Аннотация к кружку по экологии в доу

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Белопольская Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Очурский детский сад "Колосок"
Населённый пункт: Алтайский район,с.Очуры
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа кружка "Юный эколог"
Раздел: дошкольное образование

Программа кружка составлена на основе

автора Николаевой С.Н.

старший возраст

срок реализации 1 год

Руководитель:

Белопольская И.М.

Воспитатель

Пояснительная записка. 3

Учебно-тематический план. 6

Основные требования к уровню подготовки. 9

Условия реализации программы…………………………………….12

Ожидаемые результаты. 14

Список литературы. 16

Аннотация к парциальной программе………………………………17

Пояснительная записка.

воспитанию детей разработана в соответствии с Программой «От рождения до

Программа строится на принципе личностно-ориентированного

и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и

художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет с учетом

их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа определяет содержание и организацию воспитательно-

образовательного процесса детей и направлена на формирование общей

культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,

формирование осознанного и бережного отношения детей к природе,

сохранение и укрепление здоровья детей. Бурное развитие цивилизации на

современном этапе привело к формированию у человека антропоцентрического

сознания с явно выраженным потребительским отношением к природе.

Сложившаяся ситуация диктует необходимость работы по формированию у

подрастающего поколения эгоцентрического сознания. Развитие такого

сознания напрямую связано с освоением дошкольниками начал

экологической культуры. Содержание экологического воспитания включает два

аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.

Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал

экологической культуры, а отношение – конечным её продуктом. Истинно

экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают

начало экологическому сознанию. Отношение природных связей человека с

окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности,

не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно

игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный

фактор. Биоцентрический подход к вопросам экологического образования,

ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее

часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые

существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет

человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по её законам.

Содержание экологических знаний охватывает следующий круг: многообразие

живых организмов, их экологическое единство; связь со средой обитания;

явления неживой природы; понятие мироздания (Вселенной); человек как

живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную

жизнедеятельность; использование природных ресурсов, загрязнение

окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.

системы экологического образования населения.

«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и

по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, соответствующие

постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд

первостепенных государственных проблем. Указанные документы

подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного

экологического образования, первым звеном которого является дошкольное

воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения

человека, его отношение к окружающему миру.

Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста

относится к программам первой группы. Характерно акцентирования

внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с

некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды,

экосистемами и т. п.).

Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее

ответвлениями. В его основе – «адаптированные на дошкольный возраст

ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и

среда, человек и среда.

Причина создания парциальной программы: обострение экологической

проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной

работы по формированию у детей и родителей экологического сознания,

культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа

со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения

родителей, повышения их экологической грамотности и культуры.

Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе

сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут

служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.

проведения занятий, наблюдений, экспериментов, праздников.

Цель: Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески

экологической культуры дошкольников

и бережного отношения детей к природе.

Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире

природы, как целостной взаимосвязанной системе.

Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение

наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы

их проверки, находить причинно - следственные связи.

Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка,

воспитание духовно богатой личности.

Виды деятельности:

Формой подведения итогов реализации программы являются:

экологические праздники, викторины и т.д.

Программа рассчитана на один год и вписывается в базовую образовательно-

воспитательную программу ДОУ. Занятия проводятся во вторую половину дня, по

Рабочая программа кружка разработана в соответствии с:

5. Устав Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения.

В конце XX века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. В связи с загрязнением окружающей среды и сокращением разнообразия живых существ особо встал вопрос экологического образования населения, которое необходимо осуществлять с начального уровня – дошкольного образования.

Экологическое воспитание – это процесс образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса, цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, даже лужицы после летнего дождя – всё это привлекает внимание детей, радует их, даёт богатую пищу для развития мышления, речи, чувства красоты.

Игры в лесу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, уход и наблюдение за растениями и животными дают детям много радостных переживаний. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.

Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников - умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления:

1. Познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира.

3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Возрастные особенности детей старшей группы

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Цель рабочей программы кружка - воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;формирование представлений о самоценности природы, умению экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде. Исходя из поставленной цели, программа кружка реализует следующие задачи: Дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах экосистемы; о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире; Научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами; Научить детей простейшим правилам поведения в природе; Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах; Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, цветниками. Развивать экологическую культуру; Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению; Развивать у ребенка умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения; Совершенствовать мышление, творческие способности, умение думать самостоятельно, логично и последовательно. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира; Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, проявление ответственности за свои поступки; Сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой.

Принципы реализации рабочей программы: Принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя. Принцип систематичности и последовательности. Принцип наглядности. Принцип доступности и посильности. Принцип учета возрастных особенностей детей.

Формы и методы организованной образовательной деятельности.

Организованная образовательная деятельность по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость, способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.

Формы проведения организованной образовательной деятельности: экскурсии; игровые, сюжетные занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: Объяснительно-иллюстративный (беседы и рассматривание, чтение и любование природой); Репродуктивный (рисование, лепка, аппликация, конструирование); Частично-поисковый (участие в коллективном поиске); Исследовательский (опыты, эксперименты, изучение природы, анализ, сравнение, самостоятельная творческая работа).

Для решения программных образовательных задач используются: Словесные методы (устное изложение, беседы, чтение произведений, разбор ситуаций, обсуждение увиденного); Наглядные (показ видеофильмов, наблюдения, рассматривание, экскурсии, целевые прогулки); Практические методы (эксперименты, продуктивная деятельность, трудовая деятельность).

Ожидаемые результаты реализации программы: К концу года у детей сформируются конкретные представления о свойствах воды, воздуха; о сезонных изменениях, происходящих в природе; о приспособляемости растений и животных к условиям жизни. Владеют элементарными навыками уходу за растениями и животными. Умеют устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. Имеют желание заботиться о живых объектах природы. Стремятся следовать правилам поведения на природе.

Перспективный план кружка

Совершенствовать диалогическую речь детей. Развивать творческие навыки.

Содержание программы

Программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 6 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 20-25 минут в соответствии с нормами СанПин. График работы кружка: четверг 15.40 - 16.05

Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения Программы – это целевые ориентиры дошкольного образования (п. 4.1. ФГОС ДО, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

В ДОУ при реализации программы в старшей группе 2 раза в год (ноябрь, апрель) проводится оценка индивидуального развития детей, такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики.

Планируемые результаты освоения детьми программы

Взаимодействие с родителями

Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Достижение этой цели невозможно только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем все доступные формы взаимодействия.

Организация развивающей предметно-пространственной

Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами; необходимых для осуществления педагогического процесса. Развивающая предметно-пространственная среда имеет колоссальное влияние на развитие детей.

Из нормативных документов, а именно ФГОС ДО мы знаем, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть: насыщенной, вариативной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности.

Одним из условий познавательного развития детей в ДОУ является правильная организация и экологической развивающей предметно-пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.

Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать: познавательному развитию ребенка; эколого-эстетическому развитию; оздоровлению ребенка; формированию нравственных качеств; формированию экологически грамотного поведения.

Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность.

Модель экологической предметно-развивающей среды нашей группы включает в себя следующие компоненты: уголок природы, уголок по экспериментированию, центр дидактической игры, уголок книги, наглядный и демонстрационный материал, оформление группового пространства.

Уголок природы включает в себя следующие составляющие: комнатные растения, природный материал, в том числе коллекция разных семян и камней, календарь наблюдений, оборудование для трудовой деятельности, мини-огород. Главная особенность уголка природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовывать различную их деятельность на протяжении всего года. Работа с календарем, уход за растениями уголка природы, наблюдения за посадками это все компоненты методики экологического воспитания.

В уголке книги подобраны различные произведения познавательной и художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых, разнообразием растений, овощей и фруктов и т. д.

Большое значение как в познавательном развитии так и в экологическом воспитании дошкольников имеет наглядный и демонстрационный материал.

Рабочая программа кукольного кружка Пояснительная записка. Одной из форм приобщения детей к искусству является кукольный кружок. Кукольный театр близок детям. Он создаёт хорошее.

Рабочая программа по лепке старшая группа Пояснительная записка Изобразительная деятельность - одна из самых больших удовольствий для ребёнка. Она приносит малышу много радости,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

на заседании педагогического совета Заведующая МДОУ

протокол №4 __________М.В.Мерабян

(старший дошкольный возраст)

п. Светлый, 2015-2016уч.год.

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это,

прежде всего, мир природы,

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник

Направления и актуальность:

Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

- направленность ДОУ на экологическое воспитание детей,

- работа со способными детьми.

При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое

внимание на следующие основные направления.

1. Познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с

компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на

эти компоненты в игровой занимательной форме.

2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира,

ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции

природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка

3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной

деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Основной целью программы является:

- воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и

любить окружающий мир, бережно относиться к природе;

- формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному,

положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и

поведения в природе и в быту;

- закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих

участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного

края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.

Программа реализует следующие задачи:

1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса,

расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению

повествовательной речи (пересказывание, составление диалога), развитию у детей

элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе

взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.

2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом,

умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование

мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и

последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к

3) Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения

сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах,

воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего

мира и бережно относиться к ней.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет

5-6 лет (старшая группа)

Сроки реализации программы – 1 год обучения.

Режим работы кружка 1 раз в неделю

Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.

Формы проведения:

- занятия в игровой форме;

-экскурсии в природу;

Методы проведения:

целого по отдельным

Практические:

Время проведения: Режим работы кружка 1 раз в неделю по 25 минут, каждая пятница с 16.00 до 16.25 .

Ожидаемые результаты:

К концу учебного года дети должны знать и уметь:

- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;

- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести

ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего

- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки

- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания

его в разных условиях.

- понимать ценность природных объектов.

Результаты освоения программы:

Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью

проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на

наблюдениях за детьми.

Возрастные особенности детей:

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста:

Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным

и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.

Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой среднего возраста, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно – чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам.

Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию

и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных

объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Таким образом, эколого-педагогическая работа, с детьми старшей группы базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологический кружок "Юный эколог" разработан воспитателями Поповой А.Ф. и Гулиевой Н.А. для детей 4-5 лет с целью формирования экологической культуры дошкольников посредством игровой деятельности.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Экологический кружок

Воспитатели: Попова А.Ф.

В. А. Сухомлинский.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема

современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образованиелюдей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения,включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так какв этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающейдействительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели птиц, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в детском саду.

Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее приемлемым методом обучения является дидактическая игра.

Экологические игры- это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Цель кружка:

Формирование экологической культуры дошкольников посредством игровой деятельности.

1.Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края, малой Родины.

2.Формировать представления о традициях, праздниках коренных жителей малой Родины.

3. Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.

3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.

4. Формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.

5. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

Методы, используемые для реализации работы кружка:

1. Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки, экологические тропы;

- показа сказок, театрализованных представлений (детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

2. Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

3. Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (подвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр – драматизаций , музыкальных игр.)

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров, праздников;

4. Практические методы:

- организация продуктивной деятельности детей (создание атрибутов, гербариев растений, коллекций для сюжетно- ролевых игр)

- постановка сказок, отрывков литературных произведений.

1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка лука, цветов.).

3.Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Критерии результативности обучения:

-представления о сезонных изменениях;

- представления о диких животных нашего края;

- знания о деревьях и кустарниках:

- знания об овощах и фруктах, ягодах;

- умения называть предметы окружения, их назначения свойства;

- бережное отношение к природе;

- знания о правилах поведения в природе;

- знание экологических игр;

Расписание работы:

Количество занятий- 1 раз в неделю

Возраст детей - 4-5 лет

Количество детей -21

Место проведения- группа, территория детского сада

Участники кружка- дети, воспитатели, родители, инструктор по физической культуре, муз работник.

Тема занятий

Программное содержание

Формы работы

1.Берёзовский район – наша малая Родина.

Развивать интерес к изучению родного края, воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

(Обухова Л.А. стр.6)

Уточнять и расширять представление детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

(Обухова Л.А стр5. Соломенникова О.А. стр.28)

Закреплять представление детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.

(Обухова Л.А., стр. 29)

Накапливать впечатления о деревьях: учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Расширить представления о дереве, его качествах и свойствах

3.Прохождение экологической тропы (Соломенникова О.А. Стр. 33)

Расширять представления об осенних изменениях в природе

Экскурсия по территории детского сада.

(Обухова Л.А., стр.54)

Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой, подорожником. Воспитывать бережное отношение к растениям.

(Обухова Л.А. ,стр.23)

Продолжить знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, синичка, грач, голубь).

Познакомить детей с достопримечательностями поселка.

3. П / игры народов Севера.

Развивать речь через театрализованную (художественную) деятельность

Показ сказки детям 2 мл группы, родителям.

(Соломенникова О.А., стр. 41)

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой.

(Обухова Л.А., стр.14)

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают).

Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

(Уточнить представления о свойствах снега и познакомить с его защитными свойствами)

Обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года

Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой; вода прозрачная, но может менять окраску, имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества). Расширять знания детей о значении воды внашей жизни.

(Обухова Л.А., стр.12)

Познакомить с аквариумными рыбками. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.

Знакомство с бытом северных народов детей через игры

(Обухова Л.А., стр.23)

Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Воспитывать любовь и заботу к животным.

(Обухова стр. 25, Соломенникова

Закрепить названия знакомых растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растения, отмечая

различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

(Обухова стр. 46)

Сформировать у детей представление о реке Сосьва;

Дать представление о водоёмах (пруд, болото, озеро, река, море).

Расширить кругозор детей посредством ознакомления с образом жизни, традициями коренных народов Севера

Показ сказки детям средней группы, родителям.

(Петрова Е.И. стр.43)

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

(Соломенникова О.А. стр. 43)

Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

(Обухова Л.А. стр.21)

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта

4. Продуктивная деятельность: Посадка лука.

Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по строению, запаху, окраске. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.

4. Песок и его свойства

5.Экологическая тропа весной

(Соломенникова О.А. стр. 66)

Расширять представления о сезонных изменениях в природе.

Экскурсия по территории детского сада.

Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Дать представление о суше и водном пространстве,разнообразие рельефа земной поверхности, видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах.

3.Праздник Птиц.

Продолжать закреплять знания о природе, развивать познавательный интерес к жизни пернатых друзей

(Соломенникова стр 59, Обухова)

Расширять представления о насекомых. Закреплять знания о строении насекомых

1.Экологическая тропа весной

Расширять представления о сезонных изменениях в природе. Формировать бережное отношение к природе.

Закрепить умение ухаживать за растениями; воспитывать отношение к растениям как к живым существам.

Закрепить знания детей о природе нашего края.

Список литературы:

5. Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников, Москва 2005

Читайте также: