Констан адольф краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Элленора, так зовут подругу графа, обладает возвышенными чувствами и отличается меткостью суждений. Все в обществе признают безупречность её поведения.

Явившись взору Адольфа в ту минуту, когда сердце его требует любви, а тщеславие — успеха в свете, Элленора кажется ему достойной того, чтобы её домогаться. И старания его увенчиваются успехом — ему удается завоевать сердце женщины,

В первое время Адольфу кажется, что с тех пор, как Элленора отдалась ему, он еще больше любит и уважает её. Но вскоре это заблуждение развеивается: теперь он уверен, что любовь его благотворна только для Элленоры, что он, составив её счастье, сам по-прежнему несчастен, ибо губит свои таланты, проводя подле любовницы все свое время. Письмо отца призывает Адольфа на родину; слезы Элленоры вынуждают его отложить отъезд на полгода.

Наконец Адольф уезжает к отцу. Элленора, несмотря на его протесты, приезжает к нему в город. Узнав об этом, отец Адольфа грозится выслать её за пределы владений курфюста. Возмущенный отцовским вмешательством, Адольф примиряется со своей любовницей, они уезжают и поселяются в маленьком городке в Богемии. Чем дальше, тем больше Адольф тяготится этой связью и томится от безделья.

Граф П. предлагает Элленоре вернуться к нему, но она отказывается, отчего Адольф чувствует себя еще более обязанным своей возлюбленной, и одновременно еще сильнее стремится порвать с ней. Вскоре у Элленоры вновь появляется возможность изменить жизнь: её отец восстановлен во владении своими поместьями и зовет её к себе. Она просит Адольфа поехать с ней, но тот отказывается, и она остается. В это время отец её умирает, и, дабы не испытывать угрызений совести, Адольф едет вместе с Элленорой в Польшу.

Они поселяются в поместье Элленоры близ Варшавы. Время от времени Адольф бывает у давнего друга своего отца, графа Т. Страстно желая разлучить Адольфа с его любовницей, граф пробуждает в нем честолюбивые мечты, вводит в общество, постоянно выставляет Элленору в неприглядном свете. Наконец Адольф письменно обещает ему порвать с Элленорой. Однако, вернувшись домой и увидев слезы своей верной возлюбленной, он не осмеливается исполнить обещание.

Тогда граф Т. письменно уведомляет Элленору о решении, принятом молодым человеком, подкрепив свое послание письмом Адольфа. Элленора тяжело заболевает. Адольф узнает о поступке графа Т., негодует, в нем пробуждается чувство противоречия, и он не покидает Элленору до последнего её вздоха. Когда же все кончено, Адольф вдруг понимает, что ему мучительно не хватает той зависимости, от которой он все время хотел избавиться.

Элленора, так зовут подругу графа, обладает возвышенными чувствами и отличается меткостью суждений. Все в обществе признают безупречность её поведения.

Явившись взору Адольфа в ту минуту, когда сердце его требует любви, а тщеславие — успеха в свете, Элленора кажется ему достойной того, чтобы её домогаться. И старания его увенчиваются успехом — ему удается завоевать сердце женщины,

В первое время Адольфу кажется, что с тех пор, как Элленора отдалась ему, он еще больше любит и уважает её. Но вскоре это заблуждение развеивается: теперь он уверен, что любовь его благотворна только для Элленоры, что он, составив её счастье, сам по-прежнему несчастен, ибо губит свои таланты, проводя подле любовницы все свое время. Письмо отца призывает Адольфа на родину; слезы Элленоры вынуждают его отложить отъезд на полгода.

Наконец Адольф уезжает к отцу. Элленора, несмотря на его протесты, приезжает к нему в город. Узнав об этом, отец Адольфа грозится выслать её за пределы владений курфюста. Возмущенный отцовским вмешательством, Адольф примиряется со своей любовницей, они уезжают и поселяются в маленьком городке в Богемии. Чем дальше, тем больше Адольф тяготится этой связью и томится от безделья.

Граф П. предлагает Элленоре вернуться к нему, но она отказывается, отчего Адольф чувствует себя еще более обязанным своей возлюбленной, и одновременно еще сильнее стремится порвать с ней. Вскоре у Элленоры вновь появляется возможность изменить жизнь: её отец восстановлен во владении своими поместьями и зовет её к себе. Она просит Адольфа поехать с ней, но тот отказывается, и она остается. В это время отец её умирает, и, дабы не испытывать угрызений совести, Адольф едет вместе с Элленорой в Польшу.

Они поселяются в поместье Элленоры близ Варшавы. Время от времени Адольф бывает у давнего друга своего отца, графа Т. Страстно желая разлучить Адольфа с его любовницей, граф пробуждает в нем честолюбивые мечты, вводит в общество, постоянно выставляет Элленору в неприглядном свете. Наконец Адольф письменно обещает ему порвать с Элленорой. Однако, вернувшись домой и увидев слезы своей верной возлюбленной, он не осмеливается исполнить обещание.

Тогда граф Т. письменно уведомляет Элленору о решении, принятом молодым человеком, подкрепив свое послание письмом Адольфа. Элленора тяжело заболевает. Адольф узнает о поступке графа Т., негодует, в нем пробуждается чувство противоречия, и он не покидает Элленору до последнего её вздоха. Когда же все кончено, Адольф вдруг понимает, что ему мучительно не хватает той зависимости, от которой он все время хотел избавиться.

Пересказала Е. В. Морозова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 848 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

В начале прошлого столетия неизвестный путешествовал по Италии. Остановившись в каком-то провинциальном городке, он знакомится с грустным юношей. Когда юноша заболевает, путешественник не отходит от него, ухаживая за ним и леча его. Поправившись, в знак благодарности юноша дарит ему свою рукописи. Этой рукописью оказался дневник Адольфа – именно так звали юношу. Путешественник, решив, что записи в дневнике не ущемляют ничьих интересов, публикует его.

Адольф выпускник университета в Гёттингене. Среди студентов он был наиболее сообразительным и талантливым. Отец Адольфа, суровый и строгий мужчина, считал, что у сына впереди большое будущее.

Адольф хочет, чтобы его любили, но ни одна женщина не приходится ему по вкусу. Однажды, будучи в гостях у графа П., он встречает там любовницу графа – смазливую польку, отнюдь не молодую. Несмотря на своё шаткое положение, эта женщина свободна душой и обладает большим сердцем. Они вместе с графом уже десять лет, и она не только радуется вместе с ним его успехам, но и сопереживает ему в неудачах.

Подругу графа зовут Эллеонора. Она образована, тонко чувствует, и остра на язык. Все ценят то, как безупречно она ведёт себя в обществе.

Адольф встречает её именно тогда, когда он острее всего нуждается в любви, а его тщеславие требует светских успехов. Элленора кажется ему наиболее выгодной пассией для удовлетворения обоих желаний. Он старательно ухаживает за ней, и ему вскоре отвечают взаимностью.

Сначала Адольф витает в облаках, добившись Элленоры, он начинает ещё больше любить и ценить её. Но позже он признаёт, что это однобокие отношения: в них счастлива только Элленора, а он лишь благородно является частью её наслаждений. Сам же он предельно несчастен, тратя время на любовницу, вместо того чтобы развивать свои таланты. Адольфу приходит письмо от отца, в котором он просит сына вернуться домой. Элленора слезами заставляет его остаться ещё на полгода.

Влюбившись в Адольфа, Элленора расстаётся с графом П., а вместе с ним и со своим богатством и влиянием, которые она зарабатывала много лет своей преданностью. Теперь, общаясь с ней, мужчины проявляют какое-то неуважение. Адольф благодарен Элленоре за жертву, но вместе с тем хочет от неё поскорее избавиться: он устал от этой любви. У него не хватает духа прямо сказать Элленоре о своих чувствах. Вместо этого он начинает публично называть всех женщин лицемерками и деспотами, чем вызывает ненависть всего общества. Элленору же начинают жалеть, но уважения к ней это не прибавляет.

Наконец Адольф едет к своему отцу, запрещая Элленоре следовать за ним. Но, несмотря на все запреты, она приезжает в город. Узнав о её приезды, отец Адольфа грозит ей выселением за пределы его владений. Адольф негодует из-за поведении отца. Он мирится с Элленорой и вместе уезжают жить в захолустный городок в Богемии. Но это только усугубляет положение Адольфа: ему и вовсе становится тяжко от постоянного безделья.

Граф П. предлагает Элленоре последний шанс быть с ним, она снова отвергает его. Адольф чувствует себя сильно обязанным ей, но в душе ему хочется поскорее отделаться от неё. Потом Элленоре выпадает ещё один шанс на изменение жизни: её отцу вернули право на управление поместьями, и он приглашает дочь к себе. Адольф отказывается ехать с ней к нему. Элленора тоже остаётся, будучи не в силах покинуть своего любовника. Тем временем её отец скончался от сердечного приступа. Чтобы его не мучила совесть, Адольф соглашается поехать с любовницей в Польшу.

Там они останавливаются в усадьбе Элленоры, которая находится под Варшавой. Иногда Адольф посещает отцовского старого друга, графа Т. Тот мечтает о том, чтобы Адольф и Элленора расстались, и начинает играть на его тщеславии: он приглашает его в общество, постоянно поливает Элленору грязью. Наконец Адольф в письме выражает своё обещание о том, что скоро с этой женщиной всё будет кончено. Но вернувшись домой, он видит свою верную Элленору всю в слезах, и не в силах сказать ей правду.

Граф Т. оповещает Элленору о том, что собрался сделать Адольф, и пересылает ей письмо её любовника. После этого Элленора слегла. Узнав о том, что натворил граф Т., Адольф в бешенстве, его разрывают противоречия, но он не в силах покинуть Элленору до самого её конца. Когда она умерла, Адольф вдруг осознаёт, что внутри у него пусто без той привязанности, от которой он стремился избавится несколько лет.

Перед смертью Элленора пишет письмо, в котором рассказывает, что жестокий Адольф заставлял её первой закончить их отношения. Но поскольку она не может жить без своего возлюбленного, ей проще умереть. Осиротелый Адольф уезжает в путешествие. Когда он отверг ту, которая его любила, он не может в полной мере распоряжаться той свободой, которая ему выпала.

Автор публикации дневника Адольфа делает в конце философскую вставку: суть человека – это его характер. Если мы сами не можем изменить себя, то мы нигде не сможем от себя спрятаться.

Роман повествует о молодом человеке по имени Адольф, который от скуки и тщеславия решил добиться любви знатной дамы. Вскоре он получил желаемое, но счастья ему это не принесло.

За минуту

Неизвестный путешественник в одном из городков знакомится с печальным юношей Адольфом, который перед смертью отдает ему свои дневники. Путешественник решил опубликовать записи.

Адольф был умен и сообразителен, с блеском окончил университет в Геттингене, после чего отправился в город Д., ко двору одного влиятельного князя. Вскоре молодой человек знакомится с любовницей графа П. — очаровательной и остроумной, но далеко не юной женщиной. Адольф начинает добиваться Элеоноры и быстро влюбляет в себя женщину.

Адольфу сначала льстит любовь дамы, но позже он начинает тяготиться ею. Элеонора же ради любимого бросает любовника-графа. Адольф привозит любовницу в поместье к отцу, но старик не рад отношениям сына. Молодой человек никак не может расстаться с надоевшей любовницей. В итоге Элеонора узнает, что Адольф хочет ее бросить, заболевает и умирает. “Освободившемуся” молодому человеку теперь не хватает обожавшей его женщины. Он без цели путешествует по миру.

Как уже отмечалось, определение сущности романной структуры предполагает в первую очередь ориентацию на ситуативное своеобразие, которое обусловливает и ряд его особенностей: характер психологизма, тип монологизма и т. д.

Адольф умен, образован, готов к какой-то деятельности и в то же время замкнут в себе, ничем не занят, полон критицизма. Оказавшись в небольшом городке, в среде местной аристократии, он ощущает пустоту своей жизни, но не стремится к общению с обществом. Критические настроения, видимо, отдаляют его от окружающих, склонность к анализу заставляет рефлексировать по поводу мира и себя самого. Встретившись с интересной и незаурядной женщиной, он увлекается ею отчасти искренне, отчасти из тщеславия. Добившись ее любви, он превращает ее и свою жизнь в цепь бесконечных страданий и пыток, которые продолжаются до смерти возлюбленной, т. е. три года. Повествование, ведущееся от лица героя, и посвящено воспроизведению его отношений с героиней, а главное, его состояний — сложных, изменчивых, противоречивых, мучительных. Герой стремится анализировать свой внутренний мир — так возникает рефлексия по поводу своей жизни.

Естественно, что материал романа и аналитический подход к нему создают почву для психологизма. Что говорит и о чем свидетельствует психологический анализ, предлагаемый как бы самим героем? Что видится в нем автору?

Во-первых, конечно, сложность и неповторимость человеческой психики, смена эмоций и состояний, вызванная и объясняемая всегда непростыми отношениями двух влюбленных, особенно если один из них уже пережил тяжелую драму — в таком положении находится Элеонора. Такого рода отношения порождают у героя неустойчивость настроения, неуравновешенность и нервозность, раздражение и агрессивность, которые фиксирует герой в самом себе.

Вероятно, причина его бесконечных метаний заключается не только в сложности его отношений с возлюбленной, но и в конфликтности с обществом. Герой подчас и не замечает, что в его сознании сосуществуют и противоборствуют две тенденции — тенденция утвердить, отстоять себя как независимую личность и, обратная ей, тенденция разделить с обществом его принципы и представления. Первая из них исходит из его критицизма и трезвого отношения к миру, вторая — из потребности сохранить с этим миром гармоничные отношения.

Подобные метания были свойственны и герою романа, только обстоятельства, которые сформировали его характер и продолжали объективно влиять на него, как бы вынесены за рамки сюжета. Они должны домысливаться читателем, видящим героя в отношениях с Элеонорой и чуть-чуть с тем обществом, которому он принадлежит. Ему кажется, что требовательность и настойчивость Элеоноры вызывают его недовольство и раздражение. На самом деле причина — в его неудовлетворенности, критицизме, неуравновешенности, которые мотивируются его отношениями со светом, желающим приручить его, в то время как герой хочет обрести свободу и независимость. Не случайно тяга к свободе и в то же время к Элео­норе усиливается тогда, когда общество требует от Адольфа соблюдения принятых принципов.

Сущность позиции героя особенно четко обнаруживается в финале. Расставшись с Элеонорой, точнее, потеряв ее, Адольф оказывается свободным и получает полную возможность для реализации своих сил и способностей, которой ему якобы не хватало. Однако, приобретя свободу, ой осознал, что потерял самого дорогого ему человека, духовно близкого, родного, любимого. Женитьба на девушке из своего круга оказалась не нужной, идея деятельности тоже. Он почувствовал себя еще более страдающим и одиноким. Но для понимания этого потребовались три года, полных страданий и потерь, и, наконец, смерть Элеоноры. Итог, к которому автор привел своего героя, печален и безысходен, но вполне логичен.

С большим мастерством автор показывает нравственную позицию Адольфа, которая проявляется в его поведении, а более всего — в отношении к близким. Добившись любви Элеоноры, спровоцировав ее уход из дому, Адольф не хочет понять своей роли в ее судьбе и своих обязанностей по отношению к ней, особенно моральных. Сухость и эгоизм преобладают у него над добротой и человечностью, а страдания, причиняемые Элеоноре, превосходят его собственные Переживания. Комментарии путешественника и так называемого издателя, за которыми непосредственно стоит автор, показывают, что он видит нравственные изъяны своего героя, но приводит его к осознанию своей позиции лишь в конце романа, что как бы снимает часть вины с Адольфа, но не оправдывает его окончательно.

Сосредоточенность на личностном мире двух героев концентрирует и организовывает материал, приводя к локализованности сюжета, отсутствию сюжетных излишеств, краткости и лаконичности повествовательной структуры. Сочетание указанных свойств с так называемой интенсивностью в развитии действия подразумевает два: момента — концентрированность материала, преодоление рассредоточенности, характерной для авантюрного романа, во-первых, и определенный тип организации сюжетного материала, во-вторых. Интенсивность во втором смысле означает развитие действия за счет внутренних толчков, в силу чего оно движется как бы само собой и приводит к образованию концентрического сюжета, т. е. сюжета с явно выраженными причинно-следственными связями между эпизодами и завершающей их развязкой. В качестве внутренних сил в данном случае выступают отношения самих героев, их симпатии и антипатии, заставляющие их то сближаться, то отталкиваться и таким образом все время взаимодействовать друг с другом, образуя единую цепочку тесно связанных эпизодов.

Таким образом, в этом варианте европейский роман лишен широты и объемности. Но Б. Констан умело использовал возможности повествовательной формы для реализации романной ситуации. Не претендуя на воспроизведение широкой картины жизни и сосредоточившись на внутреннем состоянии героев, он создал произведение, которое в те годы заслужило высокую оценку Пушкина.

Л-ра: Эсалнек А. Я. Внутрижанровая типология и пути её изучения. – Москва, 1985. – С. 102-108.

Читайте также: