Контроль за семейными детскими садами

Обновлено: 05.07.2024

Семейный детский сад можно открыть:

в виде структурного подразделения государственной образовательной организации в многодетных семьях;

для этого нужно подать заявление и необходимые документы;

один из родителей назначается воспитателем при наличии высшего или среднего профессионального образования.

Понятие семейного детского сада

В соответствии с действующим в настоящее время в РФ законодательством об образовании:

дошкольное образование может быть получено в образовательных организациях,

а также вне их - в форме семейного образования.

В целях получения дошкольного образования в семьях:

в образовательной организации могут быть организованы семейные дошкольные группы;

такие группы и называют семейными детскими садами.

Семейные детские сады подразделяются на два типа:

семейные детские сады, имеющие общеразвивающую направленность и

семейные детские сады, осуществляющие присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.

п. п. 3, 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014

Семейный детский сад отрывается:

в многодетных семьях, имеющих 3 и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту проживания данной семьи,

в случае если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, открытие семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других семей;

в качестве структурного подразделения государственной образовательной организации, реализующей общеобразовательную программу дошкольного образования, в соответствии с ее уставом;

при этом один из родителей (законных представителей) назначается воспитателем.

п. п. 1.1, 1.2, 2.2 Примерного положения об организации деятельности семейного детского сада, утв. Постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 № 951-ПП

Семейный детский сад обеспечивает:

  • воспитание детей,
  • обучение детей,
  • присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Семейные детские сады открываются в целях:

поддержки многодетных семей;

предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей;

развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка;

расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии.

Организация деятельности семейного детского сада

Для организации деятельности семейного детского сада в штатное расписание образовательной организации вводятся дополнительные штатные единицы:

воспитатель - 1,0 ст.;

воспитатель по физкультуре - 0,25 ст.;

музыкальный руководитель - 0,25 ст.;

старшая медсестра - 0,25 ст.;

педагог-психолог - 0,25 ст.;

социальный педагог - 0,5 ст.

Данные штатные единицы образовательной организации определяются из расчета на 3-5 детей для одного семейного детского сада, являющегося структурным подразделением образовательной организации.

Деятельность семейного детского сада:

на должность воспитателя семейного детского сада назначается родитель (законный представитель) многодетной семьи, в которой создается семейный детский сад;

организация питания в семейном детском саду возлагается на воспитателя;

на организацию питания в семейном детском саду предусматривается финансирование из бюджета города Москвы (для семейных детских садов города Москвы);

окружные управления образования оказывают методическую и консультативную помощь в организации деятельности семейного детского сада;

режим работы семейного детского сада и пребывания в нем детей определяется уставом образовательной организации, договором между образовательной организацией и родителем (законным представителем);

администрация образовательной организации осуществляет контроль за функционированием семейного детского сада;

занятия с детьми и другие виды деятельности в семейном детском саду могут проводиться как в здании образовательной организации, так и в домашних условиях;

в организации деятельности семейного детского сада многодетной семье оказывается методическая и консультативная помощь;

кроме того, его воспитанники могут использовать инфраструктуру государственной образовательной организации, в частности посещать музыкальные и физкультурные занятия, заниматься с педагогами, обучаться плаванию, принимать участие в общих праздниках;

занятия с детьми и другие виды деятельности в семейном детском саду могут проводиться как в здании государственной образовательной организации, так и в домашних условиях;

питание в семейном детском саду оплачивается за счет бюджета г. Москвы.

п. п. 2.4, 2.5, 2.8 Примерного положения об организации деятельности семейного детского сада, утв. Постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 № 951-ПП;
Приказ Департамента образования г. Москвы от 15.02.2008 № 48 "О финансировании организации питания детей в семейных детских садах" (ред. от 30.05.2014)

Порядок открытия семейного детского сада в Москве

В городе Москве открыть семейный детский сад:

может многодетная семья, в которой воспитываются 3 и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет либо

один или двое детей дошкольного возраста при условии приема детей из других семей.

п. 1.2 Примерного положения об организации деятельности семейного детского сада, утв. Постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 № 951-ПП

Чтобы открыть семейный детский сад в Москве одному из родителей (законному представителю) потребуется обратиться в государственную образовательную организацию и представить следующие документы:

документы для трудоустройства в качестве воспитателя:

документ, удостоверяющий личность (паспорт);

документ об образовании;

справку об отсутствии судимости;

документы для принятия детей в образовательную организацию;

свидетельства о рождении своих детей;

медицинские карты детей;

документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства в г. Москве.

Полный перечень документов необходимо предварительно уточнить в соответствующей образовательной организации.

Жилое помещение, в котором будет располагаться семейный детский сад:

  • должно отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям и правилам пожарной безопасности.

п. 1.2 СанПиН 2.4.1.3147-13 Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда;
п. п. 5.2.3, 5.2.8 Свода правил СП 4.13130.2013, утв. Приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288

В случае удовлетворения заявления на открытие семейного детского сада:

с родителем многодетной семьи (законным представителем) заключается договор об открытии семейного детского сада,

а также трудовой договор.

Государственная образовательная организация также утверждает иные документы, регламентирующие деятельность семейного детского сада.

Требования к воспитателям семейного детского сада:

один из родителей многодетной семьи (законных представителей) может быть принят в семейный детский сад на должность воспитателя, если он имеет высшее или среднее профессиональное образование;

кроме того, для работы воспитателем потребуется, в частности:

при приеме на работу - пройти предварительный медицинский осмотр;

оформить медицинскую книжку;

пройти аттестацию на знание санитарных норм и правил.

Лица, которым запрещено быть воспитателями семейного детского сада

По общему правилу воспитателями семейного детского сада не могут быть следующие лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

имеющие заболевания, предусмотренные специальным перечнем.

Организация работы семейного детского сада, как структурного подразделения учреждения.

ВложениеРазмер
sds.docx 47.48 КБ

Предварительный просмотр:

В октябре 2007 г. Вышел следующий документ:

В целях обеспечения всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, развития новых форм системы дошкольного образования, поддержки материнства и детства Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Примерное положение об организации деятельности семейного детского сада для детей из многодетных семей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения (приложение 1)… [1]

Семейный детский сад – одна из новых форм дошкольного образования, появившаяся по социальному запросу. В отличие от других форм дошкольного образования Семейный детский сад имеет несколько немаловажных особенностей и главная из них та, что дети получают дошкольное образование в привычной им микросреде, без отрыва от семьи. "Дошкольное детство" - уникальный период в жизни ребенка, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем. В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка". Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье. За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др. Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте". В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила" [2] . Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать. Семейный детский сад полностью соответствует данной концепции.

Семейный детский сад является структурным подразделением государственного образовательного учреждения (далее – ДОУ), реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования. Организуется он для многодетной семьи, имеющей 3 и более детей в возрасте от 2 мес до 7 лет, по месту проживания данной семьи. В случае если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других семей.

Подобные семейные детские сады организуются с целью:

  1. поддержки многодетных семей;
  2. предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей; развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка;
  3. расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии.

Для организации деятельности семейного детского сада в штатное расписание ДОУ вводятся дополнительные штатные единицы. На должность воспитателя семейного детского сада назначается родитель (законный представитель) многодетной семьи.

Для начала работы структурного подразделения необходимы следующие документы:

  1. приказ окружного управления образования об открытии "Семейного детского сада";
  2. приказ руководителя ДОУ об открытии структурного подразделения "Семейный детский сад";
  3. приказ о назначении на должность воспитателя семейного детского сада родителя (законного представителя) многодетной семьи;
  4. служебная записка о введении дополнительных штатных единиц;
  5. документы на детей (путевка, медицинская карта, прививочная карта, свидетельство о рождении, , свидетельство многодетной семьи);
  6. трудовой договор с воспитателем семейного детского сада;
  7. документы воспитателя (медицинская книжка, трудовая книжка, документы об образовании, ИНН, пенсионное страховое свидетельство, паспортные данные, аттестационный лист).

Организация питания в семейном детском саду, возлагается на воспитателя. Источниками формирования финансовых ресурсов являются являются средства бюджета на основе нормативного финансирования из расчета на одного воспитанника. Все продукты должны соответствовать рекомендуемому набору продуктов для питания детей в дошкольном образовательном учреждении. В магазине воспитатель берет чеки на продукты, на которых обязательно должна быть печать и подпись продавца. В конце каждого месяца составляется отчет по питанию детей по установленной форме, к которому подкалываются все чеки. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Этот отчет воспитатель приносит в детский сад, где его сначала проверяет медицинская сестра ДОУ на соответствие купленных продуктов утвержденному перечню, затем отчет утверждает руководитель ДОУ и представляет в бухгалтерию.

Для работы структурного подразделения в штатное расписание были добавлены следующие единицы:

- воспитатель - 1,0 ст.;

- воспитатель по физкультуре - 0,25 ст.;

- музыкальный руководитель - 0,25 ст.;

- старшая медсестра - 0,25 ст.;

- педагог-психолог - 0,25 ст.;

- социальный педагог - 0,5 ст.

Воспитатель структурного подразделения имеет те же права и обязанности, что и воспитатель ДОУ (ведет документацию в соответствии с номенклатурой дел; согласно графику проходит медицинский осмотр; постоянно повышает свою квалификацию, занимается самообразованием; создает необходимые условия для успешной реализации воспитательно-образовательной программы, используя для этого материалы методического кабинета; принимает активное участие в музыкальных и физкультурных занятиях, в подготовке праздников, развлекательных мероприятий; имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, правилами внутреннего трудового распорядка и Положением о дошкольном учреждении, несет юридическую и административную ответственность за нарушение должностных обязанностей и т. д.).

По всем этим должностям были разработаны циклограммы занятости, с учетом особого режима работы структурного подразделения (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Для СДС был установлен 5-дневный режим работы, а также установлено расписание проведения занятий на базе учреждения, включающие в себя музыкальные занятия, занятие по физической культуре в спортивном и тренажерном залах, плавание, игротренинг, занятие по познавательному развитию (для детей до 3-х лет на Монтессори-материале), а также 2 раза в неделю – совместные прогулки. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

  1. Разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него творческих способностей в разных видах детской деятельности, соответствующих возрастным возможностям и требованиям современного общества, обогащение детского развития с использованием новых педагогических технологий;
  2. Воспитание у детей ценностных ориентаций на здоровый образ жизни.
  3. Актуализация духовной потребности в осознании самоценности дошкольного периода детства
  1. Обеспечение полноценного познавательного развития детей от 2-х месяцев до 7 лет средствами игры, развивающей предметной среды, организованной и самостоятельной деятельности детей;
  2. Совершенствование работы по воспитанию эмоциональной культуры и социальному развитию личности;
  3. Установление партнерских отношений с семьей по созданию общности интересов;
  4. Внедрение новых эффективных технологии сотрудничества с родителями в практику психолого-педагогического партнерства
  5. Социализация детей, не посещающих дошкольное учреждение, позволяющая обеспечить успешную адаптацию к поступлению в школу;
  1. Приоритет интересов ребенка и его благополучия.

Для организации жизнедеятельности детей в Семейном детском саду в течение дня была разработана следующая схема:

Водные и воздушные процедуры, утренняя гимнастика

  1. Индивидуальная работа
  2. Беседы
  3. Хозяйственно-бытовой труд
  4. Занятия

спортивные игры и упражнения, подвижные игры

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ

  1. Сюжетно-ролевые игры
  2. Дидактические игры
  3. Театрализованные игры
  4. Индивидуальная работа с детьми
  5. Коррекционные занятия

Была разработана система поддержки и базового обучения воспитателя Семейного детского сада, которая включала в себя консультирование, посещение занятий, наставничество. Система была выстроена по точечно-концентрическому принципу, охватывая основные области и линии развития с точки зрения теоретических принципов и особенностей, подкрепляя их практическими занятиями. До встречи со старшим воспитателем и другими специалистами ДОУ мама-воспитатель на собственное усмотрение определяла, что должен знать и уметь ребенок, руководствовалась специальной литературой и мнением заслуженных педагогов и психологов, использовала книги, имеющие противоречивые цели и задачи, не соблюдала системность, последовательность в работе с детьми, часто следовала их капризам. Но вместе с тем она проявляла стремление развиваться, получать новые знания и не быть пассивным наблюдателем в вопросах воспитания и обучения своих детей.

Социальный педагог, педагог-психолог и старшая медсестра ведут постоянное наблюдение за детьми в домашних условиях для коррекционной работы по организации зон для детей, количеству и качеству игрушек, соблюдению СанПиН, соблюдению режимных моментов и структуры занятий. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5,6). Старший воспитатель на первой консультации познакомил воспитателя семейного детского сада с программой, по которой работает ДОУ, объяснил структуру занятия, предложил макет планирования воспитательно-образовательной работы. Планирование работы семейного детского сада все же несколько отличается от общепринятого (ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Первое время старший воспитатель составлял план вместе с воспитателем, рассказывал, на что обращать внимание, какие использовать методы и приемы с учетом возраста детей. Предложил режим дня, оптимальный для такой группы, ознакомил с двигательным режимом, методами закаливания, утренней гимнастикой, гимнастикой после сна, порекомендовал психолого-педагогическую литературу для самообразования. Было составлено расписание занятий, группу оснастили необходимыми пособиями, наглядным и раздаточным материалом. В дальнейшем воспитатель семейного детского сада была направлена на курсы повышения квалификации МИОО, которые проходили в два этапа: май 2008 г. и октябрь 2008 г.

Воспитатель семейного детского сада систематически получает консультативную помощь от методической службы, специалистов ДОУ (учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, старшего воспитателя, медицинской сестры). С детьми семейного детского сада занимаются следующие специалисты:

Социальный педагог и педагог-психолог регулярно посещают группу на дому, где они обращают особое внимание на предметно-развивающую среду, количество и качество детских работ, соблюдение режимных моментов, двигательного режима, анализируют проведение занятий, проверяют документацию воспитателя семейного детского сада.

На занятиях используются приемы усложнения программы по возрасту детей и уровню усвоения ими материала. Время занятий определено в соответствии с СанПиН, его структура поделена на 3 этапа (по количеству детей) и традиционно включает в себя организационный момент, теоретическую часть, физкультминутку, практическую часть и игру.

Во время первых занятий с детьми семейного детского сада все специалисты ДОУ отметили, что уровень их развития достаточно высокий, они легко идут на контакт с взрослыми.

В организации семейного детского сада, несомненно, есть свои плюсы. Дети находятся в семейной обстановке, чаще всего они являются членами одной семьи, за ними ухаживает заботливый воспитатель – их мама. Она к каждому ребенку находит индивидуальный подход. При этом решается проблема адаптации детей к дошкольному учреждению. Они сразу включаются в занятия со специалистами и общение с другими детьми ДОУ, и всегда рядом с ними их мама.

Планирование всей работы осуществляется исходя из реальных возможностей детей. Таким образом, становится реальным получение детьми не узкого семейного, а общественного, систематического воспитания в рамках одной семьи с помощью специалистов дошкольного учреждения.

Между тем при организации семейного детского сада мы столкнулись с некоторыми трудностями, а именно:

Открывая семейный детский сад, следует постепенно увеличивать нагрузку на маму и детей. Необходимо разработать индивидуальное расписание, переходя от простого к сложному, всегда находить время ее выслушать, подбодрить, чтобы мама чувствовала, что она не одна, что ей всегда рады и готовы помочь.

Еще одна проблема: воспитатель семейного детского сада не всегда может посещать педагогические советы, консультации, открытые просмотры ДОУ, так как ему не с кем оставить детей. Выход из этой ситуации мы видим в гибком расписании посещения специалистов ДОУ (так, во время консультаций для мамы дети структурного подразделения могут заниматься с учителем-логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом и т. Д.).

Это очень важный момент, ведь, посещая все мероприятия для сотрудников ДОУ, мама-воспитатель быстрее включится в атмосферу детского сада, станет полноправным членом коллектива.

Осуществлять контроль за работой структурного подразделения тоже очень сложно. Посещать группу на дому каждый день не представляется возможным. Здесь все зависит от воспитателя семейного детского сада, его мотивов, выбранного режима работы, индивидуальных возрастных особенностей детей. И каковы бы не были причины открытия группы – мама делает это для своих собственных детей, для их развития и благополучия. Однако все виды контроля осуществляются согласно плану воспитательно – образовательной работы на текущий год. Тематический контроль ведется без каких-либо изменений, небольшая коррекция требуется при проведении оперативного и предупредительного контроля с учетом специфики функционирования структурного подразделения.

ОТЧЕТ ПО РАСХОДОВАНИЮ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ САД ГОУ д/с № … ЗА ______________200__Г.

3. Гусева, Т.Н. Новые формы дошкольного образования в Москве: методическое пособие / Т.Н. Гусева, М.М. Цапенко, Н.Ю. Симонова, К.Ю. Белая. - М., 2009.

4. Гусева, Т.Н. Семейный детский сад в Москве: методические рекомендации / Т.Н. Гусева, М.М. Цапенко, Н.Ю. Симонова, К.Ю. Белая. - М., 2009.

10. Цапенко, М. М. Семейный детский сад: алгоритм создания и особенности работы: методическое пособие для родителей и сотрудников дошкольных образовательных учреждений / М.М. Цапенко, Т.В. Волкова, А.С. Червова. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. - 2012.

Рассмотрим модель семейного детского сада как структурного подразделения дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ), реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования.

Семейный детский сад организуется для многодетной семьи, имеющей трех и более детей в возрасте от двух месяцев до семи лет, по месту проживания данной семьи. В случае если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других семей.

С позицией М.М. Цапенко согласуется мнение Т.Н. Гусевой в отношении целей организации семейных детских садов [3]:

  • поддержка многодетных семей;
  • предоставление многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей;
  • расширение форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии.

Семейный детский сад является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения, для этого в штатное расписание ДОУ вводятся дополнительные штатные единицы. Родитель (законный представитель) многодетной семьи назначается на должность воспитателя семейного детского сада.

Образовательная деятельность в семейном детском саду может организовываться в здании ДОУ (музыкальные занятия, физкультурные, участие в досугах, утренниках и др.) или в домашних условиях.

Питание детей осуществляется в специально отведенном месте и должно соответствовать установленным нормам для детей дошкольного возраста. Обеспечение финансовыми ресурсами на питание происходит за счет средств бюджета на основе нормативного финансирования на одного воспитанника. Организация питания возможна несколькими способами: доставка в специальной таре из ДОУ или, если имеются необходимые условия, приготовление пищи в самом семейном детском саду по утвержденному ДОУ меню [3].

Медицинский контроль осуществляется участковым педиатром на основании договора между семейным детским садом и учреждением здравоохранения.

Управление образования оказывает воспитателю семейного сада методическую и консультативную помощь. Уставом образовательного учреждения и договором между ДОУ и родителем (законным представителем) определяются режим работы семейного детского сада и пребывание в нем детей. Контроль за функционированием семейного детского сада осуществляет администрация ДОУ [4].

В настоящее время семейные детские сады уже нашли свое распространение во многих городах Российской Федерации: Самара, Пятигорск, Нижний Новгород, Кемерово, Пенза, Владивосток, Санкт-Петербург, Москва и т.д. Опыт открытия и работы таких садов уникален, и заставляет задуматься об актуальности данной модели дошкольного образования. Чтобы лучше понять специфику семейных детских садов, необходимо рассмотреть примеры таких садов и проанализировать их. Для этого мы выделили следующие критерии: 1. Направленность семейных детских садов (общеразвивающая или осуществление присмотра и ухода за детьми без реализации образовательной программы); 2.Объем образовательных услуг; 3. Организация питания; 4. Медицинский контроль; 5.Количество детей из других семей.

Для сравнительной характеристики мы взяли два семейных детских сада г. Москвы и г. Пятигорска.

Город Москва: 1. Направленность семейного детского сада: общеразвивающая. 2.Объем образовательных услуг: физкультуру, музыку, занятия с психологом и логопедом дети посещают в условиях городского образовательного учреждения, для этого в штатное расписание этого учреждения вводятся дополнительные штатные единицы: воспитатель по физкультуре – 0,25 ст., музыкальный руководитель – 0,25 ст., педагог-психолог – 0,25 ст., логопед – 0,25 ст. 3. Организация питания: в семейном детском саду организацией питания занимается воспитатель, на это из бюджета города Москвы предусматривается финансирование. 4. Медицинский контроль: в семейном детском саду осуществляется медицинский контроль участковым педиатром, в соответствии с нормативными документами и должностной инструкцией участкового врача-педиатра. 5. Количество детей из других семей: 1 ребенок из другой семьи [8].

Город Пятигорск: 1. Направленность семейного детского сада: общеразвивающая. 2.Объем образовательных услуг: все занятия по физическому, познавательному и эстетическому развитию детей проводятся воспитателем семейного детского сада. Для этого воспитатель получает методическую, психолого-педагогическую и консультативную помощь в образовательном учреждении, к которому прикреплён семейный детский сад. 3.Организация питания: в семейном детском саду г. Пятигорска осуществляется в соответствии с установленными нормами для детей дошкольного возраста и транспортируется из курирующего дошкольного учреждения. Для этого в штатном расписании учреждения выделяются следующие штатные единицы: повар – 0,25 ст., кухонный работник – 0,25 ст. 4. Медицинский контроль: медицинское обслуживание детей, посещающих семейный детский сад, осуществляется в порядке, установленном в учреждении. Педагог-психолог и старшая медицинская сестра ведут постоянное наблюдение за здоровьем детей в домашних условиях. Для этого в штатном расписании учреждения выделяются следующие штатные единицы: старшая медсестра – 0,25 ст., педагог-психолог – 0,25 ст. 5. Количество детей из других семей: нет [6].

Опираясь на обозначенные примеры можно сделать вывод, что семейные детские сады отличаются объемом образовательных услуг, получаемых в учреждении, способом организации питания и медицинского обслуживания, количеством детей из других семей. Общим для них является общеразвивающая направленность, предоставление многодетным родителями возможности трудоустройства, практическая реализация индивидуального подхода в воспитании ребенка.

Таким образом, можно отметить следующие социальные эффекты организации семейных детских садов при ДОУ:

  1. Решается вопрос сокращения очереди в детские сады и реализации конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
  2. Родители могут устроиться на официальную работу – они становятся воспитателями, младшими воспитателями, прикрепленными к ДОУ. Следовательно, они имеют трудовую книжку и зарплату, в зависимости от квалификации.
  3. Семейные детские сады – это материальное подспорье для семьи, поскольку на питание каждого ребенка им будет выделяться определенная сумма.
  4. В такие детские сады могут ходить дети, по разным причинам не посещающие обычные дошкольные учреждения.

На сегодняшний день семейный детский сад как вариативная модель дошкольного образования является актуальным явлением и, что немаловажно, законодательно закрепленной формой получения образования.

Пристроить детей в сад, и получать за это зарплату. Как работают семейные детские сады в России?

В нашей стране есть проблемы как с трудоустройством молодых родителей, так и с тем, чтобы им пристроить детей в детские сады. Но в разных регионах есть возможность открыть семейный детский сад – и уже получать зарплату за уход за своими же (и иногда чужими) детьми. Мы разобрались, как это работает и какие сложности ждут родителей, которые решат открыть такой детский сад.

Многодетные семьи и детские сады – как решается проблема?

За демографическую проблему в России взялись относительно давно – первой успешной программой стал материнский капитал, запущенный в 2007 году. Программа действует до сих пор, и со временем к ней присоединялись и другие социальные программы – среди последних стоит назвать выплаты на детей до 3 до 7 лет, льготную семейную ипотеку и ранний выход на пенсию для многодетных матерей.

При этом, как ни странно, льготное обеспечение многодетных семей почти полностью отдано на уровень региона – в масштабах всей России действует только одна программа, это компенсация в счет погашения ипотечного кредита для многодетных семей в сумме до 450 тысяч рублей. Все остальные льготы вводятся на уровне регионов, и там часто действуют разные условия.

Например, в одном регионе многодетной семьей признается семья, где есть минимум 3 детей, и младшему еще не исполнилось 18 лет, а в других отсчет идет почему-то по возрасту старшего ребенка. Другой пример – выплаты для малоимущих семей на третьего и последующего детей. Где-то достаточно, чтобы доходы на каждого члена семьи были ниже 2 прожиточных минимумов в месяц, но в других регионах порог опущен ниже, и там доходы должны быть ниже 1 прожиточного минимума.

Соответственно, хоть государство и стимулирует рождаемость в стране, но на этапе социальной поддержки семей с детьми отчетливо виден провал. Но еще более явный провал в том, что семьи в России (и многодетные, и обычные) почти не обеспечены местами в детских садах. Так, если родители в таких семьях и захотят пойти работать (что часто жизненно необходимо), оставить детей будет негде.

Цифры достаточно серьезные – на многодетные семьи приходится примерно 20% всех рождающихся в стране детей, а детскими садами не обеспечено примерно 35% детей. Да, это лучше, чем было в 1998 году (когда мест в детских садах было только для 53,9% детей), но проблема еще долго не будет решена. Проблемы есть и в другом – даже если ребенок посещает детский сад, высока вероятность того, что он ходит в переполненную группу.

Государство решает (или пытается решить) проблему несколькими способами:

  • строительство новых детских садов . Хоть их и строят чаще всего из быстровозводимых конструкций, скорость строительства не такая высокая, и все часто упирается в недостаток финансирования на уровне региона и города;
  • развитие коммерческих детских садов . Они ощутимо дороже государственных заведений, но при желании на оплату их услуг можно пустить часть материнского капитала. Правда, часто уровень таких детских садов оставляет желать лучшего;
  • развитие системы семейных детских садов .

И именно о последнем пункте стоит поговорить более подробно.

Как семейные детские сады решают проблему

Если кратко, то семейный детский сад – это когда родители присматривают за детьми, обучают и воспитывают их у себя на дому. Так государство передает детей на воспитание их же родителям, и к своим детям прибавляет еще и чужих. Самое главное – родитель-воспитатель получает за эту работу зарплату именно как воспитатель, поэтому фактически такая форма решает сразу 2 проблемы:

  • снижает уровень бедности среди многодетных семей;
  • решает проблему отсутствия мест в детских садах.

Такие учреждения могут открываться в разных регионах России, но единого регулирующего документа на федеральном уровне нет – все это контролируют регионы по собственным законам.

Активнее всего такую форму продвигает Москва – в столице сложнее решить проблему нехватки мест в детских садах, а семейная форма разгружает государственные дошкольные учреждения. Условия в столице такие:

  • семейные детские сады считаются подразделением ближайшего муниципального детского сада , воспитанники могут ходить на музыку и физкультуру туда, заниматься там с педагогами или принимать участие в праздниках;
  • открыть семейный детский сад может только многодетная семья, в которой есть минимум 3 детей, попадающих в возраст от 2 месяцев до 7 лет. Можно открыть сад и если детей один или двое – но тогда к своим детям город добавит воспитанников из других семей;
  • воспитателем в детском саду может быть один из родителей. Но есть одно жесткое условие – у него должно быть педагогическое воспитание, высшее или среднее профессиональное. Если такого образования нет, родитель сможет быть только помощником воспитателя;
  • за свою работу родитель будет получать зарплату как воспитатель;
  • за питание в семейном детском саду платит бюджет города. По факту родителю будут компенсировать стоимость приобретаемых продуктов.

При этом родитель должен будет вести воспитательную деятельность в соответствии со всеми существующими стандартами – по сути, как и обычный воспитатель в обычном детском саду.

В других регионах тоже существует такая форма, как семейный детский сад – но правила и требования могут очень сильно отличаться. Например, в Самарской области семье необязательно иметь статус многодетной, а в Санкт-Петербурге настолько жесткие требования к помещениям для семейных детских садов, что организовать их в квартире невозможно – поэтому работают они прямо на базе обычных муниципальных детских садов (а родители-воспитатели иногда вообще работают в общих группах).

Еще в 2014 году по России семейных детских садов была почти 21 тысяча, и в них воспитывались 240 тысяч детей. Сейчас их только в Москве около тысячи, очень много таких семей и в других регионах. А некоторые субъекты РФ даже готовы помочь семейным детским садам – в Нижегородской области помогут построить дом для такого сада, а спустя 10 лет родитель-воспитатель сможет оформить его в собственность.

Как открыть и что для этого нужно

Самое главное, что нужно знать о семейных детских садах – то, что они всегда привязаны к ближайшей образовательной организации, в которой есть дошкольные группы (то есть, к детскому саду или образовательному комплексу). Формально семейный детский сад оформляется как еще одна дошкольная группа, поэтому воспитанники могут посещать и основной детский сад.

Чтобы открыть такое заведение, нужно соответствовать определенным требованиям:

  • наличие детей . Кое-где нужен статус многодетной семьи, где-то не нужен, но главное – семейный детский сад должен посещать хотя бы один свой ребенок родителя-воспитателя;
  • наличие минимальной площади и мебели . Например, в Московской области на каждого ребенка нужно иметь минимум 2 квадратных метра игровой площади, отдельные спальное и рабочее места. В других регионах требования могут отличаться;
  • само помещение должно пройти проверки нескольких инстанций;
  • наличие образования . Как сказано выше, в Москве родитель-воспитатель обязан иметь педагогическое образование, в некоторых других регионах тоже есть такое правило;.

Что касается документов, в Москве нужно подготовить следующее

  • паспорт родителя-воспитателя;
  • трудовая и медицинская книжки;
  • свидетельства о рождении на всех детей и их медицинские карты;
  • справка об отсутствии судимости;
  • справка от психиатра и нарколога;
  • документы, подтверждающие право на владение недвижимостью.

Поскольку родителя оформляют в штат детского сада, нужно будет принести и другие документы – в частности, диплом о педагогическом образовании.

Дальше в будущий семейный детский сад приходит с проверкой специальная комиссия, которая проверяет, насколько соответствует объект требованиям санитарной и пожарной безопасности. Если все в порядке, составляется акт обследования жилищных условий, а будущего родителя-воспитателя знакомят со всеми его инструкциями.

Что касается зарплаты родителя-воспитателя, то получать они будут столько же, сколько педагоги дошкольного образования в детском саду, к котором они прикрепляются. Суммы зарплат можно посмотреть в официальной статистике. Так, в Московской области это почти 52 тысячи рублей в месяц, в Санкт-Петербурге – 57 тысяч рублей, а в среднем по России – 34,2 тысячи рублей. Правда, стоит понимать, что это средние цифры, а на практике родитель может и не получить всю эту сумму.

Более того, для других воспитанников семейный детский сад будет платным – точно так же, как и при посещении общей группы. То есть, родителям придется платить те же 2-4 тысяч рублей в месяц, что и обычно.

Как это все происходит на практике

Семейный детский сад – это не просто способ получить немного денег от государства для многодетной семьи. Это настоящая работа, с требованиями, обязанностями и зарплатой. За работу родитель-воспитатель получает еще и трудовой стаж, поэтому получит право на пенсию.

Стоит ожидать достаточно частых проверок – сначала при открытии такого детского сада (когда проверяется соответствие площади и других условий), и потом комиссии будут приходить регулярно – примерно раз в 3 месяца. Проверяют все тщательно – например, в квартире должны быть огнетушители, планы по эвакуации, замки на оконных ручках, заглушки на розетках и другие средства безопасности для детей. Проверяют даже температуру в комнатах, в идеале там должно быть от 22 до 24 градусов.

В каждом семейном детском саду может числиться от 3 до 9 детей. Как только старший выпускается и идет в первый класс школы, ему на замену придется подбирать нового воспитанника – если их число будет меньше 3, такую группу закроют. Кстати, у родителей-воспитателей часто появляются новые дети во время такой карьеры, тогда можно уйти в декретный отпуск на 3 месяца, после чего принять своего же ребенка к себе в группу.

Как рассказывают сами воспитатели, за счет небольших групп детям уделяется больше внимания, а также они не так часто болеют. Поэтому проблем с поиском новых воспитанников быть не должно – часто туда вообще устраиваются по знакомству.

Образовательный и воспитательный процесс в семейных детских садах идет по тем же стандартам, что и в обычных детских садах – родители могут получать помощь от методистов своего детского сада – им помогают разрабатывать программы, подбирать мероприятия и даже могут организовать консультацию психолога.

Работать придется стандартную пятидневку, такие группы обычно принимают детей 5 раз в неделю с 8 до 16 часов. По зарплате – все зависит от конкретного детского сада, в Москве есть те, что платят около 30 тысяч рублей в месяц (например, как за неполную группу), а есть и зарплаты около 60 тысяч рублей. Как правило, помощник воспитателя (родитель без педагогического образования) получает чуть меньше, чем воспитатель.

Что же касается оформления, то чаще всего администрация образовательных учреждений всячески идет навстречу таким инициативным родителям, и даже помогает быстрее оформить все формальности и открыть свою домашнюю группу.

Читайте также: