Экологический подход к содержанию животных в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Экологически правильное содержание животных - это создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания: отведение достаточно большого пространства (наземного, воздушного, почвенного, водного); оснащение помещения (вольера, аквариума, террариума) соответствующей атрибутикой из природного материала; создание необходимого температурного режима; подбор нужных кормов. Такие условия являются наиболее гуманным способом содержания животных, что важно с точки зрения нравственного воспитания детей. В таких условиях животные активны, поэтому можно организовать наблюдения разных сфер их жизни: питания, гнездостроения, передвижения, выращивания потомства и др. В таких условиях дети могут проследить приспособительные особенности животных: маскировочную окраску, запасание кормов, заботу о потомстве, гнездостроение и др.

Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работниками дошкольных учреждений экологического подхода к жизни растений и животных и особенностей методики экологического воспитания детей.

Экологическая среда в ДОУ – это, прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей. Воспитателям и другим сотрудникам детского сада необходимо знать экологические особенности каждого объекта природы – его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

По мнению Николаевой С.Н., в дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:

- безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);

Одним из важных факторов формирования экологической культуры дошкольников является принцип экологического похода к содержанию животных в детском саду.

По определению Снакина В.В., экологический подход – это общенаучный подход, ориентирующий в первую очередь на исследование и отражение отношений и взаимодействия организмов и в частном случае человека с окружающей средой.

Четкое соблюдение экологического подхода к объектам экологической среды в детском саду позволит детям видеть:

1) неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;

2) морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;

3) появления нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;

4) специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов;

5) многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.

По мнению Николаевой С.Н., экологический подход к живым объектам означает экологически правильное содержание животных, т.е. создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания:

- отведение достаточно большого пространства (наземного, воздушного, почвенного, водного);

- оснащение помещения (вольера, аквариума, террариума) соответствующей атрибутикой из природного материала;

- создание необходимого температурного режима;

- подбор нужных кормов.

Такие условия являются наиболее гуманным способом содержания животных, что важно с точки зрения экологически - нравственного воспитания детей.

В таких условиях животные активны, что позволяет организовать наблюдения разных сфер их жизни: питания, гнездостроения, передвижения, выращивания потомства и т.д. В таких условиях дети могут проследить приспособительные особенности животных: маскировочную окраску, запасание кормов, заботу о потомстве и другие моменты из жизни животных.

Самый распространенный объект экологической среды в ДОУ – аквариум с рыбами. Детей любого возраста можно привлечь к наблюдению и уходу за ними.

Правильно оборудованный и заселенный аквариум, в котором сложилось биологическое равновесие, - и красивое зрелище, и гармоничная экосистема, в которой хорошо себя чувствуют все живые существа.

Кроме самых общих требований к оформлению, которые обеспечивают равновесие в аквариуме необходимо учитывать видовой состав его обитателей. Разный образ жизни различных рыб накладывает отпечаток на создание условий для них. Это очень важный момент. Экологическое воспитание как раз и заключается в том, чтобы показать им своеобразие строения и поведения водных обитателей, их приспособленность к разным условиям водной среды.

Частыми обитателями уголков природы в ДОУ бывают птицы (канарейки, попугайчики, амадины, рисовки (рисовые воробьи). Их содержат в больших клетках (или вольерах): им нужно воздушное пространство для полета или порхания. Клетка должна быть установлена в светлом, спокойном месте.

Экологически значимое условие для содержания птиц – это чистый сухой песок, который кладут на дно клетки. У птиц нет зубов, пища перетирается в желудке при помощи песчинок и мелких камушков, которые они глотают.

Разнообразные корма – еще одно важное условие жизни птиц.

Соблюдение определенных жизненно важных условий необходимо для содержания морских свинок и хомячков, а также для самых распространенных представителей живых уголков – черепах.

Экологический подход необходим не только при содержании животных, но и для растений.

Главными факторами, определяющими жизнь растений, их рост и развитие, является свет, влага, тепло, питательная среда, почва, воздух. Как отмечают ученые – естествоиспытатели, экологически значимый фактор для нормальной жизнедеятельности комнатных растений – человеческий. Только при благоприятных взаимоотношениях, в спокойной обстановке и при общении людей, в частности детей, с растениями, представители флоры хорошо себя чувствуют: цветут и благоухают.

Экологически правильное содержание комнатных растений не может быть осуществлено без знания их биологических потребностей и происхождения, мест их природного обитания.

Таким образом, создание и поддержание экологической среды в ДОУ, а также соблюдение принципа экологического подхода к содержанию живых объектов являются важным условием формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

1. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб., 1998.- Изд. 2-е, перераб. и доп.

2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. –М., 2009.

3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. –М., 2005.

4. Пантелеев Г.Н. Эстетика участка дошкольного учреждения. М., 1988.

5. Рыжова Н.А. На экологической тропинке // Дошкольное воспитание. 2000, №4.

6. Рыжова Н.А. Экологический паспорт дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание. 2000, №2.

7. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды // Дошкольное воспитание. 1999, №3.

ЛЕКЦИЯ № 6. Общая характеристика методов и форм экологического образования

1. Разнообразие методов и форм экологического образования детей.

2. Значение и место занятий в системе работы. Виды и типы занятий по ознакомлению с природой.

1. Разнообразие методов и форм экологического образования детей.

В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей: занятия, экскурсии (природоведческие и сельскохозяйственные), прогулки (целевые и повседневные), элементарная поисковая деятельность, наблюдение и труд в уголке природы и на участке детского сада, праздники и развлечения и т.д. Занятия и экскурсии про­водятся со всеми детьми или с подгруппами детей. Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально.

Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).

Методы обучения — это способы совместной деятель­ности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется фор­мирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

В экологическом образовании детей широко используются все указанные методы.

К наглядным методам относятся наблюдение, рас­сматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диа­фильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей пол­нотой соответствуют возможностям познавательной деятельнос­ти детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы — это игра, элементарные опы­ты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предме­тами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы — это рассказы воспитателя и де­тей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

В работе по экологическому образованию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, кото­рые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует ис­пользования разнообразных методов. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда — при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.

В последние годы в экологическом образовании дошкольников используются нетрадиционные формы организации педагогического процесса: уроки доброты, обсуждение и проигрывание экологических ситуаций, уроки мышления, экологические экскурсии, экологический музей, работа на экологической тропе, составление экологического паспорта ДОУ и др.

Уроки доброты.Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы. Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботься о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.

Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.

Длительность уроков не регламентируется (от одной до нескольких минут в зависимости от настроенности ребенка на заданную тему).

· Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них рассердился. Почему?

· Дети принесли в живой уголок маленького и беспомощного птенца. Что ты скажешь им? Вырази свое отношение к их поступку.

Не следует забывать: познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием ими природы.

Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, органичным включением художественных произведений способствует формированию у детей чувства природы.

Коллекционировать можно все что угодно: запахи, звуки, краски природы… открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.

Экологические выставки и экспозиции.Цель их– ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям. Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и со взрослыми.

Экологический музей.Является для ребенка настоящей школой природы. В музее уместны следующие экспозиции:

─ растительный мир (гербарий);

─ редкие, исчезающие виды растений и животных (альбомы и фотографии);

─ минералы и горные породы (коллекции детей);

─ вода, ее использование; охрана (иллюстрации);

─ зеленая аптека (лекарственные травы);

─ экологические катастрофы и бедствия (альбомы, иллюстрации).

Экологические наблюдения.Их цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе. Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, в наблюдаемых за растениями можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения, связанные с названием); классификация (дерево, кустарник, травянистое растение); внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; среда обитания; растение как место обитания животных; растение как пища для животных; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека; как человек помогает растениям; правила поведения в природе. В наблюдениях за животными целесообразно выяснить следующее: название (интересные сведения, связанные с названием); внешний вид, особенности; классификация (насекомые, птицы, рабы, млекопитающие); способ передвижения, приспособление конечностей к способу передвижения; способ добывания пищи, приспособление к способу добывания пищи; пища; среда обитания, приспособление к среде обитания; размножение; взаимосвязи, существующие в природе; значение в жизни человека; роль человека в жизни животных; правила поведения в природе.

Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности.

Практическая деятельность детей. Ее цель – закрепление норм поведения разумного ограничения потребностей для сохранения окружающей среды во всех ее взаимосвязях.

Дети обычно участвуют в уборке территории, ее благоустройстве, посадке деревьев, кустарников. Они могут ухаживать за слабыми и больными деревьями на участке, за муравейниками, подкармливать птиц. Могут расставить природоохранные знаки, разъяснить их значение малышам. Особое значение имеют трудовые десанты, рейды, которые планируются примерно раз в неделю.

Экологические тропы.В любом заповеднике есть строго определенные места для пешеходного движения. Это позволяет оставлять окружающую природу в девственной неприкосновенности и любоваться нетронутыми красотами. В условиях города в качестве экологических можно использовать тропы в парке или на озелененном участке детского сада. Что может увидеть ребенок на такой тропе? Деревья, растения, в том числе занесенные в Красную книгу, муравейники; холмики крота; кузницу дятла; формы рельефа, горные породы, почвы и другие компоненты ландшафта. А также транспортные магистрали, сельскохозяйственные угодья, архитектурные сооружения, которые помогут показать, как человек влияет на природу и решает проблемы ее охраны. Чтобы тропа действительно помогла воспитывать детей экологически, необходимо особое внимание уделять правилам поведения в природе.

Экологические карты.Дети любят путешествовать, открывать неизвестные земли. Сначала это путешествия по территории детского сада, затем по ближайшим окрестностям. И, как настоящие путешественники-исследователи, дети составляют экологические карты. Они заполняются постепенно. Используются простейшие условные обозначения и рисунки, придуманные детьми. Читая карту, можно узнать, сколько деревьев растет около дороги; где участки земли чище: у торговых точек или около школы, детского сада, кинотеатра и почему; где возникают свалки; где проложены асфальтовые дорожки; где земля вытоптана. На картах отмечают места, где произрастают дикорастущие и культурные растения. Рассматривая карту, дети размышляют на такие темы, как: какие растения растут в местах озеленения и какие вдоль дороги, вдоль дороги? Каким образом они приспособились к условиям окружающей среды? И т.д.

Широко применяются в практике школьных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Экологический подход к содержанию животных в детском саду


Экологически правильное содержание животных - это создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания: отведение достаточно большого пространства (наземного, воздушного, почвенного, водного); оснащение помещения (вольера, аквариума, террариума) соответствующей атрибутикой из природного материала; создание необходимого температурного режима; подбор нужных кормов.

Аквариум и его обитатели

Главное условие создания такой миниэкосистемы - большой аквариум вместимостью 60-100 литров. В комнате природы, холле, зимнем саду или в другом специально отведенном месте может быть установлен аквариум еще больших размеров - на 150-500 литров. Следует помнить: чем больше аквариум, тем быстрее создается в нем равновесие, тем легче оно поддерживается.

Аквариум - модель пресноводного водоема, поэтому и грунт должен быть соответствующим. . Самый хороший грунт - речной: крупный песок или мелкая галька.

Сверху аквариум плотно прикрывают стеклом: вода меньше испаряется, не пылится, не покрывается пленкой, а рыбам достаточно той прослойки воздуха, которая имеется между водой и стеклом. Стекло должно состоять из двух частей - основной, закрывающей почти весь аквариум, и дополнительной полоски из оргстекла, которой прикрывается тот край аквариума, где располагается кормушка. Эту полоску дети безопасно для себя могут самостоятельно снимать и класть обратно во время кормления рыб.

На каждом аквариуме обязательно должны быть установлены рефлекторы (один или два) - они дают возможность регулировать степень освещенности. Рефлекторы с лампами по 25 свечей включают в пасмурные дни в любое время года; утром и вечером - в осенне-зимний период, когда световой день короткий; днем - во всех случаях, когда растениям не хватает света. Освещение делает аквариум красивым и создает хорошие условия для наблюдений.

В декоративных целях используются речные камни и коряги.

Всё наполнение должно быть чистым, хорошо промытым.

Аквариум не следует перенаселять - это одно из главных условий нормальной жизни его обитателей. Желательно придерживаться следующей нормы: в 60-литровом аквариуме могут жить либо 1-2 крупные рыбы (например, золотые), либо 15-18 небольших рыбок (типа гуппи, меченосцев).

Ежедневный уход за аквариумом заключается в следующем: включить свет, посмотреть, все ли обитатели живы и здоровы, покормить их.

Ежедневная порция корма. Она определяется для каждого аквариума опытным путем. Рыбам следует давать такое количество корма, которое будет съедено за 20-30 минут. В первое время, когда норма еще не определена, надо обязательно убирать избыток корма со дна и с поверхности воды.

Кормление рыб. Кормить рыбок необходимо разнообразным кормом. Они охотно едят сырое мясо и рыбу; некоторые из них (разновидности золотых рыбок, карась, верховка, барбус, тетра) едят сырые или вареные овсяные хлопья "геркулес", отмытые от мучнистых частиц, обваренную кипятком манную крупу, мелкие крошки сухого печенья типа галет.

Мясо и рыбу дают в сильно измельченном виде. Кусочек в несколько граммов режут ножницами, прополаскивают в воде, чтобы удалить сок, и маленькими порциями дают рыбкам. Следует использовать любую возможность, чтобы покормить их живым кормом: трубочником, мотылем, дафниями, циклопами.

Раз в неделю в аквариуме делают текущую уборку: снимают с помощью листа бумаги пленку с поверхности воды; удаляют со дна грязь, скопившуюся за неделю; срезают ножницами отмершие и пожелтевшие листья растений; очищают переднее стекло от водорослей; доливают отстоянную воду; протирают наружные стенки аквариума и стекло, которым он накрыт.

В конце каждого месяца кроме этого нужно сделать следующее. Протереть пальцами листья крупнолистных растений, стряхнуть налет с мелколистных. Удалить лишние растения, если они сильно разрослись и мешают наблюдать за рыбами. Убрать лишних улиток. Счистить скребком беловатый налет солей на верхней части стенок аквариума, выступающих из воды.

Один раз в год следует делать генеральную уборку аквариума с частичной сменой воды, с промывкой растений и грунта. Порядок действий во время уборки следующий. Сначала шлангом слить треть или половину всего объема воды из верхних и средних слоев .


  1. водной экосистеме (ее компоненты, их взаимосвязь и взаимозависимость, роль труда в поддержании равновесия в ней);

  2. приспособленности строения и поведения рыб к водной среде обитания;

  3. разнообразии образа жизни и поведения рыб (хищные, мирные; стайные, одиночные); :

  4. разных экологических нишах одной экосистемы (рыбы разных слоев воды: донные, средних и верхних слоев воды);

  5. отличии домашних декоративных рыбок от диких рыб различных водоемов;

  6. многообразии водных обитателей (на примере рыб, лягушек, креветок, улиток), их приспособленности к водной среде обитания;

  7. размножении икрой (живорождение), росте и развитии мальков, в отдельных случаях заботе родителей о потомстве;

  8. рыбах как живых существах, их сходстве между собой.

Их содержат в больших клетках (или вольерах): им нужно воздушное пространство для полета или порхания. Клетка должна быть установлена в светлом, спокойном месте. Птицы бодрствуют в световой день, поэтому они активны при ярком свете. Птицы очень пугливы и осторожны - в неудачно расположенной клетке (например, на проходе или в игровом уголке) у них постоянно тревожное состояние (в отдельных случаях испуг может вызвать шок и гибель). Не следует также располагать клетку под фрамугой: птицы не выносят сквозняков.

На дно клетки кладут чистый сухой песок - это экологически значимое условие: у птиц нет зубов, пища перетирается в желудке при помощи песчинок и мелких камушков, которые они глотают. Песок в небольшом количестве запасают летом. При ежедневной уборке в клетке его просеивают через сито - таким образом очищают от шелухи и помета.

В клетке должно быть несколько жердочек.

Постоянно должна быть чистая вода. Ее ежедневно меняют, наливая в 2-3 емкости: в поилку для питья, в бутылку для купания.

Важное условие жизни птицы - разнообразные корма. Птица не может долго оставаться голодной, поэтому в клетке всегда должна 1часть зерносмесь (особенно в выходные и праздничные дни). Кроме псе птице дают в небольшом количестве мягкие корма: крошки I порога, яйца, каши, белого хлеба, смоченного молоком, тертую морковь, кусочки яблока и других фруктов. Отдельно кладут мине-Iильную подкормку (древесный уголь, мел, скорлупу яиц). Круглый год птице следует давать зелень: веточки традесканции, пророщенный овес или другие злаковые.

За время работы в детском саду я, к сожалению, столкнулась с безразличием многих детей к маленьким и беззащитным существам - животным. Дет могут подойти и пнуть кошку. Дети не знают, почему нельзя громко дразнить собак, пугать кошек.

ВложениеРазмер
barinova_a.i._soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx 68.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное


воспитатель I кв.категории

Баринова Анна Ивановна

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Почему при общении детей с природой возникает противоречие: с одной стороны дети с большим интересом относятся к объектам природы, а с другой стороны проявляют равнодушие, а иногда жестокость?

За время работы в детском саду я, к сожалению, столкнулась с безразличием многих детей к маленьким и беззащитным существам – животным. Дети могут подойти и пнуть кошку. Многие дети не знают, почему в парке, в лесу нельзя громко кричать, слушать громкую музыку. Нельзя дразнить собак, пугать кошек.

К сожалению, и родители детей (особенно молодые) не соблюдают правила поведения в природе, этим самым нанося вред животным и птицам. А ведь именно они, родители, являются для своих детей образцом для подражания.

Перед нами, педагогами, стоит задача помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек (ребенок, воспитатель) играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.

Видя проблему : отсутствие у детей систематизированных знаний о домашних животных , необходимости заботиться и ухаживать (в доступной форме) за ними, и возникла идея подробного знакомства детей с домашними животными .

Я считаю, что тема моей педагогической работы актуальна для детей младшего возраста, так как необходимо с самого раннего возраста предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.

Целью моей работы является – Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными

  1. Расширять и систематизировать представления детей о домашних животных.
  2. Привитие детям природоведческих умений и навыков при взаимодействии с домашними животными (экологически грамотное поведение).
  3. Повышение уровня нравственно-экологической компетентности родителей.
  4. Обеспечить РППС по ознакомлению детей с домашними животными.
  • Предпосылки экологического сознания (соблюдает элементарные правила взаимодействия с животными).
  • Ознакомление с природой (узнает и называет некоторых домашних животных и их детенышей).


Знакомство с животным миром проводится не только на ООД, но и в повседневной жизни. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение книг о животных и дидактические игры в вечернее время – все мероприятия в комплексе должны обеспечить успешность работы.

В своей педагогической работе для решения задач по ознакомлению с животным миром я использую следующие методы и формы работы:

Во время наблюдения я задаю детям вопросы, уточняющие и обогащающие представления детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет, величина) и его проявлениях (движения, питание, издаваемые звуки).

Представления, накопленные, в результате наблюдений обогащают знания детей о животном мире.

Знакомя детей с животным миром, я использую разнообразный иллюстративно – наглядный материал: дидактические картины, сюжетные, репродукции с художественных картин. Картины дают возможность подробно рассмотреть животных, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении.

Так, после наблюдения за кошкой с котятами я провожу рассматривание соответствующей картины. Я учу детей узнавать кошку с котятами на картине. Видеть и называть некоторые характерные признаки животных (величину, цвет шерсти), части тела (глаза, уши, хвост, лапы), некоторые действия (спит, играет, лакает молоко и т. д.). С помощью иллюстративно – наглядного материала удаётся успешно обобщать и систематизировать знания детей.

Для ознакомления дошкольников с животным миром я использую мультимедийные презентации. Применение презентаций делает ООД привлекательным. Игровые компоненты, включенные в презентации, способствуют двигательной активности детей, активизируют познавательную деятельность и усиливают усвоение материала.

Большой интерес у детей вызывают озвученные презентации. Использование таких презентаций помогают заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане, что очень важно для наших детей.

Практика показывает, что использование презентаций, в работе с дошкольниками достаточна эффективна. Они дают широкие возможности педагогам разнообразить совместную деятельность детей и взрослых, заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане, поддерживают детскую инициативу и вызывают у детей эмоциональный отклик.

При ознакомлении детей с животным миром я использую рассказ, беседу, чтение художественной литературы, загадки, потешки.

Многие сведения о различных представителях животного мира дети получают во время рассказов воспитателя. Я считаю, что правильно поставленный вопрос, эмоциональное, точное обобщение знаний, вовремя использованное художественное слово – всё это имеет большое значение для расширения, уточнения и систематизации представлений детей. Рассказы можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки, во время рассматривания иллюстративного материала.

Художественная литература при ознакомлении детей с животным миром используется мной, прежде всего в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребёнка, но и на его чувства. Чтение художественной литературы помогает мне обогащать детей знаниями, искать ответы на многие вопросы.

Перед началом чтения я готовлю необходимый иллюстративно – наглядный материал. Я считаю, что малышам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно – наглядного материала.

Ещё я использую загадки, потешки, небольшие стихи.

Образный язык их помогает выделить особенности животного, усилить эстетическое восприятие. Так, во время наблюдения с помощью загадок, потешек, стишков возникают эмоциональные реакции детей. Загадки я использую перед началом непосредственного наблюдения.

  1. Практические методы
  1. Дидактические игры – это игры обучающие.

В своей работе я использую куб . Я прошу ребёнка найти и показать собаку, кошку, корову, изображенных на разных сторонах куба. Ребёнок поворачивает кубик, рассматривает, находит то, что нужно, радуется, когда

  1. Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

В своей работе я применяю ИОС с использованием игрушек-аналогов, т.е. таких игрушек, которые изображают домашних животных. Существует огромное разнообразие игрушек-животных (резиновые, пластмассовые, заводные и пр.) Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, образовательную деятельность, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе.

Игрушки-аналоги - это дидактические игрушки. В нашем детском саду есть наборы рыбок, курочка с цыплятами, котята и др. Они используются, как раздаточный материал в ходе образовательной деятельности. Прекрасными объектами для игровых занятий являются крупные мягкие игрушки, которые, хорошо передают натуру (кролик, собака, кошка и др.).

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде: полифункционален: способствует развитию творчества, воображения; вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Я включаю работу с лепбуком в разные виды деятельности: в совместную образовательную деятельность, в режимные моменты включаю загадки и занимательный материал, в организованную образовательную деятельность – рассматривание картинок: строение животных, питание. Также включала в самостоятельную деятельность детей - дети берут и играют в лото, рассматривают картинки животных, собирают целую картинку из частей и др.

Подвижные игры как средство экологического образования – это специально организованный процесс, содержание которого через выполнение двигательных действий позволяет познать окружающий мир.

В подвижных играх, в которых использовались имитационно-подражательных действия, дети воспроизводят знакомые им образы животных. Имитационно-подражательные движения развивают у дошкольников физические качества и двигательные способности, образное и творческое мышление, внимание и память, фантазию и т.д.

Осуществляя, работу по ознакомлению младших дошкольников с животным миром важным условием её эффективности является связь детского сада и семьи. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными: во многих домах держат собак, кошек, рыб и др.

Для этого я даю родителям рекомендации по использованию в условиях семьи художественной литературы природоведческого содержания, по организации совместно с взрослыми совместных наблюдений, игр. Давались практические советы по уходу за животными, их содержанию дома, организации живого уголка.

Кроме того, я советовала родителям не забывать давать положительную оценку любому проявлению детьми заботы, подавать собственный пример заботливого и бережного отношения к животным.

Цель данных музеев: знакомство детей с ролью собаки, кошки в жизни человека,

воспитание заботливого отношения к животному миру.

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Игрушки-собачки очень яркие, они находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности.


Подведя итоги сравнительного мониторинга и проведенной мной работы отмечено, что:

Читайте также: