Краткое содержание рассказа весна ушинского

Обновлено: 05.07.2024

Главные герои

  • Уседом - богатый, но жадный купец, который не сумел сдержать свое обещание
  • Догони-Ветер - быстрая и красивая верховая лошадь, которая спасла купца Уседома в лесу от разбойников

Сюжет произведения

У богатого купца Уседома была красивая и быстрая верховая лошадь по кличке Догони-Ветер. Однажды мужчина возвращался домой через темный лес, и на него напали разбойники. Купца выручила лошадь, которая стрелой помчала домой, сбив их с ног. И тогда купец дал обещание никогда не продавать и до смерти содержать животное.

Однако лошадь стала болеть, а позже утратила зрение. Через некоторое время Уседом выставил ее за ворота своей усадьбы. Измученная голодная и слепая лошадь хотела найти себе еду и побежала на главную площадь, где зажевала колокольную веревку и начала звонить в колокол. Колокольный звук собрал много народа на площади. Когда люди увидели бедную лошадь купца, они вынудили его выполнить данное им обещание и даже приставили к нему надзирателя.

План пересказа

  • 1 Жизнь богатого купца Уседома.
  • 2 Разбойники нападают на Уседома в темном лесу. Лошадь по кличке Догони-Ветер спасает своего хозяина.
  • 3 Уседом дает обещание никогда не продавать лошадь и кормить ее до самой старости. Болезнь и потеря зрения животного.
  • 4 Уседом не сдерживает обещание и выгоняет слепую лошадь за ворота.
  • 5 Догони-ветер, ища сено, дергает за веревки колокола на центральной площади, из-за чего туда сходятся люди и, увидев бедную слепую и голодную лошадь, вызывают на площадь купца. Они требуют, чтобы он сдержал свое обещание содержать и кормить лошадь до самой смерти.

Главная мысль

Вывод

Рассказ учит сдерживать свое слово, несмотря ни на что, не забывать тех, кто помог в трудную минуту, а также бережно и с любовью относится к животным.

Константин Ушинский - Рассказы

Константин Ушинский - Рассказы краткое содержание

Рассказы - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Фото

Жил-был мальчик Ваня. Остался он однажды один в избе. Лежит на печке и от страха трясется — даже шороха боится. Вдруг слышит он — дышит кто-то у печки, а кто — не поймет.

Фото

Испугался Ваня, думает, домовой его пугает. Спрыгнул парнишка с печки. Спрыгнул с печки да на кочергу наступил. Кочерга его по лбу и стукнула! Еще пуще Ваня испугался. Думал, домовой его ударил. Испугался он и к дверям кинулся. Выбежал Ваня из избы, дверью хлопнул. Отдышался, хотел дальше бежать, а дверь его не пускает. Закричал тут Ваня:

— Ой, ой, ой! Домовой меня держит, из избы не выпускает!

Услыхали Ваню люди, прибежали.

Прибежали, посмотрели — кто же это Ваню держит, из избы не выпускает? Посмотрели и увидели — развязался у Вани лапоть да за порог и зацепился.

Вот кто Ваню-то держал, из избы не выпускал!

Открыли люди дверь, вошли в избу. Вошли в избу, подошли к печке. У печки кочерга валяется, да на лавке кадка с тестом стоит. Тесто подходит, пузыри пускает и пыхтит — пых да пых!

Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан.

Фото

К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.

— Погоди-ка, вот она тебе задаст! — сказал Володя. — Проучит она тебя.

Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

Фото

— Видишь ли, — сказал Володе отец, — Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.

Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Фото

Фото

Пятый луч попал в детскую на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

Фото

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Фото

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времён года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Павлуша. (с любопытством). Что это там у тебя в переднике, Лиза?

Лиза. А тебе это очень нужно знать?

Павлуша (шутя). Покажи же, а не то я насильно посмотрю.

Фото

Лиза. Ничего там нет.

Павлуша. Неправда: ты что-то прячешь от меня. Покажи, пожалуйста, покажи.

Лиза. Не тронь: может быть, это подарок тебе к Новому году.

Павлуша. Как? Что? Подарок к Новому году? Покажи же, душечка-сестрица, покажи, что там такое (хочет вырвать передник из рук сестры, но Лиза не даёт). Скажи, по крайней мере, что это такое? Верно, кошелёк? Не правда ли, кошелёк?

Лиза. Зачем тебе кошелёк; разве я тебе не вывязала кошелька?

Павлуша. Что ж бы это было такое? Ах, знаю: ты связала мне шарфик.

Лиза. У тебя два шарфика. На что же тебе третий?

Павлуша. Как ты меня мучишь, сестрица! Какая ты скрытная!

Лиза. Какой ты любопытный!

Павлуша. Знаю, знаю. Это, верно, батюшка купил мне что-нибудь к Новому году, какая-нибудь игрушка?

Лиза. Может быть, батюшка и купил тебе что-нибудь, но ты знаешь, как он не любит, чтобы угадывали заранее его подарки.

Павлуша. Да я ему не скажу и в Новый год притворюсь, как будто ничего не знаю.

Лиза. Я и не знала, что ты умеешь так притворяться. Покажи же, как ты это сделаешь.

Павлуша. Уж сделаю как-нибудь, но помоги мне, пожалуйста, отгадать, что там у тебя такое. Что-нибудь из царства растительного?

Лиза. Нет.

Павлуша. Из царства животного?

Лиза. Нет.

Павлуша. Из царства минерального?

Лиза. Нет.

Павлуша. Теперь тебя поймал: конечно, нет в твоём переднике чего-нибудь из царства духов.

Лиза. Конечно, нет! (Опускает со смехом передник и показывает, что в руках у неё ничего нет.) К какому царству принадлежит ничто!

Павлуша. Ах ты плутовка! Зачем же ты так таинственно закрывала руки передником, как будто бы у тебя и Бог знает что такое?

Лиза. Мне просто было холодно без перчаток; а ты сам себя наказал своим любопытством.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Введение К.Д. Ушинский определил природу как один из «могущественных агентов.

Цель: Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе (кап.

Цель: Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе (капель, появление первоцветов и насекомых, прилёт птиц) и о взаимосвязях в природных явлениях; Воспитывать самостоятельность, инициативность, эмоциональный отклик; Воспитывать нравственные качества (бережное отношение к природе, уважение к окружающим, желание помогать).

Использование рассказа на уроке Вопросы по рассказу. В природе наступила весн.

Использование рассказа на уроке Вопросы по рассказу. В природе наступила весна. А кто знает, что происходит весной? Какие приметы весны вы можете назвать? Почему воды в реке становится больше? Какое главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? А какую пользу приносят птицы? и.д.

Кластер

Нарисовать рисунок по рассказу (можно дать как домашнее задание)

Нарисовать рисунок по рассказу (можно дать как домашнее задание)

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 433 человека из 75 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 589 629 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.01.2020 964
  • PPTX 4.8 мбайт
  • 6 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Баранова Алла Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

В России действуют более 3,5 тысячи студенческих отрядов

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки создаст для вузов рекомендации по поддержке молодых семей

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В Курганской области дистанционный режим для школьников продлили до конца февраля

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Только 23 февраля!
Получите новую
специальность
по низкой цене

Цена от 1220 740 руб. Промокод на скидку Промокод скопирован в буфер обмена ПП2302 Выбрать курс Все курсы профессиональной переподготовки

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Каждое время года нравилось Мите чем-то своим. Но он понял, что все времена года прекрасны.

Сюжет – краткое содержание

  1. Зимой Митя катался на санках и хотел, чтобы зима была всегда.
  2. Папа велел ему записать это желание.
  3. Весной Митя радовался первым цветам и бабочкам и хотел, чтобы весна была всегда.
  4. Летом Митя радовался рыбалке, ягодам и сену.
  5. Осенью Митю привлекали спелые и вкусные плоды.
  6. Папа показал ему записи о каждом времени года.

Понравившийся эпизод

Мне понравился финал этого рассказа, когда папа показал сыну в записной книжке его слова о каждом из времён года. И оказалось, что мальчик всегда говорил одно и то же.

План произведения для пересказа

  1. Зима.
  2. Весна.
  3. Лето.
  4. Осень.
  5. Вывод.

Главная мысль

Каждое время года прекрасно по-своему.

Чему учит эта книга

Рассказ учит любить природу в любое время года. Учит радоваться жизни и весело проводить время. Учит умению анализировать.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному

Мне понравился этот красивый рассказ, в котором говорится о том, что нет у природы плохих времён года. В каждом можно отыскать свои прелести и весело провести время.

Новые слова и выражения

Вволю – сколь душе угодно.

Румяный – покрасневший от мороза.

Пословицы к произведению

У природы нет плохой погоды.

Весна красна цветами, а осень – хлебами.

Зима не лето, в шубу одета.

Зима решила извести всё живое. Но птицы и звери попрятались. Рыбам подо льдом теплее. Пуще всего над зимой потешаются люди: топят в избах, пекут блины. Заплакала со злости зима – стало капать с сосулек.

За минуту

Решила зима уничтожить всё живое. Сначала взялась за птиц – поснимала с деревьев всю листву, уморила мошек. Некоторые пичужки собрались в стаи и на юг отправились. А те, кто остался, перебрались поближе к жилью. Там и корм есть, и теплее под крышей ночевать.

Взялась зима за зверей. Но тех-то шубка греет. Некоторые звери в норах, берлогах и дуплах в спячку впали. Им мороз нипочём.

Обрушилась зима на рыб. Сковала она льдом реки и озёра. Но рыбам от такого панциря даже теплее стало.

Напустилась зима на людей. А те избы топят и блины пекут. Даже ребятишки зимы не боятся, в снежки играют, на санках катаются.

Увидела зима, что у нее ничего не получается, села и заплакала со злости. И потекли слёзы. Сначала образовались сосульки, а потом с них капель. Такие слёзы зимы – верные предвестники весны.

Читайте также: