Аннотация к кружку по экологии в доу
Обновлено: 02.07.2024
Автор: Белопольская Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Очурский детский сад "Колосок"
Населённый пункт: Алтайский район,с.Очуры
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа кружка "Юный эколог"
Раздел: дошкольное образование
Программа кружка составлена на основе
автора Николаевой С.Н.
старший возраст
срок реализации 1 год
Руководитель:
Белопольская И.М.
Воспитатель
Пояснительная записка. 3
Учебно-тематический план. 6
Основные требования к уровню подготовки. 9
Условия реализации программы…………………………………….12
Ожидаемые результаты. 14
Список литературы. 16
Аннотация к парциальной программе………………………………17
Пояснительная записка.
воспитанию детей разработана в соответствии с Программой «От рождения до
Программа строится на принципе личностно-ориентированного
и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и
художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет с учетом
их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа определяет содержание и организацию воспитательно-
образовательного процесса детей и направлена на формирование общей
культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,
формирование осознанного и бережного отношения детей к природе,
сохранение и укрепление здоровья детей. Бурное развитие цивилизации на
современном этапе привело к формированию у человека антропоцентрического
сознания с явно выраженным потребительским отношением к природе.
Сложившаяся ситуация диктует необходимость работы по формированию у
подрастающего поколения эгоцентрического сознания. Развитие такого
сознания напрямую связано с освоением дошкольниками начал
экологической культуры. Содержание экологического воспитания включает два
аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал
экологической культуры, а отношение – конечным её продуктом. Истинно
экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают
начало экологическому сознанию. Отношение природных связей человека с
окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности,
не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно
игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный
фактор. Биоцентрический подход к вопросам экологического образования,
ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее
часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые
существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет
человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по её законам.
Содержание экологических знаний охватывает следующий круг: многообразие
живых организмов, их экологическое единство; связь со средой обитания;
явления неживой природы; понятие мироздания (Вселенной); человек как
живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную
жизнедеятельность; использование природных ресурсов, загрязнение
окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
системы экологического образования населения.
«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и
по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, соответствующие
постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд
первостепенных государственных проблем. Указанные документы
подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного
экологического образования, первым звеном которого является дошкольное
воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения
человека, его отношение к окружающему миру.
Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста
относится к программам первой группы. Характерно акцентирования
внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с
некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды,
экосистемами и т. п.).
Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее
ответвлениями. В его основе – «адаптированные на дошкольный возраст
ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и
среда, человек и среда.
Причина создания парциальной программы: обострение экологической
проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной
работы по формированию у детей и родителей экологического сознания,
культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа
со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения
родителей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе
сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут
служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.
проведения занятий, наблюдений, экспериментов, праздников.
Цель: Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески
экологической культуры дошкольников
и бережного отношения детей к природе.
Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире
природы, как целостной взаимосвязанной системе.
Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение
наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы
их проверки, находить причинно - следственные связи.
Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка,
воспитание духовно богатой личности.
Виды деятельности:
Формой подведения итогов реализации программы являются:
экологические праздники, викторины и т.д.
Программа рассчитана на один год и вписывается в базовую образовательно-
воспитательную программу ДОУ. Занятия проводятся во вторую половину дня, по
Рабочая программа кружка разработана в соответствии с:
5. Устав Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения.
В конце XX века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. В связи с загрязнением окружающей среды и сокращением разнообразия живых существ особо встал вопрос экологического образования населения, которое необходимо осуществлять с начального уровня – дошкольного образования.
Экологическое воспитание – это процесс образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса, цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, даже лужицы после летнего дождя – всё это привлекает внимание детей, радует их, даёт богатую пищу для развития мышления, речи, чувства красоты.
Игры в лесу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, уход и наблюдение за растениями и животными дают детям много радостных переживаний. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.
Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников - умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.
При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
1. Познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира.
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Возрастные особенности детей старшей группы
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Цель рабочей программы кружка - воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;формирование представлений о самоценности природы, умению экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде. Исходя из поставленной цели, программа кружка реализует следующие задачи: Дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах экосистемы; о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире; Научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами; Научить детей простейшим правилам поведения в природе; Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах; Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, цветниками. Развивать экологическую культуру; Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению; Развивать у ребенка умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения; Совершенствовать мышление, творческие способности, умение думать самостоятельно, логично и последовательно. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира; Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, проявление ответственности за свои поступки; Сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой.
Принципы реализации рабочей программы: Принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя. Принцип систематичности и последовательности. Принцип наглядности. Принцип доступности и посильности. Принцип учета возрастных особенностей детей.
Формы и методы организованной образовательной деятельности.
Организованная образовательная деятельность по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость, способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.
Формы проведения организованной образовательной деятельности: экскурсии; игровые, сюжетные занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: Объяснительно-иллюстративный (беседы и рассматривание, чтение и любование природой); Репродуктивный (рисование, лепка, аппликация, конструирование); Частично-поисковый (участие в коллективном поиске); Исследовательский (опыты, эксперименты, изучение природы, анализ, сравнение, самостоятельная творческая работа).
Для решения программных образовательных задач используются: Словесные методы (устное изложение, беседы, чтение произведений, разбор ситуаций, обсуждение увиденного); Наглядные (показ видеофильмов, наблюдения, рассматривание, экскурсии, целевые прогулки); Практические методы (эксперименты, продуктивная деятельность, трудовая деятельность).
Ожидаемые результаты реализации программы: К концу года у детей сформируются конкретные представления о свойствах воды, воздуха; о сезонных изменениях, происходящих в природе; о приспособляемости растений и животных к условиям жизни. Владеют элементарными навыками уходу за растениями и животными. Умеют устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. Имеют желание заботиться о живых объектах природы. Стремятся следовать правилам поведения на природе.
Перспективный план кружка
Совершенствовать диалогическую речь детей. Развивать творческие навыки.
Содержание программы
Программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 6 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 20-25 минут в соответствии с нормами СанПин. График работы кружка: четверг 15.40 - 16.05
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения Программы – это целевые ориентиры дошкольного образования (п. 4.1. ФГОС ДО, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
В ДОУ при реализации программы в старшей группе 2 раза в год (ноябрь, апрель) проводится оценка индивидуального развития детей, такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики.
Планируемые результаты освоения детьми программы
Взаимодействие с родителями
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Достижение этой цели невозможно только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем все доступные формы взаимодействия.
Организация развивающей предметно-пространственной
Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами; необходимых для осуществления педагогического процесса. Развивающая предметно-пространственная среда имеет колоссальное влияние на развитие детей.
Из нормативных документов, а именно ФГОС ДО мы знаем, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть: насыщенной, вариативной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности.
Одним из условий познавательного развития детей в ДОУ является правильная организация и экологической развивающей предметно-пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.
Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать: познавательному развитию ребенка; эколого-эстетическому развитию; оздоровлению ребенка; формированию нравственных качеств; формированию экологически грамотного поведения.
Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность.
Модель экологической предметно-развивающей среды нашей группы включает в себя следующие компоненты: уголок природы, уголок по экспериментированию, центр дидактической игры, уголок книги, наглядный и демонстрационный материал, оформление группового пространства.
Уголок природы включает в себя следующие составляющие: комнатные растения, природный материал, в том числе коллекция разных семян и камней, календарь наблюдений, оборудование для трудовой деятельности, мини-огород. Главная особенность уголка природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовывать различную их деятельность на протяжении всего года. Работа с календарем, уход за растениями уголка природы, наблюдения за посадками это все компоненты методики экологического воспитания.
В уголке книги подобраны различные произведения познавательной и художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых, разнообразием растений, овощей и фруктов и т. д.
Большое значение как в познавательном развитии так и в экологическом воспитании дошкольников имеет наглядный и демонстрационный материал.
Рабочая программа кукольного кружка Пояснительная записка. Одной из форм приобщения детей к искусству является кукольный кружок. Кукольный театр близок детям. Он создаёт хорошее.
Рабочая программа по лепке старшая группа Пояснительная записка Изобразительная деятельность - одна из самых больших удовольствий для ребёнка. Она приносит малышу много радости,.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
на заседании педагогического совета Заведующая МДОУ
протокол №4 __________М.В.Мерабян
(старший дошкольный возраст)
п. Светлый, 2015-2016уч.год.
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это,
прежде всего, мир природы,
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
Направления и актуальность:
Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
- направленность ДОУ на экологическое воспитание детей,
- работа со способными детьми.
При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое
внимание на следующие основные направления.
1. Познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с
компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на
эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира,
ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции
природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной
деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Основной целью программы является:
- воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и
любить окружающий мир, бережно относиться к природе;
- формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному,
положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и
поведения в природе и в быту;
- закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих
участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного
края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
Программа реализует следующие задачи:
1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса,
расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению
повествовательной речи (пересказывание, составление диалога), развитию у детей
элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе
взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.
2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом,
умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование
мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и
последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к
3) Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения
сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах,
воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего
мира и бережно относиться к ней.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет
5-6 лет (старшая группа)
Сроки реализации программы – 1 год обучения.
Режим работы кружка 1 раз в неделю
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Формы проведения:
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
Методы проведения:
целого по отдельным
Практические:
Время проведения: Режим работы кружка 1 раз в неделю по 25 минут, каждая пятница с 16.00 до 16.25 .
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;
- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести
ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего
- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки
- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания
его в разных условиях.
- понимать ценность природных объектов.
Результаты освоения программы:
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью
проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на
наблюдениях за детьми.
Возрастные особенности детей:
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста:
Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным
и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.
Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой среднего возраста, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно – чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам.
Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию
и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных
объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Таким образом, эколого-педагогическая работа, с детьми старшей группы базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней
Экологический кружок "Юный эколог" разработан воспитателями Поповой А.Ф. и Гулиевой Н.А. для детей 4-5 лет с целью формирования экологической культуры дошкольников посредством игровой деятельности.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Экологический кружок
Воспитатели: Попова А.Ф.
В. А. Сухомлинский.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема
современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образованиелюдей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения,включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так какв этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающейдействительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели птиц, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в детском саду.
Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее приемлемым методом обучения является дидактическая игра.
Экологические игры- это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.
Цель кружка:
Формирование экологической культуры дошкольников посредством игровой деятельности.
1.Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края, малой Родины.
2.Формировать представления о традициях, праздниках коренных жителей малой Родины.
3. Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.
3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
4. Формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.
5. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
1. Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки, экологические тропы;
- показа сказок, театрализованных представлений (детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
2. Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (подвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр – драматизаций , музыкальных игр.)
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров, праздников;
4. Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей (создание атрибутов, гербариев растений, коллекций для сюжетно- ролевых игр)
- постановка сказок, отрывков литературных произведений.
1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка лука, цветов.).
3.Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Критерии результативности обучения:
-представления о сезонных изменениях;
- представления о диких животных нашего края;
- знания о деревьях и кустарниках:
- знания об овощах и фруктах, ягодах;
- умения называть предметы окружения, их назначения свойства;
- бережное отношение к природе;
- знания о правилах поведения в природе;
- знание экологических игр;
Расписание работы:
Количество занятий- 1 раз в неделю
Возраст детей - 4-5 лет
Количество детей -21
Место проведения- группа, территория детского сада
Участники кружка- дети, воспитатели, родители, инструктор по физической культуре, муз работник.
Тема занятий
Программное содержание
Формы работы
1.Берёзовский район – наша малая Родина.
Развивать интерес к изучению родного края, воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
(Обухова Л.А. стр.6)
Уточнять и расширять представление детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
(Обухова Л.А стр5. Соломенникова О.А. стр.28)
Закреплять представление детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.
Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.
(Обухова Л.А., стр. 29)
Накапливать впечатления о деревьях: учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Расширить представления о дереве, его качествах и свойствах
3.Прохождение экологической тропы (Соломенникова О.А. Стр. 33)
Расширять представления об осенних изменениях в природе
Экскурсия по территории детского сада.
(Обухова Л.А., стр.54)
Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой, подорожником. Воспитывать бережное отношение к растениям.
(Обухова Л.А. ,стр.23)
Продолжить знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, синичка, грач, голубь).
Познакомить детей с достопримечательностями поселка.
3. П / игры народов Севера.
Развивать речь через театрализованную (художественную) деятельность
Показ сказки детям 2 мл группы, родителям.
(Соломенникова О.А., стр. 41)
Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой.
(Обухова Л.А., стр.14)
Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают).
Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.
(Уточнить представления о свойствах снега и познакомить с его защитными свойствами)
Обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года
Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой; вода прозрачная, но может менять окраску, имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества). Расширять знания детей о значении воды внашей жизни.
(Обухова Л.А., стр.12)
Познакомить с аквариумными рыбками. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.
Знакомство с бытом северных народов детей через игры
(Обухова Л.А., стр.23)
Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Воспитывать любовь и заботу к животным.
(Обухова стр. 25, Соломенникова
Закрепить названия знакомых растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растения, отмечая
различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
(Обухова стр. 46)
Сформировать у детей представление о реке Сосьва;
Дать представление о водоёмах (пруд, болото, озеро, река, море).
Расширить кругозор детей посредством ознакомления с образом жизни, традициями коренных народов Севера
Показ сказки детям средней группы, родителям.
(Петрова Е.И. стр.43)
Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.
(Соломенникова О.А. стр. 43)
Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.
(Обухова Л.А. стр.21)
Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта
4. Продуктивная деятельность: Посадка лука.
Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по строению, запаху, окраске. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.
4. Песок и его свойства
5.Экологическая тропа весной
(Соломенникова О.А. стр. 66)
Расширять представления о сезонных изменениях в природе.
Экскурсия по территории детского сада.
Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
Дать представление о суше и водном пространстве,разнообразие рельефа земной поверхности, видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах.
3.Праздник Птиц.
Продолжать закреплять знания о природе, развивать познавательный интерес к жизни пернатых друзей
(Соломенникова стр 59, Обухова)
Расширять представления о насекомых. Закреплять знания о строении насекомых
1.Экологическая тропа весной
Расширять представления о сезонных изменениях в природе. Формировать бережное отношение к природе.
Закрепить умение ухаживать за растениями; воспитывать отношение к растениям как к живым существам.
Закрепить знания детей о природе нашего края.
Список литературы:
5. Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников, Москва 2005
Читайте также: