая вентиляция в школах, вузах и общественных зданиях осуществлялась только благодаря организационным мерам – через соблюдение графика проветриваний.

Но как же согласовывались подобные проекты, когда нарушение воздухообмена в учебных классах потенциально опасно для здоровья учащихся? Ответ на этот вопрос прост: благодаря особой формулировке в СНиП, где норма воздухообмена оговорена в м3/час. Учитывая, что продолжительность урока составляет 45 минут, недостающая кубатура накладывалась на оставшиеся 10-15 минут перемены, которые объявлялись периодом интенсивного проветривания.

Сегодня, когда уровень естественной инфильтрации из-за перехода на металлопластиковые окна снизился в разы, подобный подход абсолютно недопустим.

Напомним, что несоблюдение норм воздухообмена в помещениях, где находятся люди, опасно, прежде всего, тем, что критическим образом изменяется баланс воздушной смеси. А именно, повышается процент содержания углекислоты, что приводит как к явно выраженному ухудшению самочувствия, так и к патологическим нарушениям здоровья.

Сонливость, потеря концентрации, синдром хронической усталости – всё это только явные последствия неправильно спроектированной вентиляции. А если учесть, что недостаточный воздухообмен способствует развитию вирусных инфекций, то выбор схемы воздухообмена для школ имеет, можно сказать, стратегическую важность в масштабе всей страны.

Отметим, что данная проблема актуальна для всех школ мира, поэтому как в нашей стране, так и за рубежом ей было уделено очень много внимания. В результате были разработаны кардинально иные подходы к проектированию вентиляции в учебных учреждениях.


Рассмотрим, какими методами может быть решена проблема недостаточного воздухообмена в аудиториях школ и вузов.

Требования СНиП

СНиП 31-06-2009 определяет все перечисленные показатели. Ещё на этапе проектирования общеобразовательных учреждений следует принимать в расчёт показатели этих нормативных актов.

Воздухообмен в расчёте на 1 человека:

  • 20 м³/ час для учебных кабинетов;
  • 20 м³/ час для столовых;
  • 80 м³/ час для спортивного зала.

Температуру воздуха в течение года поддерживают в рамках от +16 до +22 °С.

Предельно допустимые шумовые показатели для школ — 110 дБ.

СНиП

Типовые варианты схем для учебных аудиторий

В строительстве образовательных учреждений допускается проектировать вентиляцию по устоявшимся схемам для таких объектов. Они позволяют добиться необходимой кратности воздухообмена, температурных и шумовых показателей.

Регулируемый естественный приток и принудительная вытяжка

Этот вариант системы вентиляции в школе предполагает оборудование учебных аудиторий приточными клапанами. Их монтируют в стеклопакеты или в стену. Клапаны помогают регулировать приток, фильтровать воздух, снижать уровень шума по сравнению с проветриванием через открытые окна.

приточно-вытяжная вентиляция

В этой схеме важную роль играет и механическая вытяжная система. Она должна работать непрерывно, чтобы обеспечить нормальную кратность воздухообмена (20м 3 на человека в час). Для увеличения эффективности, вытяжку оборудуют вентиляторами.

Приточно-вытяжная система с рекуперацией тепла

Такая схема позволяет поддерживать комфортную температуру в классах и кабинетах в холодное время года благодаря функции подогрева воздуха. Главным элементом этой системы является рекуператор тепла — клапан, который создаёт теплообмен между приточным и выводимым воздухом. Благодаря ему, приточный воздух подогревается от тепла воздушных масс в помещении.

рекуперация

Преимуществом приточно-вытяжной вентиляции с рекуперацией является энергосберегающая функция. Если используется схема без рекуператора, то расход электроэнергии на отопление составит от 6 до 10 кВт/ч, а с помощью подогрева траты получатся в несколько раз меньше — всего 1–2 кВт/ч. Это происходит благодаря тому, что в помещение будет поступать уже подогретый воздух. Экономия затрат на отопление учреждения составит внушительные 80%.

Установка приточно-вытяжного типа с рекуператором и охладителем приточного воздуха

Минусом рекуперационных конструкций является их низкая эффективность в тёплое время года, когда температура воздуха в помещении и за окном уравнивается. Выходом из этой ситуации служит следующая схема, которая работает как на подогрев, так и на охлаждение воздушных масс.

В приточные каналы монтируют рекуператоры и камеру охлаждения воздуха. И также она оборудуется полным комплектом автоматических регуляторов для удалённой настройки климатических показателей. Недостатком такой схемы является высокая стоимость по сравнению с обычной.

Специализированные аудитории (химия, мастерская и др.)

В помещениях, оборудованных местными отсосами (например, кабинет химии с лабораторией, трудовых мастерских со станками и проч.) обязательно организуют вытяжную вентиляцию с механическим побуждением.

Вентиляция кабинета химии

Спортивные залы:

Оборудуются самостоятельной приточно-вытяжной системой вентиляции, которая обеспечит воздушный приток в объеме не менее 80 м 3 на 1 человека. Чтобы не допустить образования сквозняков, подача и забор воздуха должна быть организована на расстоянии примерно трех метров от пола. Показатели скорости воздушного потока регламентируются на уровне 0,25 м/сек, влажности — 35-60%.

Санитарный узел:

В с/у должна быть предусмотрена постоянно работающая вытяжная вентиляция, чтобы удалять неприятные запахи и влагу. Если санитарный узел имеет смежное расположение с умывальной, вытяжку устраивают из уборной. В душевых (если таковые имеются) — исключительно из кабинок. Однако если количество душевых кабин превышает пять штук, дополнительно организуют приток свежего воздуха в раздевалки.

Столовые/буфеты:

Механическая вентиляция в школах таких помещений, как столовая и буфет, проектируется в соответствии с нормативами для предприятий общественного питания. На каждое человекоместо в обеденной зоне, предусматривается минимальный воздухообмен, в объеме 20 м 3 в час. Приток воздуха направляется в обеденный зал, а удаляется через кухонный блок и прилегающие производственные помещения.

ВАЖНО! Для кухонных помещений, моечных и уборных устанавливают самостоятельные независимые вентиляционные системы. Их нельзя объединять между собой.

Вентиляция пищеблока

Вентиляция актовых залов:

Как правило, в актовых залах происходит кратковременное наполнение (1,5-2 часа) большим количеством людей и именно в это время должны быть соблюдены соответствующие условия, а именно на 1 человека должно приходиться 20 м 3 /ч приточного воздуха. Конструктивно вентиляцию для актовых залов можно выполнять по аналогии с любым из вышеперечисленных вариантов для обычных аудиторий.
В случае если общеобразовательное заведение имеет четыре и более параллели классов и находится в регионе, где расчетная температура воздуха в холодный сезон составляет -20°С и ниже, предусматривается организация воздушно-тепловых завес на входе.

Устройство и проектирование вентиляции

Если численность учащихся в школе превышает 200 человек, не обойтись без механического притока воздуха. Такие системы монтируют в помещениях с повышенным содержанием углекислого газа, пыли, влаги, конденсата, неприятных запахов.

При проектировании установок необходимо учитывать нормы вентиляции в школе и базовые факторы, такие как:

  • месторасположение с точки зрения сторон света;
  • количественный состав учеников/преподавателей;
  • наличие/отсутствие спецоборудования;
  • назначение помещения (учебный процесс, лабораторные опыты, спортивные тренировки, питание);
  • параметры освещения и так далее.

Хорошая вентиляция – повышенный комфорт!

Основными составляющими комфортного пребывания людей в любом помещении являются: приемлемая температура, оптимальная влажность и скорость потока воздуха. Кратко охарактеризуем каждую составляющую.

В зимний период, когда температурный режим ниже нуля, воздухообмен затрудняется. Это объясняется тем, что воздух необходимо предварительно подогреть. Произвольная вентиляция в этом случае будет создавать сквозняк, который однозначно негативно повлияет на комфорт.

Если устройства регенерации теплого потока отсутствуют, то воздух снаружи должен постепенно подаваться в направлении противоположном от нахождения людей. Можно установить гигрорегулируемые клапана и оптимизировать этим самым рассеивание вновь поступающего воздушного потока в подпотолочном пространстве, где температура на несколько градусов выше.

Для людей самой оптимальной влажностью считается 35-65%. Такой показатель также сможет предотвратить разрушение материалов, которые были задействованы при строительстве и отделке здания. Именно такую относительную влажность и рекомендуется поддерживать во всех помещениях.

В соответствии со ст.28 этого Закона в образовательных учреждениях должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, по организации питания и выполняться требования саниатрных правил и норм.

На основании ст. 34 Закона № 52 от 30.03.99г. все работники школ обязаны проходить предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры и получать врачебный допуск, согласно ст.36 Гигиеническое обучение с аттестацией при поступлении на работу.

Использование помещений школ для других целей запрещается.

Требования к размещению и территории школ.

1. Ограждение забором всей территории школы.

2. Озеленение 50% территории школы.

3. Не допускается высаживать ядовитые растения.

4. Должны быть выделены: зона отдыха, физкультурно-спортивная зона,

хозяйственная и учебно-опытная.

5. Хозяйственная зона оборудуется контейнерными площадками.

6. Наружное искусственное освещение обязательно при нормативе 10 люкс на земле.

Требования к зданию.

1. Ранее построенные здания эксплуатируются в соответствии с проектом. Реконструкция

согласовывается с Управлением Роспотребнадзора по Калужской области.

2. Не допускается использовать цокольные и подвальные помещения под учебные помещения,лаборатории, мастерские, медпункты,спортивные и актовые залы.

3. Площадь на 1 учащегося в учебных кабинетах должна быть не менее 2,5 кв.м., высота-не менее 3,6 кв.м..

4. В кабинетах химии, физики, биологии должны быть лаборантские.

5. В спортивных залах должны быть снарядные и раздевальные для мальчиков и девочек раздельные.

6. Площадь библиотеки -0,6 кв.м. на 1 ученика, рекреации – 0,6кв.м.при ширине 4 кв.м. при одностороннем расположении классов.

7. На первом этаже должен быть предусмотрен медпункт в составе: кабинет врача-14 кв.м.,длиной не менее 7кв.м., процедурный кабинет (прививочный)-14 кв.м.

8. На каждом этаже должны быть туалеты для мальчиков и девочек: 1 унитаз на 20 девочек,1 умывальник на 30 девочек, 1 унитаз , 1 писсуар, 1 умывальник на 30 мальчиков. Должна быть организована подводка холодной и горячей воды. Для персонала- отдельный санузел, на 20 человек 1 унитаз.

9. Необходимо иметь помещение для хранения уборочного инвентаря.

10. В помещениях начальных классов, кабинетах домоводства, мастерских, помещениях медицинского назначения устанавливаются раковины.

11. Рядом с умывальником должно быть мыло, полотенце, туалетная бумага.

12. Используемые отделочные материалы должны быть бзвредными для здоровья.

Требования к оборудованию.

1. В школах могут быть использованы: школьная парта, столы, конторки, стулья.

2. Размеры учебной мебели должны соответствовать росту учеников и иметь цветовую маркировку.

3. Кабинеты физики и химии оборудуются вытяжными шкафами.

Требования к микроклимату.

1. Температура в учебных помещениях должна быть от 18 до 24 градусов, в спортзале-17-20 градусов Ц., в медпункте-20-22гр., относительная влажность-40-60%, скорость движения воздуха-0,1 м. в сек.

2. Ограждение батарей из древесно-стружечных плит запрещается.

3. Для отопления не допускаются переносные обогреватели с инфракрасным излучением.

4. Для контроля микроклимата устанавливают бытовые термометры.

5. Сквозное проветривание проводят до начала и после занятий.

6. Окна оборудуются фрамугами. Площадь фрамуг- 1/ 50 от площади окна.

7. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских, в помещениях кухонь.

Требования к освещению.

1.Все помещения должны иметь естественное освещение.

2.В учебных помещениях должно быть левостороннее освещение.

3.Коэффициент естественного освещения-1,5 %. Световой коэффициент-отношение площади стёкол к площади пола 1:6.

4.Запрещается закрашивать стёкла, расставлять цветы.

5.Очистку стёкол необходимо проводить не реже 2 раз в год.

6.Необходимо обеспечивать нормативные уровни искусственного освещения за счёт потолочных светильников. Цветоизлучение белое, теплобелое. Предусматривается люминисцентное освещение. Уровни освещённости от 300 до 500 люкс.

7.Очистка осветительной арматуры не реже 2 раз в год.

8. Непригодные лампы собирают и сдают на демеркуризацию

Требования к водоснабжению и канализованию

1.Школы оборудуются холодным и горячим водоснабжением.

4. Система канализации столовой должна быть отдельной.

Медицинское обслуживание.

1. Должно быть организовано медицинское обслуживание детей.

2. Лицензирование медицинской деятельности обязательно.

3. Организация медицинских осмотров учащихся обязательно.

4. Все работники должны пройти обязательный медицинский осмотр и получить врачебный допуск при приёме на работу и в дальнейшем периодически согласно приказа МЗ РФ № 302 Н от 12.04.2011 г., получить медицинскую книжку,

Санитарное содержание.

1. Все помещения школ и территории должны содержаться в чистоте и порядке.

2. Уборку территории проводят ежедневно до прихода учеников.

3. Мусороприёмники после освобождения должны быть очищены и обработаны дезсредствами.

4. Сжигание мусора запрещается.

5. Все помещения школ подлежат ежедневной влажной уборке с применением

моющих и дезинфицирующих средств.

6. 1 раз в месяц проводят генеральную уборку.

7. Туалеты, душевые, буфеты,медпункты,столовые моют ежедневно с применением дезсредств

8. Уборочный инвентарь маркируется.

9. При появлении насекомых,грызунов проводят дезинсекцию и дератизацию силами специализированных организаций.

Контроль за выполнением обязательных требований организует руководитель школы.

Государственный контроль проводит Управление Роспотребнадзора по Калужской области.

Исчерпывающие обязательные требования изложены в Санитарных нормах и правилах,часть из которых представлена в прилагаемом перечне.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2022 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Читайте также: