Контроль преподавания предметов в школе

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Кононенко Ирина Михайловна

Населенный пункт: ДНР, г. Донецк

Реализация целей и задач учебно-образовательного процесса зависят от многих факторов. Выявлению уровня его качества способствует проведение 1 раз в 5 лет изучения состояния преподавания предмета в образовательной организации.

Всестороннее представление о состоянии преподавания предмета дает наличие трех блоков аналитической части: анализ уровня, анализ организации образовательного процесса, анализ результатов обучения, что позволяет из изложенного материала выделить проблемы в результатах обучения, найти причины имеющихся проблем.

Принятие мер по результатам изучения состояния преподавания предмета в школе должно быть адресовано не только учителю изучаемого предмета, но и другим учителям-предметникам, методическому объединению учителей, психологу, библиотекарю.

Оперативному устранению выявленных причин, обуславливающих не достаточный уровень результатов учебной деятельности могут способствовать следующие предложения:

  • Рассмотреть на заседании методического объединения учителей вопросов (указать какой именно) с последующим составлением методических рекомендаций для учителей;
  • Организовать целенаправленное использование стимулирующих занятий для индивидуальной подготовки учащихся к олимпиадам по предмету;
  • Осуществить распространение опыта учителя в ходе проведения мастер-класса для педагогов школы.
  • Изучить особенности мотивации учащихся.
  • Выработать рекомендации для развития внутренних мотивов к обучению (позиционных, игровых, социальных)
  • Проанализировать обеспеченность предмета учебным оборудованием и составить список первоочередного приобретения.

Реализация приведенного подхода при осуществлении внутришкольного контроля приведена в следующем документе.

Справка

Цель проверки: определение уровня эффективности реализации программ учебных предметов.

  • Изучение школьной документации по изучаемому вопросу;
  • Посещение уроков, внеклассных мероприятий;
  • Беседа с учителем-предметником, руководителем школы.

На проверку учителем были предоставлены: календарное планирование, поурочные планы.

Календарно-тематическое планирование разработано на основе программ по предметам для общеобразовательных учебных заведений, рассмотрено на заседании школьного методического объединения (руководитель Изотова С.В.), согласовано с заместителем директора Кононенко И.М., утверждено директором школы Кудиновой С.В. в установленные сроки. На время проверки учебная программа была реализована в полном объеме, согласно календарно-тематического планирования:

Введение в историю Донецкого края

Все учащиеся школы на начало 2020-2021 учебного года обеспечены необходимыми учебниками установленного образца. В школе отсутствует автономно функционирующий кабинет истории. Требования к оснащенности образовательного процесса удовлетворены в следующем объеме: имеются демонстрационные пособия (карты, картины, таблицы), раздаточный материал (атласы, литература исторического содержания), идет накопление видео-, медиа-материала, методического материала. На уроках учитель использует возможности компьютера и проектора.

Посещенные уроки в 5-11 классах показали, что учитель владеет методикой преподавания предмета и учитывает возрастную психологию обучения. Уроки разнообразны по структуре. При подаче учебного материала прослеживается связь между новым и ранее изученным материалом. Отмечается взаимопонимание учителя и учеников, обучающиеся воспринимают требования учителя, стараются показать результаты совместного труда, наблюдается высокая активность учащихся в ходе всего урока. Историческое знание рассматривается учителем как средство для реализации воспитательных и развивающих задач.

Результаты мониторинга учебных достижений обучающихся по результатам четвертного (семестрового оценивания)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАНОВОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНРОЛЯ ЗА КАЧЕСТВОМ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ: ГЕОГРАФИИ 5 – 9 КЛАССЫ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 5 – 9 КЛАССЫ,

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 2 – 9 КЛАССЫ

Цель тематического контроля: качество организации учебной деятельности, предметные результаты освоения учебного предмета

Задание на проведение тематического контроля: провести контроль за качеством преподавания учебных предметов: географии 5 – 9 классы, истории 5 – 9 классы, иностранного языка 2 – 9 классы

Сроки проведения тематического контроля: с 07.12.2017г. по 26.12.2017г.

Ответственный за выполнение контроля: Орлова Т.В., заместитель директора по УВР.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №24 п. Манычстрой

ПО ИТОГАМ КОНТРОЛЯ ЗАКАЧЕСТВОМ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ: ГЕОГРАФИИ 5 – 9 КЛАССЫ,ИСТОРИИ 5 – 9 КЛАССЫ, ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 2 – 9 КЛАССЫ

Цель тематического контроля: качество организации учебной деятельности, предметные результаты освоения учебного предмета

Задание на проведение тематического контроля: провести контроль за качеством преподавания учебных предметов: географии 5 – 9 классы, истории 5 – 9 классы, иностранного языка 2 – 9 классы

Сроки проведения тематического контроля: с 07.12.2017г. по 26.12.2017г.

Ответственный за выполнение контроля: Орлова Т.В., заместитель директора по УВР.

Согласно плана внутришкольного контроля в школе проводился контроль по проверке классных журналов.

Результаты проверки:

География 5-9 классы

Работа учителя географии (ФИО учителя) была направлена на использование продуктивных форм и методов организации учебного занятия. (ФИО учителя) имеет стаж работы 13 лет. Год прохождения курсов повышения квалификации – 2017. Преподавание обществознания в 5 – 9 классах ведётся по учебникам, рекомендованным федеральным перечнем учебников. Учебниками учащиеся обеспечены.

Количество часов, согласно учебного плана по классам

Анализ посещенных уроков показал, что учитель владеет теорией и методикой преподавания географии, знает требования Госстандарта и умело реализует их в своей практической деятельности. В соответствии с требованиями рабочих программ не нарушается последовательность изучения и распределение часов по разделам курса. Календарно-тематическое планирование по предмету составлено на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений по географии.

Планирование имеется по всем класса, учитель следит за прохождением программного материала.

Из анализа посещенных уроков можно сделать вывод, что учитель умеет конкретизировать цели обучения, соотносить содержание обучения с поставленной целью, ориентироваться на вышеуказанное при выборе приемов обучения. Понимает необходимость включения в работу по формированию знаний контекст бытовой деятельности учащихся, видит в ученике личность со всеми её многообразными особенностями и соответственно владеет дифференцированным подходом к учащимся.

Было посещено 3 урока. Ко всем урокам у (ФИО учителя) имелись поурочные планы.

Для проверки знаний, умений и навыков и сформированности УДД обучащихся по географии он использует чаще всего фронтальный, а также применяет индивидуальный опрос, тестирование.

Учитель проводит диагностику знаний по географии с помощью разнообразных средств и форм (онлайн-тестирование, географические диктанты по проверке знаний географических понятий и терминов, решение заданий из КИМов ОГЭ). Выпускники 9 класса остановили свой выбор на географии в качестве экзамена по выбору на ОГЭ. Уроки географии в 5 – 7 классах проводятся в соответствии с ФГОС. (ФИО учителя) использует технологические карты. Анализ посещенных уроков, свидетельствует о том, что учитель успешно внедряет ФГОС в учебную практику.

В 5 – 9 классах проведены контрольные срезы по географии.

Количество учащихся в классе

Количество выполнявших работу

Анализ результатов срезов показа, что качество знаний соответствует оценкам за 1 четверть, что говорит об объективн ости выставление оценок. (ФИО учителя) необходимо включить в уроки для повторения, задания которые вызвали затруднения.

Учитель соблюдает структуру урока, присутствуют все этапы урока, на всех посещенных уроках, тема урока, дом.задание записаны на доске с начала урока. Учитель ставит перед учащимися цель занятия, полностью выполняет планируемое. При этом учитель материалом владеет в полном объеме, объяснение интересное, подробное, привлекает бытовые знания учащихся по изучаемой теме.

Проверка тетрадей по географии показала, что все учащиеся ведут одну рабочую тетрадь. На момент проверки тетради были почти у всех учащихся, внешний вид тетрадей удовлетворительный. В тетрадях в основном классные работы, редко встречаются домашние.

Учитель заполняет классные журналы, указывает тему конкретного урока, записывает домашнее задание, накопляемость оценок удовлетворительная.

Минусом в работе учителя (ФИО учителя) является то, что он не следит за глубиной и прочностью знаний учащихся, хотя имеет большой потенциал, знает свой предмет, умеет привлекать внимание учащихся интересными фактами.

История 5-9 классы

Историю в школе преподает (ФИО учителя) – образование высшее, стаж работы – 13 лет. Год прохождения курсов повышения квалификации – 2017. Преподавание истории в 5 – 9 классах ведётся по учебникам, рекомендованным федеральным перечнем учебников. Учебниками учащиеся обеспечены.

Количество часов, согласно учебного плана по классам

Анализируя уроки (ФИО учителя) , можно отметить, что записи в журналах соответствуют календарно-тематическому планированию и программам.

Анализ посещенных уроков показал, что уроки истории организуются методически правильно, соблюдаются все необходимые этапы, которые логически связаны между собой. Учитель использует разнообразные формы работы: фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, применяют дифференцированный подход; применяют частично-поисковый и проблемный методы объяснения нового материала с целью активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке.

На некоторых посещенных уроках прослеживались межпредметные связи с экономикой, литературой, русским языком.

В 5 – 9 классах проведены контрольные срезы по истории

Количество учащихся в классе

Количество выполнявших работу

Анализ результатов срезов показа, что качество знаний соответствует оценкам за 1 четверть, что говорит об объективности выставление оценок. Следует отметить, что учитель истории применяет ИКТ на уроках. Виды деятельности учителя и ученика на уроке направлены на формирование УУД.

Английский язык 2-9 классы

Английский язык в 2-9 преподает учитель (ФИО учителя). (ФИО учителя) имеет стаж работы 6 лет. Год прохождения курсов повышения квалификации – 2017. Преподавание английского языка во 2 – 9 классах ведётся по учебникам, рекомендованным федеральным перечнем учебников. Учебниками учащиеся обеспечены.

Количество часов, согласно учебного плана по классам

(ФИО учителя) проводит уроки по английскому языку во 2 – 9 классах в соответствии с календарно-тематическим планированием. На уроке использует следующие методы обучения: словесные, метод перевода метод самостоятельной работы, что способствует развитию фонематических и речевых умений и навыков, развитию языковой догадки.

Учитель осуществляет оптимальный отбор методов, средств, форм обучения. Успешно применяет игровые технологии, КСО, ТСО. Комплекс упражнений на активное слушание и распознавание звуков, их долготы и краткости; на воспроизведение звуков по обучению фонетическим аспектам речи создаёт положительный обучающий и развивающий эффект, совершенствует память, расширяет словарь, закрепляет грамматические навыки, улучшает темп речи, интонацию, качество звуков, активизирует овладение аудированием и говорением. Задания: карточки для чтения, кроссворды - позволяют активизировать учебную деятельность.

В 2 – 9 классах проведены контрольные срезы по английскому языку

Количество учащихся в классе

Количество выполнявших работу

Наибольшее количество ошибок было сделано в заданиях (словообразование). Затруднения вызвали следующие темы: видовременные формы глаголов, предлоги, словообразование. Ученики испытывали трудности в установлении смысловых соответствий текста, употреблении синонимичных слов.

Состояние преподавания английского языка можно признать удовлетворительным. Качество знаний стабильное.

Музыка 2-7 классы

Музыку в 2-7 преподает учитель (ФИО учителя). (ФИО учителя) имеет стаж работы 28 лет. Год прохождения курсов повышения квалификации – 2015. Преподавание музыки во 2 – 7 классах ведётся по учебникам, рекомендованным федеральным перечнем учебников. Учебниками учащиеся обеспечены.

Количество часов, согласно учебного плана по классам

(ФИО учителя) проводит уроки по музыке во 2 – 7 классах в соответствии с календарно-тематическим планированием. На своих уроках (ФИО учителя) использует различные формы обучения: слушание, исполнение, игра, решение музыкальных кроссвордов.

Все формы музыкальной деятельности помогают учителю формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения и формирования музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры.Опрос домашнего задания проводит в виде ответа у доски, чтения и перевода текста, чтения диалогов по ролям, проверки письменной работы в тетради. Учитель совсем не применяет такие методы обучения как наглядные, метод стимулирования интереса учащихся.

(ФИО учителя) на уроках не проводит физминутки для смены позы учеников. Учитель практически на каждом уроке проверяет тетради и словари у учащихся, но в каждом классе есть ученики, которые не носят тетради, так как не делают домашние задания и не имеют словари. Учитель прописывает замечания в дневниках. Проверка тетрадей по английскому языку показала, что учитель проверяет работы практически каждый урок, но не выполняется единый орфографический режим (записи ученики ведут небрежно, пишут ручками разных цветов, подписывают тетради не по образцу).Хочется отметить, что домашнее задание задается в полном соответствии с требованиями, но не всегда дети записывают задания в дневник.

Проблемы, возникающие на уроках у учителя, происходят от того, что учитель некачественно готовится к проводимым урокам, не продумывает дома этапы урока, их взаимосвязь, время, отводимое на каждый вид работы.

В 2– 7 классах проведены контрольные срезы по музыке

Количество учащихся в классе

Количество выполнявших работу

Анализ посещенных уроков показал, что учителя-предметники владеют теорией и методикой преподавания предметов. В соответствии с требованиями рабочих программ не нарушается последовательность изучения и распределение часов по разделам курса.

Поурочное планирование имеется во всех класса, учителя следит за прохождением программного материала. На уроках используются интерактивные и наглядные средства обучения, используют разнообразные формы работы. Учителя соблюдают структуру урока, присутствуют все этапы урока, на всех посещенных уроках, тема урока, дом.задание записаны на доске с начала урока. Учителя ставит перед учащимися цель занятия, полностью выполняют планируемое. Записи в журналах соответствуют календарно-тематическому планированию и программам.Проверка тетрадей показала, что виды работ, выполняемых на уроке и дома, разнообразны: это конспекты занятий, запись определений, построение схем, самостоятельные работы, тесты, таблицы, но не выполняется единый орфографический режим (записи ученики ведут небрежно, пишут ручками разных цветов, подписывают тетради не по образцу).

Анализ результатов срезов показал, что уровень знаний учащихся находятся на достаточно хорошем уровне.

Рекомендации:

1. (ФИО учителя) усилить работу над качеством успеваемости и качеством знания в 5-9 классах, используя современные ИКТ и индивидуальные дополнительные занятия.

2. Активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках географии, используя инновационные методики преподавания.

3. Обратить внимание на развитие мотивационной сферы школьников

4. (ФИО учителя) н е допускать нестабильности и снижения качества знаний учащихся по обществознанию.

5. В ести работу с учащимисядля их мотив ации на изучение обществознания.

6. П родумать формы пов торения учебного материала по обществознанию в 5 – 9 классах по темам, по которым учащиеся имеют пробелы в знаниях.

7. Учителю английского языка (ФИО учителя) изучить требования стандарта к проводимым урокам, проводить уроки в полном соответствии с ФГОС, работая над развитием у учащихся всех видов универсальных учебных действий на уроках.

8. (ФИО учителя) тщательнее готовиться к урокам, планировать уроки как целостную систему взаимодействия учителя и ученика, соответствующую содержанию и целям урока, тщательно отбирать речевой учебный материал и средства обучения с учётом возрастных особенностей.

9. Учителю английского языка необходимо в зависимости от учебной задачи выбирать индивидуальные и фронтальные способы её решения или сочетание этих способов. Включать в урок разнообразные игры: лексические, фонетические, орфографические, аудитивные, артикуляционные, грамматические и др. Применять в работе формы обучения, способствующие созданию на уроке атмосферы увлечённости и заинтересованности, активизировать речемыслительную деятельность, развивать память, мышление, воображение, умственную активность, поддерживать интерес к изучению иностранного языка. С целью повышения интереса учащихся к предмету необходимо готовить для ребят занимательные упражнения, творческие задания, наглядные материалы, применять ИКТ, следить за дисциплиной на всех этапах урока.


Блоки контроля за преподаванием учебных предметов. Полные.

Любой контроль состоит, на мой взгляд, из приказа НА контроль, аналитической информации или справок самоконтроля, приказа ПО результатам самоконтроля, и протокола совещания при директоре или завуче где рассматриваются итоги данного контроля, с выводами и предложениями. Такие материалы выложены ниже, на странице, по всем предметам школьного самоконтроля.

Внутришкольный контроль (ВШК) является одной из важнейших управленческих функций. Что же необходимо знать и уметь, чтобы внутришкольный контроль стал помощью и эффективным способом работы с учителями по повышению их педагогического мастерства? По моему твёрдому убеждению, залогом успешности планирования и выполнения ВШК является: активность и ответственность каждого члена педагогического коллектива за результат своего труда. А это неизбежно должно привести к повышению качества учебно- воспитательного процесса. Следует помнить и о четырёх требованиях к контролю: систематичность, объективность, действенность и компетентность проверяющего.

Чем же является контроль по отношению к педагогу? Управляющим центром, корректирующим выполнение необходимых действий. Функции контроля – проверка и анализ того, что происходит в школе, сравнение с тем, что должно быть по различным нормативным документам и корректировка деятельности педагогов в соответствии с преследуемыми педагогическим коллективом целями и задачами. Эффективный контроль тесно связан с его переходом на диагностическую основу, превращением в инструмент развития творческого потенциала педагога, с получением объективной информации о жизни школы в целом.

Внутришкольный контроль - это сложный и многоплановый процесс, но всё же имеющий некоторую закономерную упорядоченность и организацию частей, которые находятся во взаимосвязях и выполняют определённые функции. Взаимосвязь этих частей есть структура. Структура является существенной стороной ВШК. А для того чтобы ясно представлять структуру ВШК, необходимо определить направления (разделы), входящие в него, и содержание каждого направления (раздела) контроля. Эффективный контроль не предполагает тотальные проверки по всем направлениям деятельности школы. Целесообразно вычленить приоритетные направления (разделы). В нашей школе это: обеспечение получения основного общего образования всеми категориями обучающихся; оформление и ведение школьной документации; знания, умения и навыки по предметам и состояние преподавания учебных предметов; классно-обобщающий контроль; контроль за работой педагогических кадров; подготовка к государственной (итоговой) аттестации. Каждое из направлений имеет свои особенности с точки зрения организации и содержания работы, но в тоже время тесно взаимосвязано между собой. Например, понятно, что должное состояние преподавания учебных предметов и успешное прохождение государственной (итоговой) аттестации выпускниками школы зависит от педагогического мастерства каждого педагога.

Второе, что необходимо чётко знать руководителю о ВШК, это содержание каждого направления (раздела) контроля. Без этих знаний невозможно глубоко изучить и проанализировать информацию, внести коррективы в дальнейшую работу педагогов и школы в целом. И третье, чем должен владеть администратор, осуществляющий контроль, это знание его видов, форм и методов. Контроль может осуществляться в виде плановых и оперативных проверок, проведения административных контрольных работ или мониторинговых исследований. Формы контроля можно классифицировать по признаку исполнения: коллективная, взаимоконтроль, административные плановый и внеплановый и самоконтроль – форма, свидетельствующая о наивысшей степени организации педагогического коллектива. По объекту контроля: классно-обобщающий, тематический, фронтальный, персональный; по используемым методам: наблюдение, проверка внутришкольной документации, тестирование, анкетирование; по признаку последовательности: предварительный, текущий, промежуточный, итоговый.

Любая форма контроля должна осуществляться в строгой последовательности: обоснование проверки, формулирование цели, разработка плана-задания, сбор информации, анализ результатов проверки, обсуждение итогов. Контроль будет эффективным только тогда, когда собранная информация будет служить основой для педагогического анализа, а через анализ и для коррекции и регулирования. Поэтому результаты внутришкольного контроля обязательно должны анализироваться и оформляются в виде аналитической справки, содержащей констатацию фактов, выводы и предложения и доводиться до каждого педагога.

Итак, что же необходимо знать о ВШК.

Совет №1:

1. структуру ВШК;

2. приоритетные, для Вашей школы, направления ВШК;

3. содержание каждого направления контроля;

4. виды, формы и методы ВШК;

5. цепочку последовательности проведения ВШК.

Руководство школой будет эффективно, если контроль осуществляется не от случая к случаю, а носит систематический характер, на основании намеченного плана. Для того чтобы план ВШК стал документом, ориентированным на достижение целей и задач работы школы, на повышение педагогического мастерства учителей, на качество учебно-воспитательного процесса, на успешность выпускников школы, был документом, носящим контрольно-диагностический и регулятивно-коррекционный характер, необходимо чётко определить направления контроля и содержание каждого из них, цели контроля, формы и методы, кто и когда осуществляет контроль, где обсуждаются результаты. Для этого необходимы тщательный анализ работы школы за прошедший год, формулировка целей и задач на предстоящий год, построение циклограммы работы по месяцам и на неделю. Далее определяются основные блоки ВШК, темы заседаний педагогических советов, вопросы для совещаний при директоре и при заместителе директора.

Совет № 2:

1. подходить ответственно к анализу работы школы за прошедший год, ибо только тщательный анализ позволит получить полную картину дел в школе и выявить стороны подлежащие изучению и контролю;

2. не возлагать на себя весь груз ВШК. Делегировать контролирующие функции другим субъектам образовательного пространства. Например, контроль за уровнем ЗУНов, ведением ученических тетрадей может осуществляться руководителями предметных методических объединений;

3. разработать оптимальную форму плана ВШК: компактную, наглядную, отражающую все стороны жизни школы, удобную для повседневной работы.

План ВШК является открытым документом в нашей школе, с ним может работать любой педагог, кроме того, в начале каждого месяца на специальный стенд в учительской и методическом кабинете вывешивается выписка из этого плана, для того чтобы каждый педагог был знаком с вопросами стоящими на контроле. Это исключает непонимание со стороны педагогов и позволяет быть готовыми к поверкам.

Совет № 3:

1. Внимательно изучи школьное положение о должностном внутришкольном контроле, раздел “Правила внутришкольного контроля”.

3. Анализ каждого урока проводи индивидуально с каждым учителем. При обсуждении будь принципиальным и требовательным, но корректным и доброжелательным. Неприятные для учителя замечания аргументируй фактами.

Совет № 4 (последний, но не главный!):

1. Оптимизируй свой труд и цени время коллег.

2. Предлагай педагогам такие формы отчётов, которые будут действительно полезны.

3. Не забывай, в какое время ты живёшь и работаешь, но не пренебрегай опытом педагогов со стажем и литературой с очень давним годом издания.

И, наконец, самый главный совет – “не стой” на месте, развивайся, самосовершенствуйся, учись, веди за собой, будь в центре всех школьных дел и событий, будь генератором идей и задумок, подавай пример во всём! И тогда, обязательно, всё задуманное исполниться!

На фестиваль педагогических идей “Открытый урок” я хочу представить пакет аналитических документов, касающихся проверки оформления и ведения школьной документации. Они могут быть полезны в работе как начинающим завучам, так и более опытным коллегам.

Классный журнал – важнейший государственный документ. Он отражает все стороны учебной деятельности ученика. В классном журнале есть специальная инструкция по его ведению. В начале года я провожу совещание по данной инструкции с учителями школы. После этого каждый учитель расписывается, что с инструкцией по ведению журнала ознакомлен. Цели контроля по проверке классных журналов формулируются следующим образом: состояние оформление журналов, накопляемость оценок; состояние классных журналов на конец 1 четверти; состояние посещаемости учащихся выпускных 9, 11 классов по классным журналам; выявление уровня работы классных руководителей по оформлению журналов, определение накопляемости оценок учителями-предметниками; проверка выполнения государственных программ и их практической части, объективность выставления оценок за четверть; своевременность и правильность заполнения журнала учителями-предметниками, состояние опроса у слабых и неуспевающих учащихся.

Если суммировать констатирующие части справок по проверке журналов, то в общем получается следующая картина: отмечается группа классных руководителей и учителей-предметников, у которых все в порядке; часть классных руководителей не до конца оформила журнал: данные об учащихся, показатели по физической культуре, листы здоровья; несвоевременно отмечаются пропуски учащихся, особенно, если это отдельные уроки, на странице пропусков; отсутствует запись уроков у отдельных учителей; неудовлетворительно поставлен опрос по предмету у некоторых учителей; необъективно выставлены оценки за четверть, год; недостаточная работа со слабоуспевающими учащимися, что является причиной большого количества текущих неудовлетворительных оценок; нарушение инструкции по ведению журнала.

Типичные рекомендации по работе с журналами следующие: обсуждение “Справки” на совещании при директоре, осуществление повторного контроля в такие-то сроки; приглашение для беседы с директором школы учителей, нарушающих инструкцию по ведению журнала. (Приложение №2).

Тетрадь – обязательный атрибут обучения школьника. Трудно назвать предмет учебного плана, по которому школьник не имел бы тетради. Понимая, что без определенного контроля за ведением тетради нельзя добиться не только знаний ученика по предмету, но и элементарной грамотности, государство оплачивает проверку тетрадей учителям-предметникам. При проверки тетрадей контролируется: выполнение учителем норм проверки тетрадей; выполнение учащихся домашних работ; правильность оформление письменных работ; соблюдение единого орфографического режима; наличие (отсутствие) работы над ошибками; правильность ведения тетрадей для контрольных работ и их сохранность в течение года; соответствие объема классных и домашних работ. (Приложение №3)

Личное дело ученика – номенклатурный документ установленного образца, куда наряду с анкетными данными вносятся итоговые отметки успеваемости ученика по годам обучения. Личное дело сопровождает ученика по всему его учебному пути с 1 по 11 класс. В соответствии с законом личные дела учащихся хранятся в школе в течение трех лет после окончания ими школы. Личное дело ученика – это своеобразная визитная карточка школы. По нему судят о школе, в которой учился ребенок. Именно поэтому необходимо регулярно контролировать ведение личных дел учащихся. Привожу пример справки по проверке личных дел учащихся. (Приложение №4).

Тематическое планирование учителя предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функции учебно-воспитательного процесса в системе уроков по данной теме или разделу учебной программы. Проверку тематического планирования провожу в начале учебного года по разработанной мною схеме. (Приложение №5). В конце каждого полугодия контролирую выполнение государственных программ, их соответствие календарно-тематическому планированию, выполнение практической части программ и норм контрольных работ. (Приложение №6). По итогам проверки все замечания и рекомендации доводятся до сведения учителей и оформляются в справках.

Читайте также: