Краткое содержание культура и быт российских сословий

Обновлено: 05.07.2024

Господствующее сословие — феодалы. Прежде всего это бояре, имевшие свои родовые земельные владения — вотчины. В XVII веке по мере утверждения российского самодержавия усиливались позиции дворянства, которое постепенно превращалось в новое сословие.

В 1649 году Земский собор принял новое Уложение, по которому закреплялось вечное право феодалов на зависимых крестьян и запрещался переход от одного хозяина к другому (крепостное право).

К концу века в стране до 10% крестьянских дворов принадлежало царю, 10% — боярам, 15% — церкви и около 60% — дворянам.

2. Крестьяне.

Положение крестьян в XVII веке значительно ухудшилось. Крестьянство делилось на две основные группы: владельческих и черносошных. Первые — это собственность феодалов. Их можно было продать, обменять, подарить. Вторые владели обширными землями (в основном в Поморье и Сибири) и несли государственные повинности.

Крестьяне работали на феодалов на барщине (2—4 дня в неделю), платили натуральный и денежный оброк. Изменилась система налогообложения. Вместо поземельной подати была введена подворная.

К концу века холопы из полурабов становились приказчиками, посыльными, конюхами, портными, сокольничими и т.д.

Средние размеры крестьянских наделов составляли 1-2 га земли. Зажиточные крестьяне, размеры наделов которых достигали нескольких десятков гектаров, становились предпринимателями, купцами, торговцами.

сословный строй россии 17 век

3. Городское население.

В XVII веке росла численность городского населения. В новых городах вслед за крепостями появлялись посады. В них жили не только русские, но и представители других народов России. В них процветали ремесла и торговля.

Господствующие позиции в городской жизни занимали богатые ремесленники и купцы. Привилегированным было и положение боярских, дворянских и монастырских слуг и холопов, которые в свободное время промышляли торговлей и ремеслом.

Начинает применяться наемный труд, но пока еще в небольших размерах.

4. Духовенство.

К концу XVII века численность российского духовенства увеличилась (в 15000 церквях 110 тысяч человек). Сложилась новая церковная иерархия. Самым близким к верующим и самым многочисленным по составу были приходские священники. Высшим слоем были епископы, архиепископы и митрополиты. Возглавлял церковную иерархию патриарх Московский и всея Руси.

В 1649 году Соборное уложение запретило церкви увеличивать свои земельные владения и ликвидировало права белых слобод.

5. Казачество.

Новым для России сословием стало казачество, военное сословие, в котором числилось население ряда окраинных местностей России (Дон, Яик, Приуралье, Терек, Левобережная Украина). Оно пользовалось особыми правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской повинности.

Основу хозяйственной жизни казаков составляли промыслы — охота, рыболовство, скотоводство и земледелие. Основную часть доходов получало в виде государственного жалованья и военной добычи.

Сословия в России 17 век

Сословие – это большая социальная группа, члены которой имеют ряд определённых формально закрепленных прав и обязанностей. Статус наследуется и затрудняет социальную мобильность. Впервые сословия условно стали выделяться в Средневековье и исторически делятся на две категории: привилегированные (дворяне, духовенство и т.д.) и не привилегированные (крестьяне, ремесленники и т.д).

До XVIII века сословного строя в России не было. Общество многократно делилось и меняло состав социальных групп в зависимости от разных ситуаций. Петр I и его последователи подогнали российское общество к средневековым западноевропейским образцам и к XIX веку сформировали в стране сословный строй.

Основные сословия

    – высшее привилегированное главенствующее сословие.
  1. Христианское духовенство – привилегированное сословие служителей церкви.
  2. Городское население включало в себя привилегированных Почетных граждан, купцов 1-й и отчасти 2-й гильдии, а также податных купцов 3-й гильдии и мещан.
  3. Сельское население составляли крестьяне разных форм зависимости и привилегированное казачество.

Из этих сословий и инородческих групп к концу века сформировалось несколько категорий, условно составивших сословную структуру российского общества.

soslovija

Сословия в XIX веке: их права, привилегии и обязанности

Права и привилегии

Дворянство

Потомственные и личные.

  • владение населенными землями;
  • освобождение от налогов;
  • земских повинностей (до второй половины XIX в.);
  • освобождение от обязательной службы и телесных наказаний;
  • сословное самоуправление;
  • поступление на государственную службу и на получение образования в привилегированных учебных заведениях.

Личные дворяне не могли передавать свое достоинство по наследству.

Особых обязанностей для дворянского сословия Российское законодательство не предусматривало.

Духовенство

Белое (приходское) и черное (монашество).

Белое и Черное духовенство освобождалось от рекрутчины и телесных наказаний. Служители церкви имели право получить хорошее образование.

Представители Черного духовенства обязаны были посвятить свою жизнь церкви, отказавшись от семейных отношений и любых связей с внешним миром. Представители Белого духовенства обязаны были проповедовать слово Божие.

Почетные граждане

Потомственные и личные.

Пользовались свободой от рекрутской повинности, подушного налога и телесного наказания. Имели право участвовать в выборах на общественные должности, кроме права поступления на государственную службу.

Титул почетного гражданина не сопровождался особыми обязанностями.

Купечество

Первой, второй и третьей гильдии

  • Купцы 1-й гильдии имели крупный внутренний и внешний торговый оборот. Были освобождены от многих налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.
  • Купцы 2-й гильдии – были заняты ведением крупной внутренней торговли.
  • Купцы 3-й гильдии вели городскую и уездную торговлю.

Купечество имело права сословного самоуправления и имели доступ к приличному образованию.

Купцы 2-й и 3-й гильдий обязаны были нести рекрутскую, земские и налоговые повинности.

Казачество

Казаки имели право владеть землей, освобождались от выплаты податей.

Казаки обязаны были нести военную службу (срочную и в запасе) с собственным снаряжением.

Мещанство

Ремесленники, мастеровые и мелкие торговцы.

Мещане занимались городскими промыслами и уездной торговлей. Имели права сословного самоуправления и ограниченный доступ к образованию.

Мещане платили все существующие тогда подати, несли рекрутскую повинность, были основой для военной армии. К тому же, мещане не владели землей, обладали урезанными правами и широкими обязанностями.

Крестьянство

Государственные и крепостные до 1861 года (помещичьи, посессионные и удельные) 1861 года.

Государственные крестьяне имели право общинного владения землей и сословного самоуправления.

Крепостные прав не имели вообще.

После 1861 года крестьянское сословие унифицировалось, получив минимум гражданских и имущественных прав.

Крепостные крестьяне должны были отрабатывать барщину, платить оброк и нести другие повинности в пользу владельцев. Все крестьянство, до 1861 года и после несли рекрутскую повинность и большую часть тягла в пользу государства.

Инородцы

Восточные и евреи.

Инородцы имели ряд промысловых и административных прав на отведенных им территориях, а также гарантии государства от частных утеснений.

Обязанности инородцев различались в зависимости от разряда. Подати вносили в широком диапазоне, от ясака, до общепринятых налогов.

К XIX веку большинство европейских стран отказалось от четкого разделения сословий, но в Российской империи эта традиция продолжала существовать до середины века. Отмена крепостного права повлияла на улучшение положения крестьян, но не ослабила межсословных противоречий. Крестьянство, задавленное выкупными платежами, не могло, в массе своей, вырваться из тяжелой нужды. Привилегированные классы еще долго сохраняли свое доминирующее положение в Российском обществе.


Коллаж Павла Гончарова

Сословия существовали во всей средневековой Европе. В России они появляются в IX веке, оформляются девять столетий и ко второй половине XVIII века получают законодательное закрепление. Грамоты, указы и своды законов подробно описывали права и обязанности сословий. В это время оказалось, что все население Российской империи разделилось на две категории: привилегированные сословия и податные сословия. Последние (крестьяне и мещане) подвергались телесным наказаниям и обязаны были каждый год платить налог (подушную подать) государству просто за свое существование. Публикуем первую часть — о крестьянах, дворянах и мещанах.

Сословия определяли не только то, какие права и обязанности есть у определенной группы людей, но подчас и экономическое положение и образ жизни. Сословный статус передавался по наследству, часто его было трудно изменить. Положение людей внутри сословия определялось обычаем или законом.

Крестьянство

От свободных работников к бесправным крепостным

История крестьянства начинается в XI-XII веках. Тогда бояре (приближенные к князю члены его дружины) получают имения, которые могут передавать по наследству. На этих имениях трудился люд.

Крестьяне делятся на крепостных (принадлежащих помещикам) и государственных (работающих на государственных землях). У крепостных крестьян пропадает право отправляться на заработки, владеть имуществом, переходить в другие сословия без разрешения помещика. Их могли наказывать телесно, ссылать в Сибирь или на каторгу, продавать другим хозяевам, разлучая семьи. Государственные крестьяне были лично свободны, однако должны были платить оброк за то, что пользовались государственными землями. При этом покинуть место жительства без разрешения общины и властей государственные крестьяне тоже не могли.

Реформы Петра I окончательно определяют положение крестьянства: теперь все крестьяне — и крепостные, и государственные — были обязаны платить подушную подать и поставлять рекрутов в армию. Для учета населения проводятся переписи, материалы которых называются ревизскими сказками.

В конце XVIII – начале XIX века крепостные крестьяне в Российской империи составляли в среднем 45% от всего населения. В XIX веке положение крепостных улучшилось, но незначительно. Даже отмена крепостного права не сделала их экономически независимыми: освобожденные крестьяне оказались обязанными выплатить государству огромную сумму за землю, которая им причиталась, а до оформления этой сделки продолжать работать на своего хозяина. Государство тоже брало свое — вновь освобожденное сословие платило 70% всех налогов, поступавших в имперскую казну.

Тем не менее к концу века крестьян в деревнях становилось все меньше — часть из них уходила на заработки в город или на фабрики, другая поступала в учебные заведения или на духовную службу. Правда, их сословный статус обычно не менялся: многие, живя десятилетиями в городе, так и писались в документах крестьянами. Некоторые крестьяне записывалась в мещане или, окончив учебные заведения, становились представителями других сословий.

Формально крестьян как сословия не стало в 1917 году — сразу после Февральской революции. Однако уже в конце двадцатых годов, вместе с коллективизацией, сельское население снова оказалось закреплено на земле и до 1974 года не имело права свободно перемещаться по стране и получать паспорта.

Дворянство

Первое привилегированное сословие


Коллаж Павла Гончарова

До Петровских реформ дворяне были самым низким звеном среди служилой знати, над ними возвышались бояре и князья. Бояре имели вотчину, которая передавалась по наследству, дворяне за службу могли получать в пользование поместья с крестьянами. В XVI веке дворяне стали постепенно уравниваться в правах с боярами и получили возможность передавать по наследству земли с крестьянами (окончательно различия между вотчиной и поместьем снял Указ о единонаследии 1714 года).

С изданием Манифеста о вольности дворянства 1762 года с дворянства сняли обязательство работать на государство и платить налоги. Они превратились в привилегированное сословие: свободные от телесных наказаний и службы, имеющие право на занятия промышленностью и торговлей и возможность владеть землей и крестьянами, которой не было у других сословий. Кроме того, до середины XIX века дворяне собирали государственные подати со своих крестьян и решали их правовые споры.

К концу XIX века российское дворянство было очень неоднородным. Богатых княжеских родов в империи насчитывалось около 250. Обширнее был слой мелкопоместного дворянства, зависящих от должностей на государственной или военной службе. Случалось и такое, что дворяне вместе с крестьянами пахали землю, не имея других средств к существованию. Всего к 1917 году в Российской империи было около 1 300 000 человек потомственных дворян — меньше 1 % населения.

Мещанство

Второе податное сословие


Коллаж Павла Гончарова

Все горожане, кроме подушной подати, платили городские сборы — питейный (кабацкий), соляной, канцелярский. Были и особенные городские налоги: на санитарную часть, содержание приютов для нищих и престарелых, ремонт мостовых и пр. Их перемещение по-прежнему было ограничено — чтобы отлучиться из города, нужно было покупать билет или паспорт, действовавший от полугода до пяти лет. Также мещане несли и рекрутскую повинность.

При Екатерине II городское население стало называться мещанством. Императрица стремилась сделать мещан средним классом между крестьянами и дворянами, по образцу европейских государств. Купцами теперь звались те горожане, которые занимались крупной торговлей и владели фабриками и заводами. Такое деление сохранилось до начала XX века.

С создания Русского централизованного государства и вплоть до 1917 г. в России существовали сословия, границы между которыми, а также их права и обязанности законодательно определялись и регулировались правительством. Первоначально, в XVI-XVII вв. на Руси были сравнительно многочисленные сословные фупиы со слабо развитой корпоративной организацией и не очень четкими разграничениями между собою в правах.

В дальнейшем, в ходе петровских реформ, а также в результате законодательной деятельности преемников I lerpa I, в особенности Екатерины II, произошла консолидация сословий, формирование сословно-корпоративных организаций и учреждений, стали более чсткими межсословные перегородки. При этом специфику российского общества составляли более широкие, чем во многих других европейских странах, возможности перехода из одного сословия в другое, в том числе повышения сословного статуса через государственную службу, а также широкое включение в состав привилегированных сословий представителей вошедших в Россию народов.

После реформ 1860-х гг. сословные различия стали постепенно сглаживаться, а после Февральской революции 1917 г. вопрос об отмене сословий был поставлен в повестку дня и готовился Временным правительством. Всесословный характер будущей Российской республики должен был быть определен Учредительным собранием. Но еще в августе 1917 г. был подтвержден, вплоть до законодательного разрешения вопроса, прежний порядок внесения в метрические записи о рождении сведений о сословном происхождении.

Официальное упразднение сословий осуществили большевики.

Все сословия Российской империи делились на привилегированные и податные. Различия между ними заключались в правах на государственную службу и чинопроизводство, правах на участие в государственном управлении, правах на самоуправление, правах по суду и отбыванию наказания, нравах на собственность и торгово-промышленную деятельность и, наконец, правах на получение образования.

1. Господствующее сословие — дворяне (около 1% населения страны)

2. Привилегированное сословие — духовенство (черное и белое)

3. Полупривилегированные сословия (около 2,5 % населения):

купцы (1, 2 и 3 гильдии),воснно-служилое сословие (казаки, калмыки и часть башкир),иностранные колонисты, разночинцы, солдаты и солдатские дети

4. Податные сословия (более 90% населения): мещане, цеховые ремесленники, крестьяне:—государственные (однодворцы,
экономические, приписные, черносошные, ясачные, ямщики)—дворцовые

Крестьянство, как в Московской Руси, так и в Российской империи, было низшим податным сословием, составлявшим подавляющее большинство населения. В 1721 г. различные группы зависимого населения были объединены в укрупненные категории казенных (государственных), дворцовых, монастырских и помещичьих креегьян.

Мещанство - основное городское податное сословие в Российской империи - берет начало от посадских Московской Руси, объединенных в черные сотни и слободы. Мещане были приписаны к своим городским обществам, покидагъ которые могли только по временным паспортам, а перечислять в другие - с разрешения властей. Они платили подушную подать, подлежали рекрутской повинности и телесному наказанию, не имели права поступать на государственную службу, а при поступлении на военную службу не пользовались правами вольноопределяющихся.

Для мещан была разрешена мелочная торговля, различные промыслы, работа по найму. Для занятий ремеслом и торговлей они должны были записываться в цехи и гильдии.

Цеховые (ремесленники). Цехи как корпорации лиц, занимающихся одним и тем же ремеслом, были учреждены при Петре 1. В дальнейшем права цеховых были уточнены и подтверждены Ремесленным и Городовым положениями при Екатерине II.

Цеховым предоставлялось преимущественное право на занятие определенными видами ремесла и продажу своих изделий. Для занятий этими ремеслами лицами других сословий от них требовалась временная запись в цех с уплатой соответствующих сборов. Без записи в цех нельзя было открыть ремесленное заведение, держать работников и иметь вывеску. Цеховые относились к числу податных сословий и подлежат подушной подати, рекрутской повинности и телесным наказаниям.

Купечество. В Московской Руси из общей массы посадских людей выделялись купцы, делившиеся на гостей, купцов Гостиной и Суконной сотен в Москве и "лучших людей" в городах, причем гости составляли наиболее привилегированную верхушку купечества. 11етр I, выделив купечество из общей массы горожан, ввел их разделение на гильдии и городское самоуправление. В зависимости от гильдии, купцы пользовались различными привилегиями и имели различные права на производство торговли и промыслов. Все купцы могли вместо рекрутского набора платить соответствующие деньги. Купцы первых двух гильдий освобождались от телесного наказания. Купцы 1-й гильдии имели право на внешнюю и внутреннюю торговлю, 2-й - на внутреннюю, 3-й - на мелочную по городам и уездам. Купцы 1-й и 2-й гильдий имели право ездить по городу парой, а 3-й - только на одной лошади.

Духовенство считалось привилегированным, почетным сословием в России во все периоды ее истории.

Православное духовенство делилось на черное (все монашествующие) и белое, причем к последнему принадлежали как собственно священнослужители (протопресвитеры и протоиереи, пресвитеры, иереи, протодиаконы и иподиаконы, а также причстники в звании псаломщиков), так и церковно-служители (пономари, дьячки и т.д.). Поскольку черное духовенство в качестве отрекшихся от мира монахов не могло иметь собственносги, не имело потомсгва либо прекращаю всякие фажданские связи с детьми, родителями и всеми родственниками, а вступающие в монашество лица высших сословий не могли пользоваться никакими сословными привилегиями, говорить о духовенстве как о сословной группе можно прежде всего применительно к белому духовенству.

Духовенство с самою начала было свободно от государственных налогов, прежде всего, от подушной подати, рекрутской (с момента ее учреждения и вплоть до введения всеобщей воинской повинности), а с 1874 г. - воинской повинности и от воинского постоя. Но свобода священнослужителей (священников и диаконов) от телесного наказания была провозглашена лишь в 1747 г.

Дети духовенства имели право (а первоначально это право означало и обязанность) на получение образования в духовных училищах. На практике наиболее распространенным вариантом перемены сословной принадлежности для детей духовенства в XVIII - нач. XIX вв. Было поступление в гражданскую службу в канцелярские служители до достижения первого классного чина, а позднее - в университеты и другие учебные заведения. Запрещение в 1884 г. выпускникам семинарий nociynaib в университеты значительно ограничило этот путь сословной и социальной мобильности духовенства.

Дворянство. Основное привилегированное сословие Российской империи окончательно сформировалось в XVIII в. Его основу составили бывшие в Московской Руси привилегированные сословные фупны так называемых "служилых по отечеству чинов" (т.е. по происхождению). Высшую из них составляли так называемые "думные чины" - думные бояре, окольничие, дворяне и думные дьяки, причем принадлежность к каждой из перечисленных сословных групп определялась как происхождением, так и прохождением "государевой службы".


Урок знакомит с особенностями быта различных сословий российского общества XVII века. Говорит об изменениях и заимствованиях в повседневной жизни различных сословий России. В уроке особое внимание уделено рассмотрению жизни царского двора, нововведениям в быту знати, жилье, питании и одежде горожан и крестьян. Роли церкви в повседневной жизни населения России.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Сословный быт России в XVII веке"

За период 17 века изменились не только государственное устройство и культура России. Много нового появилось и в быту различных сословий.


В ходе оформления самодержавия некоторые изменения претерпел быт царского двора. Новым явлением стала роскошь.

Быт государева двора отражал особое положение царя – самодержавного правителя, безраздельного хозяина всей русской земли.

Ярче всего это проявлялось в дворцовых церемониях. Обряд венчания на царствоподчёркивал законность царской власти, преемственность царской династии с великими древними родами, богоизбранностьи могущество нового правителя.

Царская женитьба так же была событием большой государственной важности. Поэтому к делу выбора царской невесты, а в дальнейшем к самой церемонии свадьбы подходили весьма ответственно. От этого зависело продолжение царского рода ― гарантия порядка в государстве.

Многочисленные мероприятия и праздники, в которых принимал участие царь, требовали от него торжественных выходов или выездов в народ. Богатство царских одежд соответствовало значению торжества, подчёркивало его значимость.

Похороны царя также были торжественными и строго регламентированными.

В 17 веке государев двор стал очень многолюдным. Только одной охраны насчитывалось около двух тысяч человек.

Сытный двор (распоряжался напитками).

Кормовой (распоряжался приготовлением и раздачей пищи).

Хлебный (занимался выпечкой хлеба).

Коровий (отвечал за изготовление молочных продуктов).


Кроме того, существовали специальные учреждения, отвечавшие за царскую конюшню и экипажи (Конюшенный приказ), за подготовку царской соколиной охоты (Семёновский потешный двор), за изготовления и хранение царских одеяний (Царская и царицына мастерские палаты).


В 17 веке изменился внешний вид царского жилища. По сравнению с царскими хоромами 16 века, новые дворцы русских правителей (в Измайловском, Коломенском, Теремной дворец в Кремле), были более монументальными, обладали внешним великолепием.


Иностранцы, посещавшие Коломенский дворец в 17 веке, часто называли его восьмым чудом света.



Изменилось и внутреннее убранство дворцов. Внутри помещения стали покрывать различными росписями. Стены отделывались дорогой материей и кожей, полы укрывались коврами. Изменился интерьер. Наравне с традиционной русской мебелью: лавками, скамьями, сундуками, появились европейские кровати, кресла и стулья. Стали использоваться элементы иноземного быта: картины, гравюры, напольные часы, венецианские зеркала.




Неотъемлемой частью дворцовой жизни оставались пиры. Царь устраивал 20–30 пиров в год. Количество гостей на таких мероприятиях могло составлять несколько тысяч. Количество блюд – нескольких сотен.



В 17 веке охота стала любимой забавой русских царей. Особое предпочтение отдавалось соколиной охоте. Размах, с которым она проводилась, был призван показать подданным и иностранцам величие и могущество русского царя.


Европейские элементы проникли в досуг царского двора. При Алексее Михайловиче появился придворный театр.

Новшества стали проникать в быт феодалов. Главной их чертой была забота о комфорте. Жилища бояр и дворян по-прежнему состояли из комплекса деревянных и каменных сооружений, но снаружи украшались резьбой, карнизами, наличниками, окрашивались в разные цвета. Внутри, подражая царскому двору, помещения украшали росписи, картины, зеркала, заграничная мебель, персидские ковры. Появилась мода на стеклянную посуду. В некоторых домах можно было увидеть географические карты, частные библиотеки.




Тем не менее, центром жилого помещения оставалась печь. Она была богато украшена изразцами и росписью. Традиционная мебель (столы, сундуки, лавки) часто украшалась резьбой.



Одежда высшего сословия в 17 веке в целом оставалась традиционной. Менялся материал, из которого её изготавливали. Привезённые из-за границы атлас, парчу, европейские ткани могли себе позволить только очень состоятельные люди. Одежда – показывала статус своего владельца.

Питание знати оставалось традиционным, с той разницей, что ввиду развития заграничной торговли в обиход вошли пряности и специи (перец, базилик, корица), сахар, рис, различные фрукты (дыня, гранаты, лимоны).


Популярным стал новый вид транспорта – карета. Она заменила традиционные возки и колымаги. Карета стала весьма престижным видом транспорта. Она показывала особый статус своего владельца.


Любимыми развлечениями феодалов были пиры и охота, наблюдение за кулачными боями. Популярной была игра в шахматы.


Подворье посадских людей включало жилой дом и хозяйственные постройки.


Из мебели в основном присутствовали традиционные столы, лавки и сундуки.

Основным украшением домов зажиточных горожан был красный угол с иконами в богатом окладе.


В 17 веке самые обеспеченные из горожан (в основном купцы) стали возводить своё жилище из камня и кирпича. Этим – показывали свой особый статус и богатство.


Быт российских крестьян 17 века оставался неизменным. Большинство крестьян проживало в курных избах. Так же в крестьянский двор входили клеть ― помещение для хранения имущества. Хлев для скота. Сарай. Для освещения избы использовали лучину. Реже – сальные свечи. Обстановка крестьянского дома обычно была очень скромной. Вдоль стен стояли лавки, в центре находился стол. Особое место занимала печь – она обогревала жилище, в ней готовили пищу, на ней же спали в холодное время. Для хранения различных вещей (праздничной одежды, ценностей) использовались сундуки.



Основной одеждой крестьян были рубахи из домотканого холста, порты. На ногах крестьяне носили лапти. Зимой надевали тулупы.


Одежда зажиточных крестьян отличалась качеством материала. Так же они могли позволить себе кожаную обувь.


Основной едой крестьян были чёрный хлеб, различные каши, супы и похлёбки, овощи (капуста, репа, лук, морковь, огурцы), пиво и квас.




Многие положения жизни крестьянской семьи регулировались церковными обычаями. Основным из них являлся брак. Церковью регулировался возраст, вступающих в союз (не моложе 12 лет для девушек и 15 для юношей). Так же одному лицу не разрешалось вступать в брак более трёх раз. Были запрещены отношения между близкими родственниками. Свадьба могла состояться только с благословления церкви.

Читайте также: