В школьном кружке физики и лирики

Обновлено: 05.07.2024

1. Физики. В классе 24 ученика. Каждый из них любит или физику, или лирику, или и то, и другое. Оказалось, что среди любителей физики 20% любителей лирики, а среди любителей лирики – 25% любителей физики. Сколько учеников в классе любят одновременно и физику, и лирику?

ну раз не густо, так объясните пожалустаа? я тук-тук бамбук и не понимаю как решать) я не понимаю, почему а*0,2=в*0,25, и в=0,8а

а-множество любителей физики
в-множество любителей лирики
а*0,2=в*0,25 в=0,8а
чтобы определить сколько всего учеников в классе нужно сложить два этих множества и вычесть повторяющуюся два раза часть любителей обоих предметов
а-0,2а+в=24
0,8а+в=24
0,8а+0,8а=24
а=24/1,6
а=15 человек любят физику
15*0,2=3 человека любят физику и лирику одновременно

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель данного мероприятия - попытка установить связь между физикой и миром литературы и увидеть её проявление в жизни. Задания, составленные на основе литературных сюжетов, несут эмоциональную и смысловую нагрузку. Ребята увидели, что описание физических явлений встречается в стихотворениях. Решение этих задач поможет по-новому взглянуть на художественные произведения: обнаружить - бывает и так! - ошибки и заблуждения авторов.

Форма проведения: устный журнал.

Оборудование: выставка литературы, физических приборов.

Ход мероприятия

- Добрый день! Мы рады приветствовать вас на презентации журнала, который называется “Физики и лирики”. Этот журнал позволит по-новому взглянуть на окружающие нас вещи, расширить кругозор.

- Мы поговорим о физике и поэзии. Вам кажется, что это несовместимые понятия, но вы ошибаетесь, и сами убедитесь в этом.

- Вот как говорит об этом Алексей Сисакин:

Мертва наука
без искусства,
оно ей прибавляет чувства.

В загоне – лирики,
в почёте – физики,
мне кажется, что это – ерунда,
придумали, наверно, это циники…
мы в жизни друг без друга –
никуда…

Здесь жизнь – строка,
дыханье – рифма,
сердцебиенье –
ритм, угаданный меж строк,
и строгости
здесь нету алгоритма.
А каждая неискренность – подлог.
Науке – лирик предназначен,
Без рифмы – формулы сухи.
Душа должна быть тоже зрячей,
И ей, как свет, нужны стихи…

Ведущие: Открываем 1-ю страницу нашего журнала.

Лирические стихи физика

- А сейчас вашему вниманию будет представлено сочинение наших современников, участников игры КВН: физик-лирик объясняется в любви:

Как одинокий электрон
Вокруг протона водорода,
Тяжёлым чувством удручён,
Вокруг неё хожу полгода.
Нет, знаю холодность её
Меня заставит возмутиться:
Не человек я для неё –
Элементарная частица.
Привязан как магнитным полем,
При виде милой всякий раз
Я в полной у неё неволе.
Хоть абсолютный ноль своей
Гордынею лишить терпенья,
А всё же что-то тянет к ней
Как по закону тяготенья.
Надеюсь только на Эйнштейна,
На относительности суть,
Вдруг переменит отношенье
Ко мне она, когда-нибудь.

“ Крылатые выражения”

Предлагаем вопросы. Будьте внимательны.

Учёный, который под угрозой суда инквизиции вынужден был отречься от своего учения, но, по преданию, уже выходя из зала суда, произнёс историческую фразу: “А всё-таки она вертится!” Кто он? (Галилей)

Про него говорили: “Он остановил Солнце и сдвинул Землю” . О ком шла речь? (О Копернике)

Кому принадлежит высказывание: “Плутон мне друг, но истина дороже” (Аристотелю)

Автор эпиграфа к одному из произведений написал “Я знаю, что я смертен и создан ненадолго…” (Птолемей)

Задолго до суда, словно прозревая будущее, писал: “Смерть мыслителя в одном столетии дарует бессмертие в веках” (Бруно)

Дайте мне точку опоры – и я переверну Землю (Архимед)

Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения. (Менделеев)

Вещам, которым надо бы учиться, чтобы их делать, — лучше учиться, делая их. (Аристотель)

При изучении наук примеры полезнее правил. Я смотрю на себя, как на ребенка, который, играя на морском берегу, нашел несколько камешков поглаже и раковин попестрее, чем удавалось другим, в то время как неизмеримый океан истины расстилался перед моим взором неисследованным.

Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении. Природа проста и не роскошествует излишними причинами. Гипотез не измышляю. Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов (Исаак Ньютон)

Лирики о физике

1. А.А.Блок “Всё чаще по городу брожу…”

“ Запнулась запыхавшаяся лошадь,
Уж силой ног не удержать седла,
И утлые взмахнулись стремена,
И полетел, отброшенный толчком…”

Вопрос: Объясните падение всадника с точки зрения физики.

(Лошадь двигалась вперёд, ногами запнулась, и корпус пошёл вперёд по инерции, а ноги остались на месте. В результате, всадник, находившийся на лошади, выходит из положения равновесия, т.к. его тело тоже движется по инерции.)

2. А. С. Пушкин.

Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся ключ отрадный!
Журчи, журчи твою мне быль…

Вопрос: Почему вода, падая с высоты, разбивается на капельки, а не на отдельные молекулы?

(Между молекулами жидкости достаточно велики силы притяжения, которые не позволяют молекулам разлетаться по одиночке)

3. Ф.И. Тютчев.

День вечереет, ночь близка,
Длинней с горы ложится тень,
На небе гаснут облака…
Уж поздно. Вечереет день.

Вопрос: Почему вечером облака “гаснут”?

(Облака видны благодаря солнечному свету, который отражается от них, вечером света становится меньше)

4. К. Завойский.

Ехал странный пассажир,
Вёз в кошёлке рыбий жир.
Чуть трамвай притормозит -
Пассажир вперед скользит.
Чуть трамвай прибавит ход -
Пассажир назад ползёт.
Все, кто ехал с пассажиром,
Вышли, смазанные жиром.

Вопрос: Какое свойство физических тел объясняет поведение пассажира? (Инерция)

5. Вадим Шефнер Непрерывность

Смерть не так уж страшна и зловеща.

Окончательной гибели нет:

Все явленья, и люди, и вещи

Оставляют незыблемый след.

Распадаясь на микрочастицы,

Жизнь минувшая не умерла, —

И когда-то умершие птицы

Пролетают сквозь наши тела.

Мчатся древние лошади в мыле

По асфальту ночных автострад,

И деревья, что срублены были,

Над твоим изголовьем шумят.

Мир пронизан минувшим. Он вечен,

С каждым днем он богаче стократ.

В нем живут наши давние встречи,

И погасшие звезды горят.

Вопрос: Какой закон напоминает данное стихотворение

Закон сохранения энергии: В природе ни что не берется из ниоткуда и не исчезает в никуда, а лишь передается от одного тела к другому или переходит из одного вида в другой. Из учебника физики

6. Иней

Ещё снега не видно совсем,

Подморозило инеем - сенью.

Вышло солнце и светит нам всем,

И такое вокруг наслажденье!

Не колышется ветром ничто,

Небо чисто и ярко-прозрачно.

Белоснежны узоры. Мечтой

Разукрасил всё иней удачно.

Словно в сказочно-белом лесу

Нарисованы нежные кроны.

Я с восторгом смотрю на красу,

Серебристо-блестящие тоны.

Манит даль красотой-белизной

И прозрачностью веток узоров.

Я душою опять с новизной,

Отвести не могу своих взоров.

Вопрос: Какое агрегатное состояние воды описывает стихотворение

Иней –одно из агрегатных состояний воды - тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся на почве, траве и наземных предметах при охлаждении

земной поверхности до температуры ниже 0 °С в результате ее сильного

теплового излучения ночью при ясном небе и слабом ветре.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

7. Валерий Брюсов Машины

Зубцы, ремни, колеса, цепи,

Свист поршней, взмахи рычага;

Вне — замыслы, наружу — цели,

Но тайна где-то спит, строга.

Машины! Строй ваш вырос бредом,

Земля гудит под ваш распев;

Мир в ваши скрепы веком предан,

В вас ждет царей, оторопев.

Вы — всюду: некий призрак вещий,

Что встарь вставал из лунных мшин!

На всех путях, на каждой вещи

Клеймо познанья, след машин!

Нам жизнь творят цилиндры, оси,

Эксцентрики, катки. Ждем дня —

Корабль в простор планетный бросить,

Миры в связь мира единя!

Вопрос: примеры какого движения автор описывает в стихотворении?

Машина -устройство, выполняющее механические движения с целью преобразования

энергии, материалов и т. п. Из учебника физики

8. Владимир Бенедиктов Вулкан

Нахмуренным челом простерся

Пятою он земли утробу придавил,

Курится и молчит, надменный,

Мысль огнеметную он в сердце

Созрела – он вздохнул, и вздох его

Потряс кору земли и небо

И камни, прах и дым разметены

И лавы бурный ток окрестность

Вопрос: какое явление автор описывает в стихотворении?

(Пробуждение вулкана) Вулкан – геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергаются лавы, пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных пород. Различают действующие, уснувшие и потухшие вулканы. Новый энциклопедический словарь

9 . Н. Языков Пловец

Воют волны, скачут волны!

Под тяжелым плеском волн

Прям стоит наш парус полный,

Быстро мчится легкий челн,

И расталкивает волны,

И скользит по склонам волн!

Их, порывами вздувая,

Буря гонит ряд на ряд

Разгулялась волновая;

Буйны головы шумят,

Друг на друга набегая,

Отшибаяся назад!

Вопрос: примеры какого движения автор описывает в стихотворении?

Механические волны - возмущения, распространяющиеся в пространстве с течением времени.

10. Михаил Светлов Голоса

Я за счастьем все время в погоне,

За дорогой дорога подряд.

Телевиденья быстрые кони

Бубенцами в эфире звенят.

До чего же нам стали привычны

Голоса беспредельных высот!

Люди в небе живут как обычно —

Кто поет, кто на помощь зовет.

И возможно, что за небосклоном

Он живет среди звездных миров —

Не записанный магнитофоном

Околевшего мамонта рев.

Вопрос: благодаря чему люди достигли таких высот, что информацию можно принимать повсюду.

Радиоволны Электромагнитные волны определенного диапазона, отражаемые от ионосферы. Используются в технике для передачи различной информации на большие

Из учебника физики

Напряги извилины

- Суть игры? Вы посмотрите сценку и ответите на вопрос “Что и почему не понравилось редактору?”

(На сцену выходит весь обвешанный фотоаппаратами ученик.

За столом сидит редактор. На столе – соответствующая табличка)

“ Редактор”: Принес репортаж?

Журналист: Принес (подает рукопись. Редактор читает ее).

Редактор: Ты что написал?!

“ Машинист резко нажал на тормоз, и поезд встал, как вкопанный”.

Журналист: А почему бы и нет?

Редактор: А это?!

“ Теплоход проплыл мимо меня, и я любовался красиво переливающейся под прозрачной водой красной линией, тянувшейся по всему борту теплохода”.

Журналист: А разве так не бывает?

Редактор: Слушай:

“ Свет, рождающийся в недрах Луны, манил и зазывал туда, откуда он появился”.

На уроках физики спал, наверное? А это что?

“ Тонкий писк комара, издаваемый его тонюсенькими голосовыми связками, мешал мне заснуть”.

Нельзя в печать это отдавать: засмеют нас! Ты совсем не знаешь физику, да и литературу!

У нас серьезный журнал, и без знаний физики здесь делать нечего! Поищи работу в какой-нибудь дешёвой газетёнке!

(Журналист хватает учебник физики и садится его читать)

1. Поезд в силу своей инертности не может мгновенно остановиться.

2. Ватерлиния не может быть под водой, она показывает допустимую осадку судна.

3. Свет Луны не рождается в её недрах. Луна светит отражённым солнечным светом.

4. Писк комара создаётся колебаниями его крылышек, а не голосовыми связками.

Гениальная поэзия – это и есть то познание Вселенной и Человека, к которому наука всегда будет стремиться. И, наверное, учебники будущего по физике, математике – это не только формулы и числа – а это истории открытий, судеб и эпох, когда эти открытия делались.

Образовательная: Вовлечение обучающихся в поиск информации по наукам.

Развивающая: Развитие познавательной активности, творческого потенциала учащихся, культуры речи, театрального мастерства.

Воспитательная: Воспитание уважения к истории и культуре народов мира.

Форма проведения: устный журнал.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, выставка литературы, физических приборов.

Ведущие: (читают стихи на фоне музыки)

Опять апрель на белом свете,
На нашей радостной планете.
Природа снова оживает:
Звенит, поёт, благоухает.
И снова чудо в нашем зале:
Каких людей мы здесь собрали!
Здесь море умных, чистых глаз,
Здесь мудрость очарует нас.

- Добрый день! Мы рады приветствовать вас на презентации журнала, который называется “Физики и лирики”. Этот журнал позволит по-новому взглянуть на окружающие нас вещи, расширить кругозор.

- Мы поговорим о физике и поэзии. Вам кажется, что это несовместимые понятия, но вы ошибаетесь, и сами убедитесь в этом.

- Вот как говорит об этом Алексей Сисакин:

Мертва наука
без искусства,
оно ей прибавляет чувства.

В загоне – лирики,
в почёте – физики,
мне кажется, что это – ерунда,
придумали, наверно, это циники…
мы в жизни друг без друга –
никуда…

Здесь жизнь – строка,
дыханье – рифма,
сердцебиенье –
ритм, угаданный меж строк,
и строгости
здесь нету алгоритма.
А каждая неискренность – подлог.
Науке – лирик предназначен,
Без рифмы – формулы сухи.
Душа должна быть тоже зрячей,
И ей, как свет, нужны стихи…

Ведущие: Открываем 1-ю страницу нашего журнала.

62-я Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций (ООН) провозгласила 2009 год Международным годом астрономии.

Резолюция была представлена Италией, родиной Галилео Галилея.

1609 год – год первого использования Галилеем телескопа - изобретения, положившего начало четырёхсотлетнему периоду удивительных астрономических открытий.

Полистаем страницы истории.

Аристотель (384–322 до н.э.) – древнегреческий философ и учёный.

По Аристотелю, в центре Вселенной расположена неподвижная Земля, вокруг которой вращаются 8 хрустальных сфер с планетами, Луной, Солнцем, звёздами. Девятая сфера является двигателем Вселенной.

Птолемей Клавдий (II в. н.э.) – древнегреческий учёный, разработал геоцентрическую систему мира, в центр которой поместил шарообразную Землю, вокруг которой движется Луна, Солнце, пять известных в то время планет и звёзды.

Коперник Николай (19.02.1473–24.05.1543) - выдающийся польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира.

По его убеждению, центром мира является Солнце, вокруг которого обращается Земля, движутся все планеты, вращающиеся одновременно вокруг своей оси.

Бруно Джордано (1548–17.02.1600) – итальянский учёный, который считал, что Вселенная бесконечна. Солнце – центр Солнечной системы, одно из множества звёзд, вокр.уг которых обращаются планеты.

“Отсюда ввысь стремлюсь я, -
полон веры,
Кристалл небес мне не
преграда боле,
Рассекши их, подъемлюсь
в бесконечность.

(Из философских сонетов Д. Бруно)

Галилей Галилео (15.02.1564–8.01.1642) – выдающийся итальянский физик, механик и астроном, поэт, филолог и критик.

В 1609 г. Галилей построил свой первый телескоп, при помощи которого он открыл горы на Луне, фазы Венеры, спутник Юпитера, пятна на поверхности Солнца и его собственное вращение.

“Движенье повсюду, движенье везде:
и в воздухе птица, и рыба в воде,
и жизни нигде без движения нет,
и Солнце летит в хороводе планет”.

Конкурс “Крылатые выражения”

Предлагаем вопросы. Будьте внимательны.

1. Учёный, который под угрозой суда инквизиции вынужден был отречься от своего учения, но, по преданию, уже выходя из зала суда, произнёс историческую фразу: “А всё-таки она вертится!” Кто он? (Галилей)

2. Про него говорили: “Он остановил Солнце и сдвинул Землю”. О ком шла речь? (О Копернике)

3. Кому принадлежит высказывание: “Плутон мне друг, но истина дороже” (Аристотелю)

4. Автор эпиграфа к одному из произведений написал “Я знаю, что я смертен и создан ненадолго…” (Птолемей)

5. Задолго до суда, словно прозревая будущее, писал: “Смерть мыслителя в одном столетии дарует бессмертие в веках” (Бруно)

Обычно физику все видят строгой, официальной, последовательной, состоящей из лабораторных работ, формул, законов, следствий. Но есть в ней и то, что делает физику привлекательнее, человечнее, что оживляет её. Творцы физической науки оставили нам не только открытия и законы, но и богатейший юмористический материал: шутки, розыгрыши, смешные истории.

Быть остроумным очень важно. Это часто помогает выходить из затруднительных положений. Послушайте истории из жизни физиков и изобретателей.

Выдающийся немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген получил письмо с просьбой прислать несколько рентгеновских лучей с указаниями к их применению. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к Рентгену у него не нашлось времени. Рентген был человеком с юмором и ответил на письмо так: “К сожалению, в настоящее время у меня нет Х - лучей, и пересылка их дело сложное. Считаю, что поступить можно проще: пришлите мне Вашу грудную клетку”.

“Тепло всё расширяет, а холод сокращает. Поэтому летом дни длиннее, а зимой они короче”. (Профессор В. Вернадский)

“Звучащие тела, вроде камертона, хорошо “откликаются” только на тот звук, который могут издавать сами, а не звучащие “отзываются” почти на каждый тон, но очень слабо. Так и у людей – кто может сам задавать тон, тот мало заботится о том, что говорят другие. Человек бесхарактерный ко всему присоединяется и всему сочувствует”. (Австрийский физик Э. Мах)

Епископ воскликнул, обращаясь к Гей-Люссаку, крупнейшему французскому физику и химику, ослепшему во время опытов на один глаз: “Не понимаю, какой вы теперь учёный! Что можно увидеть одним глазом?!” – “Побольше вашего, - ответил Гей-Люссак, - вот, например, я вижу у вас два глаза, а вы у меня – один!”

Лирические стихи физика

- А сейчас вашему вниманию будет представлено сочинение наших современников, участников игры КВН: физик-лирик объясняется в любви:

Как одинокий электрон
Вокруг протона водорода,
Тяжёлым чувством удручён,
Вокруг неё хожу полгода.
Нет, знаю холодность её
Меня заставит возмутиться:
Не человек я для неё –
Элементарная частица.
Привязан как магнитным полем,
При виде милой всякий раз
Я в полной у неё неволе.
Хоть абсолютный ноль своей
Гордынею лишить терпенья,
А всё же что-то тянет к ней
Как по закону тяготенья.
Надеюсь только на Эйнштейна,
На относительности суть,
Вдруг переменит отношенье
Ко мне она, когда-нибудь.

Вы слышали давний спор о том, кто важнее – физики или лирики:

Что-то физики в почёте.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчёте,
Дело в мировом законе.

А. Франс писал: Наука без литературы бездушна…

- Вы встречали в различных произведениях описание физических явлений, а попробуйте объяснить, с точки зрения физики, явления, которые описаны в стихах.

1. А.А.Блок “Всё чаще по городу брожу…”

“Запнулась запыхавшаяся лошадь,
Уж силой ног не удержать седла,
И утлые взмахнулись стремена,
И полетел, отброшенный толчком…”

Вопрос: Объясните падение всадника с точки зрения физики.

(Лошадь двигалась вперёд, ногами запнулась, и корпус пошёл вперёд по инерции, а ноги остались на месте. В результате, всадник, находившийся на лошади, выходит из положения равновесия, т.к. его тело тоже движется по инерции.)

2. Вопрос: О каком открытии И. Ньютона идёт речь в строках Байрона “Дон Жуан”?

“Так человека яблоко сгубило,
Но яблоко его и спасло, -
Ведь Ньютона открытие разбило
Неведения мучительное зло.
Дорогу к новым звёздам проложило
И новый выход страждущим дало.
Уж скоро мы, природы властелины,
И на Луну пошлём свои машины”.

Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся ключ отрадный!
Журчи, журчи твою мне быль…

Вопрос: Почему вода, падая с высоты, разбивается на капельки, а не на отдельные молекулы?

(Между молекулами жидкости достаточно велики силы притяжения, которые не позволяют молекулам разлетаться по одиночке)

День вечереет, ночь близка,
Длинней с горы ложится тень,
На небе гаснут облака…
Уж поздно. Вечереет день.

Вопрос: Почему вечером облака “гаснут”?

(Облака видны благодаря солнечному свету, который отражается от них, вечером света становится меньше)

Ехал странный пассажир,
Вёз в кошёлке рыбий жир.
Чуть трамвай притормозит -
Пассажир вперед скользит.
Чуть трамвай прибавит ход -
Пассажир назад ползёт.
Все, кто ехал с пассажиром,
Вышли, смазанные жиром.

Вопрос: Какое свойство физических тел объясняет поведение пассажира? (Инерция)

- Суть игры? Вы посмотрите сценку и ответите на вопрос “Что и почему не понравилось редактору?”

(На сцену выходит весь обвешанный фотоаппаратами ученик.

За столом сидит редактор. На столе – соответствующая табличка)

“Редактор”: Принес репортаж?

Журналист: Принес (подает рукопись. Редактор читает ее).

Редактор: Ты что написал?!

Нажал на тормоз, и поезд встал, как вкопанный”.

Журналист: А почему бы и нет?

“Теплоход проплыл мимо меня, и я любовался красиво переливающейся под прозрачной водой красной линией, тянувшейся по всему борту теплохода”.

Журналист: А разве так не бывает?

“Свет, рождающийся в недрах Луны, манил и зазывал туда, откуда он появился”.

На уроках физики спал, наверное? А это что?

“Тонкий писк комара, издаваемый его тонюсенькими голосовыми связками, мешал мне заснуть”.

Нельзя в печать это отдавать: засмеют нас! Ты совсем не знаешь физику, да и литературу!

У нас серьезный журнал, и без знаний физики здесь делать нечего! Поищи работу в какой-нибудь дешёвой газетёнке!

(Журналист хватает учебник физики и садится его читать)

1. Поезд в силу своей инертности не может мгновенно остановиться.

2. Ватерлиния не может быть под водой, она показывает допустимую осадку судна.

3. Свет Луны не рождается в её недрах. Луна светит отражённым солнечным светом.

4. Писк комара создаётся колебаниями его крылышек, а не голосовыми связками.

Давайте представим, что человек создал себе подобную мыслящую машину и ей дали задание найти формулу Вселенной: пусть эта формула объединит все науки, всю Вселенную и Человека в том числе. Я думаю, что машина начала бы выдавать стихи Пушкина, Байрона, Гете.

Гениальная поэзия – это и есть то познание Вселенной и Человека, к которому наука всегда будет стремиться. И, наверное, учебники будущего по физике, математике – это не только формулы и числа – а это истории открытий, судеб и эпох, когда эти открытия делались.

“ Всё, что в жизни есть у меня…”

Мир непрост, совсем непрост,
Во всём есть тайна, загадка, вопрос!
Бегут мгновенья, летят года,
Учиться надо всему и всегда!
Мир непрост, совсем непрост,
Сдадутся тайна, загадка, вопрос!
Звук иль движение, свет или тьма –
Задачи ставит природа сама!

Всё, что в мире есть вокруг нас,
Нам понять хотелось тотчас.
Всё, что изучаем мы с тобой,
Связано, связано ______________
Всё, что в мире есть вокруг нас,
Нам понять хотелось тотчас.
Всё, что изучаем мы с тобой,
Связано, связано с жизнью самой!

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивающая: умение видеть мир в многообразии; умение находить решение проблемы, творчески применять знания в различных областях; знакомство учащихся с важнейшими методами применения физических знаний на практике, повышение общей культуры, опыта самостоятельной деятельности;

обучающая: умение писать сочинение-рассказ, умение анализировать текст, описывать наблюдаемые явления, решать качественные задачи по различным разделам физики;
коммуникативная: обучение детей работать во взаимодействии с другими учащимися, учителями;

воспитательная: развитие познавательного интереса к русскому языку, литературе, физике.

Для проведения мероприятия класс делиться на три группы, формируется жюри (можно из учителей и старшеклассников). Кабинет украшен плакатами, на которых написаны различные поговорки, пословицы, загадки, литературные изречения с физическим содержанием. Столы расставлены так, чтобы могли работать 3 группы. Стол для жюри.

Ведущие: учитель физики, учитель русского языка и литературы, учитель английского языка

Ход мероприятия:

2 учитель: Что, казалось бы, общего у физики и литературы?
Да, действительно, кто-то из присутствующих, наверняка, считает любимым предметом физику, а кто-то считает таковым литературу, а для кото-то самым интересным предметом являются иностранные языки.

3 учитель: Мы не берёмся сегодня разрешить извечный спор, кто важнее, физики или лирики. Пусть каждый сам для себя решает этот вопрос. Мы же надеемся, что вы хорошо и с пользой проведёте время на нашем мероприятии. (Слайд 1, 2)

1 учитель: В начале представляем жюри нашего конкурса………..

И так, начинаем. Командам предлагается разминка. (Слайд 3, 4)

Разминка физическая (за каждый правильный ответ команда получает 0, 5 балла)

Кто открыл явление инерции?

Из чего состоят молекулы?

Какое явление называется диффузией?

Основная единица измерения силы

Состояние вещества, если молекулы расположены в строгом порядке

Научные предположения о чем – либо

Какую физическую величину измеряют мензуркой?

Как называют изменение формы или размеров тела?

Основная единица измерения скорости?

Может ли двигаться тело, если на него ничто не действует?

Какое тело может обладать внутренней энергией?

Какой выигрыш в силе дает подвижный блок?

Разминка литературная (за каждый правильный ответ команда получает 1 балл) (Слайд %, 6)

2 учитель: Вам было дано задание, прочитать как можно больше высказываний различных авторов о русском языке и литературе. Задание выполнили? В таком случае вам будет легко определить авторов высказываний, которые я назову. Назовите авторов высказываний о литературе и поэзии:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык (И.С. Тургенв)

Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрипя, бумаги не жалеет:
Хорошие стихи не так легко писать… ( А.С. Пушкин)

Стих, как монету, чекань –
Строго, отчётливо, честно,
Правилу следуй упорно:
Чтобы словам было тесно,
Мыслям – просторно. (Н.А. Некрасов)

Это – круто налившийся свист,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьёв поединок. ( Б.Л. Пастернак)

Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души. (С.А. Есенин)

Поэзия –
Та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
Тысячи тонн
словесной руды. ( В.В. Маяковский)

3 учитель: Второе задание, которое получают команды, состоит в том, чтобы учащиеся смогли объяснить физический смысл пословиц. Капитан команды вытягивает карточку с пословицами. На подготовку ответа отводиться 5 минут, но если команда готова раньше, она поднимает сигнальную карточку и за досрочный ответ команде начисляется один балл. Оценка за правильно выполненное задание – 4 балла. Каждой команде предлагается следующий план ответа:

О каком физическом явлении, понятии, законе говорится в пословице?

Каков её физический смысл?

Верна ли пословица с точки зрения физики?

В чём её житейский смысл? (Слайд 8)

Карточки с заданиями

"Солнце сияет, а месяц только светит"

"Нарезанный лук пахнет и жжёт глаза сильнее"

"Не подмажешь - не поедешь"

"На мешке с солью и верёвка солёная"

"Металл хорошо отлит, если долго кипит"

Карточки с заданиями

Ответ: так как теплый воздух легче холодного, то он поднимается вверх и расширяется до тех пор, пока не охладится. Такой вид теплопередачи называется конвекцией.

Ответ. Пот испаряется с поверхности кожи, при этом температура тела понижается.

Ответ. Воде легче скатываться по гладким, не смачивающимся водой соломинкам, чем просачиваться сквозь плотно прижатые друг к другу соломинки..

? Как образуется изображение в плоском зеркале? Какими свойствами оно обладает?

Ответ. Изображение в зеркале получается отражением от предмета.
Изображение мнимое, прямое, симметричное, равное по размеру предмету.

3 учитель: Наш конкурс близится к завершению. Последнее задание, которое предстоит командам, заключается в следующем: используя все предложенные слова или словосочетания, необходимо составить небольшой рассказ. Слова можно изменять по числам и падежам. Максимально возможный балл за выполненное задание – 3. Оценивается литературный слог, оригинальность, неповторимость вашего произведения. Удачи, друзья! На выполнение задания отводится 5 мин. (Слайд 11)

Карточки со словами, которые необходимо использовать в рассказе

ураган, эксперимент, мороженое, луна, атомная электростанция, звездолет, космонавт, кнопка

1 учитель: Пока жюри подводит итоги сегодняшнего конкурса. Мы с вами посмотрим небольшой фильм о литераторах и физиках, наших с вами соотечественниках, которые в разное время стали лауреатами Нобелевской премии, самой престижной в мире.

2 учитель: Подводим итоги. (Подводятся итоги мероприятия, награждаются победители)

3 учитель: Предлагаю на сегодняшний день закончить вечный спор физиков и лириков. Искусство и наука всегда идут рука об руку, они говорят об одном, но разными языками. Ребята, вы помните, что начали мы наше мероприятие со слов великого советского физика Л.Д.Ландау, а закончить сегодняшнюю встречу мне хочется словами великого русского поэта А.С.Пушкина:

Читайте также: