Наоми вульф миф о красоте краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Два десятилетия активных действий, сопровождавших возрождение феминизма в начале 1970-х годов, привели к тому, что женщины западных стран добились для себя политических свобод и законодательных прав, включая право выбора в вопросах планирования семьи и рождения детей. Они стали получать высшее образование, полноценно работать, заниматься предпринимательской деятельностью и тем самым перевернули устаревшие традиционные представления об их роли в общественной жизни. Но чувствуют ли себя свободными женщины сейчас?

В течение последнего десятилетия женщинам удалось пробить брешь в существовавшей ранее структуре власти. Однако при этом число случаев нарушений пищевого поведения растёт в геометрической прогрессии, а эстетическая хирургия превратилась в самую востребованную медицинскую специальность. За последние пять лет потребительские возможности населения удвоились и порнография превратилась в самое влиятельное средство массовой информации, обогнав кинематограф и индустрию звукозаписи. А 33 тысячи американок в ходе опроса заявили, что у них нет более желанной цели, чем похудеть на 10–15 килограммов. Никогда ещё столько женщин не добивались материального благополучия, высокого положения в обществе и официального признания, как сейчас, однако, несмотря на это, с точки зрения наших физических ощущений мы, судя по всему, находимся в состоянии ещё более плачевном, чем наши бабушки, никогда не имевшие таких прав и свобод,
какие есть у нас.

Зачем женские журналы играют на чувстве вины

Отчёты маркетологов описывали, как манипулировать неуверенными в себе домохозяйками. Они советовали добиться у них чувства вины

Как стандарты красоты влияют

на сексуальность

Почему женщины до сих пор голодают

Женщины всегда были вынуждены есть не так, как мужчины, то есть меньше и хуже

Схожие стереотипы поведения и сегодня характерны для богатых стран Запада, где женщины добровольно ограничивают калорийность потребляемой ими пищи. При этом поколение назад правомерности подобного распределения пищи нашлось новое логическое обоснование. В результате женщины по-прежнему обходятся без пищи, доедают её остатки, прячут еду, используют обман, чтобы добыть её, но при этом теперь они ещё и испытывают вину за своё поведение.

Как красота влияет на мужчин

Но что даёт миф о красоте мужчинам? Он заставляет их страдать, потому что учит, как избежать любви к женщинам. Он не даёт мужчинам по-настоящему видеть женщин. И, как ни парадоксально, он не поощряет и не удовлетворяет их сексуальное желание. Предлагая вместо реальной женщины её зрительный образ, он притупляет мужское восприятие, сводя все органы чувств к зрению и ослабляя даже его.

Когда мужчин больше возбуждают символы сексуальности, чем сама сексуальность реальной женщины, они становятся фетишистами

Когда мужчин больше возбуждают символы сексуальности, чем сама сексуальность реальной женщины, они становятся фетишистами. Последние относятся к части целого как к целому. Мужчины, которые выбирают любовницу только на основе её красоты, относятся к женщине как к фетишу, они воспринимают её внешность, её кожу так, словно это и есть её сексуальность. По мысли Фрейда, фетиш представляет собой талисман от неудачи в постели.

Поэтому, когда мужчина занимается любовью с женщиной, которую он выбрал исключительно за её безликую красоту, в его спальне находится много людей, но её среди них нет. Такие союзы разочаровывают обе стороны, потому что для того, чтобы постоянно получать подтверждение высокой меновой стоимости женщины, оба вынуждены всё время находиться в обществе других людей. Но сексуальные отношения рано или поздно возвращаются в интимное пространство, где красавица, которая является таким же человеком, как любая другая женщина, упорно совершает одну и ту же ошибку, пытаясь заставить мужчину узнать именно её поближе.

Известная феминистка Наоми Вульф считает, что весь мужской мир поддерживает миф о красоте. Задача тех, кто распространяет этот миф - загнать женщину в определенные рамки. Идея мифа – женщина любой ценой должна быть красивой. Навязывается некий идеальный образ, и каждая женщина должна к нему стремиться, а любой мужчина – должен желать лишь ту женщину, которая более-менее соответствует этому идеалу. СНо чтобы стать идеальной, придется приложить неимоверные усилия.

1. Миф о необходимости голодать и о том, что женщины не должны быть толстыми. Чтобы быть красивой и стройной, женщине приходится голодать. Почти каждая женщина следит за своим весом. Но способен ли человек, постоянно находящийся в состоянии голода, трезво размышлять?

2. Миф о возрасте. Считается, что зрелая женщина уже не может быть красивой. Вечная, неувядающая молодость – недостижимый идеал. Желание остаться молодой заставляет женщин тратить массу денег на приобретение дорогой косметики и пищевых добавок. Пиком отчаяния становится хирургическое исправление естественных нюансов женского тела.

3. Миф о работе. Требование красоты как професионального качества. В то же время от женщины требуют соблюдения невозможного. С одной стороны, она должна быть красивой и сексуальной. С другой стороны, она своим видом не должна провоцировать сексуальные домогательства.

4. Миф о религии. Во все времена религия предъявляла к женщинам особые требования. Естественные особенности женского организма безоговорочно ставились в вину. Когда же влияние традиционной религии наконец уменьшилось, на смену ей пришла не менее коварная религия Красоты.

5. Миф о культуре. Красочные гламурные журналы творят женскую массовую культуру. Это они содержат и внушают женщинам постулаты религии Красоты. Как же этому противостоять?

6. Миф о сексе. Безупречно прекрасные обнаженные женские тела окружают нас повсюду: ТВ, реклама, журналы. Женщинам (равно как и мужчинам) упорно навязывается представление, будто удовольствие от секса можно получить только при наличии идеальных пропорций. С другой стороны насилие над женщиной считается красивым, стильным и приятным. Пропаганда насилия над женщинами явственно демонстрирует, кто является хозяином общества, поэтому мужчинам приходится с этим смиряться. С каждым десятилетием миф о красоте продолжает набирать обороты, так что не будет лишним познакомится с одним из основных феминистических трудов.




В книге Вульф рассматривает стереотипные, нормативные представления о женской красоте в современном американском обществе как инструмент ограничения и угнетения женщин ради поддержания мужских властных институтов. Она сочетает экспрессивный полемический стиль с историческим и статистическим анализом. Книга, вышедшая в 1991 г., стала бестселлером, собрала широчайший спектр отзывов, от похвальных до критических, и вызвала бурные дискуссии в публичной сфере и в академических кругах. До сих пор она остается одним из значимых и постоянно цитируемых феминистических трудов.

Миф о красоте

Откуда миф о красоте берет силы? Почему он появляется раз за разом в ответ на активные действия женщин? Почему его действие так разрушительно? Вульф объясняет это, снова отсылая к истории мифа, к женственности викторианской – болезненной, эмоциональной и фригидной, и к женственности пятидесятых – ухоженной, бездумной и одомашненной: качества, которые в данный период называют красивыми в женщине, являются символами женского поведения, которое является желательным для данного периода. Миф о красоте на самом деле всегда предписывает поведение, а не внешний вид.

Вульф приводит статистику, описывающую стремительный рост количества женщин на рынке труда, и проводит аналогию с приливом рабочей силы иммигрантов в разные периоды существования разных стран. Иммигрантов всегда боялись, потому что их рабочие качества обычно превосходили качества местного населения, и тем самым они занимали рабочие места и меняли экономику. Страх выражался в создании стереотипов, ограничивающих возможности иммигрантов, и в дискриминации. Вышедшие на рынок труда женщины так же опасны для статус кво, для существующей мужской рабочей силы и мужской экономики, как иммигранты – для местных. Но женщины – не меньшинство в количественном значении слова. И они умеют работать вдвое больше мужчин.

Вульф описывает потребность в женской рабочей силе как дешевой (недоплачиваемой), покорной и не стремящейся к карьерному росту, готовой заниматься отупляющим, скучным, механическим трудом на низших ступенях профессиональной иерархии, в то время как высшие ступени заняты мужчинами, и статус кво сохраняется. Она пишет: vКрасота как профессиональная характеристика дает работодателям то, что им нужно от женской рабочей силы с экономической точки зрения, воздействуя на женщин психологически на нескольких уровнях.

Красота как профессиональная характеристика заставляет женщин конкурировать между собой, разделяя их на личном и на профессиональном уровне. Она же на физическом, телесном уровне утверждает для них несправедливость ситуации. …Оценка женщин как красавиц, а не как профессионалов, каждый день подкидывает им метафоры реальной экономической несправедливости, с которой они сталкиваются в работе: избирательные привилегии, фаворитизм при повышении, отсутствие социальной безопасности… Труд, вложенный в красоту, и красота как профессиональная характеристика на рабочем месте учат женщин тому, что к ним справедливость не относится. Эта несправедливость представляется им как нечто неизменное, вечное, приемлемое и порождаемое самой женщиной, такая же часть ее, как рост, цвет волос, пол и форма лица.

Продолжение следует.

С книгой знакомит - Ольга Бурмакова

Миф о красоте. Наоми Вульф - мои впечатления и мысли после прочтения

Вы, женщины, какие-то странные – так над собой издеваться
(мой муж, узнав, что я иду на микроблейдинг бровей)
Именно с этой фразы я хочу начать обсуждение книги,
которая описывает долгую историю взаимоотношений
женщин с их телами

Красота спасет мир. И красота требует жертв. Две фразы, которые так легко объединить в одну: спасение мира требует жертв, и эти жертвы приносят именно женщины. Ведь это про их красоту идет речь.

Я закончила читать знаковую книгу Наоми Вульф “Миф о красоте” и готова с вами поделиться своими наблюдениями и мыслями о ней. Книга очень интересная и в свое время, можно сказать, произвела определенную революцию в умах, а также принесла Наоми Вульф признание как теоретику феминистического движения.

Миф о красоте. Наоми Вульф - мои впечатления и мысли после прочтения

Миф о красоте. Наоми Вульф - мои впечатления и мысли после прочтения

Существует стереотип о том, что женщины всегда страдали ради красоты. Но воспроизводя этот стереотип, мало кто задумывается о том, откуда у них в голове возникают те каноны, к которым они стремятся сами или же призывают стремиться других. Я встречала немало утверждений (и сама согласна с многими из них) о том, что стандарт красоты зависит от жизни социума. В голодное и тяжелое время ценится сытая полнота. В крестьянской среде ценится сила и выносливость. Во многие периоды красивой считались признаки способности к деторождению. Что нам говорят стандарты красоты про день сегодняшний? Насколько мы сами хотим им соответствовать? Как они отличаются в разных социальных срезах? Отдельно, конечно же, как всегда при прочтении зарубежной книги, мне интересно сравнить все это с нашим обществом. И думаю, если бы Наоми Вульф могла ознакомиться с результатами подобного сравнения – неважно, сделала бы их я или кто-то другой – она была бы сильно удивлена. Сразу забегая наперед скажу, что постсоветское пространство упоминается в книге именно в контексте того, как сильно мы все упали в мир гламура в девяностые, после окончательного падения железного занавеса и прихода в нашу жизнь глянца крупных мировых издательских домов. Но – по понятным причинам – нет ни капли анализа того, почему так случилось. И почему наши женщины с такой радостью погрузились в этот гламур и красивость.

Цитата: Чем больше препятствий правового и матримониального характера преодолевает женщина на своем пути к освобождению, тем сильнее давит на нее идеальное представление о красоте.

Кроме сравнения западной парадигмы и постсоветского пространства еще интересно и посмотреть на то, как изменился мир с момента выхода книги. Изменились взгляды на проблему красоты, изменилась оценка рисков. Но тем не менее и каноны постоянно “ужесточаются”. Об анорексии стали много и часто говорить, как о явной проблеме. И тем не менее, сегодняшняя модель более худая, чем ее коллеги из восьмидесятых и девяностых.

Происходит замещение. Нам кажется, что многое изменилось, что изменился сам подход – но на самом деле я бы просто сказала, что мифов о красоте просто появилось несколько. В одной социальной среде – это надутые губы и солярий. В другой – естественность и чистота. Где-то стройность и спортивность. А на другом полюсе – бодипозитив и полнота, с которой почему-то не идут в комплекте проблемы со здоровьем.

По прочтению книги можно было бы сказать о том, что вот мы сегодня видим старение ролевых моделей (в кино, рекламе и так далее). Но это происходит не потому что общество научилось принимать старость. А потому что маркетологи наконец-то открыли для себя сегмент платежеспособных женщин старше 40 лет. Причем, платежеспособны они вовсе не потому, что им выделяют деньги мужчины. В подобных случаях даже сложно сказать, что первичнее – распространение возрастной модели женского образа повлияло на реальную жизнь женщин. И это женщины своими изменениями в реальной жизни привели к тому, что мы все чаще видим эту возрастную ролевую модель.

И речь не только о возрасте. Мы сегодня видим для женщин свободу. Или иллюзию свободы в решениях относительно своего тела. Но можно с полной серьезность при этом говорить о неврозе, который возникает пропорционально росту этой женской свободы. Чем больше у женщины вариантов для выбора, тем больше ей транслируется убеждение того, что этот выбор она должна сделать в пользу красоты, похудения, а в последнее время к этому добавился спорт и здоровый образ жизни.

Как я уже сказала в самом начале, в разных слоях общества существуют сегодня разные представления о красоте. Когда-то в городской и крестьянской среде были разные подходы к этому вопросу. (причем не так давно, меньше, чем сто лет назад). И в некоторых местах в сельской местности такой подход сохранился и оказался очень живуч. Сейчас мы чаще все же видем расслоение не по территориальным, а по социальным критериям: образование и достаток. В одних группах существует эстетика нарощенных ногтей и наколотых губ. В другой среде – естественность и природность. Которая на самом деле требует гораздо больше времени, финансов и усилий для достижения результата. Популяризация естественности имеет и обратную сторону. Как сказано в книге “Миф о красоте всегда предписывает определенные стандарты скорее поведения, чем внешности”. А значит, сегодня обществу выгоднее обратить внимание женщины на эко-потребление, на другой подход к ведению быта, домашнему хозяйству, а также родительству и воспитанию детей.

Миф о красоте. Наоми Вульф - мои впечатления и мысли после прочтения

В годы войны многим женщинам пришлось выйти на работу. Но после этого западное общество было заинтересовано в том, чтобы посадить этих женщин дома и освободить рабочие места для мужчин. Именно так был создан “миф о домашнем рае” и тот образ, подобный которому мы с вами видели в фильме “Степфордские жены”. И в семидесятые – восьмидесятые, когда женщины стали все чаще претендовать на рабочие места – мы сейчас не можем даже предположить себе, чего это им стоило. В книге описываются довольно подробно истории судебных разбирательств по поводу дресс-кода, его несоблюдения, домогательств и прочая. У нас в это же время (да и в предшествующее) была совершенно другая ситуация. Нашему советскому государству нужны были рабочие руки и потому наоборот, долго все велось к тому, чтобы увести женщину от семьи и от “мещанских радостей” в виде помад и платьев.

Именно поэтому я всегда акцентирую внимание на том, что мы не можем безоговорочно принять для себя тут форму феминизма, которая уже сложилась на Западе. Я просто пытаюсь себе представить себе, как бы я объясняла свекрови своей, которая всю жизнь работала, в том числе и на тяжелых “мужских” работах идею того, что женщина пытается отвоевать рабочее место как привилегию. Объяснять это женщинам страны, где несколько поколений выросло при наличии в законодательстве статьи за тунеядство. Объяснить женщинам, где идея стать женой инженера или еще какого начальника, и позволить себе не работать – это было кажущимся идеалом устройства женской судьбы. Как объяснить опасность диктата красоты, про что так много говорится в книге, женщинам, которые в свое время боролись за то, чтобы быть красивыми (в плане цены и возможности “достать”), если у них возникало такое желание?

И тем не менее, хоть западный женский опыт и не совсем применим к нашему обществу, изучать его очень полезно.

Цитата: Судья, глядя на любую молодую девушку, к которой можно приставать, а глядя на женщину постарше, он видит старуху, которую не грех и уволить

Нельзя сказать, что в наших реалиях не существовало дискриминации. Она существовала, и при общей занятости женщин, проблема “стеклянного потолка”, наверное, была еще больше ощутима. Тем не менее, как мне показалось, хотя бы существующее трудовое право было более правильным в отношении прав женщин. А большинство дискриминационных моментов происходило из негласных традиционных установок.

Миф о красоте. Наоми Вульф - мои впечатления и мысли после прочтения

Еще мне было отдельно интересно прочитать главу о сексуальности. Наоми Вульф очень много говорит о том, что распространение порнографии и сексуализированое изображение женского тела и насилия очень влияет на сексуальность общества. В книге упоминается, что на момент ее написания уже сформировалось поколение мужчин, на которых повлияла сексуальная революция. При этом у нас и сегодня еще есть мужчины, чье формировние сексуальности происходило при почти полном визуальном, информационном и эстетическом голоде. При этом Наоми Вульф утверждает, что большое количество изнасилований связано именно с порнографией, эротикой и массовой культурой, тиражирующих концепт насилия в гетеросексуальных отношениях. В нашей культуре подобной визуализации не было до момента падения железного занавеса. То есть по факту на момент написания книги мы имели целое общество, сформировавшееся без Playboy, MTV и порнографии. Тем не менее, мы могли видеть, что насилие было распространено в этом обществе и частично толерировалось самими женщинами, хотя на них не было никакого давления со стороны глянца, порнографии и эротики по причине их отсутствия.

Вообще, книга мне очень понравилась тем, что рассматривает различные аспеккты влияния мифа о красоте на нашу жизнь. Это касается всего. Начиная с того, что даже при равном заработке у женщин будет оставаться меньше свободных денег на руках, потому что требования “следить за собой” съедают огромную часть бюджета. Заканчивая интересными наблюдениями за мировой культурой, искусством и литературой. Так интересно было для себя отметить, что в литературе именно красота героини приносит ей “интересную жизнь”. Может, это не всегда приятная насыщенность. Иногда это бывают трагедии и драмы. Но все равно это интереснее для читателя, чем жизнь “обычных женщин”, обреченных на безликое существование.

Цитата: Имена и лица мужчин увековечены в памятниках рядом с анонимными безликим каменными женщинами-изваяниями. Эта ситуация характеризует культуру в целом.

Миф о красоте. Наоми Вульф - мои впечатления и мысли после прочтения


Я не буду подробно останавливаться на отдельных главах, посвященных борьбе со старением, пластическое хирургии или похудению. Пересказывать их кратко – нет смысла. А пересказывать или описывать в подробностях – заняло бы не один пост. Так что советовала бы вам прочитать книгу или хотя бы эти главы. Очень интересно проследить историю, как от борьбы с женской сексуальностью в викторианскую эпоху (опять же, что у нас происходило в этот период? А у нас террор, Софья Перовская, подруги революционеров, бомбисты и сны Веры Павловны), переросло в борьбу собственно с женским телом вообще. А также интересно проследить связь “ритуалов красоты” с религиозностью (с которой у нас тоже была прервана связь, и тут бы стоило подробнее, конечно, исследовать эту тему).

Казалось бы странным, что я тут в блоге про моду и красоту даю такой подробный разбор критике этих понятий. Но на самом деле книга очень полезная. Конечно, нельзя не отметить того, что начав свое исследование, автор продолжает все сопричастные темы рассматривать под заданным углом (особенно я зацепилась за тему панк-культуры, которая приводится как пример “легального” деструктивного насилия над женским телом, с пирсингом и вот этим вот всем. Но как раз панк-культура больше поддерживает мужскую деструктивность, как мне кажется.) Но прочитать ее стоит обязательно. Зачем?

Во-первых, для того, чтобы каждая из нас сегодня могла задуматься о том, что и почему она хочет делать со своим телом. Где здесь пролегает граница между личным желанием и общественным давлением. Во-вторых, в самом деле книга еще и дает повод оценить, как изменился мир. И больше всего, на мой взгляд, мир изменился с появлением интернета. Как говорит сама Наоми Вульф “Парадоксально, но миф о женской красоте способствует женской солидарности”. Базой для такой солидарности она называет женские журналы. Потому что это та среда, которая относится к женщине максимально серьезно. И даже транслируя идеи мифа о красоте, в то же время оказывает огромную поддержку и даже ощущение дружеского (наверное, правильнее сказать”подружеского”) плеча рядом.

Но сегодня роль журналов все активнее занимает интернет. И я вижу в режиме реального времени, как женщины солидаризируются и поддерживают друг друга. Пусть даже первоначально они объединяются благодаря интересу к помаде, подгузникам, фиалкам или вязанию крючком, в итоге чаще всего женские коммьюнити и отдельные площадки становятся для пользовательниц мощным источником поддержки. Да и слышать совет от автора с журнальных страниц, это не совсем то же, что общаться вживую с реальными женщинами, слушать их совету, ощущать их поддержку. И видеть вокруг не только глянцевые идеалы, но женщин настоящих и живых. (Хочется верить, что я тоже вношу в этот процесс развития женского коммьюнити, женского самоосознания и солидарности свою скромную лепту)

Ну и еще, книгу стоит прочитать хотя бы для того, чтобы каждый раз, когда ты сталкиваешься с оценкой себя и своей деятельности, или же пытаешься дать оценку другой женщине, вспоминать вот это:

Цитата: Если на публичной женщине поставить клеймо “слишком привлекательная”, то для женщин она представляет собой угрозу, так как является соперницей, а мужчинам просто не стоит воспринимать ее всерьез. Если же ее называют “слишком страшной”, то, поддерживая ее взгляды, можно испортить собственную репутацию.


Откуда взялся образ страшной феминистки? И действительно ли женщин угнетают так, как это описано в книге?

Всем привет!

В этом отзыве я расскажу про книгу Наоми Вульф "Миф о красоте". К её прочтению меня сподвигли многочисленные упоминания о ней в разных источниках, у блоггеров и в списках важных книг. Не знаю, как так вышла, но тема женского положения в обществе была мне всегда интересна, поэтому я и приобрела себе этот экземпляр.


Купить книгу можно в сети Читай-Город, как это сделала я, или заказать онлайн.

Стоимость - 323 рубля, но есть ещё и экземпляр в твердом переплете, он стоит дороже.

Внешний вид
Книга приятного розового цвета с яркими коралловыми вставками. Не скажу, что оформление мне нравится, но таков фирменный стиль издания, и тут ничего не поделаешь.


За время использования книга не помялась, хотя я брала её с собой и в поезд, и просто в транспорт, и читала дома. Состояние обложки до сих пор очень хорошее.


Структура
Книга состоит из больших глав, в каждой из которых поднимается определенный вопрос отношения общества к женщине, причины возникновения того самого мифа о красоте, и другие острые социальные проблемы.

Кратко описывать каждую из глав я не буду, так как это будет спойлером, скажу только, что в книге много статистики и реальных фактов со ссылками на источники, что заставляет верить автору книги.


Впечатления
Несмотря на то, что книга написана в 90х, она все ещё не потеряла свою актуальность сейчас, хотя и некоторые утверждения выглядят весьма спорно.


Миф о красоте, о котором говорит Наоми Вульф, или так называемая "железная дева" - это определенные стандарты, под которые общество пытается подогнать женщин. Сейчас уже понятие женской красоты является аксиомой, и все знают, что женщина должна быть ухоженной и сексуальной, но так было далеко не всегда.

На всем протяжении книги автор описывает проблемы, с которыми сталкиваются женщины в плане внешности в современном мире, а также касается тем прошлого и рассказывает о том, как сменялся идеал, под который подгоняли женщин, с течением времени.

На самом деле, следить за развитием событий было довольно интересно, и я согласна с главной идеей автора - миф о красоте придумали ради прибыли. Ради дохода косметических компаний, пластической хирургии и так далее.


Но, помимо этого автор утверждает и то, что миф о красоте появился тогда, когда женщины стали рваться к образованию и власти и пошла первая волна феминизма - тогда то всем и стали внушать, что если не красивая, то и женщиной считаться не можешь.

Поначалу я подчеркивала какие-то важные мысли в книге, как люблю это делать в принципе, но потом некоторые идеи стали мне казаться слишком абсурдными и утвержденными.


Книга написана таким языком,будто автор не терпит никаких правок в сторону своей позиции и твердо уверен в своей правоте, что грустно. На мой взгляд, многие идеи слишком радикальные, агрессивные и притянутые за уши, хотя и подкрепляющая их статистика тоже имеется.

Самым забавным фактом, который я вынесла, была легенда об образе феминистки, которую нам навязывают по сей день. Толстая, с короткой стрижкой, небритая и уродина - этот образ появился ещё тогда, когда пошла первая волна феминизма, но красота была уже навязана извне. Таким образом общество хотело усмирить и осадить женщин, которые решили, что чего-то заслуживают.

Моё мнение
Хоть я и описала смысл книги очень кратко, примерная суть ясна.

Книга мне понравилась, но я отнеслась к ней критически, делая свои выводы касаемо каждой позиции. И сошлись с автором мы только в финале, где шла речь о том, что каждая женщина в праве выбирать свой путь и внешность, ухаживать за собой, делать пластические операции, худеть, но только тогда, когда будет полностью уверена, что делает это исключительно ради себя.

Не знаю, насколько тонкая грань между "делаю для себя" и непониманием навязанных со стороны общества идеалов, но в это нужно вникнуть каждой в отдельности.


Вместо итога
Миф о красоте нужно прочитать всем, кто озабочен позицией женщины в современном обществе. Книга спорная, написана не самым простым языком, но все же что-то актуальное и важное из нее можно вынести. В целом, больше рекомендую, чем нет.

Читайте также: