Где нет зимы читать краткое содержание
Обновлено: 07.07.2024
Тринадцатилетний Паша и семилетняя Гуль живут в основном с бабушкой Шурой. Мама, художница, ведёт достаточно привольный образ жизни и часто куда-то надолго исчезает.
Дети проводят время в играх с говорящей куклой Лялькой и старыми портновскими манекенами Люсей, Дусей и Нюсей.
Бабушка Шура работает портнихой на дому, курит папиросы с мундштуком и поёт старинные романсы.
Но, происходит беда: умирает бабушка, а мама отправляется в очередной вояж и не возвращается так долго, что оставшихся без присмотра детей, забирают в детский Центр временного проживания. А, вскоре выясняется, что их мамы тоже нет в живых.
Таким образом, писательница в своём произведении, поднимает сразу несколько очень важных тем.
Это и детское одиночество: им не с кем поделиться своими переживаниями кроме куклы Ляльки.
Это и вынужденное раннее взросление: в тринадцать лет, Пашу уже все называют "маленьким старичком".
Это и проблема нравственного выбора и человеческой совести.
Мне повесть понравилась именно тем, что заставляет задуматься о моральных ценностях человеческой жизни и сделать свой личный выбор между добром и злом.
Павел и Гуль, а также: люся, дуся, нюся. Самодельная тряпичная кукла по имени Лялька, умеющая говорить; три старых портновских манекена с человеческими именами: Люся, Дуся и Нюся… Все это совсем не сказочная фантастика в духе Гарри Поттера, а повседневный мир, который окружает тринадцатилетнего Пашу и семилетнюю Гуль – героев повести Дины Сабитовой “Где нет зимы”.
Если прежде писательница в своих книгах ориентировалась на детскую аудиторию, то сейчас ее произведение адресовано взрослым читателям.
Паша и Гуль когда-то жили с мамой–художницей, ведущей вольный образ жизни и часто куда-то исчезающей из дома. А еще у них была бабушка Шура – личность неординарная: она была портнихой на дому, курила папиросы с мундштуком и пела старинные романсы. Это она сшила для Гуль куклу Ляльку. Гуль беседовала с любимой игрушкой и утверждала, что та всегда ей отвечает, просто кроме нее этого никто не слышит. Вскоре после того, как бабушка Шура умерла, мама отправилась в очередной "богемный вояж" и не долго возвращалась. И когда с момента ухода матери прошел месяц, их забрали в детский Центр временного пребывания… Таким, казалось бы, предсказуемым поворотом сюжета Дине Сабитовой в повести “Где нет зимы” удалось, тем не менее, выдвинуть на первый план повествования сразу несколько очень важных тем. Здесь и детское одиночество, – когда не с кем, кроме куклы, поделиться своими переживаниями. И вынужденное раннее взросление – Пашу в его тринадцать даже взрослые зовут “маленьким старичком”. И наконец – проблема человеческой совести и выбора, способность людей сострадать не на словах, а на деле. Повесть искренняя и очень необычная. В ней даже старый, деревянный дом, где живут дети, воспринимается как полноценный персонаж. Хотя, в отличие от Ляльки, он и не умеет говорить, зато он таинственно скрипит ветхими половицами и уютно потрескивает дровами в печке и помнит слова из старого аргентинского танго, которое пела когда-то бабушка Шура.
ВЫВОД: В своем новом романе Дина Сабитова говорит о настоящих ценностях: только семья и дом в современном мире, как и сто лет назад, могут дать защиту всем людям, но в первую очередь тем, кто еще не вырос. И чувство сиротства, одиночества может настичь не только детей, оставшихся без родителей, но любого из нас, кто лишен поддержки близких людей и родных стен. Павел - тринадцатилетний подросток, но именно его Сабитова наделяет его почти инстинктивным чувством ответственности за семью. Он уверен, что пока стоит на месте их Дом, они с Гуль не сироты. И эта убежденность помогает преодолеть детям все препятствия, чтобы в итоге вернуться в него.
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
Где нет зимы: краткое содержание, описание и аннотация
Дина Сабитова: другие книги автора
Кто написал Где нет зимы? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
Тут можно читать бесплатно Где нет зимы - Сабитова Дина Рафисовна. Жанр: Детская проза. Так же Вы можете читать полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и SMS на сайте mir-knigi.info (Mir knigi) или прочесть краткое содержание, предисловие (аннотацию), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Где нет зимы - Сабитова Дина Рафисовна краткое содержание
Где нет зимы - Сабитова Дина Рафисовна - описание и краткое содержание, автор Сабитова Дина Рафисовна , читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки mir-knigi.info
Где нет зимы читать онлайн бесплатно
Ознакомительная версия. Доступно 4 страниц из 33
Дина Сабитова. Где нет зимы
— Посиди в моей комнате. Я не хочу засыпать одна!
Я сижу у нее в ногах и тоже читаю.
— А что, северные олени на самом деле такие большие?
— Олени вроде бы меньше лошади… Но, Гуль, зачем ты опять облизываешь книгу?
Сестра смотрит на меня виновато и пытается просушить страницу рукавом пижамы.
Я укоризненно вздыхаю и возвращаюсь к своему роману.
Через десять минут я вижу, что Гуль уснула, выронив книгу и даже не пожелав Ляльке спокойной ночи. А ведь это ее священный ежевечерний ритуал, она его не пропускает.
Мы с Гуль одни в доме. Не считая, конечно, Ляльки.
Где-то раздаются шорохи и скрипы. В нашем доме всегда так, ведь он очень старый, ему уже лет сто. Развалюха, если честно. У нас даже газ не проведен, мы печку топим дровами. Я тут живу всю жизнь, мама тут жила всю жизнь и бабушка тоже…
Даже себе не хочу сознаваться, что сейчас эти звуки меня пугают. Хотя, может быть, в тишине стало бы еще страшнее.
Прошло уже три недели с того дня, как умерла бабушка. И каждый вечер мама уходит куда-то, оставляя нас с Гуль одних.
Я ругаю себя за то, что боюсь. Мне все же не восемь лет, как глупой Гуль, а тринадцать. Но обрывки тревожных мыслей начинают бродить у меня в голове сами по себе… Можно, конечно, читать — это очень отвлекает до поры до времени, но все равно настает момент, когда надо выключить свет, закрыть глаза. Тут-то мысли и набегают.
Но вот что я понял. Когда мысли приходят сами по себе и уснуть из-за этого очень трудно — надо начать думать специально. Вспоминать что-нибудь очень подробно, как будто смотришь кино. Или нет, лучше — как будто пишешь книгу. Крутишь в голове предложение, словно читаешь его в книге, а потом вдруг понимаешь, что мысли начали путаться, и ты повторяешь какое-то слово, повторяешь, повторяешь, а предложение рассыпается и ускользает от тебя. А потом уже наступает утро.
Буду думать про бабушку.
Дома мы звали ее Шурой. Шура много курила, любила петь, терпеть не могла готовить. И еще у нас с ней одинаковой формы нос и уши.
Бабушку многие считали немного того. Основания для этого были.
Расскажу один случай, чтоб вы поняли, что я имею в виду.
Надо было выпустить стенгазету к очередному Дню учителя. В школе нельзя: мы же вроде как делаем сюрприз учителям.
Я предложил свистнуть оттуда старую газету, подреставрировать, а дату просто замазать — эти газеты все на одно лицо. Кто вспомнит, что такая уже была десять или двадцать лет назад?
Разумеется, мне сказали, что я дурак и идея моя глупая.
А по-моему, очень хорошая мысль — мы бы сэкономили кучу времени.
Девчонки нашли ворох каких-то открыточек с глобусами, кленовыми листьями, портфелями и прочим подходящим по теме.
Наш дом ближе всех. Поэтому пошли ко мне.
Ватман сперва расстелили прямо на полу в моей комнате, но оказалось, что полы кривые. Дом у нас старый, с дощатыми полами, и доски горбатые, неровные. Так что рисовать на полу никак нельзя. А письменные столы и кухонный не годятся — они у нас совсем маленькие.
Мы просто не знали, что делать. Мне было как-то неудобно, что такие полы, хотя я, конечно, в этом не виноват.
И тут вышла бабушка… С вечной сигаретой в мундштуке.
Девчонки, увидев бабушку, слегка остолбенели. Нет, они, конечно, вежливо поздоровались, но при этом…
Дело в том, что бабушка моя очень любила яркие платья. И сшила себе чуть ли не двадцать платьев по одной выкройке: с глубоким вырезом спереди, голыми плечами и длиннющей широченной юбкой. Юбка с оборками, а расцветка такая, что мимо не пройдешь. На этот раз платье было с огромными маками по темно-зеленому фону.
— Тебя принимают за старую сумасшедшую цыганку! — сердилась на бабушку мама.
Кстати, гадать на картах бабушка очень даже хорошо умела и любила, мне всегда казалось, что насчет черного дня она не шутит.
Так вот, вышла к нам бабушка в маковом платье с дымящимся мундштуком в руках и спросила меня важным неторопливым басом:
— Борька! Что за нашествие прекрасных девиц в наш скромный уголок?
— Шура, — вздохнул я, — нам надо делать газету.
— Ну и в чем же проблема?
— У нас пол кривой, Шура. Ватман разложить негде.
Бабушка посмотрела на нас, задумчиво покрутила мундштук, а потом сказала:
— Только потом все убрать, Борька! Чтоб краски — нигде-нигдешеньки ни капли!
И развернулась, поманив нас за собой.
Я сразу понял и ужасно обрадовался.
В комнате у бабушки стоял стол, на котором бабушка кроила. Ровнехонький и такой большой, что на нем спать можно было в полный рост, не то что ватман расстелить.
Девчонки как в комнату бабушкину попали, так начали озираться, будто это музей.
— Ой, — говорит кто-то из них, — манекены без головы. Это для шитья, да?
— Да, — говорит бабушка, — знакомьтесь: Дуся, Люся и Нюся.
У бабушки в углу три манекена — на три разных фигуры.
Дуся самая старая, у нее уже и швы все вытертые, и на животе заплатка. Бабушка ее на помойке нашла. Редкая удача: тогда, после войны, портновский манекен никто так запросто не выбросил бы. Но Дуся уже и в те годы была ветхая, и подставка у нее отломилась, а главное — кто-то вспорол ей живот, так что начинка из нее сыпалась. Бабушка Дусю домой отволокла, помыла, живот заплатала, а кто-то из бабушкиных знакомцев подставку новую смастерил. И стала ветхая Дуся у бабушки жить, в креп-жоржет и файдешин наряжаться.
Люся шла в соседнем ателье под списание. Ателье закрывали, и директорша его предложила бабушке забрать старый манекен. С этой директоршей было совсем смешно: она на саму себя у своих мастеров не шила, а носила все к бабушке. Ателье было передовое, молодежное, швей туда брали сразу после училища, у них то собрание комсомольское, то субботник, а шили, бабушка говорила, так себе. На нестандартную фигуру шить даже и не брались. А бабушка бралась и директоршу, даму внушительной красоты весом в сто двадцать кило, обшивала так, что нигде не морщило.
— Она у меня как картинка ходила, батальное полотно восемь-на-семь, — смеялась бабушка, вспоминая ту дарительницу манекена.
Читайте также: