Краткое содержание евпатий коловрат для читательского дневника

Обновлено: 05.07.2024

Весной и летом на склонах лесистого Геликона (2), там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены (3), и на высоком Парнасе (4), у чистых вод Кастальского родника (5), Аполлон (1) водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины (6) , — постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре (7). Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа — муза эпической (8) поэзии, Эвтерпа —муза лирики (9), Эрато — муза любовных песен, Мельпомена — муза трагедии (10), Талия — муза комедии, Терпсихора —муза танцев, Клио — муза истории, Урания —муза астрономии и Полигимния — муза священных гимнов (11). Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.

Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес (12) о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита (13), Арес с Гермесом (14) — все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида (15). Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.

(1) Аполлон — один из древнейших богов Греции, покровитель искусства, поэзии и музыки. Поэтому и в Москве, на здании Большого Академического театра стоит статуя Аполлона с лирой в руке, едущего на колеснице.

(2) Геликон — гора в Средней Греции, на которой, по представлениям греков, обитали музы. Их иногда называли "царицами Геликона".

(3) Гиппокрена — ключ (родник) на вершине горного хребта Геликона. По преданию, появился ключ от удара копытом крылатого коня Пегаса. В переносном смысле "оседлать Пегаса" — стать поэтом.

(4) Парнас — в мифах — место обитания Аполлона и муз. В переносном смысле Парнас — сообщество поэтов.

(5) Кастальский родник (ключ) — источник на горе Парнас. В современном языке Кастальский ключ означает источник вдохновения.

(6) Мнемосина (Мнемозина) — богиня памяти.

(7) Кифара — струнный щипковый инструмент, похожий на лиру.

(8) Эпический — повествовательный.

(9) Лирика — один из трех видов литературы (эпос, лирика, драма), стихи, песни.

(10) Трагедия — драматическое произведение, часто завершающееся гибелью главного героя.

Повесть рассказывает о том, каким испытаниям подверглась Русская земля во время нашествия монголо-татарского ига. Этот по-настоящему страшный для Руси период начался в первой половине 13 века. Глазам читателя предстают мрачные картины разрушенных городов и жестоких сражений.

В 1240 году войска Батыя захватили Киев, несмотря на героическое сопротивление его жителей. С этого момента над Русской землей нависает страшная тяготеющая сила – татаро-монгольское иго, продлившееся более двух веков подряд.

Главная задача автора произведения – показать храбрость и героизм русского народа в противостоянии с беспощадным врагом. На примере подвига Евпатия Коловрата читатель видит, насколько может быть силен духом и телом русский человек. Повесть несет в себе яркий патриотический посыл, призванный пробудить в наших сердцах гордость за свой народ.

Читать краткое содержание Повести о разорении Рязани Батыем

На Русскую землю во главе несметного полчища приходит ордынский предводитель Батый. Он останавливается под Рязанью. В качестве дани Батый требует по десятой части от земли, людей и богатств. Рязанский князь Юрий Ингоревич обращается за помощью к владимирскому князю, но получает отказ. После чего созывает военный совет. Через своего сына князь просит Батыя проявить милосердие и пощадить город. Тот соглашается, но требует привести к нему русских жен и дочерей, в том числе и красавицу-жену Федора Игоревича, сына князя Рязанского. Федор отказывает Батыю и платится за это собственной жизнью.

Слуга князя приносит страшную весть в Рязань. Жена Федора Юрьевича, княгиня Евпраксия, узнав обо всем, впадает в дикое отчаяние и выбрасывается из окна с маленьким сыном на руках. Оба они погибают, а по всему городу долгое время звучит горький плач.

После того как великая печаль была утолена, Юрий Ингоревич готовится к наступлению на Батыево войско. Битва оказалась жестокой и кровопролитной, унеся с собой жизни тысяч людей. Князь Олег Ингоревич тяжело раненым. Увидев то, как он страдает, Батый предлагает в помощь своих лекарей при условии, что взамен Олег перейдет на его сторону. Князь не желает становиться предателем. В результате, его жестоко казнят.

Вскоре войска Батыя вплотную подступают к стенам Рязани. Разгорается долгое, кровопролитное сражение. Длится оно целых пять дней подряд. Положение рязанцев усугубляется еще тем, что воевать им приходится бессменно, в то время как войска захватчиков постоянно обновляются. Битва заканчивается полным взятием Рязани. Жители города гибнут от рук татар. Все дома и улицы разграблены. Вскоре татары совершают ужаснейшее деяние – убивают в церкви всех женщин, в числе которых оказывается и мать великого князя, а также епископа и священников.

Кажется, что все потеряно окончательно, и помощи ждать неоткуда. Но в это самое время в Чернигове находится брат Юрия Ингоревича Ингварь. Там же вместе с князем находится и рязанский боярин, храбрый воевода Евпатий Коловрат. Узнав о жестоком нападении Батыева войска на Рязань, они немедленно отправляются на помощь к его жителям. Прибыв на место, они понимают, что сильно опоздали, и город полностью разорен и разрушен. Храбрый вельможа решает выступить против татарских войск. Собрав собственную дружину, Евпатий отправляется на бой с татарами.

Нападение русской дружины становится для Батыя и его воинов внезапным и болезненным ударом. Под умелым командованием Евпатия Коловрата дружина одерживает уверенную победу над войском Батыя. Татар поражает сила духа и смелость русских воинов. Но особо их восхитила доблесть рязанского воеводы Евпатия Коловрата.

Шурин ордынского хана зарекается взять дружину в плен, в том числе и самого русского богатыря. Наконец, представляется случай, и два сильнейших война сталкиваются в мощном поединке. Коловрат одерживает безусловную победу. В итоге татары убивают русского витязя, но даже перед его мертвым телом испытывают настоящий страх.

Выказывая восхищение храбростью Коловрата и смелостью всех русских воинов, Батый утверждает, что непременно взял бы такого человека к себе на службу и без тени сомнения доверил бы ему свою жизнь.

Читать краткое содержание Повесть о разорении Рязани Батыемь. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Повесть о разорении Рязани Батыемь

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Матушка решила напоить своего больного сына чаем, с бузиной. К ним пришел пожилой мужчина. Старичок постоянно рассказывал сказки.

Была сильная вьюга. В небольшом селе, застигнутая непогодой кибитка решила заночевать. Конвоир по имени Степан Гаврилов, ехавший на этом экипаже, описывает свою первую рабочую поездку.

Молодая купчиха Измайлова Катерина Львовна одиноко тоскует в полупустом доме, в то время как супруг вечно проводит время на работе. Она влюбляется в юного и красивого приказчика Сергея.

Через два года после перенесения иконы Николы Чудотворца, на Русь приходит безбожный царь Батый. Он становится со своим войском на реке Воронеже около Рязани. Батый посылает послов к рязанскому князю Юрию Ингоревичу, предлагая следующие условия: рязанский князь сразу же отдаст по десятой части всего — земли, людей, богатств. Юрий Ингоревич просит военной помощи у великого князя владимирского Георгия Всеволодовича. Георгий Всеволодович отказывается помочь, желая воевать с Батыем самостоятельно. Тогда Юрий Ингоревич созывает князей — своих ближайших соседей и родственников на совет, что же предпринять.

Подойдя к городу, войско Батыя обступает его, и начинается непрерывная пятидневная битва. Причём если татарские воины сменяются, то жители Рязани бьются бессменно. Сражение заканчивается падением Рязани. Заняв Рязань, татары грабят и убивают жителей города. Так, они совершают великое святотатство — убивают в церкви княгиню Агрипину, мать великого князя, других княгинь и княжон, находившихся с ней, а также епископа и священников.

Пересказала Е. Б. Рогачевская. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература Ред. и сост. 1998. — 608 с.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.


Место и время действия

События произведения происходят в 1237 году на Руси, на Рязанских землях.

Главные герои

  • Батый – жестокий, безжалостный татарский хан, напавший и разоривший рязанскую землю.
  • Юрий Ингоревич – рязанский князь, который пытался защитить свое княжество.
  • Федор Юрьевич – сын князя Юрия Ингоревича, отважный князь с чувством собственного достоинства.
  • Ингварь Ингоревич – брат Юрия, отважный князь, занявший впоследствии рязанский престол.

Другие персонажи

  • Евпраксия – верная, преданная жена Федора Юрьевича, которая, узнав о смерти мужа, покончила жизнь самоубийством.
  • Агриппина – великая княгиня, мать Юрия и Ингваря, жестоко убитая татарами.

Краткое содержание

Заключение

Смысл древнего сказания заключается в том, что никакие нашествия не страшны Руси, которая веками стояла и столько же будет стоять, несмотря ни на что. Она сильна благодаря своим сыновьям – храбрым, отважным, беззаветно любящим родную землю.

Читайте также: