Фуко забота о себе краткое содержание

Обновлено: 28.06.2024

Исследование эволюции проблематики заботы о себе в финальном периоде творчества М. Фуко. Анализ трансформации древнегреческого принципа "epimeleia heautou", обосновывающей философский способ осмысления себя и мира, путей субъективации и самореализации.

Рубрика Философия
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 18.03.2020
Размер файла 36,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова

Анализ исследований и публикаций:

Изначально широкий план исследования не был окончательно реализован из-за преждевременной смерти мыслителя. Тем самым проблема самоидентификации и субъективации, рассматриваемая Фуко через практики заботы о себе, так и не получила дальнейшего развития в более широком онтологическом аспекте, и осталась включенной исключительно в контекст сексуальности.

В процессе данного исследования были также использованы интервью и публичные выступления М. Фуко 1982-1984 гг., которые отражают различные варианты авторских переосмыслений обозначенной темы 12.

Цель данной статьи - проследить развитие темы заботы о себе в творчестве Мишеля Фуко и прояснить её значение в истории европейской мысли.

1981-1982. Герменевтика субъекта.

Тема заботы о себе предлагается слушателям как логическое продолжение масштабного исследования процессов и способов субъективации (курс 1981 г.) - практики, которыми люди устанавливают себе правила поведения, стремятся преобразовать себя и сделать из своей жизни произведение, которое несет определенные этические и эстетические ценности [2].

Сам императив заботы о себе изначально не предназначался для философов, это древняя сентенция греческой культуры, воплощенная в многочисленных технологиях себя - более или менее ритуализованных процедурах и способах поведения, преобразующих способ бытия человека и его самого ради достижения истины (обряды очищения, предваряющие встречу человека с богами в храме, техники концентрации души, отрешения, выносливости и т.п.). Подобные практики встречаются в ряде древних культур; мало того, реорганизовываясь и обретая новые смыслы, они переходят из культуры в культуру, сопровождая человеческое существование до наших дней. В этой неизменной культурной востребованности Фуко видит важность главной цели, стоящей за конкретными практиками заботы о себе.

Забота о себе как форма существования - далеко не повсеместное явление, не что-то само собой разумеющееся. Это некий привилегированный стиль жизни, ассоциированный с личной свободой, социально-политическим статусом, экономической обеспеченностью, доступом к образованию и т.д. И конечно, это первый атрибут философского осмысления и осуществления жизни. Еpimeleia heautou и сопутствующие практики отличали философское поведение вплоть до ГУ-У веков, по ходу истории этот принцип расширялся и обретал новые смыслы.

Следующая трансформация принципа, согласно Фуко, произошла в христианской догматике.

Христианство - это религия спасения, оно указывает человеку путь из одной реальности в другую (от смертности - к жизни вечной), для чего предусмотрен ряд условий и правил поведения. С одной стороны, человек должен признать определенные книги, а также институт, который их проповедует, в качестве неизменного и непреложного источника истины. С другой стороны, практика исповеди налагает строгие обязательства: каждый человек должен постигать, что происходит внутри него (прегрешения, вожделения, желания), мало того - он обязан раскрывать это публично, признавая себя в качестве кающегося грешника. Таким образом, обязательства истины, касающиеся веры и отношения к себе, оказались тесно взаимосвязаны [4].

- активность сознания, специфическая направленность внимания, способ отслеживания собственных чувств и мыслей: нужно отвести свой взгляд от внешнего мира обратить на себя самого, на то, что происходит в душе;

- определенные действия над собой: набор техник и упражнений, направленных на владение собой и познание себя. Практикуя себя, человек достигает самоидентификации, сохраняет или изменяет идентичность.

1984. История сексуальности.

Отдельно описаны практики самопознания:

а) различные вызовы-испытания (чаще всего самоограничение), которые помогают достичь совершенства и одновременно проверить уровень, которого достиг человек на пути к добродетели;

Отделившись от первичного философского смысла, принцип заботы о себе стал императивом многих доктрин и получил общее значение в культуре как techne tou biou: образ мышления и стиль поведения, тесно связанный с жизнеосуществлением человека. Он оформился в многочисленные процедуры, практики, предписания, которые индивид осмысливает, совершенствует, которым учится. Вокруг заботы о себе разворачивается бурная деятельность (устная и письменная), рождается определенный способ познания и интенсивные социальные коммуникации.

1982-1984. Интервью и публичные выступления.

В интервью Revista International de Filosofia (1984) Фуко с восторгом отзывается об аскетических практиках, с помощью которых человек пытается преобразовать себя и достичь желаемого способа существования. Он называет их практиками свободы, обеспечивающими полноту жизни. Забота о себе безусловно этична, она также этически первична по отношению к заботе о других (поскольку отношение к себе является онтологически первичным). В итоге мыслитель обозначает основную проблему Запада: почему нас волнует правда больше, чем мы сами? И почему мы заботимся о себе только благодаря заботе об истине? [7].

- сознательная активность, специфическая направленность внимания, способ отслеживания собственных чувств и мыслей: нужно отвести свой взгляд от внешнего мира обратить на себя самого, на то, что происходит в душе;

- определенные действия над собой: набор техник и упражнений, направленных на владение собой и познание себя. Практикуя себя, человек достигает самоидентификации, сохраняет или изменяет идентичность.

Список использованных источников

1. Грицанов А. А. Новейший философский словарь / А. А. Грицанов. - Минск: Книжный Дом, 2003. - 1203 с.

2. Гро Ф. Место курса в творчестве Фуко / Ф. Гро. - СПБ: Наука, 2007.

3. Дьяков А. В. Мишель Фуко и его время / А. В. Дьяков. - СПБ: Алетейя, 2010. - 672 с.

4. Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году / М. Фуко. - СПБ: Наука, 2007. - 677 с.

5. Фуко М. Использование удовольствий. Том 2. История сексуальности. / М. Фуко. - СПБ: Академический проект, 2004. - 432 с.

6. Фуко М. Забота о себе. История сексуальности-Ш / М. Фуко. - Москва: Рефл-бук, 1998. - 288 с.

7. Фуко М. Интеллектуалы и власть. Избранные политические статьи, выступления и интервью / М. Фуко - Москва: Праксис, 2002.

8. Сапогова Е. Е. Лабиринты автобиографии. Экзистенциально-нарративный анализ личных историй / Е. Е. Сапогова. - СПБ: Алетейа, 2017. - 490 с.

10. Foucault M. Technologies of the Self. Lectures at University of Vermont (October 1982) / Foucault. - Vermont, 1988. - 122 с.

11. Foucault М. The Culture of the Self (аудиозапись лекций на английском языке в Беркли, 12 апреля 1983.)

Ключевые слова: забота о себе, культура себя, практики себя, субъективация, герменевтика субъекта.

Ключові слова: турбота про себе, культура себе, практики себе, суб'єктивація, герменевтика суб'єкта.

The evolution of the problems of self-nurturing in the final period of M. Foucault's work is retraced, the significance of these studies for the history of Modern European Thought is revealed. The corresponding perspective analyzes the publications and public speeches of Foucault 1982-1984. The transformation of the ancient Greek principle “epimeleia heautou” is shown, which substantiates the philosophical way of understanding oneself and the world, the path of Subjectivation and Self-Realization. The conclusions are substantiated that modern ethics, philosophy, psychology are largely due to the tradition of “self-culture”, the corresponding bodily and spiritual practices. The idea of M. Foucault is explicated that in the process of historical development of the prescription of self-nurturing, a person gradually moved away from the internally conditioned, found empirically and secured by spiritual insights, free, own path - to the mechanisms of external regulation, enshrined in socially regulated values and moral codes.

Keywords: self-care, self-culture, self-practice, subjectivation, the hermeneutics of the subject.

Подобные документы

Характеристика и предпосылки философии Фуко. Концепция и особенности языка Фуко, специфика эпистемологического поля классической эпохи. Сущность и содержание концепция языка и мышления в философии М. Хайдеггера. Значение историографический метод Фуко.

курсовая работа [58,8 K], добавлен 10.05.2018

Истоки и основные этапы эволюции политической теории Фуко. Специфика позиции раннего Фуко. Понятие "археологии знания". Генеалогия власти. Эстетика существования. Концепция власти как основа политической теории. Идея смены режимов власти знания.

курсовая работа [42,3 K], добавлен 19.12.2012

Основные принципы структурализма. Структурный анализ в лингвистике и антропологии К. Леви-Стросса. Попытки Якобсона и Греймаса построить лингвистическое описание структур литературы. Мишель Фуко как крупная и характерная фигура в философии ХХ века.

реферат [40,3 K], добавлен 13.12.2009

Смысл и основные трактовки понятия постмодерна. Формализм и модернизм как кризис классических форм. Исследование вклада Мишеля Фуко в развитие структурализма. Философия Ж. Дерриды, Ж. Делеза, Ж. Бодрийяра и Ф. Джеймисона. Виртуальное по Ж. Бодрийяру.

реферат [41,3 K], добавлен 16.02.2015

Пространство власти: институциональные и ценностные основания. Категориальные ряды пространства общества и пространства власти. Центростремительные силы в пространстве власти транзитивного общества. Концепция регулировки власти в творчестве М. Фуко.

Сквозным мотивом духовного askesis'а, сопряженного Платоном с принципом заботы о себе, является мотив или задача практиковать власть над самим собой, над своими желаниями. В период греческой классики обязанность такой практики связана, как и самопознание, с положением, занимаемым гражданином в полисе, с его властными полномочиями. Чтобы управлять другими, лицо, наделенное властью, должно уметь властвовать собой. Власть над самим собой описывается в текстах Платона, Ксенофонта, Аристотеля в очень близких по смыслу понятиях enkrateia и sophrona. Но если sophrona означает благоразумие, рассудительное владение собой, спокойную умеренность, то enkrateia динамичное, агонистическое отношение к самому себе, автополемическую борьбу, сражение, схватку с противником, который находится в самом себе.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Забота о себе (коучинг самости). Часть 3

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Завершение. Часть 2 здесь, часть 1 здесь.

Культура заботы о себе

  1. Быть поддерживаемыми Я-объектами, людьми, которые будут нам давать адекватную эмпатическую обратную связь. Проявлять инициативу здесь означает совершать действия откликаемость на которые со стороны Я-объектов вам важна.
  2. Прояснять вашу картину мира, что означает – выяснять ценностные основы ваших представлений о мире, которые проявляются в форме переживаний жизненных ситуаций, реактивировать усвоенные вами в ходе воспитания ценности, фундировать базовые ценности и достраивать их более структурированной системой, которая приобретает характер деятельности глобального субъекта (Бога, Эволюции и т.п.).
  3. Генерировать смысл вновь возникающих, а лучше создаваемых ситуаций, что означает задавать со-держание деятельности (Цель, средства, используемые ресурсы, порядок действий и т.п.).
  4. Формировать со-знание смысла, что означает оформлять этот смысл в текст по итогу коммуникации с теми, с кем вы собираетесь сотрудничать в вашей деятельности.
  5. Осуществлять эту деятельность.

Если прочитать этот текст сходу, может показаться, что я предлагаю для осмысленной жизни строить коммунизм. Нет, конечно, речь не совсем об этом, хотя масштабы личности, само собой, задаются масштабами осуществляемой деятельности. Я скорей говорю о том, что для осмысленной жизни должен быть хоть какой-то порядок в этих сферах.

И еще. Я скорее говорю о том, что вот эти вот направления работы над собой должны стать предметом постоянной практики заботы о себе. Вы ведь прекрасно понимаете, что и над своим окружением и над своей картиной мира и над своими ценностями и над своей практической деятельностью вам придется работать всю жизнь. И, соответственно, для этого должны быть нормальные социальные практики.

Хочу здесь подчеркнуть: забота о себе – это культура выделения времени, других ресурсов и внимания на те аспекты осмысленного существования, которые я описал выше.

О них мы и поговорим в этой части.

Надо сказать, и здесь я возвращаюсь к нашей основной теме, что культура заботы о себе возникла вовсе не как форма развлечения, это был ответ на вполне серьезные антропологические вызовы, так похожие на происходящее сейчас разложение традиционных форм отношений и существования.


Забота о себе по Фуко

(Весь нижеследующий отрывок написан на основе вот этой статьи. Отдельные фразы из этого текста я не выделял в качестве цитаты, поскольку весь отрывок в принципе основан на этой великолепной статье)

Насколько это актуально для вас сейчас? Решайте сами. В конце концов, практика заботы о себе как определенного рода аскеза в Древней Греции в первую очередь предназначалась тем, кто обладал властью для того чтобы совладать с собой прежде чем переходить к властвованию над другими.

Как можно позаботиться о себе сейчас?


На современную культуру заботы о себе на самом деле самым радикальным образом повлияли 2 человека. Первый – это Карл Маркс, который показал, что многие события, происходящие с нами, могут вовсе не контролироваться нами, могут быть связаны с нашим социально-экономическим положением. А все, что мы думаем о себе, на самом деле вытекает из этого нашего положения, т.е. фундировано независящими от нас самих динамическими экономическими процессами. Например, наши эстетические предпочтения, идеологические взгляды вплоть до способов восприятия мира зависят от нашего экономического положения в обществе.

Второй фигурой был Зигмунд Фрейд, который вообще открыл, что пространство осознаваемого в психике человека чрезвычайно ограничено, а поведение человека во многом обусловлено бессознательными динамическими силами (и либидо в первую очередь). И первый и второй при этом были движимы вполне просвещенческими идеалами и придумали способы возвращения человеком себя себе через подчинение себе тех самых динамических сил. Маркс – через революцию и последующее прямое управление экономикой (хотя последнее – слишком грубое утверждение), Фрейд через психоанализ с целью укрепления и расширения пространства Эго.

Я позволю себе сделать предположение, что наследием марксовых и фрейдовских наработок нынче можно считать: для экономической эмансипации – различные способы ухода от наемного труда (даже квазиспособы, когда хорошего сотрудника награждают участием в собственности или прибыли), для психологической – опыт психотерапии, причем как клиентский, так и терапевтической.

Я хочу в этом месте сформулировать некое пока ничем не обоснованное утверждение: на самом деле условием возможности возврата к себе можно считать как экономическую эмансипацию (предпринимательство разного рода, даже в таких формах как замена найма аутсорсингом, короче проявление собственной инициативы в своей экономической жизни), так и психологическую, но пока важнее другое. Я полагаю, что Фрейд открыл чрезвычайно важную институциональную форму практики заботы о себе: индивидуальную психотерапию, когда один человек беседует с другим о его жизни в строго выделенное на это время, с конкретным бюджетом и т.д. Вот эту форму отношений и можно считать, по-моему, актуальной основой заботы о себе сейчас. Однако в задачах по заботе о себе, которые мы описали выше, присутствует много того, что в психотерапии не практикуется. Именно об этих формах мы и поговорим – будем смотреть, что в современном мире есть такого, что помогает собираться.

1. Быть поддерживаемыми Я-объектами, людьми, которые будут нам давать адекватную эмпатическую обратную связь. Проявлять инициативу в этом месте означает совершать действия откликаемость на которые со стороны Я-объектов вам важна

Вот эта задача как раз касается психотерапевта. Правда, им по должности положено быть эмпатическим, а по содержанию работы они должны помочь вам как раз наладить собственную жизнь таким образом, чтобы вы сами сформировали такое сообщество Я-объектов. Лично я встречаю очень много такого рода сообществ – это и многочисленные клубы по интересами, и профессиональные сообщества, и партнерские сообщества (например, неформальные сети знакомых среди фрилэнсеров, которые обеспечивают друг друга и клиентами, и ресурсами, и разного рода эмпатической поддержкой). Если в советские времена рабочий создавался чуть ли не на всю жизнь и определялся рамками предприятия, то сегодня рабочий коллектив гораздо шире и фактически задается локальным рынком труда.

На самом деле в данном случае целью психотерапии является развитие вашей способности понимать и осознавать какого рода отношения и с кем вы хотите строить, поэтому я считать психотерапию основой такого рода практики.

Боюсь, что эта часть заботы о себе является основной и вряд ли может быть осуществлена психотерапевтами даже из экзистенциальных направлений. Просто потому, что для этого надо многое знать и уметь – от онтологической работы в чистом виде как дисциплины, направленной на построение картин мира, до методологии, семиотики, социологии, культурологии и много другого. В последние несколько десятилетий на Западе эта тема активно развивается, наверное наиболее популярным человеком, который двигает эту тему является Оскар Бренифье, но и помимо него есть достаточно большое количество специалистов по философскому консультированию (можете сами поискать, воспользовавшись поисковиком). К сожалению практика эта недостаточно сильно развита и отстроена. И базовая проблема здесь заключается в том, о чем мы писали выше – индикатором подлинной и живой картины мира является способность проживать ее, т.е. выражение этой картины через конкретные чувства и переживания. С чувствами умеют работать психотерапевты, с картинами мира – философы, но вот тех, кто одинаково хорошо может через чувства работать с картинами мира крайне много. Наиболее близко к методу, который по моему мнению соответствует этому требованию является, экзистенциальный анализ Лэнгле, но про него я читал в основном по книгам. Лично сам я в связи с появлением такого рода запросов начинаю потихоньку разрабатывать технологию и ее основы вы сейчас и читаете.

Что же касается тех, кто сам хочет в качестве клиентов позаниматься философским консультированием я рекомендую обращаться непосредственно к практикующим философам, в конце концов, по моему мнению, настоящая философия сегодня в первую очередь существует в пространстве индивидуального контакта между философом и клиентом, а уже во вторую в пространстве университетских или шире академических аудиторий. Не стесняйтесь брать инициативу в свои руки, обратитесь к знакомому философу, на худой конец ко мне, мы вам подскажем прекрасные кандидатуры, сформулируйте свой запрос, задайте сеттинг (порядок работы – частоту, продолжительность, место и стоимость встреч) и пусть он – этот философ работает. Как работает? Пусть читает выше, по-моему я неплохо все описал. И не стесняйтесь испуганных глаз философа, к которому вы обратитесь, в конце концов правильное употребление философа в своих целях является необходимой частью современной заботы о себе. Я вам говорю ;)


3. Генерировать смысл вновь возникающих, а лучше создаваемых ситуаций, что означает задавать со-держание деятельности

Итак, философское консультирование должно результироваться в практической деятельности. Здесь пространство деятельности не ограничено. Осмотритесь по сторонам и посмотрите, сколько всего происходит: клерки организуют различные клубы – от многочисленных кинокрубов, до клубов по интересам – любители чая, кофе, танго и т.п. Единственное, что, наверное, отличает эти практики от тех, что имел в виду я – связь с надсистемным контекстом деятельности глобального субъекта, и, соответственно, ориентация скорее на поучение удовольствия и приятного досуга, чем выполнение своего долга. Если опять же посмотреть по сторонам, то можно заметить множество примеров реализации надчеловеческих ценности, от разного рода волонтерства до многочисленных благотворительных акций. Боюсь только, что мне по нраву ресурсосоздающие коммерческие организации, которые создают достаточно ресурсов для появления других организаций и создания дополнительных ценностей. Я намекаю на коммерческие организации с благими целями. Ибо, как говорил В.Тарасов, добро должно быть рентабельным. Обращаю ваше внимание еще раз, деятельность здесь означает реализацию некоторым количеством людей своей картины мира на практике.

4. Формировать со-знание смысла, что означает оформлять этот смысл в текст по итогу коммуникации с теми, с кем вы собираетесь сотрудничать в вашей деятельности

5. Осуществлять эту деятельность


Здесь все просто. Чтобы состояться, надо двигаться, надо ошибаться, искать новые пути и двигаться дальше. Пусть это движение и будет внутренним. Рассеяв себя по конкретным практическими ситуациям, сформировав эпизодический практический опыт вы сможете легче собрать себя в единое целое. Здесь вы и получите то давно забытое чувство наполненной смыслом жизни!

И не стесняйтесь искать себе наставника.

В конце концов, воспользуйтесь услугами профессионалов.

Если вы что-то не поняли, не стесняйтесь обращаться ко мне с разъяснениями и консультациями.

Self skills — что это вообще такое?

Одна из наиболее известных в настоящее время классификаций навыков человека — деление на hard skills и soft skills.

Hard skills

Hard skills или твёрдые навыки — это навыки, которые нужны человеку в профессиональной деятельности, то, чем он практически ежедневно оперирует в своей работе: вождение автомобиля, навык быстрой печати на компьютере, знание иностранного языка.

Soft skills

Soft skills учителя или другого специалиста или мягкие или гибкие навыки — это неспециализированные, но важные для карьеры навыки, которые человек использует для жизни в обществе: например, способность поддерживать разговор, вести переговоры, договариваться с коллегами, быть креативным и любознательным.

Self skills

Сегодня этой дихотомии становится недостаточно. Всё чаще выделяют третью группу — self skills , или навыки заботы о себе. Это навыки, направленные на понимание себя, на самодиагностику. Современному человеку важно уметь анализировать своё состояние, осознавать свои потребности и интересы, знать, какими ресурсами он обладает и как их можно использовать.

К self skills относится способность задумываться над процессами, протекающими в жизни, умение понимать свои ощущения, желания и мечты . Чем в большей степени сформированы эти навыки, тем эффективнее человек может работать и тем полноценнее становится его жизнь. Это навыки, необходимые и педагогам.

Как правило, навыки заботы о себе находятся в группе мягких навыков, но тогда эта группа оказывается слишком разнородной: какие-то навыки в ней относятся к осмыслению человеком собственных интересов, а какие-то — к его реакции на требования социума. В связи с этим у нас появилась потребность выделить навыки, связанные с осознанием собственных потребностей и интересов человека, в отдельную группу.

Найти свой собственный путь

Self skills позволяют человеку придерживаться своего индивидуального пути, а не пытаться каждый раз подстроиться под малейшие изменения в мире — это необходимое умение и учителя.

Допустим, если сегодня становятся популярными определённые научные направления, и все их изучают, а завтра все вдруг переключаются на изучение других научных идей, то человек, здраво оценивающий свои интересы, возможности и потребности, не будет пытаться подстроиться под каждое веяние, а будет придерживаться своего личного профессионального выбора.

Self-skills желательно начать развивать ещё в школе, когда сознание максимально открыто для всего нового, а привычки формируются быстрее и проще.

Как self skills поможет учителю простроить профессиональную стратегию

В профессии учителя можно выделить те же группы навыков. Hard skills — это, например, профессиональные навыки учителя грамотно передавать информацию и развивать функциональную грамотность у детей. А soft skills педагога — навыки социализации, например, навыки общаться и договариваться с коллегами. Эти навыки современного учителя можно формировать и применять эффективнее, если понимать, для чего они нужны конкретно вам и к каким результатам они вас приведут.

Здесь и выходят на первый план навыки заботы о себе или self skills .

  • Надолго ли вы в преподавании или это только определённый жизненный этап?
  • Хотите ли вы работать в школе или вас больше привлекает работа репетитора?
  • Подходит ли вам классное руководство или вы хотите преподавать только свой учебный предмет?
  • Как вам нравится выстраивать отношения с учениками?

Ответы на все эти вопросы помогают учителю глубже понять и выстроить собственный профессиональный путь, а способность задавать их себе становится необходимым умением учителя.

Три базовых навыка self skills: самоопределение, самообразование, самоорганизация

Внутри группы self skills можно выделить три базовых навыка, необходимых учителю, на которые важно опираться, чтобы формировать способность заботы о себе:

- самоопределение — навык современного учителя, подразумевающий соотнесение себя с определённой профессиональной деятельностью. Если человек понимает, чем он хочет заниматься в жизни, тем большего успеха он сможет добиться.

- самообразование — это формирование и реализация индивидуальной образовательной программы, тоже профессиональный навык учителя. Использование разных образовательных ресурсов и способов изучения материала делает процесс самообразования эффективнее.

- самоорганизация — это процесс, который становится необходимым для людей, работающих, в первую очередь, в неструктурированной среде. Сегодня он особенно важен в тьюторской деятельности.

Если каждый учитель будет владеть навыками заботы о себе и выбирать для себя то, что ему больше всего подходит, в школах будет формироваться такой педагогический коллектив, в котором каждый педагог сможет сделать вклад в общее дело, исходя из своих предпочтений и способностей.

Как учителю помочь ученикам сформировать self skills

Каждому современному человеку с детства важно формировать культуру выбора и самоанализа. Уже в конце первого класса можно просить учеников пытаться анализировать, какой учебный предмет им нравится и почему.

Затем в учебные занятия можно вводить различные ситуации, требующие от школьника совершения выбора. При таких постоянных занятиях школьник постепенно учится анализировать то, что с ним происходит, и начинает работать с вопросами к самому себе.

Формировать группу self skills помогают особые педагоги — тьюторы или учителя с тьюторской компетентностью.

Исторически тьюторская система зародилась в средневековых английских университетах: в Оксфорде, и чуть позже в Кембридже. Эта система продолжает успешно работать и сегодня во многих европейских школах и университетах: студент еженедельно встречается с тьютором, обсуждает с ним различные образовательные ресурсы университета и выстраивает для себя учебный маршрут на неделю. Такая работа начинается с первого курса, и у молодых людей благодаря тьюторскому сопровождению на протяжении всего обучения есть постоянная возможность обсуждать и анализировать свои учебные и профессиональные вопросы.

Сегодня в российских школах и вузах тьюторство тоже начинает восприниматься как ресурс развития образования, в частности, потому, что тьюторы помогают формированию self skills .

Читайте также: