Исповедь лермонтов краткое содержание

Обновлено: 28.06.2024

Я верю, обещаю верить,
Хоть сам того не испытал,
Что мог монах не лицемерить
И жить, как клятвой обещал;
Что поцелуи и улыбки
Людей коварны не всегда,
Что ближних малые ошибки
Они прощают иногда,
Что время лечит от страданья,
Что мир для счастья сотворен,
Что добродетель не названье
И жизнь поболее, чем сон.

Но вере теплой опыт хладный
Противуречит каждый миг,
И ум, как прежде безотрадный,
Желанной цели не достиг;
И сердце, полно сожалений,
Хранит в себе глубокий след
Умерших — но святых видений,
И тени чувств, каких уж нет;
Его ничто не испугает,
И то, что было б яд другим,
Его живит, его питает
Огнем язвительным своим.

На момент написания произведения автору было 17 лет, но, несмотря на столь юный возраст, он уже успел испытать немало жизненных разочарований. К этому времени Лермонтов потерял обоих родителей, пережил две несчастные любви, и на момент написания стихотворения находился в депрессии. Поэтому неудивительно, что его главный герой — это разочаровавшийся в жизни молодой человек, что в целом часто встречается в ранней лирике поэта.

Стихотворение и по форме, и по содержанию разделено на две части. В первой строфе лирический герой описывает то, как, по его мнению, должен быть устроен мир. Ему хочется видеть его без лицемерия и коварства, хочется верить людям, которые окружают героя, надеяться на прощение своих ошибок. Он утверждает, что время может излечить от страдания, что достижение счастья возможно для каждого человека, и что в жизни удастся достичь чего-то значительного.

Однако во второй части стихотворения эти надежды терпят крах, и все устремления лирического героя разбиваются о жестокую реальность. Он понимает, что люди могут быть жестоки и коварны, и что жизнь бывает наполнена вовсе не счастьем, а страданиями. Реальность совсем не соответствует мечтам, и герой испытывает глубокое разочарование, понимая, что не способен ничего изменить. Несправедливая жизнь угнетает, наполняет его существование страданиями. Он называет свой ум безотрадным, а сердце — полным сожалений. Но чем больше герой страдает, тем покорнее принимает выпадающие на его долю лишения и страдания. Он не борется с ними, смиряется и привыкает так жить.

К приговоренному к казни юноше приходит пожилой старец. Обвиненный клянется ему в своей невиновности и рассказывает о любви к девушке, при этом, отказываясь говорить, кто она.

За минуту

В монастырской тюрьме сидит обвиненный в преступлении отшельник – молодой испанец. К нему приходит дряхлый старец. Юноша говорит, что тот вновь пришел напрасно. Герой готов погибнуть от несправедливой казни, хотя ему жаль уходить из жизни молодым.

Отшельник говорит, что старцу опостылел прекрасный свет, так как он слеп и сед. Старик прожил свои лучшие годы, и пленник также мог бы жить. Обвиненный не проклинает бесчувственных судей, но говорит, что не стал бы их благодарить.

Он рассказывает старцу свою тайну. Он согрешил, отвергнув закон и честь, чтобы испытать ласку и девичий взор. Вспоминая девушку, он говорит, что раз возлюбленной тут нет, все для него – ничто.

Испанец просит позвать палачей, чтобы не откладывать казнь. Он клянется старцу в своей невиновности, но отказывается назвать имя возлюбленной, говоря, что тайна умрет вместе с ним.


Я верю, обещаю верить,
Хоть сам того не испытал,
Что мог монах не лицемерить
И жить, как клятвой обещал;
Что поцелуи и улыбки
Людей коварны не всегда,
Что ближних малые ошибки
Они прощают иногда,
Что время лечит от страданья,
Что мир для счастья сотворен,
Что добродетель не названье
И жизнь поболее, чем сон.

Но вере теплой опыт хладный
Противуречит каждый миг,
И ум, как прежде безотрадный,
Желанной цели не достиг;
И сердце, полно сожалений,
Хранит в себе глубокий след
Умерших — но святых видений,
И тени чувств, каких уж нет;
Его ничто не испугает,
И то, что было б яд другим,
Его живит, его питает
Огнем язвительным своим.


История этого стихотворения довольно интересная. Написано оно было в 1831 году, но в свет вышло только после смерти поэта в 1859 году. Поводом к написанию послужили не самые счастливые переживания молодого поэта. Уже к семнадцати годам Михаил Юрьевич пережил утрату обоих родителей, испытал разочарование в любви, получил отказ прекрасной дамы. Да и обстановка, в которой он рос, наложила свой отпечаток.

Постоянные ссоры отца и бабушки, которые поэт не мог предотвратить. Может быть поэтому лирический герой произведений того времени — разочаровавшийся в жизни, прошедший через тяжелые испытания молодой человек, которому сложно поверить в романтический пафос. Он, несомненно, близок автору, в нем есть его черты.

Главной темой произведения является разочарование. Отчаявшийся герой пытается сохранять оставшиеся черты нравственного максимализма, однако, ему все сложней и сложней это делать, потому что он на собственном опыте удостоверился, что все мечты, и надежды на прекрасное, разбиваются о стену реальности. Мрачная действительность угнетает, удушает, убивает.

Композиция стихотворения линейная, последовательная состоит из двух строф. Строфы делят стихотворение на две части. Первая часть проникнута надеждой. Лирический герой верит в идеалы, а если и не верит, то пытается верить(Я верю, обещаю верить). Но вторая часть наполнена противоположенным содержанием. В ней чувствуется разочарование, тоска, возможно, злость. Лирический герой, столкнувшийся с действительностью, разочаровался в идеалах.

Не случайным является заглавие стихотворения. Оно как бы определяет жанр произведения — исповедь. Оно играет важную роль и для самого Лермонтова. Превращает простые размышления в философское изречение. Поэт не побоялся усомниться в религии и идеалах. То, что принято считать дарованием божьим, герой видит как явление исключительно земным. Он исповедовался перед своими читателями, отдал себя на суд человеческий, а не на суд божий.

Перекрестная рифма и четырехстопный ямб определяют ритмический рисунок произведения, делая его плавным и стройным. Эпитеты, метафоры и характерная лексика передают мрачное настроение стихотворения. Живо передают настроение читателю.

Этим стихотворением Лермонтов пытался заставить людей задуматься о проблемах насущных. Не полагаться на идеалы, о которых твердили веками, а смотреть на жизнь реально.

История создания

Это поспособствовало общему направлению в стихах 1841 года. Существует мнение, что рождение стихотворения “Пророк” – следствие споров Лермонтова с Одоевским В. Ф. Тема поэта и его признания была камнем преткновения в их горячих спорах. Большинство критиков признаёт, что это одно из лучших стихотворений Лермонтова.

Слушать аудио-стихотворение:

Читать стих поэта Михаил Лермонтов — Исповедь на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Стихи Лермонтова, как искренняя исповедь поэта


Понравилось сочинение, характеристика или краткое содержание — копируй. Качай. Скачал?
Добавь в закладки Ctrl+D или вступай в группу в ВК.

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Стихи Лермонтова, как искренняя исповедь поэта. =>>>

Тогда смиряются души моей тревоги,

Тогда расходятся морщины на челе,

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.

Но Россия Лермонтова не только пейзажные зарисовки, не только раздолье, родные края; Россия Лермонтова предстает и в другом виде, это —

Страна рабов, страна господ…

Да! Были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя,

Богатыри — не вы!

Купец Калашников честен, благороден, смел. Он бьется с опричником Кирибеевичем смертным боем, пытаясь защитить свой жену, отстоять свое человеческое достоинство. Смелый купец отомстил за поруганную честь, убил своего обидчика в честном кулачном бою на Москве-реке, но и сам поплатился жизнью. Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл купец Калашников истинной причины своего поступка, не склонил своей гордой головы:

И гуляют-шумят ветры буйные

Над его безымянной могилою.

И проходят мимо люди добрые:

Пройдет стар человек — перекрестится,

Пройдет молодец — приосанится,

Пройдет девица — пригорюнится,

А пройдут гусляры — споют песенку.

В своем творчестве Лермонтов ставил проблему деятеля, проблему положительного героя. И если среди современников Лермонтов искал и не находил такого героя, то в историческом прошлом России такие герои были.

За 27 неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого стихотворца русского — Пушкина. став с ним вровень. Какая трагедия для России, что так рано ушли из жизни два гения русской словесности.

Сочинение опубликовано: 11.12.2015 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Стихи Лермонтова, как искренняя исповедь поэта

Навигация по записям

: Анализ стихотворения Лермонтова Дума 2

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдём без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

Сурово порицая за это равнодушие, за отход от общественно-политической борьбы своё поколение, Лермонтов как бы зовет его к нравственному обновлению, к пробуждению от духовной спячки.

Стихотворение написано пятистопным хореем с чередованием женской и мужской рифмы. Рифмовка перекрестная. Строфы представляют собой четкие четверостишия. Все это придает особую мелодичность и плавность стиху. Использование приема звукозаписи (частое повторение шипящих звуков) придают повествованию задушевность, имитируют тихую речь, шепот в ночи.
В финале стихотворения появляется образ великана-дуба – символа вечной жизни и мощи. Именно этот образ привлекает внимание поэта, греет его смятенную душу. Он дает надежду на бессмертие. Такой живой памятник хотел бы воздвигнуть над своим последним прибежищем поэт:
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел.

Стихотворение было воспринято в русском обществе как выражение передовых гражданских идей того времени.

Стихотворение посвящено демону, тема к которой поэт обращался в разное время

Лирический герой предстает перед нами в образе одинокого человека, который болезненно реагирует на свое положение. Он сожалеет о том, что рядом с ним нет человека, который бы посочувствовал ему, разделил его горечь:

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…

Любовь ему кажется тоже немыслимой вещью,
Любить… но кого же. на время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно!

Переживания героя помогают передать эпитеты: сладкий недуг, холодное вниманье, пустая и глупая шутка; риторические вопросы: Любить… но кого же. Что пользы напрасно и вечно желать?; сравнение: жизнь – пустая и глупая шутка.

Это стихотворение – исповедь одинокого человека, который никак не может смириться с тем, что человеку трудно достигнуть гармонии с окружающим миром.

Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен,
Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,
Но для поэта он не тесен

Основная мысль – идея служения правде, именно в этом видит свое предназначение поэт

Еще работы по литературе и русскому языку

Реферат по литературе и русскому языку

Татьяны милый идеал. по роману А. Пушкина Евгений Онегин

20 Октября 2015

Реферат по литературе и русскому языку

Анализ стихотворения Рылеева К N. N. Ты посетить, мой друг, желала.

20 Октября 2015

Реферат по литературе и русскому языку

Анализ поэмы Рылеева Войнаровский

20 Октября 2015

Реферат по литературе и русскому языку

Проблематика романа И. А. Гончарова Обломов 2

Композиция

Композиция – 7 четверостиший, основанных на библейском сюжете о пророке Иеремии. Автор проводит параллель между ним и лирическим героем, он тоже пророк, но никому не нужный, презираемый Можно обозначить смысловое деление на три части: в первой (две первые строфы) лирический герой рассказывает о своём пророческом даре и злоключениях, связанных с ним; во второй (3-4 строфы) описывается уединённая жизнь пророка в пустыне, её прелесть и спокойствие: в трёх последних четверостишиях – восприятие окружающих лирического героя, его отчуждённость, непринятие толпой.

Жанр – лирическая исповедь. Некоторые критики называли это стихотворение прощальным, оно стало пророческим для самого автора. Спустя несколько месяцев он “навсегда ушёл” от людской злобы, от непонимания, осуждения, слухов и сплетен.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Инверсии, сравнение, анафора в 6-й и 7-й строфе делают лирическое повествование неспешным, спокойным, придают черты жанра жития или притчи.

Традиционная тема поэта и толпы, одиночества одарённого человека связана с библейским сюжетом о пророке Иеремии. Лирический герой предстаёт в образе пророка, который живёт лишь вдалеке от людей, там ему подчинятся звери ( “мне тварь покорна там земная” ), там он чувствует гармонию с природой ( “и звёзды слушают меня, лучами радостно играя” ). Существование в обществе для него невозможно – он отвергнут, гоним, не понят. Его попытки проповедовать (писать, творить) закончились осуждением и презрением со стороны толпы “в меня все ближние мои бросали бешено каменья” .

Главная мысль – творческий человек – всегда изгой, он обречён на одиночество и непонимание. Это очень личное переживание, которое автор передаёт своему лирическому герою, он счастлив только наедине с Богом, вдали от людей – значит это участь избранных, их судьба. Идея стихотворения – показать как несправедливо общество к тем, кто наделён “божьим даром”, показать творческую натуру обособленно от обывателей.

Лирический герой повествует свою историю жизни, путь, который должен пройти каждый избранный человек. Причём “божий дар”, то есть талант становится тяжким крестом для него, о возможности выбрать другой путь он умалчивает и принимает всё мудро и терпеливо. Самому поэту очень не хватало такой стоической позиции в отношении окружающих. Жить, как птица, питаясь тем, что бог послал – для него наивысшее благо.

Послушайте стихотворение Лермонтова Исповедь

Средства выразительности

Стихотворение пророк очень эмоционально и выразительно. Лермонтовский стих всегда романтичный и грустный, на этот раз пропитан трагизмом и обречённостью. Невозможность использовать свой дар во благо людям делает его бессмысленным.

Возвышенная лексика ( провозглашать, град, старцы, глупец, судия, всеведенье,уста, глава, очи ) и библейская ( тварь земная, дар божий, пророк, завет ) придают лирическому повествованию торжественность, наделяют его чертами библейской притчи, жития.
Благодаря этому общий тон произведения не нуждается в большом количестве эпитетов ( “божья пища”, “вечный судия”, “самолюбивая улыбка”, “шумный град” ), и метафор ( “страницы злобы и порока”, “читать в очах” ), оно очень целостное и эмоционально гармоничное. Перифраза “вечный судия”, “предвечный” используется, чтобы не повторять имя (слово “бог” также используется в 6-й строфе) всевышнего несколько раз. Причём из уст лирического героя мы слышим образы-перифразы, а людские речи используют слово “бог”. Это говорит об особых отношениях лирического героя-пророка и небесного отца.

Картинка к сочинению анализ стихотворения Исповедь


Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 28173
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

Л. Н. Назарова Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл. , 1981

Полезное

Смотреть что такое ""Исповедь", поэма" в других словарях:

Исповедь — ИСПОВЕДЬ, разновидность лирич. самовыражения, культивируемая Л. как лит. жанр, но сохраняющая связь со своим первонач. значением: она одно из семи христ. таинств, в к рые входят также крещение, причащение, миропомазание, брак и др. И. требовала… … Лермонтовская энциклопедия

Демон (поэма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Демон (значения). Демон … Википедия

Мёртвые души (поэма) — Мёртвые души (первый том) Заглавный лист первого издания Автор: Николай Васильевич Гоголь Жанр: Поэма (роман, роман поэма[1], прозаическая поэма[2]) Язык оригинала: Русский … Википедия

Боярин Орша, поэма в трех главах (Лермонтова) — каждой главе сопутствует эпиграф из Байрона. Действие происходит на берегу Днепра крутом, близ рубежа Литвы чужой , в эпоху опричнины (ср. ниже Литвинка ). Отдельные строфы Боярина Орши , как напр. Ты слушать исповедь мою пришел , сначала входили … Словарь литературных типов

Мертвые души, или похождения Чичикова (Гоголя) — [ Мертвые души , по выражению Гоголя, являются историею его собственной души . О сюжете поэмы, рассказанном Гоголю Пушкиным, . Гоголя т. IV, . Воспоминания. СПБ. 1909 г. (статья: Гоголь в Риме ), . Этюды и характеристики М. 1907 г. ( Мертвые души … Словарь литературных типов

Мотивы поэзии Лермонтова — МОТИВЫ поэзии Лермонтова. Мотив устойчивый смысловой элемент лит. текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и лит. худож. произв. Мотив м. б. рассмотрен в контексте всего творчества… … Лермонтовская энциклопедия

Читайте также: